Игорь Муханов

 

МОЛИТВА ПЕРЕД ВЫХОДОМ В ИНТЕРНЕТ

 

Эссе

 

О том, что такая молитва существует, я узнал из газеты, отдававшей воскресную страницу местной православной епархии. Привожу молитву для тех, кто с ней ещё не столкнулся:

 

Господи Боже наш, Творче неба и земли, создавый человека и даровавый ему ведение сокровенной премудрости, во еже прославляти имя Твое, горе и долу Ты еси, Твое есть ночь и Твое есть день, не утаятся пред Тобою даже мимолетные движения мысли.

И ныне молю Тя, от всякого греха сохрани мя, приступающего к работе с хитроумным творением рук человеческих, проникающим во вся концы земли.

Огради очи мои и ум мой от всяких нечистых и блудных образов, от пустых и негодных словес.

Укрепи волю, сердце очисти, не даждь ми вотще расточати время жизни моея, и от всякого расслабления и уныния избави.

Да будут дела наши во славу Твою!

Аминь.

 

Внизу приводился источник этой молитвы: полный православный молитвослов.

Позже я узнал, что необходимость в такой молитве впервые возникла у католиков, которые пошли ещё дальше православных церковников: указом папы Иоанна Павла II, известного во всём мире своими прогрессивными взглядами, утвердили в 1999 году покровителя Интернета. Им оказался святой Исидор Севильский.

«Епископ Севильский Исидор был сыном знатного римлянина, в юности получил блестящее образование и через всю жизнь пронёс трепетную любовь к наукам. В его наследии - и исторические труды, и трактаты по физике, математике, богословию. Но прославился он благодаря двадцатитомной «Этимологии» - первой в средневековой Европе объёмной энциклопедии, включавшей в себя информацию по диалектике, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине, музыке, праву и другим областям человеческого знания.

Энциклопедия эта в течение очень долгого времени считалась самым компетентным научным источником, на её основе строили свои образовательные программы средневековые университеты. Потому святого Исидора издавна почитали прежде всего как покровителя студентов и профессоров. В «Этимологии» он применил необычный для своих современников приём подачи информации - систему перекрестных ссылок, оказавшуюся «прапрабабушкой» интернетовских гиперссылок», - прочёл я про этого святого.

Пять или шесть лет тому назад в Интернете обсуждался вопрос о том, нужен ли русским пользователям свой, православный покровитель? Профессор Московской духовной академии Павел Великанов предлагал кандидатуру святителя Феофана Затворника, который, несмотря на десятилетия изоляции, неустанно поддерживал контакты с внешним миром, используя переписку. Диакон Андрей Кураев ратовал за апостола Иоанна Богослова. На иконах его изображают обычно с пальцем, прижатым к губам. Такой жест диакон комментировал, как призыв к молчанию. А для православного сектора Интернета, по мнению Кураева, остро стоит проблема этики общения, поскольку даже в виртуальном мире люди умудряются ссориться между собой.

Ни первого, ни второго святого православная церковь в качестве покровителя Интернета не утвердила, поскольку в православии не принято «сверху» назначать небесного заступника. Практика почитания святого как покровителя той или иной профессии должна самостоятельно сложиться в народе, и лишь потом она закрепляется церковью. Обычно принималось во внимание мирское занятие святого. Так было со святым великомучеником Георгием - покровителем воинов, и со святым Матфеем, служившим до встречи с Христом сборщиком податей, который сегодня покровительствует налоговой службе.

Русские православные христиане, проводящие в Интернете немалую часть своей жизни, не знают, кого им выбрать своим покровителем. А вот у русских теософов в этом отношении более счастливая судьба. Елена Петровна Блаватская, наша великая соотечественница, вполне могла бы стать защитницей теософов в их странствиях по Интернету.

Натура её была мужественной и доброй, и к Интернету Елена Петровна имела прямое отношение. То, что сегодня умеет делать «хитроумное творение рук человеческих» - рассылать по всему миру письма, написанные без помощи ручки и бумаги, тратя на рассылку считанные секунды, умела делать и она, пройдя обучение в Гималайском Братстве.

Адепты этого Братства, как известно из истории теософического движения, использовали для сообщения с миром письма, написанные, а вернее будет сказать, созданные методом осаждения. Так, прямо из воздуха, и появлялись эти письма на глазах у изумлённых корреспондентов - Олькотта, Синнетта, Дамодара, Рамасвамира и многих других. Ну чем не распечатка на принтере письма, только что прилетевшего из Индии в Англию или Америку?

Адепты Гималайского Братства и их ученики трудятся над тем, чтобы освободить жизнь человека от помощи любого технического устройства, в том числе и компьютера. Ведь то, что умеет делать это устройство - добывать полезную человеку информацию и мгновенно сообщаться с любым корреспондентом, в какой бы точке земного шара он ни находился, умеет делать и человек, вернее, может уметь делать, начни он развиваться в нужном направлении. Что это за направление, как следует по нему идти и к каким сокровищам духа оно приводит, подробно изложено в трудах Елены Петровны Блаватской.

Теософ - русский и любой другой - не нуждается ни в какой молитве, выходя в Интернет. Кроме, пожалуй, одной, написанной алмазным пером мысли на страницах истории. Звучит молитва теософа примерно так:

 

Ты, который помогает моему сегодняшнему дню, но мешает дню завтрашнему, пытаясь отобрать у меня то, что способна дать мне моя собственная эволюция, знай, что мы с тобой временные попутчики. И когда придёт срок, не ты будешь помогать моему развитию, а я твоему - элементалам всевозможной информации, которую ты хранишь в себе, облекаться в одежды красоты и высшей справедливости.

Да совершится такое!

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

52 дата публикации: 15.12.2012