Шагиахметов М.Р.,
кандидат юридических наук,
г. Челябинск

ОТ МИРОПОНИМАНИЯ К СИСТЕМНОМУ МИРОВОЗЗРЕНИЮ

Опубликовано в сборнике материалов всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 17-18 декабря 2009 г.) Философские мировоззрение и картина мира. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 2009. Т.1 - с. 210-213.

 

Предлагаемое описание механизма развития человека является результатом применения системного подхода, основанного на общей теории системы природы, который состоит не в умозрительном моделировании реальности, а в применении системных закономерностей природы к человеку и процессу его развития. Рамки статьи не позволяют дать подробную аргументацию в обоснование системного рассмотрения человека как системы индивида в системе общества, входящего в систему природы. Однако, главным доводом в пользу научности такого подхода является выявление механизма и единой системы развития человека, как активного элемента взаимодействия с природой. Эту систему следует рассматривать не как распространение естественнонаучного подхода на гуманитарную сферу, а как преодоление уровня мышления, на котором наука и культура, объективность и субъективность, социальная эволюция и эволюция природы противопоставляются друг другу.

Системный подход меняет не только некоторые представления о механизме развития, но и конструкцию мышления, отказываясь от линейного характера связей по типу: причины и следствия, «первичного» и «вторичного», системный подход опирается на более адекватное природе представление о всеобщем характере взаимосвязей. В таком целостном рассмотрении преодолевается противопоставление между разумом человека и его телесной организацией, между индивидуальностью и коллективом, между человеком и природой. Для линейного мышления решение вопроса о связи между этими противоположностями приводит к неразрешимым противоречиям, решая его как линейное определение «первичным» «вторичного», линейное мышление отношение каждой пары элементов решает с помощью двух противоположных иерархий: разум над телом или наоборот, индивидуальность над коллективом или противоположная иерархия. Этих противоречий не существует для системного мышления, рассматривающего противоположности в системном единстве как обоюдное взаимодействие изменчивости и тождественности, активного и консервативного. Свидетельством адекватности используемого системного подхода является возможность охватить не только объективность материальной сферы, но и субъективность и изменчивость мышления и представлений.

Представления об окружающей действительности появляются у человека с появлением разума, эта качественная ступень вида homo sapiens по отношению к высшим животным и состоит в том, что человек руководствуется в своём поведении не инстинктами и рефлексами, а собственными представлениями. Процесс развития человека - это меняющееся соотношение развивающегося разума с другими элементами системы индивида, который проявляется в постоянном формировании, изменении и совершенствовании представлений. Представления человека - это не только отражение процесса его развития, они - тот самый фактор качества системы индивида, который, являясь детерминантом его поведения, влияет на уровень отношений в обществе и на уровень взаимодействия с природой.

Закономерно, что на первоначальном этапе появившийся в системе первобытного человека разум не противоречил инстинктам и рефлексам, формируя представления на их основе. Такое единство разума и телесной организации позволило первобытному человеку решить вопрос адаптации к окружающей среде, иерархия внешнего давления системы биогеоценоза над внутренним качеством человека сменилась равновесием, что проявляется в стабильности, традиционности первобытного общества. Мистическое единство со всеми элементами окружающей действительности соответствует единству разума и телесной организации в системе индивида и единству человека и природы.

Отличие религиозного миропонимания на следующем этапе развития в нарушении единства: в противостоянии души и тела, морали и страстей, добра и зла. В этом дуализме представлений проявляется выделение разума в автономный элемент системы индивида, который уже не следует за инстинктами и рефлексами, а рассматривает их как источник низменных страстей и пороков, противопоставляя им представления о морали и нравственности. Усиление разума проявляется и в выделении человека из природы и в противостоянии с ней. Внутренняя противоречивость человека и его зависимость от природы проявляются в господстве представлений о борьбе мировых сил: Света и Мрака, Добра и Зла, Бога и Сатаны. На этом этапе возникают дуалистические религии: зороастризм, брахманизм, митраизм, христианство. Представления об объективности и могуществе мировых сил, вполне соответствуют реальному состоянию человека, ощущающего себя беспомощной игрушкой в их руках. Дуалистическое противопоставление носит характер тупика: жизнь представляется как разгул низменных страстей, которому противопоставляется аскетизм, монашество, жизнеотрицание.

Противостояние разума и телесной организации в системе индивида, проявляемой в представлениях о непримиримом антагонизме души и тела, мировых сил, преодолевает христианский монизм, в котором понятие Бога объединяет противоположности в единую иерархию, как ступени восхождения к единой абсолютной Истине. В этом иерархическом единстве зло перестает быть мировой силой, становится лишь недостатком добра, противоположности преобразуются в ступени развития. Вместо представлений о циклической замкнутости мира христианство внедряет представления об однонаправленном, линейном развитии, как восхождении по иерархии «телесного, духовного и божественного» (Бонавентура).

Иерархическая система представлений христианства, подавляя господство страстей, поддерживая противостоящий им разум, стимулировала развитие системы индивида. Христианство преодолевает внутреннюю противоречивость системы индивида, преодолевая противопоставление противоположностей, утверждая позитивное отношение к миру, как основу его познания и совершенствования.

Утверждение иерархии христианских представлений проявилось в стабилизации иерархических феодальных государств, в формировании иерархического сословного общества. В этом иерархическом единстве постепенно страсти утратили характер порочности, разум окреп и научился их контролировать, и иерархические отношения разума и телесной организации сменились на диалектическое взаимодействие активного и консервативного, как в любой природной системе. Цикл формирования системы индивида завершился обретением нового уровня качества, которое проявилось в стремлении к отказу от иерархии сословного общества, в буржуазных революциях, в господстве идей о равенстве и свободе.

Рассмотренный цикл формирования системы индивида закономерно включает в себя четыре этапа, как изменение уровня взаимодействия активного элемента - разума, и консервативного - телесной организации: (1) этап единства вследствие неразвитости разума, который ещё не стал автономным элементом взаимодействия, (2) этап зависимости разума от телесной организации, (3) этап господства разума, (4) этап диалектического единства. Циклический характер формирования системы индивида - системная закономерность.

Преодоление противостояния разума и телесной организации в системе индивида стало основой дальнейшего развития разума, появляется рациональный разум, человек становится активным субъектом познания и творческой, созидательной деятельности, преобразуя окружающую действительность в её объект. Взаимодействие с природой становится иерархией внутреннего над внешним, наступает этап господства человека над природой. Рациональный разум как новый элемент системы индивида который сразу же вступает во взаимодействие с ранее сформированной системой «душа и тело», - начинается новый цикл формирования системы индивида. Выделившись в автономный элемент, рациональный разум находится в зависимости от ранее сформированной системы «душа и тело», это проявляется в доминировании представлений, продиктованных этой системой, которые становятся лишь более рационализированными. В системе индивида рационализированные телесные представления, как утилитарность индивидуализма, сочетаются с трансцендентализмом религиозных представлений «души». При этом трансцендентальный характер истины, нравственности, морали, предоставляет полную свободу в реальной жизни утилитарному индивидуализму с его иррациональностью неутолимого стремления к наживе. Дуализм системы индивида проявляется в господстве дуалистических представлений о разорванности мира, о разделении и противопоставлении духовной и материальной субстанций, «умопостигаемого мира» и «чувственно воспринимаемого» (И.Кант), разума и действительности, объективного и субъективного.

Неадекватность представлений индивидуализма, его утилитарный эгоцентризм, отсутствие целостного восприятия человека и действительности, противопоставление одной части реальности другой закономерно связано с нарастанием противоречий: межличностных, конкурентных, классовых, национальных, межгосударственных.

Следующий этап - господства рационального разума над системой «душа и тело» - проявляется в подавлении утилитарного индивидуализма с опорой на рациональное мировоззрение, на личные убеждения. Идеализм при этом опирается на религиозные представления «души», а материализм, отвергая как представления «души» так и «тела», опирается на рациональный разум. Оба этих мировоззрения пытаются преодолеть разорванность представлений в иерархии: духа над природой или материи над сознанием. Господство рационального разума в системе индивида закономерно приводит к тому, что общественная практика строится в соответствии с рациональным мировоззрением, что закономерно приводит к противостоянию социализма и капитализма. Иерархия в системе индивида, иерархический характер единства представлений в идеализме и материализме, иерархический характер политических режимов при господстве буржуазии или гегемонии пролетариата, иерархия в отношении к природе путём осуществления господства над ней, - взаимообусловлены. Закономерно структура мировоззрения также иерархична: идеи над реальностью, объективности над субъективизмом индивидуализма. Рациональное мировоззрение на этапе господства рационального разума над системой «душа и тело» - это средство подавления господства утилитарности индивидуализма. Идеалистическое мировоззрение закрепляет разделение и противопоставление трансцендентальной истины и реальности. Этот выбор трудно определить иначе как тупиковый: либо произвол субъективизма, либо трансцендентализм нравственности, отрешённость от жизни, жизнеотрицание. Господство идеалистического мировоззрения в западном обществе позволяет преодолеть противоречия индивидуализма, но приводит к нарастающей пассивности, к застою в развитии и упадку.

Материализм более рационален, идея приближена к реальной жизни, как модель её переустройства, что побуждает к активности познавательной и преобразовательной деятельности. Материалистическое мировоззрение, подавляя утилитарность индивидуализма и религиозный мистицизм, опирается на разум, направляя его на познание и преобразование действительности. Также как христианская иерархия представлений, подавляя господство страстей, поддерживая разум, стимулировала развитие системы индивида, так и материалистическая иерархия представлений, подавляя утилитарный индивидуализм и религиозный мистицизм, опираясь на рациональный разум, стимулировала развитие человека российского общества, обеспечило его ускоренное развитие.

Механизм развития человека заключён в структуре взаимозависимых систем: развитие разума в системе индивида приводит к изменению уровня отношений в обществе, в системе которого происходит отбор меняющихся представлений, как основы общественной практики. Появление рационального мировоззрения - закономерный результат развития человека, проявление усиления значения разума. Идеологическая ограниченность идеализма и материализма - проявление слабости разума, влияния иррациональности «тела» и мистицизма «души».

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

44 дата публикации: 01.12.2010