Левичев О.Ф.,
к.п.н.

 

Проблема сознания в синтезе наук о человеке
(педагогике, философии, психологии, психофизиологии и физике)

 

Идеальным объектом педагогики является система «сознание - знание», которая в процессуально педагогическом плане представляет развивающуюся личность. В системе «сознание - знание» определяется генотип культуры, её принципиальная основа, ёе праформа, из которой в процессе исторического развития разворачивается все богатство ее духовных форм.

Образовательная система состоит из двух основных подсистем: сознания и знания. Отношение «сознание - знание» можно рассматривать как теоретическую модель. Образовательная система - это основная организационная единица образовательного, процесса, воссоздающая некоторый целостный фрагмент культурной реальности и обеспечивающая развитие сознания ученика посредством его синтеза с множеством разноорганизованных культурно-значимых учебных текстов. Поскольку образовательная система обладает всеми признаками «мыслящего объекта» и является собой субъект интеллектуальной культурной деятельности, её модель должна подчинятся принципу симметрии - асимметрии.

Действительно, правая часть модельного представления - «знание» - обозначает педагогические знания, получающие субъектом в процессе познания закона природы. Совокупность знаний о законе природы и их представление в форме закона будет тождественно со - знанию. Со - знание субъекта о имеющихся законах в природе и их возможности использования для своего естественного развития способствует организации информации в стройную систему адекватной самой природе. Всеобщие законы являются разумом и сознанием природы. Из этого педагогику можно определить как науку об организации процессов взаимодействия сознания субъекта и сознания природы, обеспечивающих актуальное развитие сознания субъекта и адекватное понимание происходящего в природе. Цель субъекта педагогической деятельности заключается в том, что его индивидуально-синтетическое сознание проникает и охватывает содержание природы (совокупность, синтез законов) и на этой основе выстраивает логику своего естественного развития. Сознание субъекта может полноценно развиваться лишь во взаимодействии «сознанием природы», т.е. при познании и использовании её законов. Исходя из того, что идеальный объект педагогики это модель «сознание - со-знание -знание», то необходимо понять, что такое сознание, какие результаты по проблеме сознания достигнуты в смежных науках с педагогикой. И как можно использовать их для развития педагогической науки. Для начала рассмотрим проблему сознания с педагогической точки зрения.

В монографии «Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей» С. А. Днепров пишет: «Применение теоретико-методологического анализа позволило получить следующие данные: до недавнего времени анализ сознания в педагогике ограничивался всего лишь двумя аспектами. Категорию "сознание" педагоги затрагивали либо в узкопрофессиональном плане как одну из профессионально важных способностей учителя (И. Я. Лернер), либо при анализе способности ученика осознанно воспринимать учебный материал. "Почему неразрывная связь категорий "сознание", "воспитание" и "образование" долгое время не была предметом специальных исследований в педагогической науке?". Наверное, главная причина в том, что целостное педагогическое сознание не изучалось вообще.

Однако, в своей книге Гессен С. И. «Основы педагогики: Введение в прикладную философию», практически отождествил педагогическое сознание и педагогику как науку об образовании. Но в науках практических и прикладных (по мнению С. И. Гессена, педагогика относится к числу таких наук) цель сознания не познание, а поступки, деятельность, точнее, нахождение правильной идеи и верного основания для целесообразного действия в определённой ситуации. Из этого следует, цель педагогической деятельности не в "созерцании" теоретического знания, а в его практическом осуществлении. Вначале у детей надо сформировать в сознании практические навыки, потом переходить к передаче теоретических знаний, формированию наклонностей, затем - к развитию души и только в конце - к умственному воспитанию.

И. Я. Лернер в 1985 г. определил педагогическое сознание как явление действительности и категорию педагогической науки. Необходимость выделения педагогического сознания в самостоятельную категорию науки, И. Я. Лернер связывал и с проникновением педагогики в семью, с появлением производственной педагогики и т.д.

С. А. Днепров проводит исследование категории сознания в истории философии, религии и на примерах показывает, как развивалось сознание во времени и пространстве, добавляя при этом термин «педагогическое сознание». Например: «Древнеиудейская система воспитания в сочетании с греческой философией стоицизма послужила основой для складывания в I в. н.э. раннехристианского педагогического сознания. Понимание человека в древнеиудейской традиции как единства духа и плоти объединилось с триадой греческой педагогической антропологии: "тело - душа - ум", породив в результате христианское понимание человека как противоречивое сочетание тела, души и духа. Христос стал восприниматься как Спаситель, Отец, Педагог и Защитник воспитуемого. В христианском педагогическом сознании воспитание есть подражание учителей и учеников Христу, а образование - постижение Истины и Благодати».

Если мы уберём термин «педагогическое сознание», и заменим его на «религиозное» или «философское», то по большому счёту нечего не изменится.

Такой анализ проблемы сознания не чего не даёт для педагогики как науки. Смысл данной монографии в том, что педагогическое сознание, обладая всеми функциями сознания вообще, в процессе педагогической деятельности приобретает некую особенность, а именно педагогическую. И помогает субъекту рассматривать окружающую действительность с педагогической точки зрения. Эту мысль можно найти и у других авторов, которые нередко отождествляют педагогическое сознание и мышление в своих работах. Например, Казимирская И. И. «Мышление учителя и пути его формирования», Днепров С. А. «Пособие по автодидактике для изучения педагогических понятий», Б. Лихачев в курсе лекций «Педагогика» рассматривает термин «педагогическое мышление», не разводя его с сознанием и т.д.

Из выше изложенного мы сделали вывод, что необходимо провести синтетическое исследование, которое могло бы охарактеризовать сознание с позиции синтеза наук о человеке. Нас интересовали следующие вопросы. Что такое сознание? Какова взаимосвязь сознания и мозга? Как проходит процесс познания в сознании субъекта? Какое место имеет в сознании человека процесс синтеза? и т.д. Все эти вопросы важны для педагогической науки. Так как субъект педагогической деятельности обладает сознанием, познаёт окружающую действительность при помощи сознания.

В науке существуют философский, психологический и нейробиологический подходы к проблеме сознания. Философский подход в первую очередь связан с установлением отношения сознания (как психической категории) к мозгу (как категории физической). Для нас интересен следующий подход, где вместе с признанием существования психической причинности постулируется наличие первичной духовной субстанции, которая воздействует на материальные мозговые процессы и наделяет субъекта сознанием. Эта точка зрения наиболее отчётливо представлена в концепции дуалистического интеракционализма (Eccies, Robinson, 1984), Е. П. Блаватская «Разоблаченная Изида».

Психологический подход к проблеме сознания, тесно связанный с философским, предполагает прежде всего определение сознания как психического феномена через выделение того качественного своеобразия, которое отличает его от других психических актов. Единодушного определения сознания не существует. В классических работах (Леонтьев, 1975; Лурия, 1969; Рубинштейн, 1957) утверждается принцип единства сознания и деятельности, сознание отождествляется с мыслительными и даже речевыми процессами. В более широком виде сознание определяется как способность к отражению собственных переживаний и впечатлений. Обладать сознанием - значит отдавать себе отчёт в чём-либо, в частности в испытываемых ощущениях, разделяя состояния «Я» и «не Я».

Нейробиологический подход к проблеме сознания акцентирует внимание прежде всего на работе мозга. Несмотря на различное философское толкование проблемы «сознание - мозг», а также на отсутствие общепринятого психологического определения сознания, никто не отрицает того факта, что существует реальный физический процесс - определённый вид активности мозга, сопровождающий сознание. Однако на вопрос о том, каковы же конкретные мозговые механизмы, сопутствующие проявлениям сознания, определённого ответа пока нет, хотя исследованию этого вопроса посвящено множество специальных работ, которые созвучны и нашему исследованию сознания, а именно его синтетичной природе.

Вообще, «Понятие сознание шире понятия мышления. Сознание - это не мышление плюс восприятие, плюс память, плюс умения, плюс эмоциональные переживания. Сознание должно быть психически раскрыто в его собственном характере - оно должно быть понято не как сознание только, но и как отношение, как направленность. Формирование синтетической активности сознания как отношения во многом будет зависеть от выяснения роли в сознании той стороны психики человека, которую принято называть эмоциональной сферой, или сферой социально-обусловленной чувствами.

По мнению Локка сознание лишено эмоциональности, оно есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме.

И. Кант делил всю психическую жизнь человека на 3 сферы: интеллектуальную, волевую, эмоциональную. Познавательные значения имеют лишь операции разума. Чувства делают познание субъективным и мешают составлять представление о предмете.

Н. Н. Ланге в работе «Психический исследования» показал непосредственно за восприятием того или иного события возникает органические изменения.

На разработку проблемы сознания из философов наибольшее влияние оказал Декарт. Сознание, по его мнению, это непосредственная субстанция, открытая лишь для созерцающего её субъекта и осуществляющая процесс познания реальности. Все внутренние осознаваемые явления психики Декарт характеризовал как мышление, противополагая их эмоциям.

Лейбниц понятие сознания заменяет «апперцепцией» т.е. актом перехода бессознательных психических состояний, восприятий в отчётливо осознаваемые. Связывал это с самосознанием. Рассматривал сознание как активную деятельностную силу. Локк, разделяя точку зрения Декарта, добавляет ещё, что сознание есть «восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Ламеттри, Дидро, Гельвецию и Гольбаху сравнивали сознание с музыкой, а мозг с роялем.

Кант в решении этой проблемы исходил из принципиального отличия сознания и бытия. И сознание, и бытие по Канту, представляют собой замкнутый чуждый друг другу мир. В соответствии с его теорией сознание абсолютно по отношению к внешнему миру, в своих нормах и принципах независимо от действительности. Эти нормы и принципы сами являются трансцендентальными формами: предшествуют всякому опыту, априорны. В результате сознание не имеет никакого выхода в мир реальности, который не воспроизводится в сознании, а организуется в определённое единство с помощью априорных форм рассудка. При этом организация реальности сознания осуществляется по законам не бытия, а познавательной способности субъекта. Сознание, по убеждению Канта, имеет внутри себя пространство и время как возможность опыта. «Я» есть сознание.

Гегель утвердил принципы историзма в природе сознания, для него сознание не есть нечто готовое, раз и навсегда непосредственное данное. Оно есть исходный принцип, неизвестного каким образом порождающий свои определения и противоположности. Сознание есть дух. Следовательно, нужно не постулировать сознание как нечто исходное. А показать и доказать его идеальную сущность, которая находится в развитии через внутреннее противоречие. Мы считаем, что внутреннее противоречие состоит в познании всеобщих законов, которые к тому же так же, как и сознание, идеальны по своей сути. Развитие сознания - это единство исторического и логического, индивидуального и родового. Сознание определяется и как качество функционирования нервной системы, допускающее получение опыта в восприятии чувственных данных окружающего мира и нашего тела, приобретение знаний и сохранения их в памяти.

Фессар подчёркивал, что функцией сознания является синтез жизненного опыта, объединение бессознательных явлений. Хогланд вместе Кантом обратили внимание на наличие чувства времени в сфере сознания, как на ещё один индекс сознания, означающий ориентацию во времени и пространстве. Монье высказывался о сознании, как о системе связей, снабжённой обозначениями, которые используются в качестве шифра при переводе на психологический язык физиологических нервных явлений. И характеризуют сознание как результат объединённых в одно целое функций мозга.

В современной философии можно встретить и такую точку зрения (Я .Ким): сознание есть сорт «метапсихологического» состояния, т.е. психическое состояние относительно другого психического состояния.

Гуссерль для снятия этой проблемы вводит понятие «активного» и «пассивного» сознания, он пишет: «В активном модусе мы сконцентрированы на некотором объекте, а в пассивном в это же время прибывают прочие окружающие объекты, которые заполняют фон».

Марксизм исходит из того, что сознание - это особая форма, внутренний аспект человеческой деятельности. Строение сознания, его содержание и направленность закономерно связаны с этой деятельность, с образом жизни человека, с его положением в обществе.

Спиркин, исследуя сознание, пишет: «Сознание означает соучастие знания в самом себе, т.е. знание человека о самом факте своего знания».

Под сознанием он понимает способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных уровнях.

Формирование сознания предполагает выработку способности ставить осуществимые цели - как ближайшие, так и отдалённые, умение контролировать свои чувства, мысли, поступки, отдавать отчёт в своих действиях, предвидеть последствие своих поступков, осуществлять самовоспитание воли, характера, личности в целом.

В научной литературе сознание нередко употребляют и в смысле сознательности. Отождествляют его с психикой человека и даже животных.

Сознание преимущественно есть у человека, да и то не во всяком состоянии. Например, в состоянии сна, в коме, у новорождённых и т.д. Существует мнение, что оно отсутствует у новорождённого. Встаёт вопрос, способен ли плод к осознанному ощущению?

Х. Дельгодо, исследуя проблему, мозг и сознание пишет: «Если я не в состоянии распознать сознание в одноклеточном организме, то это не значит, что его там нет. В самом деле, если сознание появляется в развивающейся соме, то это равносильно тому, что оно потенциально существует в яйцеклетке (и сперматозоиде), из которого происходит сома.

Т.о., возникновение в соме сознания, которое можно распознать, не есть создание de novo, а лишь превращение из нераспознанного в распознанное.

В науке так же есть  мнение, что сознание невозможно вне его предметного отношения, а предмета вне его отношению сознанию. Сознание - необязательно достоверное отражение. Например, недостоверное отражение: догадки. Вымыслы, религиозные, мифологические взгляды, но всё это факт сознания.

Спиркин приходит к выводу, что сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, замещающая в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном построении действий и предвидении результатов, различном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Но сознание не есть данность только индивида, личности, свойство мозга. Оно существует не только в виде актуального субъективного процесса, а обьективизируется и существует надличностно - в системе материальной и духовной культуры. В формах общественного сознания, в языке, в науке и философии, в творениях искусства и т.д.

Философия, психология, социология, психиатрия, исследуя сознание, вносят определённую специфику в подход к определению сознания. Под сознанием понимается осознанное бытие и отношение, «Я» к «не Я», субъективный образ объективного мира, свойство высокоорганизованной материи; идеальную сторону целеполагающей практической деятельности человека; высшую форму психического отражения действительности; способность отдавать отчёт в своим мыслям, чувствам, и актах; способность правильно расценивать окружающее; способность к целенаправленной деятельности; особенность сочетания психических процессов; наконец, сознание уподобляют потоку впечатлений или чувствованию сменяющихся душевных состояний.

Так в психологии сознание рассматривается как высший уровень психического отражения и саморегуляции, обычно присущим только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность - мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль, как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида.

Сознание характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью - направленностью на предмет: сознание чего-либо; 3) способностью к рефлексии, самонаблюдению - осознание самого сознания; 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью (уровнями) ясности.

При исследовании сознания возникают следующие трудности: Первая состоит в том, что психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются - в том числе бессознательное, которое осознаётся либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно – в виде искажений сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с той или иной степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций.

Поэтому сознание рассматривается как: 1) либо как общее «бескачественное» условие существование психики и обозначается метафорически - «свет сознания» и пр.; в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не может быть и речи; 2) либо отождествляется с какой-либо психической функцией, чаще всего - со вниманием или мышлением; в этом случае изучение сознания меняется с изучением соответствующей функции. Всё это порождает мнение, что сознание для научной психологии - вообще фикция.

Вторая трудность вытекает из первой; сознание как и отдельные психические функции не локализуются во внешнем пространстве, но, в отличие от функций психических, сознание - из-за его «бескачественности» - не удаётся «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по коим оно могло бы изучаться известными методами. Личное сознание - это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит к конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих формах и законах функционирования. Личное сознание как психический процесс рождается и умирает с личностью.

Отечественной психологией было разработано общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым.

Принципиальная возможность такого присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития. Деятельность предметная и её атрибут - общение - обладают следующими основными свойствами, отражёнными в её структуре: 1) социальным происхождением и строением - это выражается в её социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками; 2) разделённостью между двумя субъектами; 3) направленностью на объект.

Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к со-знанию «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Следовательно, структура совместной деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: 1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами; 2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм; 3) предметность.

Согласно Фрейду, сознание - одна из трёх систем психики, включающая в себя лишь то, что осознаётся в каждый данный момент времени. По его убеждению роль сознания - это роль органа чувств для восприятия психических качеств, которые могут проистекать лишь изнутри психики. Психоанализ не считает сознание сущностью психического и трактует его, прежде всего, как чисто описательный термин.

В отличие от Фрейда, Тарт определяет сознание как гармоничный набор психических функций. Они включают память, познание, чувство юмора, чувства «Я», внешнее экстероцептивное восприятие, восприятие внутренних состояний тела и т.д., вместе они образуют гештальтоподобное целое или рабочую систему. Обычное бодрствующее сознание - это одна система. Сон и сновидения - иная. Другие состояния включают неизвестное множество экстатических состояний, которые могут спонтанно прорываться в обычное сознание, плюс состояния, которые достигаются через медитацию, гипноз, мириады наркотических состояний. По мнению Тарта, состояния сознания имеют дискретный характер. То есть сопряжённость всех состояний сознаний приводит сознание в одно целое, которое является результатом синтеза. Синтез - это то состояние, к которому стремится сознание по своей природе.

Эту мысль, но с другого аспекта можно найти и других исследователей. Например, Вундт пишет: «Сознание состоит в том, что мы находим в себе те или другие состояния: не зависимо от последних оно не может быть мыслимо. Все попытки определить сознание появлением внутреннего опыта приводят или к тавтологии, или к определениям, происходящим в сознании деятельности, которые уже потому суть не сознание, что предлагают его. Далее Вунд пишет, что нам остаётся только изучать условия сознания, т.е. те обстоятельства, которыми сопровождаются все сознательные явления».

Винник Д. В. обращает внимание, что сознание познаётся с помощью самого сознания. Сознание как единая логическая структура дано нам не непосредственно, но как развёртывающая во времени связь различных психических актов.

Из приведённого выше видно, с какими затруднениями сталкиваешься при определении понятия сознания. Конечно, из внутреннего опыта нельзя определить сущность сознания, но дело не в определении его сущности, а в определении понятия о сознании, как об известном явлении. На наш взгляд, чтобы познать сознание, необходимо выйти за его пределы.

Бехтерев, понимая под сознанием субъективную окраску или то субъективное, т.е. внутреннее, непосредственное нами воспринимаемое состояние, пишет: «Благодаря этой субъективной окраске мы можем различать наши психические процессы по их сложности и тем или другим присущим им особенностям различаем в наших восприятиях ощущения, представления, стремления и прочие, т.е. явления, сумма которых и составляет созерцание нашего сознания.

Так про Гёте известно, что когда он хотел представить себе, например, цветок, то этот цветок являлся его воображению необыкновенно живо со всеми присущими ему красками и очертаниями лепестков; когда ему нужно было нарисовать готическую церковь, то эта церковь представлялась его уму также в живой пластической форме. Здесь видно, что сознание отождествляется с воображением».

Дополняя В. Вундта, Винника Д. В. Бехтерев выделяет 6 форм сознания, которые, по мнению Тарта, сопряжены между собой.

Простейшая форма сознания, по мнению Бехтерева, - это то состояние, когда ещё не выработано ни одно более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувствование собственного существования.

Более сложным является сознание в том случае, когда в нём присутствуют уже те или другие представления. В этом случае наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует, главным образом, одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» объекта и из которой вырабатывается так называемое самосознание, иначе говоря, то состояние сознания, когда в нём присутствует или - что всё рано - каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр.

Следующей формой сознания является сознание пространства, т.е. то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать пространственные представления об окружающем его мире. На основании этих-то пространственных представлений он и получает возможность ориентироваться относительно окружающей обстановки.

Несколько более сложной является та форма сознания, когда человек улавливает уже последовательность внешних явлений, благодаря чему вырабатывается сознание времени.

Следующая степень сознания представляет сознание своей личности, иначе говоря, то состояние сознание, когда в его сферу могут введены те ряды представлений, которые составляют интимное ядро личности как-то: представления нравственные, религиозные, правовые и пр. С этой формой сознания связаны также и нервные проявления воли субъекта.

Высшей степенью сознания является то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой - может давать отчёт о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нём самом психические процессы.

Эта способность самопознания является всегда характернейшим признаком полного сознания; утрата этой способности служит признаком помрачения сознания. Из вышеприведённых 6 форм сознания напрашивается логический вывод, что сознание является осмысленным аспектом опыта человека. На это обращают внимание и Уайтхед (1938), и Пенроуз (1994), которые предполагают, что «сознание не порождается поведением, но и не является источником поведения, а является некоторым аспектом опыта человека.

В науке существуют и другие противоположные мнению Пенроуза гипотезы. Так первая предусматривает, что если источником развития сознания служат генетические факторы, то тогда сознание должно возникнуть независимо от внешних причин (как дыхание).

Другая гипотеза говорит, что необходимые для возникновения сознания элементы предопределены генетически, уже существуют в момент рождения, и для их развития и проявления требуется только время. Сознание, таким образом, уже существует, даже если его невозможно выявить.

Встаёт интересный вопрос: если сознание «уже существует в момент рождения», а также является некоторым «аспектом опыта человека», то можно предположить, что сознание функционирует независимо от тела человека, т.к. оно уже есть в момент рождения, а значит, было сформировано намного раньше физического тела и было получено в результате некого индивидуального опыта. Данную гипотезу мы находим в теософии.

Процитируем Е. П. Блаватскую, которая пишет: «Есть духовное сознание, манасический разум, озарённый светом буддхи и способный сущностно воспринимать абстракции, и есть чувственное сознание - низший манасический свет, неотделимый от нашего мозга и чувств. Это второе сознание находится в подчинении у мозга и физических чувств и, в свою очередь, будучи полностью от них зависимым, должно, конечно, померкнуть и в конце концов умереть с их исчезновением. Лишь первое сознание, корень которого - в вечности, и которое живёт всегда, может, таким образом, считаться бессмертным».

Таким образом, мы можем предположить, что «манасический разум, корень которого - в вечности, и живёт всегда» «уже существует в момент рождения», так как является аспектом опыта «духа» по Гегелю, а «чувственное сознание - низший манасический свет, неотделимый от нашего мозга». Об этом «низшем манасический свете» пишут многие видные учёные, пытаясь разобраться, как связано сознание с мозгом, смешивая «манасический разум» и «низший манасический свет». Рассмотрим это более подробно.

Пенроуз в книге «Новый ум императора» обращает внимание, что существует множество различных точек зрения на соотношения между состоянием мозга и феноменом сознания. Насколько очевидна важность этого явления, настолько же велико и расхождения во взглядах на него. Однако ясно, что не все части мозга в равной степени учувствуют в формировании сознания.

Хотя тот факт, что с помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного. Иначе говоря, с помощью мозга очевидно осуществляется «духовная жизнь».

Действительно, наши ощущения возникают в процессе обработки информации в коре головного мозга. Встаёт вопрос, как происходит это обработка информации в коре головного мозга?

Измайлов И. А., Шехтер Е. Д., Зимачев М. М., занимаясь сознанием и его отношением к мозговым функциям, пришли к выводу, что работа мозга человека представлена 3 типами процессов.

Первый уровень этой системы представлен процессами, основными смыслом которых является преобразование одних видов энергии в другие (сюда относятся, например, метаболическое взаимодействие). Энергетические процессы сугубо материальны и присуще всей природе, как живой, так и неживой.

Второй уровень составляют информационные процессы, обеспечивающие все когнитивные функции мозга. 2-ой уровень качественного отличается от 1-го: на этой стадии помимо материального носителя информации появляется идеальный объект в виде информации как таковой (т.е. её смысл содержание, код и т.д.). В живых системах такими интерпретаторами выступают нейробиологические механизмы процессов жизнедеятельности и психических процессов.

Третьим уровнем мозговых процессов являются процессы, обеспечивающие функционирование сознания. Качественная отличительная характеристика сознания состоит в том, что в нём энергетические и информационные процессы в идеальной форме представлены самому субъекту и становятся доступными его пониманию и управлению. Сознание - это то, что позволяет человеку создавать не только энергетические, но и информационные механизмы.

Встаёт вопрос: как на базе только энергетических процессов (без вмешательства построенного субъекта) может возникнуть информационный механизм? По существу, это проблема возникновения живых организмов из неживой материи.

Таким образом, мы пришли к интересной проблеме - как сознание связано с мозгом или как психическое связано с физиологическим. Данная проблема находится на стыке естественно-научного и гуманитарного знания, поскольку сознание возникает на основе происходящих в мозгу процессов, но его содержание в значительной мере определяется социальным опытом. Решение этой головоломки могло бы перекинуть мост между двумя основными видами научного познания и способствовать созданию единой картины мироздания, органично включающей человека с его духовным миром. Вопрос изучения сознания человека выходит за рамки науки о мозге, он тесно связан с присущим человеку стремлением познать самого себя и проникнуть в смысл духовной жизни.

Так, в античном времени представления о душе наиболее полное развитие получили в работах Платона и Аристотеля. Платон (V-IV вв. до н.э.) придерживался идеалистических взглядов. Идеи, по Платону, первичны, изначальны, действительность вторична, эфемерна. Разум не рождает идеи, а стремится их постигать, подражать им. Чувственное восприятие и логическое мышление в соответствии с взглядами Платона относятся к несопоставимым мирам. Платон принимал учение пифагорейцев о трёх частях души: разумной, мужественной и страстной. При этом первая часть носит рациональный характер, а вторая и третья - иррациональный характер. Соотношения между частями души Платон выразил в виде мифологического образа возницы (разумная душа), который управляет колесницей с двумя конями - некрасивым, выходящим из повиновения (душа страстей) и благородным (душа мужественности). Цель известна лишь разумной, рациональной душе, она с трудом управляет иррациональной душой, состоящей из двух частей: высшей и низшей.

Исследуя проблему сознания в психологии, Свами Вивекананда, обращает внимание, что «Когда я смотрю на вас, ощущение видения передаётся мне глазами и от них переносится чувствующими нервами мозгу. Но внешние глаза не органы зрения, они только внешние орудия. Если действительный орган находится в мозгу и получающий там ощущения, разрушен, то, хотя у меня есть глаза, я не буду видеть. Ваше изображение на ретине моих глаз может быть безукоризненно, а я всё-таки не вижу. Поэтому орган не то, что орудия или глаза, а должен находится за ними. То же следует сказать и о всех других ощущениях. Нос - не орган обоняния, а только орудие, орган же позади него, в мозгу. Для каждого чувства мы имеем, во-первых, орудие, внешнюю часть физического тела, а позади него в том же теле, орган. Но и это не достаточно.

Предположим, что я говорю вам и вы слушаете меня очень внимательно. В это время раздался звон колокольчика, но вы его не слышите. Что при этом произошло? - Колебания воздуха достигли вашего уха, произвели сотрясение вашей барабанной перепонки, и впечатление передано слуховым нервом в мозг. Почему же вы не слышали звона? Если весь процесс, включая и передачу впечатления мозгу, закончен, почему вы не слышали? - Потому что чего-то ещё не доставало. Прежде всего, ваш ум не был соединён с органом, а если ум разобщён с органом, то какие бы новости орган не принёс ему, он их не получит. Ум может получить известие только тогда, когда сообщён с органом. Но и это ещё не всё. Орудия могут принести ощущение, органы могут получить его, ум может быть сообщён с органом, и всё-таки восприятие не будет полным. Необходим ещё один фактор; нужна реакция в уме, при которой только и является сознание. То, что находится вне меня, как бы посылает в мозг сведения о текущих событиях; там их получает ум и представляет интеллекту, который относит их соответственным группам раньше полученных впечатлений и посылает назад ряд реакций, с которыми и наступает восприятие. Здесь, таким образом, уже проявляется воля. Состояние ума, при котором происходит реакция, называется Буддхи или интеллект. (Разницу между «умом» (манас) и интеллектом (буддхи) пояснят философия Санькхья. Представим, что в пруд падает камень. Удар камня приводит воду в состояние сильного колебания, которое распространяется в глубину и затем отражается назад, вверх в форме отчётливых кругов. Представим себе, что пруд состоит из читты, или материи ума. Эта читта, приведённая, подобно воде при ударе камнем, в состоянии грубого колебания, соответствует манасу, или уму; более же глубокое и тонкое состояние читты, в которое колебание проникло, но где реакция ещё не наступила и присутствует только потенциально, называется буддхи, или интеллектом. Реакция в воде обнаруживается рябью или определённой формы кругами, в умственной материи - восприятием. Приведённое здесь объяснение принадлежит Капилле, автору философии Санкхья.

Но здесь ещё не конец. Остаётся еще одна ступень. Представим себе, что имеем камеру и перед ней экран, и я хочу отбросить на экран какое-нибудь изображение. Что я должен сделать? - Я должен направить через камеру лучи света так, чтобы они упали на экран и были там собраны в группы. Очевидно, экран, на котором предполагается получить картину, должен быть неподвижен, потому что лучи, которые я направляю, должны сойтись на нём группами, расположенными в требуемом, строго определённом порядке, что будет невозможно, если экран движется. То же требуется и в случае ощущения, которое наши органы, получая внутри нас, передают уму, и которое ум, в свою очередь, представляет интеллекту. Процесс не может быть закончен, если нет чего-нибудь постоянного, какой-нибудь поверхности, на которой могла бы образоваться картина, чего-нибудь, на чём могли бы соединиться все различные впечатления. Что же объединяет  изменяющееся целое, представляющее собой наше существо? Что сохраняет единство этого с каждым часом меняющегося движения? На чём наши различные впечатления собираются, синтезируются, устанавливаются и образуют объединённое целое? - мы пришли к заключению, что это должно быть нечто неподвижное относительно тела и ума, некий индивидуум, в котором приносимые умом и интеллектом ощущения помещаются, группируются и образуют одно целое. Это нечто, этот индивидуум называется душой человека».

Аристотель (IV в. до н.э.) рассматривал душу как нечто неотделимое от живой материи и считал её выражением целостной функции живого, принципом его организации. Поясняя свою мысль, он говорил, что если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение. Важным вкладом в представления об организации психических функций следует считать взгляды Аристотеля о "центральном чувствилище". Он говорил о том, что отдельные чувства не могут различить, что сладкое есть нечто отдельное от белого, но и то, и другое должно быть ясным единому центру. Благодаря центру познаются и такие качества, которые косвенно воспринимаются при каждом ощущении: движение, покой, фигура, величина и т.д. Общее чувствилище, по Аристотелю, наиболее тесно связано с тактильным чувством, с осязанием. Взгляды Аристотеля в целом не имели последовательно материалистического характера и приближались к дуализму. Аристотель помещал душу в сердце ("сердцецентрическая" гипотеза), а мозг рассматривал как орган охлаждения крови.

Также современные учёные пришли к интереснейшим сведениям при помощи непрямых методов на беременных женщинах, другие при прямом исследовании плодов, извлечённых по медицинским показаниям. Первое, что приходит в движение у 4-х мм., 3-х недельного плода, - это сердце. Можно предположить, что с биологической точки зрения, у нас самого начала есть орган, который начинает биться - неизвестно почему - и бьётся уже тогда, когда головного мозга ещё нет. К тому же этот орган обладает собственным разумом. Именно об этом говорит Х. Дельгодо. Даже на биологическом уровне этот врождённый разум проявляется внутри сердца.

Исследование института сердца показали, что сердце на чисто физическом уровне посылает мощные импульсы головному мозгу и всему остальному телу. Оно делает это четырьмя способами:

1. Неврологическим: по нервным каналам импульсы идут из сердца в головной мозг и координирующая информация из головного мозга принимается по этим же путям. Таким образом, эта связь двусторонняя. Эти нервные каналы проходят через нижний отдел головного мозга, идут через среднюю часть головного мозга, которая имеет непосредственное отношение к нашим эмоциям, и заканчиваются в коре головного мозга (neocortex) – в наших центрах творческого мышления.

2. Биофизическим: импульсы передаются с волной кровяного давления. Каждый раз, когда сердце сокращается, оно создаёт волну, которая толкает кровь по венам и артериям. И когда вы регистрируете электрическую активность головного мозга, становится совершенно очевидно, что эта активность синхронна изменениям в волне кровяного давления.

3. Биохимическим или гормональным: в 1983 году сердце было отнесено к категории гормональных желёз. Сердце производит несколько гормонов. Один из них, называемый пептидом предсердия, снижает выброс гормона стресса - кортизола. Сердце также вырабатывает окситоцин, знаменитый «гормон любви», который появляется, когда человек находится в состоянии влюблённости. Окситоцин также вырабатывается в головном мозге, но его выработке способствует сердце.

4. Электромагнитным: вообще-то, сердце является электронным органом. Оно представляет собой сильнейший источник электричества в нашем теле, в сорок - шестьдесят раз мощнее головного мозга, который является вторым по мощности производителем электричества. Именно это измеряет электрокардиограмма. Учитывая перечисленные способы воздействия сердца на мозг, можно предположить, что в момент работы сердца у 3-х недельного плода идёт воздействие биологического разума на потенциальное сознание, которое в данный момент не выявлено, не проявлено.

Таким образом, у нас в сердце производится биоэлектричество и это электричество проникает в каждую клеточку тела. Этот сигнал такой сильный, что даже излучается в пространство за пределы кожи. Измерительные приборы фиксировали это поле на расстоянии 2,5 - 3 метра вне тела. Его центром является физическое сердце. Это подтверждает актуальность энергетической концепции В. М. Бехтерева, которая лежит в основе нашего исследования. Говоря об этой электромагнитной энергии, исходящей из сердца, мы понимаем под ней очень плотные электромагнитные частоты.

В то же время ещё до Аристотеля Алкмеон из Кретоны (VI в. до н. э.) высказал мысль о том, что органом души является мозг. Он исходил из наблюдений о двух "дорожках", которые идут от мозга к глазным яблокам. Ощущения, по Алкмеону, возникают в результате работы связанных с мозгом органов чувств, они являются исходным пунктом для познавательной работы мозга, на их основе возникают представления и память.

С. Вивекананда по вопросу души, в которой сосредоточены все наши чувства, пишет: «Мы воспринимаем этот мир посредством наших пяти чувств, а если б у нас было ещё шестое чувство, мир представлялся бы нам чем-то совсем другим; если бы было ещё новое чувство, он оказался бы нам опять другим и т.д., поэтому мир не имеет существования, т.е. существования неизменного, вечного, независимого от способов его восприятия». Следовательно, наше сознание, осознавая чувства, познаёт мир, а осознание наших чувств происходит рефлекторно. Это мы находим у Р. Декарта, который описал основной принцип работы мозга - принцип рефлекса или отражённого действия. Р. Декарт считал, что внешнее раздражение высвобождает в нервах так называемые "животные духи", которые передвигаются к мозгу, затем к мышцам, вызывая их сокращение. Эти "животные духи", по Декарту, имеют материальную природу. Крупнейшим вкладом Декарта было то, что он распространил принцип детерминизма на изучение мозговых функций. Декарт считал, что понятие рефлекса может быть применено лишь для объяснения относительно простых реакций. В отличие от этого более сложные реакции, включая произвольные движения, следует, по мнению Декарта, связывать с вмешательством нематериальной души, которая познается только рефлексией, самопознанием.

Исследования И. М. Сеченова подтвердили мнения Р. Декарта: все акты сознательной и бессознательной жизни суть рефлексы. И. М. Сеченов, понимая всю сложность поставленной задачи, использовал стройную и последовательную систему доказательств правильности своей главной идеи. Основные аргументы И .М. Сеченова следующие. Все проявления душевной жизни связаны непосредственно или в опосредованной форме с внешними воздействиями и в конечном итоге реализуются через движения, что роднит их с рефлексами. Сложные и неоднозначные временные и силовые отношения между внешним стимулом и движением могут быть объяснены экспериментально доказанным наличием рефлексов с усиленным и задержанным концом.

И. М. Сеченов показал, что, наблюдая за развитием ребёнка, можно проследить, как недифференцированные реакции превращаются в упорядоченные и высокоспециализированные, в том числе речевые, а непосредственный ответ сменяется отставленным во времени, или же ребёнок научается его подавлять.

Таким образом, считал И. М. Сеченов, можно каждую последующую фазу вывести из предыдущей, что и даёт ключ к пониманию природы психики. На основании системы доказательств И. М. Сеченов приходит к основному выводу, что психические процессы развёртываются во времени и пространстве, что их объединяет с физиологическими явлениями глубокое родство по происхождению, т.е. по внутренним механизмам. И. М. Сеченов в своей работе "Впечатления и действительность» вводит понятие «среднего члена» в причинном ряду между стимулом и ощущением. Этим «средним членом» является физиологический процесс, который, с одной стороны, запускается внешним стимулом и несёт в себе его отпечаток, а с другой - лежит в основе ощущения. Так, например, изображение на сетчатке глаза, непосредственно связанное с внешним стимулом, даёт начало физиологическим процессам, лежащим в основе психического зрительного образа. И. М. Сеченов делает принципиально важное заключение о том, что между законами представляемого и действительного существует строгое соответствие.

Теоретические идеи И. М. Сеченова, указавшего путь к решению проблемы мозговых механизмов психики с последовательно материалистических позиций, получили развитие в трудах И. П. Павлова, создавшего метод объективного экспериментального исследования сложнейших проявлений мозговой деятельности.

Слияние психического с физиологическим, субъективного объективным может быть осуществлено, по И. П. Павлову, на основе тождества физиологического понятия условного рефлекса и психологического феномена ассоциации, т.е. на уровне сходства или даже идентичности некоторых теоретических понятий этих двух наук.

Та же мысль звучит и в другом замечательном высказывании И. П. Павлова, в котором он пророчески говорит о том, что «полученные объективные данные, руководствуясь подобием или тождеством внешних проявлений, наука перенесёт рано или поздно и на наш субъективный мир и тем самым сразу и ярко осветит нашу столь таинственную природу, уяснит механизм и жизненный смысл того, что занимает человека всё более, - его сознание, муки его сознания».

Физиологические исследования, по В. Вундту, наоборот, не сопрягаются с психикой, а развиваются параллельно психике и не определяются ими. В. Вундт, таким образом, исходил из дуалистических концепций. По выражению В. Джемса, его система напоминала червя: если его рассечь, то половины продолжают двигаться. В системе Вундта, говорил В. Джемс, нет жизненного центра, уколом в который с ней можно было бы покончить.

Проблема психофизического параллелизма или идея о независимом, параллельном протекании физиологических и психических процессов как бы делала бессмысленным дальнейшее накопление фактов в попытке понять сущность и происхождение психики, механизмов поведения. В самом деле, с одной стороны, представления о мозге, как о весьма совершенном органе, который на основании анализа внешних сигналов и накопленного в памяти опыта вырабатывает целесообразное поведение, делало психику как бы ненужной, превращало её в эпифеномен. С другой стороны, идея о психике как некой нематериальной субстанции, не зависящей от мозга, делала бесполезным изучение объективных законов мозговой деятельности, так как наиболее совершенные детерминанты поведения при этом всё равно ускользали бы от научного анализа.

Путь к решению психофизической проблемы указывает последовательное применение принципов материалистической диалектики к исследованию соотношения психики и мозга. Это положение о зависимости ощущения, мысли и сознания от мозга, о психике как продукте высокоорганизованной материи. Суть вопроса заключается в том, что следует не противопоставлять мозговые и психические явления, а искать сопряжение между ними. Выход из проблемы психофизического параллелизма лежит в последовательном изучении физиологических механизмов, лежащих в основе психических феноменов.

Познание механизмов психики - это изучение того, как на основе усложнения мозговых механизмов, их интеграции возникает новое качество в виде психики. При такой постановке задачи физиологические исследования приобретают высокую цель и логическое обоснование. С другой стороны, представление о качественном своеобразии психических феноменов снимает с повестки дня вопрос о психике как эпифеномене.

Одно из главных препятствий, которое встаёт перед исследователем в этой области знания, состоит в том, что методологические трудности, возникающие при сопоставлении качественно различных феноменов, трансформируются на естественно-научном уровне в специфическую сложность обоснования того, что наблюдаемые в эксперименте физиологические и психологические проявления не просто протекают одновременно и обнаруживают ту или иную корреляцию, но связаны функционально.

В то же время изучение именно таких связей, при которых можно утверждать, что данные психические явления действительно обеспечиваются определённым физиологическим механизмом, может способствовать решению проблемы «мозг и психика». Это существенно не только для познания мозговых механизмов психики, но и для философского аспекта проблемы, так как только отмеченные связи могут непосредственно указывать на первичность мозговых процессов и вторичность психического отражения («ощущение зависит от мозга»). В отличие от этого корреляции между физиологическими и психологическими феноменами говорят лишь о взаимной зависимости между наблюдаемыми явлениями, причём остаётся неясным, какой из двух связанных феноменов является детерминирующим фактором.

Таким образом, феномены двух наук должны быть предварительно поняты внутри одного класса явлений. Ключ к установлению связи между физиологическими и психологическими феноменами лежит, таким образом, в сопоставлении теоретических концепций физиологии и психологии. Иваницким было выдвинуто положение о том, что концепции физиологии и психологии, описывающие на двух уровнях процессы, тесно связанные между собой, должны характеризоваться изоморфизмом, обладать определёнными чертами сходства, содержать общие теоретические положения. Такое сходство возникает вследствие того, что физиологические и психологические процессы имеют одну основу - деятельность мозга.

Данное положение в значительной мере восходит к идеям И. М. Сеченова и И. П. Павлова, о которых говорилось выше. Интересны также соображения Л. А. Орбели по этому вопросу. Он писал: «Если субъективное явление есть проявление определённого физиологического процесса, подчиняющегося определённым закономерностям, то эти закономерности должны наблюдаться как в ряде объективно наблюдаемых явлений, так и в ряде соответствующих им субъективных проявлений». Говоря о сходстве двух теорий, необходимо подчеркнуть, что речь в данном случае идёт о теориях, которые касаются действительно сопоставимых явлений.

При этом психологическая теория должна описывать структуру сравнительно элементарного психического акта, а физиологическая теория - достаточно сложные физиологические процессы, действительно играющие ключевую роль в обеспечении этого психического акта.

Сходны, таким образом, не сами физиологические и психологические проявления (наоборот, они качественно различны) - аналогичны их общая структура, внутренние соотношения, закономерности протекания. Мы считаем, что они проходят по одним и тем же мировым законам, но проявление этих всеобщих законов на уровне физиологическом и психическом различно.

Из вышеизложенного видно, что исследователи, «смешивая» «манасический разум» и низший манасический свет», пытаются найти сопряжения в их во внутренних соотношениях и закономерностях. Мы предполагаем, что физиологическая теория целенаправленно работает «с низшим манасическим светом». Этот «низший манасический свет или второе сознание находится в подчинении у мозга и физических чувств и, в свою очередь, будучи полностью от них зависимым, должно, конечно, померкнуть».

Концепция информационного синтеза (Иваницкий А. М) и афферентного синтеза (Анохина П. К.), подчёркивая наше предположение, пытается всё-таки выйти за рамки физиологии. Поэтому понимание этих концепций, на наш взгляд, прогрессивно для педагогики как науки, предназначенной внедрить осознание процесса синтеза, происходящего как вне человека, так и внутри его.

Основные положения концепции информационного синтеза как основы комплексной оценки сигналов могут быть сформулированы следующим образом. Оценка сигналов мозга основана на синтезе информации о физических и сигнальных, биологических характеристиках раздражителя. Анализ стимулов по этим признакам осуществляется в различных мозговых структурах и соответствующая информация поступает к центрам интеграции по различным проекционным путям. Мотивация способствует синтезу информации.

Анализ раздражений происходит в определённой последовательности. Сначала стимулы анализируются по их физическим характеристикам, а затем на основе сопоставления этих характеристик с памятью происходит определение значимости стимулов для организма. Синтез информации о физических и сигнальных характеристиках стимула осуществляется в корковых центрах. Он является основой комплексной оценки сигналов, на базе которой происходит выработка целенаправленного поведения. Информационный синтез играет важную роль в осуществлении психических функций, в первую очередь, восприятия.

Из вышеизложенного следует, что восприятие основано на синтезе информации физических и сигнальных характеристиках стимулов, а это означает, что процесс восприятие изначально синтетичен, и сознание личности по своей природе стремится к синтезу, как естественному результату. В последствии в сознании личности происходит интеграция результатов и снова их синтез.

Если информационный синтез, проходящий в мозгу, влияет на восприятии личности, то афферентный синтез способствует на основе синтетичности процесса восприятия, способности принятия решения в приспособленческой деятельности.

Рассмотрим нейрофизиологический смысл этой стадии, который состоит в том, что он позволяет тщательно обработать, сопоставить и синтезировать всю ту информацию, которая необходима организму для совершения наиболее адекватного для данных условий приспособительного акта. Афферентный синтез является наиболее ответственным моментом интеграции, он является в полном смысле этого слова узловым механизмом функциональной системы.

Афферентный синтез наиболее обширный и сложный механизм функциональной системы. П. К. Анохин считает, что вся эволюция мозга и особенно все те усложнения, которые он приобрёл на последних этапах своего развития (кора головного мозга, и особенно её лобные отделы), связаны были с нарастающим усложнением именно афферентного синтеза. В стадии афферентного синтеза любой организм решает три важнейших вопроса своего поведения: что делать, как делать, когда делать. Следовательно, биосистема даже очень простой иерархии сама, на основе своих внутренних процессов, принимает решение о том, какой результат нужен в данный момент её приспособительной деятельности. Вопрос этот решается именно в стадии афферентного синтеза. Характерные свойства афферентного синтеза заставили И. П. Павлова уже давно подчеркнуть, что афферентная сторона в деятельности центральной нервной системы является «так сказать, творческой» (Афференция - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей или от внутренних органов. Нейрон - нервная клетка со всеми её отростками - основная структурная единица нервной системы.)

П. К. Анохин предложил четыре решающих компонента афферентного синтеза, которые должны быть подвергнуты одновременной обработке с одновременным взаимодействием на уровне отдельных нейронов: доминирующая на данный момент мотивация, обстановочная афферентация, также соответствующая данному моменту, пусковая афферентация и, наконец, память. Рассмотрим их подробнее для прозрачности понимания.

Доминирующая мотивация, являясь доминантной, обладает способностью обрабатывать поступающим в мозг информацию в соответствии со своим энергетическим потенциалом. Здесь, П. К. Анохин ставит вопрос: «Может быть, именно здесь кроется разгадка проблемы возникновения живых организмов из неживой материи?» Специальные электрофизиологические эксперименты показали, что доминирующая мотивация действует на кору головного мозга, т.о, что избирательно мобилизуют в коре головного мозга именно те синоптические организации, которые в процессе прошлого жизненного опыта человека были связаны с удовлетворением такого же состояния.

Здесь возникает проблема, с одной стороны, создания педагогической среды, в которой происходит становление той или иной доминирующей информации, а с другой стороны, субъект, попадая в созданную уже среду, но имея уже доминирующею мотивацию, не подвержен воздействию этой среды.

Благодаря такому избирательному распространению возбуждений по коре больших полушарий создаются энергетические условия для превалирующего в функциональном отношении положения теми корковыми ассоциациями, которые в прошлом способствовали возникновению и удовлетворению данной потребности. Встаёт вопрос, какими средствами каждая мотивация, имеющая определённую биологическую модальность, может осуществлять своё столь избирательное влияние на синоптические организации коркового уровня? Оказалось, что различные биологические модальности восходящих возбуждений оперируют синапсами различной нейрохимической природы, что и составляет, вероятно, инструмент первичного избирательного распространения возбуждений по коре больших полушарий.

Таким образом, мотивация способствует ускорению афферентного синтеза следующим образом: информация, поступающая в мозг, сопоставляется с доминирующей мотивацией, и быстро освобождает мозг от избыточной информации. То есть, возбуждение на нейроне сразу же исключаются из активного участия в интегративной деятельности.

Как происходит это освобождение от избыточных степеней свободы? Почему момент принятия решения часто имеет характер внезапной интуиции? Мы думаем, что результат синтеза известен «манасическому разуму», то есть он существует на уровне подсознания и, пробиваясь на уровень сознания (на уровень низшего манасического света), мы как раз и ощущаем это процесс своей интуицией. Данный процесс происходит по одни и тем же законам, а именно, всеобщим законам. В данном случае работает закон синтеза. Например, синтез водорода и кислорода всегда даст воду, то есть изначально запрограммирован результат. В этом отношении возникает другая интересная проблема. Проблема свободы выбора.

Второй этап: обстановочная афференция. под ней понимается совокупность всех внешних воздействий на организм от данной обстановки, которые в месте с исходной мотивацией информируют организм о выборе действия, которое соответствует наличной мотивации.

Пусковая афференция: характерной чертой пускового стимула является то, что он точно приурочивает к определённой реализации того интегрированного нервного образования, которое уже сложилось в мозгу до пускового стимула на основе мотивационной и обстановочных афференций.

Доминирующая мотивация определяет собой, что должен делать организм, а обстановочная афференция определяет, как он должен это делать в данной ситуации, пусковой стимул определяет, когда надо делать.

Перейдём к памяти как компоненту афферентного синтеза. Из памяти во время афферентного синтеза извлекается всё то, что соответствует мотивации и обстановки.

Как известно, вся проблема памяти состоит из момента извлечения этого фиксированного опыта, то есть воспоминания.

В процессе афферентного синтеза непременно должен поступить момент, когда мозг определяет, что должно быть принято решение, например, в логики реализации всеобщих законов.

Следовательно, афферентный синтез, подчиняясь доминирующей в данный момент мотивации, и под коррекцией памяти, ведёт такой подбор возможных степеней свободы, при котором возбуждения избирательно направляются к мышцам, совершающим нужное действие. Возникает весьма существенный вопрос, когда и как происходит принятие решения о получении именно того, а не другого результата. Здесь мы опять вернёмся к всеобщим законом, реализация которых способствует мотивации становления синтетического сознания и принятию того или иного решения в логике данного закона.

 

Последние данные А. И. Шумилиной, В. Б. Швыркова заставляют думать, что оценка возможных результатов при данной доминирующей мотивации происходит уже в стадии афферентного синтеза, то есть срабатывает какой-то всеобщий закон и задача педагогики - научиться использовать этот закон и на его основе уже принимать решения. Однако, продолжают А. И. Шумилина, В. Б. Швыркова, эти результаты не получаются реально, а следовательно, их оценка происходит при помощи какого-то пока не изученного наукой механизма, который можно определить, на наш взгляд, при условии выхода за рамки сознания. В математической логике очень похожую по существу проблему поставил Гилберт, и оказалось, согласно известной теории подобия Геделя (Нагель, Ньюмен 1970), что она в принципе не имеет решения - нельзя выявить полноту и противоречивость формальной системы, исходя из аксиоматики самой этой системы, для этого требуется выход за пределы исследуемой формальной системы.

Пенроуз на основе теоремы Геделя и принципа дополнительности Бора в своей книге «Новый ум короля» пришёл к выводу, что без некой Высшей силы появление новых знаний, объясняющих устройство мира, невозможно. То есть, чтобы понять сознание, необходимо выйти в иную систему или обратится к иной теории познания, в которой сознание, возможно, рассмотреть не «трёхмерным», а «четырёхмерным» мышлением. Про это писал и Декарт, когда говорил о нематериальности души в исследовании сознания, Аристотель с его «сердцецентрической гипотезой», Платон со своей теорией троичности души, Плутарх с его "принципами" человека, Блаватская и её теорией о скандах, С. Вивекананда со свой философией йога и т.д.

 

 

Литература

1. Бехтерев В. М. «Психика и жизнь». Избранные труды по психологии личности в 2 т. отв. ред. Г. С. Никифоров, Л. А. Коростылев, изд. «Алетейя», СПб, 1999.

2. Визгин В. П. Нестандартные формы знания в истории философии и науки: квалитативизм, плюралистическая космология, герметизм. Дисс. в виде научного доклада док. философских наук, Москва, 1999.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. - СПб.: Алетейя, 2002. - 414с.

4. Левичев О. Ф. Теоретическая модель синтетического сознания личности. // Школьные технологии. - 2011. - N 3. - С. 54-68.

5. Левичев, О. Ф. Духовно-нравственное развитие: закон сохранения мощности // Школьные технологии. - 2010. - N 3. - С. 64-76.

6. Левичев, О. Ф. Закон сохранения информации в дидактике / О. Ф. Левичев // Школьные технологии. - 2009. - N 6. - С. 34-42.

7. Суббето А. И. «Системологические основы образовательных систем» часть 1. с. 284, ч. - 2. с. 331.

8. Чапаев Н. К. «Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции. Дисс. док. пед. наук. Екатеринбург, 1998.

9. Шкуратов В. А. Проблема синтеза культурологи и психологии в истории психологии. Дис. док. псих. наук. Ростов н/Д, 1996.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

52 дата публикации: 15.12.2012