Владимир Деревянко

Этюды о человеке и его жизни

Жизнь людей и её улучшение:
возможности и способы

Цикл статей: "От естественного отбора к разумной эволюции человека"

Введение

Об улучшении жизни людей столько сказано и написано, что, кажется, и добавить нечего, кроме того, что говорить об этом намного легче, чем реально что-то улучшить, особенно в России. Однако, важность и актуальность темы побуждает возвращаться к ней вновь и вновь и это происходит уже не одно тысячелетие... При этом люди не только рассуждают о лучшей жизни, но и действуют, порой весьма решительно и жестоко, но жизнь, как инвариантный процесс, идёт своим чередом, побуждая к поискам новых форм и действий. Впрочем, это вообще или в историческом масштабе, а реально улучшение жизни большинства как достижение общего блага представляется категорией относительной разумности людей, которая определяет их видение ценностей и смысла существования. В силу больших различий людей и многообразия форм жизнеустройства очень нелегко найти общезначимые и взаимоприемлемые решения современных проблем, которые, в конечном счёте, замыкаются на человеке и его желаниях, мыслях и действиях... Как бы там ни было, жизнь находится в движении и постепенно изменяется под воздействием многих факторов, прежде всего экономических, и развития общественных отношений, гуманитарных наук и гражданского самосознания людей. В совместном поиске могут и со временем будут найдены лучшие средства и формы организации жизни людей.

 

1. Представления людей об улучшении жизни, историческая практика и человековедение

Известно, что люди различаются по силе и интеллекту, культуре и нравственности, материальному и социальному положению, отношению к природе. У каждого со временем складываются свои представления о лучшей жизни и способах её улучшения, которые порой довольно сильно различаются. Наверное, этому же способствуют и различия в определениях сущности человека и смысла его существования, принадлежности к разным научным школам, религиозным конфессиям и политическим партиям. Тем не менее, многочисленные факты объединения людей по символам веры, убеждениям и мировоззрениям, принадлежности к определённым социальным или культурным слоям говорят о наличии групповых интересов и ценностей, которые могли бы послужить в качестве основы улучшения жизни данных групп. Вместе с тем, несмотря на разобщение, существуют общечеловеческие интересы, задачи и ценности, которые сближают людей, предвосхищая возможность их объединения для достижения высшей пользы в улучшении вида как кардинального условия улучшения жизни. Развитие гуманитарных наук и человековедения, в частности, позволяет выделить эти общечеловеческие ценности и общезначимые задачи существования людей, обосновать и выстроить конструктивную базу их реализации. Последнее предполагает постепенные эволюционные преобразования жизни и является по обоснованию человековедения имманентным индивидуальному и социальному прогрессу людей. Обращаясь к истории человечества, можно увидеть немало попыток улучшения жизни и многие из них имели характер восстаний или революций, заговоров или бунтов. Не часто приходили к власти просвещённые монархи и прогрессивные министры, но они не смогли внести перелома в ход истории и многие из них сложили головы под ударами террористов-революционеров или жестоких конкурентов. Важный момент этих событий состоит в том, что они выражали, прежде всего, материальные и политические интересы небольших групп или отдельных лиц, а не большинства народа и не соотносились с сущностью и задачами существования человека. Другой особенностью и движущей силой исторических преобразований было развитие производительных сил, оптимизация производственных и демократизация социальных отношений. Впрочем, до сих пор не найдены оптимальные формы ни для производительных сил ни для социальных отношений людей, будут продолжаться кризисы, борьба за ресурсы и власть и поиски более оптимальных решений современных проблем.

Как бы умело и красноречиво не объясняли прошедшее историки, пока нет его объективного и системного толкования-видения потому, что нет однозначного понимания человека и его сущности в развитии и во взаимодействии с социумом и природой, без которого всё, что ни говорится или пишется по истории - лишь точки зрения или домыслы, иногда небезынтересные, но не более того...

Определив сущность человека и связав её через жизненную необходимость и высшую пользу с задачами существования, человековедение сформировало конструктивную основу анализа и рационализации его действий - индивидуальных, в социуме и природе в контексте развития и совершенствования его разума и тела. Оно обосновало, что действия и организация жизни людей зависят от того, как они представляют себе свою сущность и имманентные ей задачи существования, иными словами, - каким им видится человек, что для него важно-ценно и в чём состоит смысл его жизни? Отражением этих представлений людей являются сменяющие друг друга социально-экономические системы. Нетрудно логически вывести, что они - системы - производны развитию и интересам людей и изменяются вслед за ними, из чего следует, что улучшать их жизнь - означает совершенствовать людей. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: нельзя улучшить систему, не улучшив составляющие её элементы и отношения между ними. Из этого следует, что улучшить жизнь человека можно, прежде всего, улучшив его самого во взаимодействии с социумом и природой!

Последнее представляет собой весьма серьёзную проблему, особенно в контексте несовершенства современных социального устройства и механизмов волеизъявления, противоречий между властью и народом и пренебрежения интересами большинства, которая, тем не менее, имеет решение. Впрочем, как нельзя быстро изменить человека и его социально-экономические отношения, так и решение задачи улучшения человека и его жизни представляет собой небыстрый процесс развития и совершенствования людей и эволюционных преобразований общества, которые должны быть подготовлены наукой и практикой.

 

2. Современная жизнь и возможности её улучшения

Современная жизнь многолика и несовершенна - на земле есть относительно благополучные страны, где достигнут довольно высокий уровень жизни людей и более оптимальна социальная организация, и есть страны, например, Африки, где люди умирают от голода. Существуют высокоразвитые индустриальные страны и отсталые первобытные племена, светские и религиозные государства со своими идеалами и представлениями о лучшей жизни и способах её улучшения. В мире ещё немало стран, где необычайно велико имущественное и социальное расслоение людей, остры религиозные и национальные проблемы... Это многообразие заслуживает внимания и затрудняет выбор общезначимых средств улучшения жизни, одновременно давая пищу для размышлений о критериях лучшей жизни и способах её улучшения. При этом очевидным является необходимость развития и социализации экономики и демократизация жизни, как и развитие интеллекта и повышение культуры людей. Вместе взятое это многообразие форм жизнеустройства говорит о сравнительно невысоком общем уровне развития людей и организации их жизни, и предполагает продолжительную и непростую работу по её оптимизации. И важное место в ней, как это ни покажется странным, принадлежит гуманитарным наукам, среди которых и человековедение, и педагогика.

Анализируя современные политику и взаимодействия государств, социальные движения и преобразования, нельзя не видеть роли отдельных личностей и социальных групп и слоёв в процессе улучшения жизни людей. Однако, несмотря на то, что история знает немало сильных личностей, оставивших заметные следы, в конечном счёте, всё решается в "совете человеческом" и изменяется по объективным законам, незнание или пренебрежение которыми чревато серьёзными социальными проблемами и катаклизмами. Впрочем, это вообще или в историческом масштабе, а реально в русле господствующих жизненных ценностей бал правят деньги и политика, как концентрированное выражение экономики. Улучшение жизни большинства, как достижение общего блага, представляется категорией относительной разумности людей, которая определяет их видение ценностей и смысла существования.

В силу больших различий людей и многообразия форм жизнеустройства очень нелегко находить общезначимые и взаимоприемлемые решения современных проблем, при этом далеко не всем приходит в голову, что они, в конечном счёте, замыкаются на человеке и его желаниях, мыслях и действиях... Из этого следует, что улучшение жизни людей - это прежде всего улучшение людей их мыслей и действий, что есть развитие разума и тела! Для этого необходимы индивидуальные и научно-педагогические, но прежде всего социально-экономические мероприятия по улучшению людей и их жизни, ибо, как говорится, базис определяет надстройку!..

Как бы там ни было, жизнь, как река, находится в движении и постепенно меняется под воздействием многих факторов. Если для реки важнее всего большее количество воды, то для жизни людей - больше материальных средств и духовных ценностей. Последние безусловно важны, но на достаточно высоком уровне развития экономики, без которой или, иначе говоря, на голодный желудок, естественно, думается о еде, а не о чём-то другом... И, тем не менее, не смотря на важность экономического развития, которому также необходима оптимизация, должны развиваться индивидуальное и общественное сознание людей, осмысливаться сложившееся положение и сопутствующие проблемы для выработки перспективных позитивных представлений и концепций и оптимальных действий.

Речь идёт о рефлексии и самосознании - прерогативе человека и их развитии, которые естественно связаны с представлениями о его сущности и задачах существования. Всё должно быть направлено на усиление этой работы: и различные формы искусства, и социально-политические движения и научно-педагогическая работа. В совместном поиске со временем будут найдены лучшие средства и формы улучшения людей и их жизни.

 

3. О значении науки и педагогики в развитии людей и улучшении их жизни

О лучшей жизни людей рассуждали и рассуждают многие, но редко по делу и компетентно. В обывательских суждениях о хорошей жизни, как правило, присутствуют, как у З.Прилепина, "свой прекрасный уголок с канарейкой, чувство собственности и забота о себе и своих близких", нетерпимость к неуважительному отношению власти и переменам. Заметим, что от этого отдаёт чем-то застоявшимся, как и от капиталистического свободного мира веет обманом и критическим недомыслием. Коммунистические идеалы явно дискредитировали себя экономически, а религиозные в большинстве своём - очевидно неконструктивны и, по-видимому, со временем канут в лета... Наверное, мудрейшие философы больше знали и знают о лучшей жизни? Но и среди них нет единства в понимании этой материи: для Сократа, Платона, Спинозы она была в достижении блага, для Аристотеля - в достижении счастья как осуществлении сущности человека, для Эпикура - в удовольствиях и созерцании, для стоиков - нравственности и невозмутимости к раздражениям. А ведь ещё есть идеализм и материализм, иррационализм с его иллюзиями и экзистенциализм с его абсурдом и бессмысленностью существования человека. Можно также упомянуть о нигилизме и позитивизме, прагматизме и трансгуманизме...

Как же судить о человеке и лучшей жизни? Наверное, как говорил А.Эйнштейн, - для этого надо выбрать верную точку отсчёта? А что находится между человеком и лучшей жизнью? Разум и действия - индивидуальные, в социуме и природе - в системе природы и общества! Почему же не говорить об улучшении жизни человека разумного как об оптимизации этой системы, органической частью которой он является? Но тогда надо разобраться с тем, что такое человек как сущность и что есть его разум? И человековедение дало определение сущности человека и его разума и выделило релевантные критерии жизни - необходимости и пользы, увязав его сущность, разум и задачи существования в системе природосообразного поведения! Рациональные развитие и жизнедеятельность людей охвачены современной наукой во многих аспектах - физиологическом и психологическом, медико-биологическом и генетическом, позволяющих решать многие серьёзные проблемы людей и, так сказать, от противного способствовать улучшению их жизни, заметим, частной жизни и то не во всей её полноте. Мы же рассуждаем об улучшении жизни всех людей и потому должно быть нечто общезначимое, нацеливающее людей в этом направлении. Отчасти в этом состоят цели религии и задачи педагогики и потому нередко их соединяют, но, увы, значительных результатов это пока не дало...

По-видимому, необходимы иные подходы и сочетания и в этом смысле педагогике очень близко человековедение, если иметь в виду природосообразную педагогику Я.Коменского, И.Песталоцци и К.Ушинского. Важным моментом данного рассуждения является следующее: улучшение жизни - это не её украшение, а улучшение человека, всех людей! Возможно ли и как это можно сделать? Возможно, целенаправленными действиями индивидуального и социального характера и масштаба, из чего следует - общество должно созреть-подняться до понимания необходимости развития и совершенствования человека и пользы природосообразной педагогики на основе человековедения! Если этого не будет, а это производно развитию человека и его разума, всё, что здесь обсуждается, не более, чем философские мудрствования...

Рациональные педагогика и организация жизни людей - давняя мечта педагогов и мыслящих людей о том, каковыми должны быть выпускники образовательных учреждений, - останется платонической до тех пор, пока не созреет сознание её необходимости и она не будет поддержана всеми возможными средствами и способами. В немалой степени это должно быть следствием развития экономики и подготовлено наукой и реальной педагогикой. Но в большей степени это должно стать следствием более высокого уровня разумности людей и изменением их жизненных ценностей в сторону развития и совершенствования, ибо без улучшения самих людей их жизнь никогда не станет лучше! Последнее - одно из краеугольных положений человековедения, не осознав и реализовав которого, не улучшить жизнь людей!..

01.11.2011

 

Возможна ли жизнь без страданий?

Цикл: "Человековедение и жизнь"

1. Суждения о страдании и радости

Все люди стремятся к радости и это также естественно, как и то, чтобы быть сытым и одетым, иметь дом и хорошую работу, любимого человека, семью и друзей. В радости - смысл жизни человека, но жизнь ещё так несправедлива и в ней немало страданий. Причины страданий разные - это и насилие одних людей над другими, и неверные действия человека по отношению к себе и другим людям, социальные, техногенные и природные кататаклизмы. Кажется, своим разумом человек способен понижать меру страданий, но не всё зависит только от него самого, если вспомнить о рождении ребёнка и сопутствующих ему страданиях матери. Или о болезнях и многих проблемах нашей жизни, которые вызывают страдания. Наконец, нельзя не помнить о трудностях, лишениях и иногда страданиях, сопутствующих процессу достижения значительных целей. Можно предположить, что без них нельзя, и страдания нужны для того, чтобы люди больше ценили радость?..

Наверное, в этом что-то есть, но человек не должен полагаться на предположения, нужно действовать осознанно, стремясь преодолеть страдания, облегчить боль не только с помощью болеутоляющих средств, а за счёт рационализации поведения, при котором боль и страдание минимальны!.. Последнее наводит на мысль о том, что людям надо знать и делать гораздо больше и лучше, чем это имеет место сейчас, чтобы изменить к лучшему соотношение радости и страданий в их жизни... Почему же это до сих пор не делается, ведь это так важно для всех? Вероятно, есть какие-то причины такого положения?.. Есть, и они - в несовершенстве человека и его разума.

 

2. Можно ли найти путь к радости?

Но, как связать радость и страдание с несовершенством человека? Наверное, для этого надо познавать себя и свою сущность. А разве мы не знаем себя, ведь процесс самопознания идёт с детства и продолжается всю жизнь? То же можно сказать и о познании окружающего мира, который мы знаем в меру наших возможностей и культуры, в то время, как его систематическим изучением занимаются многие науки, составляющие природоведение или естествознание. Как это ни печально, пока не существует цельного знания о сущности человека, не говоря уже о системе научного человековедения и, тем более, человековекознания. Остается уповать на время, а человеку самому разбираться в причинах страданий... Впрочем, эта тема странно мало волнует людей в принципе, ибо такова сейчас их жизненная ориентация.

А ведь любому достижению, будь то бизнес, спорт или творчество, предшествуют, если не страдание, то усилия и преодоление трудностей, сопротивления материала. Более того, всё живое циклично: напряжение - расслабление, возбуждение - торможение, усилия - результат и радость!.. Получается, что они взаимосвязаны и радость невозможна без усилий, преодоления, труда и, наконец, мук - поиска, выбора, творчества и неудовлетворённости достигнутым? Но есть и другое мнение: идти к радости через страдание - это идти непрямой дорогой, иметь труднопреодолимые препятствия или открывать новые пути? Существует ли мера страданий и радости и можно ли найти оптимальный путь к радости? Наверное, и можно найти, если его искать...

А ищем ли мы свой путь, выбираем ли лучшие цели и средства их достижения? Увы, не все и не всегда, следуя известным жизненным ориентирам, готовым стереотипам мышления и моделям поведения... Если разум человека сумеет правильно оценить их и найти лучшие, более необходимые и полезные ценности и схемы поведения, то страданий станет меньше, а радости больше. Можно ли как-то, хотя бы в самом общем виде или образно, определить эти ценности и схемы? Пожалуй, и иллюстрацией этому являются верный выбор любимого дела, друга, мировоззрения. И за всем этим стоят разум и сущность человека, сообразно которой он всё это делает! Точнее говоря, должен делать...

 

3. От страдания к радости

Чтобы добиваться чего-то значительного, совсем необязательно, даже нецелесообразно, идти через муки и страдания, которые возникают в результате отклонения от цели, либо определяются новизной или значительностью цели, для достижения которой ещё не выработаны достаточные средства, либо связаны с препятствиями, которые человек встречает на своём пути. Можно не испытывать многих мук, если не идти наперекор своей судьбе, против своих природы, убеждений и совести, если делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что принесёт не удовольствие, часто острое и сиюминутное, а пользу и настоящую радость. То есть важен позитивный результат, соотносимый с жизненной необходимостью человека и его высшей пользой! Но, чтобы не идти против своей сущности, её надо познавать. Безусловно, это задача разума человека, который теперь озабочен другим - выживанием и стремлением к обогащению и власти. В таком контексте эту задачу пытаются решать лишь самодостаточные одиночки-знтузиасты, для которых истина дороже материального благополучия и которые способны подняться над общепринятым и сиюминутным, чтобы открывать людям другие, более высокие цели и средства их достижения. Для принципиального решения этой задачи нужно время, в течение которого люди постепенно изменят свои представления о жизненной необходимости и научатся действовать со всё большей пользой.

Итак, чтобы идти к радости, надо действовать разумно, сообразно своей сущности. Но что может, нет, не принудить, а побудить человека к этому? Разумеется, стремление, только не к богатству и славе, а к наилучшему развитию и совершенствованию. Откуда оно возьмётся и когда? Может быть, из осознания человеком единственности и неповторимости жизни, которую он должен прожить наилучшим образом? Или осуществления своих жизненной необходимости и пользы, что есть познание и наилучшая реализация своей сущности. Что же самое важное, и это открывается человеку постепенно и нередко через страдания, - следование своей сущности и стремление к единению с людьми и к гармонии с природой и есть смысл и высшая радость его жизни!

16.03.2010

 

Почему люди больше хотят, чем делают,
и лучше помнят свои права, чем обязанности?

Введение или откуда это взялось?

На вопрос: откуда это взялось, ответить нетрудно, стоит лишь посмотреть на себя и вокруг, - и всё, кажется, станет ясно: желание возникает естественно, как бы само собой, а чтобы его исполнить или что-то сделать, необходимы усилия... Что же касается прав и обязанностей людей, то и здесь, вроде, всё понятно, - как своя рубашка ближе к телу, так и права мы помним раньше, чем обязанности... Однако, несмотря на кажущуюся простоту, не все отчётливо представляют себе механизмы возникновения и исполнения желаний, как и соотношение прав и обязанностей, и в этом этюде мы рассмотрим сущностную основу поставленных вопросов под углом зрения нашего человековедения.

 

1. Как соотносятся желания и действия человека и что находится между ними?

Желания, сопровождающие возникновение некоторой потребности, например, в пище или в чём-то ещё, служат сигналом к действию и иногда завладевают человеком настолько, что он не может им противиться и прямо действует для их удовлетворения, особенно, если с ними связано большое удовольствие. Таковы инстинктивные желания тела, воздействующие на сознание посредством чувств. Однако, не хлебом единым жив человек и для удовлетворения других потребностей, например, связанных с развитием и совершенствованием - физическим и духовным, взаимодействием с социумом и природой и, тем более, исполнением обязанностей, бывают необходимы немалые усилия, на которые не каждый человек оказывается способным. Последнее имеет разумную нравственную основу, которая не проявляется у человека при рождении, как инстинкты, а формируется в длительном процессе воспитания и образования. Видимое расхождение между желаниями и действиями человека даёт основание говорить, что желать естественно легче, чем делать, и что инстинктивные действия человека осуществляются сами собой, в то время, как сознательные действия по реализации важнейших не инстинктивных потребностей реализуются не столь однозначно, если вообще реализуются, и предполагают серьёзную позитивную мотивацию.

Можно ассоциировать это с правами и обязанностями, ибо в первом приближении между ними у человека возникает расхождение, подобное тому, которое имеется между инстинктивными и сознаваемыми действиями. Это не означает тождества между инстинктами и правами по сути, а лишь говорит о том, что права, как и инстинкты, помнятся и реализуются людьми скорее, чем обязанности, особенно те из них, которые не приносят очевидной индивидуальной пользы, например, срочная служба в армии, или, как налоги, отнимают часть личных доходов. Таковы не только социальные, но и немалое количество индивидуальных обязанностей, например, по оздоровлению или самосовершенствованию, которыми люди пренебрегают, несмотря на их видимую, но не быструю пользу. Надо заметить также, что если права человека, скажем, определённые законом, что-то дают ему или чего-то прибавляют, то обязанности, скорее, отнимают и потому немалое число людей, особенно из числа несознательных и слабо развитых, едва ли не явно их игнорируют, солидаризируясь в своём кругу. Потому, естественно, люди лучше помнят свои права, чем обязанности, которые ко всему прочему должны быть осознаны, чтобы их исполняли, а с этим, - подразумеваются разумность и способность к осознанию, не у всех людей одинаково хорошо... То есть, продолжая ассоциацию, можно говорить о том, что как между желаниями и действиями человека, так и между его правами и обязанностями находится разум, который по мере развития сокращает расхождение между желаниями и действиями, правами и обязанностями, связывая их по критериям необходимости и пользы.

 

2. О необходимых желаниях и полезных обязанностях

Размышляя о правах и обязанностях людей, как и о желаниях и необходимости, вспоминаются роботы и им подобные устройства, которые будучи запрограммированы на выполнение некоторой функции, операции, действуют автоматически неуклонно в любые погоду и обстоятельства и им не мешают делать своё дело одинаково хорошо ни чувства, ни что-либо другое, пока исправны они сами, управляющая программа и есть энергия. У людей всё не так однозначно, - иногда хочется совсем не то, что необходимо, и не хочется то, что полезно, потому что оно не приносит быстрых удовольствия или выгоды... Люди, как и мотивация их действий, двойственны - им приходится выбирать между желаниями тела и доводами разума и отнюдь не всегда побеждают последние - и желания могут быть сильны и разум слабоват и это при том, что жизнь одна и то, что делается, может быть не только полезным, но и вредным... По-видимому, людям не достаёт разума и знаний для того, чтобы лучше сознавать и делать то, что необходимо и полезно, а по тому, что это продолжается довольно долго - века - можно предположить, что таковы люди?.. Вместе с тем, позитивные примеры лучших из нас и ход исторического процесса вселяют надежду на улучшение этого положения. И помочь в этом могут человековедение и природосообразная педагогика, которые дадут людям необходимые знания и научат желать необходимое и делать полезное индивидуально, в социуме и природе.

Как делать то, что необходимо и полезно и реализовать свои права и обязанности? Если отвечать кратко, - действовать адекватно своей сущности и выражающей её жизненной необходимости для достижения высшей пользы. Ну, а если - более подробно, то следует заметить, что это очень непросто и осуществление природосообразного поведения должно быть хорошо подготовлено и людей с детства надо учить тому, чтобы в каждый момент своей жизни они знали и делали то, что выражает их жизненную необходимость, - следовали естественному ритму жизни и балансировали обмен веществ, обеспечивали необходимые объём и разнообразие движений и непротиворечивое взаимодействие с людьми и природой, развивались и оптимально продолжали род, совершенствовались и стремились к улучшению вида, что и составляет их высшую пользу! При этом под углом зрения высшей пользы многие привычные желания и действия людей потеряют смысл, а обязанности напротив - обретут важное значение и станут жизненно необходимыми. Давая теоретическое и практическое обоснование системы природосообразного поведения, человековедение опирается на разумную сущность человека, сознаваемые и управляемые потребности и его естественную взаимосвязь с миром людей и природы. Задача природосообразной педагогики - научить человека желать необходимое и становиться лучше, совершеннее. Действуя так, а не иначе, люди будут совершенствовать себя и свой разум, который поможет им желать и делать то, что необходимо и полезно и реализовать свои права и обязанности, без которых невозможно улучшение жизни.

07.02.2011

 

Что важнее для людей и их страны?

1. Хорошо ли иметь всего много?

Хорошо ли иметь много ресурсов, богатых-миллиардеров, сильных лидеров страны? Хорошо, но до определённой степени, - скажем, много ресурсов хорошо, а если дальше их продажи дело не идёт, то это плохо для экономики и всего народа. Хорошо, когда много богатых, скажем, миллиардеров, которых считает «Форбс», но плохо тем, что кому-то не хватает на жизнь, если у богатых так много... Или о сильных лидерах, были такие, например, - Иван Грозный, Пётр I, Наполеон, Сталин, Гитлер и что вышло? А у всех по-разному... Наверное, лучше всех вспоминают Петра, который поднял Россию и хуже всего Гитлера, который вверг Европу в страшную бойню, а Германию в разруху, и Сталина, который для достижения утопических целей не щадил ни врагов, ни несогласных, ни свой народ... Мировая практика показывает, что дело не в ресурсах, лидерах и богатых, а в системе управления страной и бизнесом, - чем они лучше, а бизнес свободнее, вспомним Германию, Японию или Сингапур, тем богаче страна и ресурсы появляются и подушевой доход больше, чем в других странах. Ну, а если говорить о России, то у неё есть и много ресурсов, и немало миллиардеров, вроде, есть лидеры, но нет хорошей жизни для людей... Человек так устроен, что в отличие от животных, живущих потребностями тела и неразумных, он имеет разум и способен с его помощью улучшать себя и свою жизнь, впрочем, если ему не сильно мешают окружающие. Изобилие ресурсов развращает, тормозя развитие, ведь можно прожить, продавая ресурсы и покупая необходимое у других. С одной стороны, это упрощает жизнь, а с другой - делает тебя недоразвитым и зависимым от других, тех, кто покупает у тебя ресурсы и продаёт тебе продукты и товары. Недостаток или даже отсутствие ресурсов, как в Японии, не помеха для бизнеса, а скорее, стимул для более активной и изобретательной работы, - вот и получается, что Япония, не имея запасов железных руд, выплавляет больше стали, чем страны с их огромными запасами. Что же касается лидеров в Японии, то они все такие похожие, мягкие и корректные, так часто меняются, что сама собой приходит мысль о том, что дело не в лидерах, а в том, как организованы жизнь и деятельность людей. Ну, и конечно, какое значение имеет, много ли там миллиардеров? Наверное, немало, только важнее, каков уровень жизни или благосостояние большинства, не так ли? И с этим у них получше, чем в России...

Можно ли совместить многие преимущества? Наверное, возможно ибо при прочих равных условиях те, у кого есть ресурсы, могут иметь более низкие издержки производства и выигрывать у тех, кто их не имеет и вынужден покупать дороже. Но для этого должны быть созданы благоприятные условия для производства. Если в стране много богатых, то ни один из них не откажется вложить деньги в выгодное дело, особенно, если это на пользу стране. Но богатые должны быть защищены от произвола той же власти и в интересах всего народа разумно ограничены, скажем, за счёт прогрессивного налога. А если в стране ещё и умный сильный лидер, который не выпячивает грудь от высокомерия, а гибко и расчётливо помогает богатым и бедным жить лучше, что означает, - способствует процветанию страны, то это идеальный случай, которого России, по-видимому, не суждено дождаться, - слишком много и разных помех для реализации её преимуществ...

 

2. Что необходимо всем без исключения людям?

Хорошо ли для страны иметь много миллиардеров? Судя по тому, как восторженно комментируют список «Форбс» представители СМИ, иметь всё больше миллиардеров для страны хорошо, ибо это косвенный показатель экономического развития и достижений страны. Однако, чем больше денег скапливается у немногих, тем пропорционально большему числу людей может не хватать на жизнь, особенно в условиях России, когда власть бережёт своих богачей, не облагая их прогрессивным налогом и не слишком способствуя развитию экономики и повышению уровня жизни людей, которые взаимосвязаны. Чтобы не быть голословными, перечислим заявленные властями важнейшие направления их усилий: модернизация экономики, развитие инноваций, национальные проекты в образовании и здравоохранении, модернизация вооружённых сил и улучшение работы милиции... При этом многие не понимают, что модернизация или инновации имманентны капиталистической экономике и чтобы акцентировать их, нужно устранять монополизм и повышать конкурентность, и никто не думает не только о территориальных, но и производственных аспектах развития хозяйства. Не слышно и не видно чего-то подобного планированию и, главное, - нет системного подхода к развитию хозяйства страны. А без этого никогда не будет реального благосостояния её населения. Так, вот, - стоит ли радоваться за миллиардеров и кому?..

Что более всего нужно людям? На этот вопрос можно ответить очень кратко: мир и возможность свободно производительно трудиться и больше зарабатывать! Чтобы политики не мешали своими амбициями и некомпетентностью, а чиновники и работники спецслужб помогали работать эффективно и честно. В таком контексте выпячивать значение миллиардеров просто глупо, как и говорить о модернизации того, чего нет или что находится в монопольном владении. То есть во главу угла усилий государства должно быть поставлено не увеличение ВВП или числа миллиардеров вдвое, не какие-то там абстрактные модернизация и инновации, а благосостояние людей! Поставив такую цель, а в этом нет ничего нового и оригинального, стоит только посмотреть вокруг, на цивилизованных соседей, следует думать о том, как лучше, быстрее и эффективнее её достичь. И здесь тоже не надо особенно напрягаться - деньги и блага не возникают из ничего и делаются не в банках, а на производстве - промышленном и сельскохозяйственном, которое в России в результате так называемой перестройки фактически приказало долго жить и которое нужно не модернизировать, а реанимировать... Так, что же лучше для всех? Ясное дело - не большое количество ресурсов, миллиардеров или сильный лидер, а возможность хорошо работать и зарабатывать, что и имеет место в цивилизованных развитых странах Европы, Азии и США и не имеет в России. Теперь же разрушенное перестройкой хозяйство опутано паутиной коррупции и произвола местной власти и идеализированными и амбициозными установками федеральной, велика армия безработных, а работающие нередко имеют гроши, на которые можно, разве, что существовать. И это происходит в стране с огромными ресурсами и возможностями, на которых паразитирует кучка хитрых эгоистов, для которых Россия, если не пустой звук, то прикрытие своекорыстия флагами единства и величия... На этом фоне бывшее до перестройки представляется некоторым и не без основания более целесообразным и лучшим для большинства, потому люди старшего поколения и ностальгируют по этим, если сравнивать их с теперешними, куда более чистым и светлым временам для народа. Перестройка и присвоение того, что принадлежало всем, в пользу немногих пока явно не на пользу России и ее народу!..

 

3. Можно ли и как сделать, чтобы было лучше всем?

О лучшей жизни люди не только мечтают с древних времён, но и пытаются её устроить. Происходили восстания и революции, приходили к власти мудрые правители и жизнь постепенно изменяется: люди становятся свободнее, развиваются демократические институты, повышается уровень жизни большинства, впрочем, не везде, и остаётся ещё немало нерешённых проблем. Когда думаешь о них, невольно связываешь их с людьми - противоречивыми и несовершенными, кои их и порождают. Неужели люди так плохи? И такова их природа, о которой, кстати, пока нет однозначного представления? Возможно, но точнее будет сказать - не плохи, а несовершенны. Последнее даёт надежду на позитивное изменение этого положения, но как сделать людей более совершенными? Исторический опыт показывает, что это возможно отнюдь не в результате революций, а постепенно и эволюционно. Наше человековедение согласно с этим и считает, что социальная природа-сущность человека разумного ведёт его к новым более рациональным отношениям, которые можно немного ускорить, если воспитывать людей в природосообразном ключе.

Модель поведения современного человека в социуме, говоря без всякого преувеличения, почти не отличается от поведения животных в стае, в которой, кто сильней, тот и больше, лучше съел и занимает более высокое положение. В этой модели не хватает разума, которого у животных нет, а у людей он есть, но они им пользуются не всегда, что и подтверждают господствующие жизненные ценности, фактически повторяющие отношения особей в стае. Так вот, благодаря разуму, человек способен, во-первых, сознавать себя и свою сущность и, во-вторых, будучи существом социальным, сознавать себя частью социума. Что означают эти две способности разума человека? А то, что в отличие от, скажем мягко, недостаточно разумных животных и тем более насекомых, среди которых, кстати, встречаются весьма организованные, но на инстинктивном уровне - пчёлы и муравьи, люди способны сознавать не только себя и свои личные интересы, но и общие социальные, от которых зависят и личные. И в этом нет ничего нового, если взглянуть на происходящее в странах ЕС или в США, и позволяет говорить о том, что несовершенство человека в неразумном эгоизме преодолимо, но отнюдь не революциями и перестройками, вроде тех, что были в России.

Как же сделать, чтобы было лучше всем? Ну, во-первых, это уже делается в развитых странах, к коим, увы, не относится Россия. Во-вторых, надо обратиться к сущности человека и познавая её также, как познается мир вокруг, действовать всё более природосообразно. Это вполне по силам людям, которые доселе представляют сущность человека и смысл его жизни многообразно и неопределённо, но могут найти и общее для всех, благодаря которому люди понимают друг друга и могут действовать для общей пользы, - того, что нужно всем и каждому. Чтобы найти это общезначимое, люди должны подниматься духом над своим животным началом-телом и рационализировать жизнь сообразно сознаваемой разумом жизненной необходимости, думая о всё большей пользе своих действий в социуме и природе и совершенствуясь в стремлении к высшей пользе всего человеческого вида. Для этого возникло и развивается человековедение, изучая которое и воспитывая себя и детей в природосообразном ключе, можно лучше понять себя и свою сущность и, действуя сообразно ей, подняться над законами стаи и естественного отбора, и разумно эволюционировать для улучшения всего человеческого вида!

21.04.2010

 

С другими материалами автора можно ознакомиться на его сайте - http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 01.12.2011