Фролова Надежда Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии
Санкт-Петербургского института
внешнеэкономических связей, экономики и права

 

ФРАНЦИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕРИХОВ

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

В судьбе русской интеллигенции, особенно, художественной интеллигенции, Франция, всегда играла исключительно важную роль. И, конечно же, в жизни семьи Рерихов, эта страна явилась важной вехой на их творческом пути. Принято связывать имя Рериха с такими странами как Индия, США, Финляндия. В этой географии сфер культурного взаимовлияния Франция занимает отнюдь не последнее место.

Можно было бы ограничиться перечислением фактов посещения Рерихами Франции, и этого было бы почти достаточно для подтверждения заявленной темы. Однако, углубляясь в изучение вопроса, мы обнаруживаем гораздо больше значительного материала, чем это казалось нам при первом знакомстве.

Встречи с Францией происходили на всем протяжении жизни Николая Рериха и всех членов его семьи. Николай Константинович посещал Францию в 1900 ,1922, 1923, 1929, 1930, 1934 гг., а в период с 1906 по 1913 год приезжал во Францию почти ежегодно. Его супруга Елена Ивановна, будучи невестой Н.К.Рериха  впервые посетила Париж со своей матерью в 1901 г., а затем бывала во Франции с мужем.

Старший сын Н.К.Рериха Юрий завершал свое образование во Франции в Школе восточных языков при крупнейшем центре европейского востоковедения - Парижском университете (после окончания Лондонского и Гарвардского университета). Здесь он занимался тибетским языком под руководством профессора Ж.Бако, а также продолжал занятия санскритом, монгольским, китайским и иранскими языками под руководством таких крупных французских учёных как П.Пелио, С.Леви, А.Масперо В 1923 г. Юрий Рерих блестяще окончил Парижский университет и получил степень магистра индийской филологии. В дальнейшем Ю.Н.Рерих бывал во Франции вместе с отцом в 1929 и 1934 гг. Младший сын Н.К.Рериха Святослав приехал с родителями в Париж в мае 1922 г. и находился там до отъезда всей семьи в Индию в ноябре 1923 г.

Впервые Н.К.Рерих посетил Францию в 1900 - 1901 гг., когда после окончания Академии Художеств и Университета в Санкт-Петербурге он поехал в Париж, однако не в составе группы учеников класса Архипа Ивановича Куинджи, а самостоятельно на деньги, полученные в наследство от продажи фамильного имения «Извара» после смерти отца К.Ф. Рериха.

Из французских художников XIX века особенно сильное влияние оказал на него Пюви де Шаванн (1824 - 1898), который осуществил роспись интерьеров в Парижской Национальной библиотеке. Николай Рерих не застал его в живых, приехав в Париж в 1900 г., но раньше ему доводилось лично встречаться с этим мастером на художественных выставках в России, о чем он неоднократно вспоминал в «Листах дневника»[1] .

В Париже Н.К.Рерих продолжает совершенствовать своё художественное образование в мастерской известного французского художника Фернана Кормона, который высоко ценил национальную самобытность таланта молодого русского художника. Ф.Кормон ставил картины Н.Рериха в пример своим ученикам и не раз говорил ему: «… а Вы идёте своим путём. Мы у вас будем учиться»[2] . Во Франции Н.К.Рерих знакомится с экспозициями французских музеев, посещает библиотеки. Здесь же он создаёт свои лучшие живописные произведения тех лет: «Город» (1900), «Идолы» (1901), «Заморские гости» (1901) и др.

Творчество П.Пюви де Шаванна и Ф.Кормона были близки Н.Рериху, как по тематике, так и по высокой одухотворённости. Возможно, под влиянием первого мастера Н.Рерихом написана картина «Святая Женевьева, заступница Парижа» (1933). Французская тематика прослеживается на таких полотнах Н.К.Рериха как «Тени прошлого» (1933), «Лампада герою» (1941) и др. Вероятно, первые французские впечатления Николая Рериха во многом определили его интерес к культуре Франции, что в дальнейшем вылилось в создание ряда работ, посвящённых европейскому средневековью. Так в 1931 г. был написан триптих «Жанна д'Арк». Увлечение личностью Жанны д'Арк было общим в семье Рерихов, особенно это относится к Е.И.Рерих.

В 1900 г. Париже Н.К. открылась Всемирная выставка, на которой князь В.Н.Тенишев был генеральным комиссаром русского отдела. Здесь состоялась встреча с княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, выдающимся деятелем культуры и меценатом, с которой впоследствии Рериха связывала дружба и сотрудничество. Последний раз эти деятели русской культуры встречались здесь же в Париже в 1923 году, но уже в эмиграции [3]. А в 1911 г. Н.К.Рерих работает над заказом княгини М.К.Тенишевой в её имении. Это мозаичное панно «Спас Нерукотворный» и внутренняя роспись церкви Святого Духа в с. Флёново (недалеко от Талашкино Смоленской губернии)[4] .

Роспись интерьера церкви выполнялась под наблюдением и лично Н.К.Рерихом в 1911 - 1914 гг. В данной работе наиболее ярко представлена космогоническая направленность творчества Рериха-художника. Алтарная роспись Н.К.Рериха «Царица Небесная над Рекою Жизни» не сохранилась, однако мозаичное панно «Спаса» над входом позволяет и сегодня представить нетрадиционность подходов Н.К.Рериха в монументальном религиозном искусстве. Известны также эскизы росписей для моленной виллы коллекционера Л.С.Лившица в г. Ницце, выполненные Н.К.Рерихом в 1914 г. Ныне 12 эскизов мозаичного панно хранятся в Горловском художественном музее[5] .

В начале века Н.К.Рерих регулярно посещал Францию, по меньшей мере, шесть раз за период 1906 - 1913 гг. Н.К.Рерих регулярно участвовал в художественных выставках, проводимых во Франции. Так в 1906 году его избирают членом Осеннего салона в Париже.

В начале XX в. Н.К.Рерих много работал для театра, он внёс большой вклад в развитие театрально-декорационного искусства.

Во Франции талант Н.К.Рериха, как художника-декоратора достиг своей вершины, он раскрылся при работе над декорациями к постановкам спектаклей, связанных с русской историей. Именно здесь мысли Н.К.Рериха о значении наследия России для мировой культуры получили должное воплощение. Успех декораций и костюмов, созданных по эскизам Н.К.Рериха, был грандиозен. Европейская публика, присутствовавшая на спектаклях «Русских сезонов» в Париже, организованных С.П.Дягилевым, впервые смогла прочувствовать всю силу русского искусства, представленного совокупным творением лучших её композиторов, исполнителей и художников[6] .

Пресса и критика давала восторженные отзывы на работы Н.К.Рериха в театре. Успех сопутствовал декоративной работе Н.К.Рериха - занавесу-панно «Сеча при Керженце» (исполненной С.П.Яремичем) к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1911 г.). В Париже на постановке оперы занавес поднимали двенадцать раз под щедрые аплодисменты публики[7] .

В балете «Весна священная» Н.К.Рерих был автором либретто и художником-постановщиком (хореограф - В.Ф.Нижинский). Успех декораций к театральным постановкам оперы Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» (1909 г.), оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (1909 г.), балета на музыку И.Ф.Стравинского «Весна Священная» (1913 г.) в таких театрах Парижа, как Шатле, Театр на Елисейских полях, был бесспорным. Несомненно, талант Н.К.Рериха с необычайной силой раскрылся в театрально-декорационном искусстве, были созданы декорации к десяткам опер и сотни эскизов костюмов. Французская пресса восторженно отзывалась о высоком художественном уровне декораций Н.К.Рериха в постановках «Русских сезонов» С.П.Дягилева, что обеспечило художнику Н.К.Рериху признание в Европе.

Именно с Францией связано признание Н.К.Рериха как учёного-археолога. Н.К.Рерих внёс большой вклад в развитие отечественной археологии. Результаты, в области археологии древних культур, и его находки получили признание в научных кругах Европы. Археологические находки Н.К.Рериха кремневых антропологических фигурок были представлены на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905 г.). Представленный материал вызвал широкую научную полемику в среде палеоэтнологов. Находки Н.К.Рериха для своего времени были уникальны. Газеты писали о коллекции Н.К.Рериха, вернувшейся в Россию с международного конгресса: «Это был первый опыт демонстрации предметов, относящихся к каменному веку, добытых в России, перед представителями всего мира. Один Рерих послал 1,5 тысячи номеров, которые крайне заинтересовали таких известных ученых, как Мортилье, Капитэн, Ривье и др.»[8] . В зарубежных научных изданиях были опубликованы рецензии на работы Н.К.Рериха в области археологии[9] .

В 1913 г. Н.К.Рерих встречался в Париже с В.В.Голубевым, известным востоковедом, исследователем истории Азии. Н.К.Рерих осматривал коллекции В.В.Голубева и восточные отделы французских музеев[10] . Тогда окончательно решился вопрос о посещении Индии. В 20-х годах XX века пути Рерихов из Европы в Америку и в Азию неизменно пролегали через Францию. В своё первое путешествие в Индию Рерихи отправились в 1923 г. от берегов Франции, из Марселя в Бомбей. Позже (в 1930г.) французские теософы способствовали получению визы Рериху через французскую колонию в Пондишери (Индия).

В начале Первой мировой войны издаётся сборник, составленный Е.С.Крутиковой, доходы от продажи которого были направлены в пользу русских художников, застигнутых войной в Париже. В сборник вошли статьи таких авторов, как А.Бенуа, А.Ремизов, К.Бальмонт и др. Н.Рерих написал для этого издания очерк «Привет», в котором даёт образ Парижа, раскрывает его роль в истории культуры. «Всё поглотивший, всё совместивший город. Париж, восходивший и нисходивший. Бесконечный город работы. Неслыханное среди бесчисленных толп уединение. Избранность и отчуждённость. Близкая возможность подвига жизни..."»[11] .

События Первой мировой войны продемонстрировали всю степень трагизма в отношениях человечества к памятникам прошлого. Разрушения исторических городов Западной Европы, важнейших архитектурных шедевров вызвало бурю протестов со стороны представителей культурной общественности многих стран и особенно России. В результате обстрелов наступающей германской армии в пожаре уничтожен знаменитый собор в городе Реймсе - уникальный памятник средневековой архитектуры мирового значения, исторический собор, где короновались французские короли (до 1825 г.)[12] .

Истинно русский художник Н.К.Рерих испытывает глубокие потрясения от разрушения крупнейших памятников мирового значения в годы Первой мировой войны (собор в г. Реймсе, библиотека в г. Лувене)[13] . В своих переживаниях он не одинок, поскольку вся мировая культурная общественность стремится выразить своё возмущение вандализмом и варварством правительств воюющих сторон.

Во Франции Н.К.Рерих публикует также своё литературное наследие. В 1933 г. в Париже впервые издается его книга «Твердыня пламенная», а в 1939 г. - отдельные страницы «Листов дневника».

Важной вехой в отношениях Н.К.Рериха с деятелями французской культуры стала общественная деятельность, связанная с продвижением Пакта об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников («Пакт Рериха»)[14] . В связи с этой знаменательной международной акцией во многих странах мира были организованы Комитеты и Общества друзей Пакта. Во Франции комитет возглавлял барон М.А.Таубе. В Париже находился Европейский центр имени Николая Рериха и Французское Рериховское общество.

Активно работали Общество имени Н.К.Рериха и ассоциация друзей рериховского музея, возглавляемые профессором Парижского университета Г.Г.Шклявером и профессором Г.Лапраделем. Со всеми этими общественными деятелями Франции у Н.К.Рериха шла активная переписка в 30-х годах. Строились планы создания в Париже Дома Культуры, который бы выполнял функции, аналогичные Институту Объединённых искусств в Нью-Йорке.

В связи с работой по продвижению Пакта Мира Н.К.Рерих был принят Президентом Франции Гастоном Думергом (13 июня 1930 г.) и другими государственными деятелями Франции. «У Вас - сердце француза!», - сказал Президент Франции Н.К. Рериху.

В 1929 году Н.К.Рерих торжественно открывает заседание Французской ассоциации в Нью-Йорке, ориентированной на культурное сотрудничество Франции и США. Симпатии «Пакту Рериха» выразил видный французский политический деятель Раймон Пуанкаре. Французское правительство одобрило этот Пакт и направило своих представителей в Брюгге на Международную конференцию. Генеральный секретарь МИД Франции Ф.Вертело называл Н.К.Рериха - «протеже Франции», имея в виду деятельность Н.К.Рериха в США, направленную на укрепление роли французской культуры в этой стране.

Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил отличительный флаг, назвав его «Знаменем Мира». По замыслу Рериха, он должен был развиваться над всеми охраняемыми объектами культуры: на белом полотнище три круга, заключённые в окружность, что означает единство времени, прошлого, настоящего, будущего в  окружении кольца вечности. Н.К.Рерих придавал большое значение тому факту, что Знамя Мира, этот символ Пакта Рериха, было торжественно освящено именно в Париже в церкви Сакре Кер (церкви Святой Крови Христа).

О резонансе, вызванном идеей Пакта, говорит факт выдвижения русского художника Н.К.Рериха на соискание Нобелевской премии мира в 1929 году. Кандидатура Н.К.Рериха была предложена Парижским университетом и поддержана научными учреждениями многих стран. К сожалению, это не состоялось, т.к. противоречило интересам некоторых влиятельных политических кругов.

Н.К.Рерих также осуществлял благотворительную деятельность. Им было перечислено 3000 франков для поддержки французских лекторов в области культуры.

Итак, учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что Франция, страна, с именем которой чаще всего ассоциируются представления о европейской культуре, несомненно, оказала влияние на такую многогранную и глубокую натуру, как Н.К.Рерих. В свою очередь, творчество и общественная деятельность Николая Константиновича Рериха и членов его семьи по достоинству были оценены во Франции, что стало важной вехой в истории развития русско-французских культурных связей.

 

 

Литература:

1. Рерих Н.К. Лувен сожжён. / Н.К.Рерих // Великая война в образах и картинах. - Пг., 1915. - № 2.
2. Рерих Н.К. Парижские салоны 1901 года. / Н.К.Рерих // Россия. - 1901. - 30 апреля.
3. Рерих Н.К. Привет. / Н.К.Рерих // Париж накануне войны. - 1916. - № 2.
4. Ростиславов А. Разрушение Реймского собора. / А. Ростиславов // Биржевые ведомости. № 14250. 1914. 11 сент.
5. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. / М.К.Тенишева. - Л.: Искусство, 1991. - 287 с.
6. Полевая М.И. Дома Голубевых. / М.И.Полевая. - СПб.: ООО «Алмаз», 1997. - 192 с.
7. Рерих Н.К. Листы дневника. Большая рериховская библиотека: В 3 т. - М.: МЦР, 1995.
8. Журавлёва Л.С. Н.К.Рерих в Талашкине. / Л.С. Журавлёва // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. статей. - М.: Изобразительное искусство, 1978.
9. Яковлева Е.П. Неизвестный Рерих: (Театр. Работы художника, которые никогда не изучались в нашей стране). / Е.П.Яковлева // Советский музей. - 1992. - № 1. - С.12- 24.
10. Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха, - Самара: Изд. «АГНИ», 1996, - 272 с.
11. L, Anthropologie / V.XVI. - Paris: 1905. jul.-oct. - p. 515.


Примечания:

[1] Рерих Н.К. Листы дневника , М.: МЦР, 2000.

[2] Рерих Н.К. Слово напутственное. Биржевые ведомости, 1916. № 15440. 14 марта.

[3] Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. / М.К.Тенишева. - Л.: Искусство, 1991. - 287 с.

[4] Журавлёва Л.С. Н.К.Рерих в Талашкине / Л.С.Журавлёва // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. статей. - М.: Изобразительное искусство, 1978.

[5] Соколовский В.В. Каталог художественных произведений Н.К.Рериха с 1885 по 1947 гг. - Новосибирск, 1974. - 141 с.

[6] Антреприза С.П.Дягилева «Русские сезоны» была открыта в 1909 г. (первый сезон). С 1909 по 1914 гг. прошло шесть сезонов. С началом Первой мировой войны «Русский балет» С.П.Дягилева прервал свои выступления.

[7] Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха, - Самара: Изд. «АГНИ», 1996, - 272 с.

[8] См.: Санкт-Петербургские ведомости. 1905, 24 нояб. № 268.

[9] L,Anthropologie. V.XVI. Paris: 1905. jul.-oct.. p. 515.

[10] Полевая М.И. Дома Голубевых. / М.И.Полевая. - СПб.: ООО «Алмаз», 1997. - 192 с.

[11] Рерих Н.К. Привет. / Н.К.Рерих // Париж накануне войны. - 1916. - №2.

[12] Ростиславов А. Разрушение Реймского собора. / А.Ростиславов // Биржевые ведомости. - 1914. - 11 сентября. - № 14250.

[13] Рерих Н.К. Лувен сожжён. / Н.К.Рерих // Великая война в образах и картинах. - Пг., 1915. - № 2.

[14] 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Пакт Рериха был подписан США и 20 странами Латинской Америки.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 07.09.2011