Бузина Лариса Васильевна,
Санкт-Петербург,
член Рериховского движения, рериховед

 

Живая Этика и Культура

Материал для Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

То, что сегодня происходит на планете Земля, соответствует тем положениям, которые человечество наслоило в своём сознании, утеряв или исказив, сознательно или бессознательно, высокие принципы, которые руководят жизнью. Возрождение планеты возможно только обретением её равновесия путём восстановления понимания основ Бытия, духовных устремлений и исканием нового духовного подвига. Нужно возлюбить Начало Начал и все создания величия мысли.

Помочь в этом может всеобъемлющее Учение Живой Этики (ЖЭ) или Этики жизни. Среди множества понятий, охватывающих все области - от смысла и цели жизни, Основ Бытия и Законов Космоса до всех усовершенствований - немалое место занимает и истинное понимание Культуры, нынче забытое. Наверное, именно поэтому Всемирный Форум Духовной Культуры, прошедший в октябре 2010 года в Казахстане, свою Декларацию обозначил: «К новому миру через Духовную Культуру». Н.К.Рерих, книги которого являются неотъемлемой частью Учения ЖЭ, в своей формулировке «Мир через Культуру» был точнее и лаконичнее, ибо Культура не может быть бездуховной, иначе она не Культура.

В одной из своих статей Рерих писал о том, что не все понимают различие между высокой Культурой и механической цивилизацией. А между тем, велико отличие культурного человека от цивилизованного дикаря, ибо нажимать кнопки могут даже малые дети.

Сегодня как никогда много развелось цивилизованных дикарей, подсевших на компьютерные игры и торгово-развлекательные комплексы. Заткнув уши от всех насущных проблем, оглушаемые ритмами низких вибраций так называемой музыки, они воспринимают только то, что можно пощупать руками. «Сознательное познавание, духовная утончённость и убедительность» - то, что, по словам Рериха, является Культурой, им недоступны. Для них цивилизация нечто ощутимое, а Культура нечто эфемерное, отвлечённое.

На самом деле, цивилизация и прогресс только отдельные обстоятельства Культуры, маленький её фрагмент. Цивилизация - это уровень достижения на материальном плане и её условные формы зависят даже от преходящей моды. Она не всегда благо, так как думает о выгоде для тела.

Цивилизация может быть сложена в одно десятилетие, тогда как наслоения Культуры накапливаются веками, но возникнув и утвердившись, Культура уже неистребима. Можно убить цивилизацию, но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна. Понятие Культуры принадлежит к нерушимым синтезирующим понятиям. Против Культуры может возражать только невежество. Но, как сказано в древнейших заветах: «Невежество - величайшее преступление». Говорящий против Культуры есть величайший преступник, растлитель грядущего поколения, сеятель мрака.

Это лишь кажется, что человечество делится по национальному, конфессиональному или социальному признаку. Деление идёт только по одному принципу - по принадлежности к Свету или к тьме, то есть на созидателей или разрушителей. Всё то, что двигает эволюцию духа вперёд - от Света, что задерживает продвижение - от тьмы. Человечество само решит: Свет или тьма, строительство или разрушение.

Современная культура является лишь звеном среди многих ушедших эпох. О некоторых из них сохранились слабые представления, а более древние уже изгладились из памяти. Таким образом, человечество сузило круг жизни. И дело не в том, чтобы люди могли телесно прикасаться к древнейшим эпохам, но важно, чтобы в сознании сохранялась уверенность в существовании таких эпох. Важно представить, что между ними существовала некоторая преемственность. Так самые древние культуры Египта и Майя были связаны с Атлантидой, которая, в свою очередь, была связана с Лемурией.

Смены культур неизбежны. Но новая культура как бы покоится на уничтожении прежних достижений. Собранные сокровища, долго скрывающиеся в тайных хранилищах, вновь проявляются в преображённом виде благодаря раскрытию внутренних накоплений прежних воплощений. Этому способствуют устремление к знанию, путешествия, поиски новых сохранившихся памятников древности. Поэтому в Учении ЖЭ говорится, что «только опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурностью».

Хотя слово Культура принято приписывать латинскому происхождению, оно более древнее. Римская империя только соединила в одно целое два различных по происхождению корня этого слова. Во многом это произошло благодаря её владычеству, простиравшемуся от Сирии на Восток до Британских островов на Западе. Первый корень - Культ - пришёл от кельтских жрецов-друидов и означает «почитание». Второй корень - Ур - халдейского происхождения и означает «Свет». Соединив оба корня, получаем Культ-Ур или Культура, что означает «Почитание Света». Позднее термин Культура стали переводить как «возделывание», но возделывать следует, прежде всего, сад духовный. Культивирование духа равнозначно устремлению к Свету и его почитанию.

От Света можно просветиться. Свет будет с тем, кто хочет его. Свет может быть мерилом и опорою. Устремление духа к Свету не магия. Нужно уберечься от всякого невежества, являющегося источником лжи, которая есть преддверие тьмы. Нужно суметь найти в своём сердце правду обращения к Единому Свету.

Осознание Света в сердце устремит к Свету, но тьма пребудет во тьме. Только энергии Света способны создать лучшее будущее и удержать Мир от разрушения. Силы тьмы проникают под всеми личинами Света, стараясь уничтожить созданное Светом и там, где возможно, разрушить основание строительства. Среди колебаний Космических Весов человечество должно выбрать между Светом и тьмою, лишь они будут оспаривать победу. Только бы понять, в чём Свет.

Первое, что приходит на ум: «Ученье - Свет, а неученье - тьма». Но в Учении ЖЭ говорится, что грамотность ещё не значит культурность, ибо Культура есть истинное просветлённое познавание, которое сближает с Высшим Источником.

Свет есть благо, добро. Их всегда надо нести людям, быть в равновесии, то есть светить. Как прекрасно может быть «сослужение множеств людей, когда сердца их устремляются в одном восхождении». К Свету ведёт путь через искусство и творчество. Жалок тот, кто надеется получить Свет из тьмы.

Свет насыщает мысли, слова и дела, когда они овеяны красотою, ибо Красота и Свет синонимы. Не может безобразие быть светоносным. Не может красотою дышать тёмное дело. Красота - это клич Нового Мира. Красота сочетается с простотою, но не проста простота.

Свет есть следствие мысли. Просто говорить и мыслить - великое искусство. Простота изложения исходит от ясности и чёткости мысли. Извилиста мысль интеллекта, ибо она не от сердца, а мозга, знание которого затемнено ограниченностью внешних чувств. Обычно проста мысль огненная, ибо она зиждется на первооснове - творящем Огне. Без Огня нет Света, ибо основание Света есть Огонь жизни вечной. Бог есть Огонь, и в устремлении к Свету-Огню, в понимании Света-Огня открывается Космос, - говорится в древних Заветах.

Свет есть самоусовершенствование. Самоуслаждение есть тьма. Отдавая должное Свету и величию Огня, нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере роста духовных накоплений, творя духовно очень богатое завтра.

Продолжая разговор о Культуре, следует сказать, что Культура слагается творческим отношением бережности и ответственности. Так, сохранение первозданной природы, несомненно, будет действием во имя Культуры. Ведь нетронутая, первозданная природа есть творение Бога, Его проявление. Это совершенное божественное искусство является образцом для подражания, недаром великие художники пытались запечатлеть его на своих полотнах. Нетронутая природа сохраняет гармонию и красоту Света незримого, божественную творческую силу, соприкасаясь с которой мы напитываемся ею и становимся лучше, гармоничнее.

Человек, являясь высшим созданием природы, наделён свободой выбора, и потому только по своей воле может проявлять свой внутренний Свет. Максимальное проявление - при творческом сознании, реализуемом в искусстве, науке или другом труде на общую пользу, без которого невозможно дальнейшее развитие или эволюция. Чем возвышеннее мысли, тем прекраснее творения создателя. Ведь памятники и другие произведения искусства нужны для того, чтобы, глядя на высокие достижения человечества, у людей рождались прекрасные мысли. Как только человек начинает мыслить о благе, он становится творцом. Даже простое размышление о духовных ценностях, не говоря уже о сохранении и приумножении высших достижений человеческого духа, насыщает пространство Красотой. Недаром в Учении ЖЭ говорится: «Через Красоту подойдёте». Высокие, чистые мысли очищают пространство, в отличие от хаотичного, безобразного мышления, порождающего все природные катаклизмы.

Культура складывается из многих составляющих, таких как культура общения, культура слова и речи, поведения, быта и т.д.. Все они зависят от культуры мысли или мышления. Не будет преуспевать Культура, когда само искусство мышления не воспитывается в молодёжи. Даже прочитанные книги не помогут, если содержание их не продумывается. А ведь именно от культуры мысли или мышления рождаются действия и творческие устремления. Не потому ли Культура подчас принимает уродливые формы? Ведь как мыслим, так и живём.

«Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца, - писала Елена Ивановна Рерих. - Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни человека, в её космическом беспредельном совершенствовании». Все просветительские учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей культуры.

Культура даёт человеку фундамент его мировоззрения, куёт в нём стремление к развитию и самосовершенствованию, без чего невозможно создать ничего полезного и совершенного. Спасение в устремлении по пути эволюции.

Если под культурой общения понимать обмен информацией - мыслями, чувствами, знаниями, то раздражение, злость, брань недопустимы. Отсутствие личных раздоров - первый признак культуры.

Культура слова и речи подразумевает, по меньшей мере, не употребление грубых выражений, нецензурных слов. Нужно пополнять словарный запас, чтобы яркость речи основывалась на знаниях, остроумии, юморе…

Истинная Культура способна сражаться с пошлостью и грубостью, тем очищая и осветляя нашу жизнь. Культура есть оружие Света - Меч Духа - Огонь, то, чем защищается Красота. Культура есть единственная самозащита от разложения. Культура делает человека сильным и утончает его сознание, делая его способным быть милосердным и справедливым.

Культура есть синтез искусства, науки и религии, сочетание знаний во всех областях на фоне высших проявлений. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества.

Е.И.Рерих писала: «Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь».

Больше всех понятий о Культуре дал Н.К.Рерих: «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Наконец, «Культура покоится на красоте и знании».

Рерих даже указал путь, который должен пройти человек, чтобы стать культурным: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».

Итак, только утончённого человека можно назвать культурным, ибо утончённость и есть то, что называется культурностью. Отсюда следует, что культурность - самая высокая ступень развития человечества.

Говоря о Культуре, как о внутреннем состоянии, становится понятным, что Культура общечеловечна. «Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое общение Мира есть первая ступень к преобразованию всей жизни», - говорится в Учении ЖЭ.

Конечно, каждый народ имеет свои обычаи, различна письменность в разных странах, но речь идет не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и устремлений. Если сравнить все лучшие произведения разных народов, то можно увидеть, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Так среди разъединения можно найти общечеловеческие ценности: любовь к красоте, утончённость восприятий, пламенность мышления, возвышенность деятельности, истинное понимание сотрудничества. Каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением. Ведь Истины постигаются не столько умом, сколько расширением и утончением сознания, открытием сердца.

В очерке «Спиноза» Н.К.Рерих приводит мудрые высказывания учёных деятелей разных времён и народов, подчёркивая их устремления к единым ценностям. «Наука имеет одно назначение, к чему стремятся все отрасли её, а именно - высшее совершенствование человечества», - утверждает Спиноза. Отрицающие то, что человек может достичь добродетели и истины, своим отрицанием уже лишают сами себя этого.

Рабби Гамалиель продолжает мысль: «Изучение закона есть благородное дело, если оно соединяется с каким-либо искусством. Занятие ими отвлекает нас от греха. Всякое же занятие, не сопровождённое художеством, ни к чему не приводит». А Рабби Иегуда добавляет: «Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге».

Иногда человек не хочет замечать в себе недремлющий импульс общечеловечности, противится лучшим побуждениям, и живёт в ненависти. Но где-то глубоко внутри его, может быть под грудою преступлений, всё же живёт зародыш зерна культуры, которое несёт в себе частицу общечеловечности. Найдётся Наставник и укажет, насколько животное состояние недопустимо и тогда рано или поздно прорастёт зерно. Люди должны знать, что каждый день может засиять общечеловечностью.

Культура живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура не отрицает, а воспринимает все открытия и улучшения жизни. Культура борется с ограниченностью и даёт понимание мировых задач, превращая тем самым человека в творца и хранителя лучших достижений человечества.

Необходимо понять, что перерождение планеты может быть достигнуто путём Культуры, ибо без Культуры не может быть международного соглашения и взаимного понимания между государствами.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 01.09.2011