Саади

Максимы

Правила поведения в жизни

Из книги Розовый сад (Гулистан), книга VIII

1258 год

Перевод с английского И.Бугаева

По материалам сайта http://classic.mit.edu/Sady/Gulistan.mb.txt

и по книге The Rose Garden (Gulistan) of Saady by Saady, Omar Ali-Shah (Translator)

Часть 2-я

Максима 24

Кто с дурной компанией связался, тот добра уж точно не увидит.

Коль ангел в круг злых демонов садится,

Жестокости и лжи он может научиться.

Не может доброму зло научить никак.

Не станет волк работать как скорняк.

Замечание 17

Не раскрывай чужие недостатки: ведь ты и человека опозоришь и сам доверия окажешься лишён.

Максима 25

Кто изучил науки, но не практикует, похож на человека, что пахал, а вот посеять так и не собрался.

Максима 26

Ни в церкви, ни в груди без сердца вера не возникнет, пустая скорлупа побегов не даёт.

Не каждый, кто проворен в споре, надёжным в деле может быть.

Сколь часто стройная фигура в парандже,

Коль снять покровы, – чья-то бабушка уже.

Максима 27

Если бы каждая ночь Ночью Могущества [i] стала, то и сама Ночь Могущества ценность свою потеряла бы.

Коль все камни превратились бы в рубины Бадахшана [ii] ,

То и стоить все рубины стали бы не больше камня.

Максима 28

Не каждый, кто прекрасен внешне, и духом также совершенен; не на поверхности сокровища лежат.

Образованье человека и за день оценить несложно,

Какого уровня он смог достичь в науках всевозможных.

В оценке внутреннего мира будь осторожен, не спеши:

Порою даже и за годы не распознать узор души.

Предостережение 2

Кто ссорится с великими мужами, тот проливает собственную кровь.

Тот, кто себя великим мужем почитает,

Сказать по правде, косоглазием страдает.

Скорей тебе на лбу считать придётся раны,

Коль пободаться вздумаешь с бараном.

Максима 29

Со львом сражаться голыми руками или на меч кидаться с кулаками никак не подобает мудрецу.

Силой меряться не стоит с человеком разъярённым.

Не борись, а лучше руки за спиной сложи спокойно.

Предостережение 3

Пытаясь сильному явить свою отвагу, себя лишь слабый уничтожить помогает.

Как может биться кроткий человек

С воителем, который крепче всех?

Совсем уж глупым должен быть слабак,

Чтоб на железный броситься кулак.

Максима 30

Кто не желает выслушать советы, имеет шанс наслушаться попрёков.

Когда ушей твоих не достигают наставленья,

Молчи, терпя невзгоды и лишенья.

Игра слов

Кому достоинства недостаёт, смотреть спокойно на достойного не может. Он как дворняжка, что рычит и лает, заметив издали породистого пса. Чтобы достойному открыто бросить вызов, достоинства подонку не хватает, поэтому всю злость свою и зависть он недостойной бранью изливает.

Оклеветать вас по секрету всегда удобно подлецу,

Но у него язык немеет, коль встретится лицом к лицу.

Максима 31

Если бы живот тираном не был, птицы бы в силки не попадали; более того, и сам охотник те ловушки расставлять не стал.

Руки, ноги человека точно цепь сковал живот,

Времени, чтоб помолиться, раб желудка не найдёт.

Максима 32

Мудрецы едят не часто и не много, посвящённые – до полу насыщения, а отшельники, чтоб только жизнь не угасала; молодёжь – пока не кончилась еда, старики всегда едят до пота, но Каландары [iii] едят пока есть силы сделать вздох, и стол не опустеет.

Раб живота не спит подряд две ночи:

В одну запор, в другую голоден он очень.

Максима 33

Советы с женщиной приносят разоренье. К врагу мятежному быть добрым – это грех.

К острозубым тиграм состраданье –

Для овец большое наказанье.

Замечание 18

Тот враг себе, кто жизнь оставил противнику, держа его в руках.

Благоразумный человек, когда в руке есть камень,

Змею на камне увидав, раздумывать не станет.

Другие с этим, правда, не согласны и говорят, что с казнью пленного врага не стоит торопиться, по причине, что выбор – убивать, не убивать, пока враг жив, ты сохраняешь за собою. Но если он убит без размышлений, то может быть утрачена возможность, которую потом не обрести.

Жизнь отобрать у человека так несложно,

Но воскресить убитых невозможно.

Быть должен мудрый лучник терпелив:

Стрел не вернуть, слетевших с тетивы.

Максима 34

Мудрец, вступивший в диспут с дураком, не должен ждать от дурака почтенья. И если мудреца невежда превзойдёт болтливостью и краснобайством, удивленья не может это вызвать. Ведь булыжник разбить любые драгоценности способен.

Неудивительно, что трели соловья

Вороны громким ором прерывают.

Пусть грусть и гнев из-за подонков и жулья

Сердца достойных никогда не наполняют.

Ну что с того, что ваза золотая

Разбита может быть обычным камнем?

И на булыжники цена не возрастает,

И золото ценить дешевле мы не станем.

Максима 35

Не удивляйся, что мудрец хранит молчанье в толпе мерзавцев. Сладкий голос арфы не различить под грохот барабанов, а запахи гнилого чеснока перебивают амбры ароматы.

Горластый неуч гордо голову задрал:

Он в споре грубо мудреца перекричал.

Не знает он: Хиджаза [iv] песен не поют,

Когда в свой барабан колотит наглый плут.

Максима 36

Драгоценность, и упав в болото, прелести своей не потеряет, в то же время, пыль, поднявшись в небо, никому как прежде не нужна. Без развития талант оставить стыдно, но образование бездарных – это труд воистину напрасный.

Пепел высшего происхожденья, ведь огонь седьмого неба драгоценность, но своей цены он не имеет, и презренен также как и пыль. Ценность сахара определяет не тростник, только его собственная сладость.

Никаких особенных достоинств

не имели земли Ханаана [v] ,

И цены его не повышает

то, что он пророку дал рожденье.

Говори лишь про свои заслуги,

не ссылайся на происхожденье.

Роза это – терниев потомок,

а Азар [vi] – родитель Авраама [vii] .

Максима 37

Это мускус источает ароматы, не слова торговца- парфюмера. Мудрый – как шкатулка благовоний: аккуратен, молчалив, достоинств полон: а глупец – как барабан фигляра: полон шума, а внутри пустой.

Учёный человек средь дураков,

Как притча верно рассказала нам,

Словно красавица среди слепцов,

Или среди безбожников Коран.

Максима 38

Дружбу, что всю жизнь росла и крепла, разрывать не должно за мгновенье.

Много нужно лет пока рубином камень станет.

Осторожно! Не разбей его обычным камнем.

Максима 39

Разум может быть в плену у вожделенья, словно слабый человек у хитрой бабы.

Не стоят зависти семейство то и дом,

Где голос женщины грохочет точно гром.

Максима 40

Рассуждения, лишённые усилий – это лишь иллюзия, обман; а усилия без рассуждений – профанация и просто глупость.

Сначала интеллект и осторожность и лишь затем дана быть может сила. Власть для глупца – опасное оружье, она его способна уничтожить.

Максима 41

Простак, что радуется жизни и милостыню подаёт, достойней мудрого святоши, что только копит и постится.

Максима 42

Кто отказался от естественных желаний, чтоб популярность заслужить и одобренье, тот жертвой стал желаний незаконных.

Фанатик, что не ради Бога стремится быть в уединенье,

Несчастен. В зеркале угрюмом как он увидит отраженье?

Мало-помалу вместе будет много, за каплей капля зарождается потоп. Кто сил лишён, тот копит мелкие осколки камней, чтобы потом, когда возможность будет, миг улучить и отомстить врагу.

Соединяясь, капли речкой обернутся.

Собравшись, реки морем разольются.

Большое собирается помалу.

Зерно к зерну и кладовая полной стала.

Максима 43

Мудрец смиренно не взирает на безрассудство дурака. Иначе оба пострадают: один достоинство теряет, в другом невежество растёт.

Говори галантно, мягко с грубияном –

Гордость и упрямство ещё больше станут.

Максима 44

Достоин порицанья грех любой, кто бы и как его ни совершил, и меньше всех надежд на снисхожденье у тех, кто больше знаний получил. Образование – это доспехи, что позволяют с Иблисом сражаться. А воину с оружием в руках – большой позор врагу на милость сдаться.

Невежественный бедолага лучше,

Чем нечестивый человек с образованьем.

Ведь первый слеп и потому теряет путь свой,

Второй шёл к пропасти с открытыми глазами.

Максима 45

Того, чей хлеб при жизни не едят, и после смерти вспоминать не станут. Владельца сада бедная вдова не знает, лишь винограда помнит вкус и аромат. Иосиф праведный, благословение ему, когда в Египте был неурожай и голод, не позволял себе досыта наедаться, чтобы страдания голодных не забыть.

Как те, кому даны богатство и уют,

Страдания голодного поймут?

Познать нужду способен только тот,

Кто сам в нужде и голоде живёт.

О, рыцарь на лихом коне, сумей увидеть

Осла в репьях, в грязи плетущегося в ливень.

Огня в дому у бедного соседа не проси,

Над очагом его лишь сердца дым висит.

Замечание 19

В голодный год не спрашивай беднягу, - как дела? - коль не готов пролить ему бальзам на раны и предложить немного серебра.

Осла увидев, с грузом влипшего в трясину,

Всем сердцем пожалей несчастную скотину.

Не к голове иди, спросить: «Кой чёрт тебя занёс?»

А к заднице ступай, чтоб вытянуть за хвост.

Максима 46

Со здравым смыслом вряд ли можно увязать успех, что превзошёл предначертанье рока и смерть прежде назначенного срока.

Даже тысячами жалоб,

благодарностей, протестов,

Песен горестных и вздохов,

не добыть иной судьбы.

Это ангел, вечный стражник

у сокровищницы ветра,

Позаботился, чтоб ветер

не гасил огонь вдовы.

Замечание 20

Искатель хлеба, посиди спокойно, и будь уверен – хлеб найдёт тебя, и ты, пытающийся улизнуть от смерти, ещё никто не убежал, не бегай зря.

Искал ты пищу, или вовсе не старался,

Бог в милости своей тебе её пошлет.

Засунуть голову ты к тигру в пасть пытался,

Лишь в день назначенный закрыть он сможет рот.

Максима 47

Не достанет никогда рука то, что не должно трудом достаться, но придёт определённый день, что записано; наверняка, произойдёт.

Не слыхал ли ты, что Александр

как-то даже в Темноту спустился,

Но и после всех своих трудов

Эликсира Жизни [viii] не напился?

Рыбак, коль не дано ему судьбою,

из Тигра рыбки никакой не извлечёт,

И рыба на сухой земле не умирает,

пока её последний день не истечёт.

Максима 48

Богач развратный – позолоченная глина, а праведный бедняк – сокровище под пылью. Второй – заплатанное одеянье Моисея, а первый - блёстки в бороде у Фараона. Бедняк и в горе оптимизма не теряет, а богачу и процветание – расстройство.

Кто обладает положеньем и достатком,

Но позабыл о добрых мыслях и делах,

Пускай узнает: ни чины, и ни богатства

Не ожидают его в будущих мирах.

Максима 49

Завистник жаждет обрести дары от Бога, но верных слуг Его он ненавидит как врагов.

Я видел, как мужик плюгавый и тупой

Достойного хотел унизить клеветой,

А тот сказал: «Уж коль тебе не повезло,

Зачем в удачливых найти ты хочешь зло?»

Завистнику желать не стоит бед,

Ведь злее зависти и наказанья нет.

Зачем же быть завистнику врагом?

И так несёт врага он на плече своем.

Максима 50

Последователь, не проникшийся идеей – любовник нищий; праведник без внутреннего знанья – без крыльев птица; тот учёный человек, что применения науке не находит, как дерево без плода, а фанатик невежественный – здание без двери.

Коран ниспослан, чтоб улучшить нравы и манеры, не как учебник декламации и чтенья.

Стремящийся преодолеть своё незнанье, благочестивый человек идёт неспешно, как пешеход, а вот ученый, но небрежный, торопится как нерадивый спящий всадник. Быть лучше грешником, в мольбе простёршим руки, чем стать фанатиком самодовольным, который гордо складывает их.

Вояка с добрым и спокойным нравом лучше,

Чем богослов, что всех людей замучил.

Спросили как-то: “На кого похож учёный, что проповедует, да сам не исполняет?” Мудрец ответил: “На пчелу без меда”.

Осе коварной и язвительной скажи:

«Коль мёда не даешь, хоть жало придержи!»

Максима 51

Лишённый храбрости мужчина – это баба, но смелость алчная – бандит с большой дороги.

О ты, одежды белые надевший напоказ,

Зря ждёшь ты одобрения, ведь книга дел черна.

Должна держаться вдалеке от мира этого рука,

Тогда не важно, какова у рукава длина.

Максима 52

Сердца двоих печаль не покидает, погружены они в трясину разногласий: купец у судна, потерпевшего крушенье, и юноша, меж Каландарами сидящий.

Бывает, дервиши сочтут возможным даже кровь пролить,

Коль к достоянью твоему, не могут доступ получить.

Держись подальше от друзей, что голубой одели плащ,

Или с имуществом своим сумей проститься, и не плачь.

Когда с погонщиком слонов случится дружбу завести,

Тебе понадобится дом, - в который сможет слон войти.

Максима 53

Хоть дорога почётная одежда от султана, а всё ж дороже старый собственный халат, и яства сильных мира превосходны, но корка чёрствая из своего мешка вкуснее.

Слаще овощи и уксус, что добыл своим трудом,

Чем барашек и лепешка – милость за чужим столом.

Максима 54

Лекарства принимать, их действия не зная, и в незнакомый путь идти без каравана – противоречит и советам мудрецов, и правилам, и здравому рассудку. Когда имама Газали спросили: «Как ты сумел достичь таких познаний?» Он отвечал: «Я не стыдился никогда расспрашивать о том, чего не знаю».

Имеет больше шансов пациент прийти в сознанье,

Коль рядом будет врач, что слышит пульс, дыханье.

Не знаешь – спрашивай. И боль вопросов, боль исканий

Укажут путь тебе к достоинству познаний.

Замечание 21

Всё то, что ты сейчас воспринимаешь, потом со временем сумеешь и понять. Не торопись с расспросами, иначе достоинство ты можешь потерять.

Лукман [ix] , когда в руках Давида увидал,

Как мягким, точно воск, становится металл,

Не спрашивал Давида: «Что творится?»

Он знал, что все и так должно ему открыться.



Максима 55


Одно из требований общества – заботу ты должен проявлять к делам семьи, а также и заботу к дому Бога.

Ведя рассказ свой, собеседника черты

Учти, когда его пристрастья знаешь ты.

Лишь о любви Лайлы заговорит разумный,

Когда сидит в компании с Маджнуном [x]

назад /



[i] Ночь Могущества – (Лилят уль Кадр) приходит каждый год в месяц поста Рамадан. В эту ночь произошло самое знаменательное событие в истории человечества - по повелению Аллаха (Свят Он и Велик) архангел Джибрил (Гавриил) спустился к Мухаммаду (мир ему и благословение), чтобы открыть ему Священную Книгу Коран. Ночи могущества посвящена Сура 97. Корана.

Тот, кто проводит ночь Лилят уль Кадр в молитве, искренне веря и ожидая вознаграждения от Аллаха, тому все его предыдущие грехи будут прощены . / Хадис /

[ii] Бадахшан – в настоящее время (с 1859 г.) провинция Афганистана, расположенная между рекой Амударья (Таджикистан) на севере и горным массивом Гиндукуш на юге. Прославлена своими залежами драгоценных и полудрагоценных камней, разработки которых ведутся уже более трёх тысяч лет. Богата рубинами, изумрудами, аметистами, ляпис-лазурью и золотом. Через Бадахшан (Вакханский коридор) проходит путь, соединяющий Афганистан с Китаем.

[iii] Каландары – приверженцы ордена дервишей, называемого также Маламати или Маламатийа, «людьми порицания», «теми, кто навлекает на себя порицание (малама)». Они намеренно навлекали на себя презрение окружающих, совершая неприличные и даже запрещённые законом поступки, – таким образом они сохраняли совершенную чистоту сердца и учились любить Бога бескорыстной любовью.

/ Аннемари Шиммель (Мир исламского мистицизма) /
[iv] Хиджаз – Провинция Саудовской Аравии. Очень засушливая область Аравийского полуострова, где находятся города Мекка и Медина. Здесь в начале VII века Мухаммадом была основана мусульманская община и зародился Ислам. Песни Хиджаза – священные песни.
[v] Ханаан – древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии. Родина Пророка Авраама
[vi] Азар – отец или попечитель Авраама. Известен как идолопоклонник и создатель идолов.
[vii] Авраам – Пророк, уверовавший в Единого Бога, прародитель семитов (евреев и арабов), отец Исаака.
[viii] Эликсир Жизни – источник Эликсира Жизни, как считалось, находился в Подземном Царстве (царстве Мрака).
[ix] Лукман – баснописец и философ, о личности которого существуют различные толкования. Его именем названа Сура 31 Корана. Греки называли его Эзопом. Считается, что он должен был жить во времена царя Давида.
[x] Лайла и Маджнун – герои старинной арабской легенды. Маджнун потерял разум из-за своей любви к Лайле. Эта девушка, не бывшая даже особенной красавицей, для него стала воплощением красоты, и потому согласно интерпретации суфийских поэтов оказалась манифестацией Божественной красоты, увиденной глазами любви. / Аннемари Шиммель (Мир исламского мистицизма) /

 

Ваши комментарии к этой статье

 

15 осень 2003 года дата публикации: 01.09.2003