Музей-институт семьи Рерихов в СПб.

http://roerich-museum.org

СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ

С.Н. Рерих. 1982 Имя Святослава Николаевича Рериха составляет в ряду других мировую славу русской культуры.

Он родился 23 октября 1904 г. в Петербурге. Семейная обстановка способствовала раннему пробуждению разносторонних интересов и приобщению мальчика к искусству. Каждое лето с родителями и старшим братом Юрием он проводил в поездках по Псковщине, по землям Тверской и Новгородской губерний; иногда маршруты, зависящие от археологических раскопок и творческих замыслов отца, уводили в северо-западные края. Как правило, выезды сопровождались сбором коллекций, зарисовками с натуры. Сохранившиеся рисунки пятилетнего Святослава свидетельствуют о недюжинной любознательности и точности глаза будущего художника. Общеобразовательный курс он проходил в гимназии К.И. Мая в Петербурге, где учился в свое время его отец; именно там он получил первые уроки рисования. В конце 1916 г. из-за болезни главы семейства Рерихи перебрались на северо-западное побережье Ладоги и в 1918 г. оказались на территории получившей независимость Финляндии. В это время Святослав приступил к систематическим занятиям живописью под руководством отца, большого мастера, опытного педагога. Но Николай Рерих внимательно следил за тем, чтобы сын не увлекся слепым подражанием, чтобы не угасли его многообразные интересы и склонности.

Весной 1919 г. Рерихи выехали из Финляндии в Лондон с намерением перебраться оттуда в Индию. Однако путь в эту страну оказался для них временно закрытым, и Николай Констан-тинович принял предложение посетить Америку с выставочным турне. В Лондоне, а затем в Колумбийском университете Нью-Йорка Святослав Николаевич изучает архитектуру и по окончании курса становится аспирантом Гарвардского университета. В это же время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой. Его графические работы появ-ляются на выставках и получают высокую оценку. Молодой художник увлечён также и теат-ром: в соавторстве с Д. Хеллом он ставит балет на музыку композитора А. Штейнера. Однако больше всего влекла к себе Святослава Николаевича живопись. Она заняла главенствующее место в его жизни, и на выставке в Филадельфии картины начинающего живописца заслужи-вают первую премию.

В 1923 г. Рерихи покинули Америку и вскоре были уже в Бомбее. Для всей семьи насту-пил новый период деятельности, теперь уже неразрывно связанный с Индией. Святослав Ни-колаевич участвует в научно-исследовательских экспедициях отца по Сиккиму, Бутану, Непа-лу, углублённо изучает и коллекционирует предметы искусства народов Востока, большое внимание уделяет изучению местной народной медицины и фармакопеи. В конце 1924 г. Н.К. Рерих с женой и старшим сыном уходят в длительную Центрально-азиатскую экспедицию, а Святослав Николаевич временно возвращается в Америку, чтобы продолжать своё художест-венное образование и ту обширную просветительскую работу, которую наладили его родите-ли. Молодой Рерих занимает посты директора Международного центра Корона Мунди и вице-президента Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Под руководством Святослава Николаевича проводятся международные выставки и конкурсы, налаживается связь между музеями Амери-ки, Европы, Азии по обмену и атрибуции произведений искусства. В связи с этой деятельно-стью молодой художник много разъезжает, изучает историю культуры народов Запада и Вос-тока. Первые произведения Святослава Рериха свидетельствуют о тщательном изучении раз-нообразных школ и древних традиций. Индийская миниатюра и каноны тибетской иконописи, древнерусская живопись, мусульманские орнаменты, свободный старо-индийский рисунок, элементы греческого, персидского искусства - всё это осваивалось Рерихом-искусствоведом и тесно переплеталось в его работах с европейской традицией. Главное для художника - поиск гармонии личности и окружающего мира, проникновение в глубины человеческого духа. Лю-ди и мир людей , в котором они живут и который преображают своими руками, более всего вдохновляют Святослава Рериха. Он не спешит с заявкой на своё место в искусстве до тех пор, пока со всей ответственностью не определяет своего места в жизни.

Весной 1928 г., когда Центрально-азиатская экспедиция была закончена, Святослав едет в Индию, чтобы встретить отца, мать и старшего брата. Вскоре вся семья перебирается на скло-ны Западных Гималаев, в долину Кулу. Святослав Николаевич помогает родителям и брату в организации Гималайского научно-исследовательского института Урусвати ; чтобы наладить международные связи, он некоторое время проводит в США, в поездках по другим западным странам. Через четыре года художник окончательно поселяется в Индии. В институте Урус-вати он осуществляет руководство близкими его научным интересам секторами отдела есте-ственных наук: ботаники, орнитологии, фармакопеи, кристаллографии, народной медицины. Он продолжает также работу по изучению истории культуры и искусства народов Востока, принимает участие в научных экспедициях, организует опытные плантации лекарственных растений. Кроме того, на Святослава Николаевича возлагается забота о внешних сношениях в области обширной общественной и культурной деятельности его отца, в частности, по про-движению в жизнь Пакта Рериха - идеи правовой охраны культурных ценностей в междуна-родном масштабе.

В 1940 г. состоялась его персональная выставка Картины Индии в США. Кроме того, он почти всегда показывал свои работы вместе с отцом на объединенных выставках. Известность Святослава Рериха быстро росла, индийский критик Р. Тандан тогда писал: Не забудем, что громадный успех достигнут художником в совсем молодые годы. Он уже теперь обладает зоркостью проникновения в подлинную реальность вещей и явлений. И мы не обманемся в ожиданиях, если скажем, что последующие годы окажутся для Святослава Рериха ещё более плодотворными, и его творчество, несомненно, проложит путь к тому жизненному синтезу, который заключён в современном понимании всеобъемлемости культуры . В 1939 г. худож-ник приступает к работе над циклом социально значимых произведений. Он открывается триптихом, сюжет которого подсказали события Второй мировой войны. Это большие панно Куда идет человечество , Распятое человечество и Освобождение . Откликаясь на траги-ческие события, приведшие к всемирной катастрофе, художник побуждает каждого из нас об-ратиться с вопросом к своей совести: чем ты содействовал или противостоял безумию, ибо здесь не может быть безучастных зрителей. Ответственность за всё, происходящее в мире людей , Святослав Рерих выказывает не только своими полотнами, но и своей жизнью. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, он и его брат не замедлили отправить в со-ветское посольство в Лондоне письмо с изъявлением готовности вступить добровольцами в Красную Армию и выполнять в полной мере свой долг перед Родиной. В годы Отечественной войны Николай Константинович и Святослав Николаевич проводят в Индии совместные вы-ставки с продажей картин в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии. С этой же целью они организуют сборы пожертвований, выступления по радио, издают книги. Как и все Рерихи, Святослав Николаевич горячо ратовал за самостоятельность Индии и поддерживал деятелей индийского освободительного движения. В начале 1942 г. он познакомился с Джава-харлалом Неру, который не раз впоследствии бывал у Рерихов в Кулу и всегда высоко ценил их участие в культурной жизни Индии. Любовь и уважение к талантливому народу этой стра-ны принесли Рерихам искреннее признание и широкую известность.

В 1945 г. Святослав Николаевич женился на одной из самых популярных киноактрис, дея-тельнице индийского художественного просвещения Девике Рани. Супруги поселились в при-городе Бангалора. Их гостеприимный дом хорошо знаком многим русским людям, посещав-шим Индию. Вёсны Рерихи проводили на гималайских склонах, в доме отца, где Святослав Николаевич организовал картинную галерею. После кончины Н.К. Рериха в 1947 г. и старше-го брата в 1960 г. Святослав Николаевич продолжил традиционную для всей этой семьи дея-тельность по углублению и расширению индийско-советского научного и культурного содру-жества. В мае 1960 г., впервые после долгого перерыва, он приехал на родину с большой вы-ставкой. Бесконечный поток посетителей на выставках в Москве и Ленинграде, сотни благо-дарственных записей в книгах отзывов, многочисленные интервью и публикации в печати убедительно свидетельствовали о том, что работы Святослава Рериха нашли признание, за-звучали в унисон с чувствами соотечественников. Поездка в Советский Союз была поворот-ным пунктом в нашей жизни , - скажет позднее художник. В 1974-1975 гг. Святослав Рерих показал в Советском Союзе вторую экспозицию, которая совпала с семидесятилетием масте-ра. Выступая на вернисаже в Москве, он говорил: Я счастлив, что моя выставка состоится в Третьяковской галерее. Это место окружено особым ореолом, освящено великими традиция-ми русского искусства. Я показываю здесь картины разных периодов. Есть и ранние, их не-много, есть и самые последние. Я работаю и в портрете, и в пейзаже, и в жанре, и в аллегори-ческой манере, выбираю темы, которые мне близки, идеи, которыми хотелось бы поделиться. Я не связан с заказчиками, работаю совершенно свободно, и вы увидите на этой выставке именно то, что мне самому хочется сказать . Выставку, показанную в пяти городах Советско-го Союза, посетило тогда свыше восьмисот тысяч человек.

Особое место в творчестве художника занимает портрет. Широкую известность получили созданные им изображения Николая Рериха - всего их свыше тридцати, первое сделано еще в 1916 г. в Финляндии, а два последних рисунка - в 1947 г.; портреты матери художника - Еле-ны Ивановны, жены - Девики Рани Рерих, а также многих прогрессивных деятелей Индии, её ученых, артистов, писателей и рядовых тружеников. Портрет Джавахарлала Неру кисти Свя-тослава Рериха находится в зале заседаний индийского парламента, президента С. Радхак-ришнана - в президентском дворце. В портретах художник добивается не только достоверно-сти психологического образа, но пытается выявить общечеловеческие, нравственные идеалы. Как мудро заметил Рабиндранат Тагор: Личное начинается там, где бесконечное становится конечным, не теряя своей бесконечности . Это определение может служить эпиграфом к портретам Святослава Николаевича Рериха. Его произведения находятся в музеях Франции, Бельгии, Болгарии, Чехословакии, США, Индии и других стран. В Советском Союзе их мож-но увидеть в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Музее искусства Востока, Новосибирской картинной галерее. Мастерство живописца, умение создавать сложные гармо-нические композиции и организовывать пространство, выразительность рисунка, изумитель-ная чистота красок, колористическое богатство давно уже получили должную оценку. Однако не только совершенное владение техникой, но и понимание общественного назначения искус-ства, подлинно гуманистический талант характеризуют его творчество. Многие полотна Свя-тослава Рериха, такие как Воззри, человечество , Я двигаюсь среди этих теней , Мы сами строим себе тюрьмы , Ты не должен видеть этого пламени , Ближе к тебе, мать-земля , от-личает непримиримость с тёмными сторонами жизни.
Беседуя с корреспондентами, он сказал: Ко всему, полученному мной в России и от Рос-сии, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой стороны, всё, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине . Многосторонняя деятельность С.Н. Рериха была высоко оценена в России и других странах. Он был почетным академиком Академии ху-дожеств СССР, лауреатом Международной премии им. Дж. Неру, почётным членом Болгар-ской академии художеств. Индия удостоила его своей высшей награды - Падша-Бхушан . Святослав Николаевич вёл большую просветительскую работу и руководил Школой искусств им. Шри Ауробиндо в Бангалоре. Он являлся духовным наследником своего великого отца и продолжателем его дела.

Ушёл из жизни 30 января 1993 г.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

19 дата публикации: 01.10.2004