Е.П.Блаватская

Примечания к Трактату о мистериях Ямвлиха


[Ямвлих говорит: То же самое я могу вам сказать и в отношении высших чинов, следующих после божеств. Я говорю о покровительствующих духах или даймонах (1), о героях или полубогах и о душах, не запятнанных условиями жизни на земле (2) ].

1) Названных каббалистами средневековья Планетарными Духами, а в индусской философии - Дэвами.

2) Условиями жизни на нашей Земле и только до тех пор, пока они ее не достигли. Ни один Планетарный Дух (а каждая человеческая Душа - скорее, Дух, при начале каждой новой Манвантары, то есть периодического возрождения к объективной и субъективной жизни нашей вселенной, ограниченной, конечно, планетарной Системой - суть планетарно чистый и бесформенный Дух) не может избежать Цикла Неизбежности . Исходя из первоначальной точки и восходя к ней - этому слиянию в Бесконечности, откуда Дух, или Пуруша, впервые упадает в Пракрити (пластическую материю), в ту первичную и все же бесформенную космическую материю, которая есть первое выдыхание Бесконечной и Неизменной Вселенской Души (Парабрахман ведантистов) - Планетарный Дух вынужден облачаться в форму и обитать попеременно в каждой из сфер - включая нашу Землю - составляющих великую Маха-югу, или Цикл Существований, прежде чем он сможет вести сознательную Эго-жизнь. Лишь элементалы - эти полуслепые силы Природы, говорят каббалисты, - являясь искрами материи и рудиментарных умов нисходящих духов , кои были неуспешны в своем нисхождении, - еще не жили, но когда-нибудь будут жить на Земле. Эзотерические философии как восточных, так и западных посвященных - будь то греки или индусы, египтяне или евреи - в целом согласуются между собой. И всегда, когда кажется, что они противоречат друг другу, это, скорее, происходит из-за разницы в терминах и средствах выражения, нежели какого-то существенного различия в самих системах.

[Ямвлих продолжает: Каковы же особенности высших Чинов, по которым они различаются?.. Эти особенности, развившись всецело от сущностей, существовавших всегда, будут во всех деталях отличны и просты ].

Маха-Пралайя, или Вселенское Растворение, происходящее в конце каждого Дня Брамы , сменяется Вселенским Возрождением по окончании Ночи Брамы , по продолжительности соответствующей Дню . Именно начало такого возрождения принимается вульгарными умами за сотворение мира, тогда как оно является лишь одним из многих последовательных существований в бесконечной серии ре-эволюции в Вечности. Следовательно, так как Дух и Материя едины и вечны - Материя низвергается в объективность Духом, и ни Дух, ни Материя не могут явить себя per se нашим чувственным восприятиям, если не слиты воедино, - то эти Сущности были всегда .


 

Ваши комментарии к этой статье

 

11 осень 2002 г дата публикации: 1.09.2002