Э. А. Мирзоян

 

БЕССМЕРТНЫЕ

(За Гисанэ и за Христа)

 

«Скажи нам, когда это будет? И каков знак Твоего присутствия и кончины века?»

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я - Христос, и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам. Всё это начало бедствий. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы за имя моё… Тогда если кто скажет вам: «вот здесь Христос» или «там» - не верьте… Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого…»

(Матф., XXIV. 3-27)

 

 

Подношение

 

Несокрушимы вы, великие громады

И ход времён не властен перед вами,

И пусть попрали вас стопою супостаты,

Из тьмы былой вы правите над нами.

 

Что век земной? Лишь пыль в глазах провидца,

Пусть эта пыль и застилает очи;

Где утра нежный свет - там мрак угрюмой ночи,

Но взор из глубины, вновь будит прозорливца.

 

 

Пролог

 

Настал тот год, тот день, тот час,

Когда коварный Марс, не уступая Власти [1],

Возвысив трубный глас, сгущая краски страсти,

Кровавой дланью осенил всех нас [2].

 

Уж близок Суд над глупостью людскою,

Над низостью, взращённую развратом,

И жаль тех падших, гонимых их борьбою,

Печалившихся лишь земным утратам.

 

Но наша боль не только за тщедушных,

Больных и разумом, и чувством, и душою,

Но и за тех невинных, прямодушных,

Кому лишь смерть назначена Судьбою!

 

Не защитят, увы, ни Боги, ни заклятья

Всех обездоленных в краю родном,

От многих взоров алчных, и Проклятья,

И в скором будущем мы вновь уйдём!..

 

Мы начинаем наш рассказ о прошлом,

Для вечной памяти и в назиданье людям,

И, дабы правда вновь в стремленье мощном,

Глаза раскрыла малодушным судьям!

 

 

I

 

В урочный день, в урочный час,

Когда Светила вновь сплели причину,

Мы ждали Знака, что направит нас

В неведомую, страшную стремнину!

 

Мы ждали перемен, согласно прорицаньям,

И мысли наши замерли в сердцах,

И, Голос мерный, в гробовом молчанье,

Открыл нам Тайну без прикрас.

 

«Услышьте! Зрите! Вникните пророки!

Сыны Богов и боги средь людей!

За человеческие грязные пороки,

Отцов лишат родных детей!

 

Смутится вмиг народное сознанье,

Круша и предавая все мечу,

И то, что зрилось, как Добра творенье,

Достанется огню и палачу!

 

Виновные, невинных кровь смешают,

С землёй: убив отца и мать,

И только Скорбь, с раскрытыми очами,

Как гостью званную все станут принимать!

 

И всё благое - детище святое,

Предстанет в пламени лихом,

Взамен же - тленное гнилое,

Наполнит смрадом общий Дом![3]

 

И новые, притворные святые,

Погибшие за славу на кресте,

Как идолы недвижные, немые,

Вновь вашим Светом озарят во тьме[4].

 

Безумных полчищ в яром гневе,

Ведёт войной бесстрастный Рок!

Уж больше не поможет Бог!

И тщетно мир искать на Небе!

 

Так, ждите! Скоро содрогнутся

Твердыни Древние Столбы

И долго сердца не коснутся

Великой Истины Листы»!

 

 

II

 

Безмолвна Ты, Земля Святая,

Очаг Богов, приют людей!

Хранишь от края и до края,

Кровавый след мирских страстей.

 

В туманной дымке вновь зажжётся,

Погибшего Светила свет,

И Светом вечным отразится

Иных событий силуэт:[5]

 

Толпы народной ход небрежный,

Текущей, как подземный Стикс[6],

Гонимой алчностью безбрежной,

Под плач, стенания, под крик.

 

И те, которые глумились,

Свой суд в невежестве верша;

Все те, которым не простились

Поруганные Имена[7]!

 

А единицы, Мудрость чтивших,

Пройдя сквозь суетность времён,

Не нарушая сна почивших,

Уйдут под поминальный звон.

 

И вновь проявится былое:

Сокрытой Памяти река,

Неистребимое - Живое,

Пронзая вещие сердца!

 

И зрилось нам в холодном свете,

Событий мрачная гряда,

Как извращались в пестром цвете

Слова Великого Христа!

 

И в том, ужасном начинаньи,

В стремленьи всё предать огню!

Тот, кто теперь в одном почтенье -

Уподоблялся Палачу!

 

Где проходил епископ чёрный,

Там сеял смерть, мечом верша;

Уничтожал в порыве гнева,

Под маской кроткого льстеца!

 

Предав Великую Обитель[8],

Бесчинству множества воров,

Он, как Известный Искуситель,

Набросил тысячи оков.

 

Наивных страждущих плебеев,

Как поголовие овец,

Скрываясь Волею Святого,

Вогнал он в воду, наконец!

 

Река Арацани взбурлила,

Окрасив кровью берега,

И смерть объятьем возбудила,

Кошмар на долгие года!

 

Мы зрили, как взрастало горе,

Как поднимался ураган;

Истоком злым из чуждых стран,

Так зарождалось гнева море!

 

И ныне, сей хитрец неправый

В мечтах себя превозносил,

Прекрасно знал он, что для славы

Отнимет слишком много сил!

 

Но, предаваясь словоблудью,

Оправдывая грех и страх,

Не мог дышать свободно грудью,

Носитель имени Пахлав![9]

 

Он знал, покуда существуют

Храмы Деметра, Гисанэ,

Жрецы ложь тотчас развенчают,

С позором на его челе!

 

Для укрепления шаткой веры,

Князь обращённых христиан,

Залитых завистью без меры,

Войной послал в Туруберан[10].

 

И грубой силой наделёны,

Забыв про долг, любовь к земле,

Пошли стада умалишённых

Во имя бога - к Сатане!

 

 

III

 

Как тайной, тенью гор покрыта,

От чуждых взоров и врагов;

Туманной пеленой обвита

Обитель Матери Богов[11].

 

Так сотни лет от дней созданья,

Как древний призрак Мирозданья,

С благоговеньем на устах,

Обитель та внушала страх.

 

И только дикие пантеры[12],

Да Посвящённые отцы,

Удел тот свято охраняли,

От происков людской орды.

 

И стен седые основанья,

Не пошатнул пока удар,

И тот безудержный пожар,

Не возбудил ни в ком страданья.

 

Но, вот по воле грешной власти[13],

По воле прихоти глухой,

Преступной силою корысти,

Был предан тот Очаг благой.

 

Жрецы урочища святого,

Узнав в видениях своих,

О помыслах потомков злых,

Седлали вмиг коня гнедого.

 

И конь стремглав помчал гонца,

С ужасной вестью в Яшт-и-Шат,

Дабы могучий грозный Град,

Не знал бесславного конца.

 

В речах посланца ужас правды,

О всех деяниях глупцов,

О том, как из своих дворцов,

Князья и царь спешат на жатвы!

 

«Поник главой Вагаршапат!

Пал Багреванд хранитель Веры[14]!

Тебя, о, Древний Яшт-и-Шат,

Хранят пока седые стены!

 

Пали Ериз и Арташат,

Горят Хранилища Ани!

О, Жертвой славный Яшт-и-Шат

Великой мощью осени!

 

Ведь и Тебя не обойдут,

Толпы народной гнев и самость

И камни стен в прах разобьют,

Стерев в сознании всю Память!

 

Престол Ваагна защити

И укрепи в неравной схватке,

От грязной черни охрани,

Бойцами, коих стрелы метки»![15]

 

Вдруг восхитительной картины

Предстали взору образа,

Как Жрец, познавший две Причины,[16]

Раскрыл прекрасные уста.

 

Призывом грозным, мрачным скорбным,

Воззвал хранитель к Небесам,

Даруя жертву Праотцам,

Воздел храмовник взгляд свой гордый:

 

«Мы зрим на свет, но видим тьму:

Одно взбесившееся стадо,

И ненависть одну в награду,

И страх, и смех, и клевету.

 

Воззри Держатель Состраданья

На жалкий рой господ простых

И одари немых Сознаньем,

Убогих Мыслью чад слепых!

 

Прости за то, что нечестивым,

Мы воспитали свой народ,

За то, что Путь Твой справедливый

Не воспринял несчастный род.

 

О, Солнце Правды - Царь Всещедрый,

Узри с высот Обитель Зла!

И в Час Великого Возмездья,

Ты обагри наши сердца!

 

О Духи праведных Царей,

Оков грехов в миру не знавших,

Господство похоти поправших,

Блюстители благих Идей.

 

Взываем к Вам, Владыкам Мира

В час роковой - кровавый час,

И да услышан будет глас

В мгновение чумного пира».

 

 

IV

 

Призывом трубным разразился

Зов старших отпрысков жрецов,

Как голоса из дальних гор,

В сердцах бойцов клич отразился!

 

Со всех концов и гор Тарона

Стекался люд на глас отцов,

И речь держали главы клана -

Потомки древних Мудрецов.

 

Поднялся Дом Ваагнуни,[17]

Ведущий линию от Бога;

Ему покорны все сыны,

Ему подвластна вся Природа!

 

«Спешите смелые бойцы

И встаньте под Знамена Веры,

Вы не от праха рождены,

Вас смерти не коснутся стрелы!

 

Что плоть и, что её погибель?

Гряда обычных перемен,

Но Духа не постигнет гибель,

Его нельзя отдать взамен!

 

Рождённым лишь погибель знать,

Позором, покрывая племя,

Кто из Огня вобрал всю стать,

Тому чужды и смерть, и время!

 

Но тот, кто утеряет Честь,

Пусть смерд, пусть князь иль царь всевластный,

Тот вмиг сплетёт бесславья сеть,

И страх впитает многострастный!

 

Ни боль, ни смерть, ни пораженье,

Не загасят огня в груди,

Ведь нас великое Боренье,

Ведёт к Бессмертию Души!

 

Так, встанем все за край священный,

Воздав врагам за честь земли!

Сей миг последний - миг блаженный,

И ярость наша - от любви!

 

Идёт войной наш Гисанэ!

На всех безумных и распутных,

На всех тщедушных и преступных,

Кому висеть лишь на кресте!

 

Пусть бьют в барабаны, пусть трубы гремят,

Пусть в гневе взметнутся копья и стрелы!

Во имя Закона и Тайны Вселенной

Сражаться Великие Боги велят!»

 

Тем временем парфянин тёмный,

С гостями знатными пришёл,

В суровом крае лжец тлетворный

Приветствий добрых не нашёл.

 

А на горе Каркэ, недвижно,

В тумане утренней зари,

Где никого теперь не слышно,

Стояли храбрые жрецы[18].

 

И увидав с горы князей,

Великий Жрец, готовый к схватке,

Отдал приказ вести людей,

На подвиг, вдохновляя яркий.

 

И в тот же миг со всей округи

На рать пошла иная рать,

И всё смешалось в тесном круге,

И кровь, и мужество, и страсть!

 

Лишь тот, кто должен был остаться,

Кто мнил, что Господом храним,

В тот час решил быстрей убраться

От шальных стрел и от дубин!

 

Так поступил убийца кроткий,

Кого теперь святым зовут,

И как Петру за голос шаткий,

Толпы глупцов честь воздают!

 

Хранитель храма Гисанэ,

Томимый горем и обидой,

Воззвав к Богам с последней силой,

Призвал князей к горе Каркэ:

 

«О, как вы быстро позабыли

Заветы собственных отцов,

Что всуе наспех разучили

Без понимания основ!

 

И с той же легкостью влеченья

Вы отречётесь от себя;

Ведь правят вами не сужденья,

А призрачность и клевета!

 

Делами низкие потомки,

Великих царственных родов,

Вас в пропасть увлекли подонки

От семени бродячих псов!

 

Что власть земли пред властью Неба?

Ужели плоть сильнее Духа?!

Иль мните, что Распятый в муках,

Всех одарит сияньем снова?

 

Плебеи будущих времён,

Придут с жестокостью беспечной,

И яркость княжеских знамён

Померкнет столь же скоротечно!

 

Во имя Предков и Богов,

Одумайтесь, пока не поздно!

Не верьте в сладость лживых слов,

Ведь Совесть всех карает грозно»!

 

Глас вопиющего в пустыне

Был голос старого Жреца.

Он стал прологом для кончины,

И эпитафией борца!

 

И бросил вызов он сурово,

Отметив горестный укор,

И воздымая властный взор,

Ждал от Небес лишь приговора.

 

«Услышь, о, князь Андзева гордый!

И ты, Ангеха сильный бдешх,

Ты, князь Сюникский, лишь способный

С царями воздыматься вверх![19]

 

Услышьте, что скажу вам ныне:

За эту жизнь я не держусь,

И, если суждено мне с сыном

Погибнуть здесь, то, я… Сражусь!

 

Быть посему, пусть мы и сгинем,

Но счастьем станет то для нас,

Что мы во плоти не увидим,

Все поругания от вас.

 

Но прежде, чем вы сокрушите

Обитель древнюю, сейчас,

Пусть сей позор, для наших глаз,

Незримым станет! Так, спешите»!..

 

И тут, Ангехский властелин,

Тем словом метким уязвлённый,

От яда гнева воспалённый,

Вознёс меча железный клин!

 

Они сразились в ярой битве,

Как два свирепствующих льва,

И тот готов был к Светлой Жертве,

Кого слетела голова!

 

И Дух Верховного Жреца

Вмиг отлетел в обитель Солнца,

С собою Мысль унося,

И Душу светлую младенца.

 

Оцепенев, застыл тот князь,

От вида, страхом поражённый,

И мужеством Жреца сражённый,

Бахвальством не умножил грязь.

 

Погибли светлые Жрецы -

Отец и сын, сражённый после,

И от безумия и злости,

Народ познал плоды войны!

 

А на кургане, храбро павшим,

За ратный труд и за дела,

Воздвигли камень, начертавши:

«За Гисанэ и за Христа»!

 

 

V

 

Узрев ужасную картину

От битвы Правды и греха,

Чуть устыдился, кто доныне

Не знал ни чести, ни стыда!

 

И стал молиться князь Партевский…

Но сонму Духов не нужны

Ни восхвалений, ни хулы,

Ни подношений отзвук мерзкий.

 

«О, пусть враги не укрепятся,

В тщете погибель унося,

От всех потомков, что родятся

Под сенью вечного Креста!

 

И пусть Десница Карапета,

Простершись над больной землей,

Залечит раны для завета

И для защиты всех людей».

 

С молитвой сей монах лукавый

Отдал приказ разрушить всё;

И то, что было до него,

Повергнуть в прах рукой кровавой![20]

 

Как в саван, скорбью облачённый,

Весь сонм жрецов пошёл на смерть.

И злобной волей наречённый,

На Трон Владык взошёл чернец!

 

Младенцев, отроков жрецов,

Постигла участь их отцов.

Не помогал и детский плач;

Бездушен был «святой» Палач!

 

От злости смертных содрогнулись

Все Семь Небес и Семь Земель,[21]

И своды Храма вмиг сомкнулись

Пред полчищем лихих зверей!

 

И лишь один скиталец сирый,

Презренный миром и людьми,

Храня в душе наказ старинный,

Предстал пред знатными зверьми.

 

С холодным взором, без смятенья,

Терпя позор, и чуть дыша,

Вознёс последнее реченье

Слепой провидец не спеша:

 

«Восстань, из пепла возрождённый,

Зов Древний, Вещих Праотцов!

Пусть отлетят оковы слов

И Мир падёт, Мечом сражённый!

 

О, Дух Огня, О, Дух Господний,

Проникни в трещины Земли

И вознеси из преисподней

Могучих Демонов Войны!

 

Пусть сеют ужас, боль и пламень,

На сотни - тысячи домов!

Пусть взгромоздят могильный камень:

Да будет приговор суров!

 

Пусть сном покроются громады,

Скрывая тайну здешних мест.

И да не будет в них отрады,

И ветры сеют только смерть».

 

И голоса, ушедших ныне,

Зловещим эхом пронеслись,

Покрыв печалью всё в долине,

Как дым к высотам унеслись.

 

Но глас умерших, страх несущий,

Прорёк сквозь тучи и туман,

О том, каков тот Путь грядущий,

Ведущий в бездну и в обман!

 

В предначертанье, жаром полный,

Зарделся свет грядущих лет;

Как скалы сокрушают волны,

Так Рок слепой всё рушит вслед[22]!

 

От гнева Небо омрачилось,

Земля разверзлась от борьбы

И от невежества людского,

Восстали гордо тени Тьмы[23]!

 

И в жутком вопле разразились,

Печать Проклятья пронося,

И грех с позором ниспустились

Меч Отмщенья занося!

 

«Извергнись Твердь Небес Благая!

Залей же до краев, сполна,

Земли просторы - Глубь Святая:

Ущелья, горы и леса!

 

Селенья пусть во мраке тонут,

В них Горний свет уж не в чести;

Им любы ныне глад да холод,

Да только мёртвые кресты[24]!

 

О, племя жалкое и злое,

Погрязши в мерзости своей,

Вновь будишь время роковое

Для царства тысячи смертей!

 

За все страдания и раны

Не будет здесь покоя вам!

О, что за Жертву вы воздали?!

Какой вы осквернили Храм?!

 

За то, что кости мертвецов,

Тщеславием святыми ставших,

Зарыли тут - в краю Отцов,

Не знать вам мира от усопших!

 

Девятеричный наш родник

Иссякнет, ядом напитавшись,

А вас, Величие поправших,

Иссушит Солнца грозный лик![25]

 

За поругание Святыни,

Не обретёте вы Святынь,

И только мрачные руины,

Могилой станут для гордынь!

 

И правда обернётся ложью,

Влача народ на Страшный Суд!

И хитрость с леденящей дрожью,

Расколет Мудрости Сосуд!

 

Пусть мнят лжецы, что Луч Небесный

Здесь снизошёл от Мудрецов,

Но знайте, что лишь путь безвестный,

Вы проложили для сынов!

 

Для всех родившихся от вас

Сей День да будет в назиданье!

Мы угасаем, но за нас

Потомков ваших ждёт изгнанье!

 

И в толчее мирских борений,

Мечты с уныньем унося,

Поникнут сотни поколений,

За все грехи Удар снося!

 

Венец армян, в одно мгновенье,

Падёт к стопам владык иных,

И Червь раздора и сомненья

Поселится в сердцах немых!»

 

 

Эпилог

 

Мы помним всех, как всё случилось:

Истоки, чьи следы везде,

И зрилось нам, что вновь открылась

Дорога, ведшая к Звезде.

 

Тот Путь в тиши нас вёл к Нему,

Кто вновь родился из Пучины,

Кто знал и Тайну, и причины,

Кого вся жизнь вела к Кресту!

 

Он был один из нас, но - выше!

Ведь Он не только знал - умел!

Из нас, никто к Священной Чаше,

Приблизиться бы не посмел!

 

В той Чаше отражалось время,

Грядущих сумрачных страстей,

И больше становилось бремя,

Когда Он суд нёс за людей.

 

Его Венец, вобрав года,

Ужасных тягостных терзаний,

Пройдённых мук и нареканий,

Не потускнеет никогда!

 

И сквозь века, тысячелетья,

Лучом могущества Любви,

Даруя Славу и Бессмертье,

Вновь осенит сирот Земли.

 

Но не забыть нам тех страданий,

Юдоль несчастных, их борьбу.

Как обрекали на изгнанье,

Как сеяли в умах вражду.

 

И голоса Жрецов ушедших,

Напомнят в Судный, грозный час

О Мудрецах, к Богам взошедших,

О тех, кто молится за нас!

 

И Болью Мира отразится,

Из мглы веков, в сердцах горя,

Скрижаль, в которой говорится:

«За Гисанэ и за Христа!»…

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Марс, Арес или Нергал, или Картикея. У всех древних наций Марс почитался планетой Войны и Смерти.

[2] Приход Иисуса был ознаменован сменой Зодиакального Цикла. На смену Овну, чьим покровителем является планета Марс, пришли Рыбы, чьим покровителем является планета Юпитер.

[3] Первые христиане в древних святилищах хоронили останки т.н. «мучеников веры». Так, согласно Зенобу Глаку, в урочищах Гисанэ и Диметра были захоронены останки некоего Агафонагена и, якобы, останки Иоанна Предтечи (Карапета). Первое захоронение сомнений не вызывает, т.к., по-видимому, армянский «святой», исполняя заказ своих римских и каппадокийских наставников, клятвенно пообещал, что в случае успешного завершения предприятия, он прославит их (вернее, их истлевшие останки) в Армении, тем более, что вышеупомянутый Агафонаген являлся шурином Григора. Возможно, данная практика «квадратно-родственных» отношений и укрепляла союзы ранних христиан, если не на земле, то «в преисподней», но она не могла преумножить святости и благодати, к чему так неистово стремились они, не жалея при этом жизней многих несчастных, обманутых ими. В отношении же второго (более значимого) захоронения следует отметить, что легенда о «мощах» Св. Иоанна Крестителя, слишком схожа с легендами о «копьях», пронзивших правый бок Иисуса или же о «зубе» Будды. Саркастический интерес вызывает тот факт, что копья эти все оказались с крестами и различного размера, тогда как известный «зуб» великого Шакьямуни в храме на Шри Ланке, постоянно «видоизменяется», принимая порою чудовищные формы, на протяжении более 2500 лет с момента Вознесения Благословенного.

[4] Впоследствии все истинные и ложные святые становились культами поклонений с большой примесью древней дохристианской символики, особенно в Армении, Сирии и в Риме.

[5] Имеется ввиду Луна и её свет, который почитался в качестве носителя Астрального света, хранящего Прошлое, Настоящее и Будущее.

[6] Река в Царстве Аида-Плутона.

[7] Иерархия в христианской ортодоксии соответствовала иерархии имен Мистерий, к примеру, Мистерий Митры.

[8] Багаван или Дьюцазаван был расположен северо-западнее современного Диадина (древнего Зарехавана). Это был великий храмовый город у подножья священной горы Нпат в провинции Багреванд Айраратского княжества Великой Армении. Город был знаменит древнейшим в Армении храмом Арамазду - Ванатуру (Ахура-Мазде - Дарителю Мира Телесного), а также храмами, посвящёнными авестийским Богам. Кроме того, в городе была огромная библиотека, схожая с Великой Анийской библиотекой в провинции Ериз-Екелац. Город сей был Священным не только для армян, но и для иранцев, халдеев, эллинов и даже для индийских адептов. В IV веке нашей эры, согласно официальной христианской историографии предположительно от 301 до 303 года город в большинстве своём был разрушен, а архивы - сожжены. На месте Великого храма и была построена маленькая деревянная часовенка, посвящённая Св. Иоанну Предтече; впоследствии она не раз была перестроена. Приблизительно, в 631-639 годах по распоряжениям Византийского императора Ираклия и католикоса Езры на её месте возник самый большой и один из самых величественных христианских храмов Армении Сурб Ованнес, работы гениального армянского зодчего Исраэла. По заверениям многих исследователей, в том числе и академика И. А. Орбели, храм имел множество потаённых камер, в которых до начала XX века хранились бесценные рукописи, относящиеся, по всей видимости, не только к христианской, но и к авестийской эпохам Армении. В начале 50-х годов XX столетья Багаванский собор был взорван турецкими вандалами.

[9] Вышеотмеченное посвящено князю Пахлавуни (Григорию «Просветителю»), восходящему к Аршакидам по боковой линии Суренова Пахлава, одного из семи великокняжеских родов Парфии, а после и Сасанидской Империи. Настоящее имя Григора Пахлавуни неизвестно. Предположительно, его звали родовым именем Суренова Пахлава Суреном. Вряд ли можно утверждать, что Анак Пахлавуни, бывший на службе у Аршакидского и Сасанидского Дворов, главных врагов всего римского и даже греческого, мог наречь сына греческим именем Григориос! С полной уверенностью можно утверждать, что это имя будущий главный святой Армении получил при крещении либо в Каппадокии, либо в Византии (будущий Константинополь). Каким на самом деле был облик этого пресловутого святого, можно понять по тем деяниям, которые были совершены по его приказам об уничтожении всех Древних Мистерий, Храмов и, главное, библиотек. Армения к IV веку обладала 15-ю крупными храмовыми архивами, к коим относились следующие: Багаванский, Анийский, Ерзнкайский, Яшт-и-Шатский-Таронский, Цуртавский, Багайричский, Габару-багинский, Багаванский (Пайтакаранский), Багаранский, Гераполийский, Артемидский, Армавирский-Арташатский, Ервандашатский, Вагаршапатский, Мцбинский (Нисибинский). Естественно, это смелое предположение, но оно может оказаться верным, впрочем, число архивов могло быть большее, т.к. каждый из крупных храмов имел подземные хранилища, где располагались библиотеки и сами Мистерии. Кроме храмовых архивов, были и царские исторические архивы, которые также подверглись разграблению и уничтожению как со стороны «кротких» христиан, так и со стороны всевозможных завоевателей Армении. Так, прикрываясь священным для древних армян именем Ованнес Куркапет или Крапет, или Карапет (Оаннеш Дагон), Григор подло насаждал новую веру, буквально, огнём и мечом, начиная с двух самых великих провинций Армении: Тарона и Багреванда.

[10] Боги Гисанэ и Деметр, по пересказу Зеноба Глака, автора «Таронской Войны», пришли в провинцию Туроберан из Индии. Сами предания Отцов Церкви об этих Богах не внушают доверия, но зёрна Истины в них можно отыскать. Под идеей о Гисанэ и Деметре скрыта была совокупная идея о многих Богах и, в первую очередь, о Дионисе и Деметре. После насаждения христианства данная идея была объединена в одно имя, уже без учёта того, что само имя Гисанэ есть лишь эпитет, но не имя собственное. Схожий эпитет мы находим и в традиции древних восточных и северных славян. Одним из высших Богов у славян являлся Волос или Велес, который во многом, судя по древнеславянским мифам, тождественен Гисанэ. Так, в одном из аспектов, Бог сей почитался в качестве одной из ипостасей великого Перуна, тогда как в другом - Великим Змием-Охранителем, что также может являться отголоском древнейшего поклонения Вишапу, Дагону-Змею. Кроме того, Велес являлся одновременно и Богом плодородия - Охранителем всего живого на Земле, и Богом Подземного царства теней, что роднит его с Гисанэ-Деметром в совокупности.

Историческая правда о миграции индийских ариев на запад окончательно не раскрыта. Очевидным является факт, что данная миграция была чрезвычайно огромной в количественном аспекте и могла проходить за много тысячелетий до нас. То, что описывается в «Истории Тарона», на самом деле, половина истины, о которой в первые века христианства в Армении ещё помнили и знали. Тот факт, что раджи Гисанэ и Диметр прибыли в Армению со всем своим народом, гонимые со стороны индийского царя, можно объяснить, ссылаясь на более древние, чем вся Армения, предания Индии - Бхарата Варши. Выше отмечалось, что почти все предания Древнего мира полны упоминаниями о великой Войне между двумя царствующими Династиями: Солнечной (Сурьяванша) и Лунной (Чандраванша). После изгнания последней, она, «попав в опалу», мигрировала из коренной Ариаварты на запад, унося с собой имена своих Богов и Учение. Кроме данного объяснения может быть и другое, относящееся к изгнанию сынов Сурьяванша, о чём повествуется в Махабхарате. Ведь нельзя исключать того факта, что Великая Война между Династиями началась уже после изгнания со стороны Лунной Династии, Солнечной Династии царей; то, что описывается в «Лесной книге» «Махабхараты». Данная миграция с насиженных мест на востоке была столь же массовой, что и миграция Чандраванша. По всей видимости, несколько потоков этой массовой миграции достигли Армянского нагорья ещё до того, как образовалась сама Армения как государство. Необходимо отметить, что Мистерии Орфея и Диониса ведут своё происхождение именно из Индии. Орфические Мистерии, являясь более молодыми, нежели Мистерии Диониса, были одними из первых духовных традиций, пришедших из Индии. Обе эти Мистерии были известны в Армении с незапамятных времён. Нужно отметить, что т.к. Луна долгое время у многих наций и народов почиталась за верховное светило и отождествлялась с Матерью Земли, то дальнейшая теогоническая традиция относила многих Солнечных Богов к потомству, более древних - Лунных. Эта традиция связывала Гисанэ и Деметра с Богиней Туран. Об этой Богине практически ничего не известно, за исключением того, что её порой отождествляют с одноимённой богиней Любви в Этрурии. Вышеотмеченная Богиня, по всей видимости, являлась Богиней-Матерью, более древней, доарийской эпохи, к которой относилась цивилизация восточных эфиопов - дравидов Индии. Так же и этрусская цивилизация, схожая больше с египетской и критской, нежели эллинской и римской, наследовала атлантической Культуре по прямой линии. Отсюда и вековая борьба Арьяна и Турана более поздней эпохи. Так как война с атлантами, описанная в «Рамаяне», указывает на борьбу двух Божественных Династий: Сурьяванша (Арии) и Чандраванша (Атланты-Дайитьи), то отсюда вытекает следствие о том, что имя Туран стало нарицательным для всех Лунных Династий в целом и для Луны, в частности. Вспомним, что Диониса по эллинской мифологии воспитал Селен - Лунный Бог, а горой его считается Ниса или Синай, гора Луны. Обращаясь к аналогиям между Дионисом (Загреем) и Гисанэ в аспекте астролатрической преемственности, следует отметить, что древняя критская легенда связывает рождение этого солярного Бога с Зевсом-Змеем (один из образов древнего Хнуфа) и Персефоны - олицетворяющей Луну, в отличие от её матери Деметры, олицетворяющей не только саму Землю (позднее дополнение), а Материю в целом. По другим вариациям легенды о рождении Диониса (Иакха), матерью его становится сама Деметра, т.е. непосредственно сама Материя в её проявлении в обличие Природы. Следовательно, Туран, явленная в качестве матери Гисанэ и Деметра (!), в одном случае проявляется как Луна, тогда как в другом - всеобщей Материей. Будучи солнечными Богами и Дионис, и Гор и Гисанэ, по сути являются сыновьями лунных матерей: Исиды, Персефоны, Туран. Следует ли отсюда, что Луна старше Солнца? Однозначно можно ответить - нет! Вся суть рождения этих Богов указывает не на факт рождения Солнца в качестве светила, но на факт рождения Принципа Солнца или Творческого Духа в Человеке в целом. Все вышеотмеченные Боги являют собой именно Дух-Пурушу в аспекте истинно человеческом. Луна же выступает тут, как дарительница данного принципа планете Земля. Тот же факт, что матери этих Богов олицетворяют собой и Материю, указывает на то, что Дух-Пуруша является Принципом космическим, проявленным в коллективной форме на Земле. Армянская традиция, отводившая Гисанэ и Диметру роль сыновей Туран в аспекте Луны, подразумевала, что именно Луна одарила Землю (Деметр) Принципом Человека (Гисанэ). С другой стороны, Туран, выступавшая в роли Материи (Тиамат-Богиня Глуби), являлась Матерью как Духа-Человека, так и самой Земли.

Уже в относительно новое время, в нашей эре, данная историческая традиция стала связываться с приходом ариев из Индии во времена правления царя Вагаршака I, т.е. во II в. н.э. Сделано это было для того, чтобы скрыть и окончательно забыть тот факт, что своими древними Мистериями Армения обязана именно Индии, т.к. с древнейших времён обе эти страны входили в состав империи Ариаварта - прототипа еврейского Сада Эдема (Ган-Эден или Эдем).

Вышеизложенные искажения не могли полностью отклониться от истины и поэтому роль Гисанэ и Деметра (Дио-Ниса и Спента Армаиты, в качестве Земли (!)), а также и роль Оаннеша Дагона (Вишапа), которого, отчасти, символизировал образ Гисанэ, вобрал в себя св. Карапет - покровитель Тарона, да и всей Армении.

Разрушению храмового комплекса Гисанэ и Деметра предшествовала великая битва новообращённых «христиан», браминов и маздаистов. В сражении участвовали по 7000 человек с каждой стороны, по описанию Зеноба Глака в «Истории Тарона». Победа изначально была на стороне авестийцев, но после прихода регулярных царских войск сопротивление было сломлено, а защитники и жрецы Великого Урочища - убиты. Перед этим было объявлено короткое перемирие, для захоронения тел погибших, после чего на месте захоронения был водружён обелиск с красноречивой и зловещей надписью: «Здесь покоятся храбро павшие за Гисанэ и за Христа». При разрушении самих храмов жрецы пожелали быть умерщвлёнными прежде, чем будут разрушены статуи Богов.

[11] Туруберан и, в частности, Мушский регион были областями туманными.

[12] Леопард, барс и пантера в Древности были священными животными Диониса во всех Мистериях от Азии до Европы.

[13] Многие известные цари из армянской ветви Династии Аршакидов, в частности, св. Трдат III, Тиран, небезызвестный сын его Аршак II, Вараздат и прочие не отличались сильными нравственными устоями, о чем, между прочим, свидетельствует армянская христианская историография. Вот один примечательный пример из жизни того же Трдата III. Не добившись благосклонности от Рипсимэ, этот самодержец отдал приказ жестоко казнить её со спутницами, как повествует Мовсес Хоренаци. После принятия Христианства Трдату в одночасье простились все грехи. Возможно, грехи эти, с точки зрения «Пресвятой» Церкви и не являются большими грехами, нежели пресловутая принадлежность к т.н. язычеству, однако, для Всевидящего и одновременно Слепого Закона Причин и Следствий, именно восхваляемая святость армянского царя не имеет никакого значения, ибо он предстает не только как похотливый убийца-обыватель, «осознавший и раскаявшийся», но и как малодушный царь-предатель, уготовивший многим поколениям унизительную стезю. Пусть решают теперь церковники и преуспевшие в маразме догматики от истории, где пребывать «святой душе» армянского царя: в обществе Ангелов и жиреть от райской скуки на «казённых харчах Господа Бога Израилева» или же в обществе развесёлой и несколько мрачноватой, но от этого не менее христианизированной «братии», под общим названием «Дьявол и Ко».

[14] Багреванд - буквально Обитель Богов. Самая священная провинция Великой Армении, где располагались Престолы Митры и Арамазда-Ванатура (Багаван). Исторически, Багреванд со всеми великими святилищами и Мистериями был разорён в самом начале 317 года, когда Григор возвратился от архиепископа Кесарийского Гевонда в сане архиепископа Армянского. За год до этого события, а именно, в 316 году и произошла таронская трагедия. С уничтожением великого Дома Ваагнуни, сердце армянского жречества Багреванд, а также Мистерии Армавира, Багавана, Багарана и Багайарича, утеряли самую мощную защиту.

[15] Яшт-и-Шат или Аштишат, горные Мистерии Ваагна и Астхик в Тароне. Один из главных храмовых городов Армении, где был построен главный храм Ваагна. Древнеармянское название Аштишат восходит к санскритскому Яджна Шата (Многожертвенный). Эпоптейи или Горные Мистерии Митры-Веретрагны или Ваагна вместе с Мистериями Астхик - ипостаси Аредви-Суры-Анахиты в одном аспекте и Митры (в образе Люцефера-Венеры) - в другом, являлись одними из самых таинственных во всей Азии и даже Европе. Аштишат был также уничтожен по приказу спесивого Григора.

[16] То есть, получивший Высшее Посвящение в криптах Мистерий.

[17] Великокняжеский жреческий Дом Ва[h]евуни (Ва[h]уни) или Ва[h]агнуни вёл свою родословную от Богов Арьяварты (Северной Индии). После уничтожения данной княжеской династии земли её, также, как и земли некоторых непокорных нахараров и весь удел Багреванд перешли под «святое покровительство», а именно к династии Суренова Пахлава (Пахлавуни). Новоиспечённый святой, как видно из хроник, перенял традицию наследования жреческих титулов от своих злейших врагов, тем самым монополизировав управление церковью. Данная монополия династии Пахлавуни безраздельно действовала до середины V века, последним прямым наследным католикосом был Саак I Партев.

[18] Гора Каркэ в Тароне являлась горой Гисанэ и Деметра. Буквально Гора Поклонений. Данная гора в своём символико-идейном аспекте имела своего близнеца - гору Дагонац, в том же Тароне, посвящённую Оаннешу Дагону и Астхик-Деркето одновременно.

[19] Сюникские Хайказиды в Тронном списке армянских государей шли первыми и почитались больше, нежели Аршакиды. Андзевские князья считались младшими, а Ангехские - старшими нахарарами. Бдешхами именовались великие князья пограничных областей Парфии, Сасанидского Ирана и Великой Армении. В Армении, до 428 г., к ним относились четыре великокняжеских Дома: Агзникский, Кордукский, Нор-Шираканский (Парсагайкский) и Гугарский. Несмотря на тот факт, что Ангехский Дом не был официально бдешхским, однако, после четырёх бдешхств, упоминался именно он, равный им по значимости и знатности. Своё название Дом Ангеха получил от Бога Торка Ангха или Ангеха. До насаждения христианства старшие представители сего Дома были наследными жрецами Храма Торка.

[20] Что же может быть страшнее убийств и зверств, являющихся широким и тёмным путём к достижению такой же тёмной цели? Иные ответят - предательство. Однако предательство сродни этим зверствам, являясь одновременно причиной оных. Без изначального предательства не могло быть всех тех ужасов, которые захлестнули человечество. Так как предательство есть лишь разновидность трусости, следовательно, оно многолико, и под личиной непреклонности и всевозможных принципов неустанно следует за своим детищем - нравственным развратом. Страшнее же предательства, по силе воздействия, может быть только Проклятие, исходящее от Мужества Отчаяния. Именно о таком Проклятии, предопределившем дальнейшую судьбу Армении, ныне зайдёт речь. В вышеупомянутой книге князя Мамиконяна повествуется не только о кровопролитиях за ту или иную веру, но косвенно указывается на малодушие и обескураженность самих христиан. К чести сирийца Зеноба, чьи данные послужили основой для князя Иоанна Мамиконяна, нужно отметить, что он более или менее правдиво описывает происходящее, не вдаваясь в словоблудие и сквернословие, столь свойственных Отцам Церкви. После описания великой битвы Зеноб останавливается на моральной стороне событий, передавая как испуг Григора Пахлавуни за содеянное со стороны христиан, так и гнев жрецов. Так, по возвращению на место событий Пахлавуни, придя в ужас от свершившегося, то ли из-за терзания Совести, то ли по наитию, которое часто, как животное чутьё указывает человеку истинную сторону произошедшего после слепой ярости, сам того не ведая, произнёс предречение той стране, где свершилось беззаконие.

«Пусть Глаз Божий будет над землёй сей, охраняя от врагов. Ежели жители земли этой будут нести бремя страданий, по Воле Господа, за прегрешения свои, то враги их да не укрепятся в мощи своей и не обретут покоя, но в злобе да уничтожатся.

И пусть не найдут они пристанища, обездоленные на этой земле» (перевод Э. М.).

После произнесённых этих слов, видимо, «святой» Григор «пришёл в себя» и завершил речь следующим уже чисто христианским благословением, идейно не связанным с предыдущим предречением. «Пусть десница святого Карапета печатью и защитницей будет Дому сему, и да стоит он вечно крепко из поколенья в поколенье» [Иоанн Мамиконян, «История Тарона», стр. 42-43]. Право же, ни идейно, ни стилистически не увязывается первая, похожая на зловещее пророчество речь, с последним - умилительно-христианским благословением.

Несмотря на кажущееся благородство Григора, уже после этих речей он отдаёт гнусный приказ об уничтожении древних Святилищ.

[21] По древней индоиранской арийской Космогонии любая планета проходит семеричный цикл собственных воплощений.

[22] После зверств над семьями жрецов уже сами жрецы проклинают, пребывая, в отличие от армянского «святого», в твёрдом сознании.

«Горе нам, ибо кости мертвецов будут терзать нас на Земле» [там же; стр. 43].

«Знайте и помните! Покуда живы будем, то воздадим вам тем же за содеянное, ежели - нет, то Боги наши за нас воздадут!» [там же; стр. 46]. Как показали дальнейшие исторические события - все предречения сбылись. Армения в целом и Туроберан в частности заплатили слишком большую плату за те беззакония. Вышеотмеченные зверства, проявленные со стороны «ревнителей во Христе» в период становления новой религии, ещё долго отражались на судьбе истерзанной Армении. Ужасные грехи христиан висели (быть может, и теперь висят) над последующими поколениями армян, как «Дамоклов меч», являясь кармическим следствием той страшной причины, о которой ныне принято говорить, как о «святом благодеянии». Эти кармические следствия не раз давали о себе знать: в последний раз - в виде чудовищного и омерзительного геноцида 1862-1922 годов. И, если верить хроникам, то Воздаяние было не только от авестийских и армянских, но и от великих ведических Богов Ариаварты! Читающему эти строки пусть не покажется, что, дескать, автор пытается спихнуть преступления различных завоевателей и палачей на тех, кто от них страдал. Отнюдь. Цель заключается в том, чтобы показать оборотную сторону армянской драмы, ставшей общечеловеческой. Каждый человек ответственен как за свои добродетели, так и за недостатки, и если это утверждение свободно принимается здравомыслящими, то почему бы не применить данное утверждение в отношении к целым народам? Ведь выражения «народ не ошибается - народ всегда прав» не раз опровергалось самой Историей. Можно слишком долго и много писать о Законе причин и следствий, но не хватит и семи томов, посему следует ограничиться, отметив, что любое действие во Вселенной находит себе же противодействие, равное по значимости. Сроки же осуществления этого противодействия создаются от той энергии (то, что принято называть значимостью - сутью), которую несёт это действие. Это Закон обоюдного воздействия, которому подчинены даже Боги! По какой-то Высшей Воле Армения с тех самых пор была лишена возможности заявить о себе во всеуслышание. До сих пор правда о славе и о трагедии Великой Армении недоступна даже самому изощрённому историку, и до тех пор, покуда существует этот Высший Запрет на разглашение Истины, Мир не узнает об Армении больше, нежели теперь, как бы громко не вопили крикуны о Древности и бывшем величии её. Всё тщетно…

Воистину, в той великой Войне победили Гисанэ и Древние Боги, но желали ли Они - податели всех благ и Мудрости, такой жертвы?.. Возрадовался ли великий Иисус и все истинные Святые, почитавшие Слово Его, такой «славе»?!

В заключение следует отметить, что в преданиях, связанных с «великомученичеством» впоследствии преуспевшего первого армянского святого и его венценосного покровителя, скрывается один немаловажный нюанс, великолепно отображающий христианскую ортодоксию с этической и нравственной точек зрения. Само становление христианского культа в Армении закладывалось с убийств и разврата, после коих, по принятию «новой веры», все грехи, в том числе, и самые тяжкие - моральные и нравственные, прощались чудесным образом тем, кто их совершал! Стало быть, свершив любое злодеяние до символического крещения, можно избегнуть всех наказаний и укоров, став христианином? Фактически, исходя из логики некоторых Отцов Церкви, вопросы о Свободе Воли и Выбора, столь излюбленные апологетами Христианства, и столь же неразрешимые для них, как вопросы о всевозможных природах и генеалогиях Иисуса, отпадают a priori, т.к. из вышеупомянутых жизнеописаний святых явствует, что до принятия ими христианства воля их была в зачаточном - эмбриональном состоянии, тогда как после крещения данная воля исчезает и вовсе, вследствие подчинения оной «ревнивому и злобному» еврейскому богу, милующего своих почитателей с той же лёгкостью, с которой он уничтожает тех, кто не желает ему поклоняться! На базе только этого догмата любая Церковь может смело провозгласить себя самой большой сектой. К слову сказать, все последующие секты, наводнившие многострадальную планету, есть «дети, выпестованные и вскормленные» всё той же матерью - Церковью. Только вот «дети» эти развились с более страшными фенотипами, от которых тщетно пытается откреститься даже их «родная мать» - Христианская Церковь.

Автор данного труда никоим образом не выступает противником Учений Великого Иисуса и истинных Подвижников пред Ним, если данные Учения воспринимаются в качестве Идей объединяющих и просвещающих, и преподносятся как Философия, но не догматы, насаждающиеся в качестве единственной непогрешимой истины.

[23] В подземных криптах древних святилищ и больших храмовых комплексов во всём Мире были расположены Мистерии тех Богов, которым данные святилища и были посвящены. Сами Посвящения проходили, порою, крайне тяжело, т.к. Неофит и Кандидат должны были пройти различные по сложности Ступени, среди коих было и подчинение своей Воле Астрала и его обитателей. Данная Ступень, особенно в Мистериях Митры, Гисанэ и Деметра, была одна из труднодостижимых и не каждый мог пройти её, порою только ценой своей собственной жизни. По этой причине Мистерии Элевсинии в Элладе являлись одними из самых тяжёлых в Мире. Проклятия от жрецов вышеотмеченных храмов произносились именно от этих страшных обитателей: «Несмотря на то, что притесняете Нас, изгоняя с этой земли, знайте, что те, кто рискнут жить тут, никогда не обретут мира и покоя, ибо как врата града могут впустить множественное войско, так и здесь [в урочище Гисанэ и Деметра] вход Дэвов, и тем более, множество их тут у Гисанэ, как в бездне подземной» [там же].В связи с этим следует отметить один немаловажный факт. В своей «Истории Тарона» Зеноб Глак - первый настоятель монастыря Сурб Карапет в Муше, пишет: «Основание церкви стоит на том же месте [на месте храма Деметра], тех же размеров - в ширине и длине, с одним отличием, что алтарь церкви был водружён с запада на восток» [князь Иоанн Мамиконян, «История Тарона», по Энцик. «Христианская Армения». Е., 2002]. Зеноб, по причине принадлежности к христианству, не указывает причины западной дислокации алтаря в храме Деметра, тогда как причина эта весьма веская, чтобы быть незамеченной. Вспомним, что Деметра - Спандарамат в древней Армении, так же как и в Элладе, почиталась не только как Матерь Мира, но и как Царица Подземного Мира, хранительница Великой Тайны Жизни и Смерти. Из сторон света Царице Подземного Мира был посвящён Запад. По этой причине насадитель христианства Григор (Сурен) Пахлавуни в своём послании к кесарийскому патриарху Гевонду пишет, что капища Тарона Гисанэ и Деметра и есть «врата ада» [Г. Гоян, по цит. «История Тарона»].

[24] Крест издревле являлся орудием позорной казни, т.к. данное наказание являлось своего рода «аутодафе», ибо идущий на распятие распинался на крестообразном древе, также как и Дух распинается на кресте плотских страстей преступника. Казнённый тем самым не просто подвергался физическим мучениям, но предавался вечному позору. Именно по этой причине Иисуса казнили подобным образом, полагая, что он будет предан презрению. Однако любой принцип имеет две стороны, посему в случае с Иисусом распятие приобретает особое символическое значение, т.к. Христос, будучи всеобщим Принципом - Логосом распинался на древе страстей человеческих в прямом смысле. При этом Иисус уже выступал в качестве носителя или иллюзии. Важно отметить, что человеческие страдания Иисуса сценически, но не полностью отражали истинные страдания Христоса, покинувшего бренное тело своего носителя незадолго до смерти его на кресте. Так как распятие Иисуса отражало космический Принцип, известный лишь великим Мистериям, то являлось более чем осознаваемым со стороны Человека Скорбей. В представлении черни данное распятие выглядело именно как обычная позорная казнь преступника, но в Сознании истинной аристократии - Посвящённых, муки претерпеваемые Иисусом являлись прямым и кратчайшим путём к наивысшей ступени Посвящения.

[25] Храмы Гисанэ и Деметра располагались в урочище девяти родников, которое именовалось Иннакьян.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

49 дата публикации: 9.03.2012