Алена Апаева,
аспирант факультета философии НИУ ВШЭ

 

ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ

Превознести любовь до высшего акта человеческого духа – значит, не побояться предпослать ей космический статус. А человека, способного к проявлению любви, вынести за рамки природного мира в надприродное – значит, придать ему космическое измерение. Такое воздвижение человека в абсолют этого мира, но в относительность мира божественного возможное благодаря его способности приходить в состояние дарения - любви, - совершил Макс Шелер.

М. Шелер, несогласный с жёстким обличением религии Фридрихом Ницше, встал на защиту христианских идеалов. И для нахождения истинного истока главного христианского идеала, любви, он расчистил все заграждающие к нему путь каменные завалы.

Исток любви в христианстве - Божественная искра, которой может быть осенён каждый человек, если он осознает полноту собственного бытия, которое возможно не в пребывании в состоянии покоя, а в динамическом творческом процессе. Творчество любви заключается в утверждении самоценности всего живого, в вере в пребывание Божества не только в каждой человеческой душе, но и во всех живых существах биопсихического мира. Любовь - небесный дар человеку, помогающий ему облагородить мир и соприкоснуться с божественным уже на земле. Только она дарует человеку состояние блаженства, являясь не чувственным, а духовным феноменом. Но любовь лишь предваряет переход человека с земного уровня на небесный. Она пребывает на середине пути восхождения человеческого духа из мира затягивающей в небытие земной материи в рай вечно бытийствующих совершенных духов. Поэтому как метафизическая субстанция любовь переносит человека в это новое срединное существование - бытие, несущее в себе священный смысл подготовки души для вхождения в небесное царство, в котором будут разорваны все оппозиции-противоречия, раздирающие человека на земле.

Такое понимание любви М. Шелер противопоставил ницшеанской идее «христианской любви как утончённейшего цветка ресентимента» . Причина враждебного отношения Ф. Ницше к христианским ценностям кроется, по М. Шелеру, в его недопонимании произошедшего с наступлением христианской эпохи кардинального переворота в морали как «системы правил предпочтения ценностей» (ценности остаются неизменными, но их место в иерархии, выстроенной по уровням значимости, меняется). Так ценность любви, как чувства, для греков и римлян, не была доминирующей в общей системе ценностей. Доминировал в античном мире разум с его законами логики. Приобщение к разумным формам бытия равнялось приобщению к совершенному бытию. В христианстве любовь высвобождается из ограничивающего монолита разума в безграничную восторженность иррационального. И она уже не стремление несовершенной части стать совершенным целым посредством её приобщения к этому целому, как это мыслилось античными мыслителями, а сама завершенная целостность. И эта целостность должна перевести все заложенные в ней потенциальные возможности в актуальные состояния - она должна начать действовать. Это действие-творение и делает возможным его бытие в качестве целого.

Человек, отдающий себя на служение другим людям - творя любовь, - переносится в рамки более совершенной формы, которая впоследствии трансформирует его сущность в более высокую. Богатый дворянин совершает истинно христианский акт любви, если, к примеру, получив свои капиталы по праву наследства, он раздаривает всё своё движимое и недвижимое имущество умирающим нищим, чтобы те смогли существовать, становясь таким же случайным пришельцем на этом свете, но духовно более богатым и близким Божеству.

Такая высота человеческого самопожертвования стала возможной благодаря принесённой Богом жертве. Бог, ставший человеком, искупил грехи всего человечества. Устраняя несовершенства, он создаёт новые совершенства, для сохранения которых он дарует людям Новый Завет, главная заповедь которого - любить.

Идеал в духе, поэтому любовь ко всем земным страдальцам - больным и нищим, униженным и оскорблённым - направлена не на их земное облагораживание, но на небесное. И через человека, дарующего такую любовь людям, исходит божественная сила. Это святой человек, который даже в самом безобразном увидит нечто прекрасное и восхитится им, в полном беспорядке он найдёт никому не уловимую гармонию и воспоёт её, а в страшном разрушителе он обнаружит неосознанное стремление к созданию нечто нового и поможет ему на этом нелёгком пути. И распространять свет и веру вокруг себя для него счастье, а не мука. Он не будет считать количество розданной любви и количество, полученной взамен. Экономический расчёт в христианстве не уместен, ибо любовь, как трансцендентная сущность, безгранична.

Сила, а не слабость, мощь, а не беспомощность - истоки христианской любви. Жизнь во всех своих гранях, искрящаяся здесь и сейчас, не боящаяся надлома и смерти, а потому устремлённая в вечность - только у такой жизни могут вырасти крылья любви. Поэтому к ресентименту в том смысле, в котором определил его Ф. Ницше, христианская любовь не имеет никакого отношения. М. Шелер прямо говорит о такой невозможности: «Чем больше я размышлял над этим вопросом, тем яснее мне становилось, что истоки христианской любви совершенно чисты и свободныот ресентимента» .

Только ложная любовь проистекает из чувства ресентимента. Человек проявляет любовь ко всему слабому, только потому, что, стремясь быть сильным, не может им стать. Такую любовь и описывал Ф. Ницше, принимая её за христианскую. И действительно, под христианскую любовь легко замаскироваться и тем самым исказить её.

Христианская любовь свободна и индивидуальна. Она может рождаться только свободно из глубин индивидуального духа. Она направлена к другой личности как духовному центру, неповторимой и уникальной, но не к социуму как коллективному целому. Она может исходить только от духа, не привязанного к земной материальности, а для этого необходима аскеза, цель которой освободить тело и душу от всего наносного для вместилища божественных даров. Аскеза состоит не в ненависти человека к собственному телу, не в пренебрежении к нему, но в его очищении. Чистый дух может пребывать только в чистом теле. И только чистый дух может войти в «Царство Божие». М. Шелер превозносит аскетический идеал в противоположность Ф. Ницше, который расценивает аскезу как упадок жизни. Аскет утверждает силу жизни в её природной чистоте, без излишеств, ибо его главная цель не в этой жизни, а за её пределами. Эти пределы в полной мере и не постиг Ф. Ницше.

Ф. Ницше искажённое в христианстве, - а оно не избегло и не могло избегнуть разного рода искажений как идеалистическое учение, - принял за самую суть христианства. М. Шелер, обратившись к истокам христианских ценностей, вскрыл заблуждения Ф. Ницше.

2009

 

 

Литература

1. Шелер М. Ресентимент в строении моралей. СПб.: Наука; Университетская книга, 1999.

2. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. - 829с. - С.407-524.

 

 

Примечания:

Шелер М. Ресентимент в строении моралей. СПб.: Наука; Университетская книга, 1999. С. 70.

Там же. С. 66.

Шелер М. Ресентимент в строении моралей. СПб.: Наука; Университетская книга, 1999. с. 78.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

51 дата публикации: 7.09.2012