Е.В.Уварова

 

ЕДИНСТВО МИРОВОГО РИТМА

Всё Мироздание основано на повторности явлений, на повторном движении, или РИТМЕ.

Е.И.Рерих

 

 

Разлитый во всей Вселенной нашу жизнь напитывает главный ритм. Земные проявления являются лишь преддверием великого ритма Вселенной.

Академик А.А.Богомолец писал: «Ритмически совершает Вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения следуют космические процессы».

Ритм планет составляют световые и магнитные вихри. Ритм космической энергии - это ритм эволюции мироздания, сущность эволюции неизменна и измеряется явлением Беспредельности. Наша планета не стоит в стороне от космических процессов, испытывает огромное воздействие со стороны других планет.

«Когда творческий ритм ударяет по земной тверди, то, конечно, напрягается сопротивление. Каждое светило настолько мощно, что лучи его достигают явления земной тверди. Каждое космическое проявление вызывает сопротивление энергий. При мировом переустройстве космическая устремлённость передаётся человечеству. Потому так ярко выявляются два космических течения. Руководство Светлого начала привлекает все нужные элементы. Ручательство лежит в Космическом Магните. Руководство сопротивления заложено в устремлении разрушения. Так ручательство Космического Магнита строит будущее» («Беспредельность»).

В такое сложное время, время переустройства, живёт сейчас наше человечество. Нагромождения, рождённые противодействием, сметаются ритмом космических вихрей.

Тайны космоса всегда притягивали человека. В 1930 году наш соотечественник А.Л.Чижевский провёл специальные исследования, показавшие связь многих жизненных процессов с активностью Солнца, звёзд.

В своей книге «Земное эхо солнечных бурь» А.Л.Чижевский писал: «Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живёт динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласно с биением космического сердца - этой грандиозной совокупности туманностей, звёзд, Солнца и планет.

За огромный промежуток времени воздействия космических сил на Землю утвердились определённые циклы явлений, правильно и периодически повторяющиеся как в пространстве, так и во времени. Начиная с круговорота атмосферы, углекислоты океанов, суточной, годовой и многолетней периодичности в физико-химической жизни Земли и кончая сопутствующими этим процессам изменениями в органическом мире, мы всюду находим циклические процессы, являющиеся результатом воздействия космических сил».

Максимумы и минимумы космических явлений совпадают с максимумами и минимумами различных явлений в органическом мире.

Например, период солнцедеятельности, как определил в ХIХ веке цюрихский астроном Р.Вольф, равен в среднем одиннадцати годам. В то же время Вольф определил годы максимального и минимального количества пятен - максимумы и минимумы солнцедеятельности. Солнечные факторы обусловливают возмущение в земной атмосфере и коре, что может вызывать стихийно-катастрофические явления в природе. Резкие колебания в количестве солнечной энергии, связанные с пятнообразовательным процессом, не могут не отразиться на указанных явлениях.

«Сочетание начал внешних сфер невидимых с видимым неразрывно. Потому поймите нераздельность нашей жизни. Дыхание Космоса во всём нерушимо. Явление планетных периодов зависит от космических волн, потому отрицающие связь духа с космическими вихрями не ступают по пути знания» («Беспредельность»).

Космические вихри порождают космическую бурю, которая наполняет пространство озоном. Хаотические же мысли людей наполняют сферу газом удушья. Это несоответствие ритмов порождает стихийные бедствия.

Когда ритмы Земли и Космоса будут уравновешены, тогда космическое равновесие установится и на нашей планете. Такому установлению будет способствовать лишь совершенствование людей.

 

Космические ритмы утверждают духи стихий.

«Психофизический опыт, произведённый вчера, мог показать вам ритм энергии как пульс стихий; когда действие прерывалось молчанием, - как Пралайя чередуется с Манвантарой. Конечно, было бы нелепо приписывать духам действие стихий во всех механических процессах, но, конечно, несомненна связь некоторых духов с моментами прилива энергии» («Знаки Агни Йоги»).

 

Мы живём во время перехода к эпохе Матери Мира. С наступлением этой эпохи установится космическое равновесие и на нашей планете.

«Планета совершает круг, который приводит всё к завершению. Приходит время, когда каждое начало должно выявить свой потенциал. Эти круги рассматриваются в истории как падение или расцвет. Но нужно принять эти ритмы, именно, как торжество Света или тьмы. Настало время, когда планета приближается к такому кругу завершения, и лишь самое насыщенное напряжение потенциала даёт победу. Круг завершения пробуждает все энергии, ибо в окончательной битве будут принимать участие все силы Света и тьмы, от Самого Высшего до отбросов. Чуткие духи знают, почему проявляется столько Высшего и наряду с преступным или косным. В бою перед кругом завершения будут состязания всех пространственных, земных и надземных сил» («Мир Огненный»).

Сейчас происходит много смещений в пространстве, и не удивительно, что токи передаются довольно тяжкими ритмами, ибо они происходят от случайных вибраций при столкновении с токами пространства.

Наиболее характерными ритмами Космоса являются Махаван и Чотаван. Буквально это означает большой и малый ритмы.

Е.И.Рерих писала А.М.Асееву в письме от 21.07.34 г.: «Махаван и Чотаван - ритмы космические, ритмы пространственного огня, и в известные периоды ритмы эти ощущаются идущими по пути Агни Йоги. Ощущаются они кратковременно, ибо иначе трудно было бы выдержать, следуют они с большой быстротой и стремительностью».

В Чотаване ударение на первой ноте и на последней. В Махаване - на второй и последней и на каждой третьей в последнем.

«Когда ритм Махавана ощущается сердцем Агни Йога, происходит объединение с космической пульсацией. Пространственный огонь, устремлённый к проявлению, даёт токи сердцу» («Беспредельность»).

Ритмы Махавана и Чотавана считаются простейшими, но существуют и более сложные. Их знали в Древней Греции и Риме. В древности люди знали необходимость искания общения с Космосом.

 

Волны пространственного огня имеют определённый ритм.

«Стихия Огня настолько тонка, что она согласуется с энергией мысли. Слово уже может препятствовать доступу Огня. Потому древние заклинания основывались на ритме и только впоследствии извращались криками и завываниями» («Мир Огненный»).

 

Современное человечество не принимает в обиход тонкие энергии, хотя сам человек является создателем утончённых вибраций. Утончает вибрации психическая энергия, энергия жизни. Эту энергию следует изучать и естественно развивать.

Е.И.Рерих советовала особенно врачам серьёзно исследовать действие психической энергии.

«Между прочим, одна наша знакомая, врач-психиатр из Калифорнии, произвела ряд опытов с психической энергией и силою мысли. Пользуясь аппаратом, регулирующим тончайшую пульсацию сердца, она доказала, как различного качества мысли соответственно повышают или понижают на аппарате показания напряжения вибраций. Опыты производились над единичными личностями, а затем и над несколькими участниками одновременно. Было установлено, что мысли высокого качества резко повышали вибрации. Также концентрация нескольких лиц на одной мысли вызывала поражающее усиление вибраций. Считаю подобные опыты крайне значительными. Именно таким путём следует подходить к изучению внутреннего человека», - писала она в 1937 году.

Опыты можно производить и с растениями, камнями.

«Ритм заставляет песок располагаться разными узорами. Психическая энергия может произвести вибрации с тем же следствием. Старинная поговорка, что воля горами движет, зависит от вибрации» («Знаки Агни Йоги»).

 

Некоторые люди сознательно или бессознательно прилагают на огромных расстояниях сердечную энергию и этим способствуют великому делу. Ведь где-то очень требовалась эта энергия. Но при этом вредно нарушать ритм житейскими раздражениями. Важно сохранять торжественность.

Люди много общаются между собой.

«Каждое физическое прикосновение содержит в себе акт большого напряжения. Каждый укротитель животных знает силу прикасания. Даже садовник понимает значение физического ухода за растениями, но люди между собою не желают признать осторожности в общении. Уже видели, как даже приближение человека совершенно нарушало ритм энергии. Если так не трудно достичь показательных результатов, то как же нужно использовать такое убедительное знание.

Люди не хотят принять закона общежития. Можно несчётное число раз твердить о благе единения, и всё-таки мало кто задумывается о причинах такой настойчивости» («Аум»).

 

Мысль - это энергия, поэтому так важно понять значение мысли. Низкие, эгоистичные мысли окутывают нашу планету. Истинными спасителями на планете можно назвать людей, которые светлыми мыслями пробивают густые мутные слои атмосферы, а каждая мысль имеет индивидуальный ритм.

«Ещё более напряжена нота пространства, и новые ритмы, как новый доспех, не жданный тёмными. Можно постоянно создавать новые вибрации и тем отражать тьму!» («Сердце»).

 

На нашей планете сейчас нарушен ритм Огня пространства и Огня подземного. Это время Великой Битвы.

«…Великая Битва есть обновление Земли. Нужно понять грядущее не как сражение, но как подвиг. Можно ожидать не только боев, как принято в обычном значении, но как перестроение жизни. Могут быть разные периоды, но в них можно чуять усиление темпа жизни. Вы уже чуете это усиление ритма. Каждый может ощущать его в соответствии со своим нервным состоянием. Но непременно будет ощущать новую космическую конденсацию. Можно чуять прямое обострение лучей; можно чуять тревогу или устремление вдаль. Все эти подробности будут указывать на тот же самый новый ускоренный ритм. Можно понять, как нагнетение энергий кладёт новую ступень планеты. Не следует изумляться прорыву хаоса, ибо огромно поле Битвы. Не забудем замечать даже малейшие явления. Столько разнообразия в столкновениях основных сил мира!»

Новый ритм утомителен для тех, кто не может воспринять его. Тем не менее, он уже вошёл в жизнь. Возвращение к прошлому невозможно. Для установления равновесия нужно сгармонизировать ритмы человеческого мышления с новыми ритмами, входящими в жизнь нашей планеты. Для этого люди должны обратить внимание на гуманитарные науки. Нужно возродить искусство мышления, ибо идеи управляют миром.

 

Система, ритм имеют решающее значение. Систематические, ритмичные занятия укрепляют ум и Огонь в человеке. Сейчас много говорят о ритме, но не пользуются им в жизни. Мышление и жизнь беспорядочны, и наша планета не смогла бы существовать без непреклонных духов.

«Упоминал о стержне духа посреди спирали. Это построение запомните, ибо непреклонность, окружённая центробежным движением, может противостоять всем волнениям. Построение нашей Общины напоминает такие же стержни, окружённые мощными спиралями. Лучшее построение для борьбы, конец которой предрешён. Так нужно понять наши построения материально» («Община»).

 

Ситуация на Земле не было бы столь сложной, если бы человечество не увлекалось магией без знания значения и ритма. Одержимость - современное бедствие - часто есть следствие магических вызываний.

«Заклинания и формулы, конечно, способствуют уловлению ритма. Но закон эволюции предусматривает прямой контакт сознания человеческого и космического» («Знаки Агни Йоги»).

Существует много городов, где развит ритуал чёрной магии.

«…За последнее время можно видеть возрождение самых древних служений тьме. Между ними есть очень вредные, которые своим ритмом могут быть разрушительны. Чёрные ложи обычно не понимают, какой космический вред они творят. По невежеству они думают, что причиняют зло лишь в желаемом направлении, но на самом деле они затрагивают целые слои атмосферы. Особенно теперь, когда приближается время огненное и многие нарушения равновесия уже очевидны, вред тёмных вызываний особенно ужасен. Невежды и здесь действуют уявленным разрушением» («Мир Огненный»).

 

Человек утверждается как восприемник пространственных огней, но люди отвергают все высшие законы. Сказано о двух огнях - огне творящем и огне истребляющем. Если первый сияет, и греет, и возносит, то второй испепеляет и сжигает.

Ассимиляции пространственных огней мешают такие человеческие недостатки, как раздражение, порождающее яд империл, страх, сомнение и самосожаление.

Многие современные люди являются рабами своих желаний, стремятся жить в роскоши.

«Сказано - роскошь должна покинуть человечество. Недаром сами люди так обособили это понятие. Ничем не заменить его. Роскошь - не красота, не духовность, не совершенство, не созидание, не благо, не сострадание, никакое доброе понятие не может заменить его. Роскошь есть разрушение средств и возможностей. Роскошь есть разложение, ибо все построения вне ритма будут лишь разложением. Можно достаточно видеть, что роскошь мирская уже потрясена, но нужно найти согласование сотрудничества, чтобы излечить заразу роскоши. Самость будет возражать, что роскошь есть заслуженное изобилие. Также скажут, что роскошь царственна. Будет это клевета. Роскошь была признаком упадка и затемнения духа. Цепи роскоши самые ужасные и для Тонкого мира» («Мир Огненный»).

 

Также нужно отметить, что люди очень огрубляют себя, применяя мясное питание. Овощи, фрукты, крупы дают больше жизненной энергии. К тому же люди убивают множество животных.

«Не забудем, что массовые убийства, будут ли они на войне или на бойне, они одинаково загрязняют атмосферу и нарушают Мир Тонкий. Нужно понять, что каждое сознательное убийство сотрясает целую окружающую атмосферу. Притом эти действия усиливают силы тьмы и хаоса, нарушая ритм. Нужно избегать разных нарушений Тонкого Мира. Мы можем допустить пищу растительную, и мучную, и молочную, и также яйца, но лишь в самом свежем и жидком состоянии. Так сами вы знаете, как противен самый вид мясной еды, когда организм привык к растительной пище. Так нужно на деле приучать себя к утончению и помнить, что даже слон умножает силу свою на растениях. Не нужно думать, что люди от бедности прибегают к мясной пище. При самых малых усилиях можно иметь растительное питание, притом многие очень питательные травы и корни не применены. Можно научиться у некоторых животных, они знают о естественной пище много больше, нежели человек - мясопожиратель. Не бойтесь, когда любитель крови начнёт насмехаться над растительной пищей, только запомните его, ибо он от тьмы. Многие безразличны к мясной пище и заставлены лишь уродливыми условиями семьи; не их мы имеем в виду. Мы сожалеем сознательных кровопийц и пожирателей мертвечины. Так будьте проще и утончённее в питании» («Мир Огненный»).

Однако под влиянием изменяющихся условий люди начинают изменяться.

«Многое вы начинаете делать правильно. Вы отменяете рукопожатие и тем признаёте наслаивание живой энергии. Вы сокращаете язык и тем признаёте нужность космических сбережений. Вы учреждаете Общества Взаимопомощи и тем признаёте общину. Вы начинаете переоценку преходящих ценностей и тем признаёте эволюцию. Вы отменяете явление насилия и тем признаёте Учителя. Вы отменяете сквернословие и тем признаёте ценность звука. Вы отменяете танец пошлости и тем признаёте значение ритма. Вы отменяете плохие зрелища и признаёте важность цвета. Вы отменяете тунеядство и тем признаёте мощь энергии. Вы отменяете отсталость и тем признаёте волю. Если не всегда научное значение ваших действий вам ясно, то, являя неизбежность эволюции, вы поступаете правильно» («Община»).

 

Люди должны научиться изгонять из жизни множество мелкой лжи и применять к жизни правду. Ложь очень разрушительна, она нарушает ритм Космоса. При таких нарушениях опасен подземный огонь.

«Ритм правды как несокрушимая твердыня. Не нагромождение слов, но ритм звука имеет решающее значение» («Знаки Агни Йоги»).

Правда не отвлечённая условность. Она есть осознание космических законов.

 

Нужно наблюдать, как отличаются люди в мышлении и в действиях. Людей судят по их делам, но только соответствие мышления, слова и действия поможет людям не отклониться с пути. Ошибается тот, кто думает, что можно действовать по-разному: в великом и малом действует один закон, один ритм, т.е. та разумная сила, которая называется космическим ритмом.

Созидательность, стремление к победе уже есть связь с ритмом Высших Миров.

Сказано давно, что в законченности смерть. Только в непрерывности действия можно двигаться в направлении красоты.

«Жизнь символизируется рекою или стремительным потоком, никогда озером или колодцем. Движение предуказано жизнью. Движение всего и во всём - основа сущего. Нужно полюбить движение не столько внешнее, сколько внутреннее.

Не замечают движения небесных тел, несмотря на всю их стремительность, Земля представляется глазу обывателя недвижимой. Так и внутреннее движение не видимо земному зрению, но сущность человека должна сознавать непрестанное движение, только им может трепетать сердце. Невозможно представить себя недвижимым, когда планета даёт пример непрестанного круговращения, она существует этим движением. Так не может человек пребывать в недвижимости. Но сознание подскажет, что суета есть лишь мнимое движение. Опять приходим к пути ритма и гармонии. Суета есть диссонанс, и может он лишь раздражать и раздроблять накопления. Только расширенное сознание понимает, где граница между устремлением и суетливостью» («Аум»).

 

Человека всюду окружают социальные ритмы: время начала и окончания рабочего дня, рабочей недели. Труд - источник бодрости. Чередование труда и отдыха даёт прилив сил и вдохновения. Доказано, что утомление, возникающее от умственного или физического труда, - необходимое условие жизнедеятельности человека.

«Мы утверждаем труд как мировую ценность. Мы называем труд источником целебного ритма. Мы твердим, что труд даёт истинную радость труженику. Мы полагаем труд в основу семьи и государства, но теперь следует добавить ещё самое значительное качество труда - он даёт радость не только самому труженику, но и кому-то уявленному» («Братство»).

«Труд может быть четырёх родов - труд с отвращением, который ведёт к разложению; труд несознательный, который не укрепляет дух; труд преданный и любовный, который даёт жатву благую, и, наконец, труд не только сознательный, но и священный под Светом Иерархии. Невежество может полагать, что непрерывное общение с Иерархией может отвлекать от устремления к самому труду, наоборот, постоянное общение с Иерархией даёт высшее качество труду» («Мир Огненный»).

Конечно, каждому труду предшествует знание. Без знания невозможно высокое качество.

Самое опасное для работы - это застой. Нужно большое сознание, чтобы держать ритм действия. Постоянство работы складывает ценный ритм.

«Ритм труда есть украшение мира. Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Представим себе Землю без тружеников и увидим возврат к хаосу. Несломимое упорство выковывается трудом. Именно ежедневный труд есть накопление сокровища. Истинный труженик любит свою работу и понимает значение напряжения» («Аум»).

Качество действия зависит от воодушевления деятеля. Во время любого труда может возникать это возвышенное напряжение. Древние называли это состояние приветом божественным, только оно может сообщить каждому труду сияние совершенствования. Лучшие мастера подтвердят, что качество работы может непрерывно повышаться.

«Сотрудничество должно полагаться на крепкий устав. Такое положение приучает к порядку, то есть помогает войти в ритм. Так даже в повседневной работе выражаются великие законы Вселенной. Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду. Пусть лучшая эволюция построится на труде как на мере ценной» («Община»).

Новый век нуждается в ответственной четкости.

 

«Обращает на себя внимание одно, казалось бы, простое явление: когда десять человек определяет свои силы порознь, то сумма их будет меньше суммы общего усилия. Это таинственное нечто будет венцом сотрудничества. Опять касаемся огненной области. Лишь общее, ритмичное усилие призывает огненный запас» («Мир Огненный»).

Утрата сотрудничества делает людей беспомощными. Утеря согласованности ритма уничтожает возможность новых преуспеяний. Ритм - породитель сотрудничества.

В глубокой древности люди уже понимали значение ритмичности хоров, музыкальных движений. Ритм, зажигая общие огни, помогал избегать раздражения и разъединения. Он утверждал одинаковое устремление. Ритмичная музыка перед общей работой есть знак единения. Современная же музыка часто аритмична и может служить началом многих духовных язв. Аритмичность есть разъединение, грубый ритм есть отупение. Лишь огненное сознание подскажет утонченность ритма.

«Дыхание Космоса заставляет творчество человеческое продвигаться по направлению эволюции. Преемственность ритма сообщается этим законом. Творчество направляется назначенным ритмом, но принцип отвергающий не может построить мост посланным лучам. Огненный дух знает, как вибрирует луч. Огненный дух воспринимает Дыхание Космоса и мысль космическую. На дозоре стоят Космические Духи!» («Беспредельность»).

Несовершенство материи можно устранять, лишь осознав дух. Общее состояние государства складывается из отдельных проявлений, как волны океана сохраняют общий ритм.

«Эволюция, направленная к созиданию новой ступени, утверждается как возвещение огня. Планета изживает все отходящие энергии. Нагромождения вокруг пространства удаляются только тонкими энергиями. Мощь, давшая жизнь энергиям, получает в своё утверждение те энергии, которые должна трансмутировать. Энергии космические так рождаются и перемещаются. Так и с духом человеческим. Человечество изживает свои отжившие энергии. Потому, когда явление борьбы становится мощным, тогда пространство уносит старые пережитки и утверждает новую истину. Циклы космические так устанавливаются. Исполнение сроков есть эта замена, и ритм циклов творится утверждением замен. Беспредельный закон заменяет одно другим» («Беспредельность»).

Для того, чтобы людям спастись и преуспеть, нужно согласиться в действиях. Губительно каждое разбитие ритма.

«Сравните огонь плавильной печи с пламенем бушующего пожара, сопоставьте согласованные действия со стихиями хаоса, и вы призовёте все спасительные ритмы, чтобы уявить согласованность действия. Потому школы должны развивать ритм согласованности. Мы уже не раз напоминали о согласованности гимнастических упражнений. Не только для войны, для духовной защиты нужна дисциплина толп. Нельзя устремлять толпы к озверению, но ритм внесёт согласованность в сборище людей. При этом не забудем огненные примеры. Именно огненное начало живёт особенным ритмом» («Мир Огненный»).

Ритм звука удерживает толпу от пустословия. Люди не думают о необходимости ритма, который способствует расширению сознания.

 

«Можно писать книгу о радости, но мы предпочитаем дать проблески радости в связи с суждением о гибельных опасностях. Каждое рассуждение даётся в известном ритме. Вы знаете, что многие тончайшие шёлковые одеяния теплее, нежели одна меховая одежда. Повторность и наслоение дадут огромное накопление психической энергии, но наслоения должны быть в определённом ритме» («Братство»).

«Конечно, можно заметить, что иногда говорю почти о том же самом, но в этом «почти» заключён целый оборот спирали. Если сопоставить все эти почти, то можно признать наслоения нашего сознания» («Мир Огненный»).

Ритм спирали возрастает пропорционально с восхождением.

Замечательный русский физиолог Николай Яковлевич Пэрна также уделял внимание вопросам ритма: «Периодический процесс мы должны сравнивать не с движением по кругу, где всё возвращается к исходной точке, а с движением по спирали, где как будто происходит такое возвращение, но каждый раз на другом уровне…

Чем сложнее волновой процесс, тем созидательный характер его более заметен. В периодических процессах жизни мы уже определённо можем говорить о строительном или созидательном их характере. Все процессы жизни суть процессы волнообразные, и каждая новая волна такого процесса есть как бы новая ступень достижения».

 

Существование на Земле не будет даже сотой частью жизни в Мире Тонком. Значит, полезно наблюдать за признаками Мира Астрального. Но условием такого наблюдения будет упражнение внимания.

«Следует развивать внимание разными способами. Можно из симфонии избрать и выследить один голос, но можно признавать несколько ладов одновременно. Также полезно установить звучание тишины. У молчания много тонких голосов, и уследить их ритм, значит, приблизиться к Тонкому Миру» («Сердце»).

Также тишина - лучший друг в час смятения. В молчании успокаивается ритм сердца.

Практичным будет и совет вместе думать одну мысль в случае недоумения.

«Ринем силу духа по одному руслу. Получается необычайный разряд, усиленный магнитом и согласованный ритмом. Закон, что две согласованные мысли в семь раз увеличивают силу. Это не магия, но практическое соображение» («Озарение»).

 

Примером согласованного сотрудничества может служить природа. Бегущие волны… В их ритме есть удивительное чередование. Восход и заход Солнца, день и ночь… Суточный, или циркадный, ритм - удивительное, глобальное явление. Все суточные изменения в природе в любой момент синхронизируются суточными изменениями положения нашей планеты, её ближайшего спутника Луны и, конечно, Солнца.

«Наглядным и красочным выражением этого служат часы Линнея, составленные из цветников разных сортов и видов растений, у которых время раскрытия бутона (цветка) строго приурочено к тому или иному часу. Каждый вид растений «просыпается» и «засыпает» в своё время. На рассвете открывает свои лепестки козлобородник, расправляет голубые цветки цикорий, а несколько времени спустя поля с маком приобретают пунцовый цвет. Всё это совершается последовательно с 4 до 6 часов утра. К этому же времени расцветают одуванчики, полевая гвоздика, а к 7 часам раскрываются цветы белой кувшинки, колокольчиков, картофеля; к 8-ми утра мы можем уже увидеть яркие ноготки, бархатцы, вьюнки, и только в 10 - 11 часов начинают раскрываться цветы кислицы и торицы.

Но уже в полдень некоторые цветы заканчивают свой «рабочий день»: закрывает лепестки полевой осот, за ним в послеобеденное время сникают цветы картофеля и одуванчика, свертываются венчики кульбабы копьелистой и мака, и к 15 - 16 часам уже трудно заметить цветы торицы, ноготки, в 17 часов складывает лепестки ястребинка зонтичная. Ещё через час смыкает свой венчик и уходит под воду белая кувшинка, готовятся к покою кислица и лютик, а к 20 часам закрываются цветки шиповника.

На смену им приходят новые виды: вечером, около 20 часов, раскрывает желтые лепестки энотера, начинает одурманивать своим запахам душистый табак, а ещё через час в вечерней мгле выступают цветы горицвета» (В.Н.Ягодинский).

Не менее придерживаются времени и птицы. В полночь раздаются голоса петухов, около 2 часов они кричат повторно. Ночью можно услышать пение соловья. Затем просыпается жаворонок, а с первыми лучами солнца подают голоса перепел, кукушка, иволга.

 

Но в природе существуют ещё месячные, сезонные и многолетние ритмы. Большую роль, например в животноводстве, играет уже упоминаемая ранее солнечная активность. С 1921 по 1969 г. прирост поголовья овец и крупного рогатого скота имел пять крупных подъёмов, амплитуда которых достигала в первом случае 30, а во втором - 12 млн. голов. За эти годы отмечено столько же солнечных циклов. Существует ритмическая система колебаний численности.

Животные так же, как и человек, должны отвечать закону эволюции. Нежизнеспособные роды постепенно вымирают, как вымерли динозавры. Животные своим трудом должны зарабатывать право на жизнь. Люди должны относиться к животным как старшие братья: без жестокости, но и без излишней сентиментальности. Вивисекция должна быть запрещена.

 

Чем выше нервная организация животного, тем ближе к человеку они по восприятию мира. Уже давно не секрет, что многие животные тонко чувствуют музыку. Так, коровы дают больше молока, если их доить под классическую музыку. Особенно они любят Баха, а от рок-н-ролла надои резко снижаются.

Для человека также важна хорошая музыка. Среди различных искусств музыкальное искусство считается особенно божественным, потому что оно в миниатюре является точной копией закона, действующего во всей вселенной.

Великий поэт Персии Хафиз сказал: «Многие говорят, что жизнь вошла в человеческое тело с помощью музыки, но истина заключается в том, что жизнь сама есть музыка».

Хазрат Инайят Хан, индийский суфий и музыкант, считал, что в начале сотворения человечества не существовало языка, а была только музыка. Человек выражал свои мысли и чувства низкими или высокими, короткими или продолжительными звуками. Доказательство этому можно найти даже сейчас в языке зверей и птиц, которые выражают свои чувства друг к другу без слов, только звуками.

Понятие «музыка» на санскрите имеет три аспекта. Один аспект - это язык; другой аспект - исполнение; а третий - движение. Индусы никогда не считали науку движения, или танца, чем-то отдельным от музыки; они всегда сочетали три аспекта музыки.

Существует музыка искусства, создаваемая человеком, но также существует и музыка природы, которая более совершенна. Прогулка по лесу вызывает в нас возвышенное чувство. Трепет ветвей в лесу, подъём и падение волн - всё имеет свою музыку. Когда мы наслаждаемся природой, наши сердца открыты для её музыки.

Человеку также нужно научится различать живую Тишину, полную небесных созвучий.

«Нужно прислушиваться к начальным звучаниям. Иногда они наполняют пространство как струна звучащая; иногда они схожи с величественной симфонией, но иногда можно слышать Песнь одного Голоса; так можно воспринимать Музыку Сфер. Каждое мгновение пространства звучит особым ритмом» («Братство»).

Теоретическое обоснование музыки сфер дал Пифагор. Он рассматривал вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикреплённой верхним концом к Абсолютному Духу, а нижним к абсолютной материи. Пифагор утверждал, что планетные сферы отделяются друг от друга расстояниями, основанными на пропорциях вибрирующих струн. При своём вращении планеты производят определённые звуки, отличающиеся друг от друга в зависимости от величины, быстроты движения тел. Сатурн даёт самый низкий звук, а Луна - самый высокий. Это звучание образует небесную гармонию, или музыку сфер.

«…Не тема, но ритм составляет сущность музыки сфер. Именно качество чистоты звуков является муждупланетным проводом. Эти звуки слышимы на многих дальних мирах, но на Земле их можно слышать лишь на высотах и нужно иметь музыкальное ухо. Но ухо, слышавшее музыку сфер, нужно беречь от ветра» («Озарение»).

Огонь в ритме, но не в содержании мелодии. Конечно, могут быть счастливые совпадения, когда мелодия претворяется в ритм. Нужно понять связь ритма с Огнём.

«…Музыка сфер не требует мелодии, но основана на ритме, ибо остальное резонируется сердцем. Именно сердце будет соединителем миров, и только оно может отвечать сердцу Владыки и всей Иерархии» («Иерархия»).

 

Только сердце может помочь пережить наше смутное время.

«Чтобы приблизиться к методу сердца, нужно прежде всего полюбить мир сердечный или, вернее, научиться уважать всё, сопряжённое с сердцем. Многие совершенно не представляют себе различие пути мозга и сердца. Трудно этим мозговикам принять миры высшие. Также не могут они представить себе преимущество Тонкого Мира. Явление сфер тонких будет соответствовать состоянию сердца. Так сердце, уже звучащее пространственным ритмом, будет знать и звучание сфер, и аромат тонкий, и ему преклонятся цветы созвучащие. Видеть цветы Тонкого Мира - значит, уже подняться в сферу Прекрасного. Можно увидеть эти очищенные образы и при бодрствовании, но для этого нужен пламень сердца. Можно видеть и огонь сердца прекрасный порхающим над сердцем. Но для этих проявлений нужно зажечь сердце. Так сердце не есть отвлечённость, но мост к Высшим Мирам» («Сердце»).

Сердце человека есть солнце организма. Солнце есть сердце Солнечной системы. Много солнц-сердец и Вселенная представляют собой систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца. Можно считать ритм сердца ритмом жизни. Тепло сердца спешит так же быстро, как и солнечный луч. В тепле сердца живет мужество.

 

Миры и мироздание вращает

В центростремительном движенье

            непрестанном

Великий чакрам сердца моего.

 

Так поэтически писал о работе сердца духовный писатель ХХ века В.М.Сидоров.

Чакры (чакрамы) - центры высшего сознания в человеке. Человек располагает сорока девятью духовно-энергетическими центрами. У большинства людей чакры находятся в спящем состоянии. Они начинают работать лишь с расширением сознания.

«Чакры, огненные колеса, напоминают о бесчисленных кругах зачинания и завершения. Можно представить себе, что равновесие миров зиждется на чакрах огненных. Они соприкасаются, входят одно в другое и образуют звенья неразрывные. Так можно представить, как чакры человека определяют его огненную природу и вносят человеческую сущность в целое прочих огненных образований. Уже располагают люди лучами, которые не запечатлевают плоть, так же точно будут найдены лучи, которые уловят огненные центры. При этом показано будет, как чакры человека соответствуют пространственным огненным образованиям. Фигура огненного человека вольётся в ритм пространства. Так можно физически показать, насколько сущее подвергается одному закону ритма. Конечно, для успеха таких показательных опытов необходимо развивать в себе огненные чакры. Они существуют потенциально в каждом организме, но существа бездушные не отбросят на экран малые проблески потушенных огней» («Мир Огненный»).

 

В своё время Н.Я.Пэрна писал, что одно и то же живое образование, участвуя в разных ступенях организации, живёт разной жизнью, в разных ритмах. Так, мышечная стенка кишечника имеет свой особый «мышечный ритм» с периодом 10 - 15 колебаний в минуту; та же мышечная ткань как составная часть пищеварительной системы живёт в новом ритме с периодом каждой волны 1 - 2 часа. Но пищеварительная система сама является частью целого организма; и та же мышечная ткань, составляя часть этого целого, причастна ещё к ритму жизненных функций, протекающих с периодом в несколько недель. Человек прекрасно чувствует себя в повседневной обстановке, но стоит ему попасть в критическую ситуацию или получить дополнительную физическую нагрузку, как система даёт сбои. Тогда человек может заболеть.

Болезнь начинается до появления её первых симптомов. Биоритмы же искажаются в самом начале патологического процесса. Поэтому для своевременного начала лечения важно изучать нарушения ритмической структуры организма в связи с болезнью. Такую связь изучает хронодиагностика, имеющая уже большую историю.

Ещё тысячу лет назад великий врач Востока Авиценна в своем «Каноне врачебной науки» уделял большое внимание особенностям пульса: «У пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки совершенно благодаря сочетанию звуков в известном соотношении, таково и качество (ударов) пульса. Отношение быстроты и частоты их темпа есть отношение ритмическое».

В наше время пульс по-прежнему остаётся важнейшим показателем состояния человека.

Существует ритмика, например, иммунных процессов. С.П.Боткин в «Клинических лекциях (1883 - 1884 гг.)» писал, что волнообразное течение инфекционных болезней, представляя одну из характерных особенностей, есть выражение общего закона. Так, доктор медицинских наук из Москвы Левин обнаружил, что рецидивы туберкулёза возникают в среднем через три года.

А.Л.Чижевский обратил внимание на интенсивное влияние Солнца на развитие массовых заболеваний на нашей планете: «Мои статистические и экспериментальные работы показали громадную роль внеземных, солнечных, специфических радиаций - электромагнитных и корпускулярных - в возникновении и развитии эпидемических заболеваний, человеческой патологии и смертности».

«Астронома, читающего эпидемиологию холеры, невольно изумляет тот факт, что хорошо знакомые ему годы солнечных бурь и ураганов вызывают столь великие бедственные явления и, наоборот, годы солнечного успокоения и мира совпадают с годами освобождения человека от безграничного ужаса перед этим неодолимым невидимым врагом».

Чижевский полагал, что его исследования дают «возможность своевременного принятия тех или иных мер в те дни, когда особенно сильно повышается степень заболеваемости и количество смертных случаев. Тогда эпидемиология пойдёт рука об руку с астрономией и метеорологией».

Современная медицина всё больше внимания начинает уделять факторам индивидуального ритма и фаз биоритма. Хронофармакотерапия изучает воздействие лекарственных веществ на организм с учётом фактора времени и хода индивидуальных биоритмов. Ведь лекарство по-разному влияет на организм в зависимости от времени их введения.

В связи с этим медики должны изучать ритм и вибрации. Нужно исследовать психическую энергию пациента, её качество и напряжение, ведь ритм индивидуален.

В древности некоторые народности принимали лекарство под пение или заклинания.

«Помимо самого значения слов заклинания, очень существенно наблюдать ритм, который менялся в зависимости от болезни. Настоящие врачи должны бы изучать эти способы лучшего усвоения медикаментов. Не только внушение, но качество ритма может принести важное заключение. Не будем пренебрегать ничем из древних наследий» («Мир Огненный»).

Следует обратить внимание на терапевтическое влияние музыки, на него указывал ещё Пифагор. Он называл влияние музыки на ум и тело «музыкальной медициной». Он лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные музыкальные композиции. В своём университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением. Утром пение пробуждало ум ото сна, а вечером пение успокаивало и подготавливало ко сну.

Ямвлих так описывал терапевтическую музыку Пифагора: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были ещё и мелодии, которые умеряли желания».

В связи с овладением новыми энергиями для слабых духов увеличивается опасность одержания.

«К вопросу одержимости следует отнестись научно. Два момента существования установлены. Первый - непрерывность жизни в различных состояниях, второй - влияние воли одного существа на другое. Так существа, находясь в тонких телах разных степеней, могут направить мысль на земных воплощённых. Неосознанная энергия может способствовать единению миров, но, соединяя высшее, она же открывает путь низшим. К тому же знаете, насколько низшие стремятся сблизиться с земными эманациями. Так нужно предупредить людей о стойкости воли, ибо одержимость есть одно из наиболее недопустимых состояний. И лишь вмешательство третьей воли, твёрдой и чистой, может нарушить это беззаконие, которое поражает людей вне возраста и положения. Дело врача - присмотреться к больному и найти признаки чужой воли. Если врач сам достаточно очищен и не боится перенести на себя непрошенного гостя, он может применить воздействие воли. Но даже выход одержателя недостаточен для излечения. Около тысячи дней опасность повторения не истекает, больной должен пристально следить за мыслью своей. Нужно предупредить врачей.

Несчётно количество желающих внушить людям самые позорные мысли, но достаточно иметь силу и найти ритм приказа, чтобы спасти человека» («Знаки Агни Йоги»).

 

Вопрос одержимости и влияния чужой воли тесно соприкасается с существованием братства зла, пытающегося поработить волю человека, и Братства Добра, называемого Шамбалой. В наше невежественное время многие на Западе принимают понятие Шамбалы за фетиш суеверия, но на Востоке это понятие священно, как священно и понятие Учителя.

«Так редко человечество являет понимание правильному устремлению. Сколько лишних затрат энергий! Сколько лишних устремлений наслаивают сферы! Сколько явлений, несовместимых с эволюцией!

Притчу можно напомнить о духе девушки, которая знала Учителя как венец сущности. Можно, как путь стремительный к солнцу, путь этот наименовать. Каждый дух может себе предназначить путь неотрывочный. Главный ритм является в желании Общего Блага. Так шествие духа непреклонно ведёт к утверждённому завершению» («Беспредельность»).

Эти слова о Е.И.Рерих, матери Агни Йоги. Те, кто воспринял это Учение, становятся на путь Света.

«Время такое напряжённое и насыщенное! Потому пусть ученики стараются идти в ритм с событиями, и нужно напрячь сознание в унисон с происходящим» («Сердце»).

«Нагнетение энергии между учеником и Учителем подобно паровой машине - постоянная посылка и отдача. Потому Мы так настойчиво указываем на необходимость согласованности для доброжелательности, устремлённости, признательности, только такими средствами можно развить динамику согласованности. У паровой машины имеется топка, у Нас же резервуар неисчерпаемый психической энергии. Не следует думать, что сказанные качества нужны Нам, наоборот, они Нужны вам. Иначе чем же укрепите связь с нами? Не сомнением, не самостью, не самосожалением, но лишь нераздельным бодрым стремлением к нам утвердится мощный ритм динамо-духа. Следует проводить в жизнь эти устремления. Следует запомнить, что каждый физический закон должен напоминать о твёрдой законности духа. Таким сознанием можете, поистине, сделаться сотрудниками преображения жизни» («Мир Огненный»).

Сейчас такие сотрудники совершают подвиг среди людей, постепенно создавая  новый ритм жизни.

 

В выполнении задач, поставленных Учением, особая роль принадлежит России. Об этом писала Е.И.Рерих. Она утверждала: «Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира».

Судьба страны, планеты и всего Космоса тесно взаимосвязаны.

В «Беспредельности» сказано: «Расцвет страны всегда творится с космическими воздействиями. Коллектив устремлённых мыслей притягивает из пространства нужные наслоения явленных посылок. Клише открытий великих носятся в пространстве. Те, кто могут напрячь свою психическую энергию в ритм космических энергий, те примут в сознание сокровища. Расширение сознания направит к цепи соединения всех творческих сил Космоса».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агни Йога, Самара, 1992 г.

2. Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев «Оккультизм и Йога». - М.: «Сфера», 1996 г.

3. Е.Рерих «Огонь неопаляющий». - М.: МЦР, 1992 г.

4. Мэнли П. Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии». - СПб: «Стикс», 1994 г.

5. В.М.Сидоров «Лотос Брамы». - М., 1995 г.

6. А.Л.Чижевский «Земное эхо солнечных бурь». - М.: «Мысль», 1976 г.

7. Хазрат Инайят Хан «Мистицизм звука». - М.: «Сфера», 1997 г.

8. В.Н.Ягодинский «Ритм, ритм, ритм!» - М., 1985 г.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 01.09.2011