Виктор Агранович
granicenter@mail.ru

 

Формула блюза

 

Я хочу рассказать о том, что такое блюз, хотя это непосильная задача, и я мысленно улыбаюсь, видя ваше недоумение!

«А сыграйте, пожалуйста, блюз…» - слышим мы от какой-нибудь дамы с бокалом шампанского на каком-нибудь банкете какого-нибудь очередного «крутого» банка. И джазисты начинают играть приторно- сладкую медленную пьесу, и дама уверена, что именно «это» и есть блюз. Ведь если бы они заиграли «настоящий» блюз, дама была бы глубоко разочарована!

Я много раз убеждался, что существует некий стереотип в сознании: блюз обязательно должен быть «медленным», в триольном ритме (на 12/8), и его надо петь с эдакими «подывываниями», что и делает вся наша отечественная «попса»! Итак…

А знаете ли вы, что само слово «блюз» имеет как минимум три значения!!! Во-первых, это совершенно самостоятельное музыкальное направление, а не составляющая джаза или рока. Корни его в городском фольклоре американских негров. Само слово «blues» происходит от слова «blue», что значит «грустный». Это такие «куплеты», которые поют под гитару и губную гармошку. Позже добавились саксофоны, электроорганы, медные группы, барабаны и, короче, весь набор современных инструментов, но суть осталась: это «куплеты» в исполнении певца, которые имеют аналог в русской музыке: частушки! И именно частушки, а точнее «частушки-страдания» совершенно точно характеризуют «блюзовое настроение». И тут возникает первый парадокс блюза: какие же в блюзе «страдания», когда 99% блюзовой музыки - в мажоре?! Европейский слух чётко ассоциирует мажор с радостью, а минор с грустью… И тут опять именно «наши» частушки объясняют этот парадокс: представьте себе такую частушку: «Я милёнка полюбила, а мне милый изменил, я давно ему простила, но забыть-то нету сил…» И всё это поётся весело, с «прихлопом и притопом» в мажоре! А что же тут весёлого в этом мелодраматическом повороте куплета? А теперь попробуем перевести это типично «русское» содержание на американский «блюзовый» язык. Но прежде отметим, что существует «классическая» форма блюзового куплета: А1-А2-В. Это означает, что поётся первая фраза (А1), затем она повторяется «в усиленном варианте» (А2), и затем идёт «разрешение» мысли (В).

Таким мог бы стать американский вариант нашей русской частушки.

А1: «Работала весь день, всю ночь я, но наконец пришла домой»….(тут следует «break», т.е. инструментальный «отыгрыш» на губной гармошке, эмоционально подчёркивающий эту фразу).

А2: «Работала я как скотина, милый, но наконец пришла домой»….(опять брэк…)

В: «Но что это - глазам не верю, гляжу: мой Билл уже с другой!» (тут наступает главный «брэк», как резюме всего куплета)… и дальше эта идея несчастной любви и поруганной жизни развивается аналогично в следующих куплетах блюза (они называются «квадратами»).

Ещё один секрет «настоящего» блюза – то, что это «гитарная» музыка. Посмотрите, как играет король блюза B. В. King. Его пальцы как бы нехотя касаются струны и заставляют её действительно петь, страдать, сопереживать тексту, который поётся в этот момент. Для блюза подбираются специальные струны, на которых можно делать stretch. т.е. «подтягивать» их пальцами вдоль лада и таким образом получать бесконечное множество интонационных оттенков (blue notes)! И ни один инструмент в этом плане не может сравниться с гитарой. Я, как пианист, могу сказать, что фортепиано - просто «гроб с музыкой» с т.з. блюза, хотя и на нём есть мастера, прекрасно играющие блюз, однако для этого им надо применять всякие приёмы и ухищрения, чтобы имитировать на этом «тупом» инструменте блюзовые гитарные «оттяжки». Конечно, блюзовое настроение зависит не от инструмента, а от того, кто на нём играет. Блюз можно играть на чём угодно, даже на виолончели и валторне (типично «классических» инструментах), но… гитара - вне конкуренции!

Начиная с 40-х - 50-х годов ХХ века начал развиваться стиль, называемый «ритм-энд-блюз». Это означало просто, что блюз осознал себя как самостоятельное музыкальное течение, независимое от джаза (в то время джаз занимал большую часть музыкального пространства во всех формах - «коммерческих» и «некомерческих», примерно так, как сегодняшняя «поп музыка»). Это означало, что к гитаре были добавлены ритм-группа: бас, ударные, клавишные, а также духовые - трубы и саксофоны. И блюз, как самостоятельный жанр, вышел на большую концертную сцену. Маленькое «экономическое» отступление от темы: все стили, которые мы сейчас наблюдаем (и блюз, и рок, и джаз, и диско, и все остальные) являются продуктом шоу-бизнеса (в первую очередь американского). Т.е. в то, что становилось в своё время популярным у публики, бизнесмены вкладывали деньги для записи музыкальных альбомов и «продажи» этой музыкальной продукции. Что касается блюза, то без капиталовложений он так и остался бы «подзаборной» музыкой бедных негритянских кварталов американских городов.

Итак… Попробуем схематично изобразить путь блюза в истории современной поп-индустрии. Сначала - куплеты под гитару (блюз - как праотец джаза и рока), потом блюз, как неотъемлемая часть джаза. Интересно, что с самого начала развития джаза «блюзами» называлось огромное количество пьес, не имеющих по своему характеру никакого отношения к «настоящему» блюзу! Потом от ритм-энд-блюза отпочковался рок-н-ролл, на основе которого начал развиваться рок. Мощное развитие блюза на основе рока мы наблюдаем в 60-е - 70-е годы: гитарист Джимми Хенрикс, такие гиганты рока как «Led Zeppelin» и «Deep Purple», «Grand Funk» и многие другие рок-группы активно использовали блюзовые приёмы в своей музыке! Тогда блюз органично вошёл в поп-индустрию под прикрытием рока. А что теперь? Мы наблюдаем засилие электронной «пластмассовой» попсы, которая практически вытеснила блюз. Мне жаловался знакомый гитарист, большой знаток и мастер блюза, что блюз теперь - архаика, и на нём не заработаешь! Увы - это так!

А что же происходит с блюзом в джазе? С самого начала развития джаза, джазисты не особенно церемонились с блюзом. Во-первых, на задний план отошли и гитара и губная гармошка. Гитаристам до сих пор трудно найти работу в джазовой среде: предпочитают брать саксофонистов и пианистов. Рок гораздо приветливее настроен к гитаре! И, тем не менее, само понятие «блюз» прочно закрепилось в джазе, но… означает оно совсем другое: это не тексты блюзовых песен, это не специфическое «блюзовое» настроение, вызываемое всеми этими гитарными ностальгическими приемами игры, а это просто… гармоническая 12-и тактовая «сетка», квадрат!

К примеру, когда блюз звучит в исполнении гиганта джаза Джона Колтрейна, вы ни за что не скажете, что это блюз, а подумаете, что это какой-то очередной модерновый наворот в импровизации! Только лишь название часто указывает на то, что джазовая пьеса именно блюз, да ещё искушённые джазисты могут определить в этой «смутноватой» гармонии блюзовую основу. Однако в том самом «настоящем» блюзе содержится вся «квинтэссенция» джазовой эстетики, и джазисты в глубине души чтут блюз, как святыню, всегда помня, что именно блюз был прародителем всей современной музыки!

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

52 дата публикации: 15.12.2012