Владимир Деревянко

 

Три этюда о человеке и его жизни

Цикл: Человековедение и жизнь

 

 

Об адекватности наших мыслей и действий

Введение или из чего возникла эта тема?

Известны состояния, например, нетрезвости или аффекта, когда человек может думать и действовать не адекватно ситуации... Неадекватное восприятие действительности свойственно детям или слаборазвитым людям, неверные восприятие и действия возникают в незнакомой обстановке, состоянии страха, стеснения или неожиданности... Адекватному восприятию могут мешать амбиции и высокомерие, идеологические установки и субординация. Всё это понятно, но мы не всегда и вполне это сознаём и способны корректировать свои мысли и действия сообразно ситуации и обстоятельствам. Примерно то же возникает и при восприятии сложной информации, - слушая говорящего или читая текст, и формировании своих оценок услышанного/прочитанного, выводов или представлений. Даже высокоразвитые и эрудированные люди не всегда и вполне способны рефлексировать происходящее и воспринимать информацию, если не адекватно, то объективно по ряду причин.

Нередко наше восприятие предвзято и субъективно в зависимости от того, во что мы верим и много ли знаем, в чём убеждены и насколько способны к целостному, системному видению явлений и процессов. Будучи существами социальными и нередко зависимыми от других, прежде всего, сильных мира сего или своей корпорации, мы иногда сознательно искажаем свои мысли и действия, чтобы не навредить себе или другим. Наконец, в познании нового имеют значение и всё перечисленное, в основе которого лежат разум и чувства, знания и опыт, особенности психики и взаимодействия людей и накопленные технологии верификации сложных текстов, скажем, Библии, и законы логики и рефлексии. В этом этюде мы попытаемся в первом приближении осмыслить эту проблематику и поискать вариант адекватизации наших мыслей и действий в контексте осмысления проблемы определения человека и его жизни для оценки возможности её улучшения.

 

 

1. Каковы основные проблемы адекватности мыслей и действий?

Перечислив во введении важнейшие условия и обстоятельства неадекватности восприятия и состояния людей, ведущих к этому, мы увидели истоки и причины некоторых из них и вероятные пути и способы их преодоления. Одни из них довольно просты по сути, что не означает легки в преодолении, скажем, нетрезвость или состояние аффекта, другие - дети и психически недоразвитые и больные ограничены в правах. Как и в случае с детьми, восприятие и действия в незнакомой обстановке, состоянии страха, стеснения или неожиданности могут исправляться, но, увы, часто постфактум... Понятно, что этому людей надо обучать, однако, в действительности, это не всегда делается и за неготовность к неожиданному, страх перед опасной ситуацией люди нередко платят своими жизнями, вспомним слова отважного путешественника-одиночки А.Бомбара... Что касается помех в адекватном восприятии и действиях по различным причинам, имеет смысл прибегнуть к рефлексии, вспомнив об этом замечательном качестве аристократов в 3-4-м поколениях и сознавая, что рефлексия - производная интеллекта и уровень его развития наряду с эрудицией в большинстве случаев является решающим обстоятельством хорошей рефлексии.

В отношении восприятия сложной и особенно научной информации, нельзя не упомянуть о психологическом феномене восприятия нового, - помните: сначала о новом говорят - какая чушь, затем - в этом что-то есть и, наконец, - кто этого не знает... Не менее важны в этом смысле влияние научной школы и системы по/знания, сложившихся представлений и авторитета мнений корифеев, которые весьма сложно преодолеть и потому должны пройти время и появиться немало доводов в пользу его правомерности прежде, чем новое и более верное знание будет принято многими. Впрочем, иногда, даже гениальные идеи и теории, вспомним теорию относительности А.Эйнштейна, не принимаются очень долго. В подобных случаях не помогают ни 613 правил герменевтического толкования текстов Мальбима, ни рефлексия, будь то эмоциональная рефлексия Д.Локка, логическая рефлексия Лейбница, ни феноменологические редукция и интенциональность Э.Гуссерля... Наверное, так устроен современный человек и при том количестве жизненных ситуаций и их оценок разными людьми, многообразий представлений людей об одном и том же, скажем, о самом человеке, бывает невозможно что-то доказать, если ты - не авторитет или не обладаешь способностью владеть вниманием людей... Нужно время, чтобы люди стали разумнее и совершеннее для лучшего понимания происходящего в самих себе и вокруг...

 

 

2. Происходящее и возможности его верификации

У каждого человека всегда есть выбор: принимать происходящее как данность и приспосабливаться к нему, извлекая свою выгоду, что понятно и привычно для многих, несмотря на массу сопутствующих этому проблем, или жить, пытаясь понять происходящее и решать проблемы, поднимаясь над животным существованием-потреблением и желая быть человеком разумным!.. Если первое относительно просто и доступно всем, включая животных, то второе свойственно только людям с развитым духовным началом. Судя по тому, насколько проблематична жизнь и кто и как в ней проявляется, можно сделать вывод, что совсем немногие люди размышляют о жизни и её несовершенстве и ещё меньшее их число как-то пытается её улучшить. Самое неприятное в происходящем, - никто толком не представляет себе, где его причины и как повлиять на ход событий к лучшему? Некоторые считают происходящее данностью: от Бога или кого-то ещё, другие говорят, что оно - одна из форм существования материи, третьи могут доказывать, что оно существует постольку, поскольку люди его воспринимают и т.д. Что важнее всего, - нет общезначимого представления о том, что есть человек и каким он может и должен быть, без чего неизвестно, как же себя вести, чтобы если не решать, то хотя бы не прибавлять проблем жизни?..

Как же лучше, вернее понимать людей и их жизнь, чтобы пытаться её улучшить, рационализировать? Какие критерии истины существуют и как можно их использовать? Вопросы очень непросты, но потенциал разума человека столь велик, что ему по силам найти ответы на них, постепенно приближаясь к истине! Ну, положим, - это ответ вообще, а как быть с разными людьми и их различиями в восприятии одного и того же? Верующим и убеждённым в чём-то своем, боязливым и смелым, по-разному разумным и образованным, занимающим разные ступени в иерархии общества - власти или науки, одним, считающими себя пупом земли, а другим - последними из смертных? Разумеется, для столь разных людей очень сложно найти некий общий рецепт адекватности мыслей и действий, что, впрочем, не означает его принципиальной невозможности. Одна из них - сформированная нашим человековедением критериальная основа оценок человека и его действий по необходимости и пользе - индивидуальных, в социуме и природе и система их рационализации.

Оно исходит из представления о человеке и природе как единой системе, в которой необходимо поддерживать равновесие и обеспечивать возможность эффективного развития и совершенствование человека и всего общества для достижения его высшей пользы - улучшения вида и оптимума всей системы. Это представление опирается на разумную закономерно реализуемую сущность человека в развитии и конкретные средства её познания и эффективной реализации в жизненной необходимости, содержание и логика которой могут быть освоены каждым учащимся в педагогическом процессе. Человековедение создало информационно-логический аппарат и определило процедуры и средства, нашедшие своё воплощение в системе природосообразного поведения, с помощью которых необходима и возможна последовательная рационализация мыслей и действий человека - индивидуальных, в социуме и природе.

04.12.2010

 

 

Как люди понимают и реализуют свободу?

Введение

Во время встречи с руководителями центральных телеканалов в декабре 2011 г. Президент РФ, говоря о свободе, заметил, что ощущения свободы у людей, как и они сами, разные... Имея своё представление об этой материи, мы усомнились в верности этого высказывания и решили в форме этюда, облегчающей работу автора и понимание этой непростой темы читателями, рассмотреть его под углом зрения человековедения. Кстати, из различий в ощущении свободы у людей неявно следует вывод об их различиях между собой и отсутствии общезначимого понимания их сущности, желаний и необходимости, без которых нельзя говорить о свободе сколько-нибудь определенно и однозначно.

 

 

1. Что такое свобода?

Научно-философские толкования и определения свободы различны и сложны, достаточно упомянуть о двух способах дедукции понятия о свободе, которые прослеживаются от Аристотеля к Гегелю и от Платона к Канту... Однако, не вдаваясь в детали различий, ибо не это является задачей этюда, обратим внимание на содержательно-смысловые аспекты понятия свободы: свобода воли, личности, совести, слова-печати-собраний... В общем случае свобода - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-то - действиях, движениях, дыхании и т.п.. Весьма существенно и то, что не может быть абсолютной свободы, поскольку человек по природе своей зависим от воздуха, воды и пищи, он должен думать о самосохранении и продолжении рода, что, впрочем, нередко трансформируется в удовольствия и секс. Наконец, человеку надо зарабатывать на жизнь и выглядеть успешным среди таких же, как он,- в противном случае субъективная мера его свободы снижается и он начинает сознавать себя несвободным и даже ущербным, что как бы подтверждает мнение Медведева.

Рассматривая свободу человека под углом зрения его сущности, человековедение поднимается над различием представлений о свободе, обосновывая их связь с ограничением волеизъявления или действий человека в средствах и условиях существования. При этом под средствами, прежде всего, подразумеваются жизненные ресурсы, а под условиями - состояние среды существования - пространства жизни человека и характер его взаимодействия с обществом и природой. Ещё один фактор свободы человека - его развитие и разумность, как природосообразность его действий. Принципиальное положение Человековедения: мера свободы человека - сообразность его действий сущности или разумность. Но как разум организует жизнь человека и его взаимодействие с миром людей и природы? Посредством осознания и осуществления жизненной необходимости. Чем лучше человек сознаёт и осуществляет жизненную необходимость, составляющими которой являются обеспечение себя ресурсами и организация жизни, тем более он свободен. Ключ к достижению свободы человека - познание и эффективная реализация его сущности - индивидуальная, в социуме и природе. Впрочем, это самые общие представления о свободе... Как быть с существующими различиями представлений о свободе человека и нельзя ли вывести из них нечто среднее, общезначимое? Человековедение пыталось это сделать, но это также сложно, если, вообще, возможно, как и определить амбивалентную сущность человека, используя имеющиеся данные о ней и подходы к её определению. Прежде всего, трудно соединить материальное с идеальным, например, религиозным пониманием свободы, как и не стоит пренебрегать различиями в субъективных представлениях и ощущениях свободы, которые действительно имеют место у разных людей, ибо их осознание и чувственное восприятие состояния свободы в ощущениях может варьировать также, как по-разному люди видят и слышат одно и то же, переживают и рефлексируют. Кстати, и представления о разуме у разных людей различны, давая проекцию на понимание необходимости и пользы, которые являются критериальной основой представлений о свободе. Однако, если рассуждать в контексте материалистического человековедения, рассматривающего человека, как системный объект и субъект, то свобода воли и совести, как наиболее часто подразумеваемые понятия, всё-таки не столько ощущается, сколько сознаётся разумом в процессе осуществления ЖН, степень осуществления которой, как было показано выше, есть мера его свободы.

 

 

2. Как люди понимают и реализуют свободу?

"Рождённые свободными" представители животного мира, видовой состав и численность которого сокращается с ростом численности населения земли, свободны только в глазах романтического путешественника, - некоторые виды животных и птиц заняты добыванием пищи с утра до вечера или наоборот в зависимости от образа жизни, не говоря о том, что в животном мире идёт непрерывная борьба за выживание... Не вполне свободны и люди, если так называемый "Свободный мир" хотя и свободнее третьего мира, но его свобода относительна прежней, менее свободной жизни. Скажем, в сравнении с феодализмом и, тем более, рабовладельчеством, люди теперь намного свободнее - и в личном и в плане предпринимательства. При капитализме люди в состоянии иметь большую часть производимого, а благодаря достигнутому уровню демократии до определённой степени и влиять на политику. Однако, мера свободы "свободного мира" ещё далека от идеала, когда вспоминаешь о кризисах и безработице, наркомании и преступности, когда видишь нищенские гетто и слышишь об очередном акте агрессии цивилизованной страны в одной из развивающихся стран или террористическом акте, как акции с обратным знаком. У понятия свободы человека есть экономические и политические, экологические и биологические, культурные и творческие, социальные и личные аспекты, в каждом из которых ещё много нерешённых и взаимосвязанных вопросов и проблем. Свобода - понятие и явление жизни, очевидно связанное с экономикой и культурой, при этом определяющей является экономика, в зависимости от развития которой находятся и культура и свобода. Экономика снижает зависимость человека от ресурсов и условий существования и определяет уровень финансирования и развития культуры, последняя повышает интеллектуально-информационные возможности человека, помогая ему сознавать степень его свободы и через гражданские и демократические механизмы действовать для её повышения. Впрочем, и здесь всё далеко не идеально, - экономику сотрясают периодические кризисы, в культуре значителен удельный вес коммерческих, нередко примитивно-массовых форм, свобода, декларируемая конституцией, не всегда может устоять против больших денег или административного ресурса, культура и самосознание людей в массе не слишком высоки, а важнейшими критериями свободы реально являются деньги и власть. И Россия в этом смысле - не в лучшем положении...

Россия и свобода, - уже многие десятилетия понятия не совместные по той причине, что народ не имеет самостоятельности и за него всё решает власть. Семьдесят лет власть вела его к коммунизму и так не привела, и вот уже более двадцати ведёт к капитализму и снова не получается, - опять в экономике... Только теперь в отсутствие социалистических идеологии и общественных фондов и очевидного снижения размеров бюджета при одновременном стремительном росте частных состояний трещат по швам социальные программы, нет, если ни национальной идеи, то хотя бы более серьёзной, чем сырьевая ориентация хозяйства, модернизация и инновации, экономической политики, очевидны колоссальное имущественное расслоение людей и деградация власти, науки и искусства, налицо безыдейность и низкое качество образования. О какой тут свободе можно говорить, если уровень жизни большинства невысок, если ни в экономике ни в политике нет конкуренции, разве, что можно говорить о больших различиях в ощущениях свободы у чиновников и простых людей, деятелей искусства и рабочих города и деревни, подтверждая слова Президента РФ?..

 

 

3. Путь к свободе

Реалии борьбы за свободу различны и пёстры от страны к стране. В цивилизованных странах Европы, Америки и Азии, идущих по пути социально-демократических преобразований, люди более свободны, чему способствуют экономическое и социальное развитие, более справедливая социальная организация, закреплённые в законодательстве и реализуемые в действиях государства и граждан. Однако, число таких стран сравнительно невелико и в мире преобладают экономически слаборазвитые страны нередко с диктаторскими режимами и невысоким уровнем жизни народа. Прокатившаяся на севере Африки и ближнем Востоке волна народных выступлений против засидевшихся жиреющих правителей и низкого уровня жизни большинства показала вопиющую несправедливость и несовершенство социально-зкономических отношений, необходимость их развития и политического переустройства, как и большие трудности этого процесса. Не факт, что обновление власти существенно улучшит жизнь населения этих стран, коль скоро и жизнь и свобода зависят от экономики, а её развитие и социализация, как и демократизация жизни предполагают совершенствование людей, - для повышения меры свободы людям необходимо подняться на более высокий уровень развития! Последнее непросто, ибо предполагает изменение основ жизни - её смысла и ценностей, обращения людей к осознанию их сущности и выражающих её жизненной необходимости и пользы...

Стремление к свободе как наилучшему познанию и реализации его сущности, обоснованное человековедением, естественно связывает человека с людьми и природой. По тому же, как в большинстве своём производятся, распределяются и используются людьми жизненные ресурсы и энергия, каков характер их взаимодействий между собой и природой, можно судить о том, что этот процесс ещё далеко не оптимален, а у многих людей - весьма смутные представления о себе и смысле происходящего и далеко не оптимистичные представления о будущем. Даже в так называемом свободном мире... Но, что мешает людям действовать рациональнее и быть свободнее? Может быть, дисбаланс интересов власти и народа? Пожалуй, но в чём его причины? Может быть, дело в несовершенстве социальной системы и её экономических механизмов? А каковы критерии совершенства соцально-экономической системы, - может быть, в соответствии, адекватности устремлений людей их сущности и жизненной необходимости? Такова точка зрения человековедения, но, увы, далеко не всех людей...

Почему же она не нашла отзвука в людях? Ну, во-первых, потому, что о ней ещё мало кто знает, во-вторых, люди разноразумны и многими из них нередко движут инстинкты, а не разум, и, наконец, людей этому не учат, точнее, учат другому - накоплению: знаний, денег, вещей, что есть достижение наибольшей частной выгоды, а не общей пользы... Логика же разумной жизни состоит в том, чтобы, познавая себя (свою сущность) и оптимально реализуя её в жизненной необходимости, стремиться к достижению всё большей пользы своих действий. А этому может способствовать только одно - развитие человека и его разума. Если человек сумеет это сделать, он встанет на путь достижения своей высшей пользы в улучшении вида и начнёт новый этап своей истории - истории человека разумного свободного. Таким образом, путь к свободе или освобождение человека следует понимать, как всё более сообразное сущности - разумное поведение в развитии и совершенствовании - индивидуальном, в социуме и природе!

30.03.2011

 

Что важнее: больше иметь или становиться совершеннее?

Введение

Для ответа на вопрос, вынесенный в название этюда, естественно опереться на исторический опыт, из которого следует, что идеалы человека зовут к совершенству и нравственности, а реалии жизни и её ценности побуждают больше иметь и занимать более высокое положение в обществе, недоступные всем... В результате или как следствие жизненные идеалы и реалии расходятся, отражая противоречивость людей и их отношений. Такое расхождение не случайно и имеет, как минимум, два объяснения: первое - таковы люди и их сущность и это - жизненная данность, второе - оно производно развитию людей и может быть изменено-улучшено их целенаправленными усилиями. Теперь преобладает первое объяснение, соотносимое с жизненными реалиями, второе - вытекает из определения сущности и адекватного ей поведения человека, сделанного человековедением, и пока не воспринятое людьми...

 

 

1. К чему стремятся люди и почему?

Можно перечислить немало устремлений людей, но главными, безусловно, являются самосохранение и продолжение рода /в последнее время во всё меньшей степени/, для которых они должны самореализоваться, чтобы иметь необходимые средства и выразить себя. Делая это по-разному, люди стремятся занять более высокое положение в социуме и это удаётся не всем по разным причинам: в силу различий в первоначальных возможностях и целеустремлённости, несовершенства личных качеств и жизнеустройства. Такая жизненная ориентация людей не случайна и складывается под воздействием социально-экономических отношений, которые как бы стоят над ними, выражая их преобладающие устремления и индивидуальные потребности, определяемые развитием разума. Некоторые потребности и выражающие их желания имеют для людей особое значение потому, что сопряжены с удовольствиями, количество и острота которых предопределяет смысловое наполнение их жизни. Наверное, потому много говорится об обществе потребления и культе удовольствий, что было бы нормально, если бы не порождало серьёзных проблем, таких, как неравенство и несправедливость, преступность и наркомания... Подобное резюме может показаться странным, если иметь в виду два обстоятельства: далеко не всем удаётся иметь необходимый минимум удовольствий, при том, что люди имеют разум, способный решать эти проблемы, но его значение в контексте потребления и удовольствий, мягко говоря, принижается...

Итак, необходимость обеспечения жизни ресурсами и потребление определяют жизненную ориентацию людей и их важнейшие действия. При этом мало кому приходит в голову, что, практически, то же самое происходит и в животном мире, может быть, чуть по-другому и, что естественные потребности тела животных и людей подобны. Вне сомнений они важны, ибо без ресурсов, как и без удовольствий, жизнь невозможна, но применительно к людям уместно заметить, что можно жить, чтобы есть, и больше ни о чём не думать, а можно есть, чтобы жить для чего-то ещё... То есть - жить желаниями и удовольствиями от их исполнения или стараться жить лучше, выбирая их по необходимости и пользе, причём не только для себя, но и для других людей. Последнее возможно только посредством разума, которого животные лишены, и действия которых в борьбе за ресурсы и положение в стае определяются силой. Стремясь иметь больше и занять более высокое положение, то есть, действуя по закону джунглей или с позиции силы, а не разума, люди нередко ведут себя эгоистично безнравственно в социуме и преступают закон. В таком контексте нельзя не увидеть связь между разумом /не интеллектом!/ и нравственностью: чем менее развито и разумно существо, тем менее оно соотносит свои интересы и действия со своей сущностью и, как следствие, с интересами и действиями других людей, и, тем менее, оно нравственно, и наоборот. Есть и ещё один весьма важный аспект примата желаний и связанных с ними удовольствий над жизненной необходимостью - они завладевают человеком и определяют его устремления, - хорошо, если они не вредны, а порой и опасны для него самого и других людей-социума...

 

 

2. Почему многие дети не хотят учиться, а взрослые - работать?

Чтобы лучше понимать, что и как делают люди: взрослые и дети, надо хорошо представлять жизненные обстоятельства и способы воспитания и развития, в которых происходит их формирование. Если они не слишком хороши или, иначе говоря, человека не научили вести себя нравственно, не стоит ожидать, что такой человек проявит себя положительно - индивидуально, в социуме и природе потому, что он по своему развитию не намного отличается от животного и его поведение определяют инстинкты, желания и удовольствия, а не разум и определяемые им необходимость и польза. У таких людей свои, нередко весьма отличающиеся от общепринятых, понятия о жизни и её законах и действия, с помощью которых они добиваются своих целей... Для их достижения они могут пойти на преступление, поскольку общеполезный труд не всегда позволяет иметь и делать то, что им хочется. Примерно то же можно сказать о детях и юношестве, - если они не научены стремлению к развитию и совершенствованию, как и взаимодействию с другими людьми для осуществления чего-то общезначимого, жизненно необходимого и полезного, предполагающего разум и способности, усилия и умения, которые развиваются в процессе воспитания и образования, они живут в основном удовольствиями тела и замыкаются на них, не проявляя интереса к учёбе или труду...

Неужели ориентация на удовольствия тела или примитивизация поведения является причиной нежелания людей учиться и работать, но ведь можно испытывать удовольствие и от процесса познания или труда? Последнее, действительно, возможно, но в случае, если человек способен подниматься над удовольствиями тела, не пренебрегая ими, а сознавая их необходимость и пользу, и сочетать с удовольствиями духа, кои возможны у людей, развитых духовно. В любом возрасте для большинства людей предпочтительнее то, что приятно, не требует больших усилий и затрат, потому многие и живут потреблением и острыми ощущениями. По-видимому, чтобы не зацикливаться только на приятных ощущениях тела, у человека должны быть сформированы и другие интересы и удовольствия, связанные с достижениями в познании мира и себя, физическом развитии и культуре, преодолении лени и вредных привычек, высоких результатов в любимом деле или нравственных деяниях. Если этого нет, а просто так ничего не бывает, то и живут люди нехитрыми удовольствиями, ведь, чтобы достичь чего-то значительного, этим надо регулярно и целеустремлённо заниматься, напрягая мышцы и мышление. Человековедение выделило кардинальное свойство сущности человека, состоящее в том, что только работающие мышцы развиваются, становятся сильнее и выносливее. То же происходит и с мышлением, - если оно активно и напрягается для решения всё более сложных задач, происходит накопление потенциала разумности. Отмеченное свойство человека есть то, что определяет смысловую основу его жизни - развитие и совершенствование. В противном случае и мышление, и мышцы без нагрузки деградируют и человек живёт только потреблением, удовольствиями и ощущениями, что есть животное существование...

 

 

3. Что же важнее для человека и почему?

Если большинство людей стремится к обогащению и власти/славе, можно предположить, что таковы люди и ничего другого быть не может, то есть - это жизненная данность, которую надо принимать и не помышлять ни о чём другом?.. Ну, а если всё же помыслить, то следует говорить не о данности, а о реальности, ибо есть люди, и это не только известные учёные и инженеры, художники и режиссёры, спортсмены и космонавты, достигшие многого, - люди, которые стремятся, одни реже - другие чаще, преодолевать ленность мышц или мыслей, чтобы подниматься над примитивами потребления и удовольствий тела. Это может быть и стремление проявить свои способности и желание действовать сообща с другими людьми в рамках религиозной веры или для достижения иных общезначимых целей. Впрочем, по причинам, изложенным выше, таких людей сравнительно немного... Неужели люди неразумны настолько, чтобы сознавать и преодолевать свой примитивизм? По-видимому, если их жизненные ценности в другом... Как же быть? Мириться с несовершенством и неравенством людей, несправедливостью жизни, её многочисленными проблемами и опасностями? По-видимому, - если не хочется напрягать мышцы и мысли, гораздо проще и приятнее потреблять и ощущать... Из контекста рассуждений, приведённых выше, должно было бы сложиться представление о том, что господствующие устремления или жизненные ценности людей, как это ни печально, близки или не слишком далеки от того, что движет животными в стае... Кажется, если это характерно для большинства людей, то такова их сущность, из чего следует, что, мягко говоря, люди ведут себя, как животные, а если говорить прямо, - люди-животные?.. А как же их разумность? Они что, забыли про неё, отдаваясь на волю инстинктов, или их разум затмевают острые ощущения и удовольствия, которыми они живут? Тогда должны быть понятны причины несправедливости и неравенства, многих индивидуальных и социальных проблем, - они в неразумности, бездумности существования людей. Потому давно сложилось опасение апокалипсиса или мировой катастрофы, которая станет закономерным следствием неразумности их действий... Людям, имеющим голову на плечах, следовало бы серьёзно задуматься об этом, чтобы увидеть выход из сложившегося положения, - становиться совершеннее, подниматься над животным существованием своим разумом! К этому зовёт человековедение, разработав теорию и практику природосообразного поведения, которому можно и необходимо учить детей, чтобы они росли людьми более разумными и нравственными, стремящимися не к богатству и власти, а к развитию и совершенствованию, без которого жизнь никогда не станет лучше.

07.02.2011

 

С другими работами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 14.09.2011