И. Смирнова

Анри де Тулуз-Лотрек

Хорошее воспитание даётся сердцем.
Анри де Тулуз- Лотрек

Если правда, что там, наверху, мы сами выбираем свою судьбу, если там мы недрогнувшей рукой сами отмериваем те муки и страдания, сквозь которые должны пройти здесь, то, вероятно, одна из самых отчаянных и мужественных душ воплотилась на Земле в человека под именем Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа, потомка знатного и древнего рода, славного своей доблестью и не раз породнившегося с королевскими семьями Англии, Франции и Арагона, сочетавшись браком с братьями и сёстрами, с сыновьями или дочерьми монархов.

Тулуз-Лотреки были людьми неукротимого порыва, в них бушевала кровь их предков - графов Тулузских и виконтов де Лотреков.. Необузданные, своенравные, беспредельно отважные, они во все века славились безумными похождениями и неукротимостью страстей. Родители Анри - граф Альфонсо и графиня Адель - были двоюродными братом и сестрой, что было довольно частым явлением в этой среде.

Он родился в ночь на 24 ноября 1864 года в своём родовом замке Боск. Всё было приготовлено для наследника: колыбель, пеленки - муслин и кружева, кольца из слоновой кости, золота и серебра, роскошное, достойное принца платьице для крестин. Счастливые родственники были уверены, что он будет жить, отрешённый от этого недостойного века, он посвятит себя благородным наукам, будет великолепным наездником, первоклассным охотником, обладателем лучших соколов и гончих собак, он с честью будет носить своё славное имя, он никогда не посрамит свой древний род... Маленькое Сокровище, как окрестили его в умилении бабушки, входил в жизнь, окружённый любовью. И так было повсюду, где бы он ни появился.

«Маленькое сокровище» рос как принц из волшебной сказки – капризничал и добивался своего, был весел и открыт – и встречал любовь окружающих. Он обладал живым и находчивым нравом, озорничал, но ему прощали. Он взрослел и мечтал о жизни, полной необыкновенных подвигов и волшебных приключений. А у него было такое развитое воображение.

Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа
Его жизнь действительно сложилась похожей на сказку, только сказка эта оказалась страшной и в счастливом конце судьба ему отказала. В силу вступила её величество Карма. В 12 лет перелом шейки бедра на одной ноге, через год - на второй. Кости не желают срастаться. Он начинает отставать в росте от своих сверстников, а вскоре и вовсе перестает расти. День за днём болезнь неумолимо изменяет его: нос растёт больше обычного, а подбородок скашивается внутрь, так, что верхняя губа начинает нависать над нижней, тело и таз растут вширь, а ножки остаются маленькими, хилыми и слабыми, и Анри уже с трудом ковыляет на костылях. К 20 годам болезнь завершает своё дело превращая его в карлика и уродца и не оставляя надежд на выздоровление. «Маленькое сокровище» - кому теперь придёт в голову так его назвать? Что пережил и перечувствовал юноша за эти годы можно только догадываться – и то если хватит духу поставить себя на его место. Все эти годы он учился рисовать. У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения. Он-то и стал первым учителем рисования Анри. Но из его рисунков, которые день ото дня становились всё лучше, бесповоротно и неумолимо исчезли всадники, рыцари, солдаты и другие приметы доблестной и героической жизни. 300 рисунков, около 50 полотен - таков урожай 1880 года.

Отец потерял к нему всякий интерес - калека не годится в наследники знатного рода.
Болезнь отняла у него очень и очень много, оставив только самое необходимое – неукротимую волю, гордость и умение рисовать. Он пришёл на Землю не для того, чтобы прожить запеленутым в жалость родственников и сиделок. И он не даст жизни ускользнуть от себя. Молодой художник покидает родовой замок и, напутствуемый просьбой отца «не позорить родовой фамилии и не ставить её под своими картинами», переезжает жить в Париж. С аристократическим прошлым покончено – Анри де Тулуз-Лотрек вступает в борьбу с судьбой за право считать себя человеком. Иронический склад ума, обострившийся во время болезни и краха детских надежд, помогает ему не слишком жалеть себя. Он не живёт, а ломится сквозь жизнь, как ломятся сквозь густые заросли – отчаянно и неукротимо. Работает Анри почти без передышки, жадно впитывая все манеры и приемы, которые ему кажутся подходящими. Тут и новое европейское увлечение – японская гравюра, и боготворимый им Дега, и манеры многих и многих известных и неизвестных художников начавших в то время заселение бывшего пригорода Парижа – Монмартра.

В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещает студии академических живописцев Бонна и Кормона, но холодноватая отстранённость классических композиций остаётся чуждой его отчаянному и страстному дарованию.

В 1885 году Лотрек находит себе пристанище в самом центре Монмартра и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, ещё сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода: в нём пока ещё доживают свой век даже несколько ветряных мельниц, по именам которых скоро будут названы кабаре, уже открывающиеся рядом. Одно такое кабаре (Мулен Руж» - «красная мельница») и его обитателей и обессмертит художник, сделав всё человечество его завсегдатаями. Здесь, среди циркачей, кафешантанных певичек, клоунов, проституток и различного рода молодых дарований, чья гениальность спорит с маргинальностью, он чувствует себя своим. Его знают, к нему привыкли и он не обдирает душу о изумлённо-брезгливые взгляды буржуа. А сам Лотрек, вглядываясь в лица, фигуры и судьбы этого разношёрстного общества, где каждому приходится отчаянно сражаться с судьбой, чтобы не быть ею раздавленным, переносит на свои полотна эти странные вплоть до гротеска тела, страсти и души столь великолепно неповторимые, если вглядеться попристальней. Весь этот странный и причудливый мир, где амплуа становятся судьбами, а судьба похожа на роль в буффонаде, где зрительная перспектива причудливо и очевидно заменяется перспективой зрительского успеха, а размеры фигуры зависят не от удалённости объекта, а от яркости дарования, и где нет ни зрителей, ни исполнителей, потому что все - зрители, и все - актеры.

Наездница

В 1888 году Лотрека приглашают принять участие в выставке Брюссельской «Группы Двадцати», самой активной ассоциации нового искусства. Лотрек присылает 11 полотен и 1 рисунок Он счастлив. Он работает запоем, всё более и более плодотворно, увлечённо пишет картину за картиной – сцены в «Элизе - Монмартр», портреты, этюды с танцовщиц и клоунов. Осенью он заканчивает большую картину – размер её 1х2 м.: на арене цирка Фернандо гарцует наездница, а мсье Луаяль с хлыстом в руке подгоняет лошадь. В этой картине – картине мастера, хотя художнику всего 24 года! - композиция решена смело и необычно, здесь Лотрек нашёл свою формулу, и, как он сам напишет, освоил «ремесло штукатура». Он окончательно отказывается от натуралистической передачи видимого, от соблюдения законов перспективы, от приёмов и открытий импрессионизма. Он начинает свой путь: восхождение-погружение в глубины человеческой натуры, стремясь достигнуть того, чтобы линии контуров на его произведениях как можно более точно рассказывали о линиях жизни его персонажей. В середине лета Лотрека ждёт большая, настоящая радость. Дега, увидев у дальних родственников Лотрека рисунок с композиции «Похмелье, или Пьяница», который молодой художник подарил им, долго, внимательно рассматривал его, а потом с грустью в голосе заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь!» Лотрек получил огромное удовлетворение, услышав из уст Дега комплименты. В январе 1890 года Лотрек снова получает приглашение принять участие в брюссельской выставке «Группы двадцати» и на этот раз едет в Бельгию сам в сопровождении друга по «Мулен Руж» Мориса Гибера. Здесь он представляет новые работы: 5 полотен: этюды женщин и картину «В Мулен-де-ла-Галлет».

Всё дальше и дальше уходит художник от целей и задач, которые ставил перед собой импрессионизм, всё сильнее и отчётливей звучат в его творчестве его собственные мысли и образы – человеческие страсти и страдания, путь преодоления и борьбы за право спорить с судьбой, смешная и героическая мешанина из пороков и подвигов, где низменное и высокое, гармония и уродство кипят в едином котле, преобразуясь в неповторимый напиток, имя которому – душа человеческая. Лотрек не бичует порок и безобразие, не абсолютизирует красоту и добродетель. Ему одинаково чужды и умилённая слащавость и гневное обличение. С печальной иронией и одновременно с искренним сочувствием он вглядывается в лица и судьбы своих героев и персонажи его картин отвечают ему доверием, приподнимая свои маски и открывая свои души, такие же израненные и покрытые шрамами, как и у самого художника. И фантасмагорическое нереальное освещение - словно огнями театральной рампы - снизу вверх, и гротескные, почти карикатурные позы, и контрасты света и цвета, всё подчинено одной цели – выявлению характера персонажа и сиюминутной неповторимости его переживаний. И потому его наёмные танцоры, шансонетки, проститутки и завсегдатаи кабаков остаются живыми, даже нарисованные в очень декоративной плакатной манере, свойственной художнику. Этой манерой, этими приоритетами Лотрек предвосхищает и открывает новый стиль грядущей эпохи – модерн или арт нуво, как его называют в Европе.

К этому времени перед Лотреком открывается новое поле деятельности: Оллер и Зидлер предлагают ему подготовить к открытию сезона афишу с рекламой их кабаре .Именно здесь, в плакатах и афишах с наибольшей яркостью и полнотой раскрылись особенности дарования художника. И его по праву можно считать одним из основоположников этого жанра. Именно здесь его стремление и умения в позе, в тоне, в неожиданном ракурсе раскрыть индивидуальность и придать портретному сходству, доведенному до гротеска, черты символа, наиболее точно отражали стремления самих героев его плакатов – стать символом в глазах зрителей. В плакатах Лотрека всё работает именно на это. Это не спокойный эпический рассказ, свойственный академическому искусству, а окрик площадного зазывалы, заставляющий прохожих оглянуться. Декоративные, яркие, «кричащие» краски, изломанные завораживающие линии, похожие на мелодию и подчёркивающие ритм, пренебрежение к перспективе в угоду выразительности точно схваченного мгновения на его плакатах прерывает будничное течение жизни и втягивает (буквально тащит за рукав) в причудливый и гротескный мир кабаре, где до поры до времени всё как бы вычурно и понарошку, пока не захватит тебя сам ритм этой жизни, пока энергия танца не подчинит своим прихотям глубинные стихийные ритмы человека, рискнувшего стать участником этого зрелища.
«Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента - эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден.

Салон на улице де Мулен

В его творчестве подчёркнуто отсутствует момент нравственной и эстетической оценки: всё заслуживает изображения, важно лишь выявить остроту восприятия, гротескность сопоставления, многообразие форм… Но я не буду здесь подробно описывать творческий «почерк» Тулуза-Лотрека... Для тех, кого это заинтересует, внизу есть список книг и ресурсов в Интернете. Я лишь хочу подчеркнуть, что стиль художника построен на противоположностях, которые, контрастируя по одним параметрам, почти тождественны в другом. И этот мерцающий контраст и создаёт неповторимую, гротескную гармонию, свойственную художнику. Ведь жизнь есть вмещение противоположностей – не так ли? И в творчестве Лотрека, есть отражение его жизни, его судьбы, где путь к красоте и гармонии пролёг через страдание и уродство. Трагизм шута, обладающего обострённым восприятием прекрасного. (И разве все настоящие шуты не таковы?)

Лотрек часто выставляется. В январе 1892 года он посылает работы в «Группу двадцати», сразу же вслед за этим выставляется в «Вольней» и у Независимых. Он по-прежнему очень много работает - картины, плакаты, литографии, наброски - и по-прежнему живёт сумасшедшей сверхнаполненной жизнью, ни на минуту не оставляя себя в покое. Теперь главными «героинями» его полотен становятся публичные дома и их обитательницы. Отвергнув свою аристократическую родословную, Лотрек всё-таки (а, может быть, – именно поэтому) остается истинным аристократом – аристократом духа, а вычеркнув из своей жизни предков-рыцарей, становится рыцарем без страха и упрёка. Трезво и ясно оценивая своё положение, он находит в себе мужество не прятаться от жизни и лицом к лицу встречать всё, что преподносит ему судьба. Он не жалеет себя и не закрывает глаза на те стороны жизни, которые в силу его физической неполноценности ему недоступны. Пожалуй, трудно найти человека, который бы так предельно реалистично осознавал свою участь и относился к себе так бескомпромиссно. Он слишком горд, чтобы жаловаться на судьбу даже друзьям. Отчётливо понимая, что взаимной любви он не испытает никогда, он позволяет себе восторгаться и обожать женщин как самый завзятый Дон-Жуан, не отступая перед отчаянием невозможности и не выказывая публично ту рану, которая не заживает в его душе. Напротив, с 1892 по 1895 год Лотрек пишет множество сцен из жизни публичных домов и в тот период поселяется сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переезжает на улицу Мулен. На его картинах женщины прекрасны просто тем, что они женщины. Но это не только тела – молодые или старые, свежие или истасканные. В каждом портрете, в каждом наброске ярко показана неповторимость личности, особенности характера и нюансы настроения его натурщиц. Художник восхищается не только телом но и личностями героинь своих полотен. Его картины и зарисовки жизни проституток одинаково далеки как от романтики порока и соблазна запретного, так и от гневного обличения и назидательности. Женщины на его холстах остаются самими собой в каждый горький или радостный момент своей жизни и потому так притягательны. Лотрек не приукрашивает и не порочит их, а его навсегда неразделённая любовь делает их такими обаятельными и симпатичными для нас. Такие портреты можно писать только искренне любя и понимая человека, но какие же муки должен испытывать художник отпуская на волю своё пылкое сердце, лишь для того, чтобы потом эти чувства отразились на холсте. Сердце в клочья.

Прачка Ла-Гулю входящая в  Мулен-Руж Туалет

Обитательницы этих заведений не подозревали ни об аристократическом происхождении Лотрека, ни о его известности, как художника. Для них он просто «мсье Анри», которого они ценят за его человеческие качества – доброту, заботу, внимание и дружескую нежность. В борделе на улице Амбуаз на общих трапезах Лотрек восседает ни много ни мало на почётном месте рядом с хозяйкой. Мало того, для своих подружек он служит чем-то вроде духовника. К одной из них, Мирен, художник привязался особенно, секрет же был прост: однажды она подарила Лотреку букетик фиалок, а для художника это было «королевским подарком». Но он сам выбрал себе такую судьбу и не позволяет себе от неё спрятаться. После отъезда Мирен в Буэнос-Айрес расстроенный Лотрек перебирается в роскошный публичный дом на улице Мулен, где в спальнях стояли резные кровати с балдахинами. Он и здесь - любимец администрации и персонала. По-прежнему обожает потакать сладкоежкам, любительницам выпить, охапками приносит в бордель цветы, пишет за девиц письма, осушает слёзы. Кончилось тем, что по воскресеньям проститутки стали кидать кости, выигрывая право побеседовать с ним. Так среди грязи и страданий Лотрек и его соседки сумели подарить друг другу особенные отношения, полные самой чистой и трогательной симпатии. «Они сердечные женщины, - говорил Лотрек. – Ведь хорошее воспитание даётся сердцем. Мне этого достаточно».

Девушка в корсете
Мулен-Руж
 Японский диван  плакат

Сумасшедшая работа и сумасшедшая жизнь, которую Анри де Тулуз-Лотрек прожигал, как прожигает лунку горящий уголек, упавший в толщу снежного наста, продолжались. Выставка Лотрека и Шарля Морана состоялась в начале 1893 года и продлилась 2 месяца. Его интересовало мнение лишь одного человека, а именно Дега, которому он послал «личное приглашение». Лотрек, волнуясь, ждал, Дега обошёл зал и стал спускаться по лестнице. Но вдруг он остановился, обернулся: «Да, Лотрек, чувствуется, что Вы мастак!» Лотрек расцвёл.

К 35 годам богемный образ жизни окончательно подорвал здоровье и силы художника. Бродяжничая по Парижу, он возвращался то со сломанной ключицей, то с синяком, то с потасканной женщиной. Вскоре родные поместили его в психиатрическую больницу.
В конце концов, Лотрек вышел оттуда, однако из его рисунков начисто исчезли прежние свобода и лёгкость. Жажда творчества покинула художника. В 37 лет граф Анри де Тулуз-Лотрек умер в родовом поместье Мальроме на руках у матери.

Лотрек оставил 600 живописных работ, несколько сот литографий, 31 плакат, 9 гравюр сухой иглой, 3 монотипии, тысячи рисунков и набросков. Его наследие считается одним из самых богатых. Многие художники учились на его произведениях. В частности, Пикассо в своём раннем творчестве очень много взял у Лотрека. Цены на его работы всё время росли. Уже через 5 лет после его смерти, в 1906 году, полотно «Интерьер кабаре» было продано за 7 тысяч франков, а в 1914 году картина «В постели» продана на аукционе за 15 тысяч франков.

Джейн Авриль выходящая из Мулен-Руж
Марсель Лендер
Максим Детома на балу в опере

Сейчас медицина ушла далеко вперед, и, возможно, художнику смогли бы помочь. И он бы прожил гораздо более полноценную и счастливую жизнь. Возвращайтесь сюда, граф Анри де Тулуз-Лотрек. На Земле уже подросли новые фиалки.

P.S. Сейчас весь интернет заполнен аннотациями на новый видеофильм «Мулен-Руж», где Тулуз-Лотрек представлен только как пьяница, извращенец и урод. За сто лет усовершенствовались только технические способы показа все той же человеческой ограниченности. Я поспешила, таким как он здесь по-прежнему неуютно…


Литература:
1. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1990.
2. Жюльен Э. Тулуз-Лотрек. М., 1995.
3. Западноевропейское искусство второй половины 19 века. Сборник статей. – М.: Искусство, 1975.
4. Грутрой Г. Анри де Тулуз-Лотрек. – Сингапур: Белфакс,1996.
5. Очерки по истории и технике гравюры. Тетрадь 9: Офорты Гойи и западноевропейская гравюра 19 века / Автор текста и составитель Гасанова О.А., Левитин Е.С. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
6. Стародубова В.В. Тулуз-Лотрек // Европейская живопись 13-20 веков: Энциклопедический словарь. – М.: Искусство, 1999.
7. Стерноу Сюзанна А. Арт Нуво: Дух прекрасной эпохи / Пер. с англ. – Мн.: Белфакс, 1997.


Web-ресурсы:
:: Bolshe. ru:: Анри де Тулуз - Лотрек (1864 - 1901)
http://www.sandiegomuseum.org/lautrec/
http://www.library.by/shpargalka/belarus/biography/002/bgr-083.htm
http://www.artchive.com/artchive/ftptoc/toulouse-lautrec_ext.html
http://starat.narod.ru/pictures/lotrek/main.htm
http://modernart.mdmbank.ru/artists/artist_48.html
http://www.free-time.ru/razdels/iskusstvo/tuluz.html
http://master.parnas.ru/artikler/tulu/tulu_01.htm
Toulouse-Lautrec: The Soul of Montmartre (excellent series, both text and images)
Toulouse-Lautrec: A Life (best biography)
Great Lithographs by Toulouse-Lautrec: 89 Plates, Including 8 in Full Color
Henri De Toulouse Lautrec (Cooper)
Henri De Toulouse-Lautrec (Art Series)
Henri De Toulouse-Lautrec (Getting to Know the World's Greatest Artists)

 

Ваши комментарии к этой статье

 

14 лето 2003 г дата публикации: 1.06.2003