Е.И.Блаватская.

Важная библейская ошибка [1]

Как утверждают, Чарльз Т. Бик [2] , ученый автор хорошо известной работы "Origines Biblicae", якобы обнаружил важную библейскую ошибку и поведал о ней в своем новом памфлете "The Idol in Horeb". Он доказывает в нем, что Ааронов "золотой телец" [3], которому поклонялись израильтяне, на самом деле был не тельцом, а шаром. Это была бы любопытная, но все же незначительная ошибка в книге, которая, как ныне доказано, изобилует ошибками и противоречиями гораздо больше всех прочих книг в мире; но в данном случае, боюсь, ошибку сделал сам автор. Мы еще не видели памфлета и, стало быть, судим лишь по отзывам о нем. Ошибочное употребление слова "телец" вместо "шар", говорит автор, вызвано неправильным переводом еврейского слова "agel" или "egel". Израильтяне, потеряв надежду на возвращение Моисея с горы Синай, поклонялись не "литому тельцу", а шару или диску из литого золота, в те дни являвшему собой универсальный символ власти. Позднее слово "egel" перевели как "телец", поскольку оба слова - и "телец", и "шар" - синонимы и на иврите произносятся одинаково.

Мы не подвергаем сомнению правильность филологической аргументации автора касательно самого слова, но, скорее, сомневаемся, прав ли он, называя ошибкой его символическое значение. Ибо, если "телец" и "шар" - синонимы, тогда и символизм шара и быка тоже идентичен.

Крылатый шар египтян, скарабей, или "звездный диск"; круг или шар финикийской Астарты; Лунный серп Минервы; диск или шар меж двух коровьих рогов на челе Изиды; крылатый диск с уреями, несущими крест жизни; солнечный шар или диск, покоящийся на раскидистых рогах богини Хатор; рога египетского Амона и обожествленный бык - все имеют одинаковое значение. Шар и рога быка говорят об одном и том же: это символ вечной божественной власти. Разве Амон - "сокрытый", величайший и высочайший из египетских богов, "муж своей матери, собственный отец и сын", Один в Трех (то есть идентичный христианской Троице) - согласно интерпретации лучших египтологов, включая набожного христианина Георга Эберса и Брюгша-Бея, не изображался с головой барана, как Амон-Хнум? Стало быть, прежде чем возвеличивать мертвую букву писаний, библейские ученые должны со всею беспристрастностью заняться более серьезными вопросами. Им следовало бы, например, объяснить - к обоюдному удовольствию христиан и язычников - почему на древних еврейских монетах и иных предметах Моисей тоже изображается с рогами; и почему подобные "рога" можно обнаружить на монотеистическом алтаре левитов...


[1] Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist" Vol.II, №8, May, 1881, p.170

[2]Бик Чарльз Тильсон (1800-1874) - английский путешественник-исследователь, коммерсант, юрист. С ранней юности проявил большой интерес к библейской археологии. Большую часть жизни посвятил интенсивному изучению и исследованию стран Африки (Эфиопия) и Среднего Востока (Сирия, Палестина), а также установлению коммерческих связей с Центральной Африкой. Наиболее известный труд: "Origines Biblicae; or, Researches in primeval History", London, 1834 (за который автор получил степень доктора философии).

[3]..."литому тельцу"... - см.: Исход, XXXII, 4, 8; Книга Неемии, IX, 18.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

12 зима 2002-2003 г дата публикации: 1.12.2002