В. Комлев
фотографии автора

Невидимый Град Китеж

И невидим будет Большой Китеж, что стоит
на берегу озера Светлояра, вплоть до пришествия Христова...
Китежский летописец

Kitezh3.jpg (5488 bytes)Село Владимирское встретило меня удивительным пространственным покоем. Здесь мир иной. Всего-то 2,5 часа езды от города Нижнего Новгорода и время уже не стучит рвущим бешеным ритмом, а тихо, мерно и мощно течёт в своем русле. Я опаздывал, был уже 12-й час дня, 4 ноября 2000 года, день празднования явления иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во городе Казани. Этот день здесь исстари один из самых почитаемых из всех церковных праздников (наряду с празднованием иконы Владимирской, 6 июля). А знаменито это древнее староверческое село тем, что расположено оно по соседству с известным каждому русскому человеку озером Светлояр и где, по народной легенде, сокрыт до последних времен невидимый град Китеж.

Тянет к себе волнующая тайна града Китежа сердце русское, чувствуется в ней что-то страдательное из нашей истории.

На Владимирскую 1999 года приезжали сюда власти светские и духовные - губернатор нижегородский Скляров и митрополит Kitezh5.jpg (7998 bytes) Нижегородский и Арзамасский Николай со свитами - на закладку часовни в честь иконы Казанской Богоматери. Мероприятие прошло очень торжественно. И сказано тогда было, что все приедут через год к её открытию, на день празднования иконы Казанской. И до последнего дня все уверены были, что так и будет. И вот иду спешно по центральной улице, боясь опоздать к объявленному действу. На улицах покойно, тихо и несуетливо. И понял я, что не приехали и не приедут облачённые властью сегодня на праздник по множеству причин, нам неведомых.

Село прохожу быстро, редкие прохожие внимательно и с нескрываемым любопытством разглядывают меня, а я - их, глаза в глаза, всем здрасте . Раз в год, на Владимирскую, сюда съезжаются одновременно до 7 тысяч паломников со всей России. И не только православных. Иные убеждены, что здесь вход в Шамбалу. Вход не вход, а место святое чувствуют. Но в крестном ходе, которую возглавляет местночтимая икона Владимирская, участвуют практически все, кроме откровенной заезжей экзотики. Идут так, как ходили и раньше, ещё при старой вере, посолонь, то есть по солнышку. А ночью освещается озеро мерцающими огоньками плывущих на дощечках свеч, а за свечкой каждой - молитовка-просьбушка. Зрелище неописуемое. Как и раньше, здесь, на ямах , одними, а в сельской школе другими, идут разнообразные споры и диспуты о вере и мире по несколько дней. Kitezh6.jpg (6107 bytes)

Длинная березовая аллея создаёт своей белизной странный эффект таинственного тоннеля, ведущего куда-то вверх, а не к берегам озера. Но вот аллея кончается и открывается дивный вид Святого озера. Слева, на горе, золотится свежесрубленная часовня в честь иконы Казанской. Озеро почти круглое, метров 400 в диаметре. Все отмечают, что при первой встрече озеро поражает своей небесной синевой и прозрачностью. Но сегодня день выдался пасмурным, хмурым и озеро отражало облачную серость. Озеро обладает всеми необходимыми достоинствами, чтобы называться святым. Вода из него, взятая в любое время, может стоять в своём естестве годами, что признают даже неверующие. Как и то, что простой обход озера снимает внутренние душевные расстройства, о чём мне и поведала одна молодая женщина, работница местного детского сада: Нет, в храм я не хожу, но если мне плохо, то иду к озеру или на источник. Если бы не помогало, то разве ходила бы . В недавние времена пред смертью приходили сюда старушки; со всех окрестных мест. Было поверье, что снимает озеро с человека грехи последние, если проползти вокруг него на коленях три раза с молитвой Богородичной, не отвлекаясь ни на какие козни бесовские. А они приходили в образах местных мальцов. Те смеялись над старушками, прыгали, скакали, а бабульки радовались: Вот ещё один долг отдала .

Kitezh1.jpg (2573 bytes)

Святое озеро, тихое, так сел бы на лавочку, что стоят на берегу и сидел, сидел, сидел. Поднимаюсь на гору и со странным чувством подхожу к построенной часовенке. Она светится свежеструганным лесом и ещё чем-то необъяснимым. Рядом, ближе к берегу, старые деревянные кресты и огромный валун, залитый свечным воском. Группка бающих старушек. Двери открыты, поднявшись на Kitezh2.jpg (10139 bytes) крыльцо, захожу вовнутрь. Ещё пусто и голо, если не считать нескольких полиграфических иконок. Никаких бросающихся в глаза недоделок, разве что нет стёкол в рамах. Когда я впервые услышал, что ставят на высоком берегу Светлояра часовенку, да ещё посвящённую иконе Казанской, то сердце заходило от радости. Ведь знал же я, что стоял там храм до питиримова зорения и что строился он под руководством самого великого государя старообрядцев - Михаила Алексеевича Романова, старшего сына тишайшего царя Алексея Михайловича. Личной, знаковой иконой Михаила была икона Казанская, впоследствии прозванная Шарпанской. Родился же он в ночь на Казанскую, в 1648 году...

Бабушки с удовольствием отвечают на мои вопросы. Говорят, что начальство не приедет в связи с оставшимися недоделками часовни. Это можно сказать бабушкам. Была бы воля, можно в два-три дня все хоть аврально, но доделать, и мне это видно. Спросил про кресты и валун: А здесь кто похоронен? - Никто не похоронен, просто прежде здесь часовня стояла, - ответили они. - А где валун, там алтарь был . Выяснилось, что её разобрали в 30-е годы, а из её бревен собрали школу в соседней деревне Осиновке. Где-то лет 20 назад школу закрыли и там сделали молодёжный дискотечный клуб. Но недолго веселилась молодёжь, сгорел их клуб. Бабушки об этом говорили с сожалением, но я постарался их разубедить: Дерево не камень, долго терпеть не будет, это к лучшему .

Тут на гору медленно взошла ещё одна группа бабушек, сказали, что хода сегодня не будет. Сами крестно кланяются стоящим крестам, тихо шепча свои молитвы, кланяются и часовенке. Одна из бабушек сказала: Ну, раз хода не будет, так я храм одна обойду - и пошла в обход против солнышка. И тут сразу начался вековой спор, а как надо обходить храм: по солнышку или против. Обратились и ко мне. Что я им мог сказать: Я знаю, что сказал бы протопоп Аввакум, но у вас есть свой батюшка, здесь он решает. Думаю, главное, чтобы идти с верой. Если с верой, то и неправых в этом споре Господь простит, нет на вас вины первоначальной . Вскоре все засобирались в обратный путь, ну и я с ними. Тут вспомнил, что надо спросить про источник. Ведь по моим выводам на том месте, где ушёл на самосожжение государь старообрядцев Михаил Алексеевич с троими старшими сыновьями, должен бить ключик. Дождался своих знакомых, задал им свой вопрос. Что же ты на горе нас об этом не спросил? Ну да ноги у тебя молодые, сейчас объясним, найдёшь. Мы уж там сегодня все с утра были . Одна из бабушек пристально так на меня посмотрела и почему-то спросила: А вы, случаем, не из священников будете? - Нет, я простой человек, обыкновенный. А как зовётся этот источник? - Речка там Кибелек, мы его так и зовём . Потом ещё один испытывающий взгляд: Святого Георгия источник...

Шёл по дороге где-то 1,5 километра полем, а там столько же по ровно вырубленной Kitezh7.jpg
(3199 bytes) просеке лесом. Вот и речка-ручей в полметра шириной бежит по своему рыхлому руслу. Сквозь топь, образованную ручьём, брошен крепкий деревянный настил с перилами для преклонных старушек. С волнением вступил на мостки и по ним вышел на голубец (могильный памятник, состоящий из деревянного сруба с кровлей на два ската и с крестом на их середине), в центре его на полу деревянном возвышался колодчик, а у дальней стороны стояли четыре восьмиконечных креста разных размеров. Подойдя к голубцу, я встал, словно оглушённый, спазм охватил горло. Ну вот, дошёл...

Чувствуется любовь местных жителей к источнику святого Георгия, так он заботливо ухожен. Видел разные, но тут - иное, какой-то тихий-тихий трепет. Да и чужие здесь не ходят. В Kitezh4.jpg (2425 bytes) пяти минутах ходьбы от источника тропа выходит на поляну в 30-40 квадратных метров. Это место владимирские называют Три богатыря , где, по местной легенде, погибли первые богатыри, встретившие войско Батыя перед градом Китежем и павшие первыми в том неравном бою. Три могилки, три креста. Их с молитвой обходят три раза. Землица с могилок считается особенной...

А вот как говорят об этом месте и событии герои писателя Мельникова-Печерского в романе В лесах , жившие 150 лет назад:

Жил он в келье с тремя учениками... В Поломском лесу недалеко от Улангера, на речке Козленце, келья у него была. До сих пор благочестивые люди туда сходятся поклониться святому пеплу ради сожжённых... Признаку теперь не осталось, ведь больше полутораста годов после того прошло! - ответила Манерфа. - Малая полянка в лесу, старый голубец на ней стоит, а возле четыре высоких креста... Вот и всё... От жилья удалено, место пусто, чему там быть?.. Лет восемьдесят или больше тому назад ещё находили угольки от сожжённой Варлаамовой кельи. А ныне и того нет - всё разобрали правоверные... По обителям те Варлаамовы угли сохраняются... И у нас в обители есть таковые угольки... Воду с них болящим даём, и по вере пиющих целения бывают .

Старец Варлаам - единственное легендарное, зашифрованное лицо на староверческом Керженце. Я же уверен, что в легенде о граде Китеже и его основателе, великом князе Юрии (Георгии) Всеволодовиче и Батыевом нашествии зашифровано другое историческое событие времён раскола. Не Батый тогда зорил Русь, а Пётр-реформатор. Не великий князь Юрий Всеволодович, не давшись врагу, исчез на их глазах, а последний великий государь старой Руси пошёл на вынужденное самосожжение с троими сыновьями-богатырями перед петровскими ратниками. А град Китеж - Русь допетровская, ставшая всеми невидимой за его насильственными преобразованиями. Батыево нашествие - дух антихристов, дух западный и давно павший. Также и за именем легендарного Варлаама и его троими учениками скрываются Михаил Алексеевич и его три сына.

Испил святой водицы, почерпнув имевшимся тут стаканчиком, постоял немного и пошёл в обратный путь, напоследок поклонившись святому месту... Во Владимирском с батюшкой местной церкви, отцом Евгением, встретиться не удалось. Почивал перед вечерней. Через супругу передал копии своего рассказа, напечатанного в православной газете Вера . Пусть и здесь будут в курсе.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

11 осень 2002 г дата публикации: 9.09.2002