Александр Херсонов

 

Афон - республика монахов

 

Афон - одно из самых таинственных мест на земле. Иначе, не объяснить, каким образом маленькая часть территории Афонского полуострова Греции сосредоточила огромный религиозный потенциал, проявленный в устремлённости стран, народов и верований к познанию Высшего начала.

 

 

Странная республика

У международного сообщества греческого Афона нет юридических прав именоваться «республикой», но всё же Афон не без основания именуют «республикой монахов». Настолько глубок и своеобразен религиозный мир, устоявшийся здесь в течение многих столетий. Речь идёт о Айрон-Оросе, расположенном на полуострове Халкидики, на северо-востоке Греции. «Святой» полуостров - суша земли, размерами 10 на 50 км, на которой возвышается гора Афон высотой 2033 метра. Полуостров покрыт горными цепями, вершина же Афона разделена на три зубца. Но, как известно, «Бог любит троицу»…

При довольно богатой растительности здесь небогатый животный мир, снег бывает редко, зато донимают зимние шторма. И всё же климат довольно благоприятный, и по этой причине здесь охотно оседали переселенцы. С шестого века на Афоне стали появляться монастыри и селиться монахи-отшельники. Тысячелетие назад, с появлением на Руси христианства, на Афоне возник русский монастырь, получивший название в честь святого великомученника Пантелеймона, монастырь, который в сентябре 2005 года во время визита в Грецию посетил президент России В.В.Путин.

 

 

Как попасть на Афон?

Всё зависит от цели поездки. Если некто замыслил посвятить свою жизнь религии и обрести «гражданство» в сообществе афонских монахов, то вначале должен стать «послушником», для чего в посольстве или в МВД Греции получить вид на временное проживание, а так же пройти проверку на благонадёжность. Попав на Афон и оттянув нелёгкую «лямку» послушника, этот некто заслуживает быть постриженным в монахи. Для этого необходимо сдать экзамен на знание греческого языка и принять греческое гражданство, после чего смело продвигаться по церковной лестнице.

Попасть на Афон ничуть не легче, если Вы турист или паломник. Процедуры те же: необходимо специальное разрешение на въезд в Грецию и прохождение проверки на благонадёжность. Увы, гражданам обоего пола не удастся попасть на Афон, если к моменту поездки им не исполнилось 18 лет. Но и девушки, которым «за 18», не смогут пройтись по земле Афона. Равно как и весь женский пол. Именно так! На святой земле Вы не встретите даже животных женского пола. Такова древняя традиция, в основе которой лежит миф о том, что некогда икона Богоматери якобы запретила вход на Афон византийской царице Плакидии (422 г.). И уж раз царице был вход заказан, то простолюдинкам женского рода и подавно.

Паром - единственная связь Афона с внешним миром. Поэтому туристы и паломники вначале прибывают в город - порт Дафни, оттуда перебираются в город Уранополис, который всё ещё находится на светской территории. В Уранополисе паром берёт на борт мужчин и подвозит к причалам монастырей Афона Но что же остаётся на долю женщин-туристок или паломниц? Отверженные Афоном вынуждены томиться на борту корабля и ожидать прибытия монахов, которые с ними общаются, рассказывают о жизни на Афоне, продают церковные сувениры. Представить себе, насколько сложно попасть на Афон, можно уже потому, что ежедневная квота страждущих ограничена количеством в 120 человек. Из которых не православной веры может быть не более десяти человек и время пребывания их на Афоне ограничивается 4 днями.

 

 

Афон сегодня

В наше время на Афоне располагаются 20 монастырей, из которых 17 греческих и 3 славянских, в числе которых и знаменитый русский Пантелеймонов монастырь. Кроме монастырей имеются 12 скитов и 700 келий. С 1926 года Айрон-Орос считается частью греческого государства. Высшая церковная власть на Афоне принадлежит патриарху Константинопольскому, за которым следует священный кинот, совет Афона, орган коллегиального управления, куда входят представители всех монастырей. Руководит кинотом просоп монастыря Великая Лавра. Кинот имеет функции исполнительного и законодательного органа, а Афон считается особой административной единицей Греческого государства. Важно заметить следующее: каждый из монастырей Афона имеет свой устав и полную автономию, в которую не вмешивается даже патриарх Константинопольский. Как и положено «республике», на Афоне имеется столица - город Карея, где представлены подворья-представительства всех 20 монастырей. Но и монастыри Афона не равноправные. Одни из них «строгого режима», другие «свободные зоны». У «строгачей» всё общее: и труд, и трапеза, и общее житьё. Личной собственности нет. В «свободных» же монастырях нравы и порядки свободнее, иной ритм жизни. Монаху можно даже не работать, а заменить труд наймом и достаточно принимать участие в совместных и более кратных богослужениях. И даже с вегетарианством не строго, так как можно самим готовить себе пищу и даже употреблять мясо. Помимо монастырей на Афоне имеются скиты, как бы монастыри меньшего масштаба, а так же кельи - небольшие приюты, церкви с несколькими постройками. Наиболее несговорчивые монахи (вот уж истинные отшельники), живут не в монастырях, не в скитах и не в кельях, а в пещерах, которые выдалбливают в горах на большой высоте. Часто ими выбирается недоступное место, гора Каруля или Еримья Пустынь. Например, отшельник Симон основал Симоно-Петров монастырь на самой головокружительной высоте.

 

 

Повелители времени

О том, насколько на Афоне блюдут патриархальные традиции, можно судить хотя бы потому, что «республика» монахов живёт по особому исчислению времени. Здесь и сегодня люди остались в далёком прошлом и не думают заменить устаревший юлианский календарь прогрессивным григорианским. Живут, отставая от цивилизованного мира на 13 дней. Но и это не всё! Здесь сутки начинаются не с полночи, а с момента захода солнца, отчего разрыв во времени достигает от 2 до 7 часов. Но такое положение существует не во всех монастырях. Четыре монастыря всё же составляют исключение. В числе «прогрессистов» - болгарский Зограф, сербский Хиландарь, греческий Ватопед и русский Пантелеймонов монастырь. Режим дня здесь не особенно отличим от того, каков принят в других монастырях. Всё идёт своим чередом. За исключением похорон. Это, как говорится, нечто «особенное». О гробах здесь не ведают. Покойника-монаха заворачивают в саван, прощаются, как положено, и опускают в неглубокую ямку. Через три года ямку вскрывают. Если монах при жизни был хорош, то кроме скелета от него не должно остаться ничего. Скелет поднимают и переносят в особое помещение при монастыре. Череп с грифом «хранить вечно» помещают отдельно. На нём пишут имя и даты жизни монаха. Если же при вскрытии могилы обнаруживается, что скелет не чист, то его зарывают ещё на 2 года, до полного очищения, после чего следуют установленному ритуалу. Транспорта на Афоне нет, все передвижения осуществляются пешком. Поэтому единицами расстояния здесь являются часы и дни пути.

 

 

Знай, наших!

В северо-западной части Афонского полуострова, на побережье Святогорского залива, находится русский монастырь Святого Пантелеймона, иначе называемый Старым Руссиком. Сей славный монастырь на протяжении многих столетий не утратил связь с родной землёй. И автору этих строк, хотя и косвенно, невольно пришлось прикоснуться к его истории. Осенью 2005 года я познакомился с москвичом Евгением Ряповым, знатоком древнерусской живописи и церковной жизни, который рассказал мне о житии старца Аристоклия. Меценат Евгений Ряпов является хранителем редкостной иконы, которая в начале ХХ века принадлежала старцу. Это икона святого великомученика и целителя Пантелеймона. Меня, как исследователя, особенно занимал вопрос излечения с помощью иконы «всемирного целителя душ и телес», каковым, безусловно, считается святой Пантелеймон. Так я узнал о существовании на Афоне русского монастыря его имени. После чего посетил монастырь в Москве, где хранится икона Пантелеймона, затем Афонское подворье в Москве, где приложился к мощам старца Аристоклия, а заодно узнал о житии и трагической гибели самого Пантелеймона, которому в 306 году за верность православию нечестивый царь Максимилиан отрубил голову.

История Аристоклия такова. На Афон оренбургский мещанин Алексей Алексеевич Амвросиев попал в 1876 году после смерти жены, во время расцвета Свято-Пантелеймонова монастыря. Тогда им руководил схиархимантрит Макарий и иеросхимонах Иеронима. После пострига в 1880 году Алексей принял в честь великомученника имя Аристоклий, и после смерти, за выдающиеся заслуги перед церковью, под этим же именем стал святым. В Москву с Афона Аристоклий прибыл на послушание в Свято-Пантелеймонову часовню в 1887 году чине иеросхимонаха и ревностно проводил крестные ходы в честь святого великомученика Пантелеймона.

В 1915 году Аристоклий заказал икону Святого Пантелеймона, которая, как и сам Пантелеймон, оказалась на редкость «лечебной». Остаётся фактом, что с помощью иконы Пантелеймона Аристоклий лично вылечил в Москве великое множество больных. За что и стал святым. И это один из примеров, одна из ниточек, связывающих греческий Афон с многотрудной судьбой России. В 1975 году в селе Лукино Московской области открылось подворье монастыря святого Пантелеймона. И, видимо не без совета Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, президент России В.В.Путин счёл необходимым в сентябре 2005 года побывать в афонском монастыре святого Пантелеймона.

Увы, сегодняшняя жизнь славного монастыря далека от благополучия. За монастырскими стенами царит упадок и запустение. Катастрофически не хватает монахов. А ведь во времена Аристоклия в монастыре насчитывалось до 2 тысяч монахов и 3 тысяч послушников. Сегодня же всего лишь несколько десятков служителей церкви. Аскеза и отшельничество не привлекают нынешнюю молодёжь на путь церковного служения. Какой будет дальнейшая судьба святого русского места на Афоне?

 

Сайт автора: www.hersonov.ru

 

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 14.09.2011