Е. А. Левинтова,
к.т.н.

 

Феномен сознания человека - камень преткновения современной науки

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

Новая эпоха, в которую вступает человечество Земли, ставит задачу более углублённого осмысления феномена человека. В разных областях знания накоплено множество фактов, не укладывающихся в рамки господствующей научной парадигмы. Многие науки испытывают колоссальные трудности при теоретическом осмыслении новых открытий и находок, ставших возможными в последние десятилетия благодаря усовершенствованной аппаратуре исследования. Но общее научное представление о человеке по-прежнему остаётся в узких рамках, установленных дарвинизмом. В то же время Древняя Философия Мудрости знала всегда о божественном происхождении человека и о том главном принципе, который единственно делает человека человеком. Сознание - вот та обширная сфера, в которой скрыты ключи ко всем загадкам человеческой природы. Именно от развития сознания, прогрессивного или регрессивного, зависит эволюция, как отдельного человека, так и человечества в целом. Именно преображение сознания в сторону большей насыщенности божественными энергиями помогает стать человеку Человеком и влиться, в конце концов, в Великое Братство Строителей Космоса.

Первые ростки познания как Природы, так и человека на Западе появились в эпоху возрождения. Тогда же возобладал и технократический взгляд на человека, его организм и его сознание. В то время считалось, что всё существующее в мире полностью описывается законами механики, и в результате эти негибкие законы стали прикладывать и к человеку. Науки, изучающие человека в последующем, антропология, физиология, биологияи и медицина, не избежали этого принципа мышления во взглядах на человека и его организацию. В основу изучения человека на Западе легло изучение человеческого организма в его физическом восприятии, т.е. в грубоматериальном аспекте. Даже науки о человеческом сознании не избежали этого технократического влияния, так, психология, которая по словам Е.П.Блаватской “часто и вовсе воспринимается как синоним психиатрии [1, с.105], была в “древности наука о душе, наука, служившая неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают на физиологии” [2, с.361]. Она сетовала по этому поводу: “Современный психолог, изучающий, по сути дела, только поверхностное сознание мозга, в действительности, ещё более безнадёжно материалистичен, нежели сам всё отрицающий материализм (во всяком случае, последний более честен и искренен в своих взглядах). Материализм не претендует на абсолютное постижение человеческой мысли, и менее всего - на знание человеческой духовной души. < > Но психолог посвящает всё своё время и досуг именно душе. Он постоянно бурит артезианские скважины, желая как можно глубже проникнуть в человеческое сознание” [1, с.79].

Похоже, что с ХIX века мало что изменилось в познании человека, т.к. приверженцы материалистической науки не изменили свой базис и принцип изучения человека и его сознания, беря за меру вещей только физическую материю. К сожалению, наука, по-прежнему, исследует, а не доказывает и отвечает на вопрос “как”, а не на вопрос “почему”. Таким образом, не смотря на выдающиеся современные аппаратурные достижения существенного прорыва в осмыслении феномена сознания человека невозможно совершить, пока не произойдёт сдвиг самого сознания человека.

Ответы на многие сложные вопросы следует искать в Сокровенном Учении. На каждом новом витке эволюции человечества, тем более, в переходный период смены рас, характерный для настоящего времени, человечеству передаётся новое откровение через Учителей человечества, приносимое ими самими, как Буддой или Христом, или через их доверенных учеников. На современном переломном этапе человечеству была провозглашена истина, триединая в своей основе и взаимодополнении, состоящая из Теософии, Учения Храма и Агни Йоги или Живой Этики. Теософия была явлена миру через Елену Петровну Блаватскую, Учение Храма - через Франчию Ла Дью, Живая Этика принесена в мир членами семьи Рерихов. Сокровенное Учение, включающее древние знания различных народов, принадлежит человечеству всей Земли, это провоизвестие новое по форме, но вечное по содержанию, очищенное от искажений и дополненное для соответствия современному состоянию Земли, устремляющее человека в будущее к новым высшим достижениям.

Итак, чтобы раскрыть тайны Природы и человека, а также понять, в чём же отличие его от животных, нужно, как утверждает Сокровенное Учение, обратить пристальное внимание на феномен сознания. Ключ к древним знаниям в Европе был утерян столетия назад, когда последний посвящённый пал жертвой преследований инквизиции, а священные знания, зашифрованные в символах из-за нежелания допустить их профанацию, были утеряны или искажены. Только на Востоке можно отыскать ключ к тайному языку алхимиков и к истинному значению философских символов и аллегорий, что и было изложено в трудах Е.П.Блаватской. Где сказано, что как человек являет собою сложное существо, состоящее из тела, разумной души и бессмертного духа, так и каждый объект в природе имеет объективную искру, которая является чисто духовной и субъективной” [3, с.17]. Что касается представителей западной науки, то “из трёх великих атрибутов природы они видят и знают только материю, т.е. её иллюзорный аспект” [3, с.19], поэтому современные учёные изучают только внешнюю оболочку материальных объектов, совершенно не подозревая о том, что за покровом каждого объекта скрывается сознание, разум, которым управляет дух. В “Теогенезисе” [4,с. 312-314], сказано: “Пока исследователь жизни не сможет принять, по крайней мере, как гипотезу, что сознание - это единственная вечная Реальность и что всё прочее является иллюзией, отражением, он никогда не сможет достичь уверенного положения ни в одной области истинной философии”, а следовательно, и существенных достижений в любой сфере научной деятельности.

В соответствии с этим утверждением каждая структура Космоса, от атома и до планеты, не исключая и человека, имеет центральную точку - Дух, в которой хранится и из которой излучается энергия, побуждающая её к жизни и действию, и её вибрации проявляются сначала на плане сознания, а затем на плане материи. Древние посвящённые мудрецы знали, постигали и использовали в своей деятельности все три составляющие, как Природы, так и человека. Живая Этика утверждает: “Дух есть огонь (здесь под огнём подразумеваются высшие невидимые вибрации, - прим. авт.). Огонь есть основа. < > Психическая энергия есть качество духа” [5, 380]. “Огонь солнца и огонь духа - наши творческие силы. Теплота солнца и теплота сердца - наши жизнедатели” [6, 79]. Итак, первооснова всего есть дух, как высший аспект сознания.

Далее, чтобы лучше представить, как трактуется в Сокровенном Учении феномен Сознания, необходимо обратиться к одному из основных законов Космоса - Закону Единства. “Великое единство в Космосе главенствует как мощный закон. < > Непреложен закон единства во всём своём разнообразии!” [6, 448]. В мире нет пустоты и всё “пространство, наполнено основной космической материей или космической субстанцией Дух-материя < > и эта материя или субстанция является основой нашей Вселенной, в видимости и невидимости её. Как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта всюду едина, но дифференциации её беспредельны”, - писала Е.И. Рерих [7, с.384]. Таким образом, пространство, нас окружающее, как на макро-, так и на микро уровне, есть Дух, формы которого имеют очень различные степени разреженности. Дух есть утончённая Материя, а Материя - кристаллизованный Дух. “Дух и Материя - это два полюса Вселенского Сознания, и всё, что является промежуточными стадиями между этими полюсами, есть поле битвы, или лаборатория, где бесчисленные души - Искры Беспредельного Огня - завоёвывают или теряют право на вечную индивидуальную сознательную жизнь; и где трансмутация плотной материи в драгоценную духовную энергию совершается на протяжении каждого Великого временного цикла”, - так сказано в “Учении Храма” [8, с.66-67]. Сгущение Материи происходит в результате постепенного понижения частоты вибраций Высшей энергии Духа до самых низких степеней, соответсвующих субстанциям физического и низшего астрального планов бытия. Дух проявляет себя через разные степени сознания, и всё сущее в мире наполнено сознанием, что отражено наиболее полно - понятием “Духоматерия”, что делает бессмысленными все споры философов, что первично - Дух или Материя. В Живой Этике читаем: “Во всём Космосе явления невидимости и видимости чередуются, потому, когда пространство насыщается живым обменом сущего огня, то не существует разграничения. < > Сущее во всём, и мы в сущем. Так беспределен жизненный потенциал” [6, с.821].

Как известно, Христианское учение утверждает, что человек состоит из тела, души и духа.При этом теологи, а за ними и верующие не углубляются в толкование души. Что такое душа, является ли она истинным человеком - никогда не обсуждается, поскольку священники полностью берут на себя её спасение или осуждение, и у людей формируется материалистический взгляд, что они и их души - не одно и то же, что приводит к тому, чтобы уделять телу больше внимания, чем душе, оставив заботу о ней церкви. Если душеотвести место между духом и телом, то тут же возникает вопрос: не она ли отвечает за совершённые действия, за которые физическое тело, по своей природе, отвечать не может. Таким образом, “признание идеи тройственности структуры человека, по сути, ведёт к теософскому учению, о её семеричной структуре, поскольку остальные четыре составляющие можно найти в категориях души и тела” [9, с.64], что я и попытаюсь показать позднее.

В отличие от теологов Сокровенная Философия отказывается признавать чётко установленные границы между этими состояниями сознания. Поскольку всё, что нас окружает видимое, - есть материализованный дух (= сознание), а всё, что невидимо, есть духовная материя (= сознание), то это доказывает серьёзным мыслителям, что между материей и сознанием существует единство, и нет противоположений и разрывов. Кажущиеся разрывы заполнены, в действительности, более утончённой материей ипроявлением более тонких состояний сознания, что обусловливает взаимопроникновение и взаимозависимость планов сознания.Знание и подготовленность посвящённого в Сокровенное Учение делают его способным сознательно устанавливать контакт с этими промежуточными состояниями сознания и правильно их классифицировать, не ограничивая свои исследования тремя составляющими, а изучая семь.

Сокровенная мудрость утверждает: “Семеричность лежит в основе всех миров Вселенной и всех существ, обитающих на них” [9, с.49], это есть семеричность Духа и Материи, а также семеричность сознания, объединяющего Дух и Материю. “Жизнь есть только иное название Вселенского Разума, или Анима Мунди, одного из “четырёх лиц Брамы” на нашем проявленном уровне видимой Вселенной” [3, с.247]. Отличие всех существ по развитию сознания, как выше, так и ниже человека, заключается лишь в различном овладении семью принципами сознания. Всё, от мельчайших атомов до звёзд, является мыслящим существом, и любое из них, находясь на своём собственном уровне сознания, окружено со всех сторон также мыслящими созданиями, как микрокосм в Макрокосме, что всегда знали древние. “Макрокосм и микрокосм связаны и едины, и сила одного и того же самого дыхания Космоса!” [6, с.35], как сказано в Живой Этике. Как Космос, так и человек могут быть названы синтетическим проявлением семи принципов или центров сознания. На человеческом уровне семь основных принципов называют также чакрами. Без знания семи принципов построения Вселенной и человека очень трудно обрести правильное понимание феномена сознания и жизни, а также взаимосвязи Духа и Материи. Как капля воды отражает суть океана, так и человек-микрокосм отражает суть Макрокосма. Сказано Учителями: “Центры Космоса равны центрам человека. Человек несёт в себе все проявления Космоса” [6, с.200]. Е.П.Блаватская отмечала, что “Самое трудное в мире дать хотя бы самую простейшую схему состояний сознания, поскольку Вселенная естьвоплощённое сознание, и знание состояний сознания означает знание планов Вселенной и всех соответствий в Космосе, Солнечной Системе и человеке” [10, с.381]. Рассмотрим схему семеричности принципов или планов сознания Макрокосма и микрокосма (человека). Поскольку в современных языках нет тождественных слов принятым обозначениям высших понятий на санскрите, то мы вынуждены использовать термины, данные Учителями Мудрости.

 

Принципы

Название принципа

Макрокосм

Микрокосм-человек

Человеческое сознание

7 Атма или Атман Абсолют в проявлении, Вселенский Дух Божественная Монада, Чистый Дух Сознание Пара-Эго
6 Буддхи Вселенский Разум или Вселенская душа Божественная Душа или Духовная Душа Сознание высшего внутреннего Эго.
5 Высший Манас или Высший Разум Космический Разум, Планетарное сознаниеБог Человеческая душа, духовность Частица Бога Сознание Индивидуальности
  «Мост»   Антакхарана
4 Кама Кама-манас /низший манас/ и кама-рупа Поле эмоций, животных вожделений и страстей Сознание животных Низший ум, Интеллект, ум желаний и страстей Сознание личности
3 Прана - проводник жизни Электричество, магнетизм, поле жизненных токов Сознание растений Жизненная энергия Сознание психическое (психика)
2 Лингашарира или Эфиный двойник Астральные планы   Сознание минералов Низшее астральное тело или эфирный двойник Подсознание
1 Физическое тело Физическая (проявленная) материя Физическое тело Объективное сознание

 

Примечание:

Атма или Атман (санскр.) - Вселенский Дух, Божественная Монада, Высшая Душа [2, с. 69].

Буддхи (санскр.) - Вселенская Душа или Разум. Проводник Атмы [2, с. 100].

Манас (санскр.) - Ум, ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного. < > В широком смысле, Высшее Эго или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке [2, с. 269-270].

Кама, через который желание проявляется в двух аспектах: как Кама-Манас и Кама-Рупа, т.е. как интеллект и форма ментальных и физических желаний и мыслей. Это мыслитель в действии. Будучи соединён с Манасом и Буддхи, он являет собой высший Астрал, или душу [11, с.16], [12, с.478].

Кама-Манас (санкр.) - низший ум, интеллект или в буквальном переводе “ум желаний”, человеко-животная душа,< >низший манас [2, с. 270], [12, с.478].

Термин “Пара-Эго” принят Е.П.Блаватской, как описательный в отношении седьмого подплана низщей Пракрити, дабы показать, что план этот выше индивидуальности [10, с.387].

Следует отметить, что 7-6-5 принципы (Атма-Буддхи-Манас) -Зерно Духа, Монада, Высшая Триада, не имеющая самостоятельного проявления на Земле, “Эта троица едина и вечна < > Монада может быть прослежена на протяжении её странствования и в её сменах преходящих оболочек от начала первичной стадии проявленной Вселенной” [13, с.334-335]. Е.И.Рерих разъясняла в письмах [7, с.384]: “Зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание”, и ещё: “Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения из простых к более сложным организмам, монада или зерно духа остаётся всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем сложнее и утончённее организм, тем и излучения Монады становятся богаче и тоньше” [14, с.488]. Также Е.И.Рерих отмечала, что “личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или Высшее Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа” [12, с.478].

Семь принципов человека принято ещё подразделять на высшую триаду, которая вечна (7-6-5 принципы), и низшую четверицу (1-2-3-4 принципы), которая создаётся заново в каждой новой жизни человека, и состоит из отдельных частей. Повторим: истинный человек, Высшее Эго, Атма-Буддхи-Манас, - это единая бессмертная сущность, включающая триединство духа, души и разума, которой требуется четыре низших, смертных оболочки, с помощью которых высшая Триада должна работать в материи и приобретать опыт. “Каждый из принципов, сам по себе, является инструментом для получения определённого опыта на его собственном плане сознания” [9, с.68]. Каждый предыдущий принцип является телом или проводником последующего вышестоящего состояния сознания.

“В отличие от смутного определения человека, как “тело и душа”, эта классификация позволила сразу же чётко уяснить, что представляет собой человек. Кроме того, она поставила под сомнение материалистическую концепцию, что разум - это продукт одной из частей тела - мозга” [9, с.66]. Е.П.Блаватская разъясняла: “Каждая длина волны соответствует определённому плану, или миру бытия, тогда как Единая Космическая Жизнь-Сознание, связующая и проникающая всё и вся, струится через каждый из них” [10, с.546]. Вездесущность сознания является его свойством и определяется уровнем его развития. Физическое тело является самым низшим, наименее важным и наиболее преходящим из всех. Все органы тела, лишённые внутреннего человека, сами по себе, бесчувственны и бесполезны. Зрение, слух, вкус, осязание и обоняние являются функциями астрального тела. Органы же физического тела, всего лишь внешняя часть инструмента, служащая посредником между телом и истинными нефизическими органами. Все состояния сознания и материи взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом. “Человек одновременно существует на четырёх планах, даже если он осознаёт жизнь только на физическом. По мере того, как его сознание - душа - пробуждается всё больше, он начинает осознавать все эти планы, поэтому расширение сознания так важно для изучающего Тайноведение” [11, с.23]. Чтобы обеспечить себя индивидуальной формой, через которую можно действовать на всех планах и во всех областях жизни, эгодолжно развить отдельный проводник из каждого состояния субстанции планов - проводник, в котором и посредством которого оно сможет жить, приобретать опыт и, в конце концов, управлять этой субстанцией.

Знание о семеричности природы и человека позволяет объяснить принципиальное отличие сознания всех царств природы на Земле. Как было отмечено выше, Сокровенное Учение утверждает “Закон великий единства жизни соединяет всё сущее” [6, с.266], которое объединено сознанием разных ступеней Духоматерии. Человек наделён по закону рождения всеми принципами или проводниками, связывающими его со всеми подразделениями миров, тогда как “у животного отсутствует одно звено цепи - ум (5 принцип, - в скобках прим. авт.), у растения нет двух звеньев - ума (5 пр.) и тела желаний (4 пр.); у минерала отсутствует три звена в цепи проводников, необходимых для самосознательного функционирования в физическом мире - ум (5 пр.), тело желаний (4 пр.) и жизненное тело (3 пр.)” [15, с.64], правильнее сказать, не отсутствуют, а являются латентными, поскольку при последующем развитии эти младшие собратья эволюции (минералы, растительное и животное царства) пройдут все этапы развития сознания, чтобы стать человеком.

Теперь обратимся подробнее к вопросу: в чём же заключается отличие сознания человека от сознания животного, как это трактует Сокровенное Учение и современная наука. Как было отмечено ранее, Учение говорит, что завоевание эволюции человеческого сознания есть дальнейшее развитие принципа Кама-Манаса до уровня современного интеллекта, а также проявление, у лучших представителей рода человеческого, Высшего Манаса и духовного разума - Буддхи, чем животные в силу своей природы обладать не могут.

Поскольку животное является только сознательным, а не самосознательным, то оно не в состоянии осознавать себя, своё эго, как сознает его человек. Отличием сознания человека является именно самосознание, поскольку он может помыслить: “я делаю то-то”, в то время как у животного имеется “я”, но животное его не осознаёт. Сознание животного проявляется в инстинкте, но инстинкт это не самосознание. Самосознание человека означает, что каждое человеческое существо есть индивидуальный Дух, именно этот дух является субъектом осознанной мысли и действия человека. Отдельное животное не есть индивидуум, а лишь часть так называемого Группового Духа, общего для всех животных данного вида. Тигр в индийских джунглях и тигр в клетке, например, в Европе, являются выражением одного и того же Группового Духа, воздействующего на них с тонкого плана Кама-Манаса абсолютно одинаково. “Именно мудрость Группового Духа руководит строительством геометрически точных шестигранных пчелиных сот, < >, собирает осенью стаи птиц и заставляет их перелетать на юг не рано, и не поздно, но так, чтобы избежать холодов; и возвращает их весной, направляя полёт на нужной высоте, разной для разных видов птиц” [15, с.69]. Итак, человеческое сознаниезарождаетсямежду Камой и Манасом [10, с.75] и атрибутом самосознания является активизация в человеке Высшего Манаса, ибо он есть “ментальный дар, делающий из человека разумное и нравственное существо и отличающий его от простого животного”, как отмечала Е.П.Блаватская [16, с.295] “У животного нет Манаса (высшего, - прим. авт.) и Монада латентна, его мозг не может реагировать; все потенциальности на месте, но они дремлют” [10, с.113]. Это и есть основной ключ, объясняющий отличие сознания животного от сознания человека. “Потребовались миллионы лет, чтобы развить проводник, через который эго может функционировать в той степени, что позволяет стать ему самосознательной сущностью [17, с.314-315], и потому человек считается венцом Природы.

Таким образом, главное отличие сознания человека от животного в том, что в сознании первого появляется новое эволюционное завоевание - Высший Манас, слитый с Атма-Буддхи, т.е. сознание человека озарено Духом. Е.И.Рерих писала: “Дух-Душа исходит из Единого Божественного Принципа и после её странствий воссоединяется с Ним” [18, с.245]. А “дух - это луч, частичка целого; и поскольку Целое является Всеведущим и Бесконечным, то и частичка его должна обладать в какой-то степени этими качествами” [1, с.40]. В связи с указанным выше напрашивается однозначный вердикт бессмысленности рассмотрения эволюции человека, принимая во внимание только его физическую форму, не касаясь развития его сознания, к тому же развитие физического тела на данном этапе (4-й Большой Круг, 5-я Коренная Раса в терминах теософии) закончилось.

А что по поводу сознания животных и человека думает современная наука? Сознание животных проявляется в форме инстинкта, т.е. генетически закреплённых механизмов поведения животных в сходных условиях или ситуациях, что характерно также для мало развитых в умственном отношении людей. С одной стороны, исследователям трудно понять отличие сознания людей от сознания животных, поскольку и те, и другие иногда имеют схожие проявления поведения, особенно если рассматривать людей примитивного развития. С другой стороны, большинство учёных исходит из идей Дарвина, а именно, что человек произошёл от обезьяны. Анализируя данные исследований останков, как древнего человека, так и древних приматов, палеоантропологи стараются представить эволюцию человека как продолжение эволюции животных. В “Теогенезисе” ясно сказано о недопустимости такой позиции: “Владыки Мудрости оспаривают мнение тех приверженцев современной науки, которые пытаются доказать, что человек ведёт своё происхождение непосредственно от царства животных, и приводят множество свидетельств в пользу Своего утверждения о Божественном происхождении человека. Они настаивают, что “Падение Ангелов” было на самом деле нисхождением Божественных Существ, воплотившихся в лишённой разума Третьей Коренной Расе, и что “первородный грех” заключался в той связи, которая возникла между [разумалишёнными] людьми этой расы и антропоидами” [4, с.25-26]. Что касается приматов, то об их происхождении многое сказано в “Тайной Доктрине”, в частности, что “не существовало человекообразных обезьян до человека, и они вымрут, прежде чем разовьётся Седьмая Раса” [19, с.322]. А также, что “эволюция животных - во всяком случае, эволюция млекопитающих - следует за эволюцией человека, но не предшествует ей. И это диаметрально противоположно ныне широко принятым теориям эволюции и происхождения человека от животного предка” [19,с.207].

Обратим внимание на различные проявления сознания человека. Наука знает кроме подсознания лишь сознание. Сверхсознания, из которого рождается способность прозрения, она не знает и не признаёт, в то время как, явления сверхсознания известны и зарегистрированы, но их относят к области подсознания, т.е. ниже, чем интеллект. Можно условно сказать, что на настоящей ступени развития для человека характерны: низший ум с задатками инстинкта, и высшее проявление кама-манаса - рассудок, интеллект (4-й принцип человека, см. схему). Для наиболее продвинутых людей доступен Высший Манас, (5-й принцип человека). Таким образом, инстинктивный ум человека современного развития - это ум прошлого, рассудок - ум настоящего и способность прозрения - ум будущего. При этом “инстинкт является низшим состоянием сознания [10, с.112].Е.И.Рерих отмечала отличие проявления сознания 4 и 5 принципов: “Интеллект не есть Высший Манас. Высший Разум - мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который даёт нам прозрение в истинную сущность вещей” [20, с.133-134]. Высший Разум как часть Вселенского Разума обладает безграничным знанием на своём уровне о прошлом, настоящем и будущем, однако на нашем, земном уровне он обладает лишь потенциальными способностями к безграничному познанию, поскольку действовать ему в этом случае приходится исключительно через личность. “Высшее Эго, является тем источником, из которого его “двойник” (низший манас, - прим. авт.) время от времени получает озарения, не связанные с чувственными восприятиями человека, и передаёт их далее определённым клеткам мозга (функция которых всё ещё не понята учёными), превращая, таким образом, человека в провидца, предсказателя и пророка” [1, с.108-109]. Эзотерическая наука учит, что Высший Манас, не воссоединяется полностью с ребёнком до тех пор, пока тот не достигнет шести или семи лет. На различии природы Высшего и низшего манасов основывается разная способность к мышлению у различных людей. Есть люди, которые никогда не используют высших способностей своего ума; а тех, кто это делает, меньшинство, которое даже самые ординарные вопросы будут рассматривать с высшего плана. Особенности характера человека, способности, которыми он обладал в предыдущей жизни, а иногда и физическая наследственность определяют, какой именно “принцип” разума определяет процесс мышления. Вот почему материалисту, у которого потенциальная способность к метафизическому мышлению полностью атрофирована, так сложно мыслить высшими категориями; и наоборот, духовно развитому от природы человеку так тяжело примириться с низким уровнем грубой, вульгарной мысли. “Это различие обусловлено врождённой способностью разума мыслить либо на высшем, либо на низшем уровне с помощью астрального или физического мозга. Большие интеллектуальные способности зачастую указывают не на наличие, а на отсутствие способностей к духовному и истинному восприятию, примером тому служат подавляющее большинство великих учёных. Не обвинять мы их должны, а пожалеть”, - так писала Е.П.Блаватская [1, с.158-159].

Таким образом, “в своём потенциале разум двойственен: он одновременно и физический, и метафизический. Высшая часть разума связана с духовной душой, или Буддхи, низшая - с животной душой, или Камой” [1, с.157]. Двойственность разума, кама-манаса, в обычной жизни будет проявлять себя следующим образом: то или иное действие человека определяется превалирующей стороной этого двуликого разума, его заданным импульсом, а также созданными комбинациями, и силой воздействия. Та часть, высшая и духовная или насыщенная, психическими эмоциями и животными страстями, которая выявит себя мощнее, та и определит природу окончательного действия феномена сознания. При одинаковой степени развитости у человека его психических и интеллектуальных способностей, он может в силу двуликой сущности разума, направлять его деятельность либо в устремлении к Свету, либо к тьме, творить добро или зло, производить в окружающем мире либо гармонию, либо дисгармонию.

Таким образом, вышеизложенным мы нащупали камень преткновения, и я бы сказала даже причину торможения на пути развития психологии и физиологии при изучении сознания человека. Ошибка психологии западной школы состоит в том, что она считает личное эго единственным объектом для своих исследований. В то время как в процессе самоанализа разум, в свою очередь, становится объектом духовного сознания. При изучении человека и его сознания надо отличать функционирование человека на различных планах сознания, а “феномены божественного сознания следует рассматривать как действие нашего разума на другом более высоком уровне, где проводником для них является субстанция менее плотная, чем колеблющиеся молекулы мозга” [1, с.113]. В истории народов бережно хранится память о таких феноменах, называемых чудесами, таких как хождение и сидение на воде, материализация, поднятие на воздух и других, а также гениальность и чувствознание.

Что является основополагающим аспектом, который помог бы в изучении и истинном понимании сознания человека? На это исчерпывающе ответила ещё в XIX в. Е.П.Блаватская: “Если всему конклаву психофизиологов предложить дать точную формулировку сознания, они наверняка не справятся с этой задачей, поскольку самосознание принадлежит исключительно человеку и исходит от его высшего Я, Высшего Манаса.И даже принимая во внимание психический элемент (или кама-манас), присущий как животной, так и человеческой природе (его развитие проявляется просто в дальнейшем совершенствовании клеток мозга, повышении их чувствительности), ни один физиолог, пусть даже самый умный, не сможет разгадать загадку человеческого разума в его высшем, духовном проявлении или, по-другому, в его двойственном аспекте: психическом и интеллектуальном; он не сможет полностью решить даже связанные с ним вопросы материального уровня до тех пор, пока не узнает о существовании этой двойственности и не будет готов признать её. А это означает, что ему придётся признать наличие у человека низшего (животного) и высшего (или божественного) разума, т.е. того, что в оккультизме именуется “персональным” и “имперсональным” Эго, т.к.< > между личностным и индивидуальным лежит такая же пропасть, как между святейшим Буддой и Джеком Потрошителем. И пока физиологи не признают это, все их исследования всегда будут заходить в тупик” [3, с.188-189]. Общий путь развития сознания человека так охарактеризован Е.И.Рерих: “Просыпаясь к человеческой физической эволюции, дух приступает к новому заданию, к развитию разума, для чего дух вступает в сочетание с Манасом, который в своём зачаточном состоянии, конечно, ещё не может руководить человеком, и такой человек - животное долгое время следует своим импульсам или инстинктам, или низшему аспекту манаса. Проходят несказуемой длительности века < >, прежде чем высшие или более высокие способности манаса могут начать проявляться, и тем создать истинного человека или венец этого проявленного Космоса. Если бы не самоотвержение Высших Духов, мы до сих пор бы находились в состоянии Троглодитов. Наше земное человечество обязано своей ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам или Великим Учителям” [8, с.383].

 

 

Список литературы:

1. Е.П.Блаватская "Феномен человека". "Сфера", М., 2004.
2. Е.П.Блаватская "Теософский словарь". "Сфера", М., 1994.
3. Е.П. Блаватская "Космический Разум". "Сфера", М., 2001.
4. "Теогенезис". "Дельфис", М., 2002.
5. "Знаки Агни-Йоги". "Угунс", Рига, 1991.
6. "Беспредельность". Л., 1990.
7. "Учение Храма"/перевод с английского/, т.1, МЦР, М., 2001.
8. Письма Е.Рерих (письмо от 16.01.35), т.1. "ВИКО", Новосибирск, 1992, стр. 384.
9. У.К.Джадж "Океан теософии". "Дельфис", М., 2006.
10. Е.П.Блаватская "Инструкции для учеников внутренней группы". "Сфера", М., 2000.
11. "Учение Храма"/перевод с английского/, т. 2, "Лотаць", Минск, 1997.
12. Письма Е.Рерих (письмо от 11.6.35 (2)), т.1. "ВИКО", Новосибирск, 1992. стр. 478.
13. Е.П.Блаватская "Тайная Доктрина", т.1, ч.3. "Андреев и сыновья", Л., 1991.
14. Письма Е.Рерих (письмо от 18.6.35), т.1. "ВИКО", Новосибирск, 1992. с. 488.
15. Макс Гендель "Космоконцепция розенкрейцеров". "Литомед", М., 2004.
16. Е.П.Блаватская "Ключ к теософии". "Сфера", М., 1993.
17. "Учение Храма"/перевод с английского/, т.2. МЦР, М., 2001.
18. Е.Рерих "У порога нового мира". МЦР, М., 2000.
19. Е.П.Блаватская "Тайная Доктрина", т.2, ч.1. "Андреев и сыновья", СПб, 1991.
20. "Оккультизм и йога" (письмо Е.И. Рерих от 24.06.35), т.1. "Сфера", М., 1996.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 03.09.2011