Н. Е. Сальникова,
педагог-психолог,
арт-терапевт, руководитель проектов

 

ВРЕМЯ СЕМЬИ

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

 

Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы в значительной степени являются следствием порабощения и унижения женщины. Страшное падение нравственности, болезни и дегенерации некоторых народностей имеют в основании рабскую зависимость женщины… Но женщина-раба может дать миру только рабов. Поговорка - у великой матери и великий сын - имеет глубокое научно-космическое обоснование. Ибо сын часто больше заимствует от матери, и обратно, дочери - наследницы отцовских сил. Велика справедливость космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя! В этом нужно искать объяснение скудости проявления мужского гения в наши дни.

Письма Е. И. Рерих,1.03.29,16-18

 

Индивидуальность есть вмещение жизнедательное. Индивидуальность есть красота, есть венец человека, синтез всех его накоплений.

Письма Елены Рерих. 27.01.33.
т.1, стр167, 2009.

 

Каждый отрицатель не может называться учёным. Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука может мгновенно изменить и просветить вопросы мироздания. Наука прекрасна и потому беспредельна. Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий.

Н. К. Рерих. Борьба с невежеством.

- В кн.: О Вечном. М.: 1991, с.247-248.

 

 

Призыв. 11 сентября 2001 года стало ясно: в решении глобальных проблем современности нужно объединение духовных, культурных, психологических и материальных ресурсов, нужно новое мировидение. По-видимому, пришло время универсальных Учений. Как никогда своевременно обратиться к Новой Науке, изложенной в Учении «Живой Этики».

 

Современная наука о семье: постановка проблемы исследования.

Семья как социальный институт прошла множество трансформаций, поисков своего «призвания». Опросы общественного мнения сходятся в том, что семья - это единственная бесспорная ценность для большинства современников. (1) В последнее десятилетие семья вновь оказалась в центре исследований: социологических, психологических, культурологических. Появился новый предмет «Семьеведение». Исследования, практическая помощь семьям даёт основание констатировать: многие семьи распадаются, а «супружеский венец приравнивается подчас к венцам святых мучеников». И далеко не все выдерживают напряжения совместной жизни, и, кажется, само существование семьи уже под вопросом.

Но, возможно, все эти тенденции отражают всего лишь поиск идеальной семьи? Высшее творчество доступно всем в семье. Семья может стать фокусом перемен как для конкретного человека, так и для общества в целом. Наука может помочь определить русло - направление поисков преображения семьи, указать основные противоречия, проблемы и варианты решений.

Первый и главный шаг в постановке проблемы: понимание масштаба личности человека и семьи: человек - «микрокосмос», «человек играющий», «человек творящий» или «функция-винтик»?

До сих пор не получили должную оценку экспериментальные данные о существовании внутренней иерархии ценностей, созвучной «возрастанию в любви», у преобладающего большинства современников (методика М. Аткинсон «Я хочу быть светом». Методика описана в книге Н. Е. Сальниковой) (2). Как показали исследования в Санкт-Петербурге, у 80 % взрослых людей эта иерархия ценностей представляет лестницу из 20 ступеней. Последняя ступенька-цель: «Я хочу, чтобы на планете был мир», «Я хочу быть светом» (2, 3). Эта иерархия ценностей, внутренне присущая каждому человеку, не противоречит большинству философских представлений о человеке. Таким образом, можно предположить, что сознание современного психологически взрослого человека планетарное (СНЕ). Естественно, человек будет ощущать себя гармонично только в такой семье, где возможно расширение сознания, осознание своего пути и соотнесение его с путём других людей.

Пока ни в большинстве семей, ни в системе образования раскрытие потенциала человека в таком направлении не ставится. Исключение представляют концепции и исследования некоторых учёных: академика Б. Г. Ананьева, М. П. Щетинина, В. А. Куринского. Культура же в целом ориентирует и помогает человеку стать целостным, любящим, творящим. Здесь важно подчеркнуть, что речь идёт о культуре, а не цивилизации: «Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарём. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие». (4)

Методология исследования «планетарного человека»: цели, задачи, направления помощи, диалога, сотрудничества, сотворчества Новой Науки с Семьей.

1) Культура и «культурная мысль».

В выступлении М. Н. Чирятьева (5) говорится о том, что «научная мысль эволюционирует в культурную мысль, а культурная мысль в высоком, светоносном своём звучании вмещает понятие одухотворённой науки…».

«Культура, - пишет он (Рерих) в одном из очерков, - есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты. К области Культуры мы может отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливались из таинственных глубин человека, носили природный характер и были естественны для него». (6)

«То, что взрослые думают, дети делают», - гласит русская пословица, это подтверждают и наши наблюдения и исследования. Современные взрослые - воплощённые мечты их родителей. Изменяя свои мечты и мысли, мы меняем жизнь наших детей - будущих родителей, свою жизнь, а в конечном итоге жизнь рода человеческого.

Социологи фиксируют резкое снижение числа регистрируемых браков, увеличение числа одиночек, снижение количества детей в семье, рост семей бездетных (формируется культура бездетности), люди всё чаще разводятся. Появляется и новый тип семьи. Для этих семей главная цель - помощь в самореализации и реализации, психологическая поддержка.

Исследование показывает, что некоторые из этих тенденций в развитии семьи могут быть инициированы глубинными, часто сокрытыми от самого человека чувствами и мечтами взрослых. Поэтому так важно изменение мышления, осознание своей иерархии ценностей самими взрослыми, культура мышления.

2) Индивидуальные программы помощи семье.

Цель. Образование и воспитание направлены на раскрытие индивидуальности каждого; развитие человека соответственно концепции академика Б. Г. Ананьева: «Человек как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность». (7)

Все семьи различаются, как и люди. Творчество семьи в направлении преображения и возрождения может быть осуществлено только самими взрослыми, можно говорить о неповторимом стиле семьи.

Члены семьи и профессионалы-семьеведы могут выступать как равные в развитии семьи, а создание программ помощи и развития осуществляются ими совместно.

3) Самообразование и культура. Поддержкой современной пока несовершенной семье могут быть фильмы и книги. «Правильно, что в вашей программе уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и всё последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла многие недочёты семейного быта!» (8)

Как преодолеть стереотипы мышления, чувств, действий? Сегодня появляются программы для взрослых. Ведущими специалистами являются Ингрид Каммингс (9), В. А. Куринский (10) и др. Эти программы помогают нам стать универсалами, выйти за пределы узкого профессионализма (на что преимущественно ориентирована современная система образования). Самообразование, автодидактика - это путь для родителей, стремящихся создать семью, открытую культуре. В такой семье дети учатся разбираться в поступающей информации, делать правильный выбор, видеть современные проблемы и получают вкус и навык эти проблемы решать.

Цель универсального образования, самообразования - собрать то, что необходимо данной конкретной семье, с тем, чтобы и ребёнок, и взрослый нашли своё место в мире, чтобы не занять чужое и не оказаться выброшенным из жизни.

Наш опыт консультирования семей, длительное наблюдение за развитием ситуации семей в течение 20 лет позволяет утверждать, что основные темы для старшеклассников и молодёжи: любовь, дружба, влюблённость, общение, доверие. Для любящих родителей наиболее важными были вопросы психологического плана: взаимоотношения с родственниками, уточнение личной системы ценностей (место семьи и карьеры, здоровья, происходящих перемен в мире и понимание своей личной ответственности за происходящее, экология). Большой интерес представляли данные культурологии и социологии, а также потенциал семьи; духовные вопросы (принадлежность к разным духовным конфессиям, ответы на вопросы детей о Боге и устройстве мироздания). В процессе обсуждения удавалось переформулировать проблемы, и тогда востребованными становились темы: 1) семья во всех её аспектах, 2) умение слышать и вести диалог, 3) доверие и доверчивость, 4) предупреждение конфликтных ситуаций, 5) сценарии жизни, 6) творчество в семье, 7) ритмы развития человека и семьи, психофизиологические особенности детей, подростков и взрослых, 8) роль бабушек и дедушек в изменении ситуации и поддержке семьи, 9) помощь в горестных ситуациях, 10) призвание (что значит быть призванным), 11) возрастание в любви (к ребёнку, друзьям, родителям, природе, Родине, планете), 12) поддержание психологического здоровья, 13) роль Слова в жизни семьи, 14) сила чувств, 15) взаимоотношение с детьми, помощь детям и взрослым, 16) воспитание мальчиков и юношей, девочек и девушек, 17) душа и психика, 18) создание семьи как общины: именно в ней человек получает главный опыт самосовершенствования в конкретной деятельности.

Все перечисленные выше темы являются ступенями самообразования, достижения психологической зрелости детей, подростков и молодёжи. (2, 11)

4) Роль женщины. «Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину. Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. … Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно именно с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть, прежде всего, призывом к самосовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения, в закладывании основания самого Бытия и пробуждении стимула к творчеству и красоте». (12)

5) Катарсис. Если после Перестройки и во время экономических кризисов последнего десятилетия ХХ века можно было говорить о необходимости спасения и выживания семьи, и надежда была на педагогов, то теперь, после очередной проверки на прочность, семье необходимо пройти реабилитацию, пере-жить горе (13) и создавать семью творческую, семью грядущего. Время требует активности и ответственности, самостоятельности семьи.

Противоречия в современной семье - явление естественное. Вопрос в том, насколько конструктивно мы сумеем разрешить противоречия. По этой теме в современной психологии наблюдается бум литературы.

Современны и актуальны суждения Елены Ивановны Рерих. «Все недоумения и обвинения в противоречии объясняются всё тою же трудностью для неподготовленного сознания вместить противоположности… Вмещение пар противоположений - наибольший камень преткновения для большинства, но каждое учение выдвигает именно это вмещение краеугольным камнем всего построения… Например, полное равнодушие к прославлению имени и в то же время самоутверждение. Отказ от собственности и вместе с тем окружение ею. Оторванность от земли и всего мирского и в то же время погружение в него и земная работа со всем устремлением. Все эти противоположности должны уравновеситься в сознании ученика. Ведь все отказы и отречения должны быть осознаны именно в духе… не запрещением должны ученики бороться против этих привязанностей, но развитием сердца и широкой мудростью, преподанной в учении Новой Жизни». (14).

6) Образовательные учреждения и семья. По-прежнему современно звучат слова Елены Ивановны: «Но, стремясь к просвещению, к знанию, женщина должна помнить, что все просветительские учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей культуры. Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни человека, в её космическом беспредельном совершенствовании». (15)

7) Будущее семьи и «одухотворённая наука». «Многие семьи сейчас не имеют права называть себя такими, ибо они соединены незаконно. Именно, многие союзы, скреплённые всеми людскими законами, можно рассматривать как незаконные. Установление законных сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах. Много говорилось и говорится о сродстве душ, но кто знает и понимает истину эту во всём величии космического закона? Помните, как сказано в книгах Живой Этики, что люди должны сочетаться даже по стихиям. Лишь родители, в сущности своей принадлежащие к одной стихии, могут дать здоровое и уравновешенное потомство. "В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землёю. Вырождение целых народов имеет также причиной это смешение". Придёт время, и эта истина встанет во всём величии перед людьми, и придерживаться этой истины станет насущною необходимостью. Формы жизни, все функции человечества должны будут перестроиться в соответствии с космическими законами…» (16)

Сегодня мы видим, что интуитивно многие любящие люди совместимы по стихиям. Однако, в некоторых таких семьях проблемы соизмеримы с мировыми конфликтами, в них воспроизводятся исторически привычные разрушительные сценарии.

Первый шаг в изменении ситуации прост: принятие ответственности кого-либо из взрослых женщин за развитие своего рода (семьи), осознание роли семьи в современном мире, значения Женщины, гармонии начал Женского и Мужского, самообразования, воспитание универсального ума, смелость мысли и «вмещение пар противоположностей», терпение и помощь в сотрудничестве с профессионалами, осознание своей иерархии ценностей культура мышления в создании грядущей, идеальной, эволюционной семьи любви, космической семьи света.

Заключение. Мы предполагаем создать сайт - пространство сотворчества Семьи и Профессионалов в соответствии с обозначенными выше целями, направлениями преображения семьи от брака к крепкой и счастливой семье.

Приглашаем участвовать в развитии этого проекта всех кто любит и любим.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тюгашев Е. А. Семьеведение. М., 2003.

2. Сальникова Н. Е. Работа с детьми. Школа доверия. «Питер», 2003.

3. Сальникова Н. Е. Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении. - Ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010 (май-июнь). Стр.78-91.

4. Е. И. Рерих. Письма. Т. III. 4 сентября 1935 г.

5. М. Н. Чирятьев. Е. И. Рерих о науке будущего. - Интернет, Эл.библиотека.

6. Рерих Н. К. Твердыня Пламенная. Париж, 1933, с.93.

7. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Москва - Воронеж, Изд-во Московского психолого-социального института и НПО «МОДЭК», 2005.

8. Письма Елены Рерих. 15.011.32. Т.1, стр.159. «Институт Культурных Программ», Санкт-Петербург, 2009.

9. Каммингс Ингрид. Живой ум. Преодоление ментальных, эмоциональных и профессиональных ограничений. «Весь», Санкт-Петербург, 2011.

10 Куринский В. А. Постпсихологическая автодидактика. HOMO GLOBALIS for global culture, Киев, 2006.

11. Альманах «Уроки Светописи». Книги 1, 2, 3, 4. ИД «Петрополис», 2006, 2007, 2008, 2010.

12. Письма Елены Рерих. 17. 8. 34.Том I, стр.298. «Институт Культурных Программ», Санкт-Петербург, 2009.

13. Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

14. Письма Елены Рерих. 28.06.32. Том I, стр.132-133. «Институт Культурных Программ», Санкт-Петербург, 2009.

15. Письма Елены Рерих. 1.03.29. Том I, стр.18. «Институт Культурных Программ», Санкт-Петербург, 2009.

16. Письма Елены Рерих. 17. 4. 34. Том I, стр. 198-199. «Институт Культурных Программ», Санкт-Петербург, 2009.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 13.06.2012