А. Г. Трофимчук,
кандидат пед. наук, доцент,
г.Новочеркасск

 

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

 

Несчастны люди, не знающие смысла жизни, а между тем уверенность в том, что этого нельзя знать, так распространена между людьми, что они даже гордятся, как мудростью, тем, что не желают знать этого.

Б. Паскаль[*]

 

Общечеловеческие ценности, являющиеся основой воспитания человека, - есть выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определённый уровень духовно-нравственного равновесия в человеческом обществе.

Общечеловеческие ценности, способствующие воспитанию человека, содержат: духовно-нравственные основы: религий; философии (этики, эстетики); искусств (изобразительного - в виде полотен (репродукций) картин художников-реалистов, архитектурных памятников и скульптур; шедевров музыкального искусства в виде аудиозаписей известных и почитаемых во всём мире исполнителей; фильмов выдающихся режиссёров с участием известных актёров, признанных шедеврами во всём мире в виде видеозаписей и др.); классики всемирной литературы; культуры поведения и взаимоотношений между людьми; духовно-нравственный жизненный опыт выдающихся личностей всемирной истории; нравственные истоки истории государства (народа); нравственные основы педагогики; нравственные основы и смысл семейной жизни.

Нам представляется важной актуализация личностно-значимых смыслов. Поскольку «...в сфере образования развивается новая система ценностей, новые духовные и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной мыслительной деятельности, вновь отрефлексированные идеальные нормы бытия, принимаемые за основу нового опыта, за цели действий и поступков» [1, с. 9], постольку механизмом актуализации личностно-значимых смыслов нравственного воспитания и одной из несущих её опор является осознание человеком смысла его жизни в системе координат общечеловеческих ценностей.

Французский просветитель и философ Мишель Монтень отмечал, что «Сознание человеком смысла жизни есть самое главное, именно то, что важнее всего сознавать, в осознании этого его человеческая сущность и предназначение на Земле» [8, с. 21].

Елена Ивановна Рерих рекомендовала своим ученикам: «...Я советовала бы Вам, насколько возможно, просто, разумными доводами утверждать необходимость воспитания понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же как и ясного представления о смысле и значении своего существования, отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга» [6, с. 508].

Современная отечественная этика определяет смысл жизни как этическое понятие и морально-мировоззренческие представления, «Посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом..., совершенство ... любовь и служение другим людям» [7, с. 321].

При гуманистическом решении вопроса о смысле жизни на первый план выходят совершенствование, деятельная любовь и служение другим людям. Таким образом, смысл жизни (см. рис. 1) выводится из высших этических ценностей и состоит в любви, служении другим людям, совершенствовании (стремлении к идеалу).

 


Рис. 1. Смысл жизни на основе высших этических ценностей

 

А. И. Клизовский в написанном им в 30-е годы в Риге труде «Основы миропонимания Новой Эпохи» объясняет понятие смысла жизни в контексте духовных основ жизни и своего духовно-нравственного жизненного опыта: «Несмотря на столь неблагоприятные условия, в которых находится правильное разрешение вопроса о смысле жизни, всегда были и есть отдельные люди и небольшие группы, которые болеют этим вопросом и для которых смысл жизни всегда был ясен и понятен. Это те, которым в своих исканиях удалось дойти до первоисточника и там познать истину, и те, которые доросли до понимания истины, которые чувствуют её сердцем и тем высшим умом, который называют чувствознанием или интуицией, тем умом, который ошибок не делает и всегда определяет верно, где истина и где заблуждение. Такие люди всегда были, но с их мнением никогда не считались. В средние века их сжигали на кострах, как опасных еретиков, теперь их называют отступниками, заблудившимися и тому подобными названиями. Но если вы спросите любого из этих отступников, ... все они в своих взглядах на цель и смысл жизни не расходятся, и всё же они скажут одинаково, что стремление к идеалу, то есть к совершенствованию, и любовь, и служение своему ближнему составляют цель и смысл жизни» [4, с. 15-16]. Таким образом, смысл жизни (см. рис. 2) по А. И. Клизовскому вытекает из знания или чувствознания (интуиции).

 


Рис. 2. Смысл жизни на основе чувствознания


Академик Д. С. Лихачёв на вопрос о смысле жизни отвечает так: «Жизнь - прежде всего творчество... Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставить себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте, если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу?» [5, с. 28-30].

Таким образом, смысл жизни Д. С. Лихачёв выводит из духовности, противопоставляя её бездуховности: «... «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные идеалы» [5, с. 102-103]. Он состоит (см. рис. 3) в любви, стремлении к нравственному идеалу и увеличении в жизни добра.
Синтезируя позиции по вопросу смысла жизни данные этикой, А. И. Клизовским, Д. С. Лихачёвым, мы пришли к следующим выводам:

 


Рис. 3. Смысл жизни на основе духовности

 

- философское понимание смысла жизни выводится из высших этических ценностей в виде знаний о них, которые по отношению к человеку являются внешними, так как сформулированы в виде философского знания;

- понимание смысла жизни А. И. Клизовским и Д. С. Лихачёвым выводится из чувствознания или интуиции и духовности, которые по отношению к человеку являются его внутренними составляющими;

- А. И. Клизовский, Д. С. Лихачёв и этика едины в выделении основных составляющих смысла жизни: совершенствования (в виде стремления к идеалу), любви, служения людям:

- такая повторяемость основных составляющих у представителей различной мировоззренческой ориентации позволяет заключить, что стремление к совершенствованию (нравственному идеалу) и любовь, и служение людям являются универсальными, нравственно-этическо ёмкими составляющими общечеловеческих ценностей.

Всё вышеизложенное представляет собой статическую схему смысла жизни и его нравственно-этического содержания. Чтобы придать этой схеме функциональное назначение, необходимо выделить деятельностное производящее начало, способное производить изменения в нравственном состоянии человека.

В качестве такого производящего начала нами было взято стремление к идеалу (совершенствование). В пользу этого выбора говорит ряд источников. Исследовавшая педагогические возможности Учения Живой Этики, духовно-нравственных основ высокой религии, А. Г. Андреева считает, что «смысл жизни человека - непрерывное самосовершенствование» [2, с. 15].

Совершенствование, как смысл жизни, духовно-нравственных исканий, - определял также М. Горький [3, с. 81].

Видя смысл жизни в «бесконечном завоевании неизвестного, вечном усилии познать больше» [3, с. 81], Эмиль Золя, выдвигает знаниевый компонент совершенствования человека: совершенствование связано с усилием познать больше.

Знаниевая составляющая (см. рис. 4) призвана обеспечить понятие об идеале.

 


Рис. 4. Процесс совершенствования личности Примечания: 1. Совершенствование есть процесс стремления к знаниям и идеалу (?1). 2. Знаниевая составляющая дает понятие об идеале (? 2 ). 3. Результатами совершенствования являются обогащение личности знаниями (?3) и облагораживание нравственного облика в сравнении с идеалом (? 4 ).


Под знаниями, мы понимаем знания духовно-нравственных основ общечеловеческих ценностей.

Под идеалом - совокупность строго определённых этикой положительных моральных качеств: бережливости, благородства, вежливости, великодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, терпимости, трудолюбия, человечности, честности, чувства нового, чуткости.

Анализ данных этикой понятий, относящихся к положительным моральным качествам, позволяет представить общечеловеческий идеал (см. рис. 5) в виде схемы логико-смысловых связей, из которой следует, что стремление к идеалу повышает духовность.


Примечания:

1. Духовность руководит развитием трудолюбия ( —› 1).

2.Трудолюбие оказывает влияние на развитие всех положительных мораль- ных качеств  ( —› 2).

3. Развивая смелость, выдержку  и самоотверженность личность повышает мужество ( —› 3).

4. Развивая вежливость, великодушие, скоромность  и благородство личность повышает чуткость ( —› 4).

5. Развивая правдивость, верность, принципиальность, искренность и идейность (которая связана с честностью через верность и принципиальность  ( —› 5), личность повышает честность ( —›  6).

6. Повышение чуткости и честности способствует росту человечности ( —›  7).

7.Мужество, трудолюбие, человечность, терпимость, бережливость, чувство нового  увеличивают  в  течении  жизни потенциал духовности ( —› 8).

Рис. 5. Общечеловеческий идеал

 

Рис. 6. Процесс повышения духовности личности

Примечания:

• Духовность (индивидуальность) устремляет личность к знаниям духовно-нравственных основ общечеловеческих ценностей (® 1 ).

• Знания общечеловеческих ценностей служат основой для возникновения представления об Общечеловеческом идеале личности (® 2 ) и способствуют повышению духовности человека (® 3 ).

• Духовность (индивидуальность), через трудолюбие (см. рис. 5) руководит развитием положительных моральных качеств Общечеловеческого идеала личности (®4), в результате чего потенциал духовности человека повышается (®5).

 

Руководствуясь определением духовности, данным А. Г. Андреевой, (духовность - совокупность нравственных качеств и этических ценностей...» [2, с. 6].) этические ценности можно понимать как духовно-нравственные основы общечеловеческих ценностей. Совокупность нравственных качеств составляет общечеловеческий идеал. Исходя из сказанного выше, мы можем представить процесс повышения духовности (см. рис. 6) как пополнение её духовно-нравственными истинами общечеловеческих ценностей и развитием положительных моральных качеств Общечеловеческого идеала  личности.

Сравнивая процесс совершенствования личности, представленный на рис. 4 и понятие духовности, а также алгоритм её повышения в течение жизни, изображенный на рис. 6, мы делаем вывод о том, что совершенствование личности (и индивидуальности) и есть повышение духовности, т.е. смысл жизни человека состоит в повышении духовности.

 

 

Литература

1.Алексеев Н. Г., Газман О. С., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Часть I. М., 1995.

2.Андреева А. Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: Автореф. дис. канд.пед.наук. М.,1996.

3.Жемчужины мысли. Мн.: Беларусь, 1991.

4.Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи: В 3-х томах. T.I. Рига: Виеда, 1991.

5.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1988.

6.Рерих Е. И. Письма: в 2-х томах. T.I. Рига: Угунс, 1940.

7.Словарь по этике. / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. - 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.

8.Слуцкий В. И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992.

 

 

Примечания:

[*] Толстой Л. Н. Круг чтения: В 2-х томах. Т.II. - М.: Политиздат, 1991. - С.177.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 13.06.2012