Бориэль Сим

Совесть планеты

Фрагменты четвёртой главы книги: Бориэль Сим. Пять жизней на Земле. Эволюция душ. Книга третья: Весть. - Израиль: ICL, 2010. 210 стр. ISBN 9789659119233

 

Фрагменты предыдущей главы см.: здесь

 

 

В следующую пятницу Шай задержался на работе позже обычного. Солнце уже клонилось к горизонту, когда они с Ледой входили в парк. На прошедшей неделе было мало дождей, и число луж на сей раз поубавилось.

Предвкушая приятность встречи, Шай, шагая, вспоминал вопросы, которые собирался задать Нуну.

«А вдруг старик не дождался меня?» - мелькнуло в голове, и приятное чувство на мгновение сменилось тревогой, будто, если старик исчезнет, то он лишится чего-то очень важного, предопределённого ему судьбой.

Сердце забилось учащённо, и сами собой ускорились шаги.

Вот последний поворот... и Шай с облегчением вздохнул: старик находился на своём месте, в той же позе с прямой спиной, будто всю неделю дожидался здесь его. Шаю почему-то стало смешно.

- А что означает и в чём проявляется конкретно то, что я живу на Земле четвёртую жизнь? - с улыбкой спросил Шай. - Есть ли что-то общее, характерное для людей четвёртой жизни?

- Я расскажу Вам немного о людях четвёртой жизни. - Старик сложил ладони на затылке и откинул голову. - Прежде всего, сии люди достигли уровня четвёртой ступени. Но не каждый, проживший три жизни, автоматически рождается в жизнь четвёртую, ведь души прошли разный путь и вынесли разный урок. Многие, как Вы уже знаете, не пожелали более воплощаться на Земле. Вы, Шай, преодолев четвёртую ступень, выбрали земное воплощение, с чем я Вас от души поздравляю.

Шай смущённо склонил голову:

- Возможно, мне следовало выбрать иной вариант своего будущего?

- Действительно, большинство достигших четвёртой и, тем более, пятой ступеней предпочитают продолжить своё развитие в духовном мире и воплотиться на более приятных планетах…

- Почему же некоторые выбирают очередное земное воплощение?

- Причины разные. У кого-то остались приятные воспоминания от жизни на Земле. Большинство проживших одну или две жизни на планете сией, влекут земные удовольствия и впечатления, кои у них сохранились. Некоторых убеждают их наставники, ибо земное воплощение - эффективный и часто кратчайший путь духовного продвижения, а также возможность внести весомый вклад в духовное возвышение миллиардов душ!

- Так что такое четвёртая ступень? И чем знаменуется переход?

- Переход на следующий уровень сознания проявляется в более правильном понимании реальности, у человека как бы заново открываются глаза на мир и себя в нём. Четвёртая ступень духовного развития достаточна для того, чтобы преодолевшие её стремились к учёбе, ценили науки и искусства. У этих людей, как правило, ярко выражен интерес к интеллектуальным занятиям, к постижению премудрости накопленных человечеством знаний. Для них вполне характерны целеустремлённость и трудолюбие. Слово, как и личные переживания, служат важным инструментом в их духовном совершенствовании. Посему среди инженеров разных профессий, юристов, врачей подавляющее большинство составляют люди четвёртой жизни - «четвертаки».

- Должно быть, это неплохие люди... - усмехнулся Шай. - Неужели у них есть серьёзные недостатки?..

- И немало, - улыбнулся Нун и развёл руками. - Например, эти люди весьма заинтересованы в результатах своей деятельности и потому нередко тщеславны. Им нравится официальное признание, премии, дипломы, карьера... а через это они привязаны к вещественному миру.

Шай слегка покраснел и задумался:

- Означает ли это, что, например, среди каменщиков или уборщиков мусора нельзя встретить человека, преодолевшего четвёртую ступень?

- В определённых обстоятельствах это вполне возможно. Представьте себе малообеспеченного юношу, желающего накопить деньги на учёбу, или уволенного в период экономического кризиса инженера, или немолодого эмигранта, коему не удалось найти работу по специальности, но надо содержать семью... Современное общество не несёт никаких обязательств по профессиональному трудоустройству людей, а тем более, соответственно уровню их духовного развития... - улыбнулся старик.

- А могут ли они стать преступниками или их сообщниками?

- Это непростой вопрос, - глубоко вздохнул Нун. - У взрослых «четвертаков» уже имеется достаточный духовный потенциал, чтобы жить осознанно, чётко различать добро и зло, проявлять благочестие и раскаяние. Начиная с четвёртой ступени, люди мыслят одновременно в обоих измерениях - вещественном и духовном. Но их мышление ещё расщеплено и не вполне синхронно. Не всегда услышанному и увиденному, любым возникшим побуждениям прежде даётся нравственная оценка. Их мысли, слова и поступки нередко опережают голос души, и глубокое осознание приходит с запозданием, особенно в молодости. В результате, в некоторых обстоятельствах молодых людей, преодолевших четвёртую ступень, удаётся подтолкнуть к совершению нехороших поступков. Однако, встав на путь зла, такой человек будет испытывать негативную реакцию души, протестующей и осуждающей его. Сия борьба, сопровождающаяся глубокими душевными переживаниями, не отпустит человека, и душа его не сможет успокоиться, пока он не приведёт мысли, желания и поступки в соответствие с критериями, сформировавшимися в её сознании. А это как раз и есть та духовная работа, что совершенно необходима для достижения пятой ступени.

- Любопытно...

- Четвёртая ступень уникальна тем, что даёт человеку, устремлённому к духовному развитию, шанс в процессе текущей жизни достичь ступени, более высокой, чем пятая, и по праву больше не рождаться на Земле.

- Как бы экстерном сдать экзамен за непрожитую пятую жизнь?

- Если Вам так более понятно, пусть будет «экстерном», - Нун положил ладонь на сложенные на коленях руки Шая. - Только это совсем не просто.

Шай повернул голову и увидел искрящуюся улыбку на лице старика.

- А есть ли среди известных имён люди четвёртой жизни?

Старик перенёс руку на трость и устремил взгляд вдаль:

- Таковых немало - и в науке, и в технике, и в изобразительном искусстве, и в архитектуре, и среди музыкантов... В общем, практически во всех сферах люди четвёртой жизни сумели себя проявить и оставить след в памяти потомков. Тем более, что многие из них весьма заботятся о создании себе имиджа и популярности. К слову сказать, у преодолевших четвёртую ступень в коммуникации с внешним миром доминирует четвёртая, сердечная чакра, если это о чём-то Вам говорит. Хотя, у наиболее продвинутых, в сей процесс может быть вовлечена и пятая, горловая чакра…

- Вы утверждаете, что я человек четвёртой жизни, но, признаюсь, я более стремлюсь к покою и, наверное, к наслаждению, чем к борьбе с собственным эгоизмом. Может быть, я просто отстал в духовном развитии?

Старик тихо рассмеялся:

- Смотрите, названные Вами цели универсальны. Поиск новых наслаждений есть одна из главных движущих сил, заставляющих человека думать, действовать и развиваться. Тот, кто полностью подавляет в себе желание насладиться, рискует затормозить своё развитие. А существование, лишённое наслаждений, воспринимается человеком как страдание. Но последовательное осмысливание сути страданий и наслаждений, поиск их первопричины, в конце концов, приводят человека... к Источнику Жизни.

- Устремлённый к наслаждениям может придти к Творцу?..

- Именно так! Важно, что именно Вам доставляет наслаждение, важны Ваши намерения. Если Вы получаете наслаждение, как малодуховный эгоист, ради себя, не считаясь с другими или в ущерб другим, сие есть регресс. Если Вы стремитесь к духовному совершенству ради Творца, ради близких, проявляя заботу и милосердие, и на сём пути достигаете большего покоя и наслаждения, даруемого Небесами, то это путь пятой жизни, ведущий к жизни вечной.

Шай задумался.

- Но среди людей четвёртой жизни, - продолжил Нун, - есть немало таких, кто уловлен сетями вещественного существования, кто не видит смысла вкладывать силы и время в духовное возвышение, ибо у них нет веры в Творца, и у многих нет веры в возможность что-либо изменить…

- А моя жена, Ирис... Вам известно, какую жизнь она живёт?

- Ваша супруга, Шай, - человек пятой жизни.

- Неужели?..

Нун кивнул.

Изумлению Шая не было границ. Ещё неделю назад он не был уверен в том, «потянет» ли Ирис на четвёртую жизнь... Ему, правда, казалось, что «потянет». Сообщение старика никак не укладывалось у него в голове, а главное, не соответствовало его личным впечатлениям... Да, любимая им Ирис - добрейший человек, она верит в Творца и уповает на Него в вещах, которые не в состоянии осмыслить. Но именно он, Шай, приходит ей на выручку и помогает разобраться в запутанных вопросах. И вот, оказывается, всё наоборот: он - человек четвёртой жизни, а она - пятой. Как это объяснить?

- Ещё совсем недавно Вам казалось, Шай, что Вы поняли, чем отличаются между собой люди разной жизни, но Ваше замешательство свидетельствует о том, что это не вполне так...

- Вы правы... Я даже мог бы конкретизировать свой вопрос, пусть он не покажется Вам нескромным. В чём проявляется или должно проявиться то, - потряс рукой Шай, - что Ирис более продвинута в духовном развитии, чем, скажем, я, и почему тогда она не понимает многих вещей, например, из тех, что Вы мне рассказывали, и, кроме того, время от времени изменяет своё мнение?

- Прекрасно сформулировано, - улыбнулся Нун. - Конкретно, не без некоторого самомнения и личной заинтересованности... По-человечески...

Шай смущённо опустил глаза.

- Ваша жена - благородный человек с доброй, отзывчивой душой. Она любит Вас, Шай, Вам очень повезло в жизни! Такая жена, к тому же образованная, деликатная и благовоспитанная - это праздник души для её мужа, когда он возвращается с работы. У многих ведь жены совсем не такие...

Шай чуть улыбнулся и согласно кивнул.

- Но при том она всего лишь человек. Человеку дана свобода воли, и он вынужден обо всём размышлять и делать выбор. В пятой жизни, точнее говоря, преодолев пятую ступень, человек всё пропускает через душу и непременно даёт духовную оценку прежде, чем принять решение. А чтобы не ошибиться, необходимо тщательно разобраться, что может сопровождаться сомнениями и даже замешательством. Это ведь совсем не тот человек, который присоединит свой голос к большинству, когда за него уже всё решили. Что до изменения мнения, амбивалентности, то в той или иной мере она свойственна всем людям, кроме разве что фанатиков, - улыбнулся Нун. - Меняется у человека настроение по тем или иным причинам, включая космическую цикличность, и он несколько по-иному видит мир и происходящие в нём события.

Шай неуверенно кивнул.

Старик сложил ладони на затылке и откинул голову:

- Эгоизм людей пятой жизни наиболее истончён, и альтруизм доминирует. Это проявляется и в любви к ближним, и в бескорыстной помощи нуждающимся, в честности, благодарности, щедрости, незлобивости и немстительности, и даже в благородной снисходительности к заблуждающимся и к врагам...

- Но Ирис...

- Проявляется или не проявляется, Шай? - улыбнулся Нун.

- Проявляется...

- Ну, вот! - рассмеялся старик. - Вы сами теперь сможете распознавать людей пятой жизни!

- М-м-м...

- Вы ещё хотите что-нибудь услышать о них?

Шай кивнул.

- Большинство людей пятой жизни преодолели в себе страсть к удовлетворению телесных потребностей и земных искушений богатством и славой и предпочитают прямые пути правды, справедливости, добродетели, сострадания и милосердия. Как правило, это люди тонкие, склонные к самоанализу, глубоко переживающие за других. Они внимательны к происходящему вокруг них и во всём мире. Они находятся в состоянии осознанности и проявляют наивысшую бдительность, чтобы не согрешить даже в мелочах. Они умеют пользоваться внутренней свободой, не задевая свободы других. Они не кичливы и лишены того, что именуют самомнением.

- Значит, если человек кичлив, то он не пятой жизни?

- Человека, преодолевшего пятую ступень, обладающего весьма зрелой душой, отличает скромность. Но некичливым может быть и человек первой жизни, если, например, ему нечем кичиться и никто не убедил его в обратном...

Шай задумался.

- А в чём, на Ваш взгляд, Шай, состоит духовный смысл благотворительности, исходящей преимущественно от людей пятой жизни?

Шай пожал плечами.

- Сие есть современная замена жертвоприношению Творцу! Люди, преодолевшие пятую ступень, «пятаки» - активно стремятся к духовному совершенствованию, сознательно или неосознанно продвигаясь к Творцу, к святости. Это ступень, сочетающая духовные интересы, интуитивное постижение мира и Источника Жизни с попытками интеллектуальной оценки волнующих событий и возникающих ощущений. Приходит понимание ограниченности чувственного восприятия мира и желание побольше узнать о природе Творца и Его отношении к человеку. На пути сём иные становятся приверженцами мистических моделей универсума... К слову, коммуникация у большинства преодолевших пятую ступень происходит через пятую, горловую чакру. У более продвинувшихся задействуется шестая, лобовая чакра. И лишь у некоторых среди самых преуспевших иногда включается седьмая, теменная.

- Среди людей пятой жизни, видимо, много одарённых, талантливых?

- Талантливость, как Вы понимаете, означает более открытый канал для принятия высших гармоний, изливающихся на земной план. Это полезно в любом виде деятельности. Но талант, - Нун поднял кверху указательный палец, - есть благословение, дар Творца, который надлежит использовать для привнесения святости в этот мир. В противном случае дар сей может быть отнят.

- И избранник обнаружит себя покинутым музами?

Нун кивнул:

- Вам, наверное, приходилось сталкиваться с тщеславными профессорами, хитроумными интригами добившимися кафедры или лаборатории... Нравственно деградировав в этой борьбе, они утратили способность выдвигать новые идеи и вынуждены привлекать талантливых аспирантов, наитствуемых Небесами, чтобы затем присваивать их результаты... При всём при этом «пятаки», как правило, - люди весьма неприхотливые в быту, несуетные и нетщеславные. Говорят они обычно мало. Создав что-то или переосмыслив, они не торопятся заявить миру или присвоить своё имя плоду творчества, кстати, отличаясь этим от людей четвёртой жизни... Сие понятно?

- Кажется, понятно, - смущённо кивнул Шай. - А могут ли люди пятой жизни быть беспомощными в принятии элементарных решений? Например, об Ирис я могу сказать, что она порой ведёт себя, как ребёнок...

Старик тихо рассмеялся:

- Период взросления быстрее всего завершается у людей первой жизни, уже подростков бывает трудно переубедить: им кажется, что они и так всё правильно понимают. По духу они ближе к природе; модель человека и общества в их представлении предельно проста, а их мировоззрение примитивно. В противоположность им, люди пятой жизни долго остаются детьми, удивляясь миру во всех его проявлениях; медленно, с сомнениями формируется их мировоззрение. Человек первой жизни объясняет всё происходящее в обществе рационально, просто и доходчиво, например: «надо работать быстрее» или «эти люди - враги, их надо уничтожить, а эти могут присоединиться к врагам - надо попытаться их подкупить». Выбор вариантов решений у него огромен. А поскольку в арсенале человека, впервые воплотившегося в человеческом обличии, нравственные критерии туманны, неопределённы, он с лёгкостью принимает аморальные решения. Человеку пятой жизни мир представляется бесконечномерным, а люди - существами духовными, Божьими творениями; он обнаруживает несовершенство своих представлений, потому терзается сомнениями, когда должен принять решение. Но выбор у него невелик, ибо нравственен, и он не может навязывать свою волю другим.

- Помнится, Вы говорили, что по мере духовного роста выбор сужается.

Старик кивнул:

- И в этом ограниченном выборе необходимо определить самое точное слово или действие... Люди пятой жизни с готовностью и интересом изучают мир и себя на протяжении всей жизни, но остаются не удовлетворёнными получаемыми ответами и не перестают удивляться...

- А каковы способности людей пятой жизни, скажем, быстро решать логические задачи, по сравнению с людьми первых жизней?

- Психометрический тест? - улыбнулся старик.

Шай кивнул.

- Нельзя ставить знака равенства между уровнем развития нравственного сознания человека и его способностью решать какие-то формализованные задачи или быстро реагировать на ситуацию. Человек ведь - не калькулятор и не система автоматической сигнализации или пожаротушения. Для выполнения подобных действий особые качества души не требуются, достаточно наличия специального образования, опыта, а во многих ситуациях - просто инстинкта.

Шай задумчиво кивнул.

- Сейчас мы проверим, как Вы всё поняли, Шай... Людям пятой жизни свойственна неодолимая тяга к знаниям, но случается, что у человека не было возможности учиться в университете - так сложилась его жизнь, он вырос самоучкой. Как Вы думаете, что произойдёт с его духовным уровнем?

- Трудно сказать, - пожал плечами Шай. Он очень высоко ценил образование и придавал ему решающее значение в том, что он собой представлял как личность. Вместе с тем он уже начал догадываться, что он, если не смешивает, то соединяет образованность и духовный уровень в то, что его бабушка называла интеллигентностью. Свою бабушку Шай считал настоящей интеллигенткой. Как-то бабушка дала ему почитать переписку со своей подругой, к тому времени уже покойной, и Шай, к своему удивлению, признал эти письма художественной литературой.

- Духовность и образованность - суть разные вещи, Шай, хотя и связанные, - улыбнулся старик. - Духовность первична, но она очень помогает в постижении наук и творческих занятиях. Прежде всего, духовность проясняет важность образования и стимулирует учиться, углублять знания, накапливать опыт. По мере духовного развития расширяется индивидуальный канал, дающий Божественные озарения, интуицию и наитие. В иные мгновения на человека нисходит Божественный Дух, и процесс познания идёт легче, тайная суть вещей постигается быстрее, и душа поднимается. Образованность в отдельных случаях может стимулировать духовное развитие, но атеизм большинства учёных свидетельствует об отсутствии прямой связи.

- Мне почему-то вспомнился Пол Пот, который получил университетское образование во Франции, но, судя по миллионам его жертв в Камбодже, оно не помогло подняться его неразвитой душе головореза...

Нун развёл руками:

- Между прочим, слово «интеллигентность» Ваша бабушка усвоила из русского языка. Увы, его ошибочно переводят как «интеллектуальность».

- Это слово когда-то было очень распространённым в России, им обозначали общественный слой людей, занимавшихся сложным интеллектуальным трудом, творческой деятельностью. Бабушка рассказала мне, что к высшей интеллигенции, относили тех, кто развивал науку и культуру. К массовой - инженеров и конструкторов, врачей и учителей, адвокатов и журналистов. Наиболее культурных, душевно тонких и самых порядочных своих представителей интеллигенция уважительно называла «настоящими интеллигентами». Они всегда находились в оппозиции к власти как инструменту насилия. Многие из них решительно выступали с обвинениями в адрес режима и смело защищали несправедливо осуждённых, рискуя собственной свободой и жизнью. Их преследовали, ссылали, казнили, но, если бы не они, трудно сказать до какой низости докатился бы большевистский режим. По сути, именно они демонстрировали образец нравственного уровня, можно сказать, были душой нации... Но я до сих пор не знаю, можно ли это слово достоверно перевести, скажем, на английский одним-двумя словами?..

- Разве словосочетание «человек высокодуховный» не эквивалентный перевод? То есть, согласующий поступки с высшими нравственными нормами, а не с сиюминутными эмоциями и низменными потребностями.

Шай задумался и неуверенно кивнул.

- Теперь Вы понимаете, что те, кого в России называли «настоящей интеллигенцией», были людьми, преодолевшими пятую ступень духовного развития. Таких людей по праву можно называть душой планеты Земля или совестью планеты. Но их совсем немного...

- Может быть, развитие и взимопроникновение национальных культур сможет способствовать духовному развитию человечества?

- Всё не так просто, - улыбнулся Нун. - Язычники находят в культуре и воспринимают главным образом форму - традиционные культы и праздники, технику движения телом или кистью, моду на одежду, прически, ритмы, жесты... Ошибочно полагать, что человечеству не хватает взаимопроникновения именно внешних элементов для полного счастья. Необходимо проникновение высоких нравственных идей и идеалов. Это происходит в каждом поколении, но лишь на уровне высокодуховных личностей, людей с мудрыми душами, ищущих за формой содержание и знающих точно, что им не требуется отнимать друг у друга или делить что бы то ни было, как и использовать других в личных целях. Они сочувствуют всем и желают учиться у всех, постигая ещё большую мудрость и расширяя индивидуальный Божественный канал. То, что они обнаруживают в душе своей, стремясь приблизиться по своим качествам к Идеалу, является высшими достижениями общечеловеческой культуры, наднациональным и универсальным. Неразвитым душам достижения сии неинтересны, они усматривают лишь внешние элементы формы, кои и становятся их культурой.

- А от чего зависит расширение индивидуального канала? У образованного человека он становится шире?

- Степень открытия Божественного канала находится в обратной зависимости от эгоизма личности и груза неискуплённых грехов и не зависит от образованности. Благословения Творца даются человеку в такой мере, в какой он способен их воспринять. Человек менее образованный излучает Божественный свет духовности, искры своей души, не меньше, чем его высокообразованные собратья по пятой жизни, и людям с ним хорошо. Так же, как Вам с Вашей супругой, - улыбнулся старик и пристально посмотрел Шаю в глаза. Хотя Ваша супруга к тому же ещё и образованный человек.

- Когда я впервые встретился с Ирис, меня поразил именно свет. У меня было впечатление, будто не только её глаза, но она вся светится...

Старик улыбнулся:

- Женщина пятой жизни очаровательна в любом возрасте, причём не благодаря пропорциям лица и тела, доставшимся ей по наследству от бабушек и дедушек, но благодаря чистоте и благородству души, проявляющейся в излучаемом ею внутреннем свете. Многие мужчины замечают сие, но не придают большого значения этому впечатлению. Однако духовно продвинутый мужчина стремится к подобному свету и не променяет он своё чувство к чистой, возвышенной душе на страсть к доступной девушке, чьё чело не отмечено следами духовности, даже если пропорции её тела полностью отвечают стандартам моды. Родившуюся на планете сией в первую или во вторую жизнь выберет кто-то другой...

- Любопытно...

- Творец даровал человеку особое чувство любви - Божественное, зависящее от духовности. Озарённое духовностью, это чувство приобретает Небеса, и в неземном блаженстве единения любящих сердец земное отходит на задний план, уступая место Небесному.

- А могут ли среди людей пятой жизни быть ленивые? - спросил Шай, зная за Ирис такую слабость. Во всяком случае, ему так казалось.

Нун сложил руки на рукояти трости и чуть поёрзал на скамейке:

- Ленивые в материальном смысле, когда что-то надо сделать руками или сосредоточиться, подумать и решить проблему, встречаются среди людей всех жизней. Нельзя назвать качество это добродетелью, иногда оно приобретает масштабы порока. Но лени противостоит воля. Люди с сильной волей подчиняют поставленной цели не только мысли, но и тело. Согласитесь, Шай, не рационально ведь делать что-то, если можно, а иногда и нужно сего не делать. Особенно были бы полезны обществу ленивые злоумышленники, террористы... не правда ли?

Шай улыбнулся и кивнул, вспомнив, что разговор о лени уже шёл.

- К сожалению, лень редко распространяется на негативные эмоции, на пустые разговоры и сплетни, на обжорство, на лежание перед телевизором и иные формы бесцельного времяпровождения... Бывают случаи патологической лени, но мы пока говорим о том, что типично...

- А лень не в материальном смысле?

- Говоря о духовной работе, следует констатировать, что для многих лень подобна проклятью, ибо лишает интереса и воли к духовным занятиям и порождает благодушие, равнодушие и легкомысленно-безразличное отношение к людям и событиям. В этом смысле души пятой жизни никак нельзя назвать ленивыми: и людям, и их поступкам, и происходящим событиям, и произведениям искусства - всему они непременно дают нравственную оценку, равно как и собственным желаниям, мыслям и намерениям, и заинтересованно откликаются активными действиями. Сия работа происходит в них постоянно, им не приходится себя заставлять - это их свойство.

«Интересно, как поступила бы Ирис, если бы мне угрожала опасность?» - подумал Шай:

- Следует ли из этого, что люди пятой жизни как альтруисты, готовы пожертвовать жизнью ради ближнего? Помнится, моя бабушка, когда я задавал ей подобный вопрос, отвечала: «умереть за того, кого любишь, не трагедия»...

- Собственная жизнь человека и его достоинство имеют не меньшее значение, чем жизнь и достоинство других людей, - улыбнулся Нун. - Как сказал Творец? Он сказал: «Люби ближнего своего, как самого себя»!

- Философы называют это Золотым Правилом. Но так сказал своим ученикам Иисус, если не ошибаюсь...

Нун отрицательно покачал головой:

- Так заповедал Творец сынам Израиля в Торе! В том числе, и Йеошуа бен-Йосефу: «Люби ближнего своего, как самого себя».

- М-м-м... вспомнил, в Евангелии от Матфея: «...как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

- А если Вы захотите жену ближнего своего или осла его?.. Это ошибочная трактовка Закона, приписываемая пророку. Спасая ближнего, сделайте всё возможное, но не жертвуйте своей жизнью, учит Тора, ибо жизнь Ваша не является Вашей собственностью, а принадлежит Творцу, является средством служения Ему и имеет высшую цель. Это серьёзно!

- Но миллионы людей отдали жизни свои на фронтах военных сражений - за землю, за родину, во имя торжества некоей идеи...

- Пока мир устроен так, как он устроен, люди вынуждены всё время спасать себя и своих близких от какой-нибудь опасности. И это соответствует требованию любить ближнего своего, как самого себя. Однако уважайте Творца, дорожите дарованной Вам жизнью. Берегите мир, ибо мир сохраняет жизнь тем, кто мог бы погибнуть, а жизнь даёт шанс во всём разобраться, раскаяться, искупить грехи, продвинуться в духовном развитии, осознать цель и ценность человеческого бытия и поддерживать мир. Приближается критический рубеж, возможно, он будет преодолён через небывалую катастрофу. Затем на планете установится иной порядок, когда все люди будут знать Творца, уважительно относиться к Нему и выполнять Его требования, когда уже не будет войн, и у человечества хватит сил противостоять опасностям, не жертвуя жизнями...

- Но как этого достичь в нынешнем мире? Люди пятой жизни должны пожертвовать собой?.. - изумлённо спросил Шай.

Нун рассыпался тихим смехом:

- Потому люди пятой жизни, любя ближних и стремясь к миру, поступают правильно, когда пытаются найти «золотую середину». Вы, наверное, помните эти слова: «Если я - не для себя, то кто - для меня? А если я - только для себя, то кто же я»?

- М-м-м... - Шай улыбнулся, - по-моему, это слова Илеля...

- Мы как-нибудь поговорим с Вами и на эту тему, - кивнул старик.

- Значит, люди первых жизней, являющиеся значительно большими эгоистами, тем более не пожертвуют собой?

- Всё не так просто. Эгоизм людей первой жизни не просто наибольший, но, правильнее сказать, наиболее грубый. Бессознательно они видят себя в центре мироздания, а других в роли декораций. Но сие не означает, что они более ценят жизнь, ибо не ведают её цели и высшего смысла. Иные молодые становятся наркоманами и алкоголиками, другие дерутся насмерть, легкомысленно соглашаются пожертвовать своей жизнью, чтобы нанести ущерб тем, кого их лидер обозначил врагами... Это понятно?

- Понятно... - пробормотал Шай. - В духовном развитии я вижу два фактора: желание развиваться и достигнутый уровень. Человеку пятой жизни, наверное, уже не приходится стыдиться за свои поступки?

Нун улыбнулся и глубоко вздохнул:

- В душе человека пятой жизни в виде прошлого опыта сосуществуют слои многих воплощений, в коих он побывал, и опыт сей помогает ему в разных жизненных ситуациях. Но иногда ему приходится стыдиться и мыслей, и чувств. Например, он может дурно подумать о ком-то или предположить интригу в невинных поступках своих близких, в особенности, если его ум не занят сосредоточенной работой, а предоставлен произвольным блужданиям. При столкновением со злодействами, в изобилии демонстрируемыми средствами массовой информации и в кино, в нём могут пробудиться не самые лучшие чувства, но всё ж таки он не снизойдёт до подобного поведения.

- Мысленно допуская интриги и подозревая других в грехопадении, человек этим, видимо, сам грешит виртуально?..

Старик кивнул:

- Причём грехи, названные Вами виртуальными, оказывают негативное влияние и даже могут разрушить добрые отношения. Потому всем без исключения рекомендуется избегать дурных мыслей, тесного общения с плохими людьми и с безобразным искусством. А ещё следует загружать ум полезной работой, не позволяя ему блуждать где попало.

- Значит, люди пятой жизни не очень-то и совершенные?..

- Люди, живущие бок о бок на Земле, - чрезвычайно разные, и никто не рождается совершенным, идеальным, все нуждаются в развитии на нелёгком земном и внеземном пути, включая людей пятой жизни.

- Но они же меньшие эгоисты, чем остальные...

- Эти люди развиваются и дольше, и больше других, и их мировоззрение претерпевает наибольшую трансформацию. Хотя эгоизм завершающих пятую жизнь истончён, в их глазах он не убывает.

- Значит, уже в детстве они выделяются своей развитостью?

- Люди пятой жизни глубже и содержательнее, но развиваются они медленнее. Дети первой жизни, как мы уже говорили, значительно раньше проявляют свойственные взрослым интересы и желания. На их фоне иные дети пятой жизни могут выглядеть плохо координированными, заторможенными, отстающими в физическом развитии, иные даже позже начинают говорить. Физическое, интеллектуальное, и нравственное развитие у детей происходит параллельно. Сознание более продвинутой души пытается анализировать и контролировать происходящее вокруг гораздо глубже, чем это делают другие. Ничто, никакое событие не проходит мимо их сознания без того, чтобы быть глубоко изученным, осмысленным и получить нравственную оценку. И сей сложный процесс удлиняет период детства. Молодые «пятаки» должны прочесть много книг и осмыслить много проблем, в то время как большинство «перваков» книг вообще не читают, их нравственные запросы вполне удовлетворяет примитивное кино со стрельбой и сексом.

- Я мысленно представил себе улицу и идущих мне навстречу молодых людей, - улыбнулся Шай. - Подростки первых жизней ведут себя уверенно, иногда вызывающе, а молодые люди пятой жизни и выглядят, и ведут себя скромно, как дети...

- Иногда выглядящие возмужавшими молодые люди пятой жизни рассуждают об окружающем их мире наивно и доверчиво, как дети, в то время, как их сверстники первых жизней уже приняли в себя ложь мира сего, усвоили циничные правила игры и конформистски встроились в его структуры. Через пламя эмоциональных мук, через душевные озарения люди пятой жизни делают свои открытия, настойчиво ищут объяснение тому, что им непонятно и кажется нелогичным, замаскированными разрывами в логике идеологий, призывов и лозунгов. Межличностные связи и взаимоотношения с окружением, а также сети традиций сдерживают и тормозят нарастающую в них волну трансформаций, к коим их душа уже готова. Но набравшись сил, в какой-то момент душа сбрасывает с себя сети сии, старые ценности рушатся, и она вырывается вперёд, обновляясь и проявляя свою истинную суть.

- Видимо, это как разные сорта цветов - есть быстро созревающие и распускающиеся и есть медленно…

- Мы как-то говорили с Вами о том, что качества души, сформировавшиеся прежде, находятся в скрытом состоянии и «прорастают», подобно зерну, и раскрываются, как почки растений, по мере взросления тела, мозга, с учётом конкретных условий, влияющих на формирование мировоззрения.

- Значит, люди пятой жизни таки как дети?.. Но Вы назвали детьми человечества «перваков»...

- Уточним. «Пятаки», люди, движущиеся к шестой ступени, на протяжении всей своей жизни - это сознательные дети Бога, коих Он ведёт к Себе в Царство Небесное. Люди первой жизни - в недавнем прошлом животные, воплотившиеся в человеческом обличьи, - это несознательные люди, дети человечества, коим предстоит долгий и нелёгкий путь взросления через земные тяготы и испытания, через неоднократные воплощения.

- У меня возник странный вопрос. Представим себе, что тело, в котором воплотилась душа к пятой жизни, унаследовало от предков некие генетические предрасположенности, например, повышенный уровень некоего гормона. Может ли это оказать влияние на поведение сознательного человека?

Старик кивнул:

- Случается, когда человек, преодолевший пятую ступень, обнаруживает себя в теле, страстные влечения коего стесняют и ужасают его душу. Протест души, её нравственные страдания и борьба с желаниями тела может вылиться в различные формы аскетизма, включая безбрачие и отшельничество с многообразными проявлениями того, что именуют умерщвлением плоти. Но окажись в том теле малоразвитая душа, она просто пустилась бы в распутную жизнь, не испытывая ничего подобного.

- Любопытно... Мне кажется, люди пятой жизни должны чувствовать своё совершенство по сравнению с другими...

- Видите ли, Шай, всякий развивающийся духовно приближается к Идеалу и под действием Его Света меняется, просветляется. Но чем дальше он продвигается, тем явственнее ощущает оставшийся эгоизм и душевные недостатки, открывающиеся его изменившемуся духовному взору, своё ничтожество в сравнении с Творцом. Таким образом, то, над чем человеку надо работать, всегда будет перед ним до конца пятой жизни и после неё, ибо до Идеала ещё множество ступеней…

- Выходит, в духовном продвижении действует экспоненциальная зависимость?

- Или геометрическая прогрессия... - тихо рассмеялся старик. Он взял трость и начертил возрастающие ступени.

- Так вот что означал Ваш рисунок?!

Старик кивнул.

- Значит, все «пятаки» - знают о Творце, о Боге Единственном?

- У них душа такая, - улыбнулся старик, - интуитивно ведающая о двух мирах и Творце. Но на уровне сознания многие из них не отдают себе в том отчёта, а иные живут как атеисты. Атеистическое окружение, атеистическое воспитание и образование, атеистическая пропаганда власть предержащих, атеистичность естественных наук, язычество религий и неубедительность их проповедей - всё это подталкивает к модели мира, в коей нет места Богу... Потому среди одарённых, наитствуемых Небесами людей, иногда можно встретить амбициозных, преисполненных гордости за свои выдающиеся способности, но не понимающих, откуда это у них.

- Я размышлял на эту тему и пришёл к следующему выводу. Люди с выраженными признаками религиозности в поведении, как правило, малообразованы... А образованные, интеллигентные люди, воспитанные в нерелигиозной среде, приобретают привычку апеллировать к разуму, к здравому смыслу, противопоставляя то, что они считают рациональным, тому, что кажется иррациональным, эзотерическим, мистикой... И становятся убеждёнными атеистами. Для большинства физиков слово «Бог» ассоциируется с религиями, а религии - с язычеством. Лишь единицы среди пришедших в религию после университетов, обычно это гуманитарии, пытаются принять в свою душу модель мира с участием Творца.

- Увы!.. Многие люди науки, чей ум сопротивляется чувству Бога в душе, не находящие Ему надёжных экспериментальных подтверждений, допускают плюрализм в вопросах морали и поддерживают атеистическое воспитание следующих поколений, чем препятствуют установлению Нравственного Закона на планете. Яыческое мировоззрение, как это ни парадоксально, объединяет людей науки и малодуховных лидеров, смотрящих на человечество через мушку прицела, и даже бандитов, использующих плоды деятельности учёных во вред человечеству.

- Таки парадокс. Но если «пятаки» восприимчивы к духовному...

- «Пятаки» восприимчивы ко всему духовному. Даже если они атеисты, в любом вопросе их прежде волнует нравственная сторона. Скрытое знание души о своём бессмертии, делающее одних людей храбрыми, других неосмотрительными, у духовно продвинутых достигает сознания.

- Потому, даже не будучи циниками, они весьма спокойно относятся к событиям, иными воспринимаемым как трагические?

- В том числе. Люди сии умеют глубоко сожалеть и сочувствовать без внешней эффектации и способны сознательно жертвовать собственными интересами ради помощи ближним, не считая себя при этом жертвой, а свои поступки героическими.

- В индуистских книгах по реинкарнациям я читал, что воплощения души могут быть более высокими и более низкими, и последовательность их может меняться.

- Под уровнем воплощения в этих книгах часто понимается положение человека в обществе и материальное благосостояние семьи, в которой он воплотился. Мы же с Вами говорим о другом.

- Не припомню сейчас, где именно, я прочёл, что якобы случаются воплощения в прошлое. Этим феноменом объяснялось появление на Земле продвинутых людей.

Нун отрицательно покачал головой:

- Прошлое всегда с Вами, оно хранится в Вашей памяти - в памяти Вашей души, сублимировавшись в уровне ее сознания в сознательность. Мудрые души извлекают уроки из прошлого ради продвижения в будущее.

- А могут ли люди пятой жизни помнить свою предыдущую жизнь? - Шай задал, наконец, вопрос, мучивший его последние дни.

Старик приподнял брови и таинственно улыбнулся:

- Рождения на Земле - беспамятные, доступ к информации о прошлых жизнях прикрыт, но никакая информация не исчезает. Иногда человек вдруг может вспомнить события из своей предыдущей жизни, особенно, когда оказывается в месте, где ему приходилось бывать в прошлом воплощении. Медики, в той или иной степени верящие в реинкарнации, пытаются решить проблемы пациентов, доставшиеся им из прошлой жизни, погружая их в полугипнотические состояния. Заодно они узнают и о мире, где души пребывают между жизнями.

- И что же они могут извлечь из памяти людей?

- Из памяти души! - Нун потряс указательным пальцем. - Всё, что душа видела, слышала или ощущала каким-либо иным образом, в ней надёжно хранится.

- Но если в духовном мире имеются ответы на любые вопросы, то на основе вспоминаемой информации, наверное, можно сделать выдающиеся научные открытия об устройстве мира? - воскликнул Шай. - Надо только научиться отличить объективную информацию от фантазии...

Старик улыбнулся:

- Самая важная информация, необходимая человеку и человечеству, - это знание о двух мирах и Творце Едином. Увы, большинство исследователей проходят мимо неё. Даже те, кто беседует с загипнотизированными, пытаются дать деталям духовного мира материалистическое толкование.

- Но это, наверное, естественно для исследователей... - улыбнулся Шай. - Для науки её путь и главный инструмент - это рациональный подход, а этика и нравственность есть некие иррациональные принципы формы человеческого бытия. Духовный мир, как и нравственность, в обществе изучаются исключительно как культурологический феномен... а вовсе не как проявление объективной реальности мироздания.

- Сие вполне естественно для язычников, для атеистов, уверовавших в могущество и безоговорочную правоту земной науки, в силу, в славу, в деньги и рукотворные традиции. Но сие есть катастрофическое заблуждение и основная причина бед. Для человека нравственность и соблюдение Заповедей есть путь и главный инструмент. Рациональность же - форма, принцип мышления, легко поддающегося заблуждениям.

- Я сейчас подумал: разве можно в процессе подобных исследований, прикоснувшись к миру иному, всё ж таки не уверовать в Творца?

- Увы! Земная жизнь настолько сместила понятия и ценности в умах людей, что, едва уверовав в жизнь после смерти, исследователи пытаются и в духовном мире выявить должностную иерархию и понять, от кого, в первую очередь, будет зависеть там их грядущая судьба. Вовсе не зло, грех и смысл Заповедей есть предмет их изысканий. Практичным язычникам, узревшим мир иной, необходимо знать, кто в нём есть кто? Среди мерещащихся им полубогов и наместников они жаждут обрести там «свою руку», коя взялась бы их, грешных, защищать потом перед лицом Истины и Справедливости, дабы выторговать прощение и жизнь безмятежную и счастливую.

- И от кого же будет зависеть их судьба?

Старик развёл руками и таинственно улыбнулся:

- Вам уже известен ответ: от них самих, от того, что они собой представляют, и как живут. В том мире лести не приемлют, взяток не берут, а земная слава там рассыпается в прах вместе с самомнением. Потому не важно, исследовал ты тела или души на Земле, строил дворцы, университеты или монастыри, важно - что именно представляет собой твоя душа и какой груз грехов-долгов ты на ней притащил. Какова твоя душа и её ноша, - таков ты есть! И дальнейшая судьба твоя будет зависеть от этого.

- Возможно, люди пятой жизни это те, кого Конфуций именовал благородными людьми, в отличие от тех, которых он называл низкими? Например: «Благородный человек знает только долг, низкий знает только выгоду»... «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим»... «Благородный муж винит себя, низкий человек винит других»... Или: «Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, потому у людей не вызывают неприятия его приобретения».

- Сии высказывания, действительно, характеризуют различия между «пятаками» и людьми первых жизней. К сему добавьте: «Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба, низкий же человек поджидает удачу», - улыбнулся Нун, - или «Благородный муж в душе безмятежен, низкий человек всегда озабочен»...

- Лао-Цзы называет подобного человека «достойным мужем». Например: «Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает дающее заслуги, но не признаёт их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость». Или: «Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень».

- Это весьма характерно для людей пятой жизни, - кивнул старик.

- Вы говорили, что люди четвёртой жизни ценят образование. Люди пятой жизни, наверное, ещё выше его ценят?

- Да-да, Шай, высокообразованные люди, бережно хранящие и наращивающие свои знания и творческий потенциал, расширяющие кругозор и укрепляющие образовательный фундамент, - это в основном «пятаки».

- Любопытно... - смутился Шай.

- Что же, выходит, все профессора и доктора наук - «пятаки»?

- Не все. «Пятак» - тот, кто превзошёл пятую ступень. Если же человек духовно деградирует, например, увлекшись карьерным ростом, он уже не «пятак».

- А если «четвертак» усиленно продвигается?..

- На протяжении четвёртой жизни человек может не только достичь пятой ступени в развитии нравственного сознания, но и превзойти её и сравняться с продвинутыми «пятаками».

Шай покраснел и задумался:

- Значит, выдающиеся учёные, композиторы, художники, поэты... - все «пятаки»?..

- Озарения наполняют человеческие души гармонией Небес пропорционально их открытости, чистоте и глубине. Хозяева несправедливого мира сего, а также большинство, равнодушное к происходящему в нём, - играют скромную роль зрителей, читателей, слушателей или заказчиков произведений высокого творчества. Кого по-Вашему нанимают люди в рясах для проектирования и росписи храмов, где они прислуживают?

- Выдающихся архитекторов, живописцев, скульпторов...

Нун развёл руками:

- Обществу, большинству, как воздух нужны люди высокодуховные, одарённые, талантливые. Без таких людей человечество давно бы взорвало, сожрало, задушило, отравило и сгноило само себя, даже не поняв: что это было? По сей день оно порывается сделать нечто подобное, вдохновляемое в том числе и бесчисленными образцами низкого искусства.

- Пожалуй... пожалуй...

- И что же удерживает человечество от глобальной катастрофы, от бесславного конца? Научно-технический прогресс? Политики, обещающие ложь, но избираемые равнодушным, конформистским большинством? Или же меньшинство, устремлённое к Истине, Гармонии и Справедливости?

- Наверное, устремлённые к Истине... И нравственные рамки тоже...

- И двести, и пятьсот лет назад в роли рамок, определяющих границы дозволенного, выступали национальные культурные и нравственные традиции. В какой степени те или иные из них соответствовали требованиям Творца - это отдельный вопрос, но с детства человека воспитывали в рамках, и взывали к совести тех, кто выходил за них. А теперь, когда все либерально дозволено, кроме попадающего в разряд нарушений государственного закона, когда всё, что угодно именуется явлениями искусства и культуры, что есть нравственные рамки и кто удержит человечество от глобальной содомской трагедии? Кого мы можем назвать совестью человечества?

- Наверное, избранный Богом народ, - предположил Шай. - Хотя...

Старик потряс пальцем:

- «Пятаки», Шай! Люди, приближающиеся к шестой ступени и преодолевшие её, - это совесть человечества, совесть планеты. Именно благодаря им человечество ещё не погубило себя. Только они могут спасти мир и прервать нескончаемый круг безумного существования на планете, в коем насилие и равнодушие играют лидирующую роль. На них вся надежда, и, в первую очередь, из числа сынов Завета.

«Значит, Ирис спасёт человечество, а она об этом даже не догадывается...» - усмехнулся про себя Шай:

- То есть, людей пятой жизни станет большинство, и они смогут демократическим путём установить на Земле царство Добра и Справедливости?

Старик взял трость и начертил на земле прямоугольник, вытянутый в направлении от скамейки:

- Поместим сюда всех людей, населяющих ныне планету, - старик пересёк дальнюю часть прямоугольника горизонтальной чертой, указал на образовавшуюся над ней едва различимую область и сокрушённо покачал головой. - Многие люди пятой жизни пополняют собой Царство Небесное, но на планете Земля они пока что в меньшинстве, и принципы современной демократии не позволят им сего достичь, даже если бы их поддержали все люди четвёртой жизни.

- Неужели их так мало? - удивился Шай.

- В наше время люди пятой жизни составляют три с половиной процента от общей численности населения этой планеты.

- Так мало? А людей четвёртой жизни сколько?

Старик пересёк прямоугольник ещё одной чертой, чуть отступающей от предыдущей:

- Людей четвёртой жизни - пять с половиной процентов.

- Тоже мало...

- Это уже не мало, в прежние времена людей четвёртой и пятой жизни было гораздо меньше.

- Значит, люди первой жизни составляют большинство?

Нун кивнул:

- Прирост населения происходил и происходит главным образом за счёт душ, впервые воплощающихся на планете сией, преодолевших лишь первую ступень развития сознания.

- Мне врезалось в память, что ежесуточно рождается более двухсот тысяч детей. Сколько же среди них людей первой жизни?

- Людей первой жизни на планете ныне тридцать четыре процента, - старик отсёк концом трости треть в нижней части прямоугольника. - Чуть меньше людей второй жизни и около двадцати четырёх процентов - третьей.

Старик провёл ещё одну черту и поочерёдно указал тростью на все пять областей:

- Такова сегодня планета сия! - Нун ударил тростью в прямоугольник.

- Но если людей первой, второй и третьей жизни вместе взятых более девяноста процентов, а демократия это власть народа, выходит, это царство бездуховности?..

Нун кивнул:

- Высокодуховные люди не могли и пока ещё не могут создать массовую партию единомышленников. А реальной возможности изменить мир вокруг себя к лучшему, вступая в дискуссию с оппонентами, коих подавляющее большинство, они не видят. Они выступают в защиту несправедливо обиженных, предлагают помощь голодным, беспризорным детям, выступают в защиту дикой природы - это то конкретное, чем они могут помочь, занимаясь сим по зову своих душ. Нет у них пока возможности сделать так, чтобы учителями всех детей на планете стали люди высоконравственные, а также судьями и руководителями, и чтобы не денежная прибыль, а духовная стала целью и путём человечества.

- Значит, они не смогут не допустить нового «гитлера», рвущегося к власти в какой-нибудь стране?..

- Это - проблема. Более того, поскольку их мало, то захватившим и удерживающим власть силам нетрудно отслеживать любых оппонентов, искателей правды и правозащитников...

- И что же, в Штатах, и в Кении, и в Полинезии процент одинаков?

Нун отрицательно покачал головой:

- Это в среднем по планете. В развитых странах, благодаря их привлекательности для воплощающихся душ, а также вследствие миграции, людей четвёртой и пятой жизни больше - около десяти процентов вместе взятых. В странах же малоразвитых и таких, откуда эмигрируют, их меньше. В крупных городах - как правило, больше, в научных центрах - значительно больше. К тому же многие из духовно продвинутых, кому приходилось страдать в деспотических режимах, не хотят вновь воплощаться в подобных условиях. В некоторых регионах планеты люди первой и второй жизни составляют более восьмидесяти пяти процентов, а пятой - менее одного процента. И, как следствие, иногда возникает явление, кое именуют вырождением нации или народа.

- М-м-м... А эту статистику можно как-то подтвердить?..

- Разумеется. Проведите опрос населения, задайте вопросы, выявляющие уровень духовности, нравственности... и получите ответ.

- Можно, например, задать вопрос об отношении к проституции...

- Пожалуйста! Все люди в той или иной степени имеют сексуальные потребности, но отношение к тому, что в этой сфере приемлемо и что нет, индивидуально и в значительной степени зависит от нравственности. Уверяю вас, мужчины пятой жизни не пользуются услугами проституток, а женщин пятой жизни Вы не встретите среди них ни одной. На сей выбор оказывают влияние также национальные и религиозные традиции.

- У Анатоля Франса есть что-то вроде: «Обезьянам, для того чтобы любить женщин, не хватает только денег».

Нун кивнул:

- Между прочим, люди первых жизней видят, что «пятаки» - совсем не такие, как они, что это существа со странным мировоззрением, коего они не уразумеют. Вроде бы умные... а выгоды своей порой не понимают. Честность и порядочность для них важнее денег...

- Любопытно... А интеллектуальная элита общества?

- Интеллектуальная элита общества состоит главным образом из людей пятой и четвёртой жизни.

- А бизнес-элита?

- В бизнес-элите преобладают представители третьей жизни, хотя немало и тех, кто живёт вторую жизнь и четвёртую...

- А миллионеры?

- Среди тех, кому миллионы достались по наследству, Вы встретите людей разных ступеней примерно в той же пропорции, в какой они представлены на планете или в данной стране. Это вовсе не подарок Небес - родиться в семье миллиардера, но специфическое испытание. В количестве съедаемой пищи предел устанавливает объём желудка. В запасаемом продовольствии предел устанавливает разум, в накапливаемых богатствах - уровень нравственного сознания души... Духовно продвинутые люди щедро отдают нуждающимся материальные блага, доставшиеся им в избытке, и не сожалеют об ущербе такого рода, оборачивающимся для их душ приобретением.

- И таковы все люди пятой жизни?.. А признание общества?..

- Мы говорим о том, что типично для людей, преодолевших пятую ступень, однако не следует принимать сие за твёрдое правило, распространяющееся на всех без исключения. У каждого своя предыстория и судьба. Среди людей пятой жизни можно встретить и одинокого человека, и мать, оставшуюся без работы с детьми на руках, и бедного поэта, художника, философа или изобретателя... Всех их объединяет то, что они ценят духовность и творческие занятия. Они слышат в душе своей призыв Небес - расти, развиваться, творить на благо людей - и следуют сему призыву. Они, повторяю, - совесть человечества, но это вовсе не означает, что все они имеют признание общества или вскоре получат таковое...

- М-м-м... Вы мне открыли глаза на то, что представляет из себя человечество, - улыбнулся Шай, - и на цену признания личности обществом, в котором «дети» составляют большинство.

- О том, какова истинная цена так называемому общественному мнению, мы ещё с Вами поговорим... - улыбнулся старик. - А в грядущие времена «детей человечества» «пятаки» будут воспитывать с рождения, не позволяя им делать то, до чего они ещё не доросли, оберегая их от опасностей, чтобы избавить мир от преступности и тюрем, и они будут нести ответственность за незрелые души, как положено сознательным взрослым.

- Но для этого, наверное, сперва должны быть соответственно регламентированы и распределены права?..

- Именно так! Это задачи, стоящие перед человечеством.

Шай задумался, затем улыбнулся:

- Наверное, люди, являющие собой совесть человечества, обладают особой интуицией и проницательностью?..

- У всех людей в той или иной мере имеется интуиция, но это разная интуиция. Например, у животных это именуют чутьём. Что до «пятаков», то среди них Вы можете встретить как доверяющих своей интуиции, так и более доверяющих другим - доверчивых. Первым достаточно взглянуть на человека, увидеть, как он говорит, как себя держит, чтобы сделать вывод об уровне развития его души, даже не вникая в произносимые им слова. «Пятаки» другой крайности внимательно выслушают любого и поверят более убедительности слов, чем собственной интуиции. Таковые чаще оказываются введёнными в заблуждение, уловленными в сети обмана. Подобные им юные поддерживали марксистские идеи в России, а получили большевизм, сталинизм и пулю в затылок. В западной демократии они обычно самые «левые» борцы за равноправие и свободы, в том числе, для террористов.

- В профессорской среде это стало традицией, - Шай улыбнулся и задумался... - Могу предположить, что в старости люди пятой жизни напрочь утрачивают интерес к земному бытию...

- Пожилые, преодолевшие пятую ступень, а тем более, шестую, в отличие от большинства своих ровесников, не испытывают зависти ни к молодым, ни к детям. Они спокойно относятся к тому, что скоро уйдут из этого мира, и не имеют ни малейшего желания возвращаться в него. Будда - типичный пример человека пятой жизни, преодолевшего шестую ступень, а ученики, тянувшиеся к нему с неодолимой силой, - суть продвинувшиеся молодые люди, искавшие ответы на естественные для них вопросы о сути бытия и возможности избавиться от страданий и смерти.

- Из всех религий буддизм мне почему-то наиболее симпатичен.

- О религиях мы ещё с Вами потолкуем, - покачал головой Нун.

- Я вспомнил Шекспира: «Человек это животное, стремящееся возвыситься до Бога, - улыбнулся Шай, - и большинство наших бед есть неизбежный побочный эффект направленных на то усилий». Но, видимо, вера может оказаться недостаточно крепкой?..

Нун развёл руками:

- У людей с разным уровнем развития души возвышение происходит по-разному. Можно сказать и так: вера вере рознь. Вера может быть слабой, на грани неверия и более или менее сильной. Если Вы верите во что-то, то можете и разувериться. Но существует то, что называют знанием. Вы верите в то, что Вы существуете или Вы знаете, что это так на самом деле? Но если Вы знаете, что это именно так, то вместо постоянных сомнений Вы расширяете своё знание и углубляете. Это часть Вашего мировоззрения. Так и с отношением к Творцу: не вера, но знание о Нём дают человеку надёжную точку опоры в жизни. Если человек не знает Творца в душе своей, то зачем ему соблюдать Его заповеди? Разве это не логично? Потому люди первых жизней, не ощущающие Бога в своей душе, не стремятся уподобиться Ему, а их стремление возвыситься над себе подобными имеет результатом аморальное управление обществом и множество бед, происходящих в нём.

- И при этом, наверное, Творец не может спрашивать с людей первых жизней, какой бы пост они ни занимали в человеческом обществе, так же строго, как с «пятаков»...

- Повторяю: «Кому больше дано, с того больше спросится». Это закон!

- Иными словами, с тигра-людоеда - меньший спрос, чем с человека... Значит, с человека, имеющего малоразвитую душу, не верящего в Бога и не осознающего, что ему придётся предстать перед Небесным Судом, например, с такого злодея как Гитлер, не спросят так же строго, как если бы он обладал развитым сознанием и представлял себе, как устроен мир в действительности?..

- Большинство несознательных душ избрали это ничтожество своим лидером, и человечество получило то, что получило. Сие должно было бы стать уроком. Наступит день, когда лидеров будут избирать исключительно из числа наиболее продвинутых и сознательных личностей, людей добрых и стремящихся к справедливости... даже если они не столь речисты, как иные политики.

- Моисей до восьмидесяти лет был косноязычным, но Творец объяснил ему, что это не важно, так как Он Сам будет вкладывать слова в его уста.

- Души, преодолевшие пятую ступень, а тем более шестую, - вот кто должен руководить, учить и судить! Те из них, кто имеют пацифистские убеждения, заступаются за обиженных, униженных и притеснённых, ценят праведность и стремление к Идеалу, и нравственные требования Его для них эталон, не вызывающий сомнений, несмотря на искушения плюрализмом целей, ценностей и средств их достижения.

- Кстати, в Израиле призывников с пацифистскими убеждениями не берут в боевые части, так как в Торе сказано: «Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идёт и возвратится домой, чтобы не сделал он робкими сердца братьев его, как его сердце». Но современные пацифисты это ведь не те, кто робок сердцем, они просто считают, что убивать людей недопустимо.

- А Вы как думали? - развёл руками Нун. - Конечно же, недопустимо! Приемлемость убийства в сознании общества как способа решения межгосударственных проблем есть недвусмысленное свидетельство низости цивилизации, царящего в обществе язычества и неадекватных представлений о человеке.

- Вся история человечества - это милитаризм.

- Об истории человечества можно сказать, что это летопись кровавого выражения недовольства малодуховных властителей фактом существования на планете других стран и других властителей. Милитаризм - явление языческое. Творец - противник милитаризма. Он считает язычников не только Своими врагами, но и врагами мира на Земле, первопричиной войн, не прекращающихся по сей день. Во все времена языческие режимы рассматривали солдат как «пушечное мясо», боязливых и робких сердцем не только не отпускали домой, в их спины целились их же соотечественники, чтобы те не помышляли о дезертирстве.

- А как же защита от врагов?.. В Торе упоминается «кровная месть»...

- Творец предоставляет человеку широкую свободу выбора во всех делах, включая защиту своей страны от врагов и защиту своих близких от посягательств на их жизнь. Месть - древнейший инструмент устрашения преступников в языческом обществе, трактующем справедливость, как угодно власть имущим. Язычники мстят за инакомыслие и свободомыслие, трактуемое как предательство, они постоянно замышляют агрессию и не уважают права не только иноплеменников, но и своих сограждан.

- Меня ещё в школьные годы поразили слова Торы об этике военных действий: «Когда подступишь ты к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир», а также о том, чтобы не портить плодовые деревья...

- «Если осаждать будешь город... то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому, что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое - это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?»

- А на Святой Земле и сейчас случается, что рубят, и рощи поджигают... - Шай задумался. - А ещё меня удивляет бесцеремонное обращение с беженцами и мирными гражданами во время так называемых миротворческих военных акций, проводимых демократическими странами.

- Действительно, на каком основании с древних времён и поныне считается, что с инородцами и иноверцами можно обращаться резче и грубее, чем с согражданами? Тора, запрещая дискриминацию пришельцев, квалифицирует подобное обращение как пережиток язычества. Между тем, сие есть норма в жестокой практике межгосударственных отношений: ежедневно на планете убивают ни в чём не повинных граждан другого государства без суда и следствия - будь то заложники или жертвы терактов. Любой человек, осознавший низость всего этого безумия, творимого неразвитыми душами, ставший пацифистом, вправе не понимать происходящего и требовать радикальных изменений к лучшему. Только вот не от кого требовать... вожди общества нередко подстать большинству в нём.

- А не может ли влиять привлекательность той или иной страны для конкретной души при следующем воплощении?

- Подобное притягивается к подобному. Продвинутые души заинтересованы полнее реализовать свой творческий потенциал, воплотиться в более цивилизованных, более свободных странах, родиться на более духовных планетах. Для примитивных душ привлекательны условия, что доставляют им привычные удовольствия, соответствующие их уровню.

- Если так, то по мере духовного прогресса земной цивилизации её привлекательность для низших и злых духов должна снижаться... Коли имеются планеты грубее, более соответствующие пристрастиям этих духов, то они, вероятно, будут стремиться туда?..

- Так и происходит, Шай, к тому же снижение рождаемости приостанавливает приток новых душ.

- И тогда процентное соотношение на Земле будет смещаться в сторону более продвинутых душ?

- Оно и так постепенно смещается. Духовная эволюция происходит и на Земле, и на других планетах Вселенной: «Ибо вот Я творю Небеса новые и Землю новую, и не будет упомянуто прежнее, и не придёт в сердце».

- Вы, наверное, имеете в виду переход от рабовладельчества к феодализму, затем к капитализму, наконец, попытки построить ещё более справедливое общество?..

- Процессы гуманизации общества налицо, и научно-технический прогресс, несомненно, играет в этом определённую роль: людям уже не надо убивать друг друга из-за куска хлеба. Однако средний уровень нравственного сознания жителей планеты возрос совсем незначительно. Приемлемость для низких душ насилия как средства решения собственных проблем не стала меньшей, и войны не прекратились. Сей образ жизни и ошибочные представления о её смысле передаются новым поколениям как традиция. Гуманизация происходит далеко не столь быстро, как хотелось бы, - развёл руками старик. - А порой история демонстрирует столь значительное ретроградное движение, что ошеломлённые люди пятой жизни сомневаются: а есть ли прогресс вообще? Ведь до сих пор не существует даже единой общечеловеческой концепции воспитания подрастающего поколения.

- Что же такое должно произойти, чтобы прогресс человечества ускорился, чтобы в мире, наконец, навсегда воцарились справедливость, добро и мудрость, и уже не было возврата к дикости? Какие-то уроки из истории должны же быть извлечены... какой-то плод должен вызреть...

- Бесконечное разнообразие воззрений на то, что есть человек, зачем он родился, как ему следует жить и к чему стремиться, как поступать допустимо и как не допустимо, - вот плод истории человечества, по большому счёту, жалкий плод. Человечество должно придти к единой системе взглядов, соответствующей Истине Творца. А для того, чтобы процесс приобрёл необратимый характер и заметную динамику, необходим серьёзный перелом в отношении общества к душам людей, к фактору духовного развития личности и к воспитанию новых поколений. Должен быть признан примат духовности. Остальные изменения произойдут как следствия.

- Значит, надо создать условия для такого перелома...

- Ныне это одна из главных проблем человечества. Судя по развитию событий, сперва оно окажется на краю пропасти, затем, вполне возможно, - в горниле катастрофы. Алчные аморальные лидеры, те, кто ведёт к этому, разбегутся по заготовленным укрытиям, исчезнет возможность далее извлекать им корысть... Тогда и появится шанс высокодуховному меньшинству проявить активность, чтобы изменить нравственный климат на планете.

- Так, может быть, пришло время основать межгосударственный центр по изучению нравственного сознания человека, разработке методов его развития и путей совершенствования общества… цивилизации... демократии?..

- Я вижу, Вы решительно настроены, Шай! - тихо рассмеялся старик.

- Просто Ваши аргументы выглядят очень убедительно... по крайней мере для меня.

- О проблемах цивилизации, о демократии и вообще о прелестях человеческого общества мы ещё с Вами поговорим... Завершим в первом приближении с человеком и перейдём к их сообществам.

Шай взглянул на часы: время возвращаться. Он хотел узнать ещё о людях третьей, второй и первой жизни подробнее... но сегодня ему пришлось задержаться на работе.

Нун развёл руками:

- Вопросов у Вас много, но Вам уже пора возвращаться...

- Да, - кивнул Шай и на мгновенье задумался. - А мог бы я где-нибудь прочитать о том, о чём Вы рассказывали, поподробнее? Кто-нибудь ещё знает об этом? - Шай раскрыл ладонь и потряс ею.

- Вот Вы уже знаете, - улыбнулся старик. Он внимательно посмотрел на Шая, затем сунул руку за пазуху и достал оттуда цилиндрический предмет длиной около фута. Взмахнув предметом в воздухе, старик торжественно возложил его на ладонь Шая.

- Здесь Вы найдёте то, что ищете. Да пребудет с Вами Наимудрейший!

Старик поднялся со скамейки, поклонился и стал удаляться.

 

 

Сайт автора: www.five-lives.com

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 20.06.2011