Владимир Деревянко

 

От естественного отбора к разумной эволюции человека

 

I. Эволюция или инволюция? Развивается или деградирует человек?

 

Введение

На смену господствовавшему в течение многих веков представлению о том, что всё многообразие живого на Земле сотворено Богом, в середине XIX века пришла теория эволюции жизни в процессе борьбы за выживание и естественного отбора Ч. Дарвина, которая с тех пор является основой естественно-научного мировоззрения в биологии. Однако развитие микробиологии и исследования ДНК породили сомнения в верности теории Ч. Дарвина прежде всего в части независимого видового развития жизни, которая имеет, скорее, связный, сетевой характер. Эта и другие причины послужили основанием говорить не об эволюции, а инволюции - деградации человека, теория которой представляется некоторым стройнее и логичнее, чем дарвиновская теория происхождения видов. В пользу инволюции приводится немало доводов, но и эволюция по праву имеет своих сторонников. Анализу доводов за и против эволюции и инволюции, а также рассмотрению возможностей разумной эволюции человека с позиций человековедения посвящена эта статья.

 

 

1. Основания для постановки вопроса

Около полутора веков в биологии преобладало представление о том, что всё живое на Земле произошло в процессе естественного отбора, а видовое разнообразие формировалось независимо друг от друга. Тем не менее, ещё до появления работы Ч. Дарвина о происхождении видов [1] были люди, иначе видевшие этот процесс. Оппонентов Ч. Дарвина, высказывавшихся о том, что человек не эволюционирует, - развивается, а инволюционирует, - деградирует и всё живое на Земле родилось не от одной простой бактерии путем её усложнения, стало ещё больше в связи с исследованиями ДНК. Они считают, что с самого начала нашу планету заселяли одно или несколько "просуществ", от которых в результате многовековой деградации и произошли все живые существа во всём их многообразии.

Сторонники инволюции утверждают, что Ч. Дарвиным не было представлено доказательств эволюции человека, а лишь предположения и домыслы, в то время как теория инволюции намного стройнее и логичнее. Данные исследований генома простейших микроорганизмов и структуры ДНК говорят о сетевом характере развития, а не "дереве жизни" Дарвина. Есть и ещё один аргумент в пользу деградации человека - уж очень жизнь людей и их жизненные ценности напоминают происходящее в джунглях: занять более высокое положение в стае-обществе и иметь лучший кусок - больше денег... По-видимому, пришло время серьёзно осмыслить не только фундаментальные основы биологии, как это было с геометрией Евклида или с физикой И. Ньютона, но и жизнь людей!

Рассматривая имеющиеся доводы против эволюции, наверное, прежде всего необходимо упомянуть о неприятии теории Ч. Дарвина религией. Немало противников эволюции полагают, что неандертальцы, питекантропы, австралопитеки, синантропы, кроманьонцы - не могут быть звеньями одной цепи развития от обезьяны до человека, поскольку нет достаточных доказательств. Ещё один довод в пользу инволюции - так называемый "феномен Маугли", когда дети, попадая в среду животных, дичали, перенимали их образ жизни и повадки, деградировали в интеллектуальном развитии и становились животными. А обратный процесс, как известно, практически неосуществим, - возвращаясь в среду людей, они уже не могли догнать своих сверстников в умственном и эмоциональном развитии... Приводят и такой довод: мало кто из людей с возрастом продолжает развиваться, - в большинстве случаев, особенно в физическом плане, имеет место деградация, которая из поколения в поколение прогрессирует, что позволяет сторонникам инволюции делать вывод о том, что человечество, как биологический вид, вырождается!..

А. Белов из Института медико-биологических проблем РАН считает, что человек и другие живые существа развивают и тренируют только те органы, которые им бывают нужны в среде обитания. Не развиваемые органы в последующих поколениях становятся рудиментами и отмирают, а вместе с ними и отделы головного мозга, отвечающие за них, значит, изменяется и генотип, который представляет собой результат постепенной деградации животного и растительного мира. Ещё одним аргументом в пользу инволюции является анатомическая и морфологическая нецелесообразность строения некоторых органов, например, пятипалость конечностей млекопитающих и рыб или сходство строения стопы прямоходящего человека и четвероногих животных, что мало похоже на эволюцию и больше напоминает деградацию. Ну, и в контексте инволюции упоминаются необъяснимые находки остатков древних шумерских электрических батарей, сварочные швы статуи Будды в Камакуре ХII века и другие примеры, не вписывающиеся в сложившиеся представления о древнем, а также и современном мире, такие, например, как НЛО...

Что ж, если кому-то инволюция человека представляется более правдоподобной, чем эволюция, - надо обосновать, как развивается жизнь на Земле, каковы механизмы так называемой деградации, ну, и более доказательно, чем Ч. Дарвин свою, изложить теорию инволюции. Обращаясь к "феномену Маугли", заметим, что он отражает существенную особенность человека, у которого разум включается не сразу при рождении, а в первые два-три месяца жизни, затем ребёнок постепенно социализируется. Если этого не происходит в указанные сроки, дитя не становится человеком, ибо такова его сущность!

Что касается линии развития неандертальцев в питекантропов, австралопитеков, синантропов и кроманьонцев, то, действительно, у антропологии недостаточно данных для такого утверждения, но их не меньше, чем данных в пользу деградации человека от некоего высокоразвитого предка... Примерно такая же картина у сторонников инволюции и с тем, что из поколения в поколение люди регрессируют, - говоря об этом, они не приводят убедительных научных доказательств! Наверное, при вырождении не росли бы рекордные достижения спортсменов и не было новых научных открытий и технических разработок, что же касается возрастных особенностей человека, - такова его сущность-природа, как млекопитающего: он смертен и сначала имеет место цикл развития - эволюции, затем - цикл угасания - инволюции.

Относительно мнения А. Белова о том, что человек и другие живые существа развивают и тренируют только те органы, которые им бывают нужны, заметим, что это - упрощённое утверждение. В других источниках, например, "Этюдах о природе человека" И. И. Мечникова [2], этот процесс рассматривается более полно, - цитируя немецкого анатома Видерсгейма, И. И. Мечников пишет, что тот "насчитал пятнадцать органов, представляющих у человека значительный шаг вперёд по сравнению с человекообразными обезьянами (Глава 3), 17 органов, находящихся в упадке и не менее 107 рудиментарных органов, как документов, могущих служить восстановлению генеалогии организмов". Отмечая резкий переход от обезьяны к человеку, а также дизгармонии развития человека, его пищеварительных органов, функции воспроизводства, ряда инстинктов и проблем старости, И. И. Мечников ни на мгновение не усомнился в поступательности развития жизни на Земле и не случайно назвал следующую свою работу "Этюдами оптимизма", в которой отметил, что "в эволюции человека преобладает сильное развитие мозга и умственных способностей. Вот почему человек потерял множество органов и функций, служивших более или менее отдалённым предкам".

В отношении находок остатков древних шумерских электрических батарей или сварочных швов статуи Будды в Камакуре ХII века и других примеров, - странно, почему их связывают с инволюцией человека, а не с визитами инопланетян или с существованием и гибелью более ранних цивилизаций на Земле? Последнее могло иметь несколько серьёзных причин, например, космических - столкновение Земли с крупными астероидом или кометой, и земных, связанных с геотектоникой, оледенениями или смещением магнитных полюсов. Применительно к шумерским электрическим батареям можно указать на то, что они вряд ли могут быть творением рук "наших более развитых предков" в силу своей примитивности и скорее всего являются не получившим распространения и развития артефактом своего века.

 

 

2. Эволюция или инволюция человека?

Рассмотрев доводы против эволюции, обратимся к тому, что можно привести в её пользу? Ну, прежде всего, это 21-летний труд Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора". Мы не станем рассуждать о том, что его работа возникла не на пустом месте, а попытаемся разобраться в существе вопроса. Эволюция - это развитие, состоящее из постепенных количественных изменений, а единый эволюционный поток есть сумма множеств, каждое из которых конечно и предельно. Эволюция - это движение вперёд, развитие и совершенствование. Понять общий эволюционный процесс невозможно без знания каждой из его частей, без учёта их потенциала, места и времени в целостном движении, способов реализации. Для осуществления осознанной эволюции необходимо знать её смысл и цели. Кстати, последнее в такой же степени важно и для инволюции.

Для европейцев эволюционные представления о мире ведут своё начало от Ж. Бюффона, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля, Г. Спенсера, Э. Геккеля и, конечно, Ч. Дарвина. Внесли свой вклад в учение об эволюции Г. Гегель и И. Кант. В России теорию Ч. Дарвина поддерживали И. М. Сеченов, И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев и др. Интерес к проблемам развития мира стал реакцией на господствующую в средние века христианско-теологическую доктрину, отрицавшую какое бы то ни было развитие природы. Впрочем, несмотря на то, что идея эволюции преобладает в современном естественно-научном мировоззрении, имеются аргументы и против неё. Кстати, сам Ч. Дарвин писал [1], что "хорошо сознаёт, что нет почти ни одного положения в его книге, по отношению к которому нельзя было бы предъявить фактов, приводящих к противоположным заключениям, что в вопросе о происхождении видов и взаимных отношениях множества существ многое ещё остаётся необъяснённым".

Возрастающая степень свободы, - очевидное проявление эволюции, позволяет людям иметь и обосновывать своё мнение по самым разным вопросам и проблемам. После того, как А. Фридманом была показана неустойчивость статической модели вселенной А. Эйнштейна, астрофизика сделала шаг навстречу циклической картине мира. Циклические представления об эволюции вселенной как бы примиряют идеи о неизменной природе и природе развивающейся. Наверное, не случайно идеи о циклическом развитии мира ведут своё начало из глубокой древности - от индийских Вед, а в конце XIX века получили своё развитие в теософии Е. П. Блаватской [3]. Универсальность цикличности обнаруживается в истории цивилизаций (Тойнби) и этносов (Гумилёв), в ритмах сезонных и суточных, биологических ритмах человека...

Механизм самоорганизации живой материи, открытый Ч. Дарвиным, настолько логичен и прозрачен [4], что за полтора века равной ему антитезы найдено не было. Теория естественного отбора смущает многих тем, что слишком большую роль отводит случайности, - на это можно возразить тем, что отбор, о котором писал Ч. Дарвин, происходил в неразумном животном и растительном мире и с развитием разума человека не только отбор, но вся эволюция (вспомним, сколько новых видов растительности и животных выведено человеком) обретёт разумный целенаправленный характер.

В последнее время сложилась любопытная ситуация, когда долго считавшаяся основополагающей в биологии теория происхождения видов Ч. Дарвина под напором новых научных данных начала утрачивать своё значение, а другая теория ещё не сформировалась. Можно предположить, что ситуация станет более определённой с развитием биологии и других, в том числе, эзотерических, наук... Как считают некоторые учёные, благодаря последним, в пределах законов материи возможно такое, что не принимается современной наукой и требует объективного и непредвзятого подхода. Многое невидимое и отрицаемое ныне может быть утверждено с помощью новых научно-технических средств или развивающихся новых возможностей человека, помогая людям подниматься по ступеням эволюции...

Надо заметить, что у последователей инволюции немало видимых оснований в пользу деградации человека и человечества - это частые войны и неравенство людей, международные конфликты и социальная несправедливость, экологические проблемы и преступность, наконец, вероятность мирового катаклизма... Но на это можно взглянуть и как на несовершенство развивающегося человечества, если вспомнить, как изменились качество и продолжительность жизни многих людей, насколько свободнее они стали жить в сравнении с периодом рабовладения и феодализма, как повысилась цена жизни человека! Человековедение объясняет это тем, что люди находятся на определённом уровне видового развития, которому имманентны такие формы индивидуального поведения и организации социума. Их сущность, разворачиваясь во времени и пространстве, в социуме и природе, медленно эволюционирует в сторону более оптимальной организации и совершенствования, вселяя реальную надежду на благоприятные перспективы человека по мере развития его разума.

Подводя итоги анализа доводов за и против эволюции и инволюции, следует заметить, что ни то, ни другое не имеет сейчас однозначного подтверждения. Как немецкий анатом Видерсгейм [2] нашёл органы, представляющие у человека шаг вперёд и находящиеся в упадке, так и об эволюции и инволюции можно говорить, если не, как о тесно связанных, то зависимых процессах. И это будет недалеко от истины, достаточно вспомнить человека или любое другое млекопитающее, которые по законам природы сначала развиваются - эволюционируют, затем - стареют и инволюционируют, что совсем не означает того, что всё живое деградирует. Чтобы быть объективным, надо видеть данный процесс шире, в большем масштабе времени, во взаимодействии всех его составляющих и с учётом всех факторов, что весьма непросто...

В то время, как необратимый характер изменениям неживой природы задаёт второе начало термодинамики, для живого вещества применим дарвиновский закон выживания. Можно говорить, что в эволюции принимают участие два основных антагонистических процесса: нарастание энтропии в мире неживого и её снижение в мире живого, имеющие циклический характер, плюс случайные факторы, вызывающие мутации, бифуркации... Если принять такую картину мира, то процесс его развития разделяется на две фазы: диссипации и концентрации, разворачивания и сворачивания, эволюции и инволюции.

На этом сопоставлении двух направлений движения космоса, жизни и человечества основаны крупнейшие религиозно-философские системы Востока и это представляется значительно более позитивным и конструктивным, чем уничижение эволюционной теории Дарвина и противопоставление эволюции и инволюции. Сложнейший механизм жизни, где переплетаются потоки эволюции и инволюции, возрастания одного и угасания другого, развёртывания и свёртывания взаимообусловленных процессов есть эволюция целого через частное. Эволюция и инволюция - это две ипостаси, две неразрывные составляющие любого развития, чередование и смена циклов, двуединый процесс, две тесно сплетённые стороны Бытия...

 

 

3. Обоснование разумной эволюции человека

Из имеющихся научных данных о происхождении человека можно заключить, что в силу анатомического и генетического (95%) сходства, он с большой вероятностью эволюционно произошёл от обезьяны. Отсутствие достаточных доказательств не означает того, что их не будет никогда, при том, что и в пользу инволюции человека их также недостаточно, а уж говорить определённо о некоем совершенном пращуре более, чем затруднительно... При таком положении вещей, находясь в научном поле, следует искать новые факты и формировать доказательные обоснования того и другого. Это непросто, тем не менее, каждый день приносит нечто новое, позитивное в познании мира и человека. И дело - не только в научно-техническом прогрессе, который очевиден и протекает весьма быстро, но и в социально-демократических и интеграционных процессах, которые едва заметно улучшают жизнь и возможности людей.

Приведённые выше рассуждения наводят на мысль, что без достаточных оснований и доказательств нельзя принять ни эволюцию, ни инволюцию, - необходимо привлечение новых научных данных и средств для их получения, неординарные усилия для развития биологии и смежных наук. Важное значение имеет развитие гуманитарных наук, благодаря которым станет возможным встречное движение в познании человека от его происхождения к более полному пониманию и определению сущности и от сущности к лучшему пониманию происхождения. Всё вместе предполагает более эффективную организацию и более высокую продуктивность науки. Существенным моментом взвешенного решения проблемы эволюции-инволюции является добропорядочность и взаимное уважение оппонирующих теперь сторон и нахождение научно-обоснованного консенсуса.

Современные люди, даже в пределах одной нации или страны весьма разнородны и разобщены, между ними существуют большие различия: имущественные, культурные, религиозные... Рядом с развитыми, деятельными и нравственными немало людей, не получивших необходимых воспитания и образования, развивающихся патологически. В большой степени это связано с несовершенством современных социально-экономических отношений. Нацеленный на максимальную экономическую эффективность и присвоение прибыли немногими, капитализм порождает появление лишних, ненужных людей - безработных, число которых в некоторых странах (Испания - 2012) достигает 20% от общего количества работающих. Это дает серьёзный повод одним думать об инволюции и деградации человека, а других наводит на мысль о необходимости преобразования его жизни!.. И такие преобразования происходили и не раз, - в радикальной форме революций и переворотов, не принесших желаемых результатов, и в виде постепенных социал-демократических реформ, которые также пока не привели к эффективному решению проблем капитализма.

Хочется надеяться, что более глубокое понимание социально-экономических проблем, чему способствует развитие науки и, в частности, человековедения, обосновавшего возможность позитивной эволюции человека на основе развития его разума и повышения природосообразности действий, принесёт свои результаты. Рассматривая онтогенез человека, как системный динамический процесс реализации его сущности - индивидуально, в социуме и природе, человековедение обосновало уровни-этапы развития - от примитивного до совершенного. Современный капиталистический этап развития человечества соответствует второму после примитивного корыстно-хозяйственному этапу, на смену которому должен прийти следующий - организационный. В основе развития человека и его социума лежит способность разума человека не только лучше-рациональнее управлять своими действиями и организовать их, но и улучшать себя, руководствуясь жизненной необходимостью и совершенствуя представление о пользе! В этой способности человека к самосовершенствованию, определению и стремлению к высшей пользе находит выражение энергия поступательного развития, его эволюции!

Человек прошёл большой путь развития, который сделал его таким, какой он есть, - млекопитающим с разумом и инстинктами, потребностями и желаниями, адекватными его развитию жизненными ценностями. Благодаря разуму, человек занял высшую ступень среди живого на Земле, имея при этом разноразвитые органы и свойства. Одни из них весьма совершенны, другие рудиментарны, третьи - дизгармоничны. Природа человека пока не вполне ясна для науки и одновременно по общему признанию имеет большой потенциал, благодаря его разуму. Не ограничиваясь рамками животного эгоизма желаний и силы инстинктов, на которых строится естественный отбор, человек способен подниматься над ними духом единения и общности с людьми и природой, развиваясь и совершенствуясь для улучшения своего вида!

Эта способность разума делает возможной разумную эволюцию человека или поступательное позитивное развитие на основе рационального осознанного выбора, а не случайного естественного отбора. Такое не под силу одному человеку, - необходимы целенаправленные организованные усилия всех людей, устремлённых к общей цели, достижение которой будет самым важным, необходимым и полезным для каждого ибо такова его сущность! Надо хорошо себе представлять, что это не просто сложная задача, а сверхзадача, которую могут решить только люди разумные и развивающиеся, а не деградирующие!.. И залогом её решения является развиваемая способность человека желать и делать не то, что хочется, а то, что необходимо и полезно!

 

 

Заключение: развивается или деградирует человек?

Итак, в столкновении представлений о том, развивается или деградирует человек, людям необходимо чётко определиться, чтобы, эволюционируя, стремиться к совершенству и лучшей жизни, или, деградируя, посыпать голову пеплом и готовиться к худшему?.. Последнее вряд ли по душе здравомыслящему человеку, но, коль скоро появилась теория инволюции, у которой немало сторонников, предстоит доказать её правомерность и обоснованность... Если это - обязанность её адептов, то наша задача - принять их доказательства, если они будут убедительны, и в любом случае, - не останавливаясь, стремиться вперёд, чтобы найти нечто необходимое и полезное, осознавая и осуществляя которое, человек и его социум будут развиваться и совершенствоваться, поднимаясь на более высокие ступени развития!

Человековедение доказывает, что человек - творение природы, существенной особенностью которого является жизненная необходимость регулярной нагрузки мышц и мозга (тела и духа) для их развития и совершенствования. В противном случае человек останавливается и деградирует, опускаясь до уровня животного... То есть эволюция или инволюция заключены в самом человеке, - если он разумен и активен, действуя сообразно сущности и жизненной необходимости, - имеет место развитие и совершенствование, - остановился, поддался лени или слабости - начинается деградация. В современной жизни, с её частной собственностью и разобщением людей, культами удовольствий и потребления, развитию человека и его разума не уделяется должное внимание и задача науки - объяснить причины такого положения и научить людей желать и осуществлять необходимое. Если это произойдёт, не потребуется доказательств деградации, ибо будет показано на практике, что человек и его социум развиваются!

07.11.2012

 

Литература

1. Чарльз Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора. Сочинения, т.3. Изд-во АН СССР, М.: 1939.

2. И. И. Мечников. Этюды о природе человека. Этюды оптимизма.

3. Е. П. Блаватская. Тайная доктрина.

4. А. Д. Арманд. Эволюция и Инволюция. Дельфис, 10(2/1997).

5. В. И. Деревянко. Основы человековедения. 9-я ред., 2012

 

 

 

II. Человек в развитии - от животного существования к разумной жизни

 

Введение

В статье будут рассмотрены некоторые существенные аспекты развития - фило/антропо- и онтогенеза человека, опираясь на которые, можно будет приблизить его оценку по качественным и количественным характеристикам. К сожалению, теперь это весьма затруднено по разным причинам: и в силу недостаточности данных по антропогенезу человека, и неоднозначности представлений о сущности человека, и преобладающей жизненной ориентации людей, в русле которой это не столь важно, и большими различиями людей в возможностях и реальностях развития... Поднявшись над многозначностью и неопределённостью суждений о человеке, в определённой степени эту задачу решило человековедение, обосновав закономерности и критерии оценки его развития. Её основой и принципиальным моментом является системное определение сущности человека и её осуществления в жизненной необходимости, имеющей физиологические и психические, индивидуальные и социальные аспекты. Их изучение и учёт являются не только научной, но и актуальной практической задачей рационализации развития человека и улучшения его жизни. Вывод статьи: благодаря разуму, люди выделились из животного мира и способны оптимизировать своё развитие, поднимаясь над естественным отбором и делая возможной рациональную эволюцию человека!

 

 

1. Об антропо- и онтогенезе человека

Существующие представления о развитии человека, как и о его сущности, отличаются большим многообразием и неопределённостью. Разве что более определённо можно говорить о преимуществе разума человека над животными, поднимающего его над ними вообще и делающего более слабым в сравнении с ними в силе и ловкости. Ещё можно, опираясь на данные физиологии, говорить о незаконченности, незавершённости развития человека как вида и существенных различиях в развитии-онтогенезе людей между собой, возникающих как из-за недостаточности данных о фило/антропогенезе и неопределённости сущности человека, так и вследствие несовершенства его самого и организации его жизни. Тем не менее, на данной стадии его антропогенеза человек считается относительно завершённым видом млекопитающего с разумом, сущность которого за последние 30-40 тысяч лет не претерпела заметных изменений.

Не смотря на это, многообразные и нередко противоречивые представления о сущности человека не дают её однозначного системного видения. То же, что известно, позволяет выделять в человеке биологическое и духовно-социальное начала и говорить том, что его животные инстинкты, формировавшиеся на протяжении сотен тысяч и миллионов лет, весьма сильны и он не всегда способен контролировать их своим разумом. Кроме того, известно, что биологическое (наследственное) развитие человека реализуется по программе, заложенной в его гены, в сочетании с воздействием различных внешних экзогенных факторов. При этом последние могут варьировать для разных людей в большом диапазоне, предопределяя и существенные различия в их развитии.

В антропогенезе человека ещё много неясного вплоть до того, что, даже несмотря на 95% сходство геномов человека и шимпанзе, нет уверенности в том, что он произошёл от обезьяны... И дело не только в воздействии религиозных догм, но и в недостаточности и противоречивости данных об антропогенезе (вплоть до того, что имеет место не эволюция, а инволюция человека). В его организме и сознании немало дисгармоний и рудиментов (И. Мечников), не вполне установлено соотношение биологических и социальных факторов развития, но, как бы то ни было, человек существует, как вид, и это предполагает наличие фило- и онтогенеза во взаимосвязи и в некоторых известных человечеству содержании и формах. Они отличаются большим многообразием и в немалой степени субъективизмом, но некоторые данные, например, об эмбриональном развитии плода позволяют делать определённые выводы о филогенетическом родстве и единстве происхождения человека и обезьяны. Наверное, более точное знание антропогенеза человека способствовало бы и лучшему определению его сущности и онтогенеза, как и объективные данные об онтогенезе отнюдь не помешают лучшему пониманию его филогенеза. Тем не менее, даже при недостаточности данных об антропогенезе с помощью системного анализа возможно анализировать и оптимизировать онтогенез человека.

Онтогенез человека естественно более детерминирован и в силу его доступности для изучения и лучшей информационной обеспеченности и большого накопленного опыта развития людей. Впрочем, если биологические и социальные факторы онтогенеза человека, признаваемые большинством исследователей, достаточно хорошо изучены, это не означает того, что они реализуются людьми оптимально. В силу различных обстоятельств и прежде всего социально-экономических, определяемых ценностной ориентацией людей, очень многим детям не обеспечивается оптимальное психофизическое развитие при том, что давно известны научно-педагогические теории и накоплен немалый практический опыт, которые могли быть для этого использованы. Человековедение доказывает, что человек находится на относительно невысоком уровне-этапе видового развития и пока его оптимальный онтогенез в массе не может быть обеспечен по объективным причинам... Вместе с тем, позитивная историческая динамика существования людей, развитие науки и, в частности, природосообразной педагогики оставляют большую надежду на рационализацию этого процесса в будущем. Однако, для этого должен сложиться ряд благоприятных обстоятельств - и в жизни людей и в общественном устройстве, и в научной практике, прежде всего гуманитарной.

 

 

2. Наука и определение человека и оценка его развития

Чтобы более определённо говорить об онтогенезе человека и, тем более, оптимизировать его, необходимо представлять, что есть человек, какова его сущность и как она реализуется. В условиях противостояния панбиологизма и пансоциологизма, как и многообразия философско-антропологических определений человека, важное значение для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека имеют понятия генотипа, как некоей неизменной наследственной основы, получаемой организмом от родителей, и фенотипа - изменяющейся совокупности формирующихся свойств и признаков организма на протяжении его жизни во взаимодействии со средой. Становится общепризнанным, что развитие человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной во взаимодействии с людьми и природой, которые в той или иной степени можно оценить.

Последнее не означает, что обе эти программы всеми оцениваются объективно, нередко имеют место акценты в ту или другую сторону вплоть до того, что онтогенез человека исключительно связывают с его генотипом или фенотипом. При этом, если физическое развитие человека оценить сравнительно несложно по антропометрическим и испытательным характеристикам, то психическое, в частности, интеллектуальное, оценивать сложнее, ибо оно может быть выше в решении одних и ниже - других задач... То же можно говорить и о нравственности. Человековедению удалось выделить релевантное и общезначимое в человеке и сформировать конструктивное представление о его сущности и жизненной необходимости, в контексте осуществления которой, как основы онтогенеза, возможны объективные оценки процесса её реализации, но пока это не получило признания.

Итак, на развитие человека оказывают многочисленные биологические и средовые факторы. Если первые - наследственные - реализуются как бы автоматически в определённые периоды жизни и в благоприятных обстоятельствах, то внешние - социально-экономические и семейно-психологические, климатические и экологические факторы развития человека, различны по своему воздействию и варьируют от места к месту. При этом наиболее существенны или первичны социально-экономические факторы, а семейно-психологические и культурно-педагогические факторы производны им или вторичны. Потому для комплексной оценки и оптимизации развития-онтогенеза человека следует учитывать и внутренние и внешние факторы с учётом их значимости для индивида.

Однако, даже если мы конкретизируем эндогенные и экзогенные факторы развития человека и дадим их качественные и количественные оценки, что в принципе возможно, следует иметь в виду, что они - факторы - имеют объективный характер и изменить-улучшить их суть произвести социально-экономические преобразования жизни, улучшать семейно-психологические отношения людей и т.п., что является очевидной идеализацией и практически нереализуемо в обозримой перспективе. В конструктивном плане представляется необходимым и важным не только определить и оценить факторы онтогенеза человека, но и связать их причины с жизненными реалиями, кои производны его сущности и её реализации. Последнее весьма полезно для рационализации развития и жизнедеятельности человека.

Человековедение сформировало свои подходы к определению человека и критерии оценки его развития. Его представления и выводы опираются на объективные данные и методы наук - антропологии и физиологии, генетики и психологии, педагогики и социологии, кибернетики и др. Анализируя многообразные данные о человеке, человековедение, к сожалению, не обнаружило в них единства и связности, не говоря о системности, нередко сталкиваясь с их противоречивостью, которые не позволяют сформировать цельное представление о человеке в онтогенезе. Тем не менее, оно многое взяло из других наук и использовало в своих построениях и обоснованиях. Например, при изучении и определении человека нельзя игнорировать метаболизм, лежащий в основе его жизни и связывающий его с природой, и не видеть его биосоциальности - факта, признаваемого многими и практически очевидного. Так же естественно представить человека, общество и природу как единую систему и рассматривать её как индивидуально-социоприродный феномен, о котором писал не только П. Тейяр де Шарден, но и многие другие учёные и мыслители.

Опершись на антропогенез и историю человека и учитывая тенденции социально-экономического развития, человековедение применило системный подход к определению его разумной сущности, выделило её важнейшие основания и свойства и связало их с задачами существования по совокупности критериев, с помощью которых были обоснованы уровни-этапы развития человека и социума от примитивного к корыстно-хозяйственному, под который подходит современный этап развития, и далее к организованному и совершенному, которые вероятны в перспективе.

 

 

3. Сущность человека, закономерности и рационализация его развития

К сожалению, пока нет однозначного определения сущности человека и это можно рассматривать не иначе, как признак невысокого уровня его развития. В существующем многообразии представлений о человеке и определений его сущности нет общепринятого и научно-обоснованного до такой степени, чтобы можно было судить о закономерностях его существования и развития и, тем более, рационализировать их. В силу его природно-социальных связей и зависимостей человековедение считает необходимым и полезным рассматривать человека как элемент этой системы, искать её оптимум и соотносить с его задачами существования. В таком контексте и на этой основе возможны определение сущности и обоснование закономерностей онтогенеза человека и его рационализация, впрочем, не все с этим согласны и по-прежнему нет ясности ни с сущностью ни с онтогенезом.

И, тем не менее, развивается генетика, физиология определила закономерности физического, психология - психического развития человека, которые нередко не совпадают по времени и степени выраженности, имея индивидуальные особенности проявления у разных людей. Педагогика создала развитый методический аппарат формирования человеческих качеств, составляющих основу оптимального развития детей, но в массе этого не происходит... По-видимому, ещё не сложились объективные условия для оптимального развития каждого человека, что ни в коей мере не снижает его значения вообще. Важнейшим фактором оптимизации онтогенеза человека безусловно является повышение уровня жизни и культуры людей, но немалое значение имеет и развитие гуманитарных наук, в частности, человековедения. Задавая сущностные ориентиры воспитания и образования для педагогики, оно призвано содержательно и методически способствовать повышению её природосообразности, без которой недостижимо оптимальное развитие человека.

Рассматривая онтогенез как реализацию системной сущности человека индивидуально, в социуме и природе, человековедение показывает, что его можно анализировать и оценивать по критериям оптимума, которые формируются в соответствии с целями и средствами её реализации. Принципиальным моментом онтогенеза человека с позиций человековедения является рациональная реализация его сущности и выражающей её жизненной необходимости. В контексте её осуществления для достижения высшей пользы улучшения вида будут развиваться разум человека и происходить его социализация, вследствие чего будут постепенно изменяться жизненные ценности и улучшаться онтогенез. Впрочем, до этого надо ещё дожить, а пока... Чтобы реализовать эту задачу, человековедение сформировало теоретико-технологический базис, на котором определена и доведена до алгоритмов и технологий система природосообразного поведения и рационального развития человека. Сущность и разум в развитии, жизненная необходимость совершенствования для улучшения вида составляют содержательную и конструктивную основу природосообразного развития человека, реализация которого в пределах возможного может быть начата уже сейчас в педагогическом процессе.

Впрочем, различных способов, средств и методик рационализации развития человека известно давно и немало, как и ярких имен (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.) и примеров педагогических достижений, но в жизни ещё много неразвитых людей - физически, интеллектуально и нравственно, а сама жизнь, как производное их действий, ещё далека от совершенства... Если бы мы рассуждали о животном мире, где господствует сила, то и не стоило бы рассчитывать на какие-то существенные перемены - слишком велика энтропия происходящего...

Коль скоро мы говорим о мире людей, наделённых разумом, то в нём, как в открытой системе, всё может быть организовано по-другому, по человечески, по разуму! Однако, с этим пока непросто, возможно потому, что разума-то людям и не хватает... Это сейчас. Но исторический опыт показывает, что картина постепенно меняется - медленно, но верно люди развиваются сами и улучшают свою жизнь, впрочем, пока не настолько, чтобы степень и качество их развития стали для них важнее, чем богатство и власть. То есть жизненные ценности людей состоят не в развитии, а в обогащении и достижении более высокого положения в обществе...

Как же быть и можно ли эту ситуацию изменить? А надо ли её менять, может быть это раз и навсегда данное и людям не стоит этим заниматься? Ответ может быть альтернативен: не стоит, если забыть, что люди разумны или, иначе говоря, они - лишь более совершенные животные... И стоит, если помнить о разуме, его колоссальном потенциале и возможностях развития и совершенствования! И вот на этом выстроено человековедение и все его теоретические положения и практические построения, самая суть которых сводится к следующему: выбирая между желаниями и необходимостью, человек способен оценивать их по степени полезности, постепенно сознавая свои жизненную необходимость и высшую пользу и становясь разумнее! Благодаря разуму, люди выделились из животного мира и способны оптимизировать своё развитие, поднимаясь над естественным отбором и делая возможной рациональную эволюцию человека!

01.11.2011

 

 

 

Три этюда из цикла:
"Человековедение и жизнь"

Что желать под житейскою ношей?

 

"Что желать под житейскою ношей,Проклиная удел свой и дом…"

С. Есенин

 

1. Что подразумевается под житейской ношей?

Как сказал классик экономики капитализма и теории коммунизма  К. Маркс, каждый человек должен есть-пить, одеваться и иметь жилище, и от этого никуда не денешься, как и от того, что с этим пока связано немало проблем. Это в основном и предопределяет житейские ношу и суету людей - необходимость добывания всего этого - побольше и получше в отсутствие равных возможностей. Самое неприятное состоит в том, что она мешает жить и тормозит развитие, нависая, как Дамоклов меч, особенно для творческих людей. Можно вспомнить русское выражение: "заела бытовуха", чтобы ещё более приблизиться к пониманию этого вопроса. Думая о причинах, естественно связать их с господствующими жизненными ценностями, ориентирующими людей на потребление и достижение более высокого положения в социуме, но прежде всего с уровнем развития человека-человечества и его возможностей, которые пока в целом не слишком высоки и отнимают много сил на решение бытовых забот и проблем.

Не ставя себе целью её научный анализ, ибо она предельно ясно и во всех аспектах рассмотрена в многочисленной литературе, отметим, что житейская ноша как необходимость решения бытовых и личных проблем имеет многообразные специфику, уровни и различия в зависимости от материальных возможностей и развития людей. Чем больше возможности и имущество, тем, с одной стороны лучше люди могут решать бытовые проблемы, с другой - должно быть ясно, что большие возможности - это и большие заботы. Тем не менее, преодоление рутины повседневности и облегчение житейской ноши, как и организация лучших бытовых условий для домашнего отдыха и труда предполагают наличие значительных средств и от этого никуда не денешься. Что же наиболее существенно в данном вопросе - это жизненная ориентация человека, - потребительская, когда качественные бытовые условия являются целью существования, или прагматическая, когда хорошие бытовые условия являются лишь условием достижения более высоких жизненных целей.

Наше небольшое рассуждение будет неполным, если не упомянуть о том, что за житейскими проблемами и суетой стоят не только естественное стремление людей жить лучше, комфортнее и красивее, но и некоторые не всегда жизненно необходимые желания и удовольствия. В силу своей остроты и самодостаточности, если вспомнить об инстинктах и вредных привычках, они формируют мотивацию поведения некоторых людей, которая сопровождается острыми ощущениями и эмоциями, затмевающими доводы и резоны разума в оценке их необходимости. Последнее позволяет говорить о культе желаний и удовольствий, если вспомнить о преобладании потребления в современной жизни и большой роли секса, значение которого по мысли З. Фрейда повышается в результате снижения усилий людей на выживание. Также имеет право на существование и суждение о том, что потребительство и ориентация людей на удовольствия могут нормализоваться, что весьма непросто, усилиями разума и воли, вспомним верующих и людей, устремлённых к большим жизненным целям, однако, господствующие жизненные ценности и весь уклад жизни, увы, пока не способствуют этому...

 

 

2. Можно ли и как освободиться от ноши и радоваться жизни?

Представляется естественным освобождаться от житейской ноши, однако, это также непросто, как соединить в человеке тело и дух, - тело тянет вниз к земле, а дух устремляется ввысь... Житейская ноша, как проявление жизненной необходимости, имеет черты двойственности, - с одной стороны человеку необходимо делать это и люди не сильно развитые духовно считают это едва ли не самым важным делом - такова жизнь, с другой - человеку духовному это претит, сковывает дух, тормозит самореализацию и творчество. Как освободиться от этого? Человеку хочется быть свободнее и средства, лучшего, чем денег, чтобы освободиться от рутины в нынешних условиях, кажется, нет. Впрочем, есть и ещё один, не слишком распространённый, вариант решения этой проблемы - уход от неё через упрощение своих материальных потребностей и скромное существование, но это - удел одиночек - верующих и думающих. Однако, если вспомнить, что человек разумен и способен к управлению собой и рационализации жизни, то, наверное, можно найти и другие пути и средства, пусть не освобождения от житейской ноши, а её облегчения. И человек может и должен знать, как лучше это сделать.

Чтобы знать, как жить лучше, надо знать себя и свои потребности и уметь реализовать их оптимально. К сожалению, этому людей не учат и каждый постигает этот процесс в меру своих возможностей и способностей в контексте господствующих жизненных ценностей. Последнее очень важно, - коль скоро они не для всех одинаково доступны - у кого-то миллиарды, а кому-то не хватает на самое необходимое, не все в полной мере могут знать и реализовать свои потребности и эта задача не может быть решена в принципе. Тем не менее, не замахиваясь на всё и сразу, можно постепенно приближаться к её решению, если пытаться сознавать свои желания и устремления и рационализировать их. Важным условием успешности этого процесса являются самопознание и всё более природосообразное поведение человека, который удовлетворяет не все возникающие у него желания, а лишь жизненно необходимые и полезные. За это природа приготовила для него самое высокое удовольствие - радость жизни!

Есть выражение: своя ноша не тянет и, кажется, если приложить его к грузу житейской ноши, то она может показаться более лёгкой. Такова сила привычки к рутине и безальтернативности существования, но есть в этом и другой смысл, - если человек делает то, что полезно для него, сознавая и осуществляя это, как жизненную необходимость, и оно перестаёт быть ношей и дарует радость, ибо это и есть его жизнь! За кажущейся игрой слов можно не увидеть главного: активизации разума и осознания и осуществления жизненной необходимости, которая воплощает то, для чего живёт человек - индивидуально, в социуме и природе. Познавая себя и рационализируя свои потребности и действия сообразно природе-сущности, человек освобождается от чрезмерной ноши и излишней суеты, становится самим собой, оптимально развивается и самореализуется, стремясь к наилучшему продолжению рода для улучшения всего вида. И в этом состоит его высшая польза, которую способны осознать его разум и осуществлять его тело, и таково его предназначение, за успешное осуществление которого природа вознаграждает его радостью жизни! Итак, освободиться от житейской ноши - это жить по природе!

16.03.2010

 

 

Верно ли, что "безумным горе от безумья, а умным горе от ума?

 

1. Откуда эта мысль и что в ней заключено?

Напомним, что эта мысль из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", высказанная применительно к российской действительности начала XIX века. Её смысл состоит в том, что и без ума человеку плохо и с умом тоже, а в жизни лучше быть посредственным середнячком, сознающим свою выгоду, чем мыслящим и мучающимся от сознания несовершенства людей и их жизни умником, которого никто не понимает и не принимает. К сожалению, эта мысль сохраняет своё значение и сегодня, особенно для России... Что ещё важно, - это не только замечательная сентенция писателя, а существенная характеристика людей и их жизни, дающая проекцию на смысловую оценку их действий и побуждающая к анализу и поиску критериев их оптимальности. Впрочем, пока никто не воспользовался ею для анализа и конструктивного преодоления условий и обстоятельств жизни людей, которые порождают такую ситуацию.

Расширяя содержание и смысл этой мысли, следует заметить, что в ней схвачена очень важная особенность людей - их различие в разумности и средний сравнительно невысокий уровень развития. Есть очень слабо развитые в духовном отношении люди и их легко обманывать и манипулировать ими, с одной стороны, а с другой - они, как эгоистичные животные с возможностями человека, могут быть весьма опасны для людей и природы, ибо живут только для себя. И есть очень небольшая часть людей с развитым разумом, иногда и гениев, способных к высоким интеллектуальным и нравственным достижениям в различных областях жизни, которые осуществляют научно-технический и экономический прогресс. Впрочем, и гениальность в какой-то области - ещё не гарантия того, что её проявление и результаты не могут быть обращены во зло, вспомним открытие радиоактивности и её использование в мирных и военных целях... Речь идёт о том, что интеллектуальный гений не всегда достаточно нравствен, ибо может быть не вполне разумен или сообразен своей сущности!

Что хуже и почему? Вообще говоря, плохо наличие самого факта таких крайностей или экстремальности, особенно при их взаимодействии. Хуже безумье, бездуховность и слабоумие или недостаточная разумность-духовность, из которой проистекают безнравственность и эгоизм, высокомерие и жестокость, несправедливость отношений людей и пренебрежение законами природы. Количественное преобладание таковых над носителями позитивных качеств формирует реалии жизни и её высокую проблематичность и опасность, как и неопределённость будущего... Впрочем, в разных странах это проявляется в разной степени - в развитых в меньшей, а неразвитых, к коим относится и Россия, в большей степени. Как видно из контекста наших рассуждений, существенное условие преодоления этих крайностей - развитие, сообразное сущности.

 

 

2. Можно ли и как преодолеть горе от безумья и ума?

Есть ли предпосылки и основания повышения разумности людей? Ну, важнейшим и существенным основанием повышения разумности людей является сам факт их разумности и высокие потенциальные возможности их разума. Что касается предпосылок повышения разумности, то даже если люди специально этим не занимаются, имеет место объективный процесс совершенствования их разума и рационализации жизни, впрочем, неравномерный и разноинтенсивный по месту и обстоятельствам, идущий через пробы и ошибки и их постепенное исправление, благодаря развивающемуся разуму. Некоторые весьма важные задачи и проблемы людей, которые постепенно решаются, например, повышение уровня жизни большинства и меры социальной справедливости, решение экономических (преодоление кризисов) и экологических проблем, противодействие астероидной опасности и освоение космоса предполагают соединение усилий, материальных и энергетических возможностей многих людей и создают предпосылки развития разума, вселяя надежду на лучшее будущее человека разумного, ибо такова его сущность...

В отличие от животного с его примитивным разумом и преобладанием инстинктивных потребностей и действий в некотором ареале обитания, человек потенциально способен анализировать свои потребности и желания, в том числе, инстинктивные, и действовать оптимально не только в благоприятных, но и в неблагоприятных условиях жизни. Важнейшим критерием оптимизации его действий, что недоступно самым развитым приматам, являются их необходимость и польза, постепенно сознаваемые и определяемые разумом. Для этого разум должен соотносить и сообразовывать потребности и действия человека с его сущностью, которую следует познавать и определить. Пока этот процесс протекает спонтанно - люди даже и не подозревают о его существовании, более того, некоторые не самые безумные люди считают, что у человека нет сущности, а другие говорят о её неопределённости... Несмотря на это, как и на многообразие представлений о сущности человека, практические задачи и проблемы существования людей, перечисленные выше, подвигают людей к преодолению этой неопределённости, стимулируя развитие разума!

Чтобы преодолеть горе от безумья и ума, прежде всего надо сократить дистанцию между ними и в первую очередь за счёт сокращения меры безумья. Почему? Ну, не оглуплять же умных и знающих людей? Как отмечалось выше, это происходит объективно, хотя и не быстро. Можно ли повлиять на этот процесс? Да, в некоторой степени, только не насилием или какими-то иными внешними воздействиями, а действиями, способствующими познанию и наилучшей реализации сущности человека, в процессе которых он эффективно развивается и становится разумнее. Что это за действия? Природосообразное воспитание и образование, о которых прогрессивные педагоги говорили ещё в средние века.

Почему же до сих пор этого нет в широкой практике? По-видимому, ещё недостаточна критическая масса проблемности и парадоксальности существования людей, при достижении которой люди осознают необходимость и пользу природосообразной педагогики. Уже многие годы работают энтузиасты в области человековедения, формируются теоретическая и педагогическая базы, - нужна только искра и возгорится пламя новой жизни и её новых истинно человеческих ценностей - развития и совершенствования вместо стремления к обогащению и власти, владеющего людьми, которые поднявшись над животными, во многом сохранили их свойства, забывая или пренебрегая своим разумом, который без постоянной работы и тренировки слабеет, отдаваясь на волю инстинктов и чувств...

17.09.2010

 

 

"Можно ли определить состояние и уровень развития человека?"

 

1. Для чего и как определять состояние и развитие человека?

Обычно состояние чего-то определяют для изучения и последующей оптимизации, а применительно к человеку - для развития и воспитания, лечения и улучшения его жизни. Скажем, если нас волнует здоровье, как состояние организма и психики, хорошо бы регулярно и объективно оценивать его для нормализации жизнедеятельности или исключения патологий. Если нужно объективно оценить результаты труда, хорошо бы иметь данные о соответствии результатов труда способностям и самоотдаче работающего, а также сведения об условиях и оплате труда. И так следует делать для рационализации любой, важной для человека сферы, в том числе, для оценки уровня развития человека в целом и его составляющих. Последнее важно во многих случаях, особенно при взаимодействии людей в науке и бизнесе, в педагогике и здравоохранении. Человековедение сформировало информационно-логический аппарат (см. внешний процессинг разума) и определило процедуры и средства, с помощью которых необходимо и полезно регулярно, начиная с эмбрионального периода жизни, контролировать важнейшие параметры состояния человека для их последующей рационализации.

Конкретные возможности определения состояния и развития людей и их характеристик определяются прежде всего задачами обследования и последующих действий. Для каких-то частных научных и практических задач, например, выборочных статистических обследований или переписи населения, преследующих оценку состояния общества и его членов по многим характеристикам для последующей модернизации важны интегральные оценки развития и ценностной ориентации людей и определённые наукой подходы к решению таких задач. Наше человековедение - одна из наук, которая сформировала критериальную основу оценок человека и его действий - индивидуальных, в социуме и природе и систему их рационализации. Оно исходит из представления о человеке, социуме и природе как единой системе, в которой необходимо поддерживать равновесие и обеспечивать возможность эффективного развития и совершенствование каждого человека и всего общества для достижения оптимума всей системы. Это представление опирается на разумную закономерно реализуемую сущность человека в развитии и конкретные средства её познания и эффективной реализации. Логика сообразного сущности поведения может быть реализована в педагогическом процессе на основе человековедения, важной составной частью которого являются регулярный контроль и нормализация-рационализация параметров состояния организма и развития учащихся. Впрочем, до этого пока далеко, ибо для людей более важно другое...

 

 

2. Современное состояние и ценности-устремления людей

Выражением преобладающих устремлений людей являются их жизненные ценности. Теперь это - обогащение и власть, известность, слава, которым подчинены их важнейшие действия. При этом такие жизненно важные цели и задачи, как поддержание здоровья и высокой работоспособности, оттеснены на второй план и реализуются не всегда и не всеми как по причинам материальной недоступности так и в силу недостаточной осознанности их необходимости. Жизненные ценности побуждают людей больше иметь и достигать более высокого положения в социуме, для чего важнее отнюдь не эффективные развитие и совершенствование, а изворотливость и пробивная сила, умение воздействовать на людей и использовать любые средства. И это находит своё отражение в действующих системах показателей и оценок, - таковы, например, в России показатели ВВП и цены сырья, структура бюджетных доходов и расходов, данные о модернизации и инновациях, которые не адекватны задачам развития промышленного и сельскохозяйственного производства для достижения обеспеченности страны своими товарами и продовольствием, комплексного развития и повышения самостоятельности регионов и действительного наведения общественного порядка, эффективного решения проблем здравоохранения и повышения уровня благосостояния народа для решения демографических проблем. Сообразно жизненным ценностям и интересам складываются критерии и системы оценок индивидуальных состояния и действий людей, в которых более значимы знания и доходы, чем развитие и совершенствование, без которых, увы, не может быть улучшения их жизни...

Если попробовать соотнести жизненные ценности людей и их развитие, можно обнаружить прямую связь, впрочем, это мало кто делает по нескольким причинам: первая - это непросто и не каждому хочется напрягаться. Вторая - некоторые считают происходящее данностью и принимают всё, как есть. Третья связана с отсутствием научного объективного знания человека и его сущности, без которого оценки состояния и развития людей затруднены и субъективны. Четвёртая - ещё велико влияние религии и её представлений о человеке, не способствующее его познанию и развитию. Всё вместе это производно общему уровню развития человека, сложившейся структуре знаний о нём и пока ждёт научного объяснения, заслоняясь насущными делами и проблемами, завязанными в сложный клубок. Человека изучают многие науки, каждая со своей стороны, не давая его цельного видения, и только человековедение определяет системную сущностную основу развития людей и стратифицирует его по ряду критериев и показателей, находя его социальное поведение весьма похожим на действия животных-приматов в стае. При этом оно не считает современное состояние людей раз и навсегда данным и завершённым и обосновывает позитивную перспективу их развития и совершенствования.

 

 

3. Как улучшить состояние и повысить уровень развития человека?

Далеко не каждый человек вполне и адекватно сознаёт своё психофизическое состояние и, тем более, пытается его улучшить в такой же степени, как материальное положение, которое нередко добывается по законам джунглей... Люди состоятельные действуют в зависимости от размеров состояния и уровня своего развития. Если состояние недостаточно, наиболее значимо то, что способствует его наращиванию, если же достигнут уровень достаточности для его обладателя, становится важным достижение высокого уровня комфорта жизни и его сохранение-приумножение. Если решены и эти задачи, дальнейшее зависит от развития человека и значимости для него данного вида деятельности. Если и здесь, как говорят, схвачено, возможны благотворительность и даже позитивные социальные действия?.. Это об удачливых людях, коих немного, а как действует большинство? О, здесь всё непросто, неоднозначно и весьма проблематично, что и отражает наша действительность: очень многие люди не только несостоятельны, отчасти потому, что очень много у богатых, но и не обеспечены едой, одеждой, жилищем, а уж о комфорте не все и мечтают. Очень многие не раскрывают и реализуют своих способностей, занимаясь, тем, что даёт средства к существованию, а некоторым едва позволяет сводить концы с концами. Немало людей, если не сказать много, появляются на свет нездоровыми, чтобы кое-как прожить и умереть нереализованными и безвестными, не осознав и реализовав своих возможностей...

Можно ли что-то изменить и как надо действовать людям, чтобы их состояние было здоровым и оптимистичным? Разумеется, в современных условиях очень трудно развиваться и действовать эффективно всем и везде. Причины объективны и были озвучены выше. Кажется, из этого заколдованного круга нет выхода и так думают те, для кого не существует определения природы-сущности человека, иначе говоря, человек - неизвестно что или некая данность и ничего нельзя изменить... Почему же не попытаться определить человека и научиться оценивать его состояние и потребности, чтобы затем оптимизировать жизненные цели и выбирать наилучшие средства их достижения? Современная философская антропология говорит, что это невозможно, а наше человековедение не согласившись с ней, сделало это, обосновав сущность человека и выражающие её жизненную необходимость и пользу и связав их с задачами его существования. Более того, оно интерпретировало действия человека в сообразном сущности поведении - индивидуальном, в социуме и природе, которое можно оценивать и оптимизировать на всех стадиях, во всех сферах, процессах и элементах. Самым существенным в этом процессе является возрастающий потенциал разума человека, который способен подняться над его во многом ещё животным существованием и, оценивая своё состояние относительно сущности, постепенно рационализировать его!

 

12.11.2010

 

Ваши комментарии к этой статье

 

52 дата публикации: 15.12.2012