О.Ерёмина, Н.Смирнов

 

Ярославль

(к теме «Правление Ярослава Мудрого»)

 

 

От Москвы до Ярославля - 250 километров на северо-северо-восток. Добраться до него можно по железной дороге, ведущей через важные центры культурной жизни русского Средневековья - Сергиев Посад, Александров (при Иване Грозном - Александровская слобода) и Ростов.

Если же ехать по автодороге, то первый город, который встретится нам на пути, будет тот же Сергиев Посад. Второй - Переяславль-Залесский, расположившийся на высоких берегах, спускающихся амфитеатром к Плещееву озеру. Переяславль-Залесский - один из древнейших центров культурной жизни русский земли на Северо-Востоке. Сейчас город и его окрестности являются частью национального парка «Переяславль», и для автомобилей сделана объездная дорога, обходящая город с востока. На легковой машине можно проехать через центр и увидеть древние валы и храмы, один из которых - Спасо-Преображенский собор - построен ещё при Юрии Долгоруком.

Город не зря назван Залесским. Его и сейчас окружают леса, расположенные на крутых склонах северной части Смоленско-Московской возвышенности.

Описание природных характеристик местности - не прихоть, но необходимая составляющая при попытках представить себе исторические особенности развития культуры и экономики данного княжества. Еловые леса означают, что в этом районе бедные подзолистые почвы. Сами леса говорят о возможности хорошей охоты и бортничества. Холмистый рельеф затрудняет земледелие. Наличие большого озера говорит о богатых рыбных ловлях. Реки, впадающие в озеро, имеют поймы с заливными лугами, соответственно, богатые сенокосы и разведение скота.

В Переяславле-Залесском нет развитой речной сети, поэтому сообщение между соседними городами было возможно лишь по дорогам. А дорогу в лесах ещё надо было расчистить. Современная трасса без конца ныряет вверх и поднимается вниз. На подъёмах стоят выкрашенные зелёным ящики с песком, которым в гололёд посыпают дорогу. Водители рассказывают, как часто буксуют даже самые мощные автомобили, не могут взобраться на очередной взгорок. А внизу уже едут следующие машины. Из-за этого часто случаются аварии и образуются многокилометровые пробки.

А теперь представим себе, что по санному пути по этим косогорам тянутся тяжело нагруженные сани или летом едут телеги. Лошади с трудом втаскивают вверх поклажу, а возницы подталкивают сани или телегу сзади или на спусках бегут рядом, берегут лошадь. Именно об этом говорит русская поговорка: «Что мужику деется: бежит да греется!»

Но вот местность выполаживается, дорога становится более ровной. Вокруг - широкие, уходящие за горизонт поля. Мы приближаемся к низменности, в центре которой озеро Неро и известный с 862 года город Ростов. Он стоит на берегу озера, вокруг - низкая болотистая равнина. Автодорога в центр города ведёт по насыпи, вокруг тёмная вода, на которой весной буйно цветут калужницы, а летом шумит тростник. Таким же болотом окружён Ростов с севера и востока. Вероятно, в город вела только одна дорога, которую летом легко было перекрыть в случае опасности. Может быть, именно эта особенность низины заставила финно-угорское племя меря устроить свой главный город именно здесь. Водный путь ведёт из Ростова во Владимиро-Суздальскую землю. От Ростова до Ярославля было также легко добраться - по полноводной Которосли.

Ярослав Мудрый был действительно умудрён опытом, выбрав место для основания города именно в устье Которосли. Город стал важным транспортным узлом, связав древнейшие центры русской жизни: Ростов и Белозерск, который тоже впервые упоминается в летописи под 862 годом. В Белозерск можно было попасть, поднявшись по Волге до устья Шексны, где ныне Рыбинское водохранилище, а затем на север по Шексне и Белому озеру. Через сеть озёр от Белоозера шёл путь на Вологду и далее по реке Вологде и Сухоне на север, через Великий Устюг к пушным богатствам северных лесов и архангельского Поморья.

Став важным опорным пунктом русской колонизации, Ярославль помог созданию и укреплению новых центров русской жизни. Постепенно на Волге возникали и росли города Старица, Ржев, Тверь, Кашин, Углич, Рыбинск, Романов и Борисоглебск (ныне два города слились в один - Тутаев), Кострома, Кинешма, Юрьев-Повольской (ныне Юрьевец), Нижний Новгород…

Позже, когда в ХIII веке северо-восточная Русь оказалась отрезанной от южной соли, Ярославль стал активно торговать солью, которую добывали в Солигаличе, Тотьме, Усолье (Сольвычегодске).

Ярославль и сейчас является важнейшим транспортным узлом, в то время как многие древние города потеряли своё былое значение (вспомним, например, Ладогу или тот же Ростов). Время подтвердило мудрость князя, повелевшего заложить город именно здесь, на высоком и обрывистом берегу Волги возле устья Которосли.

Время Ярослава Мудрого - период расцвета киевской государственности - подобно правлению Перикла в Афинах. До него - былинный Владимир Святославич и старый деревянный Киев, после - отпадение части русских земель и сменяющее друг друга правление ярославовых сыновей, не творящих историю, но в большинстве своём идущих в её фарватере.

Активная роль князя в культурном строительстве молодого государства, взвешенная внешняя политика, благодаря которой европейские королевские дома считали за честь породниться с Великим князем, градостроительство, - всё это в сочетании выгодно отличает Ярослава от многих других правителей Киевской Руси, ставя его в один ряд, пожалуй, лишь с Владимиром Мономахом. И это даже несмотря на то, что, согласно современным изысканиям, именно Ярослав, а вовсе не Святополк, прозванный Окаянным, убил своих братьев Бориса и Глеба.

Будучи женат на шведской принцессе Ирине-Ингигерде, Ярослав устроил для своих детей много династических браков. Польша, Германия, Норвегия, Франция… Не все они были удачны. Одна из дочерей была выдана замуж за германского императора, который оказался сатанистом и принуждал жену участвовать в оргиях и диких кощунственных выходках. С трудом княгиня вырвалась через несколько лет на родину и постриглась в монахини… Знаменитая же Анна Ярославна стала королевой Франции, причём пользовалась огромной популярностью. Была она, кстати, единственным грамотным человеком среди невежественных французских сеньоров.

При Ярославе были устроены многочисленные школы. В одном только Новгороде в учение были взяты 300 детей боярских. Но многие родители, отдавая в школы своих детей, горевали и убивались. Аналогия со временем Петра I напрашивается сама собой. Но разница существенна. До Ярослава не существовало так называемой «книжной культуры», внутренняя жизнь индивида текла по устоявшимся родовым обычаям. Это формировало совершенно особое мироощущение, при котором практически не было места индивидуальной рефлексии. Общение с книгой предусматривает иную ступень развития индивидуального сознания. Мир книг - это мир абстракций, мир теоретической мысли и обобщения, пусть и самого простого. Это то отвлечённое знание, которое всегда кажется враждебным людям, живущим землёй и кровью. Родители горевали, потому что понимали: отныне общение с сыном на одном языке прекратится.

Даже сейчас (а уж тем более лет 30-40 назад) можно иногда лицезреть такую картину, когда между родителями, живущими «житейской мудростью», и выучившимися детьми, активно желающими применять на практике свои новые знания, возникает стена отчуждения. Стороны не могут понять друг друга, потому что разговаривают совершенно на разных языках и руководствуются в своих поступках совершенно разными мотивами.

В эпоху Владимира-Ярослава такой конфликт возник на Руси впервые и потому происходил особенно болезненно. То, что он протекал в течение одного-двух поколений и вследствие этого кажется несущественным, не должно нас обманывать. Книга была символом укрепляющегося христианства с его преодолением природы, и те, кто погружался в книжный мир, безвозвратно выходили из круга вековечных понятий и представлений. Происходило коренное преобразование сознания. И родители, отдавая своих детей в ученье, оплакивали их как погибших.

Важно увидеть происходящее с точки зрения исторической психологии.

Заметим, что принятие христианства имело вполне определённые следствия. Уверовавшие неофиты жаждали немедленного подтверждения своей веры. Случившийся переворот в своей жизни они, как свойственно всем людям с недостаточно рефлексивным мышлением, переносили на окружающий мир и оформляли во вполне недвусмысленные ожидания. Центральный пункт христианства - представления о Конце Света, Втором Пришествии и Страшном Суде. Именно беспокойство о посмертной судьбе, максимально приближенной к настоящему, подтолкнуло активную христианизацию общества.

Существовали вполне конкретные ожидания, связанные с 1037-38 годом. Как известно, в Европе внимание верующих было сосредоточено на 1000 годе, и ненаступление Конца Света вызвало серьёзные изменения в жизни людей. На Руси к 1000 году христианское самосознание ещё не сформировалось в должной степени, это произошло несколько позже. Кроме того, на Руси использовали другую систему счисления. Появилась теория, объясняющая, почему Конец Света в 1000 году не наступил. Согласно популярному в то время апокрифическому писанию «Откровения Мефодия Патарского», тысячу лет надо было считать не от рождения Христа, а от его смерти. Кроме этого было известно, что после воскресения Иисус спустился в ад, где вёл битву с дьяволом, в результате чего связал его на тысячу лет и освободил грешников. То есть Антихрист должен был вырваться из оков в 1033 году; в течении трёх с половиной лет должно было продолжаться его царство. К 1037 году ожидалось Второе Пришествие.

Именно к этому времени оказывается приуроченной постройка в Киеве Золотых ворот и Софийского собора по образу константинопольской Софии, а также монастырей святого Георгия и святой Ирины (крестильные имена Ярослава и Ингигерды). Именно тогда же, судя по всему, создаётся «Древнейший летописный свод». Функции летописей в таком случае состояла в письменном «отчёте о проделанной работе» перед Господом (что естественно, если вспомнить, какое отношение существовало в ту пору к написанному слову, особенно если учесть, что летописи были доступны лишь верховным правителям).

Что интересно, соответствующим знаком могли посчитать и смерть тьмутараканского князя Мстислава Владимировича в 1036 году, в результате чего вся Русь сосредоточилась под единым правлением Ярослава.

Впрочем, расчётных шкал было несколько, но их совпадение вызывало полную уверенность в грядущем. Существовало предсказание, что Конец Света наступит, когда Пасха придётся на праздник Благовещения (25 марта). Так вот, в 1038 году Пасха выпала на Великую субботу, что было почти точным попаданием. Именно в этот день митрополит Иларион прочитал своё знаменитое послание - «Слово о Законе и Благодати», в котором утверждал, что для спасения достаточно простого крещения и соблюдения ритуала. Лишь спустя несколько десятилетий, когда стало окончательно ясно, что Конец Света откладывается, появилась идея о том, что этого недостаточно и, помимо обрядовой стороны, необходимо ещё и соответственное поведение - этика. В ХV веке эти понятия разграничатся под широко известной, но мало понимаемой сегодня терминологической парой «вера и правда».

Как минимум два города были основаны самим Ярославом. Первый - Юрьев (Юрий, Георгий), который спустя полтора столетия явился средоточием борьбы с крестоносцами. Они неоднократно захватывали его и переименовывали тогда в Дерпт. Теперь это эстонский Тарту.

Другой город - Ярославль, начало которому положено в 1010 году, когда Ярослав, ещё не будучи киевским князем, появился в северных лесах. Происходящая тогда борьба с язычеством выразилась в том, что местный волхв натравил на предводителя христиан зверя, являющегося тотемным для язычников, - медведя. По преданию, Ярослав зарубил медведя секирой и утвердил новую веру, выстроив небольшую крепость и оставив в ней часть дружины. Ныне в прекрасном парке над Волгой, на предполагаемом месте поединка князя с медведем лежит громадный гранитный валун, а буквально в тридцати метрах, на той же аллее - скульптурная композиция, символизирующая Святую Троицу. Медведь с секирой остался на гербе города.

Ничто не напоминает сейчас о тех драматически временах. Ярославль - крупный промышленный город (почти 700 тысяч жителей), и если бы не близость Москвы, нивелирующая само понятие «крупный город», казался бы ещё более внушительным. Строгий памятник Ярославу Мудрому стоит на центральной площади перед Спасо-Преображенским монастырём, основанным в XVI веке.

Спасо-Преображенский монастырь сейчас - это историко-архитектурный музей-заповедник. Мощные стены отражаются в тихой воде Которосли. С высокой колокольни монастыря, на которую разрешён подъём, видно устье Которосли и коса между Волгой и её притоком, где недавно разбит новый парк с фонтанами. Именно устье Которосли - то место, где приставали и разгружались ладьи русичей: высокий и обрывистый берег Волги не годится для того, чтобы быть пристанью. К тому же, если на Волге дует ветер, волны поднимаются нешуточные.

Если пройти от Которосли по пологому склону вдоль стен монастыря, то мы попадём на площадь, на которую с другой стороны выходят старинные торговые ряды.

В XVII веке в Ярославле возникла своя школа каменного зодчества. Кирпичные храмы часто строились на месте деревянных, и сейчас, гуляя по городу и удивляясь величию и стройности многочисленных церквей, мы можем предположить, что вся культурная жизнь древнего города была строго регламентирована христианскими правилами.

Мастеровитые ярославцы строили не только у себя дома. Они откликались на приглашения выстроить храмы в других городах русской земли. Артели мастеров ходили по тем городам, где храмы были уже поставлены, и занимались росписью стен. Фрески ярославских мастеров отличаются жизнерадостностью, светлой торжественностью и яркостью красок.

Самое популярное место в городе - это бульвар, протянувшийся вдоль берега Волги. Самые красивые здания выстроились вдоль бульвара, самые старые липы дарят прохладу. С бульвара открывается вид на заволжские дали. Великая Волга - свидетельница прихода славян на свои берега - всё так же мощно катит свои волны. Основанный Ярославом Мудрым город и спустя тысячу лет играет немалую роль в жизни России.

 

Ваши комментарии к этой публикации

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

44 дата публикации: 09.12.2010