Владимир Молчанов

О науке, религии, системной философии Ю.А.Урманцева, трансперсональной психологии С.Грофа и формировании новой мировоззренческой парадигмы

 

"Одним из важнейших вкладов науки о сознании в складывающееся нынче научное мировоззрение стало совершенно новое представление о психике. Если традиционная модель психиатрии и психоанализа строго персоналистична и биографична, современные исследования сознания открывают новые уровни, сферы и измерения, показывают, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему".

Станислав Гроф. "За пределами мозга.

Рождение, смерть и трансценденция в психиатрии",

М., 1992, с.74.

 

Наши представления о мире прошли долгий и противоречивый путь: от герметическиих позиций "всё во всём" до противопоставлений человека миру и царствования над ним; от гео- и гелиоцентризма до антропологического принципа, до гуманизма и трансперсональных представлений на глубины человеческого духа и голографическую соразмерность их Вселенной и всему сущему.

Как считает академик РАЕН и МАИ Ю.А.Урманцев, канд.биол.н., доктор филос.н., автор фундаментальных работ: "Общая теория систем (ОТСу)" и "Системная философия", - из 64-х теоретически возможных классов мировоззрений человечество к настоящему времени выработало лишь 14-20. В этой связи, переживаемый мировоззренческий кризис не первый и не последний, хотя, конечно, по результирующим характеристикам и глобальности - самый мощный, затрагивающий все сферы деятельности людей. Если в предшествующие периоды, при прохождении точек бифуркации, роль лидера в постижении мира могли брать на себя представители одной из форм общественного сознания и, даже одной из наук, - сейчас, скорее всего, такое разрешение не возможно.

 

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Не умаляя усилий и вклада естественников в дело познания мира, полагаем, что, во-первых, Материя и Дух действительно, не сводимы к их отдельным формам и свойствам. И, во-вторых, поскольку наука сегодня определённо стала силой глобальной, космической, - аспекты познавательные, их практическое преломление и воплощение неизбежно должны сочетаться с общечеловеческими, гуманистическими, религиозными, вселенскими нравственными, моральными принципами и ценностями.

 

РЕЛИГИЯ. Как форма мировосприятия религия предшествовала философии на заре человечества. Но, не смотря на глубину и сокровенность душевных упований, вызывает большое сомнение готовность религии взять на себя ответственность за человеческое миропонимание и мироустройство в начале третьего тысячелетия, когда в рамках одного, например, христианства существуют сотни, если ни тысячи конфессий, и каждая претендует на свою абсолютную истинность в прочтении одних и тех же библейских источников; если принятие естественно-научных фактов и утверждение их в сознании верующих церковными институтами может происходить с задержкой в сотни лет. Пока существуют эти и другие трудно преодолимые "если", трудно представить, что религия может определять не только духовную, но и мирскую, светскую, бытийно-воззренческую направленность в духовном развитии человека и человечества.

Пусть каждый образованный человек примет Эйнштейновскую позицию: "Религия без науки - слепа. Наука без религии не полноценна". Соединить же духовные прозрения с достижениями человеческого опыта и его философское осмысление - религия, на наш взгляд, не готова.

 

ФИЛОСОФИЯ. Философия как наука, как методология и мировоззрение, не смотря на амбиции по соединению принципиальных и основополагающих знаний в целостную доктрину "...в ответе на ИЗВЕЧНЫЕ вопросы... не достигла ничего, не смотря на тысячелетние усилия... едва ли мы можем сказать, что ушли дальше Платона. Мы ушли вперёд только в том, что касается материала научного познания, используемого им. В самом же философствовании мы, быть может, только ещё вновь приближаемся к нему". ("Краткая философская энциклопедия". М.,1994, с.481.) Если уж философы утверждают, что их детище, в систематике себя и в философской интерпретации природных и общественных систем, только рождается, - то это говорит само за себя.

Однако, несколько обнадёживает и факт выхода в свет очередной крупной монографии академика Ю.А.Урманцева "Девять плюс один этюд о Системной философии. Синтез мировоззрений", в котором излагается мировоззрение, "...которому можно было бы безбоязненно следовать при оптимальном построении системы "Человек - Общество - Природа". (Урманцев Ю.А. "Девять плюс один этюд о Системной философии. Синтез мировоззрений", М., "Современные тетради", 2001, с.4.)

Здесь впервые философия Системы эксплицируется "... в виде воззрения на мир как на Мир-Систему, Систему систем самого различного рода ("Материального", "идеального", "материально-идеального", "пустого") и разного ранга ("низшего", "среднего", "высшего"); как на систему в одно и то же время, но в разных отношениях, организованную и хаотичную, иерархичную и неиерархичную, полиморфичную и изоморфичную, симметричную и диссимметричную, гармоничную и дисгармоничную, противоречивую и непротиворечивую, устойчивую и неустойчивую, с отношениями согласия и несогласия, взаимодействия, одностороннего действия и взаимодействия; обладающую целостными, нецелостными, целостно-нецелостными и "небытийными" свойствами; реализующую все формы изменения, развития и сохранения действия и отношения". (Там же, с.6-7.)

Это делает Системную философию "...по-видимому, единственной философией, которая адекватно отвечает удивительному факту, факту философского плюрализма Человечества Земли во все времена его существования. И плюрастичному Человечеству Высшая духовность - философия - впервые открывается плюралистично". (Там же).

Всё это выделяет Системную философию Урманцева, как философию прикладную, практически значимую; делает её "Мировоззрением для Мироустройства" - и определяет основы - "...главного и очень надёжного ориентира... планирования его (человеческого) устойчивого развития в ХХI столетии - как Цивилизации системно-организованной и духовно-экологичной с существенным креном в область психологии и экологии и, как всегда, социально-экономической справедливости". (Там же).

Честь и хвала творцу Системной философии, не умалившему существенность и значимость наук о человеческой душе в своих разработках нового миропонимания и мироустройства.

 

ПСИХОЛОГИЯ. Действительно удивительны, и, может быть, диалектически оправданы исторические метаморфозы, происходившие с этой наукой. Возникнув как один из разделов философии (и именно, как целостное представление о душе, - греч. "псюхэ"), с приходом Р.Декарта и на протяжении почти пятисот лет, единственно определённым объектом своего исследования психология усматривала лишь сознательную, рациональную часть психического мира человека. Не смотря на гениальное прозрение Лейбница (XVII в.): "Каждая вещь есть полномочный представитель и репрезезентат любой другой вещи в мире, в том числе, и всего мира в целом", только к концу XIX столетия, через работы Гербарта, Фрейда, Ранка, Юнга и других титанов человечество стало осмысливать неизмеримые глубины и пласты своего внутреннего мира.

В связи с новейшими открытиями в микробиологии мозга, генетики, кибернетики и достижениями в области клинической психологии и генной инженерии, космологии, антропологии и др. - учёные выходят на новый уровень видения и осознают необходимость более широкого, метафизического охвата и осмысления изучаемых явлений; осознают необходимость тесной связи и взаимодействия естественных наук с философией, мифологией, теологией; осознают необходимость гуманистического подхода и изучения, - с психологических именно позиций, - всего многообразия общечеловеческого, в том числе, мифологического и мистического опыта. Возникает трансперсональное психологическое русло, которое может представлять ещё одну надежду в решении задачи перехода человечества на новую количественную и качественную ступень своего мировоззренческого осознавания.

 

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ТП). Именно в мировоззренческом отношении ТП принципиально изменила модель структуры человеческой психики и, в более чем сорокалетней практике, доказала трансцендентную глубину и многообразие психической реальности; множественность состояний, уровней и измерений сознания, расширив его до соразмерности "...всей Вселенной и всему сущему". (См. эпиграф).

Допустимо, что ТП может оказаться и связующим звеном во взаимоотношениях науки и религии, ибо, с одной стороны она открывает возможности "...контакта нашей психики и духовной стороны бытия, но, с другой стороны, ничего ненаучного в изучении холотропных состояний нет". (С.Гроф. Лекция в Институте философии РАН. М., 03.06.1998).

В сфере познавательной деятельности и личностного роста открыты совершенно новые пути самораскрытия и самоочищения; развития творческих, интуитивных потенций и возможности получения непосредственных восприятий (ощущений) от объектов макро-, мега-, микромира через вхождение с ними в контакт и получения информации непосредственно из любой части "многообразия бытия", в том числе, через прямое видение событий, дополняющих и уточняющих человеческую историю.

Таким образом, герметические представления о человеке, как о "микрокосме" подтверждаются и на нашем историческом витке, утверждая высшую и бесценную значимость каждого из нас, а также наши неизмеримо огромные потенциальные возможности в познании мира и его законов через познание самих себя.

Венчая достижения психологических наук, ТП может оказать значимое воздействие и вывести их на, действительно, прикладной мировоззренческий уровень. А содружество естественных наук, гуманистической, Системной философии и ТП может стать реальной основой для ликвидации апокалиптического несоответствия (перекоса) уровня техногенеза и социогенеза (более всего - этического, нравственного, морального состояния общественного сознания) - на основе приоритетности онтогенетическо-гуманистического подхода и создания, культивирования на всех государственных уровнях условий для усиления индивидуального самосознания, самопроявления и развития каждого индивида как высшей вселенской ценности.

 

Полагаем, что разработка и становление новой мировоззренческой парадигмы должны осуществляться представителями всех сфер общественного сознания не в противоборстве и противопоставлении их базовых основ, а в дополнении усилий друг друга. Философия, именно как гуманистическая Системная философия; наука, в том числе и трансперсональная психология, с её безграничными неизведанными просторами и практическими возможностями; религия, с её общечеловеческими ценностно-моральными ориентирами - в решении данной глобальной задачи НЕОБХОДИМО должны идти рука об руку, дополняя друг друга, взаимно учитывая свои лучшие наработки и духовные достижения, обеспечивая утверждение Человечества в Третьем тысячелетии...

 

Автор выражает благодарность и признательность Юниру Абдуловичу Урманцеву за предоставленные материалы и оказанную помощь при редактировании данной статьи.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 01.12.2011