Бориэль Сим

Эксперимент от Адама

Фрагменты второй главы книги: Бориэль Сим. Пять жизней на Земле. Эволюция душ. Книга вторая: Небесный эксперимент. - Израиль: ICL, 2009. 212 стр. ISBN: 9789659119226

 

Фрагменты предыдущей главы см.: http://grani.agni-age.net/articles12/4844.htm

 

 

- Творец создал нас всех эгоистами, дав незрелым душам рождаться людьми, и вместе с тем предоставил столь широкую свободу воли, какая животным и не снилась... Зачем? Для того, чтобы мы потом, досаждая друг другу, страдали? Ведь Творец как Всемогущий мог бы...

 

Старик отрицательно покачал головой:

- Уверяю Вас, Шай, Творец не желал и не желает навредить человеку или причинить ему злое. Творец и зло - несовместимы. Сие есть аксиома абсолютного добра. Вас, надеюсь, не удивляет то, что люди рождаются необразованными и должны самостоятельно осваивать язык общения, правила общежития, постигать науки и приобретать трудовые навыки?

 

- Это меня не удивляет.

 

- Творец создаёт в мире вещей не плоды, но семена, их генотипы, а в мире духовном - не совершенные души, равные Ему, но зародыши душ, коим предстоит развиваться и созревать самим. Главная тенденция творения - это развитие, творческое продвижение от примитивного к сложному, от незрелого к зрелому, от нравственно низкого к высокому, от далёкого от Творца к близкому Ему. Творец верит в человека и знает, что те, что пока топчутся на месте и даже деградируют, в конце концов, справятся со своими проблемами, победят эгоизм и приблизятся к Нему. Надеется Он и на человечество...

 

- Если Творец верит и надеется, значит, происходящее с людьми - это эксперимент?.. - удивился Шай. - Небеса ставят над нами опыт?

 

- Всё, что происходит с людьми на планете Земля, было и есть эксперимент.

 

- Что же, Творец заранее не знает, что произойдёт с людьми на Земле?

 

- По большому счёту, Творцу известно всё. Вместе с тем Его интерес к разным событиям в мироздании неодинаков. События, которые можно причислить к случайным, будь то мгновенное положение каждого атома во Вселенной, каждого микроба или муравья, Его мало интересуют. Существуют события, исход которых Ему известен заранее, например, местоположение небесных тел, предопределённое начальными условиями.

 

- Но жизнь и поведение человека, верно, вообще непредсказуемы, он ведь сам не знает точно, с кем будет общаться через день или неделю, о чём его спросят и что он ответит, что будет есть на обед и не схватит ли грипп...

 

- В мире происходят также события, исход которых Творец предвидит, - улыбнулся Нун, - но их течение зависит от обстоятельств, находящихся в руках наделённых Им свободой воли. Человек живёт по своему разумению, он может стремиться к Творцу, может противостоять Ему, может не признавать мир сотворённым, а самого себя считать всемогущим. Творцу интересно, наблюдать за тем, что происходит с разумными существами, познавшими добро и зло... И в Торе Он этого не скрывает.

 

- Что же, Земля - это... Небесная мастерская духовного развития?

 

- В некотором смысле именно так.

 

Шай задумался:

- Если я правильно понял, земной человек - это существо, эгоизм души которого находится в определённом диапазоне.

 

Нун кивнул.

 

- А в каком диапазоне?

 

Старик чуть поёрзал на скамейке:

- В диапазоне, соответствующем пяти человеческим ступеням духовного развития.

 

- Значит, уровень первой ступени человеку определён?

 

Старик кивнул:

- Творец создал прапредка современных людей Адама по Своему подобию. Он определил человеку душу весьма высокого уровня по сравнению с наиболее развитыми животными и заложил в неё Свою Искру. Человеку Творцом предоставлена возможность постигать Его Истину, понимать Его требования и выражать свои мысли ясной, членораздельной речью. Творец даровал человеку полную внутреннюю свободу, свободу волеизъявления, возможность общаться с Ним, учиться у Него, развиваться, повышать свой духовный уровень и приближаться к Нему. Творец поместил Адама в прекрасном Эдеме - земном рае, отгороженном от остального мира.

 

- Эдем, на иврите «эден», означает «удовольствие».

 

Старик кивнул:

- Адам жил в стране удовольствий. Творец открыл ему знания о мире и обучил его секретам многих ремёсел. Адам вёл диалог с Творцом, и это было его главным занятием, если не считать возделывания сада.

 

- М-м-м?.. А история со вкушением запрещённого плода?

 

- Адам жил бы в Эдеме неведомо сколько, если бы однажды не оскорбил своего Творца.

 

У Шая изумлённо расширились глаза:

- Вы хотите сказать, что Творец не ожидал такого поведения от сотворённого Им человека?

 

- Творец, разумеется, знал о возможности подобного развития событий, - улыбнулся старик. - Он испытывал человека.

 

- Насколько я помню эту историю, жившему в Эдеме человеку была Творцом дана первая от сотворения заповедь: плодитесь и размножайтесь...

 

Старик кивнул:

- «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и овладевайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле». Кроме того, разумному Адаму, наделённому Творцом правом самостоятельного выбора, была дана ещё одна заповедь: «И заповедал Бог человеку, сказав: “От всякого дерева в саду можешь есть. От дерева же познания добра и зла - не ешь от него, ибо как только вкусишь от него, должен ты умереть”».

 

- Признаться, я так и не понял, в чём смысл этой заповеди...

 

- Исполнение заповеди сией ограждало человека от знания того, что, в принципе, возможны злые поступки в различных вариантах, что иные из них обладают притягательной силой и что человек, наделённый свободой воли, может не устоять перед соблазном их совершить. Незнание сего секрета защищало человека от пробуждения таящегося в его душе эгоизма - качества совершенно лишнего и вредного, и, как следствие, от нравственного падения. Потому, - старик ударил тростью о землю, - Творец, понимавший, что любознательный свободный человек способен нарушить заповедь, предупредил Адама о смертельной ответственности за её нарушение: грешный человек станет смертным и не сможет обитать в Эдеме подле Него.

 

- Но Адам, видимо, не представлял себе ясно последствий...

 

Старик кивнул:

- Адам не имел представления о том, что такое грех и смерть и каким испытаниям подвергнет себя и своих потомков, если нарушит эту заповедь.

 

- Что же, первый человек был неискушённым, словно маленький ребёнок? А Творец, дав эту заповедь, надеялся сохранить его и его потомство в неведении?

 

- Почему Вы так подумали?..

 

- Родители тоже хотят оградить детей от наркотиков, острых предметов и дурной компании...

 

- Хорошее сравнение. Творец хотел испытать сотворённого Им человека, а если тот ослушается, то сам будет ограждать себя и свое потомство от зла и его последствий, уж как сможет...

 

- Испытать?

 

- Творец желал узнать, способен ли человек, наделённый свободой воли, знающий Творца своего, видящий Его и общающийся с Ним каждый день, слушаться и предпочитать Его волю своей, тем более, когда речь идёт о смертельной опасности для него. Человек был предупреждён не кем-нибудь, а Самим Богом!

 

- Эксперимент показал, что Адам оказался непослушным, как ребёнок...

 

Старик кивнул.

 

- А люди?

 

- Люди - это мыслящие существа, подобные Адаму, коим предоставлена свобода воли. В отличие от Адама, пока он жил в Эдеме, они не могут общаться с Богом лицом к лицу. Но Творец заинтересован в их духовном совершенствовании и мирном сосуществовании. Он надеется на то, что они проявят благоразумие и будут стремиться к тому, чего Он от них ожидает, и что Его волю предпочтут своей.

 

- И что же, Творец от этого будет испытывать удовлетворение?

 

- Намерения и поступки, соответствующие ожиданиям Творца, Ему приятны, иные - неприятны или нейтральны. Предоставив человеку свободу воли, Творец не интересуется каждым его шагом, хотя, повторяю, Ему доступна вся информация. Творец наблюдает за духовным прогрессом человека и человечества, наитствуя людям доброе и испытывая их индивидуальной и коллективной судьбой.

 

- Но людям же надо всё объяснить... - улыбнулся Шай. - Причём невозможно быть уверенным в том, что они послушаются.

 

- Разумеется. Сперва Творец объяснил Адаму. Впоследствии Он лично представлялся отдельным его потомкам, коих нашёл преданными Ему и готовыми исполнить Его волю. Через избранных, их устами Творец объяснял остальным людям, что можно делать и что нельзя.

 

- Но всё-таки... Неужели Творец не предполагал, что Адам наверняка познает зло, коли секрет его висит на дереве и выглядит как приманка? А если так, то разве не лучше было объяснить первому человеку, что есть зло? Разве не лучше для людей всегда знать правду, например, как действуют наркотики, какова опасность неосторожного обращения с острыми или взрывчатыми предметами и каковы возможные последствия попадания в дурную компанию?

 

- Знать, что истинно и что ложно, совершенно необходимо, ибо в этом суть любого знания. Но для человека, не достигшего духовной зрелости, познание зла может быть эквивалентным признанию того, что путь зла приемлем как средство достижения вожделенных целей. Для эгоиста, стремящегося к удовлетворению личных желаний, это будет означать нравственное падение.

 

Шай выпятил нижнюю губу и непонимающе потряс головой.

 

- Вы представляете себе, например, почему детям не разрешают смотреть фильмы для взрослых, почему взрослые скрывают от детей акты интимной близости? Или почему прячут от детей оружие? Или почему держат в секрете от дикарей технологию создания ядерной бомбы?..

 

Шай слегка кивнул и задумался:

- Наверное, высокодуховные существа вынуждены ограничивать доступ малосознательных к тому, что представляет физическую или нравственную опасность для них и для окружающих.

 

- Совершенно верно! Права личности должны соответствовать зрелости души, уровню развития её нравственного сознания. Только так можно сберечь гармонию в мире. И к этому необходимо всемерно стремиться!

 

- Любопытно... А как это относится к человеку, жившему в Эдеме?

 

- В Эдеме, благодаря царившей там Божественной гармонии, всё необходимое человеку было доступно без тяжёлого труда, конкуренции, невзгод и страданий. И не было ни малейшей причины для проявлений эгоизма в какой бы то ни было форме, тем более, для совершения злых поступков. Вся деятельность там состояла в том, чтобы постигать премудрости духовной реальности, желать и делать добро. Адаму просто в голову придти не могло совершать что-либо ради себя в ущерб обитателям Эдема. Зачем?

 

Шай пожал плечами:

- Так быть может, Эдем являет собой образец устройства общества будущего, когда на Земле наступит такое изобилие, что никому в голову не придёт отнимать у других? Обездоливать кого-то, чтобы копить себе... Но зачем копить? Бери и пользуйся всем, что душе угодно...

 

Старик улыбнулся и покачал головой:

- Вы верно мыслите, Шай, но несколько опережаете события... Мы непременно поговорим об этом...

 

- Адам, значит, был эгоист, но его эгоизм до момента познания им зла никак не проявлялся... Действительно, с чего вдруг проявится эгоизм в семье, которая обеспечена абсолютно всем необходимым?.. Но могут же возникнуть новые желания и потребности...

 

- Пожалуйста, Творец и их удовлетворит!

 

- Что же, Адам и его супруга знали об этом?

 

- Конечно!

 

- Но если человек был создан по образу и подобию Творца, то, значит, должен был быть подстать Ему. Разве не так?

 

Нун отрицательно покачал головой:

- По уровню духовного развития Адам был значительно выше животных, но весьма далёким от Творца. Творец ожидал от людей, наделённых Им Своей Искрой, чтобы они стремились к Нему, чтобы понимали важность собственного духовного роста, чтобы затрачивали усилия на самосовершенствование, а Он бы им с радостью в этом помогал. Ведь человек - тоже творец, микротворец; обладая предоставленной ему широчайшей свободой воли, он, уподобляясь Сотворившему его, может творить добро окружающим и изменять мир вокруг себя, делая его более нравственным и гармоничным. Сие ему заповедано.

 

- А жена?.. Творец создал Адама по своему образу и подобию... а Еву?..

 

- Творец говорит о человеке, имея в виду мужчину и женщину. В Торе сказано: «И сотворил Всесильный человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их». Эта фраза раскрывает цель существования человека - соответствовать образу Сотворившего его.

 

Шай задумался:

- Дерево познания добра и зла существовало, но существовал и запрет...

 

- Злое поведение ни в коем виде не должно было проникнуть в тот мир и нарушить его гармонию. Отсюда проистекал строжайший запрет на знание секрета зла его обитателями. Это ящик Пандоры, открытие коего способно погубить существа, наделеёные свободой воли, при том уровне духовности, каковым обладал первый человек. Но...

 

Шай звучно шлепнул себя ладонью по лбу:

- Незнание секрета зла гарантировало будущим поколениям счастливую жизнь, преисполненную добра и альтруизма, но оно не давало устойчивого иммунитета к злу, если вдруг, подобно вирусу, оно поразит души людей...

 

Нун кивнул:

- Словесный запрет в мире духовном равносилен замку на двери в мире вещей; нарушить запрет - всё равно, что взломать дверь, ведущую туда, куда у тебя нет разрешения входить.

 

Шай оживился:

- Итак, Адам, прежде не ведавший хорошо знакомых нам чувств смущения, стыда или страха, можно сказать, по наивности, а по сути, из-за недостаточной духовности, нарушил строжайший запрет Творца. Вместо того, чтобы строго исполнять волю Творца, он послушал жену, а точнее, последовал её примеру и вкусил запретный плод. И вирус зла тотчас его поразил...

 

Нун кивнул:

- Первый человек, наделённый Творцом широкой свободой воли, впервые в истории злоупотребил ею.

 

- И сделал он это, выходит, во вред самому себе и своим потомкам...

 

Старик развёл руками:

- Цель индивидуальной души заключается в её развитии. Путей много, и они разные. Совершив первое в истории человечества преступление, Адам поневоле предопределил себе и своим потомкам далеко не самый лёгкий путь, но зато весьма эффективный. Ведь Творец - милостив!

 

- А разве до этого Адам не представлял себе, что можно делать и чего нельзя или какие его действия к чему приведут?..

 

- Творец учил Адама и объяснял ему, что хорошо и что плохо. Но не поведал о злом поведении в многообразии вариантов. Это было секретом от него. Как выяснилось, Адам также не представлял себе, что за нарушение запрета Сотворившего его он может быть столь сурово наказан.

 

- Но что произошло в результате вкушения плода с дерева познания добра и зла? Что конкретно означает, что человек познал зло?..

 

- Во-первых, он узнал, что зло существует, во-вторых, в чём именно оно состоит и, в-третьих, как проявляется. А познав зло, человек повел себя так, как прежде ему было не свойственно.

 

- Испытал смущение от собственной наготы, испугался заслуженного гнева Творца и спрятался.

 

Старик кивнул:

- Адам начал с того, что не убоялся Творца и предпочёл свою волю Его воле. Затем, поражённый вирусом знания зла, он воспринял зло, в частности, ложь, как элемент духовной жизни. Помните, что ответил Адам Творцу, поинтересовавшемуся: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не от дерева ли, о котором Я заповедал тебе не есть от него, ел ты?»

 

- Адам возложил всю вину ослушания на жену, - улыбнулся Шай, - а жена - на змея...

 

- «И сказал человек: “Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от того дерева, и я ел“». Дескать, Ты Сам мне такую жену дал, и вот результат... - извернулся изменившийся Адам.

 

- Любопытно...

 

- Когда же Адам оказался в трудных, стеснённых условиях земного существования, проявился его эгоизм - качества человека, желающего «себе», «ради себя» и способного творить зло другим. Первый человек осознал, что злодеяния могут быть инструментом существования, порой весьма притягательным для малоразвитой души.

 

- Значит, Адам утратил былой духовный уровень?

 

Нун развёл руками:

- Нравственный уровень Адама был относительно невысок, он соответствовал тому, что мы называем первой ступенью или уровнем, с которого начинается первое человеческое воплощение на планете Земля. Его душа была незрелой. Но, подобно маленьким детям, Адам не знал, что зло вообще существует. Потому, познав зло, он, выражаясь современным языком, развратился, нравственно пал. И его эгоизм, соответствующий уровню его незрелой души, раскрылся в полной мере. Такой человек не мог далее оставаться в Эдеме. Творец вывел его оттуда и скрыл от него Эдем и Свой лик.

 

- Но прежде ведь они общались...

 

- Адам сперва принял к исполнению запрещающую заповедь Творца, но затем легко согласился её нарушить, полагая, что Творец не узнает об этом. Первым человеком, применившим двойные стандарты, был Адам. Можно сформулировать этот тезис шире: с первым человеком зло вошло в мир людей и пребывает в нём по сей день.

 

- М-м-м?..

 

Старик покачал головой:

- Первый человек своим проступком, совершенным по собственной воле, исключил себя из чудесного духовного мира и лишил себя и своих потомков многих благословений...

 

- Каких именно?

 

- После грехопадения человек стал смертным, подверженным недугам и болезням. Он утратил способность к сверхчувственному восприятию, к ясному видению сути вещей и их природы, замутнённому теперь влиянием эгоизма и желаний тела. Человек утратил ясное ощущение гармонии творения и своего единства с Творцом и всем миром. Мир для него стал враждебным, а он сам и его потомки - враждебными миру. Работа из удовольствия превратилась в тяжкое бремя труда.

 

- Но разве в Эдеме Адам бездельничал?..

 

- Адам был создан, чтобы работать на земле и через деятельность, благодаря следованию наставлениям Творца, развиваться духовно. Оказавшись за пределами Эдема, тяжёлым трудом, «в поте лица» он отныне должен был зарабатывать пропитание, постоянно заботиться о том, чтобы защитить себя и своё потомство от холода и жары, от диких зверей и врагов, коих в Эдеме у него не было вовсе. Любые знания теперь он приобретал в напряжении ума. Кроме того, он должен был учиться отличать добро от зла, пребывая в окружении подобных себе людей-эгоистов, заставляющих его страдать, испытывать страх и вынуждающих бороться за выживание.

 

- Любопытно... Но неужели Бог совсем не помогал ему?

 

- Конечно же, помогал, - улыбнулся старик. - Что человек может без помощи Бога?.. Но успех человека стал зависимым от благословений Творца, а они были обусловлены нравственностью его поступков и намерений, а также способностью испытывать стыд и раскаиваться в содеянном.

 

- Представляю себе, какой драмой было для Адама и его жены изгнание из Эдема...

 

- Изгнание из Эдема было первой драмой в истории человечества.

 

- Но если Адам был человеком первой жизни, то как же пять жизней на Земле?..

 

- С момента изгнания человека из Эдема и берёт своё начало программа пяти жизней на Земле, - улыбнулся Нун, - медленно разворачивающаяся по сей день... Столь несовершенным существам Творец предоставил широкую свободу воли, допустив сосуществование на едином пространстве людей с разным уровнем развития души.

 

- Трудовой эксперимент над командированными душами?

 

Старик кивнул:

- Жизнь для человека - это и командировка, и участие в эксперименте, и импровизация, и путь, на котором он непрерывно учится и шаг за шагом меняется. Необходимость трудиться стала благом для человека, ибо труд заставлял задумываться, через труд человек искал и находил ответы на главные вопросы своего бытия. Усовершенствуя орудия труда и мысленно обращаясь за помощью к Сотворившему его, человек развивал свою душу и становился более сознательным.

 

- В итоге мы имеем то, что называют «научно-технический прогресс», - улыбнулся Шай.

 

- Научно-технический прогресс, увы, извратил представления человека о мире, люди возгордились достижениями и стали удаляться от Сотворившего их. Ныне диалог с Ним - удел совсем немногих.

 

- А дерево жизни?

 

- «…и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла», - покачал головой старик. - Плоды дерева жизни способны спасти душу человека и избавить от круговорота рождений и смертей, сделать его бессмертным.

 

- Но оно же осталось в Эдеме...

 

Нун улыбнулся и развёл руками:

- Дерево жизни - это духовное дерево, как и всё в том мире. Человеку дарованы его семена, они в заповедях Творца. Человек должен взращивать дерево своей жизни сам, по воле и желанию своей души, ибо он в ответе за душу свою перед Создавшим его ради жизни вечной: «Теперь, может быть, протянет он руку свою и возьмёт от дерева жизни и поест, и будет жить вечно», - надеется на человека Творец.

 

Глаза Шая расширились:

- И где же эти семена сейчас?..

 

- В Торе Творца, в Книге Жизни. Человек - смертен и должен ответственно взращивать дерево своей жизни, чтобы заслужить избавление от страданий и вкусить плоды жизни благословенной, вечной. При этом он должен внимательно следить за тем, чтобы его корни не оказались в почве зла, дабы не погубить свою душу.

 

- И где же начало и конец этого пути?

 

- Путь проходит от незнания к знанию, от эгоизма и лжи к альтруизму и Истине Творца. Адам не пожелал следовать предназначенным ему Творцом путём, фактически избрав путь эгоизма и торжества своеволия, путь лжи, зла и страданий.

 

- Избрал?

 

Нун кивнул:

- Человечество стоит на этом пути и не желает сойти с него. Но несчастья и страдания заставляют задумываться, в результате чего то тот, то другой человек начинают понимать, в чём причина их бед, и быстрее или медленнее меняются, продвигаясь в своём духовном развитии.

 

- А Творец удалился?

 

- Творец скрыл лик Свой от человека. Сокрытие Божественного Присутствия - важное условие эксперимента.

 

- А какова продолжительность эксперимента?

 

- Эксперимент имеет два аспекта - личный и общественный, коллективный. В личном аспекте каждая индивидуальная душа идёт своим путём, продвигаясь шаг за шагом к Творцу. Но на Землю приходят новые души, влияя на облик человечества и пути его развития. Общественный аспект эксперимента - это разные варианты сценариев, кои условно можно свести к двум: благоразумному и трагическому. Пока всё идёт к трагической развязке. Когда мир, стремительно развращающийся и вооружающийся, окажется на пороге самоуничтожения, явится Машиах, Мессия.

 

- А зачем явится Мессия? Я много слышал это имя, но, признаться, никогда не понимал, о ком и о чём идёт речь...

 

- Задача посланца - открыть людям глаза на Творца и Его Истину. Если человечество признает Творца и откажется от зла, то произойдёт смена власти - планета окажется в руках людей сознательных, с высокими духовными целями, готовых претворить в жизнь Его волю. Всемогущий раскроет Себя людям и откроет человечеству блага мира духовного. Тогда Земля перейдёт в иное качество, и праведники будут жить на ней, как в раю, и эксперимент сей на том завершится. Если мир не признает Творца и не откажется от зла, то разразится небывалая катастрофа, и эксперимент тоже завершится, но иначе...

 

- Так что же, история человечества близится к завершению? - усмехнулся Шай.

 

Старик кивнул:

- Люди не видят верного выхода, и дело близится к финалу, причём, с нарастающей скоростью.

 

- Мне почему-то пришла в голову катастрофа Атлантиды...

 

- Эксперимент с Адамом не единственный, а катастрофы большие и маленькие происходили и происходят во Вселенной каждое мгновение...

 

- А жители Атлантиды и те, кто обитал на Земле прежде, лемурийцы, например... почему в Торе ничего о них не говорится? Находят ведь останки внешне подобных человеку людей, живших на Земле задолго до Адама... якобы на десятки тысяч лет раньше «сотворения человека».

 

Старик отрицательно покачал головой:

- По черепам и костям невозможно судить о душах, кои оживляли, а точнее, одушевляли сии существа, об уровне их духовного развития по сравнению с Адамом и их нравственности. В Торе, заметьте, ничего не говорится и о динозаврах, когда-то населявших Землю.

 

- А почему?..

 

- Тора - это не учебник зоологии, палеонтологии или антропологии. В Торе говорится о том, что род человеческий берёт начало от Адама, который не был диким пещерным человеком, останки коего демонстрируются в музеях, а был создан совершенным, предназначенным управлять миром по воле и замыслу Творца. Потому в Торе Адам назван человеком: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя “человек” в день сотворения их». В Торе говорится о человеке и человечестве, о том, что совершенно необходимо знать и соблюдать человеку на протяжении его текущей жизни на Земле.

 

- Но разве на Земле не жили похожие на человека существа, имеющие сходство с обезьянами?

 

Старик кивнул:

- На Земле жили и живут существа с телом, похожим на человеческое, но с душой ниже первой человеческой ступени.

 

- Любопытно... Учёные спорят о том, по какому критерию правильнее провести грань между первым человеком и животным. Я читал когда-то, что антропологи в качестве критерия используют оценку интеллектуальной деятельности и зачатки культуры... Первая символика в наскальных знаках, ритуал похорон - это как бы уже вполне человек... - улыбнулся Шай.

 

Нун развёл руками:

- Это всего лишь игра условных критериев и определений. В рамках принятой наукой аксиоматики многое невозможно объяснить.

 

- Например, антропологи никак не могут объяснить разрыв в сто с лишним тысяч лет между неандертальцем и кроманьонцем...

 

- Это увлекательная атеистическая игра, оплачиваемая из государственной казны, - улыбнулся Нун. - Образованные люди позволяют себе, сравнивая черепа и косвенные свидетельства интеллектуальных способностей, не думать о том, что одушевляло останки сии, об уровне развития души, но при этом уверенно рассуждают о человеке и обретают учёные степени...

 

Шай улыбнулся:

- Между прочим, так называемый «человек неолита», владеющий гончарным и бронзовым ремеслом, занимавшийся земледелием и скотоводством, по многочисленным свидетельствам археологов, появился на Земле не более десяти тысяч лет назад... а может быть, и шесть тысяч... Возможно, это и были первые люди?..

 

- Праотцом нынешнего человечества был Адам. Первый человек лично знал Творца и Его нравственные требования к нему и его потомкам, с Его помощью он овладел многими сельскохозяйственными и ремесленными технологиями, необходимыми для выживания в условиях этой планеты. От Адама пошли люди, подобные современным, «человеки». Чьи именно кости нашли археологи, им самим решать.

 

- С потомков Адама, вероятно, и началось развитие технологий?.. Обработка бронзы, железа?..

 

Старик кивнул:

- Ной, например, построил огромный многопалубный корабль, как его научил Сам Творец. Только два века назад профессиональные судостроители начали строить корабли, подобные Ковчегу, описанному в Торе. Или взгляните на хранящиеся в музеях материальные свидетельства культуры и технологий Древнего Египта. Сие создано произошедшими от Адама. А антропологи носятся с кремниевым рубилом, коим легко могут пользоваться и обезьяны, но при этом не задаются вопросом об уровне развития их души.

 

- Но если Адам, лично знавший Творца, нарушил Его запрет, то что можно ожидать от тех, кто имеет аналогичный уровень развития души, но не знаком с Творцом?!

 

- Вы правильно понимаете проблему, Шай. Знающий Творца опасается нарушить Его запрет. Не знающие Творца в душе своей - язычники, они легко пренебрегают Его заповедями. От них всё зло, что есть в этом мире.

 

Шай задумался:

- В Торе сказано, что сыны Божьи брали себе жён из дочерей человеческих... О ком идёт речь? Разве у Бога могут быть сыны в человеческом обличии?

 

- Преданных Богу в Торе называют сынами Божьими. Потомки Адама, верные Творцу, например, сыновья рождённого им позже Шета брали себе в жёны дочерей из языческого рода Каина, кои казались им красивыми.

 

- И что из этого получилось?

 

- В результате, их потомки вскоре стали идолопоклонниками.

 

- М-м-м?..

 

- Наделённый свободой воли человек, как показал эксперимент, - язычник по телесной природе своей! Душа язычника не тянется вверх к невидимому Творцу, а стелется по Земле. Потому, если язычеству активно не противостоять в каждом поколении, оно быстро побеждает и губит души.

 

Шай задумался:

- Итак, нынешнее человечество происходит от Адама...

 

- Точнее - от сыновей Ноаха, являвшихся прямыми потомками Адама. Всю родословную Ноаха от Адама можно проследить по Торе, родословную человечества.

 

- Это поразительно!.. Мы знаем имена предков Ноя. Эти люди жили более четырех-пяти тысяч лет тому назад... хотя человечество тогда, наверное, уже насчитывало миллионы...

 

- Во-первых, Шай, для Творца не существует времени и временных ограничений. Во-вторых, это люди, ничем не отличающиеся от современных людей. В-третьих, на фоне растленного человечества Ноах выглядел праведником: «... ибо тебя Я увидел праведным в этом поколении» - так он был воспитан своими предками. И ни на мгновение не упускайте из вида, что нас интересуют души человеческих потомков, а не тела.

 

- Так, что же, выходит, всё население планеты есть люди, живущие по программе пяти жизней?

 

Нун кивнул.

 

- Но если все люди потомки Ноя, как объяснить существование рас?..

 

- Все люди внешне отличаются из-за особенностей генов. Народы, населяющие ныне планету, также немного отличаются один от другого, что проявляется в чертах лица или телосложении. Вместе с тем все потомки Адама и Ноаха отличаются от неандертальцев и питекантропов: они люди! А то, что внешние отличия распространились на целую расу, является следствием происхождения от общего предка - одного из потомков Ноаха, а также из-за отгороженности занимаемой иными народами территории от остального мира в те далёкие времена.

 

- Что же, по законам генетики незначительные индивидуальные особенности внешности сынов и внуков Ноя унаследовали их потомки?

 

Старик улыбнулся:

- Антропологи изучают кости. Историки изучают хронологию убийства тел. Земная наука о происхождении и развитии человека занимается исключительно телами. Ныне и генетика присоединяется к тому же. Нас же интересует то, что отличает человека не только от животных, но и от других людей - его душа. Мы желаем знать, что происходит с душой, ибо человек есть существо духовное. Даже если он становится калекой, индивидуальная душа его остаётся прежней, и, стало быть, он тот же, хотя тело его изменилось...

 

- Но археологи обращают внимание и на такие факторы, отличающие первобытных людей, как языковая речь, письменность, интеллектуальная любознательность и изобретательность, стремление к искусству и его уровень... Наскальная живопись, например, о чём-то ведь говорит...

 

Нун кивнул:

- Уровень духовного развития у разных людей разный; от так называемых первобытных людей человека отличает не только речь, письменность, интеллектуальная любознательность и изобретательность. Дети Адама знали о Боге Едином, имели представление о добре и зле, обладали совестью и чувствительностью к духовному аспекту существования. Они вырабатывали нравственные суждения, и, принимая сознательные решения, брали в расчёт моральные соображения о справедливости и несправедливости. Человек способен жертвовать собственной жизнью, отстаивая этические ценности, кои можно было бы назвать как отвлечёнными, так и высокими. Это уровень «человека», живого существа, созданного «по образу и подобию» Божьему.

 

- Но люди порой поступают свирепее хищных зверей... И первым был не кто иной, как Каин, сын Адама. Неужели мы потомки Каина?..

 

Старик развёл руками:

- У Адама были ещё дети. В Торе особо выделяются Шет и его сыновья. Но дело не в генах, а в индивидуальной душе. Люди - не звери, и, хотя порой ведут себя недостойно, только человека волнуют проблемы добра и зла в поступках, только человек об этом размышляет. Вспомните, как страдал Каин... Он совершил злодеяние, но он не зверь, он способен был осознать и раскаяться, он хотел искупить свою вину. Вот, что такое человек!

 

- М-м-м?..

 

- Попытайтесь представить себе, какое впечатление на Ноаха произвели слова Творца, настолько возмущённого человечеством, игнорирующим Его заповеди и павшим в разврат, что задумавшего уничтожить людей! Или какое впечатление на потомков Авраама произвели заповеди и наставления Творца, Его Тора! А ведь Ноах родился четыре тысячи семьсот лет назад, а Авраам - три тысячи восемьсот!..

 

- Проповеди Иисуса две тысячи лет назад тоже собирали толпы людей...

 

- Это были такие же люди, Шай, каких мы встречаем сегодня, и произошли они от первого человека, созданного по образу и подобию Бога, а вовсе не от человекоподобных существ, кои по уровню развития души ближе к зверям. Но правда и то, что среди людей во все времена появлялись насильники и убийцы, грабители и воры, а также просто равнодушные к судьбе сородичей и мирящиеся с несправедливостью и аморальностью... хотя равнодушие - родная сестра жестокости. Таковые определенно ближе к «человекоподобным», - улыбнулся старик - но свобода воли у них - человеческая.

 

- Адам отведал плод некоего дерева... Но разве этот грех можно сравнить с последующими жутчайшими грехами человечества? - потряс головой Шай. - Мне кажется, это не сопоставимо по масштабам...

 

Нун развёл руками:

- Первый грех игнорирования запретов Творца и неблагодарного отношения к Нему, результатом чего стало познание зла, соответствовал духовному уровню Адама и его потомков из числа людей первой жизни. Грех Адама есть начало истории человечества. С него она стартовала и вошла в известное нам русло. Человек с незрелой душой продемонстрировал способность забывать о Творце и заботиться лишь о своих эгоистических желаниях, превращая дарованное Им благо во зло. Тяга к греху делает такого человека рабом вещественного мира, всецело подчиняющимся его удовольствиям. За первым грехом последовали бесчисленные преступления. Вещественный мир, к преобразованию которого приступил человек-эгоист, стал миром зла, и круговорот греха и зла докатился до наших дней, не претерпев существенных изменений.

 

- И всё из-за игнорирования заповедей?..

 

Старик кивнул:

- Сознательное игнорирование Заповедей есть путь зла. Зло поныне - и в насилии над человеком, и в лишении его прав и свобод, и в разврате, и в обмане и лжи, коя воплощает в себе всё перечисленное, но главное - в искажении Истины Творца. Потому венчает все проявления зла - идолопоклонство. Мы видим, как бездуховность множится на могущество власти, как вожди и предводители народов, не отличающиеся высокой духовностью и нравственным сознанием, распоряжаются оказавшимися в их руках средствами и армиями не во благо народам, в том числе и своему.

 

Шай задумался:

- Католики часто упоминают первородный грех и считают его причиной грехопадения человечества. Но в Торе...

 

- Тора распространялась среди многих народов, и толковали её по-разному, порой искажая смысл. Например, грешный поступок Адама был интерпретирован как грехопадение человечества. Якобы Адам сделал своих потомков носителями греха... и теперь человек не может, даже совершая добрые деяния, изменить свою природу, коя изначально греховна и неисправима. В таком толковании то, что названо «первородным грехом», дает искажённое представление о природе человеческой греховности.

 

- Что же, природа человеческая исправима?

 

- Индивидуально исправима. Человек создан по подобию Творца, и падение человека, рассматриваемое кое-кем как неисправимая вина, как смертный грех, как бесчестье… с точки зрения духовной действительности есть ошибка, которую следует осознать и исправить. И каждая душа непременно сделает сие, если не в этом воплощении, то в следующих.

 

- Что же, подобные Нерону и Гитлеру исправятся?.. - недоверчиво улыбнулся Шай.

 

Нун кивнул:

- Подобных им не счесть на Земле! Часто судья или присяжный отличается от подсудимого, а исповедник от исповедуемого лишь тем, что не были схвачены за руку... Нередко ученики бывают нравственнее и морально чище учителя... Это трагедия общественного устройства. Однако же и грешные судьи, и духовные чины, и учителя непременно осознают, раскаются и исправятся… Не бывает безнадёжно конченых людей. Только вот не следует не исправившихся, малодуховных допускать к столь ответственным должностям, возлагать на них обязанности, коими они пока не соответствуют. Мечтая о рае на Земле, надо в каждом поколении каждый год и каждый день отличать свет от тьмы и выбирать свет.

 

- Но что-то ведь всё-таки изменилось на планете со времён Адама?

 

- С нравственной точки зрения - совсем чуть-чуть... - улыбнулся старик. - И заслуга в этом принадлежит Торе, Десяти заповедям. Человек изменил весь мир вокруг себя, но мало изменилось отношение человечества к фактору духовности; по-прежнему лишь отдельные люди, достигшие определённой ступени в развитии нравственного сознания, стремятся изменить себя и свои качества соответственно требованиям Творца... Полнейший хаос царит в представлениях о целях существования человека и человечества и путях их достижения. Люди по-прежнему страдают от людей...

 

- Наверное, это потому, что у современного человека-эгоиста основные заботы и искушения - те же, что и тысячелетия назад, - улыбнулся Шай.

 

- Конечно! Души большинства в новых поколениях по-прежнему исполнены ненависти, страха, зависти, жадности, отчаяния и скуки... И хотя появляются и будут появляться новые опасности, новые тревоги и новая ложь, суть их та же самая, проистекающая от эгоизма души и отрицания Творца... Ведь не ядерная энергия представляет опасность для людей, а бездуховный человек, в руках которого окажется энергия сия, превращенная наукой и технологиями в оружие массового уничтожения, убийства себе подобных!

 

- Однако же идеологи и политики обещают, что приведут мир к избавлению от зла и насилия, радуют слух своими достижениями, объявляя любое мероприятие, будь то мирный договор или начало войны, первым шагом к светлому будущему... - улыбнулся Шай.

 

- И у вас имеются основания верить их обещаниям?

 

Шай с улыбкой пожал плечами:

- Большинство верят... Хочется верить в светлое будущее...

 

- Если политический лидер опытен, большинство ему поверит. История человечества доказывает, что большинство людей способно поверить почти в любой бред... Потому они поверят лидеру, когда он назовёт главной причиной их бед и несчастий неких внешних или внутренних врагов. Поверят, когда лидер попытается возбудить в них ненависть к обозначенным им врагам и сплотить народ в ненависти... Накликают они грозу, и безвременно оборвутся сотни тысяч или миллионы жизней. Но Земля совершит десяток оборотов вокруг Солнца, и развеется образ прежнего врага, для одних наступит разочарование, для других отрезвление, и запишутся ещё несколько кровавых строк в историю человечества, по сути мало чем отличающихся от предыдущих.

 

- Но, наверное, не закончатся на строках этих беды и несчастья человечества, и не остановится готовность новых поколений поверить новым лидерам... А новые лидеры обозначат новым поколениям новых врагов... и взбудоражат в людях низкие чувства, и пробудят в них страх и ненависть... и накликают грозу хлеще предыдущей... Так?

 

Старик кивнул:

- И вновь востребуется хищная агрессивность, плохо слушающаяся рассудка. Свободу волеизъявления свяжут чуть иными стереотипами... Не может наступить избавление от зла и насилия в обществе, состоящем из эгоистов, пока не будет признан примат духовности, пока не наступит реальный прогресс в духовной сфере, пока интимнейшее человеческое чувство - зависть, порождающая желание отобрать чужое имущество или свободу и заставить работать на себя, - не будет обращено против зла и самой зависти, разрушающей душу и удаляющей мир от мира, Землю от рая.

 

- Но если вернуться к истории Адама...

 

- Видите, Шай, - мы с Вами никак не можем отойти от истории Адама. И это не случайно, ибо в разгадке её причин содержатся ответы на главные вопросы человека и человечества, познавшего зло, но не желающего его различать и именовать злом, не желающего познавать Истину и растить дерево жизни!

 

- Адам жил с Богом в Эдеме. Вся трагическая история человечества начинается с изгнания его из Эдема. У меня простой вопрос: разве Творец, по милости Своей, не мог бы тогда простить его и оставить в Эдеме?

 

Старик улыбнулся и отрицательно покачал головой:

- Творец милостив и бесконечно справедлив и не может Он изменить этим Своим качествам. Не может Он оставлять злодеяния безнаказанными, а историю, творимую людьми, поворачивать вспять. Милосердие Его проявляется в том, что Он предоставляет любому человеку осознать грех, раскаяться, а также искупить вину за содеянное. Боящимся Его и соблюдающим Его нравственные требования Он дарует всяческие благословения, а праведникам зачитывает их праведность во искупление прежних грехов.

 

- М-м-м...

 

- Вам это кажется недостаточным?

 

- Я не понимаю, зачем вообще Адаму надо было познавать зло? Жили бы мы все сейчас в прекрасном Эдеме и не знали бы зла... Как говаривала моя бабушка: «Меньше знаешь - лучше спишь». Быть может, жену Адама просто не устраивало, что тот ночами крепко спит? - улыбнулся Шай.

 

- Если бы цель жизни состояла только в спокойном сне... История грехопадения Адама не просто поучительна, она типична. Это история человека, коему вздумалось совершить деяние, запрещённое Творцом, и он совершает его лишь по той причине, что ему хочется. Подобные истории чаще или реже случаются в жизни подавляющего большинства людей.

 

Шай задумался:

- Коли мы вернулись к Адаму, дозвольте спросить, зачем понадобился змей-искуситель? И ещё... Свой призыв змей аргументировал весьма правдиво: «Но знает Всесильный, что, когда поедите от него, откроются глаза ваши и вы станете, подобно Всесильному, знающими добро и зло»... Я запомнил эти слова, потому что мы в школе так дразнили тех, кто ел яблоки, - улыбнулся Шай. - После Ваших разъяснений, мне кажется, что бедняга Адам и его жена согрешили из-за непонимания последствий их поступка. Они, видимо, так уверовали в эдемскую демократию и доступность всего, что не учли, что гармония в мире поддерживается благодаря Творцу, и что неповиновение Ему может обернуться катастрофическими последствиями...

 

Нун покачал головой:

- Змей, о коем свидетельствует Тора, по сути, разоблачил истинный духовный уровень Адама и продемонстрировал незрелость его души и способность игнорировать требования Творца. Это привело к изгнанию человека из Эдема, к началу истории человечества и программы Пяти жизней. Однако Змей-искуситель - это духовная реальность, это то дурное, что присутствует в душе человека-эгоиста и охотно откликается на злые идеи и наитствования, что проявляется в неповиновении Всемогущему и пренебрежении Его Законом. Это то в душе, что несёт человеку беды и несчастья, но, как ни странно, с завидным упорством им отрицается. Виновников своих бед человек предпочитает видеть вне себя, и помогают ему в этом ложь змея в его душе.

 

- Значит, жизнь человека превратилась если не в наказание, то в испытание?

 

Нун кивнул:

- Это испытание, кое Творец приготовил человеку, получившему свободу воли и отвернувшемуся от Него, ради того, чтобы тот осознал и вернулся. Это испытание, через которое человек должен пройти, чтобы очиститься и приблизиться к Идеалу... чтобы из «созданного по образу» Его, в конце концов, превратиться в соответствующего Ему.

 

- А женщине уготовлена роль соблазнительницы? - улыбнулся Шай.

 

- Вы недалеки от истины, Шай. Люди должны не только соблюдать заповеди Творца, но и проявлять стойкость к соблазнам, тянущим их в противоположную сторону. Одна из ролей женщины состоит в том, чтобы постоянно проверять стойкость мужчин и подвергать испытаниям всё общество на нравственную прочность. В средневековье католическая церковь ошибочно истолковала эту роль и провозгласила женщину носительницей главных пороков человеческих и причиной проклятий и смерти людей.

 

- Но это же полнейшая чушь...

 

Старик улыбнулся и кивнул:

- Женщины рожают и воспитывают детей, обычно на них лежит груз хозяйства, подчас не имеющий границ. В отличие от мужчин, женщины не замышляют масштабных преступлений, не занимаются развитием вооружений, не затевают войн, не желают, чтобы их дети убивали кого-либо на планете или шли служить инквизиторами. Они призывают мужчин к восстановлению разрушенных ими же самими в их сражениях очагов, помогая им в этом, и создают домашний уют. Если бы развитием науки и технологий занимались только женщины, прогресс не был бы столь значительным. Ну и что?.. Зато не надо было бы привлекать столько сил и средств на то, что лишено всякого смысла и к тому же аморально, и реже приходилось бы разгребать руины. У женщин больше ответственности за детей, здравомыслия и терпения, чем у мужчин. Во многом именно от поведения женщин зависит нравственность, царящая в обществе. Но поскольку реальная власть находилась и находится в руках мужчин, то и ответственность лежит на них. Разумеется, женщины, как и мужчины, испытывают различные желания и влечения, могут строить козни и затевать интриги, а искушая мужчин, - вспомните Еву, протягивающую Адаму запретный плод, - они проверяют и выявляют их истинные душевные качества. Однако, повторяю, не они несут всю полноту ответственности за моральные и социальные последствия происходящего на планете.

 

- Я вспомнил Шекспира: «Мне кажется, в грехопаденьях жён мужья повинны... В своих грехах мы с них пример берём», - улыбнулся Шай.

 

Старик кивнул:

- Именно мужчины отвечают за нравственный облик общества, в том числе за положение и поведение женщин в нём. Праведная жена - она и соратник мужа, и помощник в поддержании нравственной атмосферы в семье и духовном продвижении её членов. Женщины, уделяющие большое внимание духовному развитию детей и пытающиеся удержать общество от нравственной деградации, заслуживают особого уважения.

 

- Но коли так произошло, что человек оказался в мире многоликого зла, которое людьми же творится и передаётся следующим поколениям, подобно традиции... то, что можно изменить?..

 

- А коли уж так произошло, - улыбнулся старик, - то следует признать, что в мире, познавшем зло, избегать зла и приобретать иммунитет к нему можно только, зная его во всех обличьях, разоблачая его, как бы оно ни маскировалось, и передавая сие знание грядущим поколениям как традицию… Но отнюдь не само зло, как бывало во все времена...

 

- Каким же образом?..

 

Старик улыбнулся и развёл руками:

- Хотя бы не отводить взгляда и не затыкать уши, когда видите и слышите слова Самого Творца, даровавшего вам широкую свободу воли... От того, как вы ею распоряжаетесь, зависит Его отношение к вам и ваше будущее.

 

Шай задумался:

- Вообще-то говоря, Творец мог бы лишить человека свободы воли, хотя бы потому, что Адам злоупотребил ею…

 

Нун отрицательно покачал головой:

- Личная свобода воли есть инструмент, совершенно необходимый человеку. Он необходим и для успешной хозяйственной деятельности на поверхности планеты Земля, и для создания новых орудий труда и быта, и для осуществления своих прав, для справедливого разрешения конфликтов и установления мира. На земном пути человек многократно подвергает испытаниям предоставленную ему свободу воли, упражняя её и самостоятельно определяя ей пределы. Отменить её означало бы понизить возможности существа сего ниже первой ступени - минимального человеческого уровня, установленного Творцом, а значит, уничтожить человека как вид...

 

- Но свобода воли ведь позволяет человеку как выполнять, так и не выполнять требования Творца...

 

Старик кивнул:

- На самого человека Творец возложил ответственность за его поступки и их последствия, за распоряжение собственной свободой воли.

 

- М-м-м... Допустим. Но после грехопадения Адама, после лишения его потомков многих благословений, их жизнь стала очень тяжёлой... Что же у них сохранилось из Небесных даров?

 

- После грехопадения Адама у его потомков сохранились неограниченные возможности духовного развития, постижения единства Творца и гармоний Его творения, а главное - подражания Творцу в добродетельности, в даянии, в справедливости, любви и милосердии... Если бы они поступали так, то вернули бы все утраченные благословения!

 

- А ещё, видимо, противостоять злу и вырабатывать духовный иммунитет ко всему дурному?..

 

Нун кивнул и покачал указательным пальцем:

- Человек волен или оставаться равнодушным к злу, творимому кем-то в отношении других, или поставить себя на место другого и расценить творимое как злодеяние. Человек может вырасти до понимания зла как следствия эгоизма души и распознавать зло в его многочисленных ипостасях... Всё сие - в пределах возможностей человека. Создайте новую науку - АДАМОЛОГИЮ, господа антропологи! Человекоподобные существа, коих вы исследуете, на такое не способны!

 

Шай рассмеялся:

- Что же Творец заповедал Адаму, кроме «плодитесь и размножайтесь»? Это, наверное, то, что в толкованиях Торы называют «Семь заповедей»? Их наша школьная учительница упоминала...

 

- Эти заповеди Творец дал Ноаху. Адам же познал, что есть добро и что зло и, став смертным, нуждался лишь в плодах дерева жизни: «И сказал Бог Всесильный: “Вот, человек стал как один из Нас в познании добра и зла. Теперь, может быть, протянет он руку свою и возьмёт от дерева жизни и поест, и будет жить вечно”».

 

- Адам, насколько я помню Тору, ведь слышал эти слова... Почему бы ему было не протянуть руку к дереву жизни?..

 

- До того момента, как живущий в Эдеме человек познал зло, ему достаточно было протянуть руку... Но после случившегося Творец «...изгнал человека, и поставил к востоку от сада Эдема ангелов пламенный меч и вращающийся для охранения пути к дереву жизни». Высаживайте имеющиеся у вас семена и сами взращивайте!

 

- Стало быть, потомки Адама участвуют в эксперименте, в котором они должны по собственной воле встать на путь, ведущий к вечной жизни, и заслужить её искоренением эгоизма и добрыми делами?..

 

Старик развёл руками:

- Так начинался эксперимент.

 

- Однако потомки Адама, насколько я понимаю, проигнорировали его знание о добре и зле и о дереве жизни, к которому следует стремиться....

 

- Да, люди первой жизни легко склонялись ко злу, и человечество пошло по пути греха и нравственной деградации.

 

- «Разве ж я сторож брату своему?» - улыбнулся Шай. - По-моему, с этого всё началось...

 

Старик кивнул:

- Источник Жизни объясняет в Торе с самого начала, как человек должен распоряжаться предоставленной ему свободой воли: «И сказал Бог Каину: “Отчего поникло лицо твоё? Ведь если клонишься к добру, то простится тебе. Если же не клонишься к добру, то у двери грех лежит, и к тебе влечение его; ты же должен властвовать над ним”». Человек всегда должен стремиться к добру и властвовать над грехом, а не грех над ним! При этом заметьте, что, в отличие от последующих поколений, сын Адама не только знал о существовании Творца и о том, как и за что Им были наказаны его родители, но взывал к Нему и всю жизнь искал Его расположения. Однако понимал он смысл своей жизни через призму эгоистических желаний и страстей, из-за которых грубо злоупотребил дарованной ему свободой воли.

 

- После раскаяния Каина его поступок мне почему-то кажется по-детски простодушным, - улыбнулся Шай.

 

- Можно сказать, что Каин простодушно убил Авеля - взревновал и убил, что поступок Каина в чём-то наивный... но он демонстрирует безграничный эгоизм его неразвитой души, коий может непредсказуемо проявиться в самых разных дурных деяниях и преступлениях. Представьте себе, что у такого, как Каин, ныне находится в распоряжении ядерный арсенал... а он вдруг почувствовал непереносимую обиду...

 

- Любопытно... А «Семь заповедей», данных Ноаху, в чём состояли?..

 

- Забегая чуть вперёд, скажу, что, уничтожив погрязшее в грехах человечество, Творец дал Ноаху заповеди, соблюдение коих минимально необходимо для гармоничного сосуществования людей первых жизней на Земле. В их числе: установление справедливого суда, запрет проявления неуважения к имени Творца, идолопоклонства, убийства, кровосмешения, воровства и грабежа, а также употребления в пищу мяса живых животных. «Только плоти, в которой ещё есть душа - кровь, - не ешьте!» - строго предостерегал Творец.

 

- А это ещё зачем - есть мясо живых животных?

 

- Язычники вытворяли такое, что показались бы вам чудовищным.

 

- М-м-м?.. Ещё более чудовищным?

 

- Фантазия любознательного эгоиста безгранична. Вспомните, что творили гитлеровские «врачи-учёные» в лагерях!

 

- Это были язычники?..

 

Старик кивнул:

- Язычество - антигуманно, но верно и обратное: антигуманность есть следствие язычества. Тем, кто ещё не способен к нравственному самоограничению, не ведает пределов проявления собственной жестокости, предел устанавливает Закон. Своими заповедями Творец вводит нравственный регламент на те области деятельности людей и их взаимоотношений, где понятия об истине, добре и справедливости сталкиваются с их эгоизмом.

 

- В Эдеме, насколько я помню Тору, плоти ведь не ели... Значит, Адам был вегетарианцем?

 

- В употреблении в пищу плоти животных у человека не было и нет ни малейшей необходимости, - развёл руками Нун. - «И сказал Всесильный: “Вот Я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу...”» Люди же убивали не только животных, но и друг друга. Потому в заповедях Своих Творец запретил и убийство человека, и жестокое обращение с живыми существами. После Потопа, видя, что из себя представляют люди, Творец разрешил им употреблять в пищу мясо убитых животных. Но не вечно так будет продолжаться, вспомните слова Леонардо да Винчи.

 

- Я не биохимик и не диетолог, но разве можно обойтись без мяса? Ведь клетки человеческого тела не способны превращать азот воздуха в белки. Откуда они получат незаменимые аминокислоты? Белки злаковых, например, не только не усваиваются, но и вызывают аллергию и другие болезни...

 

- В Вашем кишечнике, Шай, обитает множество полезных бактерий, с коими Вы делитесь тем, что съели. Корова, например, строгая вегетарианка, веганка, но человек получает от неё и молоко, и масло, и мясо... Это возможно благодаря тому, что в её специфической пищеварительной системе содержатся десятки килограммов особой микрофлоры. Получая множество элементов из пищи, а также кислород, углерод и азот из воздуха, эти бактерии синтезируют аминокислоты, белки и витамины. Они активируют всасывание, повышают иммунитет и защищают корову от чужеродных бактерий. Но если вы её насильно накормите мясом, они погибнут, их сменят патогенные, гнилостные бактерии, и корова очень скоро испустит дух. У мясоедов иная микрофлора, они получают аминокислоты непосредственно из мяса и, прекратив его употреблять, будут испытывать дефицит белка. Вегетарианцу, как это ни парадоксально звучит, сие не грозит, но не предлагайте ему мясо, пожалейте сформировавшуюся микрофлору.

 

Шай разглядывал лицо старика. Оно было удивительно ясным и добрым. Никогда прежде я не встречал подобных лиц, - отметил про себя Шай. Он машинально посмотрел на часы: Ирис вернётся с работы часа через полтора-два, значит, время у него ещё есть...

 

Ваши комментарии к этой статье

 

49 дата публикации: 17.03.2012