Н. А. Тоотс,
главный редактор журнала «Дельфис»

 

Возможные пути решения глобальных проблем на примере Всемирного Форума Духовной Культуры

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

Вся история человечества - это история эволюции форм сотрудничества людей. Человек в ходе исторического процесса постоянно расширял эту способность, тем самым увеличивая свою независимость от внешних условий. Так что же позволило ему возвыситься над остальным миром природы, управляемым инстинктами, и подтолкнуло на путь социальной сплочённости и сотрудничества?

Прежде всего, культура, понимаемая как система нравственных и этических норм, ценностей и принципов, которая обеспечивает выживание и дальнейшее развитие человеческого вида. Эта система нарабатывалась лучшими представителями Homo sapiens, часто при жизни неоценёнными, гонимыми и даже уничтожаемыми. Она давала обществу духовную свободу, и оно становилось творческим, руководимым сверхчеловеческим помыслом - Божественной Мудростью или гнозисом. В качестве примера можно привести книжные построения Платона, Томаса Мора, Канта и других философов, попытки создания идеальных государств-полисов в Древних Афинах, египетской Александрии, ренессансной Флоренции, легендарных государств типа Беловодья, царства Пресвитера Иоанна и т.д.

Были разные периоды в истории человечества, когда культура претерпевала то падения, становясь средством обслуживания бытовых потребностей населения, то взлёты, которые называют её «ренессансом».

Что мы наблюдаем сегодня? А то, что человек всё больше скатывается к своей биологической природе, управляемой инстинктами, как бы перечёркивая все лучшие достижения духовной культуры, накопленные в веках. Это ведёт к деградации культуры и расцвету эгоцентризма и индивидуализма, как отдельных личностей, так и общества в целом. Рушится социальная сплочённость (распадаются государства, по миру гуляют «цветные» революции, терроризм и т.д.), исключаются общинность, сотрудничество и общечеловеческая солидарность. В результате мы получили «цивилизацию потребления» со всеми её ужасающими последствиями.

Такие явления не могут не волновать людей высокой культуры и ответственности за судьбы мира. И они ищут пути выхода из подобных кризисных тупиков, грозящих неизбежными природными и социальными катастрофами. Можно было бы это иллюстрировать многими примерами. В XVII веке подобные темы обсуждал в своих произведениях голландский юрист и политический деятель Гроций (Гуго де Грот), автор труда «О праве войны и мира». В XIX веке концепция государства, как произведения искусства, была выдвинута исследователем итальянского Ренессанса Яковом Буркхардтом.

И уже в ХХ веке наиболее активно её развил в своих трудах и деятельности Н.К.Рерих. Я имею в виду его работу по продвижению в жизнь идеи эстетического государства, первым этапом которой явились разработка «Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» и создание Лиги Культуры.

Пакт Рериха, как мы знаем, лёг в основу Гаагской конвенции ООН 1945 года «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта», которая ныне имеет массу дополнительных поправок и проколов.

Существенным отличием этой конвенции от Пакта Рериха является то, что в её основе лежит признание «военной необходимости» в современном мире. Это подтверждает и яркий российский историк Наталья Басовская, которая этому посвятила одну из своих работ и пришла к выводу, что все цивилизации на Земле являлись и являются «цивилизациями войн». Рерих же рассматривал свой Пакт как международный документ, призванный сначала снизить, а затем исключить опасность войн.

Сегодня всем становится ясно, что мир подошёл к той черте, когда без изменения идеологии войны на идеологию мира и добрососедства, толерантности и диалога, невозможно надеяться на благополучный исход судьбы человечества в будущем.

А теперь давайте проведём некоторые исторические параллели. Вспомним, как готовилось событие, которое произошло 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне, когда 22 государства (тогда это была почти половина всех существующих) подписали Пакт Рериха. Но сначала в течение нескольких лет велась активная работа на конференциях, в 1931 и 1932 годах в бельгийском городе Брюгге, а 1933 году - в Вашингтоне.

В 1931 году, посылая привет конференции, Н.К.Рерих писал: «Для меня настоящее собрание является как бы основанием долгожданной Лиги Культуры. Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты». Заметим - «Знания» с большой буквы, то есть той «Мудрости, что снисходит Свыше», по словам Е.П.Блаватской. И далее Николай Константинович добавляет: «Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспеть». В 1933 году на конференции в Вашингтоне был создан Постоянный Комитет Пакта.

И вот ещё одна цитата. «Без сомнения, внутреннее значение Конференции в Брюгге, - обещает Н.К.Рерих, - будет очень замечательным и откроет новые врата для всех будущих славных построений в области культуры. Конференция в Брюгге не окажется тем мотыльком, который обжигает крылья на первом пламени. Она образует тот светоносный легион, пламенные крылья которого будут расти в созвучии с подвигом великой красоты и славной необходимости».

Начатый Рерихом «Крестный путь Культуры» в наши дни активно продолжается. И одним из его узловых пунктов стал Всемирный Форум Духовной Культуры. Это знаковое событие 2010 года проходило с 18 по 20 октября в столице Казахстана Астане. Около 500 делегатов из 70 стран мира, как носители доброй воли, мира и согласия, прибыли в этот уникальный город-символ народного возрождения и единения. Строительство этой новой столицы независимого Казахстана по праву считается одним из самых масштабных философско-футурологических проектов нашего времени. Астана - это евразийский город, олицетворяющий слияние культур проживающих в республике людей более 130 национальностей, принадлежащих к 43-м конфессиям! Астана - это поистине «чудо света», взметнувшееся ввысь и разросшееся в ширину за 10 лет грандиозного строительства на степной земле Казахстана. По решению ЮНЕСКО Астане присвоено звание «Город мира». Те, кто приезжают в эту евразийскую цитадель впервые, бывают потрясены не только её архитектурным замыслом и величием сооружений, но и атмосферой стабильности и порядка.

Всемирный Форум Духовной Культуры, ставший мостом, связывающим народы и страны, сплотившим духовно-творческую элиту мира, имеет свою предысторию. В октябре 1992 года в Алма-Ате под патронажем Главы государства Нурсултана Назарбаева состоялся Всемирный Конгресс Духовного Согласия. Следующие его сессии проходили в России и Индии. Участники Первого Конгресса призвали объявить 18 октября Днём Духовного Согласия. И с тех пор он отмечается в Казахстане. В 2006 году на очередном Конгрессе была высказана идея проведения Всемирного Форума Духовной Культуры именно в Казахстане.

Символично, что Форум открылся в День Духовного Согласия и в год, провозглашённый ООН «Годом диалога культур». Организаторами Форума, наряду с другими научными и общественными организациями Казахстана, России и стран Европы, явились Международная ассоциация «Мир через Культуру» и Международный общественный фонд «Конгресс Духовного Согласия». Их инициатива была одобрена Президентом Назарбаевым и поддержана Парламентом и Правительством Казахстана.

Среди собравшихся на пленарное заседание во Дворце Независимости были министры, сенаторы, государственные служащие, представители различных конфессий. В Форуме участвовали: первая леди Казахстана Сара Назарбаева, председатель Сената Парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев, председатель Сената Иордании Тахир аль Масри, президент Института глобальной безопасности, вице-президент НПО Комитета по разоружению, миру и безопасности при ООН Джонатан Гранофф, генеральный секретарь Всемирного Совета религиозных лидеров Бава Джэйн, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, Верховный муфтий Казахстана шейх Абсаттар хаджи Дербисали, министры Мехмет Айдин (Турция) и Яхья Яхлеф (Палестина), начальник департамента Министерства обороны Кубы - лётчик-космонавт Арнальдо Тамайо Мендес, лауреат Нобелевской премии мира, президент Израильской Ассоциации писателей, вице-президент Всемирной Академии Искусств и Культуры (США) Эрнесто Кахан (Израиль), кандидат в президенты США 2000 года Джеффри Питерс, попечитель Всемирного Парламента религий Одри Китагава (США), лауреат Альтернативной Нобелевской премии Альбайрам Насен, профессор Литературного Института им. М.Горького, поэт и философ Эдуард Балашов, ректор Московского Государственного университета Культуры и Искусств Рамазан Абдулатипов и другие.

Много было и узнаваемых людей, таких как Иосиф Кобзон, Станислав Говорухин, Юрий Куклачёв, Сергей Кара-Мурза, Константин Дзю, Генрих Боровик, Бари Алибасов и другие. Из Голливуда приехали актёры Эдриан Броуди, получивший «Оскара» за главную роль в фильме «Пианист» и Армандо Ассанте - исполнитель ролей Наполеона и Орфея в известных блокбастерах.

Открыл и далее вёл пленарное заседание, как и все дальнейшие мероприятия, депутат Сената Парламента Республики Казахстан и сопредседатель Международного оргкомитета Форума Толеген Мухамеджанов. Он, в частности, сказал:

- Всемирный Форум впервые в мировой практике призван соединить два крыла духовной культуры: духовность религиозную и духовность светскую, к которой можно отнести всё, что связано с деятельностью человека вне материальной культуры.

Т.Мухамеджанов говорил о том, что духовная культура объединяет народы и страны, что в древности эту миссию выполнял Великий Шёлковый путь, который проходил через Азию и земли Казахстана. И вновь по прошествии веков именно эта «земля берёт на себя инициативу быть связующей нитью на новом историческом рубеже». В заключение он провозгласил:

- Мы посвящаем наш Форум будущему. Каким оно будет, зависит от каждого из нас, но в большой степени оно зависит от общности наших интересов. Форум Духовной Культуры - это возможность объединить наши усилия во имя жизни и незыблемых духовных основ, во имя процветания человеческой цивилизации. В наших силах сделать мир прекрасным!

На Форум в Астану приехали не филантропы, мечтающие о светлом будущем, а люди, за плечами которых многие годы поисков конкретных ответов на вызовы времени. Они привезли с собой уже вылившиеся и оформившиеся в международные инициативы проекты - это «Хартия Земли», «Ноосферная этико-экологическая конституция человечества», «Дети Земли», «Глобальная Гармония», «Волна Будущего» и другие, а также новые разработки и предложения. Все они направлены на преодоление глобального духовного кризиса. Они представляют человечеству серьёзный инструментарий для социокультурного осмысления происходящих перемен и формирования новых мировоззренческих принципов и представлений о Вселенной. Разговор об этих проектах и предложениях происходил на восьми секционных заседаниях Форума.

Перечислю названия секций, что уже даёт представление о широком спектре обсуждаемых тем: «Духовная Культура: современное прочтение, пути усиления влияния на цивилизационное развитие», «Социально-нравственная ответственность власти в современных условиях», «Духовная Культура и СМИ», «Образование в третьем тысячелетии. Семья, школа, общество», «Глобальная стратегическая инициатива», «Мировоззренческие, философские основы современного понимания картины мира», «Ведущие конфессии: взаимодействие и сотрудничество в рамках возвышения Духовной Культуры», «Инновации: новые идеи-концепции. Искусство как ключевой инструмент диктуемых жизнью преобразований». А если учесть, что на каждое секционное заседание было представлено по 40 и более докладов из десятков стран, то станет очевидным, что происходило новаторское осознание единства мира, воздвигаемого на фундаменте духовной культуры.

На Форуме было провозглашено воззвание, объявляющее XXI век - «Веком Духовного Просвещения», а также «Зов о Духовной Культуре». Основополагающим документом, принятом на Форуме, стала Декларация «К Новому Миру через Духовную Культуру». Решено было утвердить Форум как постоянно действующую организацию и выбрать её Исполком. То же произошло и в Вашингтоне в 1933 году.

Вот некоторые тексты этих исторических документов, которые так созвучны тем идеям, которые были провозглашены Н.К.Рерихом 75 и более лет назад на тех международных форумах, что проходили в Брюгге и Вашингтоне.

«Суть Духовного Просвещения, - говорится в Воззвании, - состоит в передаче и усвоении накопленного в веках опытного знания. <...> Только Просвещение способно вывести человечество на новые рубежи космической эволюции, создать условия для реального изменения жизни к лучшему, чётко обозначить основные направления выхода человеческой цивилизации из духовного кризиса. Предлагаем на повестку дня ООН, ЮНЕСКО и других Международных Неправительственных организаций поставить вопрос о создании всеохватной системы ликвидации духовной безграмотности, включающей пропаганду и изучение культурно-исторических ценностей, этических норм, религиозных основ, научных открытий, ведущих к всечеловеческой гуманизации, к культурному одухотворению мира».

Постулатами духовной культуры в Декларации названы: любовь, добродетель, созидание, просвещение, единство, справедливость, братство и другие понятия, которые ставили во главу угла и Рерихи. В совокупности они образуют формулу выживания человечества, закладывают духовный каркас нового мирового порядка, формирующего новую историческую общность народов Земли.

Сейчас идёт обсуждение и уточнение отдельных пунктов Декларации.

А теперь давайте сравним: Брюгге и Астану, в которых зародились эти два судьбоносных Форума Культуры с разницей в 79 лет.

Для познания себя и глубин человеческого духа люди часто стремятся в горы - в Гималаи или на Алтай, а можно поехать во Фландрию, где расположен г. Брюгге. Там нет гор, а есть остроконечные башни и пейзажи, таящие в себе неведомые мистические смыслы. Это первыми почувствовали фламандские художники, картины которых стали знаменитыми на весь мир, а также многие поэты и писатели, в том числе и Рейнер Мария Рильке, и крупнейший бельгийский писатель Жорж Роденбах, и многие другие. Чувствовал это и Николай Рерих. Он называл Брюгге живописным памятником старины, сущностью своей уже молящим о культуре.

А вот как об евразийской Астане говорили на Форуме в своём докладе Влаиль Казначеев и Вячеслав Трофимов: «Эта территория по своим геофизическим и космофизическим особенностям отличается тем, что здесь имеются своеобразные геофизические аномалии, которые пока защищают эту часть континента от сильнейшего натиска космических и солнечных излучений. По-видимому, эта территория наиболее надёжна и благоприятна в случае возможных изменений климата, радиационных поясов северного и южного магнитных полюсов планеты, смещения оси её вращения, а значит, и очень многих космофизических констант».

Мне довелось участвовать в этом Форме. Такое событие, поистине, планетарного масштаба, явилось, прежде всего, результатом огромной работы в течение многих лет последователей Н.К.Рериха из нашей страны, Литвы, Израиля, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран.

Можно с уверенностью сказать словами Н.К.Рериха, что пламенные крылья светоносного легиона на планете растут. И это ощутили все участники Форума.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 07.09.2011