Мазаева-Каненга Анжела Кеннеди,
методист СПбГМИСР

 

Востребованность рериховского наследия в современном обществе:
Социологические наблюдения на базе работы Музея-института семьи Рерихов

 

Тезисы доклада на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

1. Оценивая отношение к рериховскому наследию в современном обществе и особенности экскурсионной деятельности Музея-института семьи Рерихов, важно ещё раз отметить тот факт, что основой концепции будущего музея в Ленинграде-Петербурге «явилась рериховская идея о том, что Музей (в широком смысле) - это "обиталище всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их"». При оценке работы с посетителями необходимо учитывать многогранность творчества семьи Рерихов, актуальность введения их наследия в научный оборот, понимание того, что создатели музея настаивали на такой форме организации, как музей-институт.

С 2001 года, когда в Санкт-Петербурге официально был учреждён Музей-институт семьи Рерихов (с 2003 г. МИСР имеет своё здание), прошло практически десятилетие, и опыт существования Музея в этом городе необходимо начать рассматривать с различных сторон, выявлять проблемы и подчёркивать важные достижения. Несомненно, работа с людьми в рамках такого музея имеет ряд особенностей. Прежде всего, важным критерием оценки будет взгляд на понятие музея самого Н.К.Рериха, раскрытый в материалах, анализирующих данный вопрос: «Музей, таким образом, становится местом взаимодействия различных общественных тенденций на основе всевмещающего понятия Культуры и приобретает дополнительные социокультурные функции»[1]. «…Главной задачей Музея у Рериха является, в конечном счёте, "преображение жизни"»[2]. Также необходимо сослаться на основы, сформулированные в материалах об истории возникновения Музея, когда происходило «определение идейной базы создания и деятельности Музея-института семьи Рерихов»[3].

2. Итак, одним из срезов работы по изучению рериховского наследия и взаимодействия с обществом в определённых учреждениях будет взаимоотношение сотрудник-посетитель или докладчик-слушатель и т.п. Несомненно, главной необходимостью в такой работе с социумом было бы наличие определённых качеств, развиваемых в том числе изучением Живой Этики. Одним из основных качеств, упомянутых Е.И.Рерих, было равновесие с опорой на учение Христа.

Работа рериховских учреждений в Америке и в Европе, переписка Рерихов с этими учреждениями дала тот материал, на котором можно очертить круг задач для сотрудников, которые и в наше время являются основными. Многое опубликовано в тех же Письмах Е.И.Рерих в Америку, откуда можно привеcти несколько её высказываний на эту тему, например: «Очень распознавайте сущность подходящих к Живой Этике»[4]. Или ещё одно, о людях, начинающих интересоваться Учением: «Поощрять следует, но очень следите за их привычками и отношением к так называемым житейским обиходным явлениям. Смотрите людей в будни, а не в праздник духа. Много читающих и восторгающихся, но где они, истинно усвоившие прочитанное и прилагающие его к своей жизни? Так, усвоение понятия сотрудничества не в устроении общежития, но, прежде всего, в условии и приобретении постоянного действенного дружелюбия. Дружелюбие - сезам от всех врат. Скажите Вашим молодым друзьям, чтобы они научились быть ярыми в добре» (то есть, например, обладали таким качеством, как отсутствие равнодушия, - А.М.-К.).

3. Разбор качеств, необходимых сотруднику подобных учреждений - это отдельный вопрос, особенно актуальный в современном обществе. Его не решить без опоры на книги Учения Живой Этики. Всё творчество семьи Рерихов насыщено многими важными разъяснениями сути Учения Живой Этики и понятиями, которые каждый, стремящийся к познанию истины, может почерпнуть в доступной для него форме. Не лишним будет напомнить слова Е.Рерих об основах для развития общества, чтобы лучше разобраться в современных тенденциях в нём: «Более чем когда-либо ясно, что без осознания духовного начала люди не найдут новых путей. Никакие конференции, никакие переустройства ничего не изменят и не остановят разложения человечества. Необходимо осознать сердцем, всем существом ведущее Духовное Начало, и тогда только многие жизненные противоречия и сложности найдут себе правильное объяснение и место. Только тогда народ сможет начать слагать новую культуру на основах незыблемых законов бытия. Начало этого осознания мы уже видим в провозвестиях молодых учёных, в своих изысканиях подошедших к пределам, за которыми они уже вступают в область всяких "мета" - метафизики, метахимии и метабиологии и так далее. Истинно, пришлось одухотворить и биологию. Итак, в прогрессе своём наука должна будет признать примат духа, или духовности, во всём сущем. Будет найдено равновесие между идеализмом и материализмом, или между духовностью и материальностью. Один из мыслителей, кажется, Успенский, назвал материализм дефективным мышлением или трёхмерной собачьей психологией в противовес человеческой, четырёхмерной, ибо мысль уже принадлежит к четвёртому измерению. Все материалисты лично мне казались всегда ограниченными, убогими, лишёнными всякого воображения людьми. Но без воображения - что же может создаваться? Наука, не окрылённая ведущим началом воображения, окажется в тупике»[5].

4. Один важный аспект в работе сотрудников Музея связан с тем, что для ряда посетителей до сих пор не привычно понятие Музея-института, и им необходимо более широко разъяснять виды деятельности именно подобного учреждения.

5. Существуют проблемы, которые в общих чертах можно назвать, а точнее, отнести к трудностям с восприятием у определённых посетителей, число которых растёт. Среди причин явно прослеживается отрицательное влияние культуры масс-медиа и ТВ, можно даже назвать таких посетителей людьми с «телевизионным восприятием». Всю информацию они готовы воспринимать только в том виде, как она подаётся журналистами различных телеканалов. Можно представить, что эти люди давно (!) уже не читают практически никакой литературы, и это не столько особенность их восприятия, сколько тенденция к «атрофированию» в сознании тех функций, которые активизированы у людей читающих. Назовём это проблемой, связанной с постепенным снижением желания самостоятельно мыслить у потребителей современных форм подачи информации, культуры в том числе. Это желание заменяется желанием получить готовый шаблон. Хотя большим плюсом является то, что они идут в Музей и ищут информацию для себя, другое дело, что их ожидания на подачу информации только в форме развлечения не оправдываются, на что они иногда открыто негодуют. Это можно связать и с особенностью подачи информации в Музее-институте, в котором основу экспозиции составляют не крупнейшие полотна, серии картин Н.К. и С.Н. Рерихов, а петербургский период жизни и творчества семьи, научная, общественная, педагогическая и т.д., деятельность, мемориальное собрание С.С.Митусова. Подобный широкий охват, серьёзное, научное изучение документов, помогающее лучше понимать и художественное, и философское творчество Рерихов не всем под силу. Публика тут делится на тех, кто с восторгом делает невероятные открытия и находит ответы на многие вопросы о семье Рерихов для себя, и на тех, кто желает лишь созерцать картины, даже особенно не вникая ни в историю их создания, ни в предпосылки творчества художников. В современном обществе всё-таки растёт число испытывающих истинную потребность в глубоком изучении наследия семьи Рерихов, и опыт работы Музея-института в Петербурге это доказывает.

6. На сегодняшний день существует проблема столкновения посетителей с информацией в прессе, часто необоснованной и негативной. Люди приходят в музей выяснить о прочитанном и услышанном. С другой стороны, они уже заряжены определённой предвзятостью мнения и восприятия экскурсии и экспозиции. Ещё одна проблема - посетители встречаются с насыщенностью экспозиции и экскурсии новыми, непривычными сведениями, сложными для усвоения. Многие привыкли к созданному прежде, ещё в советские времена, образу Николая Константиновича и его семьи, или к тому образу, который создают нынешние масс-медиа и разного рода авторы, часто пристрастные или поверхностные. Сегодня пришло такое время, когда огромное количество информации (разной) доступно всем желающим, и этот процесс будет нарастать, что приведёт к увеличению числа недоумевающих или даже пострадавших от того, что действительно стало «не по сознанию». На сегодняшний день можно констатировать, что о Рерихах и об Агни-Йоге никогда больше не будут говорить «из подполья», и одновременно тот факт, что массы не готовы к свалившейся на них открытости и доступности, которая таит в себе не только опасность вседозволенности, но и проблемы с восприятием, освоением такого количества различной информации. Этому мешает нежелание некоторых самостоятельно мыслить и, как сказано в Живой Этике, расширять своё сознание. Сегодня для правильного понимания многих явлений нет готовых ответов, обработанных для масс, и нет рецептов, как правильно реагировать на то или иное явление. А парализованному, зомбированному мышлению крайне не ясно, что делать, сталкиваясь с обилием информации и необходимостью отбора. Для него, таким образом, подорваны привычные ориентиры.

7. По наблюдениям, нарастает интерес к философским, научным взглядам семьи Рерихов, особенно у молодёжи, взгляды на важные стороны жизни, на пути личного развития и самосовершенствования, на вопросы, связанные с будущим человека и человечества в целом, излагаемые семьёй Рерихов. Много людей лично, вне экскурсионной программы, обращаются за советами, справками на подобные темы для того, чтобы найти ответ на интересующие их вопросы, желая получить ссылки на определённую литературу. Хотя в Интернете многое опубликовано, им не хватает анализа приводимых сведений, особенно относительно новых данных сегодняшнего дня.

8. Огромный материал для размышления и осмысления востребованности рериховского наследия, его места и роли в современном обществе дала выставка «Рериховский век», проходившая в Петербурге в ЦВЗ «Манеж» с 15 апреля по 16 мая 2010 года. 75 организаций и 30 частных собраний в той или иной форме стали её участниками. Было представлено более 1100 подлинных экспонатов (помимо живописи и графики из музеев разных городов и стран, из частных коллекций, на выставке экспонировались предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, личные вещи, документы и фотографии, книги, журналы и газеты, полная коллекция прижизненных изданий открыток с репродукциями картин Н.К.Рериха, медали, монеты, археологические находки, минералы), 130 информационных баннеров с текстами и иллюстрациями, фотоколлажи, размещённые на лентах в двух галереях, 7 арт-объектов. Профессионализм специалистов-дизайнеров из «Комбината музейно-выставочного искусства» создал цельное впечатление яркого праздника Культуры.

Выставку увидели около 60 000 человек, и что особенно приятно отметить, было много молодёжи, студентов и школьников, приходили люди самых разных профессий, с высшим образованием и такие, каких принято называть «простыми людьми», - в поисках ответов на серьёзные, экзистенциальные вопросы. В ходе реализации проекта был подготовлен первый выпуск каталога, снабжённый большим справочным аппаратом, который отразил живописно-графическое ядро экспозиции. После её расформирования началась работа над вторым выпуском, цель которого - комплексно осветить состоявшуюся выставку, дать представление о её концепции, особенностях художественного решения, характере экспонатов, которые были использованы для создания объёмного, полифонического контекста «Рериховского века».

Проанализируем некоторые записи в книге отзывов о выставке «Рериховский век». Ещё раз подчеркнём, что изучение наследия в таком ключе и подача материала продиктованы пониманием такой необходимости самими членами семьи Рерихов. Приведём примеры отзывов:

Благодарю за прекрасную возможность познакомиться с великим вкладом семьи Рерихов в культуру не только нашей страны, но и всего человечества. Огромное спасибо организаторам и всем людям, внесшим свой вклад в создание столь широкой экспозиции. 02 мая 2010. Н.Турдиева.

Большое спасибо организаторам выставки за большую проделанную работу! Наследие семьи Рерихов - бесценно, но до сих пор должным образом не исследовано и мало пропагандируется. Желаю дальнейших успехов в культурно-просветительской деятельности во имя памяти великих соотечественников и во имя культурного возрождения народа России. Л.А.Матвеева.

Огромное спасибо за глубоко продуманную экспозицию. Нам удалось познакомиться не просто с серией живописных работ, а увидеть тот широкий и глубоконасыщенный интеллектуальный культурно-исторический фон, на котором сформировались уникальные личности. Наличие экспонатов из разных музейных фондов обогатило эту экспозицию. Приятно было почувствовать и осознать те усилия, которые были предприняты по созданию музыкального сопровождения и видеофильма о Фёдоровском городке. Доценты СПб госуниверситета Т.В.Воронцова и Л.А.Авдеева. 3.05.10.

Выставка требовательна и благожелательна. Всё даёт возможность узнать всех Рерихов, а их много и все они прекрасны. 8 мая 2010. [Подпись.]

Да, чувства и мысли переполняют! Огромность выставки и огромность культурного наследия Рерихов соизмеримы. Это победа Культуры. Спасибо. Анучин Евгений Петрович, блокадник, почитатель Рерихов. 8.05.10.

Большое Спасибо за выставку. Мы потрясены. Большое спасибо за память о Д. Н.Ломане и его семья. [Подпись.] 08 мая 2010.

Замечательно! Столько информации трудно в другом месте найти! Спасибо за грамотную организацию экспозиции. Никогда не видела ничего подобного. Очень благодарна!!! О.Катулина.

Огромное спасибо за Великолепную выставку!!! Такое обилие исторических материалов, фотографий, умело подобранных цитат! Просто Великолепно!

Как здорово, что мы живём в то время, когда можно посмотреть такую выставку; ретроспектива времени, которое создало такого мыслителя, отражена здорово. Спасибо устроителям. Пусть знакомство человека в России с его философией добра и сострадания, мирового сознания выстроится в систему! Удачи! 12 мая 2010. М.Еловнова.

Очень много неожиданного и интересного. Интересен не только Н.Рерих, но и все его окружение. Получилась памятная выставка Русского Просвещения. [Подпись.]

Спасибо устроителям - есть, на чём воспитывать детей (коренных петербуржцев). Червинская Н.А.

Первый вывод, который напрашивается из подобных строк - нашему обществу нужны серьёзные, информативные выставки, заставляющие размышлять, возвышающие дух человека, дающие панораму достижений науки и искусства, синтез развития истории и культуры. Нужны и подобные печатные издания, особенно периодические, - такие пожелания не раз приходилось слышать от посетителей музея за годы его существования.

Были высказывания и в книге отзывов, и в прессе, в которых выражалось непонимание смысла в таком количестве информации, недоумение по поводу совмещения картин разных художников в рамках одной выставки такой тематики или в соседстве с именем Н.Рериха. Музей даже обвинили в собственном пиаре и, почему-то, в пиаре Рерихов - не ясно, что же ожидали увидеть на этой выставке авторы обвинений. Разоблачения? Умаление?

9. Читая в книге отзывов записи о выставке, которая очертила значительные сферы культурной жизни общества, развитие идей в ХХ веке вплоть до сегодняшнего дня, кроме благодарности, восторга, оправданной и конструктивной критики и достойной оценки работы устроителей, видишь и то, что для многих, обративших внимание неизвестно на что, понятие Культуры, видимо, ограничивается сферой этикета.

Возвращаясь к позитивным результатам выставки надо отметить один важный факт: выставка привлекла и объединила многочисленные культурно-просветительские рериховские общества России, Украины, Латвии, Эстонии, США, Болгарии и других стран. Хочется подчеркнуть, что на выставку специально приезжали люди из разных городов Ленинградской области, а также из Калуги, Омска, Екатеринбурга, Чебоксар, Нефтекамска, Новосибирска, Воркуты, Белгорода и других российских городов, из Минска, Одессы, Риги, Лондона, Таллинна, в ЦВЗ «Манеж» приходило много иностранцев. Как проект в целом, так и его центральное звено - выставка «Рериховский век», имеют ряд особенностей, которые позволяют говорить об их особом петербургском характере. Сама идея объединить культурные организации для празднования 75-летия подписания первого в истории человечества Международного Договора об охране исторических памятников, учреждений культуры и их сотрудников во время вооружённых конфликтов, автором которого стал выдающийся петербуржец Н.К.Рерих, продолжатель гуманистических традиций петербургской юридической школы - достойна культурной столицы России.

Также важно отметить, что в ходе реализации проекта «Рериховский век», общения специалистов не только удалось уточнить атрибуцию некоторых произведений, хранящихся в разных музеях, но и сделать самые настоящие научные открытия, совершить находки в различных фондах и архивах, собрать новый исследовательский материал, который будет представлен в каталоге выставки и в Материалах Международных научно-практических конференций «Рериховское наследие» за 2009 и 2010 годы.

Подводя итоги краткого обзора, можно сказать, что интерес к рериховскому наследию, хотя и подогреваемый самыми разными стимулами, в обществе нарастает. Но главное - увеличивается количество людей, которые осознают, в чём насущность рериховского наследия для судеб современной России и для формирования нового мировоззрения. Главная задача специалистов сегодня - удовлетворять этому спросу на высоком научном и креативном уровне, соответственно духу работы самих Рерихов.

 

_________________

Примечания:

[1] У Рериха отчётливо просматриваются идеи будущих концепций интегрированного музея, экомузея, предвосхищаются положения «новой музеологии». / Бондаренко А.А. О музейной идеологии Н.К.Рериха и связанных с ним музеях.

[2] Там же.

[3] Бондаренко А.А., Мельников В.Л. Музейная идеология Н.К.Рериха: проблемы актуализации рериховского наследия / Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2006. - Вып. 1. - С. 40-46.

[4] Рерих Е.И. Письма в Америку. - Т. II. - 20.01.41.

[5] Рерих Е.И. Письма в Америку. - Т. II. - 13.02.1945.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 04.12.2011