Л. М. Емельянова

Будущее исторической науки

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

 

1.Философские основания истории. История в широком смысле слова есть процесс рождения, развития и гибели природных и социальных форм. История как наука, изучающая процесс развития человечества, ведёт своё начало с пятого века до н.э. от Геродота и Фукидида. И хотя к настоящему времени она уже достигла значительного развития, её формирование как истинной науки в будущем, ибо до сих пор история находится на описательной стадии развития. Большинство историков по-прежнему видят свою задачу только в описании прошлых событий, и лишь очень немногие осознают, что для превращения истории в подлинную науку она должна не только описывать исторические события, но и постигать породившие их причины, до исследования разрешить многие теоретические вопросы, необходимо встающие перед каждым вдумчивым учёным. История не может стать истинной наукой без опоры на философское знание, к тому же не всякое, а на истинное, даваемое Великими Учителями в прошлом и настоящем.

Философские основания исторической науки были разработаны ещё великим Платоном, его идеи легли в основу последующей философии истории Августина и Гегеля. Однако новая историческая эпоха и её задачи не позволили им принять во внимание взгляды Платона на индивидуальную эволюцию человека путём его многократных воплощений на Земле. Именно это утерянное звено в философской картине мира затруднило в дальнейшем построение непротиворечивой концепции философии истории. И только его восстановление и осмысление может увенчаться успехом, ибо нет истинной истории без истории человека, непрерывно существующего в историческом времени и развивающегося в нём до состояния Богочеловека. Однако мысль о том, что историк изучает деяния, возникающие во времени, но деятели и план их действий существуют до времени, была глубоко утверждена в классической философии истории. Принять это положение трудно позитивистски мыслящим историкам, но без его осознания невозможен прорыв в развитии исторической науки. Прежде чем рассмотреть некоторые теоретические проблемы современной исторической науки, мы остановимся на общих основаниях исторического процесса.

Существует три Начала или Причины мироздания. Беспричинная или Идеальная Причина мира - это Абсолютная Первореальность, не имеющая границ в пространстве и во времени, вечно пребывающая непрерывная Основа, дающая бытие всему становящемуся во времени. Она есть не только вечная Жизнь, непостижимая в своей сути, но и Абсолютная Мысль, Идеи и Законы, по которым разворачивается проявленный мир. Понятие Божества как Идеальной Причины мира утвердилось пантеизмом, который принимали все великие философы Востока и Запада. Первая причина мира - это Абсолютный Дух, Огонь или Всеначальная Энергия, периодически излучающаяся из недр Абсолютного и в свою очередь эманирующая множество духовных искр, ей единосущных. Она является источником и движущей силой развития всех вселенских форм от галактики до песчинки. Творческая причина мира - это Иерархия творческих Богов - Космических Разумов или Логосов, галактических, звёздных, планетарных, которые планируют то, что будет совершаться в их системах, и порождают монады, которые будут этот план выполнять. Они творят согласно вечным Идеям и Законам, выраженных на всеобщем языке математики. «Нельзя обособить мысль от основной энергии мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной» (1). Не осознавая того, что мир познаётся разумом, потому Разумом создаётся и управляется, учёные пока остаются на поверхности изучаемых ими явлений. Но замысел Космического Разума может познать только высший разум человека, присущий его божественной природе, а не основанное на фактах рассудочное мышление.

Все проявленные миры существуют периодически; после периода покоя Пралайи наступает период проявления Манвантара, и именно Логосы воссоздают свои миры для нового цикла существования. Солнечный Логос, Творец нашей Солнечной системы, Дома, в котором мы живём и совершенствуемся, создал особый план для своего мира и манвантарные идеи, модели и архетипы того, что будет реализовано в процессе развития планет, их природного и человеческого миров. Созданный Логосом ноуменальный мир включает в себя Его огненные мысли, духовные причины, которые дадут свои всходы в мирах плотной материи, которые проявятся и в действиях людей, созидающих на планетах свой культурно-исторический мир. Логос порождает исполнителей своего плана - духовные монады. Каждой из них отводится своё особое место, которое фиксируется в первичных энергиях, облекающих изначальные духовные искры. Поскольку эволюция монад совершается на планетах, истинными их Зародителями считаются в Тайной Доктрине Логосы Планетарные, добавляющие дополнительные энергии к изначальным энергиям Солнечного Логоса. Монада вечна в сути, но в проявлении «создаётся» Богом, то есть рождается в том или ином мире, где получает своё первое зачаточное тело.

Следует строго различать вечную духовную искру, пребывающую неизменной в основе каждой формы мира, и порождённую монаду-странницу, духовное зерно. При зарождении зерна духа искра сочетается с первичными атомами высших планов Космоса, атмическими, буддхическими и манасическими, которые будут постоянными на весь период странствий этого зерна, являясь магнитами для накопления энергий. И если человеческая монада есть образ и подобие Бога, Триада, ибо все три её Высших Принципа в ней пробуждены, то в дочеловеческих монадах они находятся в потенциальном состоянии. Походя свою жизнь в минеральной, растительной, животной и человеческой форме, монада реализует потенции, в ней заложенные, овладевает материей плотных форм, развивает своё сознание и необходимые для этого тела. Каждая монада, пребывающая в дочеловеческих царствах, стремится стать человеком, а человек - Богочеловеком, а затем и космическим Логосом, ибо нет пределов восхождению духа.

Только учёные, знающие истинное учение об эволюции мира, не будут отрывать историю человечества от истории Космоса и Природы. Но философское учение о строении человека и видах его эволюции, которая совершается в плотном, тонком и огненном мирах Космоса, именно историк должен изучить более подробно. Нет исторического процесса без развития самого человека, потому учение о человеке должно лечь в основу будущей исторической науки. Современная же история и гуманитарные науки в целом разрывают неразрывное, они не задумываются о том, кто такой человек, откуда он приходит на Землю и зачем, поэтому не в состоянии разрешать вопросы, неизбежно встающие перед ними уже на уровне эмпирических исследований, что, в конечном счёте, тормозит развитие и наук естественных.

Для историка необходимо знать законы Всеединства и Иерархии. Все люди на Земле едины в сути своей, ибо содержат вечную духовную Искру, Божественную всеначальную Энергию, но все люди различаются качеством своего духовного зерна, ибо в духе принадлежат разным Светилам, имеют разных Космических Родителей. «Зерно, которое передаёт жизнь мощному духу, есть истинно то наследие, которое передается иерархическим Началом… Путник, который осознал удел огненного подвига, должен осознать закон космического наследия» (2). Но самое главное то, что все люди на Земле различаются степенью развития своего сознания и его проводников-тел, необходимых для осознанной жизни в различных сферах Космоса. Зерно духа есть жемчужина, которую каждый носит в себе, основа, на которой строится Божественное и Личное Эго человека, его бессмертная и смертная душа. Только многократно воплощаясь в плотной материи земли, космическое зерно превращается в Индивидуальность, Бога на Небесах, обладающего сознанием в высших сферах Космоса, и в бессмертного Богочеловека на земле, сохраняющего непрерывность сознания в мирах более плотных. Только упадая в землю, зерно может дать свои плоды, только поливаемый потом и кровью многих земных странствий восходит на небо упадший на землю дух, унося с собой собранные  сокровища.

Субъектами истории являются не просто земные люди и не их духовные монады, но Высшие Эго людей, которые бессмертны весь цикл существования Космоса и воплощаются из века в век в земные личности, и чем выше их развитие, тем больше их вклад в историю. Память бессмертного Духовного Эго человека и является источником исторического познания. В будущем истинное постижение истории будет определяться космическим правом, оно будет доверено людям с большими накоплениями и с развитым чувствознанием. Эти историки не только будут свидетелями тех или иных событий, память о которых останется в их душах, но и будут иметь достаточные духовные накопления, чтобы эту память пробудить. Воистину, познание есть припоминание, так как человек из сокровенных глубин своей бессмертной Индивидуальности извлекает знание и о прошлом, и о будущем, с той лишь разницей, что прошлое предстаёт в виде конкретных проявленных образов, а будущее - в виде потенциальных идей.

Итак, исторический процесс, во-первых, развертывается по плану Солнечного Логоса, верховного Бога-Творца, предопределившего общее развитие планетарных систем и существ, в них эволюционирующих. Этот план исполняют духовные монады, дочеловеческая эволюция которых осуществляется под руководством Иерархии Богов Природы, а человеческая - под руководством Планетарных Логосов во главе с Солнечным Логосом. Развитие монады в мире истории, в отличие от мира природы, совершается уже в силу свободного выбора человека. В мире феноменальном и историческом всё преходяще, неповторимо и ново, но план Логоса неизменен и вечен на Манвантару. Вот оттого и говорят философы о том, что вневременная логика идей разворачивается во временности природного и исторического процессов, под логикой в данном случае понимая не мышление человека, а мышление Логоса. История Земли не есть хаос случайных событий, она разворачивается согласно божественному Замыслу, который определяет как развитие каждой человеческой души, так и возникновение и смену народов.

Во-вторых, исторический процесс подчиняется фундаментальным Вселенским Законам, прежде всего Закону Цикла-Спирали. Цикл развития монады включает в себя два процесса. Путь вниз - движение от целостного и единого сознания до ограниченного и частичного. Здесь она забывает своё божественное происхождение, прикована к земле и миллионы лет, движимая законом Эволюции, набирается опыта, являя свои потенции в трудных условиях плотной материи. Путь монады вверх начинается с её сознательного движения к исходной точке полноты и единства. Впитав все плоды развития, в конце цикла она достигает более высокой ступени по сравнению с исходной. Далее процесс начинается снова и снова с высоты дух падает в материю, чтобы подняться ещё выше.

Закону Цикла подчиняется и человеческая история. Она совершает определённый цикл не от животного, а от духовного начала, единого и целостного образования, в котором элементы находятся в органической взаимосвязи и гармонии, обладают знанием и силой. Разворачивается через промежуточные этапы, в которых целое распадается на части, каждая часть утверждает свою самодостаточность и значимость, наступает противостояние отдельных частей и даже их вражда. Развитие завершается возвращением к началу, но к началу более совершенному, чем предыдущее, ибо оно вбирает в себя весь опыт пройденного пути. Развитие завершается созданием новой гармонии частей, которые изжили все их разъединяющее и объединились в свободе и любви.

История начинается не с эпохи звероподобных людей или с первобытного общества, а с эпохи божественных существ и высочайших цивилизаций. Циклическое развёртывание истории как смены семи Рас и семи Субрас описано в Тайной Доктрине, к тому же утверждающей, что человечество нашего вида существует на планете уже 18 млн. лет., то есть гораздо более длительный период, чем могут допустить современные историки, которые даже прошедшее тысячелетие воспринимают как время далёкого прошлого, а людей, живших в те времена, сильно от нас отличающихся. Но процесс эволюции человека совершается очень медленно.

Древние философы также делили бесконечные периоды человеческого существования на циклы, в течение которых человечество постепенно доходило до высочайшей цивилизации, а затем постепенно опускалось до варварства, чтобы снова начать свой подъём. «В истории мы наблюдаем регулярное чередование приливов и отливов развития человечества. Великие царства и империи мира сего после достижения кульминационного взлёта своего величия снова опускаются вниз в соответствии с тем же законом, по которому они когда-то поднимались; так человечество, опустившись до самой низкой точки, снова собирается с силами и опять восходит, причём высота его восхождения, по закону прогрессии восхождения, на этот раз будет немного выше той точки, с которой оно в последний раз начало свой спуск. Деление истории человечества на Золотой, Серебряный, Медный и Железный века не есть выдумка» (3).

 

2. Теоретические проблемы современной истории. История есть, во-первых, изучение коллективной судьбы человечества. Традиция, ведущая своё начало ещё от Дж. Вико и И. Г. Гердера, в качестве предмета изучения избирает отдельные народы. Историки выделяют тот или иной народ, изучают его возникновение, развитие и гибель, связь с другими народами, вклад в мировой исторический процесс. Но здесь перед историками встаёт важный теоретический вопрос: «Что делает из разрозненной совокупности людей единый народ, целостное пространственно-временное и культурное образование?» Учёные дают эмпирическое определение народа, перечисляя его необходимые внешние свойства. Народ или этнос это большая группа людей, объединенных единой территорией, единством происхождения и временем существования, единым этническим типом и национальным характером, и наконец, единой духовной культурой, которые многие историки  считают важнейшей отличительной чертой народов. Именно духовная культура - язык, мифология, религия, искусство, обычаи и нравы - определяет культуру материальную, отражается в социально-политических институтах, таких как государство, церковь, партии, образовательных учреждениях и т.д. И это так, но все же уже здесь следует заметить, что истинными творцами культуры является лишь малая часть человечества, которые привносят культуру в тот или иной народ, в нем воплощаясь, но по сути своей к нему не принадлежат. Народы в свою очередь усваивают принесенное, развивая его отдельные элементы в силу своего разумения и талантливости. К тому же, мы теперь знаем, что Мудрость Великих Учителей, положенная в основу философии и науки, религии и искусства, творчески развиваемая их учениками и последователями, связывает человечество в единство, но каждый народ в своих мифах, легендах, религиозных представлениях, народном творчестве, обычаях, традициях проявляет ее по-своему.

Философски мыслящий историк будущего будет осознавать, что сущность любого явления не сводится к простому перечислению его свойств,  не столько выше перечисленные внешние факторы делают толпу народом, но суть, которая лежит в основе определенной общности и должна существовать до её образования. Согласно Тайной Доктрине народ это самое маленькое подразделение более больших объединений людей, таких как Раса, Подраса и Родственная Ветвь. Народ - это большая Семья людей, объединённых единым Космическим Родством, то есть качеством духовного зерна, определяющим их эволюционный путь, и степенью их Космического развития, то есть степенью проявленности их Божественной Индивидуальности и её связи с земной личностью. «Оккультисты прослеживают этническое родство и его разветвления на различные национальности, расы и подрасы более простым способом, который позволяет им проводить свои исследования с той же уверенностью, с которой географ отыскивает нужное место на карте. Как географу по различно окрашенным линиям легко проследить границы многих государств и их географическое положение, ландшафт и разделяющие их моря, реки и горы, так и оккультист, разглядывая отчётливо видимые ему аурические контуры и цветовые оттенки внутреннего человека, может безошибочно определить, к какой из семи различных человеческих семей, а также к какой особой группе и даже подгруппе данной семьи принадлежит тот или иной народ, племя или человек… Весь вопрос упирается в проблему реальности или нереальности этого внутреннего человека, существование которого открывается посредством ясновидения» (4).

Только в будущем, когда учёные будут познавать истинную сущность людей, проявляющуюся в их внешних характеристиках, они смогут более точно выделять и отдельные народы. Поскольку в настоящее время историки выделяют тот или иной народ в силу сложившейся традиции или берут за основу отдельные из перечисленных выше факторов, то часто наталкиваются на многие проблемы, разрешить которые пока не в силах. К тому же мы живём в сложное переходное время, когда рождаются не только новые подрасы настоящей Пятой Расы, но и новая Шестая Раса. Переходная эпоха отличается большим смешением народов, некоторые народы ушли или уходят с исторической сцены, на их месте появляются новые народы, которые хотя и носят прежние названия, но по сути своей ими уже не являются. Народ завершает своё существование, когда за отведённый ему срок всё способное эволюционирует и отбирается для следующего этапа эволюции, который должен протекать на насыщенном новыми энергиями месте. Эволюционные семена уходят, отставшие доживают свой век. Если застой приходит туда, где были значительные очаги культуры, значит, крупные души ушли, а простые люди продолжают жить былым величием и славой своих предков. Дух животворит воистину, ибо там, где мы находим руины, народы предали забвению и поруганию своих творцов и героев. Внешне это проявляется как материальное и духовное обнищание народа, в конечном счёте, старый народ завоёвывается новым народом. Историки должны учиться различать временный кризис народа от его окончательной гибели, нарождающиеся народы от старых народов, народы, связанные между собой кармической преемственностью или чуждые друг другу, иначе многие вопросы останутся без ответа. Как, например, современные греки и итальянцы связаны с прошлыми греками и римлянами, представляют ли они одни народы или уже разные, хотя и проживающие на прежней территории!? Культуру греков и римлян наследовала вся Европа, которая включает ныне много народов, находятся ли эти народы в родстве, если да, то чем оно определяется?!

У каждого народа есть своё предназначение, определяющее его особый вклад в мировую историю, то, что иногда называют национальной идеей. Если объединённые в народ люди должны на определённом этапе своей эволюции развить определённые стороны своей души и её способности, то и народ в целом должен их проявить. Например, если это мужество и воля, то это будет народ-завоеватель, если это чувство прекрасного, то будет народ с развитым чувством красоты, если это разум, то он проявит интерес и способности в области наук. Для реализации своего предназначения народу задаются необходимые условия существования, место и время жизни, посылаются определённые Водители, призванные руководить народом, сеять зёрна культуры для их взращивания в определённой социальной среде. Одной из важных задач историка и должно быть постижение цели существования изучаемого им народа. Однако познать идею народа научными методами можно только после того, как народ её осуществил. Но можно ли познать идею народа до того, как она должна реализоваться и сознательно вести народ к его цели? Можно ли сделать историю и наукой о будущем, тем возвышая её значимость для человечества?

Предназначение народа, цель его существования должны знать его земные руководители и учителя, но как они могут это узнать? Народы рождаются и умирают не случайно, в их смене есть причинная связь и последовательность, заданная Логосом, им же задаётся и цель их существования. Но может ли человек постичь этот План, может ли он, находясь внутри истории, выйти из её русла и окинуть историю общим взглядом? Только встав над временем, то есть объединив своё земное сознание с сознанием своей Божественной Сущности, он сможет постичь вневременные идеи, лежащие в основании временного потока. А до того он может опираться на знание, данное ему Свыше великими Учителями и Наставниками рода человеческого, которые стоят на вершинах Истории и видят не только то, что уже совершилось и совершается  внизу, но и то, чему предназначено свершиться.

Предметом истории является и изучение жизнедеятельности личностей, оставивших свой след в истории. Только здесь мы можем найти ответы на трудные вопросы о причинах исторических событий, понять, почему данное событие произошло так, а не иначе. Любое историческое действие осмыслено, так как человек ставит перед собой определённые цели и пытается их достичь. Задача историка не просто описать внешние поступки людей, но и познать их, то есть понять их намерения и мотивы. Крупный английский историк и философ Р. Коллингвуд справедливо считает, что история не может стать научной до тех пор, пока историк не будет в состоянии воспроизвести в своём сознании мысли и переживания, цели и мотивы, которые лежали в основе действий других людей.

Историк, изучающий деяния личностей, неизбежно ищет ответы на сложные вопросы, почему данный человек ставит именно эти цели, а не иные, что вообще заставляет одного человека стремиться к власти и завоеваниям, другого к познанию, третьего к творчеству в области искусства, а многих и многих других ничего не интересует, кроме его маленького обыденного мирка? В конечном счёте, речь идёт о постижении глубинных мотивов человеческих действий, которые только отчасти видны историку-эмпирику, поскольку он может видеть жизнь человека со стороны в её завершённости и вписанности в совокупность других событий и судеб. Однако в данном случае не должны ли мы решить более общий теоретический вопрос о причинах различия людей вообще, о призванности, одарённости и вкладе в исторический процесс одних людей, и о бездарности, безликости и ничтожности других? Почему одни люди оставляют свои следы в истории, а другие проходят без следа, почему одни преодолевают ограниченность личной судьбы и вписывают её в общечеловеческую историю, а другие, напротив, составляют её бесполезный балласт?

Должен ли историк давать ответы на эти трудные, но чрезвычайно важные вопросы, и может ли он дать на них ответы, если не будет знать об эволюции человека путём многих жизней на земле, о различии людей по степени их эволюционного развития? Чтобы понять, что собой представляет тот или иной человек в настоящем и что от него можно ждать в будущем, нужно знать не столько то, кем он был в своём детстве или в юности, а кем он был в историческом прошлом. Причины наших настоящих мыслей и деяний нужно искать в наших прошлых воплощениях, а не в маленьком звене однократного земного бытия.

Истинными творцами и двигателями истории являются пока очень немногие жители Земли, развитые Индивидуальности, люди с большими накоплениями. Это великие философы и религиозные реформаторы, гениальные поэты, художники и музыканты, крупные учёные и водители народов. Историческое творчество есть прежде всего результат их усилий, окружающие массы принимают и развивают их идеи, поддерживают или отвергают их устремления. Крупная личность есть тот фокус, вокруг которого формируются как малые сообщества, так и целые народы. Невелико число этих подвижников по сравнению с общей массой человечества, но благодаря их огненным устремлениям движется история. Нелегка их жизнь, не понимаемые и гонимые неблагодарным большинством, они в жутких напряжениях и страданиях преодолевают сопротивление среды, созидая то, что постепенно принимается всеми народами. Они соль Земли и первопроходцы человечества. «Мы не желаем превозносить особенно огненных людей, но должны, поистине, сказать, что они двигают мир. Нужно не забыть, что этим людям вовсе не легко среди прочих сочетаний. Справедливо сказание об Огненном Ангеле с опалёнными крылами»(5).

История, включающая в себя жизнеописания личностей, которые оставили свой след в истории, является, на наш взгляд, более важной и первичной по отношению к истории народов. Но исследование исторического процесса с его внутренней духовной стороны будет возможно только тогда, когда мы будем в состоянии изучить воплощения высоких душ и их роль в развитии народов. Серьёзно и глубоко ставя вопрос о причинах наших действий, историк превращается в человека, который пытается постичь законы Перевоплощения (Цикла) и Кармы (Причинности). «Карма никогда не искала разрушить умственную и личную свободу, подобно Богу, измышленному монотеистами. Не она облекла во тьму свои указы с намерением вызвать смущение человека, также как не покарает она того, кто отважится исследовать её тайны. Напротив того, кто через изучение и созерцание раскроет её запутанные пути и прольёт свет на эти тёмные тропы, в извилинах которых погибает столько людей вследствие их неведения лабиринта жизни, тот трудится на благо своих близких. Карма есть Абсолютный и Вечный закон в Проявленном Мире» (6). Эволюционный авангард человечества является двигателем эволюции ещё и потому, что, устремляясь вверх, он принимает на себя часть общей кармы, искупает дисгармонию мира, созданную трутнями и чернью. «Удел героических Душ, Спасителей нашей Расы и Нации - найти причину этого неравномерного давления Карающей Кармы и высочайшим напряжением восстановить равновесие сил и уберечь людей от морального разложения, в тысячу раз более гибельного и неимоверно злого, чем подобная физическая катастрофа»(7).

 

3.Эволюция человечества. Историки будущего будут знать не только об индивидуальной эволюции человека, но и об общей эволюции человечества Земли. Прежде всего о том, что исторический процесс на планете разворачивается по плану Великих Владык, который Они не только разрабатывают на Небесах, но и осуществляют на земле, являясь Руководителями и Водителями человечества. Изучение Их воплощений, которые уже раскрыты и которые ещё предстоит раскрыть, поможет нам не только постичь направление исторического процесса, но и увидеть, какими великими жертвами оплачено наше продвижение вперёд.

Первым на Землю ради помощи нарождавшемуся человечеству пришёл Великий Владыка, воплощение Солнечного Логоса нашего Космоса. Будучи Создателем и Водителем нашей системы миров, Он непосредственно помогает планетам в первом периоде формирования человеческого сознания. Поскольку и Земля в Четвёртом Круге своего развития вступила в труднейший период развития интеллекта, Он на протяжении этого длительного периода стоял и будет стоять здесь как Ману планеты и Учитель её Учителей. Когда наступил период превращения полуживотного человека в разумное существо, с высот Огненного мира Он спустился на Землю и уже в Третьей Расе и принял на ней многочисленные воплощения. Его самопожертвование во имя нарождающегося человечества было высочайшим, и потому Его называют «Великой Жертвой».

Великий Владыка пришёл на планету вместе со своей Духовной Половиной, Женой, «облачённой в Солнце», равной ему по развитию, которую мы называем Матерью Мира. И Её жертва во имя Земли была величайшей, и Она с высот Огненного мира спустилась на Землю и совсем недавно закончила своё последнее земное воплощение. Она принесла в мир Великое Учение, синтез всех духовных учений, данных человечеству прежде. Она открыла тайну о сущности Великого Учителя Земли, чтобы люди, наконец, узнали, кому они обязаны и своим спасением, и уникальностью своей эволюции. «Пора человечеству приблизиться к мировой, Космической Тайне - Единого Аватара, оявленного с каждой Манвантарой... Ярый уявляется и первым человеческим Атомом. Помните выражение в древних Учениях - «Ветхий Деньми»! Ярый уявлен Владыкою и нашего настоящего Солнца, и Солнечной Системы, и… Нет Бога, кроме Богочеловека, или Монады, прошедшего весь путь воплощений и уявившего раскрытие и развитие всех заложенных в его Существе принципов до совершенства, положенного на эту Манвантару и далее… Космический Разум не коллектив, но ярый Разум Космического Иерарха, который хранит своё солнечное ядро, свою Солнечную Монаду»(8).

Своей эволюцией земляне обязаны и ближайшим сотрудникам Великого Владыки, шести Великим Космическим Учителям и их Тарам, а также ученикам и близким, число которых также крайне мало. Учителей и их учеников Тайная Доктрина называет «Сынами Мудрости»,  «Небесными Йогами» или «Нирманакая», ибо они достигли Нирваны, высшей степени своего развития на высших планетах, но отказались от пребывания в высших сферах и помогают человечествам других планет в становлении разума. Нирманакая - великие Адепты прошлых веков, «которые, отказавшись от своего законного права на Нирвану, остаются в наших сферах не как «духи», но как полностью духовные человеческие существа. Если не считать видимой телесной оболочки, от которой они освободились, они остались такими же, каким были, чтобы помогать страждущему человечеству, насколько это возможно без нарушения кармического закона. Поистине, это «Великое Самоотречение»; непрестанное осознанное самопожертвование, которое длится веками и зонами, вплоть до того дня, когда глаза незрячего человечества, наконец, раскроются, и не только некоторые, но все люди могут увидеть универсальную истину. Эти существа тоже могли бы считаться богом или богами, если бы только позволили воздвигнуть пусть даже самый маленький алтарь в свою честь и через него зажгли в наших сердцах искру, которая непременно разгорелась в пламя обожания от одной только мысли об этом, самом чистом из всех, жертвоприношении. Но они никогда этого не сделают» (9).

Именно воплощения этих Богов (Великих Учителей) и Полубогов (их учеников) сохранили как древние мифы и легенды, так и анналы записанной истории за истекшие 5 тысяч лет. Именно воплощения этих Великих Индивидуальностей в основном и изучают современные историки, и пора им знать, кто они такие. «Как-то давно Владыка сказал, что, истинно, знающих Духов не более ста на всём протяжении нашей Планеты. Это при нашем-то двухбиллионом человечестве!.. Самомнение людей есть самая трагическая страница в истории нашего человечества. И трагизм этот обнаружится во всей мощи, когда люди будут в состоянии заглянуть в правдивые рекорды истории Планеты. Когда они увидят, что если бы не великое самопожертвование нескольких Высших Духов, пришедших на заре нашего зарождающегося физического человечества и воплощавшихся на протяжении эонов при каждом поворотном пункте в истории Планеты, чтобы дать новый импульс сознанию человечества, и если бы не усилия в этом же направлении малого числа Их учеников и близких, то человечество наше находилось бы и посейчас в состоянии троглодитов. Так можно проследить, как Единое Эго Величайшей Индивидуальности проявлялось в целом ряде Великих Образов. Истинно, очень мало каких-либо значительных воплощений остаётся на долю землян! Истинно, этим Бодхисаттвам, как их называют на Востоке, обязаны мы всем самым ценным самым высоким, самым насущным, ибо они насытили сознание наше и тем преобразили и продолжили жизнь нашу» (10).

Приход существ с высших духовных сфер мифологическая и религиозная традиция многих народов выразила многозначной аллегорией Падения Ангелов с Небес, ключи к постижению которой нам даны теперь в Новом Откровении. Оно отвечает на вопрос, чем был обусловлен приход Сынов Мудрости на Землю? Во-первых, восстанием Манасапутр, Сынов Разума, которым было предназначено Законом Кармы продолжить свою человеческую эволюцию на Земле. Это были те, кто либо достигли Нирваны, высшей ступени своего развития в предыдущей Манвантаре на более низкой планете, и должны были продолжить свою эволюцию на высшей; либо те, кто не достигли Нирваны и были призваны сделать это на Земле. Продолжая свою эволюцию на Земле, Манасапутры должны были согласно Закону наделить искрой разума и её человечество. Только с помощью сознательных существ духовная монада соединяется со своим земным телом. Этот мост между высшими принципами и земной формой возжигается искрой, ментальной энергией, превращающей полуживотного человека в разумное существо. Но большинство Манасов отказались воплотиться в тела ранней двуполой Третьей Расы; посчитав их не готовыми, они отложили своё воплощение на более поздние сроки. В итоге на Земле разыгралась трагедия и её человечество было поставлено на грань деградации и вымирания.

В ходе естественной эволюции на Земле произошло разделение полов, но животные разделились на самца и самку первыми, и первыми стали порождать себе подобных физически. Люди, не обладавшие искрой разума, сочетались с самками животных и породили чудовищ, расу согбенных животных, ходивших на четвереньках и покрытых рыжими волосами. Хотя люди, лишённые разума, совершили это зло бессознательно, оно породило свои кармические следствия. Тогда-то Владыка и Матерь, их сыновья и дочери пришли на Землю, пожертвовав своей чистотой ради спасения человечества. Люди осознали содеянное после того, как не только Сыны Мудрости из высших сфер воплотились среди них, но и высшие Манасапутры одарили их искрою разума, приняв, наконец, земные воплощения. Манасы при этом получили тела, уже осквернённые грехом; уплотнившиеся за счёт животного магнетизма, они закрыли духовные силы людей и размножение непорочным путём, силою Воли и Йоги, стало невозможным. Их промедлением была порождена Карма, которую они искупают до сих пор. Полубоги, достигшие достаточного развития своего Высшего Эго, оказались заточённым в животных телах. Трудно прикованным к земле и забывшим свою небесную родину, преодолевать в себе животный элемент, но эти неимоверные трудности, в конечном счёте, повлекут за собой большие достижения для тех, кто не падёт в борьбе со своими низшими вожделениями.

Во-вторых, Великий Приход был вызван восстанием Князя Мира сего Люцифера и превращением многих его духовных детей, монады которых зародились под его Лучом, в служителей зла. Нам сказано, что Люцифер как Зародитель Земли появился на ней с возникновения растительного и животного царства. Он задумал осуществить на Земле собственный план развития, который не согласовывался с общим планом эволюции нашей системы миров, начертанным Солнечным Логосом и выполняемым под Его руководством. Он захотел ограничить развитие человека только земным творчеством, обособив его от других планет. Может, это он решил уплотнить человеческие тела за счёт животного элемента, дать им физическую силу за счёт духовного утончения, задержать развитие духовности за счёт развития интеллекта и привязывания душ к земному миру!? Восстание Люцифера началось уже в конце Третьей Расы, возможно, тогда-то на помощь Владыке и пришли Великие Учителя Космоса. Но вполне организованный стан Братьев Тьмы получил своё начало в Четвёртой Расе, в Атлантиде.

В Четвёртой Расе воплотились и Манасы, не достигшие Нирваны. Мало того, что они приняли тела, создаваемые физическим рождением, они совершили грех неразумных существ Третьей Расы уже сознательно, вновь сочетавшись с животными. Сочетание Манасов с более материальными душами входило в планы земной эволюции, но осквернение человеческих тел путём совокупления с животными было её нарушением. Усиление животных элементов в низших проводниках затемняло духовный луч, который становился всё тоньше, пока у многих не исчез совсем. Это повлекло за собой падение Расы, ставшей чёрной от греха. Похоть, гордость, ненависть, стремление к господству над себе подобными превратили Атлантов в расу чёрных колдунов, которыми руководили тёмные Адепты. «Семя жены или похоти раздавило главу семени плода мудрости и знания, обратив священную тайну размножения в животное удовлетворение; потому закон Кармы «раздавил пяту» Расы Атлантов, постепенно изменив физиологически, морально, физически и умственно всю природу Четвёртой Расы человечества, и человек из здорового царя животного творения Третьей Расы стал в Пятой, нашей Расе, жалким золотушным существом и оказался на нашем земном шаре богатейшим наследником болезней, телесных и наследственных, и наиболее сознательно смышленым зверем из всех животных» (11). Главный грех человечества состоял в использовании творческого дара ради чувственных наслаждений. Карма Атлантиды довлеет и над Пятой Расою, все, кто пали в борьбе с низшими стихиями, будут уничтожены, их монадам придётся вновь начинать эволюцию с низших царств природы на низших планетах.

Многие Манасапутры, созвучные Люциферу по Лучу, среди которых были крупные души с развитым Высшим Эго, пали вместе со своим Космическим Отцом, и вместо помощи человечеству стали ему вредить. И с высокой ступени развития можно упасть, если в какой-то момент свернуть с дороги добра и вступить на путь отречения от высших достижений во имя временного господства над земной материей. Если вместо служения людям стремиться к их покорению, то постепенно закрываются духовные очи, и человек становится сознательным служителем зла, тёмным магом или колдуном, который своими недостойными деяниями препятствует эволюции человечества. Стремясь к уничтожению всех, кто ей служит, он становится врагом носителей Света. И ярость, и безжалостность его глубоки, ибо он понимает безнадежность этой борьбы, так как невозможно уничтожить высшие духовные Огни земными тенями.

Высшие Иерофанты Зла являются врагами Великих Владык, но поскольку они являются исполнителями Кармического Закона, сотрудниками Природы на разрушение, она не могут быть уничтожены до наступления определённого времени. В отличие от простых развратников и преступников, они обладают утончёнными пороками и жестокостью. Поскольку их личность лишается света Высшего Я, постольку они утрачивает способность к высшим духовным знаниям и переживаниям. Истину они перемешивают с ложью, выдавая знания астрального мира за высочайшие духовные откровения. Вместо нравственных чувств и угрызений совести, которые могут вернуть их на праведный путь, у них господствует холодный интеллект, оправдывающий путём сложнейшей казуистики все их злодейства. Эстетическая глухота и отсутствие нравственных переживаний  превращают их в людей, лишённых сострадания и жалости. Их задача не физически, но духовно погубить свою жертву. И как часто они надевают на себя личины света, приходят в одеждах служителей добра, и великая беда ждёт тех, кто не разберётся в их сущности.

Будущие историки будут знать, что  исторический процесс на Земле сопровождается яростной борьбой сил Света с силами Тьмы. Воплощения служителей Зла также отмечены в исторических рекордах, и в дальнейшем необходимо разобраться, кто есть кто, но сделать это будет далеко не просто, ибо до сих многие служители зла почитаются народами как высочайшие подвижники. «История пишется и слагается событиями и назначенными Свыше Водителями, имена сподвижников вносятся в историю, поскольку они были близки водителю. Этот закон космический и потому не может быть обойдён. Конечно, также отмечаются и Девадатты и тому подобные типы, но не думаю, чтобы кто-нибудь позавидовал их славе» (12).

Аллегория о Падении Ангелов очень сложна, ибо в ней было отражено множество явлений, связанных как с космической, так и земной эволюцией. В ней древним народам открывалась, с одной стороны, тайна божественного происхождения человека на Земле, тайна его падения с Небес ради продолжения человеческой эволюции. С другой стороны, она указывала на трудности и многие неудачи этого земного пути, так как своей свободной волей человек сознательно нарушил Законы Бога, создав себе страшное кармическое возмездие, в результате которого, вместо того, чтобы подняться выше, многие упали вниз. Необходимо вместить эти великие тайны, ведь именно здесь лежат ответы на вопросы о причинах зла и стольких страданий на Земле на протяжении многих и многих тысячелетий, о трудностях и настоящего времени, когда в великих муках и напряжённой борьбе рождается Новая Эпоха.

Приход сынов Мудрости на Землю, вызванный восстанием Люцифера, а затем и его духовных детей, был необходимым своей жертвой Они спасли землян от вырождения, но он был  вынужденным и преждевременным. Этот преждевременный приход Существ Высших миров, их водительство и учительство, а также передача землянам высших энергий для утончения низших проводников, нарушили естественный ход эволюции Земли, что повлекло за собой большие трудности. Эти трудности состоят, прежде всего, в неимоверном различии сосуществующих на планете людей, как в их умственных способностях, так и в их нравственных качествах. Один человек уже восходит к вершине эволюции, но множество других ещё не приблизились даже к её подножию.

Таким образом, на Земле сейчас присутствуют Великие Космические Учителя, которые хотя и завершили к настоящему времени свои проявления в земной плоти, но находятся в тонких сферах вокруг планеты. Их Волю на земле выполняли и до сих пор выполняют ученики, которые без отдыха воплощаются на земле, но в настоящее время некоторые из них также завершают принятый цикл воплощений. «Урусвати знает, что поверх всех поколений существуют деятели, которые предвидят направление эволюции. Такие Наши сотрудники могут быть находимы в разных странах и веках. Мы производим через них устремления по различным усвоениям протекающей эволюции. Но нужно понять, что такие деятели не только редки, но они не находят себе места во всех поколениях. Можно сказать - они не жители Земли, но гости, полные воспоминаний о лучших мирах. Не может быть для них лёгкой земная жизнь»(13).

Их места постепенно будут занимать Манасапутры, которые целиком воплотились на Земле ещё в Третьей Расе, которые обладают развитым Высшим Эго и пронесли свой свет в земных потемках. Именно они составляют ныне немногочисленный авангард человечества, они же будут служить семенами новой Расы, которая рождается сейчас на Земле. Именно их духовная эволюция была ускорена Великими Владыками, среди трудностей земного существования именно им дана была возможность за более короткий срок пройти положенный путь развития, что достигается в спокойном существовании.

Большинство человечества составляют те, кто получили лишь искру, люди среднего уровня. Они должны приобрести свою разумность в течение эволюции настоящей Манвантары, после чего в следующей будут готовы воспринять «Сынов Разума». У них тонкое тело почти оформлено, но тело мысли находится в стадии формирования, ибо «самое тонкое ментальное тело оформлено лишь у избранных» (14). Отсталое человечество представляет собой тех, кармическое развитие которых не позволило им принять искру. Племена дикарей, умственные способности которых незначительно отличаются от уровня животных, достигнут уровня среднего человечества в следующем цикле эволюции. Знать различие людей по степени развития необходимо водителям и наставникам. Это и является истинным гуманизмом - требовать от людей только то, что они могут сделать, и давать им то знание, которое они могут вместить.

Сейчас человечество переживает труднейший период своей истории, ибо совершается переход к новому эволюционному циклу. Но многие души, отставшие и упавшие в эволюции, поскольку веками они попусту растрачивали свои духовные силы и опустошили сокровищницу своей души, не готовы к этому переходу и всячески ему препятствуют. Новая история начнётся только тогда, когда человечество вспомнит о своей небесной родине и целях, ради которых оно пришло в материальный мир, когда вновь возродится забытое духовное знание. Будущей истории будет отведена большая роль не только в познании мира, но и в воспитании человечества, ибо описание жертвенных  воплощений Великих Личностей будут являться для людей наглядным примером подвига и самопожертвования, к тому же они увидят, какими усилиями достигается путь к вершинам духовной эволюции.

 

 

Литература

1. Агни Йога. Надземное, 213.

2. Агни Йога. Мир Огненный. Часть третья, 73.

3. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т.1. М. 1993. С.95.

4. Блаватская Е. П. Гималайские Братья. М. 1998. С.145-146.

5. Агни Йога. Мир Огненный. Часть первая, 2.

6. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. СПб., 1991. Т.2. Ч.1. С. 375.

7. Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1993. С.182.

8. Рерих Е. И. Письма в Америку. М., 1996. Т.3. С. 227, 463.

9. Блаватская Е. П. Новый цикл. М., 2001. С.71-72.

10. Рерих Е. И.Письма. М., 2000. Т.2. С.533.

11. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. СПб., Т.2. Ч.1. С.505-506.

12. Рерих Е. И. Письма. М., 1999. Т.1. С.242.

13. Агни Йога. Надземное, 369.

14. Агни Йога. Мир Огненный. Часть третья, 369.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 10.06.2012