Таня Ахтман

Эскизы

Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно .

С тех пор, как возникла письменность, «прописные истины» переписывались множество раз, приближаясь к истине или удаляясь от неё. Моя жизнь происходит в мире, который, подобно часовне из гоголевского рассказа «Вий», переполнен нечистой силой. Я родилась в советской мифологии и знала о себе и о жизни не более чем гоголевский герой Хома. Он, чтобы спастись, очертил вокруг себя мелом мистический круг. Я ищу спасение в этических принципах, вновь и вновь переписывая текст своих «Эскизов». Может быть, моя защита призрачна, как и меловый круг, но иной я не знаю.

В «Эскизах» я описываю своё представление о Мире и человеке, о жизни и смерти, добре и зле в ритме своих мыслей и своей судьбы, которая сложилась в России и Израиле. Я не профессионал ни в одной из гуманитарных наук, пишу на разговорном языке и если использую слова-символы, такие как «бытие», «покаяние» и т.п., то стараюсь избегать патетики, которая традиционно присутствует в теме о «высоких материях», пытаясь формулировать смысл слов. Думаю, что при той девальвации смыслов, которую переживают сейчас люди, говорящие по-русски, это необходимо. Слова, используемые бессмысленно или лживо, теряют свои значения. Создавать прозу на деградирующем языке так же трагично, как рожать ребёнка в нищете и болезнях. Можно, конечно, отказавшись от попыток разумного общения, умолкнуть, обронив напоследок: «я знаю лишь то, что ничего не знаю», но эта декларация столь же претенциозна, как и всезнайство.

Моя проза началась поэмой “Жизнь и приключения провинциальной души”, в которой рассказала историю мысли и любви женщины, живущей во второй половине двадцатого века. Думаю, что “провинциальность” - это состояние выживания на окраине своей судьбы. Чтобы вернуться в центр своей жизни, пытаюсь моделировать Мир, в котором живу. Это занятие отражено во всём, что написала: рассказах, пьесах, эссе. Думаю, что создание теории о мире - не сверхзадача, а нормальный образовательный процесс, свойственный живому уму.

Я отдаю себе отчёт в том, что комментарии к Библии, возникающие в моём тексте, - не более чем размышления на тему классического сюжета, и не претендуют на теологические исследования. Читаю в Библии: И сотворил Бог человека по образу Своему; мужчину и женщину... Увы, все известные мыслители - мужчины, но агрессивный социум, материализовавшийся из их одиноких мыслей, сможет быть окультурен лишь в диалоге с женщиной. Думаю, и история в масштабе человечества не может быть осознана вне бытия Человека: мужчины и женщины.

Мои размышления могут быть интересены тем, кто пытается жить осознанно и ищет опору в нравственных нормах. Чтобы не увеличивать размер текста, я пропускаю словосочетания «как мне кажется», «я не уверена», «может быть», но читателю не следует забывать об их присутствии во всех моих предположениях и предложениях.

Я завершаю эссе не потому, что работа над ним окончена и я довольна результатом, но потому что, как мне кажется, у прозы – своя жизнь, а у автора – своя, и нужно уметь однажды разделиться, поставив точку. «Эскизы» стали историей моей мысли последних нескольких лет, которая двигалась, видимо, в своём природном русле и нуждалась в прозаическом опыте.

30.11.03

Вечные вопросы бытия… Их цепочка свёрнута в виде спирали, - если удаётся пройти один виток, то неизменно возникает новый: “Кто Я? Зачем пришёл в этот мир? Куда иду?” Без ответа себе самому человека безысходно кружит в обстоятельствах, которые кажутся ему фатальными...

Нет такой жизненной ситуации, от которой человек не мог бы отвлечься с тем, чтобы спросить себя: “В чём смысл происходящего со мной? Что значат обстоятельства, от которых так зависим?” Способность видеть себя вне рока места и времени, в которые забросила судьба, - качественный признак Человека разумного.

Быть человеком значит осознавать себя - видеть себя “со стороны”, выделять себя из контекста обстоятельств, контролировать себя – быть в осознании себя: своих мыслей, своей биологии и психики, своей истории и социальной ситуации, обстоятельств и поступков. Мир требует от человека адекватности – разумности, и в этом требовании Мир «жесток» и не может стать «мягче» - для «мягкотелых», желающих счастья и благополучия вопреки законам природы.

«Счастье», «благополучие»... «смысл жизни»...

Жизнь - данность (реальность?) и её смысл, возможно, сформулирован где-то в бесконечности - на кончике спирали всех ответов - в дали, недостижимой для земного срока человеческой жизни… А жить приходится сейчас - в каждое мгновение, ещё не ставшее историей. Необходим компромисс - убеждения, которые, не претендуя на истину в последней инстанции, могли бы служить опорой для ответов на насущные вопросы, то есть, необходим некий эскиз с натуры, дающий реальное представление о Мире, поэтому я и назвала свой текст ”Эскизы”. Принципиально, чтобы такой рисунок изначально предполагал возможность своего развития - переосмысления. Пусть набросок будет прост и безыскусен, но не примитивно схематичен. Мир - сложная система, и мировоззрение должно быть адекватным его устройству: направление мысли должно соотноситься с системой координат Мироздания. Пытаюсь моделировать Мир, в котором живу, чтобы не навредить - не войти в безысходное противоречие с природой. Думаю, человеку разумному предназначено создавать модель бытия, которую он мог бы развивать и строить, реализуя в своей жизни.

Каждый из ответов в цепочке вопросов о смысле жизни исходит из утверждения: “Смысл жизни в жизни”. Эта тавтология сродни аксиоме в математике. Как известно, доказательство любой теории вытекает из аксиом – утверждений, принимаемых без доказательств, то есть, на уровне «веры».

Вера может быть рассудочной (модель) и безрасудной (культ). Я верю в разумное начало жизни, воспринимаю жизнь в движении своей мысли.

Я исхожу из утверждения, что «жизнь» - высшая ценность, а жизнеутверждающий этический принцип - основа разумного диалога с Миром. Пытаясь принять свою жизнь, я должна принять и закон, защищающий жизнь. Этика, основанная на заповеди «не убий», известна как гуманистическая: жизнь в системе координат гуманного миропонимания - суть “добро”, а смерть - “зло”. Любая социальная структура, построенная вне этой позиции, вынуждена принять иную. Что может быть альтернативной аксиомой? - “Убей”? Но смерть безысходна, что отлично понимают идеологи и организаторы смертников, демонстрируя чудеса собственного выживания.

Что может служить альтернативой бытия – осознанной жизни?

Жизнь бессознательная? Безразличие и равнодушия к миру и его законам? «Выживание», основанное на культе нерассуждения? Нерассуждающая вера? Суеверие? Безверие? Фатализм?

Если принять, что смысла человеческой жизни нет вовсе, что Мир безразличен или даже враждебен человеку, то и вправду, проще не задумываться – «не быть и видеть сны»... Между тем, заброшенные информационные поля заростают сорняками, образуя дикие острова и континенты, - возникает социальная карта мира, которая лишь условно ориентирована на стороны света. Определение «ось зла» - не только риторика, но и вполне реальный социальный вектор, направленный в сторону подавления разума.

Вера нерассуждающая - тоталитарная – может функционировать ограниченное время в замкнутом пространстве. Люди, отделяющие себя по признаку приверженности своему идолу, как бы привлекательно он ни выглядел, опускает свои отношения с Миром с высоты универсальных законов на уровень общинных порядков, поддерживающих не бытие человека и даже не выживание самих людей, а сохранение механического ритма, который ещё долго тикает в доме, в котором уже никто не живёт. Общинный порядок поглощает все всплески индивидуальности, лишая человека способности понимать происходящее лично с ним. Человек, ощущающий себя «как все», не выделяет себя из «массы», не видит себя вне социальных форм и их изменения воспринимает, как насилие над собой и посягательство на высшую свою ценность – веру в то, что можно жить бездумно, стабильно и благополучно.

«Кто бы мог подумать, что СССР развалится?»

- Никто... из тех, кто задаёт этот вопрос.

Все тоталитарные отношения: от «Ваала» и «Сталина» до тирании в личных связях и одинокой зависимости от привитых или нажитых психологических комплексов и социальных штампов имеют общий принцип. Как бы не назывался извечный порок человеческой натуры: «простодушие» или «подлость», какой бы ни была его причина: наследственность, несчастный случай, чей-то злой умысел, социальная эпидемия, рок или кара божья, но о проблеме нужно знать.

Любой порядок, не связанный с мировым - универсальным - законом, единым для всех в нём сущих, во всём разнообразии их смыслов и форм, не адекватен миру и разрушает жизнь. Мир - многомерная система и невозможно ответить на «вечные вопросы» схематично, перенеся их на плоскость «образа мира». Недавно услышала слова: Нужно уметь не только решать проблемы, но и жить с проблемами . Теперь нужно подумать, что считать проблемой - саму жизнь или её восприятие. Думаю, что моя жизнь - данность, которую я не выбирала, и мне придётся жить, пока я не умру. Но в восприятии жизни (вот вопрос!) содержится моя свобода. С реальностью нужно уметь мириться, но её восприятие можно «решать». Моё решение – в поиске адекватности моего восприятия реальности. Ведь от того, ЧТО человек слышет и КАК он понимает свою реальность, зависит его «ответ» – поступки, определющие жизнь. Чтобы примириться с реальностью, нужно её познавать. «Смирение» я понимаю не в бездумном подчинении, но в осознании и исполнении законов жизни. Мне приходится «смириться» с тем, что разум, похоже, не всесилен, как и с тем, что добро далеко не всегда побеждает зло, но это не значит, что я согласна отказаться, пусть, от малой искры своего сознания, чтобы подчиниться безумию, как бы велико оно не было.

Я понимаю, насколько слабы мои попытки приближения к истине, заживо погребённой под грудой пророчеств и штампов. Я никогда не узнаю «истины», которую не знает, возможно, и Создатель, но могу постараться не лгать самой себе, хотя бы, когда ловлю себя на том, что иду на поводу дурно воспитанной или уставшей психики, подавляющей разум ради мгновения иллюзорного комфорта. Сколько раз я ловила себя на манипуляциях с самой собой, когда моя психика «устраивает сцены» и вымогает у разума милостыню - и подаю... стараясь, впрочем, чтобы мои слабости не были оплачены с чужих счетов. В формуле жизни нет общего решения, - каждому приходится выстраивать личный компромисс и самому платить за него, но законы жизни – одни для всех и их нужно знать. Для успешного решения проблемы восприятия необходима система координат: опираясь на аксиомы, двигаясь по тропинкам причинно-следственных связей, человек создаёт теорию о Мире - сеть дорог в информационном хаосе - культурную информационную структуру.

Все созданные когда-либо теории в самых разных областях разумной деятельности: физике, химии, биологии, медицине, астрономии, этике, истории и т.д. - в конечном счёте - составляющие одной жизненно важной теории - о МИРЕ и о ЖИЗНИ. Мировоззрение - видение мира, его осознание. МИРООСОЗНАНИЕ - мир и сознание - разумная жизнь. Живое стремится к жизни и реализует своё стремление разумно - в осознании себя - своего бытия… Человек разумный способен строить виртуальную модель мира и реализовывать себя относительно своих построений. Не стоит ставить перед собой задачу вселенского масштаба. Достойная цель - модель собственой жизни.

Быть - осознавать себя, свою жизнь. Разум проявляется в способности работать с информацией – мыслить. Информация - сведения, которые несёт о себе мир в самых разнообразных формах. Чувства, эмоции, интуиция присущи человеку не только для переживания, но и для работы с ними, как с источниками конкретных данных, необходимых для решения задачи своей жизни. Жизнь тестирует человека на его разумность и Мир принимает или отвергает человека настолько, насколько он выдерживает это испытание. Б.Шоу сказал, что для жизненного успеха нужно думать хотя бы десять минут в день. Может быть, человеку, рождённому свободным, и достаточно нескольких минут, чтобы осветить свой день, но рождённому в рабстве нужно напрягать свои мозги куда интенсивней.

Разум нельзя потрогать, увидеть. Он проявляет себя лишь опосредованно – достойной жизнью. И неразумность материализуется следствиями - хаотичной цепочкой разрушений: в истории человечества - войнами; на личном уровне - крушением судьбы; экологическом - уничтожением природы…

Человек рождается с “предварительными” знаниями - предчувствием истины. Интуиция - уникальный источник информации о мире - «внутренний голос»… Мне представляется, что «дерево познания добра и зла», запретный плод с которого был съеден Человеком, был – «дичком»… Дикий плод познания - интуитивного, ещё не осмысленного, но уже достаточного, чтобы ощутить стыд, как основу душевной природы, как первобытную совесть. Стыд изгнал человека из Рая, где он был подобен животному, и с тех пор каждый ищет своё счастье - свой Рай. Одни, отбросив стыд и проклиная разум, уподобляются скотам, что множит пустоту жизни , лишая их человеческого счастья. Другие стремятся развить свою душу с тем, чтобы не погиб живой росток человечности. Совесть - осознанный стыд - сознание высокого уровня. Она - камертон, способный гармонизировать сумятицу чувств и мыслей. Почему один откликается на душевный зов, а другой - нет? … Пытаюсь понять, выстраивая ряд из фактов, ассоциаций и сомнений, разрушающих собственное построение. Что остаётся? Стремление понимать… жизнь… эскизы…

К Достоевскому часто обращаются, рассуждая о вседозволенности в отсутствии Бога. Можно развить мысль в противоположном направлении: «если Бога нет», то напротив – и вовсе ничего не «дозволено»... Между «всё» и «ничего» - свободное пространство для мысли. Что до реальных поступков, то они регламентированны человеческой природой, и слова «что для немца хорошо, то русскому смерть» - не более, чем анекдот: и «рускому», и «немцу» хорошо, то бишь, дозволено исполнять общие законы жизни.

В стихотворении Лермонотова «На смерть поэта» есть слова: «поэт – невольник чести». Пожалуй, эта фраза говорит об отличительном признаке не только поэта, но и человека. Разум нуждается в свободе, но не от совести. Важно не спутать разум с хитростью, свободу - с изворотливостью. Хитря и изворачиваясь, человек извращает свою природу.

В понятии «свобода совести», как правило, имеют в виду её подавление некими социальными силами. Прежде всего, совесть уязвима изнутри, – человек сам уничтожает свою совесть, вынуждая её молчать, заглушая, топя, обманывая и т.п. Собственная совесть – первая жертва любого преступления.

Совесть позволяет ориентироваться за пределами сиюминутных обстоятельств, и если совестливый «не убивает и не ворует», то не только из страха перед немедленным наказанием, но и из понимания требований жизни. Совесть – не условность, но условие жизни, подобное зрению, обонянию. Все чувства определены сознанием – человек и видит, и слышит умом, но в отличие от всех чувств совесть не имеет своего видимого устройства – особого органа, подобного ушам или глазам. Вернее сказать, что устройством совести является сам человек.

Вернёмся в начало...

«И сотворил Бог Человека – Мужчину и Женщину». В легенде о Рае плод «познания» сорвала и первой надкусила Ева. Увы, женщины не сумели сформулировать свои “предварительные знания” и это сделали мужчины. Но однополая мысль, воссоздавая саму себя, обречена на схоластику, что и демонстрирует современая наука с названием «философия». Это слово переводится с греческого, как «любомудрие» и изначально соединяет человеческие свойства - любовь и разум - в одно целое, подобно тому, как сущность «человек» соединяет в себе мужчину и женщину. Господь создал две природы человека: мужчину и женщину - и люди, стремящиеся к благополучию, обязаны поддерживать диалог своих природных начал. Гармония не возникает от вульгарного «равноправия» в любой из плоскостей – социальной, сексуальной или любой иной. От того, что женщины и мужчины поменяются местами, возникнут иные монстры, которые и продолжат войну «за равноправие».

Прочла у М.Мамардашвили, что осознание жизни - судьба . А жизнь бессознательная - тоже судьба? Когда человек не задумывается о себе, своей жизни, о мире… - это его выбор или роковое свойство? “Я стараюсь не задумываться… живу одним днём….” …И получается, - получается… не быть? А если постараться мыслить, - получится? Может быть, тот, кто может не думать, просто не имеет выбора - не может иначе. Его мысли, скорее, похожи на чувства или предметы и вместо душевной ясности приносят смутную тревогу, раздражение, страх перед неизвестностью? Может быть, жёсткое предъявление требований вместо разумного диалога - деспотия вместо демократии - фатальная обречённость? А «тиран» и «раб» - ипостаси “человека НЕразумного” собственной персоной? Принять версию присутствия в одном обличье человека разных по своей природе существ значило бы для меня то же, что принять существование в едином мире “бога и дьявола”, от чего отказалась в начале своего построения. Это значило бы согласиться с тем, что в человеческом облике сосуществуют люди разумные и нет, а, значит, никаких общечеловеческих ценностей нет, и мои эскизы - мираж… Но допустим, это так… Стану ли вести себя иначе? Нет… но моё одиночество, потеряв опору в мысли о единстве мира, усилится бесконечно и мне будет трудно справиться с ним, потому… пишу «эскизы»: своё жизнелюбие я могу реализовать лишь в культурной среде, которую приходится воссоздавать самой, в меру собственных сил.

Принимаю аксиому о том, что разумность – способность к осознанию своей жизни – принципиальный отличительный признак человека, суть его натуры. Свойства ума у людей различны, и обстоятельства судьбы бывают милосердными или жестокими, и они развивают или развращают разум. Развращённость души далеко не всегда выглядит свирепо, у неё есть и традиционно симпатичные лики: наивность, доверчивость, простодушие, однако, простота хуже воровства и зло в овечьей шкуре коварнее, чем в волчьей, а потому опасней. Человека, стремящегося в рай «на голубом глазу», можно остановить только механически. Он подобен роботу, реагирующему на чувственные удовольствия. Неокультуренный разум трансформирует природный ум - в хитрость, бережливость - в жадность, целеустремлённость - в наглость, чувство собственного достоинства - в тщеславие и прочие свойства развращённой натуры. В природе нет более вредного существа, нежели «человек-простой», то бишь, неразумный. Его выживание сродни агонии того, кем бы он мог быть, если бы сумел образоваться по своему разумному предназначению.

Как быть? Глупость предъявляет ультиматум: Ты же умнее, так уступи , и, увы, уступают.

И в этот жирный век достоинство должно просить прощенья у порока - читаю у В.Шекспира... Да только отступать некуда... разве что - в судьбы своих детей и внуков, тесня и сминая их жизни. Увы, индульгенции и иные льготы по родству-знакомству, из милости-жалости, по доброте-мягкости и из прочих ангельских побуждений и пожеланий множат двойные стандарты, в которых и запутываются «ближние». Одна женщина, которую ударила её внучка, сказала: «Когда дело касается внуков, приходится прятать свои принципы в зад». Что ж, это не сложно, если принципы ничтожны, а зад огромен. Разумеется, эта женщина не решила таким способом проблему «отцов и детей», агрессия в их семье всё усиливается, а она и её внучка страдают. И как не страдать, когда нравственность заживо погребена в заду у предков: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов...» (А. Грибоедов).

Технологии подавления разума развиты издревле: разрушать – не строить...

Читала, что среди древних языческих культов, известных в Ханаане времён Авраама, был обряд физиологических отправлений перед родовым идолом. Мне представляется, что он возник, как демонстрация отказа от естественной в интимной надобности стыдливости, требующей уединения. В этом ряду и феномен советской уборной - общественных туалетов, в которых человек был обречён страдать и душой, и психикой, и животом. Думаю, все культы и «понятия» - от древних до современных, имеют общую основу и реализуют себя по одной программе, подавляющей природу души. Действие её таково, что в культовом сознании «срамное место» - не то, что прикрыли фиговым листочком Адам и Ева, но душа… Обнажая интимные места, современные язычники прикрывают душу фальшивой заумностью или столь же фальшивой свирепостью: нигилизмом, мистицизмом, цинизмом, хамством или сентиментальностью - по обстоятельствам. Сентиментальность - нарочитая чувствительность, наигранная душевность, скрывающая равнодушие. В условиях жёсткого выбора она естественным образом трансформируется в цинизм. Сентиментальный ограбит, и, цитируя Достоевского, - о «слезе невинного ребёнка» - со вкусом прослезится и сам.

А.П.Чехов объясняет, что: «Циник - это свинья, которая хочет, чтобы все знали, что он – свинья».

Думаю, самое ценное, что может дать человек человеку - адекватные ориентиры в жизни: полюса добра и зла, относительно которых он - сам - может строить и свои эскизы, и свою жизнь. Без виртуальной модели себя самого и своих обстоятельств человек ставит на себе опыты, как над животным - гонит себя по жизни (если энергии много) или бредёт по ней с закрытыми глазами, огрызаясь на мир. Человек разумен, поэтому, в отличие от животного, должен строить свою жизнь не только по жёсткой программе, заложенной в его психофизической природе, но и сообразуясь с природой своей свободы - разумной души, без которой невозможно ни человеческое счастье, ни, даже, животное благополучие.

Понятие жизненный опыт традиционно приравнивают к мудрости . Но что считать опытом ? Если эксперимент над своей жизнью, поскольку речь идёт о жизненном опыте, то должны быть, хотя бы, сколь-нибудь адекватные выводы? В противном случае - какой же это опыт? - цепочка переживаний, теряющих смысл, если они не осознаны в реальном режиме времени. Это всё равно, как если человек поставил бы пресловутые грабли у входа в свой дом и всякий раз, наступая на них и получая удар по лбу, приговаривал бы, мол, не бери в голову ... Смысл житейских переживаний нужно извлекать по мере их поступления, не обманывая себя, что, мол, сейчас поживу-поживу как-нибудь на авось, а затем... извлеку нечто, вроде философского камня , который и принесёт мне настоящее человеческое счастье... потом... как-нибудь...

Глупо рассчитывать, что ошибки и страдания накапливаются, а потом трансформируются в опыт, и человек мудреет, то есть, количество дури достигает критической отметки и переходит в разумное качество... Разве в медицине путь к здоровью лежит через бесчисленные хвори и болячки? Придёт другое - привычка: «Привычка свыше нам дана - замена счастию она». Увы, можно привыкнуть и к страданиям, и к насилию, утешая себя молитвами - выпрашивая милостыню у судьбы...

С возрастом «привычки» создают «вторую натуру», родную первой или чужую, и тогда возникает согласие или конфликт с самим собой - своей природой. Вторая натура может стать творением – образованием - себя, а может стать вмятиной на собственной топографии. Как в любом занятии, многое зависит от того, насколько автор владеет культурными технологиями образования человека.

Создатель, возможно, даёт каждому при рождении индивидуальность - эскиз его личности, относительно которой человек - Сам - может сделать себя. В этом занятии и вижу реализацию смысла жизни. Каждому природа даёт столько ума и сил, сколько нужно для выполнения его индивидуальной задачи. Каждый может жить по-человечески - в равенстве с самим собой. Но Дар не безграничен и не воспроизводится бесконечно, и то, что утеряно - утеряно. Не знаю, почему человек не принимает свой дар разумности, да только следствие этого таково, что приходится человеку неразумному жить-выживать бездарно, и таких, увы, множество. Их критическая масса разрешается не волшебным явлением Мессии - одного мудрого на всех глупых, а агрессией, которой и переполнен Мир... Думаю, первопричина любой агрессии - ощущение дискомфорта, внутреннее раздражение, потест против бессмыслия своей жизни, которое испытывает человек, живущий в конфликте со своей природой.

Вернёмся...

Пусть, тайна бытия - непостижима, но это не значит, что нельзя пытаться приблизиться к ней. В моём приближении мне видится, что все, даже самые тайные явления жизни, можно и нужно окультурить, найдя компромисс между “вечным” и “бренным”.

Человеческая культура - разумный компромисс между всеми природами человека: психофизическим выживанием и бытием его души. Культура – умение жить, технологии достойной жизни, плод цивилизации, выращенный из семени разума.

Принципиальная культурная позиция - профессиональный подход к самому себе, как к материалу, из которого, владея культурными технологиями компромисса души, тела, психики, обстоятельств, социума, можно сотворить человека. Есть принципиальные точки в судьбе человека, когда расслабление чревато крушением - здоровье, образование, профессиональное становление, семья и рождение ребёнка требуют личного присутствия. Но даже судьбоносные решения воспроизводимы без титанических усилий при поддержке культурных технологий, когда нет нужды каждое утро задаваться очередным роковым вопросом “Как быть”, например, с собственным ребёнком: выпороть его или попытаться объясниться. Второй вариант подсказывается на уровне культурной технологии, как и многие ему подобные: украсть то, что плохо лежит или нет, а может… лучше… радикально - убить? Решать эти вопросы каждый божий день как в первый раз так же утомительно и опасно, как выбирать каждое утро право- или левостороннее движение. Культура работает на человека, освобождая его душу от рутины одних и тех же старых, как мир, жизненных вопросов.

Приобщение к культуре возможно через образование.

Образование - культурная прививка, спасающая от безумия со всеми его разрушительными последствиями. Образование - не временное явление, но состояние, в котором человек пребывает всю сознательную жизнь. Так же как нельзя надышаться или напиться однажды на всю жизнь, так нельзя образоваться однажды, - обмен информации подобен обмену веществ и духовную жажду необходимо утолять, но не из копытца козлёночка , дабы самому не стать козлом.

Если бы я принимала участие в создании технологии «общего» образования, которое недостаточно даже в самых цивилизованных странах, то сочла бы необходимым популяризовать разум не только как средство, но, прежде всего, как цель – смысл жизни, высшую ценность и основу личного счастья, а систему развития разума - как суть образования. Нужно принять, что разум - не только сумма знаний, он проявляется не так в знании «предметов», как в осознании объединяющего их универсального закона бытия, исполнение которого - реальное условие достойной жизни. В реальной жизни разум проявляет себя культурой.

Культура – эквивалент разума, его материализация. Человек культурен в меру своего разума. Культуре изначально противостоит дикость, но в современном обществе, скорее, развращённость ума. Это противостояние куда более безнадёжно и оно – «ахиллесова пята» человечества. В современном мире вряд ли есть место для «диких» народов и людей. Человек, одетый в штаны из химического волокна, стреляющий из автомата и, при этом, не отвечающий требованиям Современного Мира с его ядерными технологиями – отнюдь не романтичный «простодушный» из сочинения Вольтера, но опасный безумец. Безумие охватывает и отдельных людей, и народы, и весь мир.

Войны третьего тысячелетия происходят не между странами, народами или религиями. Физический террор лишь наиболее ощутимое проявление современной войны. Не так заметен террор против разума. Безудержное словоблудие, подхлёстнутое техническими возможностями последнего столетия, лишает слова смысла. Ничего удивительного, что люди теряют способность к живому общению и уходят в себя задолго до того, как создают свой внутренний мир, пригодный для жизни в достойном одиночестве. Причина агрессии – в нищете внутреннего мира. Внутренние миры, похожие на тюрьмы или пещеры, побуждают своих обитателей к разбою.

Как быть? – Жить... думать самим, не передоверяя свою мысль посредникам. Самому искать смысл жизни, смысл слова. В третьем тысячелетии индивидуальная ответственность за свою жизнь и своё бытие естественным образом вытесняет коллективную. Чтобы избежать агрессии приходится не только пользоваться, но и самому воссоздавать культуру мира, в котором приходится жить.

Культура – мера достоинства человека. И физиология, и слова, и мысль, и даже мечта могут быть культурны или нет. В общественном мнении исскуства, наука видятся, как проявление культуры, что далеко не всегда так.
Искусство и наука могут быть культурными, а могут быть извращёнными, как и власть, образование, промышленность, литература, транспорт, питание, медицина, армия, семья, любовь и т.д. Все эти сферы могут быть и «культовыми», и тогда они воспроизводят не культуру, но культ. Общество, в котором «поэт – больше (или меньше), чем поэт» - бескультурно со всеми вытекающими последствиями этого бедственного состояния. Поэт – «невольник чести»... Но об этом после...

Вернёмся в начало...

Общественные отношения, худо-бедно, сформулированы в юридических законах. Цивилизованное общество стремится к законности и равноправию. Казалось бы, в ещё большей мере цивилизованные нормы естественны и для личных отношений. Отнюдь. Личные отношения, как традиционно «свободная» сфера, формализуются куда трудней и часто отданы на произвол чувств и желаний. Личные отношения - испытание достоинства, разумности человека, его способности к развитию. Прежде всего, «отношения» - закон, объединяющий участников, - общие правила игры. Игра не состоится, если на общем поле один пытается играть в шахматы, а второй – в шашки, или один боксирует, а второй - бьёт ниже пояса. Законы диалога - этики - объективны. Люди могут лишь познавать их и эти знания, если они не ложны, не мешают чувствам, желаниям, влечениям. Без цивилизованных законов самые искренние отношения дичают, вырождаясь в зависимость, лишающую свободы и счастья. Люди, игнорирующие или пытающиеся обойти закон «во имя», пусть, самых «высоких» чувств и идей, оказываются рабами запутанных и мучительных связей.

Часто близкие люди бесцеремонно пользуются друг другом с «простотой» - той самой, «что хуже воровства». Им кажется естественным обращаться с «близким», как со «своим» - своей собственностью, - без церемоний пользоваться его временем и силами по своему усмотрению так, как это было бы невозможно с «далёкими» - чужими... Здесь всё не просто: с одной стороны, форма теснит личные отношения, с другой - бесцеремонность губит доверие, искренность, лежащие в основе естественной близости. Грань не определена в личных отношениях так жёстко, как в общественных, но и здесь она существует реально - обозначена культурой личных отношений. Чувство собственного достоинства, совесть, такт поддерживают то хрупкое равновесие, которое возможно в реальной близости. Они подсказывают, когда можно настоять, а когда уступить, когда обидеться, а когда позволить себе снисходительность, когда сосредоточиться на мысли, а когда испытать чувства. Конечно, близкие отношения не могут быть исчерпаны технологиями, но и не обойдутся без них. И не стоит бояться банальности в отношениях, - природная индивидуальность проявит себя полнее в культурной форме, как яблоко у хорошего садовника, а надуманная - всё равно изойдёт банальностями - и в святошестве, и в эпатаже.

В бескультурном поле личных «связей» разделение на «злодея и жертву» условно. Самые безысходные и крепкие узы сковывают, как правило, безвольных и равнодушных «товарищей по несчастью» в их совместной деградации. Связи бывают даны по обстоятельствам рождения или безответственно приобретены. Некоторые из них поддаются лечению - окультуриванию, их можно привести в божеский вид - образовать, «выяснив отношения», - прояснив или заново определив общие законы - именно законы, а не чувства, которые всегда индивидуальны. «Одиночество», «любовь», «душа», «бог» – в реальном контексте – не аргументы. «Выяснение отношений» - не спор о том кто лучше или хуже, выше или ниже, добрее или злее, но выяснение общих правил отношений. К сожалению, культура выяснения отношений не развита. Существует представление, что выяснение отношений - занятие скандальное, занудное и всегда неприятное. Что ж, и игра в шахматы может быть превращена в драку, если играющие только и умеют, что лупить друг друга доской по голове.

Убеждена, что отношения могут быть добрыми, свободными только при знании законов и при включённом сознании, которое не прячется за ширмы, не сооружает для себя самого потёмкинские деревни. Искренние отношения возможны, если каждый из участников способен на искренность с самим собой.

Человеческие отношения, как и сами люди, смертны. Нужно уметь уходить и из жизни, и из отношений. Прекращение отношений - последний разумный аргумент, который можно реализовать, когда исчерпаны все иные. Слышала фразу: Я ухожу тогда, когда ощущаю, что перестал развиваться в этих отношениях . Что ж, возможно, личное развитие – критерий отношений.

У каждого есть его личные границы, которые он не позволяет переступать другим. Не всегда они очерчивают индивидуальный внутренний мир. Часто они замыкают безжизненное пространство, образованное тенями из чужих миров. Думаю, в отношениях внутренних миров лучше всего исходить, как всегда, из реальности: я ухожу тогда, когда некто вторгается в мою частную жизнь вопреки юридическим и культурным нормам.

P.S.

В своих Эскизах я избегаю историй из жизни , потому что они тянут мысль в нравоучения, чего хочу избежать. К тому же я пишу и сюжетную прозу: повести, рассказы, пьесы, в которых мысль, обретая плоть, позволяет извлечь мораль тому, кто в ней нуждается. Вот и сейчас, размышляя о близких отношениях, с трудом сдерживаюсь, чтобы не увлечься примерами. Позволю себе поделиться одним наблюдением из американского фильма Шестое чувство , тронувшем меня отношениями, возникшими и развившимися так милосердно, что они подняли героев над жизнью и смертью. Конечно, главные герои - умные, нравственные люди, но не только это определяет их успех. Где-то слышала фразу магия общих слов . В начале отношений присутствует магия , притягивающая или отталкивающая на подсознательном уровне - мистика первого впечатления, собранного из облика, движений, запаха, звуков - интуитивного восприятия, почти безошибочного, если душа не угнетена и внутренний голос не умолк. А затем возникают слова, поступки и они подтверждают или разрушают магию... Вот фраза, которую услышала в этом фильме: Подумай, чего ты ждёшь от отношений со мной - сказал мужчина мальчику в начале их дружбы. Думаю, эта фраза - зрелая культура слова - того, что было в начале и прошло свой исторический путь, чтобы прозвучать достаточно внятно для разумного человека, стремящегося к добрым отношениям.

Вернёмся к началу.

Грань между живым и неживым - в осознании - работе с информацией (анализе, синтезе) и принятии адекватного решения - в пользу “жизни”. Жизнь - соучастие в системе обмена информацией. Оно обеспечивается разумом и волей - усилием вести себя разумно - “думать, говорить, поступать” - в унисон, собирая таким простым образом свою жизнь в “одно” целое... Убеждена, что именно в этой способности проявляет себя истинное человеческое качество - разумность. Оно - не так в количестве информации и сложности выполняемых операций, но в умении слышать “ля” мистического камертона - “иметь уши”. Если мысли соответствуют словам и поступкам, возникает истинное достоинство человека. Человек, привыкший думать одно, говорить другое, делать третье, губит себя, единомышленников и сочувствующих. Культурное образование, сориентированное на самоценность разума, могло бы предостеречь человека от душегубства такого рода. Думаю, что ложь - криводушие - в полном смысле этого слова “кривит” душу - уродует её, да так, что исправление подчас уже невозможно. То есть, ложь губительна не только тем, что множит информационный хаос, но и тем, что реально уродует, видимо, очень хрупкий и чуткий инструмент, в котором “душа держится”.

Возможно, если бы человек знал природу своей души, то поостерёгся бы бездумно распоряжаться ею в угоду иллюзиям, не стал бы подчинять свой разум страстям. Но современное образование, в лучшем случае, декларирует, что ложь - зло. А запрет действует слабо. Если бы о вреде лжи было известно, например, как о вреде холестерола, радиации или стрессов, которые тоже “невидимы”, то, возможно, люди сориентировались бы в пользу своего душевного здоровья, как это делается для телесного и психического благополучия. Следили бы за амплитудой производства и потребления вранья, как это делается, например, в пищевой индустрии с жирами и алкоголем. Ложь - наркотик вреднее иных и её действие разрушительно для личности тем более, чем сложнее проследить связь между виртуальными “преступлением и наказанием”.

Гуманитарные профессии, в которых слово - источник реального дохода, представляются мне группой риска , а профессионалы «слова» - людьми, на которых я не распространяю свою презумпцию невиновности. Люди, извлекающие деньги непосредственно из слова, должны знать, сколь опасно для душевного здоровья их ремесло, а все прочие - насколько сомнительно качество их продукции. Эту тему я затрону не однажды, потому что «в начале было слово» и «торговля словом» – древнейшая профессия, развращающая разум – первопричина зла. Мои личные впечатления от встречи с профессиональными гуманитариями подобны тем, которые испытали гуингнмы – разумные лошади, которых герой Джонатана Свифта познакомил с обычаями людей: гуингнмы выразили опасение, что если существа, притязающие на обладание разумом, способны совершать подобные ужасы, то, видимо, развращённый разум хуже любой звериной тупости, и, видимо, люди одарены не разумом, а какой-то особой способностью, содействующей росту пороков. Начало третьего тысячелетия отмечено новой вспышкой агрессии, которую (всё те же гуманитарии) объясняют активностью солнца и пассивностью источников своих доходов.

Мне представляется, что внутренний мир каждого человека имеет свою уникальную топографию, на реализацию которой и даётся жизнь. Лгущий (не зависимо от причины) человек кривит душу , насильно меняя естественное течение своего здравомыслия – потока сознания, стремящегося в природное русло. Лгущий уводит свою мысль в сторону, поворачивает её вспять, как собирались это сделать советские учёные с сибирскими реками... Приходилось слышать, мол, в глубине души понимал, но , ... но преступил - против себя, изнасиловав собственную мысль, подчинив её прихоти, произволу... То есть, мысль шла в своём естественном русле, но... то ли сбежала, то ли потерялась... а, может быть, была изгнана и вот уже увлечена потоком массового сознания , и тонет в каком-нибудь попшоу - в западной или восточной оранжировке, в религиозном или светском, сентиментальном или агрессивном сценарии - по склонностям... Как точен язык: склонности , наклонности - особенности рельефа, относительно которого сносит мысль, не удержавшуюся в достойном русле, по законам физики: сверху - вниз...

Иерархия живого мира строится относительно “разума и воли”. Она не является законченной структурой с жёсткими связями - некой башней, у подножия которой амёба, а на вершине - человек. Скорее, это некое информационное поле, имеющее полюсы жизни и смерти, и каждое явление живой природы - каждый индивидуум, обладающий свободой выбора между жизнью и смертью - ведёт себя в этом поле, подчиняясь его реальным законам, о которых он узнаёт (или нет) и которые исполняет (или нет) в соответствии со своими разумом и волей - качествами, которые обеспечивают его жизнь. “Воля” - “мускулы” разума. Свобода - культурная воля, образованная этическими принципами, то есть, получившая образование в полном смысле этого слова, так как суть образования человека, прежде всего, в принятии этических норм, на которые возможно опираться в своём дальнейшем выборе так, чтобы вести себя по жизни разумно - как духовное существо.

Человек реализует свою свободу через познание мира и чем осознанней им реальность, чем лучше он ориентируется в мире, тем свободней в исполнении своей жизни.

Приходится слышать выражение ”свобода личности” в контекстах достаточно экзотических, например, в защиту гомосексуальных браков и т.п. Возможно, требования такого рода закономерны, но предъявленные на сексуальной или социальной плоскостях, отделённых от многомерности явления “человек”, они приводят к несвободам в других плоскостях, множа иные проблемы. Думаю, что интимная жизнь вообще не может быть решена коллективно, и существуют области, где свобода человека реализуется только на индивидуальном уровне, когда все желания и поступки оплачиваются на свой страх и риск. Коллективные прорывы в сфере секса демонстрируют метаморфозу от дикого ханжества до столь же дикой распущенности с её антиэротической сексуальной индустрией. Сексуальная революция напоминает мне Великую Октябрьскую, когда «все как один» согласны помереть «в борьбе за Это».

В понимании любого социального или иного ограниченного явления важно увидеть его как часть целого - извлечь из “безысходного круга” (символ дантового ада) и определить относительно реального - “божьего” мира. И тогда становится очевидным, что суть дела, по гамбургскому счёту, не в сексуальной ориентации (как и не в политических, национальных или религиозных пристрастиях) очередных демонстрантов своих “вторичных признаков”, а в душевной слабости этих людей, тоскующих о счастье внутренней гармонии, которое не способны создать себе самостоятельно. Они не способны ни понять, ни сформулировать свою реальную проблему и трансформируют её самым причудливым и разрушительным образом.

Читала, что «нравственное падение» означает неспособность отличать добро от зла. То есть, падение – не несчастный случай, но перманентное состояние, в котором прибывает сознание. Без нравственных ориентиров падение не заметно, и пока человека поддерживает внешний порядок, то и считает он себя «порядочным человеком», то есть «добрым, хорошим», хотя сам никогда не брал на себя труд задуматься о добре и зле, о том, что «хорошо и плохо». Стоит порядку сломаться вместе с его социальными подпорками, что постоянно случается на исторических перепутьях, такой «порядочный человек» и солжёт, и убьёт, не заметив, что преступил, поскольку самостоятельно осознанных и принятых этических норм не имеет.

Вернёмся...

Разум не агрессивен. Он проявляется не столь в интеллектуальных занятиях, как в способности к самоограничению и в стремлении к закону в отношениях с другими. Духовное бессилие обнаруживает себя агрессией в самых разных личинах: от объявления войны до объявления любви. Причины всех конфликтов - и социальных и личных - не «от ума», а от его слабости: «горе» - от безумия! Доминанта психофизической сущности над духовной превращает человека не просто в животное, но в животное страдающее. Как животное, человек не полноценен и уступает любому из них в способности к благополучию. Сила человека в его разуме. Человек неразумный - самое агрессивное и страдающее существо на свете.

В трагической «комедии» «Горе от ума» А.Грибоедов воспроизвёл гамлетовский вопрос. Прошли столетия раздумий... Читаю у М.Мамардашвили: «осознание противоречит выживанию». Но если в прозе прошлых веков тема звучит как вечный вопрос, побуждающий мысль к поиску ответа, то в тексте профессионального философа двадцатого века – как смертельный приговор человечеству. Что это за существо такое с названием «хомо сапиенс», если его начала противоречивы - разум в конфликте с телом? «Такое» может существовать в языческих мифах и древних трагедиях с их роковыми комплексами, но не в век технологий тотального истребления жизни.

Противоречия между выживанием и осознанием - у человека разумного - нет. Дисгармония, если она возникает в конкретной ситуации, преодолима только на пути сознания - другого не дано! Неразумный человек – не самостоятелен и его выживание зависит от разума другого человека или созданной другими – разумными людьми - системы поддержки. Не всегда эту зависимость можно проследить так чётко, как, например, при болезни Дауна. В списке патологий разума - все виды агрессии, наркотики, словоблудие, рабство... Продолжить список выживающих по милости чужого разума предоставляю вдумчивому читателю...

Целью и смыслом жизни для человека может быть только разум и альтернативы - нет. Разумная душа - цель и смысл “гуманоида”; его жизнь – производное мысли, и только в подчинении разуму человек может развиваться и быть благополучным. “Животные радости” могут стать “человеческим счастьем” только в присутствие разума.

В словаре Ожегова, в его «советском» толковании слова «культура», есть одна приемлимая фраза: «разведение, выращивание какого-либо растения или животного». Ею воспользуюсь приминительно к человеку: «человеческая культура - разведение, выращивание разума». Смысл и цель культуры - в социальной адаптации разума: создании технологий разумной жизни. Культура - компромисс между человеческими природами: психофизической, духовной, социальной, без которого они вступают в противоречие, вынуждая страдать. Страдания - не расплата и не самоцель, но информация о конфликте. Сами по себе страдания не «просветляют» человека, если он не осознаёт их смысл, чтобы избежать. И исскуства – живопись, музыка, литература - сами по себе они лишь «культурный слой», да и то, при условии, если его раскопает – осознает – кто-то разумный. А если и нет, то и пропадут среди головешек человеческих судеб полотна, звуки, тексты и иные сублимации жизни.

Вернёмся в начало…

Современная демократия - единственная из существующих систем социальных отношений, с их тяготением к решениям на уровне «вкусового пупырышка», которая учитывает право человека быть разумным. В отсутствие демократии человеку приходится самому защищать свой дар разумности от общества.

Если превыше всего ставить своё социальное положение, то определяющим в успехе становится признание, одобрение окружающих - верный путь к отказу от себя. Помните у В.Шекспира в переводе С.Маршака: «Зову я смерть, мне видеть невтерпёж достоинство, что просит подаянье…» Действительно, жуткое зрелище… “Достоинство” - не попрошайка. Оно - независимо и самодостаточно даже без общественного признания, в отличие от псевдодостоинств, нуждающихся в публичности. Вспоминая все случаи унижения в своей собственной жизни, понимаю, что, прежде всего, униженность была во мне. Конечно, она была привита воспитанием и поддерживалась немилосердными обстоятельствами. Но как бы то ни было, исход из любой патовой ситуации возможен только личный - достоинство не подадут, его нельзя украсть или купить за фальшивую монету. Каждый платит за себя по истинному эквиваленту.

Человек разумен... Увы, и в начале третьего тысячелетия новой эры эта аксиома, по-прежнему, звучит, как вызов…

Вернёмся к началу.

Человек принадлежит к “сложнейшим” среди живых существ, и чтобы исполнить свою жизнь, ему недостаточно выживания на уровне амёбы или, пусть, гораздо более сложных живых существ, многие из которых (животные) подобны ему по параметрам физиологии, психики и даже социального поведения: так же рождаются и умирают, радуются и мучаются, любят и ненавидят, учатся и работают, собираются в сообщества с функциональным распределением «должностей» и т.д.

Аксиома моего эскиза о человеке - суть его классического определения: «разумен». Человеческая разумность проявляет себя в сотворчестве с создателем и, прежде всего, в воссоздании себя самого - своей жизни. Дары, данные природой, можно промотать, выживая за счёт врождённых способностей и энергии, закладывая их, пока не оскудеют, меняя на побрякушки. А можно ими распорядиться разумно. Думаю, человеку дана возможность соучастия в создании себя самого: его психофизическая программа может быть реализована, если и не вполне независимо, то хотя-бы с его участием, и это та степень свободы, которая отличает человека от животного. Человек не вправе выбрать по желанию свои индивидуальные особенности, но «зная себя» он может культивировать те из них, которые адекватны его представлениям о своём успехе - совершенствовать себя, и тогда возникает стиль - индивидуальность поведения, манер, речи, привычек - оригинальных не тем, что рассчитаны на привлечение или отвлечение чьего-то внимания, а тем, что сшиты они «по душе» - индивидуальной мерке, позволяющей жить в ладу с собой, свободно...

Человек не волен выбрать свою природу, но он может совершенствоваться в дозволенном ею, улучшая своим присутствием Мир.

Каждое живое существо исполняет жизнь - участвует в информационном обмене в соответствие со своим предназначением. Адекватность миру проявляется в информационной совместимости, измеряется мерой участия в информационном диалоге. Единицу информационного обмена можно было бы назвать “одна истина” - точка на спирали познания. Амёбе достаточно для исполнения жизни “немного” истин: температура, например, химический состав среды обитания. Собаке таких истин требуется “много”. Но в обоих случаях отличия не принципиальны. Соблазнительно предложить здесь метафору картины мира, в котором живые существа выполняют роль датчиков, то есть, обеспечивают жизненно необходимую Миру сенсорную систему, в которой человеку принадлежит особая “творческая” функция: осмысления, а значит, и обновления, и воссоздания истины. Человеку количественная мера, как сумма информационных единиц, не обеспечивает исполнения жизни. Ему не достаточно контролировать множество параметров среды и самостоятельно поддерживать себя, например, в оптимальном режиме температур. Не достаточно “для жизни” и знаний физики, математики, истории и всей британской энциклопедии наизусть. Количество информации не обеспечивает потребностей его жизни, и в этом смысле погоня за информацией - ложный путь. Для исполнения своей жизни человек должен качественно работать с информацией, то есть, преобразовывать её - осознавать, извлекая заложенный в ней смысл. Этот смысл адекватен смыслу жизни и определяет, в конечном счёте, состояние человеческого счастья, которое искрится в “прекрасных мгновениях” воссоздания истины - акта осмысления жизни.

Мне видится, как приходит человек к Господу Богу и просит у него счастья. “Бери сколько можешь” - отвечает ему Бог - “у меня оно бесконечно”... И человек берёт из бесконечности своей мерой и выходит мало - мало счастья... Но ведь это не от малости божьего дара, а от неспособности его принять... - от личной ограниченности. Мир полон счастья для того, кто адекватен Ему.

Человек способен быть самостоятельным источником информации - способен на творчество. “Новое” означает “качественно” новое - оно осмысленное “старое” и в этом смысле слова царя Соломона о том, что нет ничего нового в этом мире, - истинны только в сочетании с его же словами “на кругах”. Пожалуй, “на кругах” - в ограниченных формах - даже таких содержательных, как земная жизнь - от рождения до смерти, и нет ничего нового. Но если видеть Мир и путь познающего его разума так, чтобы не потерять вопрос исхода: “Кто я? Зачем пришёл в этот мир?”, то Мир рождается заново - “с начала” - с каждым новым осознанием себя - с каждой разумной жизнью.

Человек способен работать с информацией опосредованно: (не непосредственно: вода-мокро, огонь-жарко), а абстрагируясь: через слово, музыку, искусство. Цель этой работы - создание мировоззрения и личной позиции - жизненных принципов. Они служат опорой в сложных жизненных обстоятельствах, когда кажется, что исполнение заповедей осложняют борьбу за “место под солнцем”, и так хочется преступить их ради сиюминутной выгоды или психологического комфорта - “расслабиться” - отвернуться от реальности, обмануться, не думать. Принципы поддерживают в минуты душевной слабости, работают как защита - нравственный иммунитет. Человеком «с принципами» труднее манипулировать и потому он, по большому счёту, независимей беспринципных. Принципы работают на упреждение событий.

Один человек сказал, что у него есть два жизненных принципа: никогда не иметь дело с плохими людьми и всегда самому оплачивать свои желания. Что ж, достойные принципы и они были бы достаточными, если бы не подробности: кого считать плохим, а кого - хорошим, и как определять плату, адекватную желаниям. Принцип платы за свои желания - необходимое условие жизни, достаточное в обыденных решениях на уровне юридических норм, когда ценники и ориентиры узаконены. Что до желания личного счастья, то в плату за него входит труд переоценки своих принципов.

Вернёмся…

“В начале было слово” - идея об истине. В информационном хаосе возникает слово о жизни и смерти, о добре и зле. Оно обращено к каждому, кто способен слышать…

Физическое рождение даёт только шанс на образование человека разумного - именно так понимаю смысл образования: образование жизненной позиции и мировоззрения, без которых разумность гибнет в иллюзорных мирах. Образование - воспитание души. Образование может быть ложным и погубить душу. Статистики духовной жизни - сколько рождённых на белый свет людей состоялось по своему человеческому предназначению, кажется, нет. Но если бы она была, результаты были бы, возможно, аналогичны выживанию редких животных в условиях экологических проблем и браконьерства...

Не следует путать образование с наукой. У образования и науки разные цели и средства. Наука - работа с объективной информацией, анализируемой на техническом уровне общества, по принятым законам логики, классификации, систематизации. Замкнутые на себе, без связи с Миром как с целым, науки - мёртвые информационные зоны. Они - лишь инструменты для познания мира и имеют смысл тогда, когда ими владеют люди, чья этика соответствует уровню научного прогресса.

Увы, советская наука развивалась по методу кнута и пряника, выращивая узкие мозги, нацеленные не на Божий мир, а на лакмусову бумажку. Теперь, когда “советская наука” гибнет, её необразованные учёные пребывают в недоумении от постигшего их наказания, не видя его связи с преступлением против универсальных мировых законов. Позволю себе процитировать Дж.Свифта в адрес профессионалов, ставящих свою науку над человеком: ...во всём, не имеющем отношения к их профессии, они являются обыкновенно самыми невежественными и глупыми среди всех нас, неспособными вести самый простой разговор, заклятыми врагами всякого знания, склонными извращать здравый человеческий смысл во всех других областях... Прежде всего, эти слова относятся к профессионалам, зарабатывающим словом. Число их увеличивается во времена эпидемий криводушия, поражающих народы с ослабленным иммунитетом - низкой культурой. Увы, духовная медицина безнадежно отстаёт от телесной, так что этот мой текст - суть пилюля, прежде всего, себе самой - доморощенный способ профилактики от катастроф. Не нужно преувеличивать зловредность КГБ – советские гуманитарии служили не менее профессионально, губя духовные ценности. Пока мичуринцы выращивали яблоки на грушах, советские историки расчленяли свой предмет на пятилетки, бойцы литературного фронта лгали про самого вольнодышащего человека, погребальная команда философов хоронила свободомыслие.

Напомню, в переводе с греческого философия – «любомудрие».

В толковании Ожегова - одна из форм общественного сознания и чем сложнее и дороже для налогоплательщиков эта форма , чем больше служивых надевает её и получает за то зарплату, тем меньше шансов у этого общества не только на благополучие, но и на самое выживание. Общественное сознание – чепуха. Кстати, в английском языке такого словосочетания нет - есть общественное мнение по конкретному вопросу, что принципиально иное. Мнение может быть общим, но сознание - свойство личное и в общество является своим производным - культурой: разумными технологиями жизни.

Результат гуманитарной деятельности – не рефераты, конференции, симпозиумы и учёные степени, а уровень культуры налогоплательщиков: если общество деградирует, значит, его профессиональные гуманитарии – мошенники.

Видит Бог, лучше бы мытарь не переквалифицировался на апостола - лучше бы взымал налоги с тела, а не с души, но видимо, таково свойство его лукавой гуманитарной природы, о чём следует знать образованному человеку. Увы, все храмы (с пристройками для служебного пользования) построены на людской глупости и развращенности. Когда я слышу, что у некого человека есть гуманитарные наклонности , то прячу свой кошелёк подальше.

Ещё несколько горьких мыслей о российском феномене под названием “интеллигенция” - слове, не имеющем аналогов в других языках. Возможно, оно сменило слово “благородный”, не вынесшее совмещение понятия “нравственный” с титулом “Ваше благородие”. По Ожегову, “интеллигент” - значит, “культурный, образованный”, но, вместе с тем, и “работник умственного труда”: новое слово унаследовало порок двусмысленности. Кстати, “сословие благородных” противопоставлялось “подлому люду”. Должно быть, этой второй и количественно превосходящей группе (по Ожегову - “массе”) и достался дурацкий колпак: с названием “широкие трудящиеся круги населения - народ”… Можно написать детектив о мистике этих формулировок, но ограничусь сообщением об участи феномена за российскими пределами. В израильской эмиграции термин сохранился на рынке труда в объявлениях типа: “Требуется интеллигентная прислуга”. Думаю, достаточно знаковый результат эксперимента и над словом из “новояза”, и над обозначенными им людьми. Важно отметить, что на том же рынке «инженер», «врач», «портниха» или иная реальная профессия, пошлиной “интеллигентный” не облагается. И ещё одна народная примета - изменение стиля брачных объявлений: требования интеллигентный мужчина сменились на не лживый и не жадный ...

Беда Новой России в том, что «новые русские» - вовсе не новые, а прежние - привыкшие к беспределу со СЛОВОМ, из чего проистекает беспредел во всех областях человеческих отношений. Вот что пишет об этом Д.Оруэл в эссе “Уничтожение литературы”: ”Отлаженное враньё, ставшее привычным в тоталитарном государстве, отнюдь не временная уловка вроде военной дезинформации, что бы там порой не говорили. Оно лежит в самой природе тоталитаризма и будет существовать даже после того, как отпадёт нужда в концентрационных лагерях и тайной полиции.”

Увы, враньё - привычка, избавиться от которой, подчас, невозможно, даже когда оно уже не несёт и сиюминутной «выгоды». Враньё – душевная болезнь и проявляется не так активной «дезинформацией», как утерей связи с реальностью. Ложь – зло и для лгущего, и для принимающего: все участники, “кривя душой”, уродуют её. Вряд ли кто станет резать свою ладонь, пытаясь изменить рисунок линий судьбы , потому что это варварство очевидно, а насилие над мыслью - нет. А со временем уже и насиловать некого - нет живых мыслей и хотелось бы подумать, но в голову лезет одна дрянь.

Человек, использующий свои мозги не по назначению, данному природой, отключается от свободного эфира. Залгавшийся человек запутывается не только в обстоятельствах своей жизни и в отношениях с миром, людьми и самим собой, но и вовсе теряет способность мыслить - ориентироваться в своей жизни. Он не отличает здоровье от болезни, литературу от графомании, музыку от какофонии, любовь от ненависти - «добро от зла». Это «помешательство», скорее, уже медицинского, а не этического свойства. История тоталитарных обществ состоит из историй болезни её участников. Излечение (покаяние), когда человек признаётся себе во лжи не для мелодраматических эффектов, а для «жизни», думаю, редчайшее явление. И не следует обольщаться что «исход» такого рода возможен для всех. Так что, стоит «беречь честь с молоду».

Тоталитарные отношения всегда имеют в основе ложь: маниакальную идею, исчерпав которую, участники беспомощно ищут взамен похожую: не коммунальную, так национальную, патриотическую или иную тусовочную – только бы не оставаться один на один со своей душой, пребывающей в обмороке. Люди, привыкшие к бессознательной жизни, как вылупившиеся из яиц утята, готовы принять в мамы курицу или даже кошку.

В эпоху краткого российского возрождения А.Грибоедов сформулировал причину российской безысходности: общество борется с разумом на уровне своего менталитета - бессознательно, как кукушонок, рефлекторно выталкивающий из гнезда хозяйских птенцов.

Альтернатива «горя от ума» - «радость от глупости». «Радость» такого рода можно поддерживать только с помощью карательного механизма. Судя по российским СМИ начала XXI века, персонажи из Зощенко и Булгакова вновь взяли «телеграф и телефон», готовя сокраментальное «как всегда». Горе-умы (кто успел) утекают в более разумное общественное устройство. Если бы можно было проследить миграцию людей нового времени в поисках лучшей доли, то открылась бы потрясающая драма «исхода» из безумия бегства от глупости: в трюмах и утлых посудинах - по морям и океанам, ползком через подземные коридоры, в багажниках машин ...нелегальные души стремятся, как рыба на нерест, к разумной жизни.

Джорж Оруэл в своём романе «1984» замечательно описал, как работает механизм уничтожения разума. В этом смысле серьёзно болен и Израиль. Множатся метастазы «Министерств правды и свободы» со своими чиновниками, переписывающими на «новояз» древние пророчества - так, что теряется истина о том, что Бог, по-прежнему - Один, и Он - не в “измах” - даже с таким значительным корнем, как “Сион”, а в нравственных нормах. Израиль двадцатого века строился не профессионалами, а отчаявшимися романтиками и как губка впитывал все социальные пороки, приносимые беженцами из разных стран. Волны эмигрантов были признаны “судьбоносными” со знаком плюс - после катастрофы так хотелось верить в счастливое будущее. Но империи, умирая, на прощанье щедро посевали семена рабства на все стороны света и они, попадая в сырую ещё - несформированную, несамостоятельную культуру молодой страны с законодательством, в корне своём пораженном идеологией, прорастали низостью, удушая ростки благородства - за радость обманываться приходится платить катастрофически дорого…

Образование человека разумного согласно природе его разума – единственная достойная идея, пригодная для свободного развития человеческого общества. Любая надличностная идея – национальная или иная: социальная или «вселенская», величественная или смиренная – противоречит жизни.

продолжение

 

Ваши комментарии к этой статье

 

17 весна 2004 года дата публикации: 1.03.2004