публикации

Владимир Леонидович Мельников,
заместитель директора по научной работе
Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов,
кандидат культурологи

 

ИССЛЕДОВАНИЯ Н.К.РЕРИХА

В ПЕТЕРГОФСКОМ УЕЗДЕ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

 

Известный во всём мире художник, археолог, общественный деятель, мыслитель, путешественник Николай Константинович Рерих (1874-1947) начинал свой творческий путь в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Памятниками Петергофского уезда он занимался, будучи ещё студентом Императорской Академии художеств и Императорского Санкт-Петербургского университета (1893-1898). В мае 1896 г. он получил от Императорской Археологической комиссии (далее - ИАК) открытый лист на первые археологические раскопки на территории уезда в пределах Губаницкой волости. К 1 июня 1896 г. он составил «Отчёт о раскопках 1896 года в Ямбургском и Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии…»[1], в котором сообщил Императорской Археологической комиссии об исследованиях древнерусских курганов в следующих пунктах Губаницкой волости: Горье («три группы курганов, две полевых, одна лесная», лично раскопал два кургана), Сомино («большое курганное поле на земле частного владения господина Колокольцева»; в других источниках называется также как Сумино), Будино («в самой деревне несколько курганов»), Роговицы («на крестьянской земле до 10 курганов (полевая группа) - уже раньше раскопаны»), Волосово («в самой деревне до 15-20 курганов»), Лисино («на земле частного владения господина Рейхенбаха лесная группа до 40 курганов, частью уже раскопанных»; лично раскопал четыре кургана) и Захонье («один курган недалеко от деревни»). Летом 1896 г. он продолжил работу в Петергофском уезде, вернувшись в Лисино, где раскопал ещё три кургана[2].

 

Н.К.Рерих. Лесная курганная группа в д. Лисино Петергофского уезда. Курган № 6 по «Отчёту о раскопках 1896 года в Ямбургском и Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии…». Оригинал в РА ИИМК.

 

31 марта 1897 г. он обратился в ИАК за новым открытым листом, на этот раз на весь Петергофский уезд, а не какую-либо его отдельную волость[3]. 17 апреля 1897 г., получив «подлинные предложения и открытый лист, дневник и бланки описи», он приступил к исследованиям[4]. Целью работ в 1897 г. было обнаружение собственно Водских древностей, именно поэтому Н.К.Рериху потребовалось расширение области раскопок, которые прежде ограничивались смежными волостями Царскосельского, Ямбургского и Петергофского уездов.

Выступая 19 сентября 1897 г. с отчётом на заседании Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского Археологического общества (далее - ИРАО), Н.К.Рерих показал полную осведомлённость в средневековой культурно-исторической ситуации на территории Петергофского и соседних с ним уездов Петербургской губернии, бывших некогда в пределах Водской пятины Великого Новгорода: «В центре Водской пятины, которая, по замечанию исследователей[5], аналогично Обонежской пятине могла называться Водскою не потому, что была главным образом коренным местопребыванием Води, а может быть потому, что граничила с Водью, в Царскосельском, Ямбургском и известной уже части Петергофского уезда по найденным древностям и по обряду погребения курганы были признаны славянскими. Изо всех добытых древностей этого края может быть выделено в особую группу лишь небольшое количество предметов из раскопок в с. Мануйлово в северо-западной части Ямбургского уезда и д. Войносолово в западной части Петергофского уезда недалеко от с. Котлы, где Водь, Ватьялайзет, как известно, проживает и до сей поры. <…> Ближайшим вопросом в местной археологии является: найти действительно водские погребения и этим разграничить заносный славянский элемент от коренного, местного. Находка водских погребений может отчасти осветить и другой немаловажный вопрос, а именно северо-западную границу поселений новгородских славян. Для этого надо с особою тщательностью и систематичностью начать обследовать места несомненных поселений Води, т.е. северо-западную часть Петергофского уезда, вблизи Копорья и Котлов; местность очень мало, можно сказать, совсем не исследованную, за исключением 10 курганных групп, раскопанных Ивановским, дневники которых или слишком кратки[6] или вовсе не сохранились; обряд же погребения и предметы не дали особых отличий от основного типа окружных курганов, кроме поздних предметов из Войносолова, выделенных в особую группу, и погребений в колодах близ деревень Кошкино и Слободка, причём неизвестно, основные ли то погребения или впускные позднейшие. Кроме того, уже ближе к Петергофу, были вскрыты госпожою Раевскою поздние погребения, быть может, Ижоры. Других зарегистрированных раскопок в этой местности неизвестно. Этим летом я намерен был начать розыски водских погребений в Петергофском уезде, но по некоторым обстоятельствам не мог начать их, и кроме того, одна моя находка этого года в районе моих прежних раскопок, по-видимому, имеет некоторое отношение к настоящему вопросу и может пригодиться при следующих работах»[7]. Таким образом, он познакомился с ещё несколькими пунктами на территории уезда - Копорье, Котлы, Войносолово, Кошкино и Слободка.

Упомянутая в конце этого фрагмента «находка» - это Изварский могильник, оказавшимся водским погребальным памятником с полным сожжением и каменной обкладкой по поверхности. В 1897 г. Н.К.Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс Води в регионе. «При дальнейших работах в Петергофском уезде [его] надо иметь в виду, - считал исследователь, - подвергая особенному осмотру леса, как единственные места, где подобные памятники могли сохраниться неразрушенными»[8].

О том, как активно Николай Константинович изучал древности Петергофского уезда в тот период, свидетельствует тот факт, что он выступал с докладами не только по материалам собственных раскопок, но и других учёных. В опубликованном отчёте ИАК за 1897 г. приведены данные о раскопках А.Э.Мальмгрена близ села Новая Буря Петергофского уезда Петербургской губернии в урочище Ореховая роща[9]. Именно Н.К.Рерих первый сообщил результаты этих раскопок на заседании Отделения русской и славянской археологии ИРАО 16 января 1898 г.[10], указав при этом на необходимость «сравнения местных древностей с древностями Прибалтийскими, уже хорошо разработанными и представляющими большое богатство и разнообразие». И далее Н.К.Рерих поделился общим выводом, к которому он пришёл на тот момент: «Курганный тип постоянен не только в Санкт-Петербургской губернии, но и в Прибалтийском крае; от будущих разысканий Водских курганов новых типов ожидать нельзя; отличие Водских курганов от Новгородских будет лишь в незначительных деталях; можно ожидать в земле Води находки грунтовых погребений; на какие-либо интересные находки предметов древности рассчитывать трудно»[11].

Ещё один результат 1897 г. - изготовление двух моделей курганов Петергофского уезда. В официальном документе от 1 апреля 1898 г., подписанном председателем ИАК графом А.А.Бобринским и делопроизводителем ИАК И.А.Сусловым, сообщалось о том, что «одна из моделей изображает курган с трупосожжением, другая - курган с погребением трупа в сидячем положении, на кострище»[12]. Так исключительно благодаря дару художника археологическая методика обогатилась некоторыми новыми приёмами. Н.К.Рерих первый ввёл фиксацию стратиграфии в цвете, причём не только на бумаге или холсте, но и в объёмной лепной глиняной модели[13]. Рериховские модели курганов Петергофского уезда были высоко оценены на заседаниях ИАК и ИРАО[14] и поступили в Императорский Российский исторический музей в Москве, о чём 30 декабря 1898 г. графа А.А.Бобринского «с благодарностью» уведомил И.Е.Забелин[15]. По признанию Ю.М.Лесмана, такая регистрация стратификации раскапываемых насыпей и в наши дни является редким исключением[16]. Качество выполненных Н.К.Рерихом чертежей, рисунков, набросков, профилей, полевых зарисовок таково, что они «до сих пор остаются первоклассным научным источником» (Г.С.Лебедев)[17]. К сожалению, не все подобные работы Н.К.Рериха дошли до наших дней. После многолетних поисков в Российском историческом музее следует констатировать: рериховские модели курганов Петергофского уезда утрачены безвозвратно.

Желая продолжать начатые исследования, 22 мая 1898 г. Николай Константинович вновь подал в ИАК заявление, в котором, в частности, писал: «Известившись о некоторых новых пунктах, требующих осмотра и по всей вероятности раскопок (в пределах моих прежних археологических разысканий), имею честь покорнейше просить, по примеру последних лет, выдать мне открытый лист на право производства раскопок в пределах Сосницкой волости, Царскосельского уезда и Петергофского уезда»[18]. Уже 23 мая такой открытый лист был выписан и 1 июня препровождён в Извару, где Николай Константинович в то время находился. Одновременно по ходатайству художника-археолога о запланированных им раскопках был уведомлен Петергофский исправник[19].

26 октября 1898 г. в ИАК был заслушан отчёт Н.К.Рериха. Из него следует, что в Петергофском уезде он исследовал полевую курганную группу при деревне Роговицы, где лично вскрыл четыре кургана, и две курганные группы при имении Торосово - лесную и полевую, где также лично исследовал четыре кургана[20]. О результатах своих исследований Н.К.Рерих сообщал и в реферате «К вопросу о типах погребения в курганах Водской пятины», доложенном на заседании Отделения русской и славянской археологии ИРАО 4 ноября 1898 г. В рукописи реферата есть следующий фрагмент, посвящённый Роговицам: «Из курганов при деревне Роговицы, Петергофского уезда, более или менее интересным оказался один. Высота его была 2 1/2 арш. Сложен он чрезвычайно плотно. По всей поверхности почти сплошным сводом множество плиты и мелкого булыжника. На глубине 1 арш. с поверхности насыпи обнаружен в сидячем положении женский костяк, лицом на Юго-Восток. (Кстати, нельзя ли частые отклонения от обычного направления с Востока на Запад объяснить временем погребения, т.е. временем года, смотря по восходу и закату). Под костяком обычный слой золы. Интересно то, что остальная часть кургана оказалась по грунту и по его твёрдости не насыпная, а естественного происхождения. Т.е., кажется, вместо искусственного возвышения был утилизирован естественный бугорок. Особого каменного кольца в основании насыпи нет. Остальные курганы при Роговицах обычного типа с трупосожжением, к тому же частью попорчены при пахоте»[21].

 

«Перечневая опись предметам древности, доставленным Н.К.Рерихом из раскопок 1898 г., произведённых в деревне Глумицы Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии и имении Торосово Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии». Оригинал в РА ИИМК.

 

В 1898 г. Н.К.Рерих поступил на службу в Императорское Общество поощрения художеств (далее - ИОПХ) и начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом (далее - ПАИ). В последнем учреждении в 1898-1903 гг. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии», куда отдельным разделом планировалось включить памятники Петергофского уезда.

Дальнейшие археологические исследования Петергофского уезда Н.К.Рерих проводил именно как преподаватель ПАИ. 16 мая 1899 г. под его и профессора Н.И.Веселовского руководством состоялись учебные раскопки в трёх курганных группах при деревне Пежовицы близ железнодорожной станции Вруда[22]. В печати сообщалось, что в них приняли участие Н.Н.Селифонтов, А.В.Половцев, М.Е.Бибиков, Н.Д.Покровский и другие - «всего 45 чел.»[23]. Было вскрыто 13 курганов. Найденные предметы были сфотографированы[24]. Краткое описание раскопок Н.К.Рерих сообщил на заседании Отделения русской и славянской археологии ИРАО 4 марта 1900 г.[25] Полный отчёт о раскопках был заслушан ИАК в заседании 21 мая 1900 г.[26] Наконец, все результаты 1899 г. были им опубликованы в статье «Экскурсия Археологического Института 1899 г. в связи с вопросом о финских погребениях С.-Петербургской губернии»[27].

Следует отметить, что к началу деятельности в ПАИ Н.К.Рерих уже имел большой практический опыт самостоятельных раскопок, у него сформировались чёткие представления о том, в каком направлении следует развивать дальнейшие исследования. Об этом свидетельствует и его «Заявление», написанное 2 сентября 1899 г. по итогам летней работы в Петергофском уезде, поданное на рассмотрение руководства этого учебного заведения. Приведём этот документ полностью.

 

«В СОВЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.

Преподавателя Санкт-Петербургского Археологического Института, художника Николая Константиновича Рериха

 

ЗАЯВЛЕНИЕ.

Многократные экскурсии, предпринимавшиеся Археологическим Институтом с целью практического ознакомления слушателей Института с делом раскопки, достаточно ясно доказали несомненный интерес к ним в среде слушателей и членов Института, так что в прошлом году число участников такой поездки достигло до 43 - цифры для дела, потребовавшего целого дня, весьма крупной. Раскопки Института, производимые до сих пор лишь с целью практики, будут ещё привлекательнее, если в основу их будет положена известная система, так что, удовлетворяя практической задаче, они внесут вклад в успехи археологии.

Район Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской губерний, областей наиболее близких археологическим учреждениям столицы, в настоящее время представляет благодарную почву для небольших археологических задач. Санкт-Петербургская губерния ещё не имеет своей археологической карты, а между тем целый ряд изысканий Ивановского, Бранденбурга, Шмидта, Мальмгрена, Раевской, мои и других уже настолько выработал общую картину курганных и прочих древностей Водской пятины, что необходимо только несколько небольших раскопок и проверок и Археологическому Институту сделается вполне достижимо составление археологической карты Санкт-Петербургской губернии, то есть восполнение весьма важного пробела местной археологии.

200-300 рублей, из ассигнованных на практические занятия, были бы достаточными для ежегодных затрат.

Последующими задачами могут быть выяснение древностей Ижоры, Води, Веси (при Белом озере) и Олонецкой губернии - всё это даст многолетний и богатый материал для работ Института.

Частными руководителями отдельных групп могут быть господа члены Института, на любезное содействие которых, полагаю, можно смело рассчитывать. Подобная работа даст возможность слушателям и членам Института не только ознакомиться с практикой самой раскопки, но также и с практикой разведок, являющихся столь важною частью всякой археологической работы.

Желание участвовать в прошлогодней экскурсии, выраженное мне многими непричастными Институту лицами, даёт повод предполагать, что допущение сторонних участников в раскопках будет небесполезно для археологии.

Если бы настоящее предположение встретило сочувствие, то я, с удовольствием, предоставлю на окончательное разрешение посредством работ Института несколько задач, занимавших меня последнее время при разработке древностей Санкт-Петербургской губернии. Выяснив весною число участников поездок, можно составить план задачи, распределение групп и ближайшие маршруты.

Художник Н.Рерих.

Дня 2 сентября 1899 года»[28].

 

На следующий год план исследований, предложенный Н.К.Рерихом, нашёл полную поддержку во всех официальных органах Империи, курирующих археологические раскопки. ПАИ обратился в ИАК в установленном порядке, и 5 мая 1900 г. на имя преподавателя института Н.К.Рериха вновь был выписан открытый лист на право производства археологических раскопок в течение года в пределах Петергофского уезда. Местом раскопок в 1900 г. были выбраны окрестности мызы Гостилицы. 13-14 мая 1900 г. были исследованы два курганных поля к югу и северу от деревни Дятлицы (где было вскрыто 22 кургана), курганная группа у деревень Перелесье и Варварино «на Гостилицких полях» (где были изучены два кургана) и два одинокие кургана на опушке малорослого леса «по шоссе из Гостилиц в Бурю, не доезжая до харчевни “Груша”»[29]. Об этих раскопках Н.К.Рерих упомянул в своей статье «К древностям Валдайским и Водским» (1901), отметив поразительное разнообразие устройства дятлицких курганов. Объясняя это разнообразие, прежде всего, разновременностью насыпей, он высказал и другую догадку: «На разнообразие погребений, свидетельствующее как бы о неустановившемся, колеблющемся погребальном ритуале, не мог ли иметь влияния местный финский состав населения, перенимавшего курганные погребения от соседей славян?»[30].

Художественный эквивалент этой догадки мы видим на известном диптихе художника-археолога «Поморяне. Вечер» (1907) и «Поморяне. Утро» (1906), подводящем своеобразный историко-художественный итог его занятиям на территории, примыкающей к южному берегу Финского залива. Поэт Н.С.Гумилёв, увидевший эти произведения на выставках русского искусства в Париже, замечательно охарактеризовал замысел художника: «Из больших картин Рёриха наиболее интересна изображающая “народ курганов”, где на фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят некрасивые коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы - очевидно, финны, Белоглазая Чудь. Эта картина параллельна другой, бывшей в Salon d’Automne. Там тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов - славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рёрихом так же просто и задумчиво, как она совершилась, давно-давно, среди жалобно шелестящих болотных трав»[31].

Рассматривая эти и другие созвучные полотна Н.К.Рериха мы убеждаемся, что художественное лицо мастера сформировалось в процессе комплексного освоения всей номенклатуры памятников региона. Кроме курганов и иных погребальных комплексов, на территории Петергофского и смежных с ним уездов Петербургской губернии он изучал городища, крепости, насыпи над источниками, молитвенные горки, святочтимые деревья и заповедные рощи, поклонные, обетные и намогильные кресты, «копытные» камни, клады и т.д.

Как видим, проводившиеся им совместно с Н.И.Веселовским в 1898-1903 гг. «археологические экскурсии» членов и слушателей ПАИ носили множественную функцию. По выражению Н.К.Рериха, они имели «кроме раскопочного (опытного)» и «специально научный интерес», выражающийся в ознакомлении участников таких поездок с различными категориями памятников региона (деревни Глумицы, Дятлицы, Елизаветино, Озёра, Пежовицы, Роговицы, Ропша, село Гостилицы, мыза Боровская и др.)[32]. Результаты «археологических экскурсий» и разведок издавались в трудах института, ИАК и ИРАО, а полученные при раскопках вещевые находки обогащали фонды петербургских музеев[33].

Отдельно следует отметить и роль курса «Художественная техника в применении к археологии» в изучении памятников Петергофского уезда. Прочитанный художником-археологом в течение двух учебных годов (1898/1899 и 1899/1900) в ПАИ этот учебный предмет состоял, условно говоря, из трёх-четырёх частей. Три части были изданы, но к ним ещё имела отношение четвёртая, не увидевшая свет.

 

Н.К.Рерих. Поморяне. Вечер. 1907.

Холст, масло. 157,5 × 287,0. Собрание ОАО «Мурманское морское пароходство».

Н.К.Рерих. Поморяне. Утро. 1906.

Холст, темпера 165,0 × 285,6. Собрание

Горловского художественного музея (Украина).

 

Первая часть касалась постановки общей проблемы искусства в археологии, взаимодействия науки и искусства («Искусство и археология»[34]). Вторая часть представляет собой очерк истории искусств на Руси («Художники Древней Руси»[35]). Третья часть - это работа по «консервации и реставрации художественных произведений» (так назывался конспект, который был издан[36]).

Как видим, Н.К.Рерих не просто давал общую оценку вопроса о связи науки и искусства (в данном случае археологии и искусства), не просто делал исторический обзор искусства на Руси, он ещё учил, как сохранять те памятники, о которых он говорит, как, собственно, их восстанавливать - консервировать и реставрировать. Кроме того, он учил археологов собственно художественной технике (четвёртая часть курса) - как делать муляжи, копии, раскрашенные макеты и т.д., то есть был первооткрывателем и в этой области. Такого синтетического курса ни до, ни после Н.К.Рериха и до сих пор нигде не велось и не ведётся.

В итоге из слушателей своего курса Николаю Константиновичу очень скоро удалось собрать небольшой коллектив единомышленников, объединившийся вокруг поддержанной руководством института инициативы Н.К.Рериха - создания археологической карты Петербургской губернии. И хотя проделанная этой группой довольно интересная и обширная работа так и осталась не изданной, о значении её нужно сказать особо. К сожалению, когда издавалась современная такая карта, об этом было упомянуто только вскользь. А ведь во многом фонд современной карты основывается на тех данных, которые собрал в своё время Н.К.Рерих, назначенный редактором-составителем археологической карты Петербургской губернии. Понадобился почти век развития местной археологии, чтобы В.А.Лапшин, составитель новой полной карты[37], довёл, наконец, до логического завершения труд Н.К.Рериха и его коллег.

Весь собранный материал Н.К.Рерих активно включал в свой курс и, конечно же, использовал в творчестве. Можно провести прямые параллели с целой группой его полотен и теми сведениями фольклорного характера, которые мы находим в архиве составителя археологической карты[38]. Во все уезды, волости, управы, земства и училища губернии рассылался составленный Н.К.Рерихом запрос, отпечатанный в виде отдельного бланка по распоряжению директора ПАИ Н.В.Покровского, с просьбой сообщить по предложенной схеме, с учётом приложенных примеров о памятниках древности и преданиях. Запрос Н.К.Рериха содержал рассчитанную на годы программу изучения и сохранения памятников культуры - программу, научно и художественно обоснованную. После издания археологической карты, официально согласованной и утверждённой, ни один памятник, на ней обозначенный, не мог бы быть потревоженным без последствий.

В архиве составителя археологической карты хранится 14 единиц хранения периода 1899-1902 гг. Это около полусотни сообщений, писем, обзоров, карт, статей, справок. Примечательно, что большинство корреспондентов Н.К.Рериха, а это довольно объёмная переписка, упомянув о каких-то, на их взгляд, заслуживающих внимания археологических памятниках, плавно переходили затем на рассказы совершенно фантастические, иногда очень любопытные даже с точки зрения языка. По сути, это народные предания Северо-Запада России в изложении конкретных людей из глубинки. Впрочем, и строгие отчёты сотрудников Н.К.Рериха археологов Н.Ф.Арепьева, В.Н.Глазова, А.Э.Мальмгрена, А.А.Миронова, А.А.Попова, Н.П.Савваитова, В.Д.Трофименко, Н.А.Штоффа, Л.Н.Целепи и других тоже теперь во многом предания, ибо некоторых церквей, монастырей и часовен, ими отмеченных и описанных, уже не существует.

С точки зрения фольклороведения всю выявленную на сегодняшний момент документацию можно условно классифицировать по следующим группам:

1. Предания об особых возвышенностях;

2. Предания о пустынниках, победителях и строителях;

3. Предания о богатырских местах;

4. Предания о древних крестах;

5. Предания о «шведских могилах» и «литовском разоренье»;

6. Предания о святочтимых деревьях и заповедных лесах;

7. Предания о древностях Водской пятины;

8. Предания об особых древних камнях;

9. Предания о кладах;

10. Предания о городищах, погостах и городах;

11. Предания о храмах и их святынях;

12. Предания о монастырях.

Как видим, это практически полный набор элементов культуры Древней Руси и её соседей в регионе. Эти предания вполне логично объединяются по названным группам, что вполне соответствует современной классификации, которую даёт, например, известный исследователь Н.А.Криничная, когда описывает предания Русского Севера[39]. Перед нами своеобразная энциклопедия «русского духа», весьма познавательная даже с точки зрения интереса к вопросам культурной жизни Н.К.Рериха и его современников.

По поручению Н.К.Рериха в декабре 1901 г. все сведения, собранные для археологической карты Петербургской губернии, были разосланы сотрудникам «для приведения в систему, т.е. для некоторой обработки по отдельным видам древностей»[40]. «3 листа», относящиеся к Петергофскому уезду, получил для обработки сотрудник ПАИ В.Д.Трофименко[41].

Историк и поэт Василий Давыдович Трофименко родился в 1872 г. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (выпуск 1895 г.). В 1931-1932 гг. вёл научную работу по Летнему саду. С 1933 г. читал курс «Садово-парковое дело» («Сады и парки») на архитектурном факультете Ленинградского института инженеров коммунального строительства, а в 1935 г. - на вечерних курсах Академии художеств. В 1936 г. был приглашён в Лесотехническую академию для чтения курса «История садово-паркового строительства», работал на кафедре садово-паркового и ландшафтного строительства. Возможно, в его бумагах сохранились посланные ему в 1901 г. по распоряжению Н.К.Рериха материалы Петергофского уезда. Осталось только найти местонахождение его архива. В настоящее время каких-либо сведений об этом не выявлено.

 

Н.К.Рерих. Книжные украшения к стихотворению С.Степанова «Nocturne». 1896.

Воспроизведено: «Литературный сборник произведений студентов Императорского С.-Петербургского Университета под редакцией Д.В.Григоровича, А.Н.Майкова и Я.П.Полонского в пользу Общества вспомоществования студентам Императорского С.-Петербургского университета» (СПб., 1896).

 

Созданная в 1911 г. при деятельном участии Н.К.Рериха Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины[42] по существу продублировала более раннюю инструкцию, составленную в конце XIX в. для работы над археологической картой[43]. И в 1910-е гг. Н.К.Рерих выступал ведущим экспертом в таких изысканиях, осуществляемых археологами-профессионалами[44]. Его опыт историко-художественной работы в Петергофском и других уездах губернии в целом удался. В нём - истоки того международного движения по сохранению памятников культуры, результатом которого стало подписание 15 апреля 1935 г. в Белом доме (Вашингтон) знаменитого Пакта Рериха - Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который «по сути дела дал толчок созданию международной системы охраны культурного наследия» (М.Б.Пиотровский)[45].

В заключение хотелось бы напомнить о том, что не только научные занятия, но и творчество великого художника оказалось связанным с Петергофом и его ближайшими окрестностями. О том, что Петергоф на всю жизнь остался одним из любимых пригородов родного города, Николай Константинович записал в «Листах дневника» (1934-1947 гг.)

Регулярно слушая радио, получая через ТАСС советские газеты, семья Рерихов узнавала о разрушениях в Павловске, Петродворце и в Пушкине во время войны. Боли и горечи не было предела. Николай Константинович писал: «Сейчас мы слушали о разрушении Петергофа, - оказывается фронт проходит через этот исторический город. Мы предлагали объявить исторические города неприкосновенными городами-музеями. Но ведь тогда и слышать об этом не хотели. Петергоф был поразительным ансамблем петровского времени. Непоправимо!!!» (24 июня 1943 г.); «Каково же русскому сердцу слышать о вандализмах немецких над русскими сокровищами! Больно слышать о разрушениях в Новгороде, в Киеве, в Петергофе, в Пушкине…» (15 февраля 1944 г.); «Как уничтожено и искалечено всё сокровище русское! Можно ли зачинить все вандализмы? Ведь даже лучшая реставрация не передаст красоту оригинала. И где всё увезённое? И как вернуть? Как возместить? И всюду там мы ходили, любовались, а теперь там мрачные развалины. Вот прогресс человеческий. Вот культурные ассоциации и должны неутомимо твердить об истинных сокровищах, о нерушимом достоянии народном. Через все трудности несите Свет Культуры» (1 декабря 1944 г.).

Именно о сокровищах Культуры - высших проявлениях человеческого духа - напоминают «петергофские» страницы жизни и творчества Н.К.Рериха.

Имя Н.К.Рериха легко вспоминается в Новом Петергофе благодаря его рисунку фонтана «Самсон», изданному в 1896 г. в качестве буквицы к стихотворению С.Степанова «Nocturne»[46]. По делам службы Н.К.Рерих не раз наведывался в Петергоф на аудиенцию к председателю ИОПХ принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской (1845-1925). В Музее коллекционеров ГМЗ «Петергоф» художник представлен несколькими произведениями, изучение которых ещё далеко до завершения. В архиве Музея семьи Бенуа хранится автограф Н.К.Рериха - его письмо к А.Н.Бенуа от 4 августа 1936 г. - и другие материалы. Тесть художника, известный архитектор Иван Иванович Шапошников (1833-1898) внёс свой вклад в историю Петергофа, обновив местную церковь Уланского полка св. апостолов Петра и Павла[47].

В 1900 г. молодой художник посетил имение герцогов Лейхтенбергских «Сергиевка» в Старом Петергофе, где выполнил ряд пейзажных этюдов, в дальнейшем оказавшихся в петербургском собрании герцога Н.Н.Лейхтенбергского[48].

Имя Н.К.Рериха легко вспоминается и в Ораниенбауме - благодаря уроженцу этого города, его другу и соавтору по балету «Весна священная» И.Ф.Стравинскому[49].

Наконец, имя Н.К.Рериха легко вспоминается и в Стрельне - благодаря феноменальному дару Алишера Усманова Государственному комплексу «Дворец конгрессов» - двум масштабным произведениям художника из собрания Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской - «Сокровище Ангелов» (1905) и «Лель» (1920)[50].

 

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Рукописный архив Института истории материальной культуры РАН (далее - РА ИИМК), ф. 1 («ИАК»), ф. 3 («ИРАО»), ф. 37 («Н.К.Рерих»), ф. 68 («Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины»).

Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (далее - ОР ГТГ), ф. 44 («Н.К.Рерих»).

Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее - ЦГИА СПб.), ф. 119 («Санкт-Петербургский Археологический институт»).

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Принцесса Е.М.Ольденбургская и Н.К.Рерих в Императорском Обществе поощрения художеств // Рериховское наследие: Труды 2-й Международной научно-практической конференции. - Т. II: Новая Россия на пути к единству человечества. - СПб.: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета; Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2005. - С. 288-294.

Жук А.В. «Художественная техника для археологов» Н.К.Рериха // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. -Омск, 1997. - С. 78-102.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. - Вып. X: Петергофский, Гдовский и Ямбургский уезды / [С приложениями, указателями, картой]. - СПб., 1885.

Криничная Н.А. Предания Русского Севера. - СПб., 1991.

Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. - Ч. 1: Западные районы. - Л., 1990. - Ч. 2: Восточные и северные районы. - СПб., 1995.

Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. - Л.: Лениздат, 1977.

Лесман Ю.М. Погребальные памятники Северо-Запада Новгородской земли и Новгород XI-XIV вв. (синхронизация вещевых комплексов). - Диссертация на соискание степени канд. ист. н. - М., 1988.

Литературный сборник произведений студентов Императорского С.-Петербургского университета под редакцией Д.В.Григоровича, А.Н.Майкова и Я.П.Полонского в пользу Общества вспомоществования студентам Императорского С.-Петербургского университета. - СПб., 1896.

Мельников В.Л. «И всюду там мы ходили, любовались…». Рерихи в Павловске // Рериховское наследие: Труды 2-й Международной научно-практической конференции. - Т. II: Новая Россия на пути к единству человечества. - СПб.: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета; Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2005. - С. 433-442.

Мельников В.Л. Неизвестный Рерих в Ораниенбауме // Балтийский луч. - Ломоносов (Ленинградская обл.). - 1998. - 6 февраля. - № 6.

Мельников В.Л. О культурологических идеях Н.К.Рериха (По материалам Императорской Археологической комиссии) // Николай Рерих. Археология: Книга первая. Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892-1918 / Сост., примеч. и коммент. В.Л.Мельникова. - Самара, 1999. - (Петербургский Рериховский сборник. - № 2-3). - С. 745-770.

Мельников В.Л. О наследии Н.К.Рериха в Институте истории материальной культуры РАН // Левша. - Нижний Новгород, 1998. - Январь. - № 1 (9). - С. 3. - Февраль. - № 2 (10). - С. 2-3.

Мельников В.Л. Предания Северо-Запада в научном архиве Н.К.Рериха // Рериховское наследие: Труды 1-й Международной научно-практической конференции. - Т. I: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. - С. 426-433.

Неволин К.А. О пятинах и погостах Новгородских // Записки Императорского Русского Географического общества. - СПб., 1853. - Кн. VIII.

Николай Рерих. Археология: Книга первая. Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892-1918 / Сост., примеч. и коммент. В.Л.Мельникова. - Самара, 1999. - (Петербургский Рериховский сборник. - № 2-3).

Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1897 год. - СПб., 1900.

Пакт Рериха. 70 лет. Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2005 г. в Санкт-Петербургском Доме юриста / Отв. ред. М.Б.Пиотровский. - СПб., 2005.

Рерих Н.К. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. - СПб.: ИОПХ, 1898. - № 3. - С. 185-194. - СПб., 1899. - № 4-5. - С. 251-256.

Рерих Н.К. К древностям Валдайским и Водским. (Раскопки 1900 г.) // Известия ИАК. - СПб., 1901. - № 1. - С. 60-68.

Рерих Н.К. Листы дневника: В 3т. - М.: МЦР, 1995-1996.

Рерих Н.К. Письма к А.Н.Бенуа / Ред.-сост. В.А.Росов; подг. матер., примеч. Л.В.Короткиной, А.А.Малыгина, В.В.Храмченко. - СПб., 1993. - (Серия «Письма Н.К.Рериха», вып. 4.).

Рерих Н.К. Художественная техника в применении к археологии. Конспект по консервации и реставрации художественных произведений. - СПб.: издание слушателя А.Коротаева, [1898-1899]. - 20 с.

Рерих Н.К. Художественная техника в применении к археологии. Художники Древней Руси / [«Лекции, читанные в С.-Петербургском Археологическом Институте в 1898/9 г. Н.К.Рерихом»]. - СПб.: издание слушателя С.Н.Чельцова, [1898-1899]. - 69 с.

Рерих Н.К. Экскурсия Археологического Института 1899 г. в связи с вопросом о финских погребениях С.-Петербургской губернии // Вестник археологии и истории. - Вып. XIII. - СПб., 1900. - С. 102-114.

Рериховский век: Каталог выставки. Живопись и графика / Отв. ред.: А.А.Бондаренко и В.Л.Мельников. - СПб.: Золотой век, 2009.

Рябинин Е.А. Н.К.Рерих и Императорская Археологическая комиссия // Николай Рерих. Археология: Книга первая. - С. 15-34.

Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. К истории славяно-финских этнокультурных связей. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

Рябинин Е.А. Н.К.Рерих и археология Ижорского плато // Петербургский Рериховский сборник. - СПб.: Изд-во Буковского,1998. - № 1. - С. 80-101.

Спицын А.А. Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К.Ивановского. - СПб., 1896. - (Материалы по археологии России. - Вып. 20).

Спицын А.А. Обозрение некоторых губерний и областей России в археологическом отношении. IX. С.-Петербургская губерния // Записки Императорского Русского Археологического общества. - Т. IХ. - Вып. 1-2. - СПб., 1897.

Спицын А.А. Раскопки художника Н.К.Рериха в Петербургской губернии // Записки Императорского Русского Археологического общества. - Т. ХI. - Вып. 1-2. - СПб., 1899.

Штоф Н.А. Отчёт о раскопках, произведённых СПб. Археологическим Институтом 13-14 мая 1900 г. // Вестник археологии и истории. - Вып. XIV. - СПб., 1901.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Рерих Н.К. Отчёт о раскопках 1896 года в Ямбургском и Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии, произведённых Н.К.Рерихом. - Извара, 1 июня 1896 г. // Николай Рерих. Археология: Книга первая. Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892-1918 / Сост., примеч. и коммент. В.Л.Мельникова. - Самара, 1999. - (Петербургский Рериховский сборник. - № 2-3). - С. 47-64. - Автограф в РА ИИМК, ф. 1, № 56/1896, л. 14-25, 28, 29, 26, 27, 30, 39 (листы перепутаны при подшивании в дело). Получен канцелярией ИАК от А.А.Спицына 5 июня 1896 г.

[2] Рерих Н.К. Прибавление к отчёту о раскопках 1896 года, произведённых Н.К.Рерихом. - Извара, 1 сентября 1896 г. // Там же. - С. 64-74. - Автограф в РА ИИМК, ф. 1, № 56/1896, л. 31-34 об, 35-38, 40-43. Получено канцелярией ИАК от А.А.Спицына 5 сентября 1896 г.

[3] РА ИИМК, ф. 1, № 54/1897, л. 1.

[4] РА ИИМК, ф. 1, № 54/1897, л. 2.

[5] См., например, в источниках, знакомых Н.К.Рериху. «…Объяснения названий половин в пятинах: Вотской, Шелонской, Обонежской и Бежецкой, показывают, что и здесь, как для пятин, названия были заимствованы от оконечностей, от направлений, которые надобно было принять ехавшему из Новгорода в ту или другую половину, от путей» (Неволин К.А. О пятинах и погостах Новгородских // Записки Императорского Русского Географического общества. - СПб., 1853. - Кн. VIII. - С. 66). «По справедливому замечанию проф. С.Ф.Платонова, самое название пятины Водскою, по аналогии с пятинами Обонежскою и Бежецкою, скорее всего, показывает, что водь жила лишь на её окраине» (Спицын А.А. Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К.Ивановского. - СПб., 1896. - (Материалы по археологии России. - Вып. 20). - С. 37). Полный очерк о води с подробными историческими сведениями, данными о происхождении этой народности и библиографию см.: Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. К истории славяно-финских этнокультурных связей. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 16-23.

[6] См.: РА ИИМК, ф. 3, №. 624-631.

[7] Рерих Н.К. Изварский могильник (предполагаемые погребения древней Води). – 1897 г. // Николай Рерих. Археология: Книга первая. - С. 87-89. - Автограф. РА ИИМК, ф. 1, № 54/1897, л. 8, 17, 16, 17 об., 18, 7 об., 19, 14, 9, 14 об., 10, 11, 12 об., 11 об., 13 (листы перепутаны при подшивании в дело).

[8] Там же. - С. 95.

[9] РА ИИМК, ф. 1, № 91/1897.

[10] См. текст и конспект этого выступления (в документах ИРАО названо «Новые данные о курганах Петербургской губернии») в РА ИИМК, ф. 1, № 74/1894, л. 51-57. Протоколы заседания, на котором было сделано сообщение, и упоминания о нём в документах ИРАО - там же, ф. 3, № 402, л. 32 об.; № 409, л. 183 об. и 184.

[11] Записки ИРАО. - Т. XI. - Вып. 1-2. - Новая серия. - («Труды Отделения русской и славянской археологии», кн. 4). - СПб., 1899. - С. 393.

[12] РА ИИМК, ф. 1, № 54/1897, л. 6.

[13] Жук А.В. «Художественная техника для археологов» Н.К.Рериха // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. -Омск, 1997. - С. 99-100.

[14] 16 января 1898 г. на заседании Отделения русской и славянской археологии ИРАО Н.К.Рерих продемонстрировал «опыт скульптурных изображений погребений» (см. в РА ИИМК: ф. 1, № 74/1894, л. 51; ф. 3, № 409, л. 184).

[15] РА ИИМК, ф. 1, № 54/1897, л. 20.

[16] Лесман Ю.М. Погребальные памятники Северо-Запада Новгородской земли и Новгород XI-XIV вв. (синхронизация вещевых комплексов). - Диссертация на соискание степени канд. ист. н. - М., 1988. - С. 11-12.

[17] Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. - Л.: Лениздат, 1977. - С. 66.

[18] РА ИИМК, ф. 1, № 117/1898, л. 1.

[19] РА ИИМК, ф. 1, № 117/1898, л. 1 и 4.

[20] Рерих Н.К. Раскопка 1898 года при деревне Глумицы Царскосельского уезда и при имении Торосово Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии // Николай Рерих. Археология: Книга первая. - С. 97-101. - Автограф. РА ИИМК, ф. 1, № 117/1898, л. 6-9.

[21] Автограф. ОР ГТГ, ф. 44, № 49, л. 7 об., 8.

[22] Рерих Н.К. Отчёт по раскопке, произведённой 16 мая 1899 года членами и слушателями Археологического института, под руководством профессора Н.И.Веселовского и художника Н.К.Рериха, в пределах Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии близ деревни Пежовицы. – 1899 г. // Николай Рерих. Археология: Книга первая. - С. 101-104. - Автограф. РА ИИМК, ф. 1, № 109/1899, л. 10-14.

[23] Искусство и художественная промышленность. - СПб.: ИОПХ, 1899. - № 9-10. - С. 830.

[24] Фотография найденных предметов хранится в РА ИИМК, ф. 1, № 109/1899, л. 9.

[25] РА ИИМК, ф. 3, № 410, л. 22-23.

[26] РА ИИМК, ф. 1, № 109/1899, л. 12.

[27] Вестник археологии и истории. - Вып. XIII. - СПб., 1900. - С. 102-114.

[28] Машинопись, автограф. ЦГИА СПб., ф. 119, оп. 1, д. 80, л. 33 и 33 об. Текст приводится в современной орфографии и пунктуации, с сохранением стилистических особенностей оригинала. Сокращения раскрыты в случаях, не имеющих другого толкования. Курсивом выделен текст, написанный автором от руки.

[29] Штоф Н.А. Отчёт о раскопках, произведённых СПб. Археологическим Институтом 13-14 мая 1900 г. // Вестник археологии и истории. - Вып. XIV. - СПб., 1901.

[30] Известия ИАК. - СПб., 1901. - № 1. - С. 68.

[31] Гумилёв Н. Выставка нового русского искусства в Париже. Письмо из Парижа // Весы. - М., 1907. - Ноябрь. - № 11. - С. 87-88.

[32] См.: Николай Рерих. Археология: Книга первая. - С. 97-104, 173, 176, 177, 193, 371-378, 381, 397. В мае 1902 г., вернувшись из очередной разведочной поездки по Петергофскому и смежным с ним уездам, Н.К.Рерих написал директору Петербургского Археологического института Н.В.Покровскому о планах возможной экскурсии в деревню Шмельково (оно же Смолькало) около Елизаветино, где на земле некоего господина Алексеева в роще располагалась курганная группа XIII в. (см. автограф 6 мая 1902 г. в ЦГИА СПб., ф. 119, оп. 1, д. 80, л. 34). К сожалению, из-за препятствий со стороны владельца участка раскопки в этом пункте не состоялись (см.: Биржевые ведомости. - СПб., 1902. – 24 мая. - № 139).

[33] Краткий каталог музея ИРАО / Сост.: А.А.Спицын. - СПб., 1908. - С. 28; Рябинин Е.А. Н.К.Рерих и Императорская Археологическая комиссия // Николай Рерих. Археология: Книга первая. - С. 27.

[34] Рерих Н.К. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. - СПб.: ИОПХ, 1898. - № 3. - С. 185-194. - СПб., 1899. - № 4-5. - С. 251-256.

[35] Рерих Н.К. Художественная техника в применении к археологии. Художники Древней Руси / [«Лекции, читанные в С.-Петербургском Археологическом Институте в 1898/9 г. Н.К.Рерихом»]. - СПб.: издание слушателя С.Н.Чельцова, [1898-1899]. - 69 с.

[36] Рерих Н.К. Художественная техника в применении к археологии. Конспект по консервации и реставрации художественных произведений. - СПб.: издание слушателя А.Коротаева, [1898-1899]. – 20 с.

[37] Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. - Ч. 1: Западные районы. - Л., 1990. - Ч. 2: Восточные и северные районы. - СПб., 1995.

[38] РА ИИМК, ф. 37 («Н.К.Рерих»).

[39] Криничная Н.А. Предания Русского Севера. - СПб., 1991.

[40] Штофф Н.А. Письмо А.В.Чачковой. - Декабрь 1901 г. - РА ИИМК, ф. 37, № 14, л. 2.

[41] Указан адрес его проживания: Набережная Фонтанки, д. 157-8, кв. 15 (там же, л. 2 об.).

[42] РА ИИМК, ф. 68, оп. 1, № 53, л. 2.

[43] РА ИИМК, ф. 68, оп. 1, № 24, л. 4.

[44] См. об этом: Санкт-Петербургские ведомости. - 1911. – 1 мая. - № 96; Речь. - СПб., 1911. – 3 мая. - № 119; Речь. - СПб., 1912. – 9 марта. - № 67; Санкт-Петербургские ведомости. - 1912. – 10 июня. - № 130; Новое время. - СПб., 1912. – 18 июля. - № 13056; Правительственный вестник. - СПб., 1914. – 9 ноября. - № 268; Мельников В.Л. О наследии Н.К.Рериха в Институте истории материальной культуры РАН // Левша. - Нижний Новгород, 1998. -Февраль. - № 2 (10). - С. 3; Николай Рерих. Археология: Книга первая. - С. 609.

[45] Пиотровский М.Б. Декларация прав культуры - это Пакт Рериха наших дней // Пакт Рериха. 70 лет. Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2005 г. в Санкт-Петербургском Доме юриста / Отв. ред. М.Б.Пиотровский. - СПб., 2005. - С. 5.

[46] Литературный сборник произведений студентов Императорского С.-Петербургского Университета под редакцией Д.В.Григоровича, А.Н.Майкова и Я.П.Полонского в пользу Общества вспомоществования студентам Императорского С.-Петербургского университета. - СПб., 1896. - С. 66.

[47] В 1890-е гг. он пристроил к ней предел во имя Вознесения Господня и отреставрировал внутренние помещения храма. В 1930 г. церковь была снесена, находилась на площади Аврова. См.: Неделя строителя. - СПб., 1898. - 26 апреля. - № 17.

[48] Об этом Н.К.Рерих упомянул в письме своей невесте Е.И.Шапошниковой от 24 июня 1900 г. Автограф в ОР ГТГ, ф. 44, № 182.

[49] Мельников В.Л. Неизвестный Рерих в Ораниенбауме // Балтийский луч. - Ломоносов (Ленинградская обл.). - 1998. - 6 февраля. - № 6.

[50] Рериховский век: Каталог выставки. Живопись и графика. - СПб.: Золотой век, 2009. - С. 91, 92, 111.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 01.09.2011