27-31 июля в г. Барнауле будет проходить всероссийская рериховская конференция Новый мир. Община, Звенигород .

Подготовка к конференции.

2-5 января 2005 г. были совместные встречи оргкомитета по организационным вопросам. Обсуждалась режиссура открытия конференции. Было решено, что на этот раз будем поднимать три флага - Знамя Мира , Красное Знамя Майтрейи , Государственный флаг России . На заседании было предложено несколько вариантов гимна во время поднятия флага. Пока этот вопрос остаётся открытым. Приглашаем будущих делегатов принять участие в этом творческом процессе и предлагать свои варианты музыки и мистерии открытия. Исходные условия будут таковы: длительность действа не более 40 мин., включая 25 минут на вступительные слова почётных участников.

Достигнута предварительная договорённость с Государственным музеем истории, литературы, искусства и культуры Алтая о составлении графика экскурсий во время конференции по теме - Рерих и Гребенщиков . Стоимость экскурсии на одного человека будет ориентировочно 18 руб.

Надо сказать, что в указанном музее находится экспозиция, которая подарена директору музея самой Фосдик Зинаидой Григорьевной, ближайшей великой сотрудницей Рерихов. В следующих номерах нашей газеты мы поместим статью-обзор по всему рериховскому фонду, который хранится в музее. В экспозицию вошли личные вещи Е.И. и Н.К. Рерих, их книги, статуэтки, ценные монеты и др. интересные экспонаты. В зале, где представляются эти экспонаты царит особая торжественно-несказуемая атмосфера.

По плану проведения конференции оргкомитет предложил следующий вариант: не делить всю аудиторию на мастер-классы, а провести всю конференцию в виде одного большого единого и нераздельного мастер-класса. Каждый мастер , желающий познакомить аудиторию со своей точкой зрения или системой взглядов, представляет на рассмотрение теоретическую и практическую (при необходимости) части. Затем следует обсуждение в виде обмена мнениями, ответа на вопросы. Выступление мастеров будут проходить как в виде лектория-семинара, диалога, тренинга, так и в виде урока, мистериального действа. Пока оргкомитет остановился на том, что каждому мастеру достаточно одного часа, чтобы показать свой материал. Возможно, темы мастеров будут сгруппированы по разделам и по времени проведения. Например, педагогическую тематику проводить в один день, тематику сотрудничество-община в другой, тему Нового мира и Звенигорода в третий и т.д.

Но мастерам будет предложено одно условие - заранее представить тексты докладов в печатном виде в оргкомитет до 25 апреля. Без заранее представленных текстов мастера допускаться к выступлению не будут. Доклад-сообщение (или какая-нибудь другая форма) должен отличаться новизной, целью и задачами, выводами-резюме, желательны практические наработки и предложения.

Сейчас уже можно сказать, что будут следующие выступающие: Мамонов С.Г. Звенигород - столица Нового мира. Москва - столица старого мира . Кайнов А.Е. - Как строить общину? , Дворников Ю.Б. - Концепция Новой школы на основе Учения Живой Этики , Община мира суждена , Почитание Иерархии Света , Агабабян А.М. - Инновационные образовательные технологии , Калугин Е.Ю. - Строительство общины .

Также в процессе конференции будут организованы поющие костры с тематическим обменом мнений. Сразу после открытия участникам будет предложено принять участие в создании алтаря ожиданий . На этом алтаре нужно будет коротко и ясно написать то, что каждый хотел бы получить в результате работы данной конференции. А также оставить свои пожелания, в том числе и будущим организаторам следующих конференций.

В вечернее время будут демонстрироваться фильмы по рериховской тематике, спектакли, музыкальные вечера, вечера бардовской песни (предложение Е. Фроловой, г. Челябинск).

В процессе обсуждения на круглом столе на зимней конференции в г. Барнауле было высказано предложение немного скорректировать основную цель конференции. Было предложено её несколько обобщить (Кашанова Н. М., Клещевские В.А. и С.А.).

Напомним. Она звучала так (см. номер первый газеты Устремление ): Рассмотреть различные аспекты создания экопоселения-общины на основе Учения Живой Этики с различных точек зрения на пути к Новому миру .

Было предложено уточнить основную цель конференции в следующей формулировке: Нахождение форм создания экопоселения-общины на основе Учения Живой Этики на пути к Новому миру . (предложение Саполевой С.Ю.,)

Мнение Агабабяна А.М.: Кто-то ещё не готов, а я уже давно готов и хочу успеть пожить в рериховском поселении-общине. Анастасийцы уже практически делают это, христиане уже давно делают это. А в Учении Живой Этики есть целая книга, посвящённая тематике общины, и вообще тема общины проходит красной нитью через всё Учение, а мы всё собираемся поболтать без конкретного приложения к реальности. Вот когда мы будем строить экопоселение, думать о том, как мы будем это делать в мельчайших деталях, вот тогда мы изменимся, будут развиваться и наши положительные качества и расти дух в развитии конкретных дел, а не в пустой болтовне. Считаю, что изменение формулировки цели есть шаг назад .

Мнение руководителя оргкомитета Дворникова Ю.Б.: Мы согласны с Ашотом Михайловичем. Поэтому и раздирается рериховское движение противоречиями, потому что нет практического опыта сотрудничества и, в конце концов, и совместного жития. Понятие община , сотрудничество-община многогранно (см. схему). Это краеугольное понятие и на нём основано всё строение. Без умения сотрудничать нам ни шагу не шагнуть, так почему боимся этого слова, которому в Учении посвящена целая книга, от которой нити тянутся в Беспредельность. Кроме того, цель конференции конкретизирована, но это не значит, что она исключает рассмотрение различных тем из Учения Живой Этики. Допускаются к рассмотрению все темы, которые будут интересовать наших делегатов .

Кроме того, мы предлагаем следующую форму построения и подготовки этой конференции и следующих:

1. В оргкомитет входят все желающие помогать сотрудники без ограничения географии места, расы, пола, образования и т.д., принимающие кодекс сотрудника и правила проведения конференций. Желательным условием является наличие интернет-связи, т.к. сообщаться по телефону очень дорого. Поэтому член оргкомитета, желающий принять участие в строительстве, но не имеющий интернет-связи обязан будет звонить и справляться о ходе подготовки за свой счёт. В этом случае ему будет представлена вся информация о ходе проведения, заслушена и зафиксирована его позиция.

2. Руководитель оргкомитета и его ближайшие помощники ставят в известность всех участников о ходе подготовки, согласуют свою позицию с другими, но окончательное решение принимают сами по праву авторства и первой ответственности, даже если большинство членов будет против какого-либо решения. Иными словами, члены оргкомитета будут иметь право только совещательного голоса для того, чтобы не ограничивать творчество авторов-строителей. Чаще всего во взаимных согласованиях тратится много сил, времени, средств, и в результате теряется рациональное зерно, т.к. в оргкомитете могут принимать участие противоположно мыслящие стороны.

3. Эстафета права проведения конференции будет передаваться достойному обществу или группе после совместного всеобщего обсуждения и голосования в ходе проведения всероссийской конференции в виде чаши подвига .

4. Во время подготовки конференции никто не вправе вмешиваться, навязывать свою позицию и вносить различные деструктивные действия. Инициаторов таких действий будут лишать права участия в конференции, как преступных разрушителей единения.

Кодекс сотрудника:

1. Слова Великого Христа: Возлюби Господа своего больше всех и вознеси Господа своего выше всего продолжают оставаться актуальными.

2. Вежливость, корректность, тактичность и конструктивность.

3. Полное отсутствие отрицания, гибкость, дружелюбие и умение слушать. Не перебивать, быть кратким, дать возможность собеседнику сказать своё слово.

4. Любить ближнего и врага своего, ибо от ненависти, раздражения и злобы зажигается чёрный огонь в сердце.

5. Не осуждать и не навязывать свою позицию. Свободная воля не может быть нарушаема.

6. Жизненный опыт и возраст должны быть уважаемы.

7. Аргументируй свою позицию.

8. Агрессия, нетерпимость тем более не допустимы.

9. Общее превыше личного.

Кодекс сотрудника будет вручен каждому участнику конференции в день заезда при регистрации.

Обоснование введённых правил:

К сожалению не всегда наши единомышленники способны и желают применять Учение. Кроме того, на конференции могут присутствовать представители и других мировоззренческо-религиозных систем. Наша задача, как организаторов будущей конференции создать конструктивную благоприятную дружественную среду для коллективного творчества участников конференции. Нам часто приходилось слышать на прошлых конференциях то нетактичный вопрос, то какое-то обращение грубым тоном, а то даже и оскорбление или неаргументированное обвинение. Вот для того, чтобы исключить такие проявления мы и вводим кодекс сотрудника. Мы можем спорить, мы можем вести диалог, мы можем задавать вопросы, мы можем аргументировано защищать свою позицию, но делать это нужно сообразуясь с общими правилами культурного общения. Первый признак культуры - это отсутствие раздоров. Участники конференции будут под нашей защитой от грубости и прочих, неприятных и неприемлемых для наших единомышленников ситуаций. И пусть наших читателей не смущает первый пункт кодекса, т.к. почитание Иерархии есть основа основ.

Заезд 27 июля, стоимость проживания - 100 руб. в сутки, трёхразовое питание - 50 руб. в сутки. До и после конференции будут организованы походы в Горный Алтай к подножию горы Белуха, экскурсии в Государственный музей истории, литературы и культуры Алтая по залам семьи Рерихов и Г.Д. Гребенщикова. О стоимости походов будет сообщено позже. За справками общаться в оргкомитет.


Адрес оргкомитета: 656037, г. Барнаул,
ул. Чудненко 11, кв. 79,
Дворникову Юрию Борисовичу
Телефон: 8-3852-751237, dvor 357@ rol.ru

Мысли о Звенигороде

Уже был создан на Гималаях институт Урусвати как прообраз Звенигорода в рамках подвижности плана. Но идея реализация Звенигорода в том месте, где он был задуман, всё же стояла на повестке дня. Именно поэтому Н.К. Рерихом в 1933 г. была предпринята ещё одна попытка строительства Новой страны с центром - Звенигородом в виде Маньчжурской экспедиции. Под Новой страной подразумевалась Сибирь и вся Азия. А место Звенигорода было уже давно определено - Алтай.

Инициатором этой экспедиции был Генри Уоллес, а вдохновителем - Н.К.Рерих. План её Рерих выдвинул в 1929 г. во время пребывания в Нью-Йорке (выступление на Совете директоров Рериховского музея). 3 июля 1931 г. он обращается в Вашингтон, в Министерство внутренних дел, с просьбой рассмотреть вопрос о его возвращении в Америку для организации исследовательких экспедиций по линии Института Урусвати .

После встречи Уоллеса с Рерихом Департамент принял окончательное решение об отправке экспедиции в Азию, в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. В её состав вошли также два американских ботаника - упомянутые доктор Макмиллан и его ассистент Стивенс.

При обсуждении плана Маньчжурской экспедиции Рерих уже учитывал перспективу будущего строительства на Дальнем Востоке. В основу была положена экономика. Первым предварительным шагом на пути создания нового государства стала организация кооперативов. Наиболее подходящим кандидатом на роль организатора кооперативного движения являлся брат Николая Константиновича, агроном В.К. Рерих. (1 - С. 157).

Устройство хозяйства на первых порах предлагалось начать в районе Шара-Сумэ, в Алтайском округе Монголии. Примечательно, что это ближайший населённый пункт с южной стороны горы Белухи, вблизи границы с СССР. Указание пришло из Индии. Однако В.К. Рерих отклонил Шара-Сумэ. Ссылаясь на хорошее знание местности, он выдвинул соображения экономического порядка (удалённость от железной дороги и потому сбыт продуктов будет затруднён - пр. сост.).

Окончательный выбор пал на район Трёхречья, расположенный по рекам Ган, Дербул и Хаул.

5 октября 1933 г. Н.К. Рерих пишет письмо об устройстве кооперативного дела. Именно в этот день в дневнике Е.И. Рерих появилась запись: Алатырь приближается .

…из письма Н.К. Рериха брату о строительстве жизни в кооперативах: …Национальная и культурно-созидательная задача, прежде всего, звучит против безбожия, разрушения и тления. Должно отойти время, когда 30 человек представляли 31 мнение, и должны люди понять, что пора предоставить диким животным грызню и дикий рёв. Впрочем, не будем обижать животных, часто они бывают очень организованы и понимают смысл иерархии. Мир движется к разрушению, если положительные элементы не найдут в себе человеческого достоинства, чтобы объединиться твёрдо и светло, ибо сердце человеческое должно понимать, что есть строение и человеческая честь и достоинство… (1 - с. 159).

Целью данного проекта являлось оказание финансовой поддержки русским сельскохозяйственным учреждениям в Маньчжурии, создание многопрофильной образцовой фермы, организованной по всем правилам ведения бизнеса и построенной таким образом, чтобы к концу организационного периода можно было выйти на самоокупаемость (1 - с. 159).

Кооператив с самого начала, - отмечалось в проекте, - будет организационным центром всех русских сельскохозяйственных общин в Маньчжурии .

С самого начала в деле организации Маньчжурской экспедиции создалась некоторая двойственность. …в разговорах, по-видимому, так и не был закреплён официальный статус Н.К. Рериха как главы экспедиции. В сознании сотрудников Департамента сельского хозяйства он оставался пришлым художником, который осуществлял только контакт с властями и прокладку маршрута экспедиционной группы .

Ещё до начала самой экспедиции, точнее полевых работ, возникает ощущение какой-то закулисной игры со стороны ботаников .

Оказалось, Говард Макмиллан только в Японии впервые узнал, что Н.К. Рерих назначен главой экспедиции, а сам он является рядовым ботаником. Более того, Юрий Рерих считался помощником руководителя .

По прибытии в Харбин американский ботаник вёл себя независимо и экспедиция окончательно раскололась на две части. В конце концов Н.К. Рерих воспринимает ситуацию как план какого-то вредительства . Ему видится, будто всё происходящее нарушает выполнение высокого замысла, оно вредно по главной линии .

В 1935 г. Елена Ивановна открыто назовёт главной линией строительство Новой Страны . Юрий Рерих писал о ботаниках сотрудникам в Америку: Лично нас весьма устраивает, что сами, по своему желанию, отделились, и настаивать на присоединении не следует!

Заочно Н.К. Рерих аппелировал к Уоллесу: Вместо продвижения приходиться купаться в грязи! Друг помнит, как его Гуру предупреждал его о предателях. Пусть он не губит своё будущее и изгонит таких тёмных диаволов .

20 сентября Уоллес отзывает ботаников, а затем увольняет. Райерсона обвиняет в халатном отношении к своим обязанностям.

Вокруг ботаников развернулась борьба в самом сельском хозяйстве. Помимо Райерсона присоедился ещё Фредерик Колвилл.

Американский корреспондент Джон Пауэлл, аккредитованный в Пекине, опубликовал в газете Чикаго Трибьюн скандальную статью о выдворении японцами из Маньчжурии экспедиции Н.К. Рериха .

В Харбине почти одновременно три русско-язычные газеты, существующие на японские концессии (финансовые средства), опубликовали клеветнические статьи. Они были направлены не только против Н.К. Рериха, но и тех русских эмигрантов, которые поддерживали Н.К. Рериха. В статьях, которые печатались в газетах для невежественной публики, ставились вопросы по созданию нового государства Манчжоу-Го, кооперативе Белуха , встречались непонятные выражения об Учителе М. . Разглашение конфиденциальной информации произошло в виду того, что очень сокровенное письмо, адресованное Б.К. Рериху, попало в руки японской разведки. Н.К. Рерих указывал брату уничтожить это письмо, но, видимо, это не было выполнено.

В письме говорится о невидимом шаге к Сибири, о слове Белуха , но при этом Н.К. Рерих говорит, что не может доверить бумаге многое происходящее. Речь шла о проекте Единой Азии с развитием концессий на Алтае и с центром этой страны Звенигородом.

Разглашение секретной переписки вызвало большой резонанс, который сказался в травле великого вождя и всей его деятельности. Н.К. Рериха обвинили в каком-то масонском заговоре, цель которого поставить под контроль Сибирь. Писали о неправославных взглядах его и посещении им Москвы в 1926 г. Одна из газет вышла с большим заголовком: Н.К. Рерих - большой поклонник Ленина . Масло в огонь добавили розенкрейцеры, которые самовольно подрисовали к портрету Н.К. Рериха масонскую символику.

Так в очередной раз была загублена очередная попытка построения Новой Страны.

Когда мы впервые произнесли слова Звенигород и община во главе угла будущей конференции, то разворот событий очень напомнил те, которые происходили в 1933 г. Та же двойственность, то же разглашение конфиденциальной информации и др. для того, чтобы очернить наши дела, но нужно сделать так, чтобы результат был другой. Нужно, чтобы дело Наших Учителей продолжалось и развивалось. Мы будем стараться изменить ход событий в лучшую сторону.

Дворников Ю.Б..

Источник: В.А. Росов, Николай Рерих. Вестник Звенигорода , книга вторая.

Из дневников З.Г. Фосдик о посещении Рерихов г. Барнаула 29 июля 1926 г.

27, 28 июля. Плывём дальше по Оби: какие просторы вокруг, какие беседы, как много даётся нам, мы учимся каждую минуту. Незабываемые дни. Очень жарко - бедная Е.И. страдает ужасно. Когда добрались до Барнаула, катер, который должен был снять нас с парохода, не пришёл, так что ушёл ещё целый день, чтобы попасть в Барнаул. Мы просидели до трёх часов дня, пока не пришло другое судно и нас не перевезли на берег. Становится холоднее, берега становятся выше, Обь огромная и такая широкая. Вечером пришло: <Ручаюсь за успех. Примите неслыханную серьёзность момента. Удержите ощущение центра Моей Страны. Бывшее в прошлом лишь игрушки в сравнении с настоящим. Считаю, как жемчуг, мгновения вашего устремления. Так важно его присутствие. Ужасный ящер угашает огонь ваших шагов. Потому будем держать факел в неприкосновенности. С соизмеримостью Мы будем смотреть на подробности, которые подвержены превратностям, и тем охраним ствол дерева>.

30-го прибыли в Бийск, после долгого дня плавания по Оби. Опоздали на полтора дня сравнительно с расписанием. Город небольшой, тихий. Наняли возниц, четыре брички, упаковывали все вещи, купались, и целый день просидели вместе, принимая сообщение.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

20 дата публикации: 07.02.2005