Юрий Федосов

Кооперация

«Нужна кооперация и некоторая жертвенность от всех серьёзно подошедших к Учению. Без известного напряжения наших лучших энергий никакое усовершенствование недостижимо».

Письма Е.И.Рерих З.Г.Фосдик от 9.V.50


Слово «кооперация» пришло к нам от латинского cooperation – сотрудничество и услышать его можно в самых различных жизненных обстоятельствах. Но как понимать кооперацию всех серьёзно подошедших к Учению и почему для усовершенствования нужна некоторая жертвенность? Что вообще нам известно о кооперации?

Большинству из нас, родившихся и получивших образование в СССР, это слово напомнит либо о ленинских экономических теориях и НЭПе, либо о кооперативном движении времён Перестройки. Возможно, кто-то знает о более ранней кооперации мелких товаропроизводителей и потребителей, - как одной из форм борьбы против торговых посредников, перекупщиков, ростовщиков и промышленных капиталистов, - появившейся в Европе в середине XIX века. Тем из читателей, кто знаком с политэкономией, вероятно, вспомнится классификация кооперативов с опорой на сферу деятельности того или иного объединения сотрудников (будь то кооперация в производстве; в сфере обращения; кооперация по отраслям; по социально-классовому или территориальному признаку и, наконец, кооперативные организации, разделяющиеся в некоторых странах по национальному и религиозному признакам). Вероятно, найдутся и наблюдательные люди, которые отметят бόльший, по сравнению с акционерными обществами, демократический характер кооперативного управления и хозяйствования, ибо если первые объединяют капитал, то вторые – людей, пользующихся услугами своего кооператива или принимающих участие в его хозяйственной и общественной деятельности по принципу один член - один голос .

О добровольном объединении усилий ради достижения общей цели человечеству известно с давних пор, но всё же кооперация пока не получила широкого распространения. Оценить по достоинству эту форму сотрудничества ещё предстоит, а пока специалисты и дилетанты-наблюдатели отмечают углубляющийся кризис нашей цивилизации и растущую в связи с этим озабоченность людей дальнейшей перспективой. Здесь уместно будет привести фрагмент из книги «Рерих» П.Ф.Беликова:

«Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить Космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что справедливость или несправедливость этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими Космическому Разуму мерками.»

П.Ф.Беликов. РЕРИХ (опыт духовной биографии)

Следует внимательно отнестись к этому утверждению. И, прежде всего потому, что из всех форм сосуществования кооперативная является наиболее близкой к задачам эволюции. Цель эволюции – человек, способный мыслить Космическими категориями, и достижение такой цели отжившими средствами невозможно. Попытаемся, по возможности, определить, как кооперация связана с явленной эволюционной задачей. Но даже если мне это не удастся, то, по крайней мере, голос этой статьи присоединится к голосу тех, кто видит в кооперации ростки будущего.

Обратиться к теме кооперации подтолкнула короткая дискуссия на форуме журнала «Грани эпохи», суть которой можно было бы определить, как попытку найти сильные и слабые стороны рыночной и плановой экономики. Мысль о том, что ни рыночная, ни плановая экономика панацеей для развития человечества не являются, для большинства из нас – факт очевидный. Ответ на вопрос «почему?» занял бы очень много времени, но, если попытаться ответить коротко, то можно было бы привести такую аргументацию: первая (рыночная) экономика не может быть панацеей в силу своей стяжательской сути; вторая (плановая) - по целому ряду причин, которые можно охарактеризовать общим словом «перегибы». В любом случае, подобные общественно-экономические отношения между людьми и целыми народами если и способствуют осознанию эволюционных задач, то лишь косвенно. Создание и поддержание достойных условий жизни необходимо, но при этом нельзя забывать о главной цели - расширении сознания. И уж тем более недостойно человека жертвовать утончением мысли ради комфортного существования тела.

Устаревшие теории политологии и экономической науки не нацелены на решение проблем будущего, т.к. в лучшем случае они пытаются наблюдать текущие процессы. Видимо, проблем накопилось столько, что наблюдатели давно уже за деревьями не видят леса. Это лишний раз даёт основание считать, что первому опыту кооперации в европейской истории XIX-XX вв. ещё предстоит сыграть свою роль в развитии общественного сознания. Логика подсказывает, что после того, как семья Рерихов реализовала Космическое Сотрудничество в земных условиях, расширение этого пути становится насущной задачей Новой Эпохи, а такая задача, неизбежно, требует и нового общественного сознания, и новых условий труда, и многих других изменений.

Обратимся к Живой Этике. Поиск параграфов, имеющих отношение к кооперации, дал следующий результат:


1. «Озарение» - часть 2.глава VIII. §16, ч. 2.гл. IX.§1, ч. 2.гл. IX.§6;
2. «Община» - §25, §29, §106, §191, §197, §221, §269;
3. «Беспредельность» ч.1 - §38;
4. «Беспредельность» ч.2 - §619, §696, §781;
5. «Аум» - §414, §422, §423, §424;
6. «Братство» ч.1 - §541;
7. «Надземное» ч.2 - §684;

Полезно перечитать все приведённые ссылки. Надеюсь, те из читателей, кто хотел бы расширить своё представление об этом положении Учения, так и поступят. Мне же остается в тезисной форме попытаться ответить на основные вопросы, прозвучавшие в самом начале.

Вернёмся к эпиграфу.

«Нужна кооперация и некоторая жертвенность от всех серьёзно подошедших к Учению».

Строка из письма Елены Ивановны с заложенной в ней краткой формулой предварила данную статью по той причине, что никто не знает Учение лучше Давшего его и Той, кто это Учение принял. Суть кооперации в добровольности, что, в свою очередь, ни чем не противоречит Космическим законам развития. Добровольное объединение усилий помогало и помогает многим достижениям, но добрая воля, также является испытанием для всех серьёзно подошедших. Понимание значения жертвы для общего блага есть необходимость, без которой невозможно преодоление инерции прошлого.

«Без известного напряжения наших лучших энергий никакое усовершенствование недостижимо».

Общественное сознание требует такого же очищения, как и мысль отдельных его представителей. Много сказано о вреде промедления, но сейчас гораздо важнее понять какую роль играет объединение усилий. Кооперация способна претворить несравнимо большие достижения на пути духовного роста, недоступные по разным причинам отдельному человеку. Прежде всего, совместными усилиями можно было бы изменить атмосферу в самом Рериховском Движении. Объединение усилий как групп, так и отдельных людей уже доказало, какие большие задачи оно способно решать. Сколько прекрасных и полезных дел сделано и делается добровольными сотрудниками! Общественная польза от их труда велика. Однако есть и другие примеры, когда наделённые доверием сотрудников люди, из соображения личного характера, не только подрывали доверие среди сотрудников, но и наносили непоправимый ущерб Движению в целом.

Общие усилия и напряжение лучших энергий способны решать широчайший спектр задач: от укрепления сознания и строительства на Земле, до преодоления привязанности ко всему земному. Пусть читателя не смущает видимое противоречие, т.к. в первом же упоминании о кооперации в Учении речь идёт о кооперации с той частью Космоса, которую принято называть Миром Тонким. Постичь такое сотрудничество, минуя земные условия, невозможно! Именно потому каждое земное усилие так ценно для эволюции. Именно, как сказано в следующем параграфе: «явление работы для будущего претворит настоящее».

 

Использованная литература

1. Письма Е.И.Рерих З.Г.Фосдик.

2. Письма Елены Рерих. Том II.

3. П.Ф. Беликов. РЕРИХ (опыт духовной биографии).

4. Статья В.Д.Мартынова «Кооперация».

5. Учение Живой Этики.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

12 зима 2002 - 2003 г дата публикации: 1.12.2002