Засорина Лидия Николаевна,
д. филолог. н., академик Петровской Академии Наук и Искусств,
Председатель Фонда поддержки
непрерывного образования «Университет развития»

 

Живая Этика в универсуме третьего тысячелетия

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

Как растолковать, что без единения миров жизнь на земной коре - нелепость?!

Община, 135.

 

Второе десятилетие ХХI века ознаменовано провозглашением «Века Рериха». Именно такой слоган был выдвинут организаторами Выставки в Манеже произведений великого мастера (апрель 2010 г). Открытие памятника художнику на Васильевском Острове Санкт-Петербурга продолжает развёртку культурологических мероприятий города в этом направлении. Эстафету подхватил и Институт культуры в Санкт-Петербурге, впервые собирающий конференцию по рериховедению.

В этом году исполняется 20 лет «перестройки» в России, которая, в частности, открыла доступ к наследию семьи Рерихов в нашем Отечестве. На переходе к «Золотому Веку» земной цивилизации (2012 - 2092 гг.) Знамя культуры Н.К.Рериха остаётся величайшим космическим символом - оберегом «воинов Огненного шествия».

Программа конференции чрезвычайно объёмна по содержанию. Она охватывает всё информационное пространство науки, образования. культуры, все многообразные истолкования Трёх компонентов в круге вечности, которые отражены в «Знамени культуры» Н.К.Рериха. Доминантой этого компендиума выступает ЭТИКА.

В конце ХХ века ещё бытовало представление об этике как разделе философии. В новой парадигме науки ХХI века область этики становится предметом междисциплинарного знания. Устаревают также, отходят на периферию и противопоставления этики как теории и практики. Живая Этика провозглашает Единство нравственных универсалий человечества как высший принцип жизнеустроения и всего Живого Космоса.

Тенденция космизации сознания (расширения его до граней глобализации, ноосферизации, космологического, ведического мировоззрения) проявляется как неизбежное условие биовыживания человека новой эпохи. В последние годы в океане творческих прорывных концепций по духовному развитию и воспитанию будущего человека, в том числе, религиозно-конфессиональных движений (Учение Виссариона, общины-поселения анастасийцев, Партия Мира В.Новикова, Мудрославие А.Н.Малюты, технология нейролингвистического программирования, сайентология Р.Хаббарда, духовные движения Востока - Международный университет Брахма-Кумарис, Сахаджи Йога, Лайа Йога и многие «оздоровительные центры») Учение Жизни возвышается как нерушимая скала. Не случайно, что в противостоянии науки и религии в целом Агни Йога выдерживает позицию Универсума Третьего Тысячелетия, переданного Высшим Разумом на русском языке.

В отечественном рериховедении накоплен огромный материал, имеющий бесценное значение для обновления мировоззренческого базиса метасовременной эпохи. Творческий коллектив учёных, педагогов, врачей, сотрудников ФПНО «Университет развития», обнародовал итоги своей работы по осмыслению Живой Этики в сфере образования [1]. Признано, что Учение Жизни, переданное Учителями Шамбалы, можно считать закрывающей педагогической технологией ХХ века. Успешные опыты по лекционной и просветительской работе в рериховедении, учебные культурологические  программы для школ, вузов, фундаментальные исследования по изучению наследия Рерихов представляют надёжное основание для продвижения их в образовательные стандарты, которые  поставлены на повестку дня при разработке национальной программы «Новая школа» в РФ.

 

 

1. Живая Этика в универсалиях образования

Знание, наконец, должно построить научно мост устремления к духу.

Напутствие вождю, 77.

 

2011 год будет отмечен празднованием Пятидесятилетия со дня покорения Космоса человеком - исполняется 50 лет со дня полёта Ю.Гагарина на космическом корабле «Союз». Какими вехами можно было бы определить преображение общественного сознания на этом рубеже?

Формирование новой научно-образовательной парадигмы в практических её приложениях отражается, прежде всего, в коммуникативной активности человека. С позиций биоинформационного подхода способы и средства общения между людьми существенно изменились за столетие. Не претендуя на детальную аналитику этого процесса, полезно остановиться на педагогических аспектах образования.

Педагогика, совместно с психологией и философией, выдвигается на высокую (третью) страту «башни знаний»,см. рис. 1

На этой схеме взаимодействие основных отраслей знания, сгруппированных по крестообразным противоположениям нескольких слоёв сложного «древа», имеет в базе противоположений 4-х первостихий материи: Огонь - Вода, Воздух - Земля. Фундамент естествознания составляют две пары наук: геология - биология и физика - химия. На втором витке спирали в объект познания включён человек (условно это область метафизики): логика - физиология и экономика - экология. Гуманитарные науки занимают третью страту пирамиды. Четвёртый срез башни фокусирует области внерационального познания - духоразумения.

 

Рис.1

 

Именно с высшей ступени познания духовных ценностей, как известно из Живой Этики, начнутся преобразования всех предшествующих («классических») областей знания в направлении космогенеза и универсалий эволюционного развития планеты.

Педагогическая практика в свете сказанного должна рассматриваться как биологическое предназначение каждого землянина. В том или ином виде каждый субъект на своём жизненном маршруте «работает» как педагог - в семье, труде, интимной жизни, социальной и профессиональной самореализации, оставляя след и после ухода в мир вечности. На рис. 2. показана «Радуга образования» (разработка «Университета развития»).

Рис. 2. Сфера образования

 

Непрерывная «модернизация» образования в РФ (с 90-х годов), как очевидно, значительно отстаёт от реальных изменений в среде обитания наших современников. Управляющие структуры  гражданским обществом преимущественно «работают» по «ветхим стереотипам» прошлых времён, о которых написано много страниц в Живой Этике. К этому добавляются уклоны к супертехнотронным инновациям, жёстким, «ручным» методам руководства, которые представляют опасность для нормального существования людей всех возрастов. Развитие сознания, общественного и индивидуального, непомерно отстаёт от требований Новой Эпохи.

Идея развития становится и уже является сильнейшим магнитом современного прогнозирования в целом. Она определяет проектную деятельность во всех сферах жизнеустройства - от экономики и геополитики до духовного воспитания[2].

В теоретической педагогике компонент РАЗВИТИЯ включён в базовые категориальные понятия, наряду с обучением и воспитанием. По вектору ОБРАЗОВАНИЕВЕДЕНИЯ (новое направление исследований) проработка целевого компонента органично связывается с процессом развития.

За пределами административной системы повышения квалификации кадров, и педагогов, в том числе, творческое взаимодействие учёных и специалистов разного профиля складывается в формате открытых коллективов, организующихся по общности интересов и устремлений. В России активно работают многие общественные образовательные учреждения, в их числе немало Академий, Университетов, негосударственных институтов и школ, и более узких центров, преимущественно сплочённых вокруг насущных проблем ОЗДОРАВЛИВАНИЯ и выживания, духовного развития.

Десятилетний опыт работы «Университета развития» позволяет очертить схему основных компонентов образовательной деятельности его сотрудников. На рис. 3 представлена «Биомодель педагогической системы» в виде пятилучевой звезды, с прямой и обратной связью между её структурными компонентами (прототипом схемы является модель педагогической системы Н.В.Кузьминой)[3].

 

Рис. 3

 

Три уровня энергоинформационного обмена выделяются на этой схеме: корневой срез образуют взаимодействия субъектов Я и МЫ. «Два во имя Третьего» - универсальный закон счисления, самоорганизации жизни. Индивид в спиралях образования занимает положение начальной точки отсчёта в надстройке усложняющихся связей: непосредственная смежность с родителями, учителями, воспитателями, далее группами, коллективами - спутниками по жизни.

Базовый треугольник (триглав) завершает вершина - целеполагания, наиболее неопределённый, открытый для вариаций компонент системы образования. Вопрос «Зачем?» - самый трудный для осознания участниками образовательного процесса. Последовательное приближение и коррекция целей деятельности, общения и самой жизни происходит по мере взросления человека.

Второй срез структурных связей образует пара компонентов - ИГЭ и СППИ: Информационно-голографический экран (по Судакову) и Способы-средства приёма-передачи информации. Они формируют своеобразный «шлем» в тонких полях жизнеустроения, укрепляющий адаптацию учащегося к информационному пространству Живого Космоса, развивающему сетевые структуры  коммуникаций между людьми. Важнейшие механизмы восприятия, преобразования и передачи информации определяют успешность социализации ученика, продвижение его к вершинам творчества.

Уникальный, божественный способ общения дан человеку - это естественный язык. Биоинформационная функция языка до конца ещё не осознана в науке и образовании[4]. Однако заметно возрастание интерес среди общественности к словесному выражению, точности высказывания, смыслу речи, смыслообразам и глубинным механизмам речи-мысли.

Три уровня связей в пентаграмме образования находят соответствие с универсальными мировоззренческими представлениями древнейших культур. Так, в пантеоне древних русов, языческих верованиях различались три стадии проявленности мира: Явь, Навь и Правь. Их принято трактовать как три формы Бытия - в предметно-понятийной среде, в научном осмыслении фактов и в высшем эволюционном аспекте. Параллельно можно указать рядоположение форм сознания - практическое, научное знание и осознание. Последнее понимается в контексте Живой Этики как сверхсознание, или чувствознание, свойственное людям, устремлённым к Иерархии Света.

 

 

2. Учение Жизни в «моих университетах»

Человек должен постоянно быть на пороге к будущему.Человек нов каждое мгновение.

Напутствие вождю, 66.

 

Многомерность структурных отношений в пентаграмме образования позволяет очертить ресурсы самообразования человека новой эпохи. Минимум четыре вектора - луча энергоинформационных связей открыты для активации каждой личности (ср. на схеме 3 прямых, исходящих из узла Я). Оптимума продуктивности и самореализации человек достигает при высокой мобильности взаимодействий с другими людьми, посредством интенсивной биокоммуникации, при условии богатства знаний - экранировании информационных потоков и приближении к акмеологической страте своего творчества.

Каким можно представить себе Человека будущего? Эта проблема привлекала многие умы прошлых столетий. Не оставляет она равнодушными и современных гуманитариев. Эта тема многократно обсуждалась на научных конференциях, не сходит со страниц СМИ (см. Общественный национальный проект «Русские ХХI века» и др.).

Смыслообраз ПРОЕКТИВНОГО ЧЕЛОВЕКА получил развёрнутое очертание на завершающем этапе научно-образовательного проекта «Биоинформационный ресурс человека» в 2006 г. Это понятие не имеет аналогов в иностранных языках (транслитерировано в виде Homo projektus)

Внутренняя форма термина подсказывает существенный признак наименования - проект, проектор, прожектор, собирающий лучи Света для отражения их в пространстве. Увлечение проектами и проецированием в последние годы стало модным. При этом не следует упускать из виду, что отражение в зеркале может быть двояким: кривым, загрязнённым, искажающим реалию (тогда в голографическом экране возникает «прожектёр» и обман) или, напротив, чистое, ясное, ведущее к Истине. Иначе, двуплановость отражения действительности - левое и правое «зазеркалье» - является природным свойством человеческого ума. Различение добра и зла - вечная проблема Этики.

«…Учение несёт кование новой жизни. Оно говорит: «Вы слышали; вы должны понять - с этого часа вы приняли ответственность за извращение». (Агни Йога, 211). Эти строки получают особую  востребованность теперь, в связи с нарастающим хаосом информационных воздействий «тёмных». «Туман народов растёт. Цветок пламенный не виден на пространстве планеты» (Там же, 157). «Ложь и ущемление лежат в природе паразитов, они тайно собирают богатства и не прочь пожинать роскошь» (Напутствие вождю, 16).Прямая «борьба» с плутократией не приведёт к успеху до тех пор, пока не нарастёт критическая масса ревнителей Прави.

В свете биоинформационных воззрений категория Проективного Человека рассматривается в трёх координатах универсалий - информация, энергия, биосистема. Фундаментальные принципы метанауки приводят к расширенному толкованию ПРОЕКТА: как способа самоорганизации цивилизации., это способ проявления топоса (генокода) в реальной действительности (по М.Калашникову: Третий проект. Погружение: книга - расследование. - М., 2006, С. 60).

Глубинный триадный синтез знаний современного человековедения позволяет вычленить три начала Проективного Человека: потенциал проецирования (способности проектировочной, конструктивной деятельности), опережающего отражения действительности (гностическая деятельность) и устремления к будущему (умения целеполагания и реализации целей).

Эти качества проявляются у человека, стоящего в Круге Живой Этики и фокусе Развития[5] . Идеализация образа Проективного Человека не исключает оценочной метрики разумности с учётом истинной реальности среды обитания. Каким становится русский человек в ХХI веке? На перепутье, перекрестье напряжений по принятию решений ответ неизбежно будет условным. Важно при этом определиться с пространственно-временными координатами здесь и сейчас. Кто берётся отвечать? От чьего имени? Когда?

Живая Этика - это духовное наследие нашему веку. Оно дано для перехода от общества потребления в западном его варианте и злоупотребления в некоторых направлениях Востока - к обществу Духа и Мировой Общины. В известном смысле концепцию совершенствования по-русски (наследуемую от Русского Космизма) можно рассматривать как альтернативу глобализации по-американски. «Возражатель не понимает, что Учение духа или Учение Живой Этики есть лучший панцирь для тела» (Е.Рерих. Письма, 111, 291).

Мудрость веков, собранная Рерихами и переданная в Россию, приобретает свойства космичности и сакральности ведического знания, Они открыты для Проективного Человека, проникновенного искателя подлинной реальности мира Прави.

 

* * *

Краткий обзор тенденций непрерывного образования, представленный выше, приводит к заключению о том, что Живая Этика в нашей жизни имеет неоценимое идеологическое значение для воспитания новых поколений людей Им предстоит переход к эпохе высокой духовности. «Конечно, в наше время нужен синтез. Но синтез не может быть принят и осознан большинством, ибо синтез, или, иначе говоря, Свет Духа - явление редчайшее… Синтез, возвещённый с лекционной платформы, не может принести желательных результатов. Но, конечно, водители должны иметь синтез в духе и являть его мудро, давая лишь то, что нужно в каждом особом случае, не обременяя ношей непомерной», - так писала Е.И.Рерих (Письма, Т.2, С.121), отмечая, что именно Н.К.Рерих обладал таким даром синтеза. Не этим ли объясняется растущее число его последователей в метасовременной эпохе?

 

 

Примечания:

[1] Информация о публикациях см. - Л. Н.Засорина. Смысловое прочтение Учения Живой Этики. // Международная научно-практическая конференция. Рериховское наследие. Том. IV. - СПб, 2009, С. 406 - 412.

[2] Успехи Китая в овладении рынком на мировой арене во многом связаны с органическим принятием национальной идеи РАЗВИТИЯ в общественном сознании. В этой стране практикуется целая система практических процедур по организации межличностного взаимодействия на производстве, в образовании, досуговой сфере с публичным оглашением самоотчётов по вопросу: «Что ты сделал для развития страны?».

[3] См. подробнее: Л.Н.Засорина и др. Ноосферная миссия образования. // Ноосферное образование в Евразийском пространстве. Том второй. От ноосферного образования - к ноосферной России. Книга 1. - СПб,2010, С.167 -181.

[4] Библиотека «Университета развития» имеет несколько публикаций по этой проблеме, упомянём некоторые из них: Грамотность в новом веке. Мат-лы научно-методического семинара 11-12 мая 2001 г.- СПб, 2001, - 120 с.; Л.Н. Засорина. О биоинформационной функции языка: психолого-педагогическая реабилитация. // Ананьевские чтения - 2004. - СПб, 2004, С.258-260; Л.С. Шишкина-Ярмоленко. Язык и познание. Опыт лингвистической антропологии. - СПб, 2004, - 264 с.

[5] См. подробнее в сборнике «Биоинформационный ресурс человека: резервы образования. Материалы I Международной научно-образовательной конференции. Вып. 3. Проективный человек в фокусе развития. - СПб.: Астерион, - 138 с.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 03.09.2011