Ольга Фабричева,
ст. преподаватель ФГОУ АДПО
«Учебный центр подготовки руководителей»

 

Творческие подходы к воспитанию Детей Новой Эпохи

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

«…В цветах оседает Небо на Землю…»

«Озарение», 2.3.3.15

 

Постановка проблемы.

Десятилетний опыт работы с детьми, личные наблюдения и исследования специалистов позволяют говорить о том, что сегодня в мир приходят удивительные дети. Они с пелёнок знают, для чего они родились. У этих детей, в отличие от многих взрослых, есть врождённое чувство собственного достоинства. Они знают, чего они хотят, и выбирают себе родителей, воспитателей, учителей…

У этих детей прекрасно развит эмоциональный интеллект, они наделены сверхчувствованием, экстрасенсорными способностями. Они убеждены, что «волшебничать - легко, для этого надо просто быть добрым»…

Современные дети несут с собой новые высокие энергии. Они знают, чувствуют, слышат, видят и понимают, порой, лучше (быстрее, дальше, глубже, шире, выше…), чем взрослые, их родители и учителя. Абстрактные теории, вырванные кусочки знаний, неподкреплённые целостным образом, не вызывают у них доверия. Они испытывают трудности, попадая, как в паутину, в систему образовательных учреждений, пребывающую в старой энергии, ограничивающую их естественное стремление к творческому постижению мира, и при этом они твёрдо убеждены, что «учиться надо с радостью».

 

Вместе с тем, исследования показывают, что учителя, страдающие синдромом хронической усталости, привычное явление для современной школы. Их эмоциональное выгорание - результат стрессов и сверхстрессов, переживаемых взрослыми людьми в условиях их полной социальной незащищённости.

Накладывает свой отпечаток на личность учителя и тот факт, что эта профессия связана с необходимостью оценивать работу ученика. Оценочный подход, категоричность суждений, стремление поправлять, одергивать, доминировать ведут к профессиональной и личностной деформации педагога, к стереотипности поведения и мышления, к черствости души, её потере.

И тогда общение на повышенных тонах становится нормой поведения для учителей, что абсолютно неприемлемо для детей Новой Эпохи, которые, обладая сверчувственностью, болезненно воспринимают эту агрессию окружающего мира, так словно бы родились без кожи. Отсюда возросшее число суицидов среди школьников, как импульсивная реакция протеста против действий взрослых людей, так или иначе принижающих их человеческое достоинство.

Помимо этого, используемая школой, левополушарная методика обучения вызывает сопротивление у современных детей, большая часть которых обладают полнополушарным мышлением. Получается, что, обучая по такой методике, школа сегодня использует только половину навыков и умений мозга ребёнка. Задействуя мозг учащихся только на 50%, современная школа, таким образом, создаёт сегодня «наполовину умных» учеников, чья нереализованная творческость часто выражается в девиантном поведении. Поскольку «не может творить рассудок, если не дать ему зерна сердца».

Такое поведение разрушительно и для самих детей, и для их родителей, и для педагогов, работающих в постоянном стрессе в классах с большой численностью учеников, в условиях постоянного дефицита времени и ограниченных ресурсов, и, в конечном счёте, для государства.

Практика показывает, что решать проблему психосоматического здоровья учителей в рамках отдельного образовательного учреждения сегодня неэффективно - больна вся система. С точки зрения психологов рассматривать эту проблему нужно комплексно и на государственном уровне. Возможно, государству стоит сегодня продумать регламент предоставления учителям оплачиваемого годичного отпуска по истечении четырёх - пяти лет работы для восстановления их соматического и душевного здоровья, для повышения уровня их квалификации через обобщение опыта работы, написание новых творческих программ созвучных подрастающему поколению. Для этого необходимо разработать новую, созвучную времени, систему непрерывного повышения квалификации учителей.

 

Целью данной работы является популяризация творческих подходов в воспитании детей Новой Эпохи, направленные на преодоление рассогласованности старого мировоззрения и нового мироведения.

 

Общеизвестно, что «назначение человека имеет в своей основе сотрудничество». В этой ситуации самым эффективным методом обучения, по мнению психологов, является именно сотрудничество и совместное творчество как основа радостного Со-Бытия, когда каждое действие (совместная работа, совместное познание мира) предстаёт как радостное событие, как праздник бытия. При этом важным моментом деятельности является его осмысленность и направленность на результат не только личный, но и дарящий пользу и радость другим людям, всему окружающему миру.

Таким ярким событием является общение с природой, взаимодействие с ней, участие в её жизни, труд во благо её. Ведь не случайно Учение Живой Этики выделяет, прежде всего, при воспитании сердца понятие труда, рассматривая труд как основу жизни, как совершенствование.

Участие в экологическом психолого-педагогическом проекте Нины Сальниковой «Живое Озеро» вдохновило нас на создание ландшафтного дизайн-проекта в своём дворе.

Красота и сила озера, весеннего леса, красота и сила духа молодых людей - участников проекта, тонко чувствующих окружающий мир, превратили такое трудо- и энергозатратное дело, как уборка мусора и посадка деревьев, в радостное, почти театральное действо, в котором каждый принимал посильное творческое участие, учась находится в гармонии с природой, с самим собой, с другими людьми, созвучно своему предназначению, следуя велению своей души.

Воодушевлённые этой поездкой мы посадили во дворе нашего дома подаренную друзьями берёзку. Почти сразу выяснилось, что берёзке необходима защита. И мы решили засадить газоны нашего двора цветами.

Ведь сказано:

 

«Кто любит цветы, тот на пути сердца.

Кто знает устремленье ввысь, тот на пути сердца.

Кто чисто мыслит, тот на пути сердца.

Кто знает о Мирах Высших, тот на пути сердца.

Кто готов к Беспредельности, тот на пути сердца,

Так будем звать сердце к познанию Источника».

Мозаика Агни Йоги, кн.1.

 

Я вскапывала землю, дети сеяли семена, обкладывали клумбу камнями, поливали... Мимо проходили люди: кто-то молча, не поднимая глаз, погрузившись в свои мысли; кто-то с интересом поглядывая на нас; кто-то участливо подсказывал, где взять хорошую землю; некоторые предлагали свою помощь, привозили с дачи рассаду, были и такие, кто обращался с просьбой поделиться цветами, чтобы посадить их под своими окнами…

Вдохновлённые участием соседей и прохожих мы вскопали клумбы в нашем дворе. Интересно, но так уж получилось, что цветники мы разбили вдоль дорожки, по которой сын ходит в школу. И уже на следующий день здесь начали происходить чудеса. Словно откликнувшись на творческий порыв наших душ, администрация школы на своей территории тоже организовала цветник!

Воистину, «красота спасёт мир»!

Эврика! Теперь я знаю, как возродить к жизни уставшие души учителей!

Им надо дарить цветы! Ведь чтобы разбудить уснувшую душу, нужна живая красота, выращенная и подаренная с добрыми мыслями. Многие ли из нас, покупая букет для учителя, думают о самом учителе?.. Насколько при этом осознаны наши действия?.. Какой смысл вкладываем мы в них?..

В практике психологии широко известно такое направление, как арт-терапия, или лечение искусством. Похоже, что мы с детьми создаём его новое направление: флора-терапия, или лечение цветами, лечение красотой.

Прошло время, на клумбах взошли цветы, а соседи и друзья продолжают приносить рассаду, восхищаясь распустившейся красотой. А, как известно, восхищение - кратчайший путь к накоплению психической энергии - нашей жизненной силы.

Сажать цветы - очень захватывающее занятие, оно вовлекает всё новых и новых добровольных помощников. Кто-то подсадил бархатцы. Сотрудники ЖКХ бережно постригли газон, не навредив посадкам. В жару соседи спасали цветы от засухи, поливая их вечерами. Проходивший мимо мужчина огородил колышками посаженные нами молодые деревца. Дети с удовольствием продолжают ухаживать за ними. Они чувствуют себя чуточку волшебниками, ведь это такое счастье, дарить людям красоту.

Участие в озеленении нашего двора зарядило сына позитивными эмоциями, в результате чего возросла его самооценка, появился интерес к учёбе, повысилась успеваемость.

Каждый человек, каждый дух творит свой мир, и от качества нашего сознания зависит красота или уродство созданного нами мира. Так, всем миром, вместе со знакомыми и незнакомыми добрыми людьми мы обустраиваем свой двор, частичку нашей планеты, создаём своё пространство любви, дом нашего бытия.

 

Проект «Живое Озеро» - это не просто экологический проект, это мощная программа по обучению сотворчеству.

Позитивные эмоции, полученные при общении с природой, созерцании красоты её, радость от сопричастности к ней, находят свой выход в самовыражении человека через творчество. Одним из результатов этого творчества является и альманах «Уроки Светописи», четвёртая книга которого под названием «Дом Бытия» является не только творческим отчётом о проделанной работе, но и оригинальным образовательным проектом.

Получив на озере позитивный эмоциональный заряд, мы с сыном включились в творческую работу, сочиняя рассказы для книги. Обсуждая тему, я задавала сыну вопросы, его ответы сами складывались в текст, так, что он едва успевал записывать, прося меня запомнить и записать его «самые важные мысли и вопросы, над которыми ещё надо подумать».

А подумать было над чем. Например, как описать непростую ситуацию так, чтобы не вызвать у читателя негативного образа, и как при этом не задеть чувств другого человека - участника событий. Всё это с волненьем и трепетом обсуждалось нами. Каждый раз, когда сын находил ответ, или удачное, с его точки зрения, описание, он ликовал, глаза его светились.

Видели ли вы когда-либо ученика третьего класса с таким же восторгом пишущего школьное сочинение?! Вероятно, это случалось тогда, когда ребёнок мог найти отражение темы в своём собственном чувственном опыте. Возможно, это происходило тогда, когда ученик получал от педагога позитивное подкрепление, похвалу и признание. Наверняка, это происходило тогда, когда школьник чувствовал со стороны значимых взрослых людей уважительное отношение к себе, к своим мыслям, словам, действиям. Ведь именно такое отношение учителя и повышает мотивацию ученика, вызывает у него интерес к учебе.

Детские вопросы, эти всегдашние «почему», от которых так часто отмахиваются взрослые… Сколько в них искреннего желания познать мир и глубину взаимоотношений в нём! Прислушайтесь к вопросам ребёнка. Возможно, с их помощью вы откроете в себе что-то новое, непознанное и непроявленное до сих пор…

Опыт работы (гимназия № 92) показывает, что, попав в окружение взрослых (учителей, родителей, друзей), которые не боятся детских вопросов, умеют их слушать и задавать свои, дети получают возможность гармонично развиваться как личности, раскрывая свои многогранные таланты и способности.

Так в диалоге с учителем рождаются творческие работы детей. Это творчество становится так заразительно, что многие родители с интересом включаются в него, создавая свои работы, которые всегда могут покрасоваться на выставке рядом с работой ребёнка. Да и сами учителя, создав творческую группу, могут разработать интегрированную программу, объединяющую разные предметы школьного цикла. Родители - профессионалы в своём деле, также могут дать своим детям уроки мастерства и философии жизни, проводя с ними дополнительные занятия, посвящая их в основы своего ремесла.

Надо ли говорить здесь об интересе к учёбе, о желании делать уроки! Это происходит само собой. Энергия сотворчества детей, родителей и педагогов, действуя по принципу центробежной силы, с огромной скоростью будет разлетаться из школьного класса - эпицентра идей, вовлекая в процесс и тех, кто остался, как бы за кругом школьной жизни, - членов семей, друзей и знакомых, коллег по цеху и всех открытых к совместному творчеству людей.

В такой системе дети учатся с радостью, а педагоги и родители растут личностно и профессионально, сея добро каждым взглядом, каждым прикосновением, раскрывая все свои способности и таланты, которыми все мы щедро одарены от природы. И «сердце будет расти в этом упражнении добра».

 

 

Литература:

1. А.Тер-Акопян (составитель). Мозаика Агни Йоги, кн.1. - Тбилиси: «Хеловнеба», 1990 - 560 с.

2. Курдышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб.: Питер, 2005. - 252 с. - (Серия «Практическая психология»).

3. Сальникова Н.Е. От сотрудничества к сотворчеству. - УПМ, 1999.

4. Фабричева О.А., Бахтиярова С.А. Психологическая реверсивность и креативность. В кн.: Проблемы психологического сопровождения педагогического процесса. Серия педагогика и психология. Выпуск 2. Часть 2. - Киев: «Педагогическая пресса», 2000, стр. 189 - 194.

5. О. Фабричева. Пройти ультрамариновым путем. - Спб: А-принт, 2009 - 175 с.

5. Уроки Светописи: Альманах. Книга 4. Дом Бытия. - СПб: Издательский дом «Петрополис», 2010 - 264 с.

6. Olga Fabrichva. Reversal theory and forming of creative ability. The 8th Reversal Theory conference. - London, U.K. - 1997.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 05.12.2011