Владимир Молчанов

 

Мой Екклесиаст

Не единожды на наших семинарах много лет назад кто-то из "знатоков" навязывал дискуссию о том, что знание - это не сила, знание это - ЗЛО! При этом часто ссылались на Библию и какого-то Екклесиаста. Библию тогда было трудно достать и все эти ссылки ходили "на слуху". Но я всем своим девственным нутром чуял, что-то тут не так... Ну, неужели библейский мудрец может абсолютизировать такое утверждение?! Пришло время и я получил возможность, с карандашиком в руках, поработать над Первоисточником.

 

СПРАВКА. Как известно, Библия состоит из "Ветхого" и "Нового" Заветов. Славянская и Русская Библия насчитывают пятьдесят книг Ветхого Завета и двадцать семь книг Нового Завета.

Тридцать девять книг Ветхого Завета считаются каноническими, т.е. признанными ВСЕЮ Церковью в качестве  б о г о д у х н о в е н н ы х,  то есть заключающими в себе высшую Божественную истину, правила и образцы веры, в отличие от одиннадцати остальных "неканонических", то есть только назидательных и полезных. Все двадцать семь новозаветных книг полностью считаются каноническими. И ВСЁ это - Библия. Нельзя, скажем, быть верующим и чтить не всю Библию, а только Новый Завет, или какую-то одну книгу из Него. Тем более, когда речь идёт о книгах богодухновенных!

 

Книга Екклесиаста, также как и Притчи Соломона, и Песнь Песней - являются книгами каноническими (богодухновенными). Екклесиаст, сын Давидов, царь над Израилем в Иерусалиме, человек проживший большую и интересную жизнь, делится с читателями своим опытом и своими мыслями о возможности земного счастья и какой путь человеку следует избрать, "чтобы избежать несчастий и разочарований и достичь на земле состояния душевной уравновешенности и нравственного покоя".

 

"Суета сует, - сказал Екклесиаст, - суета сует, -

всё суета!

Еккл. 1,2

Так начинается повествование. И далее, действительно:

 

"И предал я сердце моё тому, чтобы познать

мудрость и познать безумие, и глупость; узнал,

что и это - томление духа; потому что ВО МНОГОЙ

МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ; и КТО УМНОЖАЕТ

ПОЗНАНИЯ, УМНОЖАЕТ СКОРБЬ." [Выделено мною, - В.М.]

Еккл. 1,17-18

 

Вот Он, милые знатоки, оригинал из Первоисточника. Нет и не было здесь термина "зло"! А в остальных понятиях давайте, хотя бы немного, разберёмся...

 

СПРАВКА. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова "Толковый словарь русского языка", Москва. "Азъ", 1994:

 

"томиться"... мучиться, испытывать тягость от чего-н., с.790;

"мудрость"... глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт,с.790;

"мудрый" ... 1.обладающий большим умом... 2.Основанный на больших знаниях, опыте., с.790;

"скорбь" ... крайняя печаль, горесть, страдание., с.714;

"страдание" ... физическая или нравственная боль, мучение., с.760;

"страдалец" ... человек, который много страдал, страдает., с.760.

 

Разве можно страдания Иисуса Христа или Святых мучеников отнести во зло? Разве можно говорить о мудрости, не подразумевая накопление знаний и знания вообще? Ну, а скорбь и страдания... человек может страдать от всего - "всё суета!" И Екклесиаст, исходя из своего жизненного опыта показывает нам это. Да, действительно: величие и богатство, веселье, даже труд - суета!

 

"Потому что все дни его - скорби, и его труды -

беспокойство; даже и ночью сердце его не

знает покоя. И это - суета!"

...Не во власти человека и то благо, чтобы

есть и пить и услаждать душу свою от труда

своего. Я увидел. что и это - от руки Божьей..."

Еккл. 2,23-24

 

"Всему своё время, и время всякой вещи под небом:

время рождаться, и время умирать; время насаждать

и время вырывать посаженное; время убивать, и

время врачевать; время разрушать, и время

строить;

...время плакать, и время смеяться; время

сетовать, и время плясать; время разбрасывать

камни, и время собирать камни; время обнимать,

и время уклоняться от объятий; время искать и

время терять; время сберегать, и время бросать;

время раздирать, и время сшивать; время молчать,

и время говорить; время любить, и время

ненавидеть; время войне, и время миру."

Еккл. 3,1-8

 

Заметьте, однако, что не смотря на то, что труды наши человеческие - беспокойство и тоже суета, Екклесиаст, всё же, именно в этом видит альтернативу:

"Итак увидел я, что нет ничего лучше, как

наслаждаться человеку делами своими: потому что

это доля его; ибо кто приведёт его посмотреть

на то, что будет после него?"

Еккл. 3,22

"Двоим лучше нежели одному, потому что у них есть

доброе вознаграждение в труде их: ибо если

упадёт один, то другой поднимет товарища своего.

Но горе одному, когда упадёт, а другого нет,

который поднял бы его."

Еккл. 4,9-10

 

Но, труд сам по себе, для Екклесиаста не самоценен, потому что есть зло! И только добрые дела и наслаждение добром, доброе имя человека - "лучше дорогой масти", ибо:

 

"Все труды человека - для рта его, а душа его не

насыщается."

Еккл. 6,7

 

И, всё же, не всё так просто с добром и злом...

 

"Нет человека праведного на земле, который ДЕЛАЛ

БЫ ДОБРО И НЕ ГРЕШИЛ бы..." [Выделено мною, - В.М.]

Еккл. 7,20

 

Вот ведь, какая диалектика получается! Куда не ткнись - кругом сплошные томление, печаль и скорбь! Где же истинный Путь? И в чём смысл нашей грешной жизни?

И вот здесь Екклесиаст делает удивительный реверс - несмотря на такое грустное начало своего повествования: "... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь..." - он УТВЕРЖДАЕТ:

 

"Кто как мудрый, и кто понимает значение вещей?

Мудрость человека просветляет лице его, и

суровость лица его изменяется."

Еккл. 8,1

"И сказал я: "Мудрость лучше силы, и однако же

мудрость бедняка пренебрегается, а слов его не

слушают". Слова мудрых, (высказанные) спокойно

выслушиваются (лучше), нежели крик властелина

между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий;

но один погрешивший погубит много доброго."

Еккл. 9,16-18

 

Вот и подошли мы в своих исследованиях к заключению. Дорогие братья и сёстры! Не отвергает Екклесиаст знания и не видит в них зло! Наоборот, несмотря на все наши печали, грехи и скорби, "суету сует", именно через знания, опыт, труд во благо и добрые дела мы необходимо должны приходить к мудрости...

"Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил ещё

народ знанию. Он (всё) испытывал, исследовал, (и)

составил много притчей. Старался Екклесиаст

приискивать изящные изречения, и слова истины

написаны (им) верно. Слова мудрых - как иглы и

как вбитые гвозди, и составители их - от единого

пастыря."

Еккл. 12,9-11

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 16.09.2011