Ольга Ерёмина

Мысль и слово
К двухсотлетию со дня рождения Ф.И.Тютчева

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!
1830

Ключевая фраза этого стихотворения кажется парадоксальной: «Мысль изречённая есть ложь». Что есть мысль для Тютчева?

Начнём с цитаты из статьи И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», опубликованной в 1854 году в четвёртом номере «Современника»: «…каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Итак, стихотворения Тютчева начинаются мыслью, которую Тургенев сравнивает с огненной точкой. Но мысль не просто является сердцем тютчевских стихотворений: само размышление о феномене мысли становиться предметом его внимания.

В стихотворении «Волна и дума» (1851) поэт размышляет:

Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, безбрежном ли море, -
Здесь – в заключении, там – на просторе, -
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Тютчев подчёркивает непрерывность думы, мысли, сравнивает её с постоянно волнующимся, безбрежным морем, отмечает её стихийность и неоформленность («призрак тревожно-пустой»).

Мысль – стихия. Она непрерывна и не оформлена. Тютчев ещё раз подчёркивает это в стихотворении «Фонтан» (1836):

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.

«Смертная мысль» рвётся к небу. Человек стремится постичь Бога, следуя «закону непостижимому».
Мысль человеческая находит своё выражение в слове: «мысль изречённая». Но человек иногда испытывает такое состояние, когда ему кажется, что «внешний мир ушёл». Об этом поэт говорит в стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» (1848-1850):

Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушёл…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.

На самого себя покинут он –
Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнаёт наследье родовое.

Обратим внимание на слова: «…Упразднен ум, и мысль осиротела…» - у человека исчез разум, мысль потеряла возможность выразить себя в слове, «осиротела». В результате чего? «На самого себя покинут он…» Кем покинут? Почему чувствует себя человек «сиротой бездомным»? Возможно, что Тютчев говорит о таком состоянии, когда человека покидает Божественная благодать.

Слово, то есть возможность выразить свою мысль, думу, дано человеку свыше. Почему же тогда поэт восклицает: «Мысль изречённая есть ложь»? Может быть, он чувствует, что слово произносится всё же человеком и не может выразить всей беспредельности жизни. Возможно, именно поэтому Тютчев в знаменитом стихотворении «Нам не дано предугадать…» (1869) употребляет инверсию:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

Мы продолжаем работу с двумя понятиями: «мысль» и «слово». Заглянем в толковый словарь.

Мышление – способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Мысль – 1. То же, что мышление. 2. то, что явилось в результате размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума. (Сноска: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 16-е. – М., Русский язык, 1984. С. 315.).

- Какое из значений, данных в словаре С.И.Ожегова, наиболее соответствует тому значению, в котором употребляет слово «мысль» Ф.И.Тютчев?

Слово – 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. 2. Самая речь, способность говорить. 3. Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. 4. Устное публичное выступление, речь в собрании. (Сноска: Там же. С. 634).

- Какое из перечисленных значений наиболее близко к тютчевскому значению «слова»?

Вот как определяет это понятие В.И.Даль:
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира (К.Аксаков). (Сноска: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – С.-Пб.: Диамант, 1998. Т. IV. С. 221.)
В тютчевской парадигме слово – это «мысль изречённая», но слово человеческое всё же не Божественное, а «наше»: оно не может выразить всей полноты мира. Но даже несовершенное «слово наше» – «благодать», ниспосланная свыше сила, которая низошла на человека. Благодать, сила выразить свою мысль словом даётся человеку вместе со способностью «сочувствия», то есть умения со-чувствовать, проникать в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. «Слово наше» появляется только благодаря «сочувствию» и несёт в себе отзвук переживаний всего мира. «Мысль изречённая», ставшая «словом нашим», отзовётся в другом разумном существе, но каким будет этот отзвук – человеку предугадать не дано.
В четырёх строках Тютчев утверждает единство мира, связь каждого человека со всем сущим и присутствие в мире высших сил, законы которых ещё не постигла человеческая мысль:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

Март 2003 года

 

Ваши комментарии к этой статье

 

13 весна 2003 г дата публикации: 19.03.2003