Владимир Павлов,
член Международного Теософского общества,
«Эколого-культурный центр «Киевский ДАР»,
г. Киев

 

Наука и сознание человека

 

Если вы хотите изучать ту или иную область, то должны подходить к этому с большой степенью объективности.

Лама Цонкапа, основатель школы Гелуг

 

 

Изучение сознания человека методами современной науки

Современная наука сейчас подошла к этапу, когда дальнейшие исследования должны вестись на стыке отдельных пограничных её областей, а сделанные ею открытия начинают прямо или косвенно подтверждать те или иные положения религии. К такому пониманию приходит всё большое число современных учёных. Не случайно появление новых научных областей как синергетика, бионика, астрофизика, физическая химия, химическая физиология, биохимия и других.

Сознание человека невозможно соотнести с конкретной частью человеческого мозга. Оно более напоминает пространство, находящееся в непрекращающемся процессе своего развития, то сужения, то расширения.

Поскольку человек есть многоплановое существо с точки зрения теософии, то и человеческое сознание является многоплановым, интроспективным явлением. Процесс Его развития происходит параллельно на каждом из планов. Взаимное влияние разных планов развития человеческого сознания можно соотнести со сложной многовекторной спиралью, причём на физический план выявляется только какая-то часть этой скрытой на тонких планах спирали.

«Будьте свободны от всяких усилий». Слова эти принадлежат выдающемуся буддийскому мастеру Тилопе, которому удалось достичь полного просветления в нашем физическом мире и от которого ведётся линия преемственности передачи знаний от учителя к ученику в линии кагью тибетского буддизма. Буддизм считает естественным и, главное, достижимым состояние человеческого ума, пребывающего в осознанном единстве с сознанием Вселенной. Человек в этом случае, точнее, его сознание, есть срединная точка уравновешивания внешних и внутренних планов.

Буддийская медитация есть естественная практика наблюдения человека за своими мыслями, эмоциями и чувствами, добровольное возвращение ума человека в его естественное изначальное состояние, когда он не бежит за своим бесконечным мыслепотоком и несколько отстраняется от прямого действия возникающих эмоций и чувств, то есть пребывает в спокойном, гармоничном состоянии единства со всем миром. «Тибетское название медитации - гом - буквально переводится как «привыкание к чему-либо», и буддийская практика медитации на самом деле посвящена привыканию к природе вашего ума. Это немного напоминает то, как вы всё больше и больше узнаёте своего друга. Так же как и узнавание друга, раскрытие природы своего ума - это постепенный процесс. Оно редко происходит сразу. Единственная разница между медитацией и обычным процессом знакомства и сближения состоит в том, что друг, которого вы постепенно узнаёте, - это вы сами». [Йонге Мингьюр Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство. «Открытый Мир», Москва, 2009 г.]

Открытия западной науки на современном этапе развития общества помогают более детально уяснить природу человеческого мозга, работу всей нервной системы человека, механизм передачи нейронных сигналов различных уровней, формирования новых человеческих привычек для постепенного замещения устаревших, отживших. Современная психология открыто начинает использовать многие способы и психологические упражнения религиозных систем Востока.

Начиная с семидесятых годов ХХ века принцип биоэлектрической активности мозга активно использовался для изучения корреляции волн мозга с мистическими и измененными состояниями сознания. На основе этого принципа даже возникло научное направление, получившее название «биофидбек» (дословно - биологическая обратная связь). Метод биофидбека использует электронную аппаратуру для контроля за физиологической активностью организма человека: биоэлектрической активностью мозга (ЭЭГ), электрического сопротивления кожи (ЭСК), температуры тела и напряжения мышц. Благодаря принципу обратной связи функции различных органов тела (и главное режим деятельности мозга), которые до этого считались непроизвольными, оказываются подчиненными воле человека. Это открывает огромные возможности для самопознания, раскрытия внутреннего потенциала и овладения техникой саморегуляции. Например, доктор Джой Камайя с помощью электроэнцифалогрофа научился контролировать альфа-волны мозга. Его устройство издавало приятный звуковой сигнал всякий раз, когда испытуемый достигал альфа уровня, поощряя тем самым находиться в таком состоянии. Кроме этого, доктор Камайя занимался изучением связи альфа-волн с мистическими состояниями сознания, медитацией и духовным сознанием. Начиная с 1958 года Доктор Камайя провёл многочисленные исследования по методу биофидбека в различных исследовательских центрах. Опытные йогины и мистики, способные контролировать состояния сознания подверглись тщательным научным тестам. Невилл Друри назвал биофидбек технологическим путём к самопознанию. Исследования связи активности мозга с состоянием глубокого религиозного опыта ведутся по сей день. В настоящее время можно говорить о том, что в периоды глубокого религиозного опыта (медитации, молитвы) деятельность мозга претерпевает специфические изменения - одни зоны головного мозга снижают свою активность, а другие, напротив, резко активизируются. Эндрю Ньюберг, нейробиолог из Пенсильванского университета в Филадельфии, который занимается нейробиологией религии уже более десяти лет, через коллегу, увлекающегося тибетским буддизмом, нашёл восемь опытных медитаторов, которые приняли участие в необычном эксперименте. В результате сканирования с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии головного мозга испытуемых, которые в течение часа занимались усиленной медитацией, учёные обнаружили повышение активности областей мозга, регулирующих внимание, чего, естественно, требовала особая сосредоточенность во время медитации. Однако во время медитации верхняя задняя часть теменной доли головного мозга была гораздо менее активна, чем когда испытуемые просто сидели и отдыхали. Ньюберг сделал вывод, что именно эта мозговая доля строит ментальную границу между мозгом и физическим миром. Иначе говоря, эта область в левом полушарии мозга отвечает за осознание человеком собственной индивидуальности и за представление об образе собственного тела. Правое полушарие отвечает за ощущение времени и пространства, в котором пребывает тело. Усиливая во время медитации ощущение единства с окружающим миром, испытуемые постепенно блокировали каналы связи между этими двумя областями теменной доли мозга, подавляя тем самым представление об образе собственного тела. "Наблюдая за медитирующими людьми, вы видите, что они действительно отключаются от окружающего мира. Постепенно они перестают реагировать на зрительные образы и звуки. Скорее всего, это происходит потому, что теменная доля мозга перестает получать информацию извне", - говорит Ньюберг. Лишённые своей обычной пищи, эти области мозга перестают функционировать в нормальном режиме, и человек теряет осознание разницы между собой и окружающим миром. А по мере исчезновения ощущения времени и пространства у медитирующего появляется чувство безграничности и беспредельности. Мы видим, что для мистических (транспероснальных) переживаний нужна определённая перенастройка мозга, и даже «отключение» некоторых его зон. Однако из этого вовсе не следует, что мозг - центральный и единственный герой религиозного переживания. Об это же говорит и сам Ньюберг: "Мы вовсе не утверждаем, что мозг создаёт Бога, - мы отмечаем, что наш мозг естественным путём создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт".

Исследования лаборатории психофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в девяностых годах прошлого столетия под руководством профессора В. Б. Слезина и кандидата медицинских наук И. Я. Рыбиной позволили установить совершенно новое четвёртое состояние человеческого сознания в состоянии молитвы или медитации. До этого были известны три, а именно бодрствование, медленный глубокий сон без сновидений и быстрый сон со сновидениями. С помощью современной аппаратуры по снятию энцефалограммы мозга было зафиксировано снижение альфа и бета ритмов с частотой 8-30 герц (обычных для взрослого человека) и, самое главное, возникновение медленных дельта ритмов с частотой всего лишь 3 герц (характерных для младенцев до 2 - 3-х месяцев и совершенно исчезающих в дальнейшем с процессом взросления человека) во время комплексных исследований состояний молитвы и медитации у представителей различных религий (монахов Александро-Невской лавры, католических ксендзов, представителей индуизма, ислама и дзен-буддизма). Во время молитвы одного наиболее усердно молящегося православного монаха наблюдалось полное отсутствие электрического импульса, свидетельствующего о работе коры головного мозга, то есть было состояние полного отключения мозга как во время медленного сна, но при ясном сознании. Вот как выглядят энцефалограммы у представителей иных конфессий. Например, у католического ксендза во время молитвы были заметны замедления ритма, но полного погружения не наблюдалось. Возможно, тут сыграло роль то, что католицизм несколько облегченный вариант христианства. Там отменены посты, литургия сокращена до 15 минут. Даже сам ксендз признал, что православные более сильные молитвенники. Изучали также мусульманина из Северного Йемена во время намаза. Видимых изменений на энцефалограмме не обнаружилось, но при спектральном анализе выяснилось, что мощность его альфа-ритма заметно снизилась. Любопытно выглядел результат у индуса во время медитации - у него, наоборот, произошло возбуждение, повышение ритма электрических импульсов. Сложнее получилось с дзен-буддистом, сначала наблюдалось возбуждение, а потом незначительное снижение ритма. Как сообщили профессору Слезину японские коллеги, если достичь медитации четвёртого уровня, то результат будет, как и во время православной молитвы. Исследовались и колдуны, экстрасенсы, но видимого замедления ритма не обнаружилось, возможно, они не умеют управлять своими способностями. Тезисы питерского учёного, доктора биологических и кандидата медицинских наук, президента Санкт-Петербургской ассоциации психопунктуры, заведующего лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева профессора В. Б. Слезина и заведующей отделом функциональной диагностики, кандидата медицинских наук И. Я. Рыбиной были опубликованы на Всемирной научной конференции «Последние достижения науки о сознании», которая проходила в Аризонском университете США в конце 1999 г. Работа учёных в этом направлении продолжается.

Заслуживают пристального внимания исследования других учёных и лабораторий. Исследования, которые проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале показали следующее. Учёные пригласили нескольких монахов, сестёр и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента. Английские физиологи с помощью молитвы попытались реабилитировать героиновых наркоманов. Врачи научили больных концентрировать своё внимание на сердце, произнося Иисусову молитву. Результат всех потряс. Ломки закончились гораздо быстрее. Выяснилось также, что молитва возвращает к жизни вилочковую железу, которая находится прямо за грудиной и внешне похожа на то сердце, которое обычно изображают пронзённым любовной стрелой. Эта железа перестаёт функционировать к 6-7 годам ребёнка. Возрождённая молитвой железа стала вырабатывать у пациентов значительно большее число эндорфинов, которое и помогло наркоманам преодолеть зависимость.

Особенно интересны исследования при активном сотрудничестве с практикующими мастерами древней буддийской внутренней науки. По инициативе Его Святейшества Далай-Ламы XIV и выдающегося чилийского биолога и невролога Франциско Варелы в 80-х годах прошлого столетия велась работа над организацией диалогов между представителями современной науки и буддийскими монахами и учёными. Эти диалоги вылились в ежегодные, начиная с 1987 г., конференции Института ума и жизни, на которых собирались эксперты в различных областях современной науки и буддизма, чтобы обмениваться идеями о природе и механизмах функционирования сознания. Сначала всё начиналось с пробных бесед, позднее вылилось в программу совместных исследований. С целью документальной фиксации воздействия ментальных упражнений на нервную систему человека экспертами буддийской науки ума совместно с неврологами был разработан соответствующий формат исследования.

В 2002 г. проводились медицинские исследования эффектов медитации в Вейсмановской Лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга Университета Висконсина, где участвовало 8 тибетских лам, но основным испытуемым был всемирно известный буддийский лама и монах Йонге Мингьюр Ринпоче, которого лично выбрал Его Святейшество Далай-лама ХIV. Исследования осуществляли доктор Антуан Луц - невролог, обучавшийся у Франциско Варелы, и доктор Ричард Дэвидсон - всемирно известный нейрофизиолог и член Научно-консультативного Совета Национального института умственного здоровья. По окончании экспериментов издания Time и National Geographic окрестили Ринпоче «самым счастливым человеком на земле».

«Эти исследования дали поразительные результаты; если их удастся воспроизвести, они могут навсегда изменить некоторые основные научные представления. В частности, было продемонстрировано, что регулярные занятия медитацией на протяжении многих лет в состоянии повысить способность к положительным изменениям активности мозга в такой степени, которая и не снилась современной когнитивной неврологии.

Пожалуй, самые ошеломляющие результаты были получены при исследовании небольшой группы адептов медитации, среди которых был и Мингьюр Ринпоче (свой опыт он описывает в своей книге). Во время медитации на сострадание нейронная активность в важнейшем центре мозга, отвечающем за переживание счастья, повышалась на 700 - 800 процентов! У обычных испытуемых участвовавших в исследовании добровольцев, которые лишь недавно начали медитировать, активность той же области мозга возрастала всего на 10-15 процентов.

Эти адепты медитации оттачивали своё мастерство на протяжении многих лет затворничества, посвящая созерцанию в общей сложности от 10000 до 55000 часов, что аналогично уровням тренировок спортсменов олимпийского класса. В этом отношении Мингьюра Ринпоче можно считать вундеркиндом. Будучи ещё маленьким мальчиком, он прошёл основательную подготовку по медитативным техниками у своего отца Тулку Ургьена Ринпоче, одного из самых известных учителей, покинувших Тибет незадолго до китайской оккупации. Это вдохновило Мингьюра Ринпоче предпринять трёхлетнее медитативное затворничество в тринадцатилетнем возрасте. И когда он закончил своё уединение, его назначили учителем медитации в следующем трёхлетнем затворничестве в том же центре».

В 2002 году Мингьюр Ринпоче вместе с семью другими опытными практиками буддийской медитации принимал участие в исследованиях в Вейсмановской лаборатории в Мэдисоне, штат Висконсин, где испытуемые проходили целый ряд неврологических тестов с использованием новейшей технологии функциональной MP-томографии, позволяющей получать своего рода «кинограмму» изменений уровней активности различных областей мозга (в отличие от обычной МР-томографии, которая даёт лишь статичные изображения).Электроэнцефалографическое оборудование, использовавшееся для измерения мельчайших электрических импульсов, возникающих при коммуникации клеток мозга, также было весьма сложным. В то время как в обычной процедуре электроэнцефалографии для измерения электрических потенциалов на поверхности кожи головы используются только 16 электродов, в Вейсмановской лаборатории использовались 128 электродов, что позволяло измерять малейшие изменения электрической активности глубоко внутри мозга испытуемых.

«Результаты МРТ - и ЭЭГ-исследований этих восьми йогинов-адептов медитации были впечатляющими на двух уровнях. Во время практики медитации на сострадание и любящую доброту зона мозга, активность которой обычно бывает связана с материнской любовью и сочувствием, у опытных практиков медитации была более заметно активизирована, чем у контрольных испытуемых того же возраста, которые за неделю до сканирования получили наставления по медитации и занимались ею ежедневно. Способность Мингьюра Ринпоче вызывать у себя такое альтруистическое и положительное состояние была поистине поразительной, поскольку даже люди, не страдающие от приступов паники, нередко испытывают чувство клаустрофобии, лежа в узком пространстве MP-томографа. Тот факт, что Ринпоче мог столь умело сосредоточивать свой ум даже в таких условиях, показывает, что тренировка в медитации позволила ему полностью преодолеть склонность к паническим приступам.

Просто удивительными были результаты электроэнцефалографических измерений активности мозга опытных практиков во время медитации. Они столь явно выходили за пределы обычных показаний ЭЭГ, что это поначалу навело сотрудников лаборатории на мысль о возможной неисправности оборудования. Но после того, как они спешно дважды перепроверили оборудование и исключили возможность механического сбоя, им пришлось признать тот факт, что электрическая активность мозга испытуемых, связанная с вниманием и феноменальным осознанием, превосходит всё, что они когда-либо видели. Выходя за рамки обычно осторожного и взвешенного языка современных учёных, Ричард Дэвидсон так вспоминал об этом в недавнем интервью журналу Time: «Это было восхитительно... Мы не ожидали увидеть что-то, настолько впечатляющее...»

Продолжаются и другие исследования. В Принстонском университете нейробиолог доктор Джонатан Коэн изучает влияние медитации на внимание. На медицинском факультете Калифорнийского университета в Сан-Франциско доктор Маргарет Кемени исследует влияние медитации на развитие сочувствия в школьных учителях. В ноябре 2010 г. в Нью-Дели с успехом прошла ХХІІ конференция под эгидой института «Ум и жизнь» по теме «Наука о созерцании: научное исследование воздействия результатов созерцательных практик на биологию и поведение человека». В Конференции приняли участие учёные из Индии, США, Германии, Швейцарии и России, представители разных специальностей, практикующие йогу и медитацию, в частности, буддийские монахи из многих стран мира: из Тибета, Австралии, Вьетнама, Индии, Калмыкии, Бурятии и Монголии. Основная задача конференции состояла в прояснении точек зрения её участников и создании платформы для разработки подходов к исследованию физиологических состояний, сопровождающих интенсивное выполнение созерцательных практик.

Всё выше приведённое показывает, что современная наука уверенно идёт к синтезу как своих отраслей знаний, так и многих основных положений религии и философии. Вспоминаем с благодарностью нашу знаменитую соотечественницу Елену Петровну Блаватскую, которая в тесном сотворчестве с Махатмами Востока написала грандиозный труд «Тайная Доктрина /Синтез науки, религии и философии/».

 

 

Развитие сознания на современном этапе духовной эволюции

Достижения современной науки - один из показателей ускорения потока времени. Наблюдения за изменениями климата на нашей планете, изменение магнитного полюса Земли, свидетельства ряда пророчеств говорит о приближении человечества к началу нового цикла своего развития, фактическому вхождению в Новую Эпоху - Эру Водолея. Само Время просто вынуждает человечество всё более и более расширять своё сознание, ощущать живую связь с Ноосферой В. И. Вернадского, делать уверенные внутренние шаги на путях осознания единства своей природы и Вселенной. Множество медитативных техник и психотерапевтических практик Востока и Запада в их взаимопереплетении и различной интерпретации предлагаются и широко используются в наши дни. Как разобраться неискушённому человеку во всём этом множестве порой взаимоисключающих способов ускоренного развития сознания? Один из советов состоит в том, чтобы слушать собственный голос сердца, использовать свою интуицию. А если они молчат?

Б. К. С. Айенгар, один из величайших гуру ХХ столетия, автор нескольких книг по техникам и философии йоги, отмечает, что «путешествие йога начинается с периферии, то есть тела, и достигает души». Йога объединяет пять основных слоёв нашей сущности (кош), которые должны быть приведены в гармонию друг с другом. Практика подлинной йоги обеспечивает гармонию, развивая одну за одной все оболочки.

Давайте посмотрим, что упоминают о способах развития сознания Махатмы Востока в своих известных письмах. «…Озарение должно прийти изнутри. До этого никакие фокусы-покусы заклинаний или возня с приспособлениями, никакие метафизические лекции и прения, никакие возложенные на себя покаяния не могут дать этого. Всё это лишь средства к концу, и всё, что мы можем делать, это направлять применение таких средств, найденных экспериментальным путём, способствующих достижению цели. И это не является секретом на протяжении тысячелетий. Пост, медитация, чистота мыслей, слов, поступков, молчание в течение некоторых периодов времени, чтобы дать природе возможность самой говорить тому, кто приходит к ней за наставлением; овладение животными страстями и импульсами; полное отсутствие себялюбивых намерений; употребление некоторых курений и окуриваний для физиологических целей - всё это было опубликовано со времени Платона и Ямбликуса на Западе и в более ранние времена наших индусских Риши. Как всё это должно применяться, чтобы соответствовать индивидуальному темпераменту - это, разумеется, дело собственного опыта каждого и бдительной заботы его Наставника или Гуру…» [Письма Махатм, Письмо 17, К.Х. - Синнетту, 5 августа 1881 г.]

Его Святейшество Далай-Лама ХIV не без оснований предполагает, что человеческий ум имеет огромный потенциал для трансформации. Развитый на протяжении многих столетий широкий спектр медитативных практик, специфически ориентирован на две принципиальные цели: культивирование сострадательного сердца и формирование глубокого проникновения в природу реальности. Они рассматриваются как единение сострадания и мудрости. В основе этих практик лежат две ключевые техники. Первая способствует развитию и совершенствованию внимания, а вторая - управлению эмоциями и их трансформации.

Практика медитаций составляет самую суть буддийского проникновения в жизнь. Для буддизма как ярко выраженной практической религии характерно некоторое безразличие к догматическим опре­делениям и историческим фактам. Медитация, подобно молитве в христианстве, - поистине сердцевина буддизма. Просветление, или состояние нирваны, - последовательно достигаемая конечная цель буддийских медитаций. На пути к нирване они являются служебным средством, которое способствует духовному развитию, уменьшает воздействие страдания, успокаивает разум, открывает подлинные факты существования. Возрастающие мягкость и доброжелательность проявляются в качестве их побочных продуктов, наряду с проникновением в письмена жизни и ощущением того, что смерть теряет своё жало. Конечный результат с полной определённостью сформулирован в строфах, которые свидетельствовали о достижениях в познании монахов древности. Эти строфы являются отражением целей монаха и вместе с тем предоставляют возможность интуитивного постижения их смысла, что позволило известному американскому буддологу Эдуарду Конзе обрисовать в общих чертах буддийские медитации. В поэтических строфах монахи сообщали о том, «что они достигли другого берега, не увлекая за собой свое «ego».

Йонге Мингьюр Ринпоче как один из самых известных на сегодняшний день практикующих тибетских мастеров медитации, внутренней науки, практики осознавания в жизни каждого дня, добавляет о развитии, расширении сознания человека следующее: «…коль скоро вы посвящаете себя развитию осознавания своей природы будды, вы неизбежно начинаете замечать изменения в своём повседневном опыте. То, что вас некогда беспокоило, постепенно теряет способность выводить вас из состояния душевного равновесия. Вы становитесь интуитивно мудрее, более расслабленным и более открытым. Препятствия начинают казаться вам возможностями для дальнейшего роста. Иллюзорное ощущение ограниченности и уязвимости постепенно исчезает, и вы открываете глубоко внутри себя истинное величие своей природы.

И ещё прекраснее, когда вы начинаете видеть свой потенциал, вы также начинаете распознавать его во всех окружающих. Природа будды - это не особое качество, присущее лишь немногим избранным. Подлинный признак осознания своей природы будды - это способность видеть, насколько она в действительности обычна, видеть, что каждое живое существо так же чисто, открыто и сознательно, как вы. Просветлённая природа есть у всех, но не каждый осознаёт её в себе…»

Далее мастер подчёркивает, что начинать свою практику нужно с простого стремления быть лучше, желания подходить ко всем своим действиям с большей осознанностью и более глубокого открытия своего сердца другим. Наша мотивация - это единственный важнейший фактор, который определяет, обусловливается ли наш опыт страданием или спокойствием.Развитие осознанности и сострадания происходит параллельно и взаимозависимо. Чем более осознающим мы становимся, тем легче нам испытывать сострадание. И чем шире мы открываем сердце другим, тем большую осознанность мы проявляем во всех своих действиях.

О возможности и вариантности нашего выбора в каждое мгновение бытия тибетский мастер говорит следующее: «В каждый момент вы стоите перед выбором: следовать за цепочкой мыслей, эмоций и ощущений, которые усиливают ваше впечатление собственной уязвимости и ограниченности, или же вспоминать свою истинную природу - чистую, необусловленную и несокрушимую. Вы можете оставаться во сне неведения или вспомнить, что вы пробуждены и всегда были пробуждённым. В любом случае вы выражаете безграничную природу своего истинного бытия. Неведение, уязвимость, страх, гнев и желание - всё это выражения бесконечного потенциала вашей природы будды. По сути, ни в одном из этих выбранных вариантов нет ничего правильного или неправильного. Плод буддийской практики - это просто осознание того, что эти и другие ментальные недуги представляют собой не что иное, как доступные нам варианты реальности, поскольку наша подлинная природа всеохватна и бесконечна в своём разнообразии.

Мы выбираем неведение, потому что можем выбирать. Мы выбираем осознавание, потому что можем выбирать. Сансара и нирвана - это просто разные точки зрения, основывающиеся на решениях, которые мы принимаем для исследования и интерпретации своего опыта. В нирване нет ничего волшебного, равно как нет ничего дурного и неправильного в сансаре. Если вы решили считать себя ограниченным, боязливым, ранимым или напуганным прошлым опытом, то имейте в виду, что вы сами выбрали такую дорогу и что у вас всегда есть возможность воспринимать себя по-другому.

По существу, буддийский путь предлагает выбор между тем, что привычно, и тем, что практично. Конечно, в сохранении привычных стереотипов мышления и поведения есть определённые удобство и стабильность. Выходя за пределы этой знакомой и удобной территории, мы оказываемся в мире незнакомого опыта, который может казаться действительно пугающим».

Любая техника буддийской медитации в конечном счёте развивает милосердие и сострадание.Все люди хотят быть счастливыми.Все вокруг нас чувствуют те же самые чувства страха, гнева и отвращения.Осознавая свою истинную природу, мы тем самым помогаем осознавать её другим.Когда мы смотрим на свой ум, все иллюзорные различия между нами и другими существами исчезают и древняя молитва-благопожелание «Четыре безмерных» становится такой же естественной как биение нашего сердца:

«Пусть все существа обретут счастье и причины счастья.

Пусть все существа освободятся от страдания и причин страдания.

Пусть все существа обретут радость и причины радости.

Пусть все существа познают умиротворённость равностности, свободной от привязанности и отвращения, и обретут причины такой равностности».

Из «Писем Махатм» мы знаем, что в седьмой расе на седьмом глобусе седьмого круга всё человечество достигнет состояния будды, но значительные шаги для развития, расширения сознания необходимо человечеству сделать именно сейчас, ибо к этому обязывает всех нас сегодняшний переходный момент духовной эволюции на стыке времен и циклов. ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!

 

2012

 

 

Литература

1, Далай-Лама XIV «Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла». Москва, ООО Изд-во «София», 2007.

2, Конзе Эдвард «Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, .мудрость»: Москва, Изд-во МГУ, 1993.

3, Материалы Всемирной сети «Интернет».

4, «Письма Махатм». Самара, РЦДК г. Самары, РТО, Компания «Дизайн-сервис» г. Тольятти, 1993.

5, Ринпоче Йонге Мингьюр «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.». Москва, «Открытый Мир», 2009 г.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

51 дата публикации: 7.09.2012