Петриченков М.В.

Терпимость
Выступление на «Круглом столе» СибРО, июнь 1999.

В Гранях Агни Йоги говорится: “Лучше хорошее видеть в плохом и искать его яро, чем плохое в хорошем. И тогда откроется глаз на добро. И тогда жить станет легче. Много хорошего в мире для доброго глаза. Так один видит свет, а другой только тьму, но свет видеть лучше, и особенно в людях. Мысля о них хорошо, поднимаем их дух к тому свету, который в них зрим. Как часто гвоздем гробовым является мысль о нехорошести ближних, лишая их возможности восходить. И, видя плохое в другом, хорошее надо уметь утвердить в нем на месте плохого. Не зная того, творим часто мыслью мы облики близких и дальних людей. Видеть и знать — это одно, а осуждать — это нечто другое, нечто разрушительное и родящее зло. Вот почему надо мыслить во благо” (Гр. 1 Авг. 1).

Что же мешает нам видеть в людях свет и мыслить во благо? Именно, отсутствие терпимости. А ведь “нетерпимость есть признак низости духа. В нетерпимости заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость”. С.117. Елена Ивановна пишет: “Жизнь так сложна, что прежде, чем вынести окончательный приговор, мы должны ознакомиться, именно, с истинными причинами, породившими те или иные губительные следствия. Конечно, несчастье человечества еще в том, что, в большинстве случаев, сильные духи, приверженные даже к светлой идее, понимают ее односторонне, нетерпимо и узко, отсюда и все разрушительные действия. ... Вот почему так необходимо человечеству спешно усвоить два великих понятия – Терпимость и Сотрудничество. Это две основы, на которых будет созидаться новая эпоха” (П1 с. 458,9). Новая эпоха – это эпоха мировой общины, но сама по себе она не придет на Землю; для ее утверждения надо всем потрудиться, независимо от веры или мировоззрения.

В то время, когда темные силы напряжены в последних попытках увлечь за собой как можно больше людей, светлые силы должны найти в себе ту терпимость, которая покроет все временные разногласия. Ведь, “двое, сидящие за одним столом против друг друга, не могут быть противниками, если принадлежат одному Учителю” (А.Й. 311).

Сейчас особенно необходимы усилия каждого, в ком есть хоть искорка света, иначе не победить тьму. Надо только помнить при этом, что нигде в Учении не поощряется насильственное объединение людей, ради самого единения, ведь оно часто только внешнее. Но “духовное единение есть, прежде всего, допущение множества и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание своей (П2. с. 61).

Очень ёмко сказано о терпении и терпимости в книге “Надземное”: “Урусвати знает, что есть великое терпение. Полагают, что это твердыня человеческого преуспеяния основана на знании. Но поверх знания требуется еще особое качество, именуемое терпимостью, потому можно сказать, что терпение есть терпимость. Такое ценное качество должно быть воспитано. Утверждение терпимости нужно особенно для Надземного Мира, без этого качества человек построит себе жалкое существование. Он оттолкнет всех встречных, ибо в каждом найдет какую-то черту, ему неприятную. Ради такой малой черты, человек не увидит самых ценных накоплений. Потому следует с самых ранних лет в детях развивать широкую терпимость. Нужно их научить распознавать наиболее ценное качество человека и ради него не углублять неприятные недостатки, тем более, что многие кажущиеся недостатки являются видимыми лишь в настоящее время. Скоро обновится сознание, и человек устыдится своей тупой нетерпимости. Можно написать полезные книги о вреде нетерпимости. Многие исторические примеры могут быть приведены, как вожди не могли воспринять наиболее полезные нахождения. Пусть историк укажет, как такие тупые вожди делались посмешищем грядущих поколений. Уметь допускать уже есть путь к великому терпению. Мыслитель советовал ученикам утверждать терпимость, как средство расширения сознания” (Н. 807).

“Вмещение или терпимость одно и то же. Лишь предательство не может быть терпимо”, – говорится в книге “Знаки Агни Йоги” (А.Й. 311). Нельзя также относиться терпимо и к своим недостаткам, с ними должна вестись самая непримиримая борьба. Не может быть также и речи о проявлении терпимости к темным и их пособникам. Елена Ивановна пишет: П1 с. 269 “Вы правы, что во всех попытках темных есть известная планомерность. Именно, они хотят дискредитировать каждое светлое начинание. И, конечно, легче всего сделать это, введя в центр его темных или безответственных личностей. Вот почему в книгах Учения так настаивается на распознавании приходящих. Распознавание есть ключ к достижениям, к успеху. Это первая способность, которую должен развить в себе ученик” (П1 с. 269).

(П1. с. 381): “Без приобретения этого качества не может быть ни духовного продвижения, ни приближения к Учителю. Можно ли доверять ученику, который не в состоянии отличить истину от лжи, свет от тьмы и друга от предателя? Все построения были бы разрушены таким невежеством. Потому обостряйте внимание, наблюдательность, развивайте способность справедливого суждения на жизни каждого дня” Тогда то и могут быть явлены и терпимость и распознавание людей.
(П2.с. 124): “Мерою терпимости меряем свое сознание” и трудимся на великое дело спасения планеты.

Использованы Письма Е.И.Рерих, Новосибирского издания начала 90-х гг..

 

Ваши комментарии к этой статье

 

13 весна 2003 г дата публикации: 4.03.2003