Альбом «Б.А.Смирнов-Русецкий»

Издательский дом «Агни» (Самара) и Государственный музей Востока (Москва) представляет новый альбом художника удивительной судьбы Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993).

Одаренный с юных лет, занимавшийся живописью с 1920-х годов, Смирнов-Русецкий заявил о себе в полный голос своего таланта в последние двадцать пять лет своей жизни, уже в преклонном возрасте, в 60-е – 90-е годы, когда он полностью посвятил себя только изобразительному искусству.

Необычайно востребованный широким кругом любителей изобразительного искусства, выставлявшийся в течение своей творческой жизни в десятках городов страны и за рубежом - сначала в США, позже в Финляндии, Германии, Бельгии, Швеции, в престижных залах Москвы и в самых скромных залах библиотек, он остался непризнанным официальным искусствоведением.

Творчество Б.А. Смирнова-Русецкого в течение нескольких десятилетий было связано с группой "Амаравелла", куда входили несколько художников и артистических личностей. Этот творческий союз единомышленников исповедовал подход к изобразительному искусству через духовные искания, через космическое восприятие мира, подвигающие человечество к наиболее интенсивной эволюции. Большое место в точке отсчета занимала теософия и Учение "Живая Этика", полученная от Рерихов. После встречи с семьей Рерихов в Москве в 1926 году Смирнов-Русецкий считал себя духовным учеником Николая Константиновича Рериха.

Тридцатые годы стали трудными для группы "Амаравелла". Начиналось наступление на идеализм и в феврале 1930 года двое членов "Амаравеллы" были арестованы. Творческие убеждения в те времена были наказуемы, как и переписка с американскими друзьями. В 1941 г. Бориса Алексеевича приговорили к десяти годам лагерей и пяти годам ссылки "за участие в антисоветской группе".

В период, последовавший после возвращения из ссылки, в начале шестидесятых годов ознаменовался оживлением в выставочной деятельности "Амаравеллы" и дал большой прогресс творчеству Смирнова-Русецкого. Его циклы "Прозрачность" и "Осенние раздумья", берущие свое начало в двадцатых годах, сохранились в своей образности без изменений; углубленные и еще более опоэтизированные, они существовали на протяжении всего творческого пути. Излюбленная Карелия - Сортавала, куда Смирнов-Русецкий ездил каждое лето, и где нашел отзвук своим поискам идеальной красоты северного пейзажа, явилась благодарной натурой на долгие годы. Алтай, Урал, Крым, Прибалтика также были объектами внимания художника, но сердце его целиком принадлежало северным знакам природы.

Особая страница в творчестве Б.А. Смирнова-Русецкого - работы, отражавшие "пространство иных миров", к которым большое внимание проявилось в годы открытия космической эры, когда в целый ряд выставок - "Ученые рисуют", "Космос", "Время, пространство, человек" и другие включались работы Смирнова-Русецкого, Фатеева, Черноволенко. Именно этой темой больше всего интересовалась "Амаравелла" и была представлена в 1927 году на выставке в США. Смирнов-Русецкий там показал свою замечательную "Космическую геометрию", к вариантам которой возвращался неоднократно.

Не случайно более двадцати лучших работ Бориса Алексеевича на тему "Космос" вошли в собрание Музея Космонавтики, где вся "Амаравелла" представлена пятьюдесятью картинами.

Начиная с 60-х годов XX века Б.А. Смирнов-Русецкий тесно сотрудничает с Государственным музеем Востока - входит в комиссию по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, возглавляет первое в России Рериховское общество, учрежденное, как и комиссия, на базе мемориального кабинета Н.К. Рериха. Именно по причине этого сотрудничества с музеем в течение почти двадцати лет, вдова художника, Вера Леонидовна Яснопольская, передала художественное наследие Бориса Алексеевича и его библиотеку в фонд Н.К. Рериха Государственного музея Востока.

В настоящий альбом вошли 180 иллюстраций живописи и графики художника из собрания Государственного музея Востока. Автор-составитель издания - директор Государственного музея Востока, член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Владимир Александрович Набатчиков.

Тираж издания - 1500 экземпляров.

Фрагмент альбома опубликован на сайте Международного Центра духовной культуры

Интернет-магазин Издательского дома «Агни»:www.agniart.ru.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

18 лето 2004 года дата публикации: 6.08.2004