В.И.Деревянко

Этюды о человеке и его жизни

Как много может и как мало делает человек

1. Человек: большие возможности и небольшие достижения

Люди так много знают и делают - на Земле, под водой и в космосе, что можно говорить даже не о больших, а об их колоссальных возможностях и достижениях. Впрочем, это, вообще, о людях или человеке в собирательном смысле, однако, также уместно говорить и о том, что многие люди, обладая большим психофизическим потенциалом, используют или реализуют его недостаточно... На фоне достижений отдельных людей - первооткрывателей и разработчиков нового, покорителей вершин и глубин, передовых учёных и инженеров, спортсменов-рекордсменов и суперменов, достигших невероятных успехов в некоторых областях, возможности и достижения большинства скромны и никого это особенно не волнует... По-видимому, есть нечто в современной жизни и её организации, если не препятствующее, то не способствующее накоплению потенциала способностей и его реализации людьми... В свете человековедения можно предположить, что это - господствующие жизненные ценности.

Сумевшие проявить себя в их достижении, не всем одинаково доступном, получают и лучшие возможности для самореализации. То есть потенциально более обеспеченные люди могут лучше развиваться и более эффективно самореализоваться, что не означает того, что все они ищут более оптимальные формы и способы самовыражения. Объективно уровень развития и потенциал человека зависит не только от материальных условий жизни, но ещё и от индивидуальных качеств и субъективных обстоятельств. Скажем, в норме человек, действуя целеустремленно и последовательно, предвосхищает и в лучшем случае планирует свои действия, в той или иной мере достигая поставленных целей. Однако, в массе случаев подготовке процесса постановки и достижения жизненных целей не уделяется должного внимания, как и тому, что для развития и эффективной самореализации человека необходимы как можно более ранние выявление и закрепление его способностей.

Что же именно мешает людям в реализации их возможностей? В первую очередь, то, что это не сознаётся как жизненно необходимое, - даже если способности ребёнка проявляются явно и ярко, это не всегда служит сигналом для родителей и воспитателей к началу их закрепления и развития... Причин тому немало - и недостаточные материальные возможности, и низкая культура, и примитивизация интересов взрослых, характерная для беднейших слоёв населения, но не только, и навязывание занятий, типичных для данного круга людей, и веяние времени, и влияние моды, не говоря уже о стремлении подняться над средой и выделиться - стать звездой любым способом... Жизненные ценности и ориентиры, нацеливая людей на обогащение и достижение более высокого положения в обществе, кажется, должны были бы способствовать их наилучшей самореализации, но это происходит не всегда потому, что для достижения этих целей отнюдь не обязательно реализовать свои способности в каких-то деле или области, важнее уметь подавать себя и делать деньги, знать конъюнктуру и быть политиком. Последнее - особая сфера, в которой нужны не столько умственные способности, сколько изворотливость, которая, как и умение делать деньги, весьма специфична, не всегда нравственна и, что самое важное, доступна практически всем. По-видимому, такая жизненная ориентация, если не принижает, то искажает значение способностей и талантов людей и тормозит их выявление и развитие в массе, снижая человеческий потенциал и общий уровень реализации возможностей.

 

2. Вундеркинды и супермены - как легко и трудно ими быть

Если чудо-дети - вундеркинды известны давно и периодически заявляют о себе какими-то ранними необыкновенными способностями к музыке или литературе, рисованию или счёту, кои отнюдь не всегда развиваются до больших высот, то супермены появились сравнительно недавно как порождение капитализма и массовой культуры в результате культивирования и тренировки каких-либо способностей с доведением их до возможного предела. Как правило, вундеркинды появляются редко и к ним можно относиться по-разному: как чуду Господнему, проявлению наследственности, следствию особого внимания к ребёнку со стороны родителей либо счастливому случаю жизни. В отношении суперменов не всегда можно говорить о врождённых способностях, разве что о волевых качествах и целеустремлённости, и следует отметить большое значение индивидуальных усилий человека по развитию и доведению до предела каких-то способностей и наличия системы правил и техники. Ярким примером такой системы являются бодибилдинг и разнообразные системы подготовки специалистов многих профилей - спортсменов и бойцов спецназа, исследователей и мастеров сложных профессий. Наконец, жизнь по природе, к которой призывает человековедение, - сложная и мало кому пока доступная суперсистема, реализуя которую хотя бы отчасти, человек обретает крепкое здоровье, - вспомним Н.Амосова или П.Брэгга - и живёт, радуясь жизни, гораздо дольше многих...

Не надо доказывать, что все люди от рождения, хотя бы отчасти - вундер и супер! и все, кто имел и наблюдал маленьких детей, отмечали их активность и любознательность, прекрасную, как губка, память, способности ко многому, особенно хорошо проявляемые на интересе или в соревновании со сверстниками. Если бы родители или воспитатели уделяли этому больше внимания и старались помочь проявить свои интересы и наклонности, стало бы возможным и более раннее и эффективное их развитие. Из опыта воспитания известно, что все дети немножко гении, - так говорят потому, что не найти ребёнка, который чем-то не удивил бы взрослых, давая основания полагать, что в благоприятных условиях жизни и развития они все - малыши - удивительны и способны достичь высот в одной или нескольких областях. Существует немало методик и практических средств эффективного развития детей, вообще, и определённых способностей, в частности, но они не всем доступны в силу недостатка материальных средств и технических возможностей, как и непонимания их необходимости и пользы.

Что же мешает людям реализовать вундеркиндов и быть суперменами? Между вундер и супер лежит огромное поле реальной жизни, которая, будучи небезразличной к удивительным и сверхвозможностям людей разного возраста, ориентирована на другое - потребление, обогащение и достижение более высокого положения в социуме. К сожалению, эти цели не доступны всем в одинаковой степени, предопределяя разные возможности развития, формирования и проявления способностей. Жизненная ориентация людей имеет следствием и то, что основная их масса замыкается на потреблении и удовольствиях, вспомним, как называют современное общество, для чего важнее всего деньги и способности к их деланию, которые тормозят раскрытие и проявление глубоких сущностных качеств и возможностей человека. Это налагает отпечаток и на отношения полов и решение задачи продолжения рода, которые отнюдь неоптимальны. Потому вундеркинды - редкость и не всегда эффективно реализуются, а супермены появляются лишь там, где созданы благоприятные условия или имеются стимулы развития супервозможностей.

 

3. Как оптимальнее реализовать свой потенциал?

Как и любое другое живое существо или растение, человек в благоприятных условиях хорошо развивается, накапливает больший потенциал и эффективно самореализуется. В противном случае, коих в литературе описано множество, например, в рассказе Дж.Лондона "Отступник", развитие денормализуется и жизнь человека становится убогой и короткой, как у цветка среди сорной травы. Природа за миллионы лет эволюции сформировала у человека большой запас возможностей организма и психики, позволяющих ему выживать в самых сложных и неблагоприятных условиях существования. В немалой степени это достигается благодаря разуму, который выделил человека из животного мира и поднял над ним, научив с меньшими усилиями решать задачу самосохранения, сознавать и совершенствовать себя. Впрочем, несмотря на большой психофизический потенциал человека, он используется в большинстве своём неэффективно. Известно, например, что люди в лучшем случае реализуют свои физические возможности на 25%, а психические - лишь на 10%, потому естественно думать и действовать для повышения индивидуального жизненного потенциала и эффективности самореализации.

Когда выше говорилось о несовершенстве современной жизни, подчёркивалось значение оптимального воспитания и образования детей. К сожалению, их не учат самопознанию и наилучшей самореализации, навыкам самоорганизации и наилучшему самовыражению, разумному поведению - индивидуально, в социуме и природе, подменяя это накоплением всё возрастающего объёма знаний, которые нередко учащимися не используются и забываются. Такая ориентация современной педагогики, если не принижает, то искажает значение способностей и талантов людей и тормозит их выявление и развитие в массе, снижая человеческий потенциал и общий уровень реализации возможностей. Рассуждая и действуя от противного, было бы естественно стремиться к позитивным преобразованиям, но жизненная инерция тянет людей назад... Впрочем, одновременно наряду с негативной инерцией существует и позитивная энергия развития, которая побуждает людей к совершенствованию!

Однако, чтобы реализовать свой позитивный потенциал, иначе говоря, чтобы лучше жить, надо знать, как это сделать, и становиться совершеннее. Несмотря на то, что человек живёт прежде всего телом, он не может без разума действовать оптимально. Основой рационализации поведения людей является постепенно осознаваемая полезность и осуществляемая необходимость в рационализации обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализации жизненных ритмов и циклов, обеспечении двигательной активности и укреплении и единении духа и тела, оптимизации продолжении рода и единении с людьми и природой. Кардинальные проявления разумности человека - рациональная организация жизни и её ресурсов для обеспечения его свободного, эффективного развития и непротиворечивого взаимодействия с людьми и природой. К сожалению, пока это неактуально, ибо расходится с господствующими жизненными устремлениями людей, впрочем, если человека воспитывать в таком ключе, то ситуация изменится к лучшему!

Как же оптимальнее реализовать свой жизненный потенциал? Самый общий ответ - вести себя сообразно сущности, соблюдая три важнейших правила: 1) жить и делать не то, что хочется, а то, что необходимо и полезно; 2) не вредить себе, обществу и природе, а стремиться к пользе всех и каждого; 3) развиваться и совершенствоваться для улучшения своего вида! Этому учит человековедение и на его основе уже сейчас возможно с раннего возраста помогать людям лучше реализовать себя и дольше жить, радуясь жизни!

21.04.10

 

Живя сиюминутным, не вязнем ли мы в нём?..

Введение

Каждый человек находится в движении и так или иначе решает задачи своего существования во времени и пространстве, в социуме и природе. Для этого он должен иметь необходимые жизненные ресурсы и находиться в непротиворечивом взаимодействии с социумом и природой. Это естественно предопределяет насущные задачи человека и первостепенные значение и важность сиюминутного. Как необходимость выхода из кризисов затмевает в сознании людей задачу их преодоления вообще, так и насущное, как болото, засасывает многих и становится непреодолимой преградой для перехода от реального к идеально-лучшему, от сиюминутного к вечному. Впрочем, есть нечто, свойственное только человеку, - разумность, благодаря которой он способен находить мостик между сиюминутными желаниями и удовольствием от их удовлетворения и необходимостью всей жизни, связывающей его с вечностью для достижения своей большей пользы.

 

1. О бремени насущного и сиюминутного

Жизнь человека, как и он сам, сложна и проста, в чём-то понятна и может быть определена и ещё во многом неоднозначна... Протекая во времени и пространстве, она более ясна и конкретна в её сиюминутном отображении и менее понятна и многообразна в более широком смысле. Если насущное, сиюминутное реально и абсолютно, то идеальное, вечное неясно и относительно тем более, чем менее развито и разумно существо. То есть для неразумного животного вечность, вообще, не существует и оно погружено в настоящее, ибо в нём его жизнь и её пределы, - для существа более разумного, и таковы люди, значение насущного также велико, но, благодаря разуму, они способны приподниматься над ним, чтобы следовать жизненной необходимости и стремиться к достижению своей большей пользы. Впрочем, эта способность имманентна развитому активному разуму и далеко не все люди и вполне её реализуют...

Немало, если не сказать большинство, людей живут исключительно насущным и их жизненный цикл ограничивается годом, месяцем и даже одним днём... Чем большие возможности у человека - материальные и духовные, тем более продолжительным может быть его жизненный цикл. В этом случае, не переставая быть важными, сиюминутные потребности утрачивают своё абсолютное значение и у человека появляется возможность видеть себя дальше во времени и пространстве, в социуме и природе и анализировать свои действия по степени их интегральной необходимости и пользы. Последнее делает насущное, сиюминутное относительным возможностей человека - материальных и духовных как и его представлений о необходимости и пользе, которые определяются его сущностью и разумом, способным к самопознанию и самосовершенствованию. Чем менее разумен или природосообразен человек, тем более вязнет он в сиюминутном и наоборот...

 

2. Антитеза сиюминутного

У живых существ - от простейших до приматов - разум не развит настолько, чтобы сознавать и оценивать свои действия и, тем более, заглядывать в будущее. Это делает насущное для них абсолютным, а развитие и совершенствование вида - случайным в процессе естественного отбора. Потому за несколько последних тысячелетий фауна практически не изменилась, если не говорить о последствиях хозяйственной деятельности людей, а люди прошли большой путь от первобытно-примитивных до современных форм жизни, накопив значительный духовный потенциал и сформировав немало идеалов новой более совершенной жизни. У людей возникли антитезы сиюминутному в многообразии религиозных и научных систем, в образах искусства и формах идеологий. Некоторые из них весьма агрессивны, вызывают общественные потрясения и приводят к силовым попыткам изменения сложившихся социально-экономических отношений людей. Тем не менее, насущное по-прежнему довлеет над большинством, а вечное существует в хранилищах мудрости и сознании немногих, чьё развитие позволяет им иногда вырваться из цепких пут сиюминутного и, сожалея о несбывшемся, помечтать об идеальном и вечном...

Будучи способным к рефлексии, человек познаёт себя и мир вокруг и в его сознании на основе сиюминутных впечатлений постепенно складывается определённое мировоззрение, которое тем объективнее и совершеннее, чем более он разумен. Последнее поворачивает его к своей сущности, побуждая к самопознанию для её наилучшей реализации в жизненной необходимости со всё большей пользой. Расхождение между степенью необходимости и полезности его насущных действий и их идеалом - высшей пользой улучшения всего вида является основой неприятия несовершенства жизни и её несправедливости, подвигая человека к развитию и совершенствованию, без которых невозможна лучшая жизнь. Так формируются философы и революционеры, и так следовало бы воспитывать более совершенных людей!.. Однако, эти рассуждения идеальны, как и сравнительно немногочисленны философы и революционеры, - большинство же людей скучает от премудрости идеального и абстрактности вечного и радуется насущной простоте своих желаний и удовольствий. И так может продолжаться долго, если сиюминутное будет устраивать людей, но они могут перестать быть людьми...

 

3. Надо ли и как подниматься над сиюминутным?

На вопрос: надо ли подниматься над сиюминутным, следует отвечать: надо, - чтобы выбирать лучшие цели, идти вперёд лучшими дорогами, иметь лучшие средства достижения целей. Зачем всё это нужно? А чтобы развиваться и совершенствоваться, без чего жизнь не станет справедливее и лучше. Ну, это общие слова, идеальное, хотя, если вдуматься, в этом и состоит человек разумный с его разумностью или сознанием, отличающими его от животных предков. По-видимому, этого и не достаёт многим людям, если в их жизни столько проблем и несправедливости... Но, может быть, таковы люди в своей сущности? А кто её определил, чтобы относиться к этому, как данности или следствию неблагоприятных обстоятельств их существования? И что первично: бытие или сознание? Представляется общеизвестным и, кажется, бесспорным, что бытие определяет сознание... А ведь можно и усомниться в этом, отталкиваясь от свого сознания или разума, - чем менее они развиты, тем большим может быть влияние бытия, как у животных, и наоборот: развитое, более совершенное сознание определяет бытие! То есть, чтобы подниматься над сиюминутным, надо совершенствовать сознание и становиться разумнее. Что же этому мешает? Преобладание желаний над необходимостью, чувств над разумом. Можно ли и как это изменить? Можно, если человек будет действовать сообразно своей сущности, разумно, и этому его можно научить.

Подниматься над сиюминутным - означает познавать свою сущность и пытаться её реализовать оптимальнее индивидуально, в социуме и природе. Важнейший способ - природосообразная педагогика на основе человековедения, оптимальные средства - процедуры формирования индивидуальных жизненного цикла и хозяйства жизни в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости для достижения высшей пользы. Начиная с момента осознания ребёнком своего я или, как говорят теперь, самоидентификации, следует помогать ему формировать адекватные сущности сознание и поведение, иначе говоря, способствуя тому, чтобы он учился анализировать свои потребности и выражающие их желания и реализовать только жизненно необходимые и полезные! Впрочем, это идеально и пока не владеет сознанием даже миллионной доли людей. Что ж, у людей мало перспектив?.. Немного, вспомним Нострадамуса, если люди будут продолжать жить своими желаниями, увязая в насущном, но, может быть, и больше, если они станут поверять свои желания необходимостью, поднимаясь над ним...

14.10.10

 

О неоднозначности и определённости человека

Введение

Когда видишь давно знакомого человека, не приходит в голову думать о нём неопределённо, - он такой же, как всегда, если не произошло чего-то неожиданного, наложившего на него свой отпечаток. Имея дело с незнакомым человеком, естественно считаться с тем, что он может повести себя не так, как Вам хотелось бы, и, не раскрывая сразу свои карты и интересы, дать ему возможность проявиться, как-то показать себя. В этих рассуждениях развивается мысль о том, что когда человека знаешь, то чувствуешь себя и действуешь спокойно и рассудительно, в противном случае, лучше не спешить и узнать незнакомого человека, - только тогда можно с ним иметь дело или обсуждать какую-то проблему. А если речь идёт о проблемах человека - болезнях, неприятностях в личной жизни и на работе, несправедливости в общественных отношениях и взаимодействии с природой, тем более, не стоит спешить и для их решения следует опереться на некоторые общезначимые понятия и критерии, важнейшими из которых является представление о человеке и его сущности.

Доселе нет не только единого и общезначимого определения сущности человека, но даже сколько-нибудь однозначного, так много разных и порой противоречивых представлений о человеке имеет место. Впрочем, давно существует поверье о Божественном происхождении человека и, кажется, можно было не отягощаться чем-то другим в объяснении происходящего, но жизненная практика и её многочисленные проблемы побуждают пытливые умы искать их причины в людях и их несовершенстве... За века накопилось столько знаний и разных суждений о людях, что, кажется, можно объяснить любые их действия, однако, судя по тому, что ни человеческая суть, ни законы жизни людей не стали ясней, это не так. Да, человек сложен и, если таким его сотворил Господь, надо признать, что Его творение весьма несовершенно... Однако, каким бы ни был человек, его можно заставить силой или обманом делать то, что нужно стоящему над ним: строить пирамиды или участвовать в войнах, в том числе, гражданских, преследовать инакомыслящих и убивать неугодных... Увы, истории известны многочисленные факты насилия над людьми для достижения разных целей, в том числе, для улучшения жизни, но они пока не привели к существенному изменению жизни людей... Почему? Наверное, потому, что всё, что ни делалось в интересах людей, не соотносилось с их сущностью из-за её неопределённости и неоднозначности...

Людям свойственно заблуждаться и не сознавать своих заблуждений по нескольким причинам: не каждый вполне сознаёт меру и объективность своих знаний, даже, если имеет высокие степени и звания. Знания относительны и нередко неизвестное люди дополняют верой и субъективным знанием. Люди эмоциональны и могут быть подвержены сами и подвергать других эмоциональному воздействию, а ещё - складываются некие модальные системы взглядов и представлений, принимаемые конгениальными группами и навязываемые другим. Наконец, достигнутому уровню развития людей, их жизненным ценностям и устремлениям адекватны такие интересы и представления, которые уводят от объективного восприятия и объяснения реалий жизни, навязывая некие упрощённые или умозрительные их модели, кои сложно понять и, тем более, изменить. В этом смысле показательна философская антропология, которая собрала большое количество различных представлений о человеке и не может преодолеть их многообразия. Всё это было бы терпимо, если бы жизнь не ставила перед людьми задачи, решение которых возможно лишь на комплексной, системной основе, предполагая опору на цельную и социо-природную сущность человека.

Человековедение пыталось, но не смогло собрать и обобщить различные нередко противоположные представления о сущности человека, и, сформировав интегральные критерии, связывающие его желания и необходимость посредством разума, выделило важнейшие, общезначимые основания и свойства и на этой основе дало определение сущности человека и её реализацию в системе природосообразного поведения. Благодаря этому, стала возможной не только оценка интересов и действий человека по степени их разумности, но и переход от педагогики знаний к педагогике развития и совершенствования - наиболее реальному средству улучшения человека и его жизни!

 

1. Что есть человек и как его определяют?

Существуют различные и даже противоположные суждения и определения человека, что довольно странно, если иметь в виду конкретного индивидуума. Различаются точки зрения на происхождение, развитие и действия человека, нет единства в определениях смысла его жизни и предназначения, отношений к другим людям и природе. Какие же они? Издревле, со времён, когда люди ещё много не знали, идёт поверие о том, что человека по своему образу и подобию сотворил Бог и его жизнь и судьба в руках Божьих. Это многое упрощало, но не исчерпало вопросов, которые ставила и ставит перед людьми жизнь на протяжении тысячелетий - на одной вере нельзя достичь благополучия и одолеть тяжёлые болезни и эпидемии, вера не избавляла народы от преступлений и войн, неравноправия и несправедливости. Потому смелые умы искали и формировали другие представления о человеке и его месте в природе. С развитием экономики, науки и культуры стали появляться различные и нередко противостоящие философские направления: диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм... Всё это сделало палитру воззрений на человека весьма пёстрой и неоднозначной, потому, наверное, пока и нет общезначимого и принимаемого многими определения человека?..

На вопрос: почему так много разных определений человека, следует ответить так - потому, что человек сложен и многообразен в своих желаниях и ощущениях, потребностях и представлениях о них. Можно вполне предположить, что многообразие представлений о человеке определяется тем, что и формирующие эти представления и воспринимающие их различны в развитии и мировосприятии, эрудиции и мировоззрениях, знании правил герменевтики и рефлексии, желании искать и находить истину, не подменяя её тем, во что веришь или тем, что тебе выгодно. В этом смысле весьма показательна философская антропология - учение о сущности человека, собравшая немало различных представлений о ней и никак её не определяющая. Рядом с ней может быть поставлено искусство, например, живописи, во всём многообразии её форм. Впрочем, если от искусства не ждут однозначности в отображении человека, предпочитая выразительность, ассоциативность и необычность средств и форм, то от науки по определению люди вправе ожидать, если не новых знаний, кои трудно получить, то исканий, новых подходов и прозрений...

Обращение к искусству не случайно ибо в нём, как и в жизни, отражено многообразие индивидуального или группового видения и отражения мира и человека, каждое из которых имеет право на существование для определённой группы с подобным видением и для всего человечества, как явление культуры. При этом решающим фактором выживания того или иного направления в искусстве является его коммерческий успех или интерес публики. Что касается второго аспекта многообразия форм искусства, состоящего в том, насколько полно и объективно оно отражает мир, здесь всё непросто потому, что отражение и восприятие мира художником в значительной степени субъективно и эмоционально и может быть не рациональным, а иррациональным. Не обольщаясь ожиданием от современного искусства полноты и объективности отражения мира, не стоит забывать о выдающихся произведениях великих мастеров, которые показывают истинные возможности и пределы настоящего высокого искусства! Так вот, в искусстве, как и в науке, всё зависит от глубины и цельности восприятия и отражения действительности. Поэтому, если пытаться составить цельное представление о некоем объекте искусства, будь то человек или природа, складывая его реалистическое или импрессионистическое, футуристическое или романтическое отображения, не удастся получить верного образа, чтобы вполне понимать и улучшать его.

Можно ли найти общий знаменатель или как-то связать различные представления о человеке? В силу сложности и многообразия человека требуются усилия гения, чтобы упростить, редуцируя или дифференцируя знания о нём без потери смысла либо интегрировать в некоей системе-модели, которая возможно ближе и объективнее отразит его сущность и её важнейшие основания и свойства. Надо заметить, что оба процесса, особенно первый идут давным-давно для удовлетворения потребностей практики в лечении и воспитании человека, выполнении определённых профессиональных обязанностей и науки - психологии, социологии, философской антропологии... Последняя пока не может преодолеть гуманистического многообразия и найти новые подходы и методологии, на необходимость которых указывал М.Шелер. Всё это было бы терпимо, если бы жизнь не ставила перед людьми задачи, решение которых возможно лишь на комплексной, системной основе, предполагая опору на цельную сущность человека. Попытку преодолеть неоднозначность человека предприняло человековедение, выделив важнейшие основания и свойства его сущности и обосновав систему природосообразного поведения.

 

2. Как преодолеть неопределённость сущности человека?

Если согласиться с тем, что человек неопредёленное существо, а это следует из данных философской антропологии, то это означает, что у него нет сущности?.. Но без сущности человек неизвестно что, более того, о нём можно говорить всё, что угодно, вплоть до того, что его нет вообще... А как же тогда соотносить проблемы и идеалы людей? Получается, что сделать это также невозможно, как и соединить тело и дух?.. Да, невозможно, если не видеть цельного человека, а ограничиться тем, что он - млекопитающее со свойственными ему инстинктами и потребностями. Кстати, это позволяет увидеть общность происходящего среди людей, стремящихся добыть кусок получше и занять более высокое положение, и жизни в джунглях, из которой следует два очень важных вывода: 1 - жизнь людей практически неразумна и 2 - человек животное с разумом, который слабо используется. Итак, человек - общественное животное с разумом. Но это же определение подходит и к шимпанзе, геном которого на 95% идентичен геному человека. Что же входит в 5% различий между человеком и обезьяной? Духовное, разумное начало - то самое, что позволило человеку выделиться из животного мира и подняться над ним. Ну, вот уже можно упоминать о разумности человека, а, если ещё и определить, что такое разум и разумность, то и его сущность, возможно, перестанет быть такой неоднозначной? Кажется, вопрос о разуме человека не должен вызывать затруднений, ибо естествен ответ: разум позволяет человеку сознавать себя и свои действия и рационализировать их. А как же быть с инстинктами, этими сложными безусловными рефлексами, которым человек подчиняется однозначно, не смотря ни на что? По-видимому, надо пытаться сознавать их разумом по критериям необходимости, тем более, что некоторые из инстинктов сформировались очень давно и не адекватны современным условиям жизни людей. Легко сказать, да трудно сделать... Но логика такова и мы ещё немного продвинулись в определении человека. Теперь надо попытаться интерпретировать её в алгоритме разума. И люди пытались это сделать, например, Н.М.Амосов определил разум как "аппарат управления объектами по критериям оптимальности посредством действий с моделями объекта управления и субъекта разума". Что ж, с этим не поспоришь, вот только какие объекты, критерии оптимальности и модели надо использовать? Судя по результатам его работы, он приближался, но не нашёл оптимального алгоритма разума...

Что ж, давайте подумаем над этим вместе, вернувшись к нашей исходной посылке: разум позволяет человеку сознавать себя, свои инстинкты, в том числе, и действия и рационализировать их. Как человек сознаёт себя? Во-первых, индивидуально - по ощущениям, желаниям и результатам их удовлетворения, стремясь естественно к удовольствиям - от свободного дыхания, пищи, комфорта, приятных ощущений, секса и т.д. Во-вторых, социально - по, как минимум, непротиворечивому, как максимум, устремлённому к единой цели, взаимодействию с людьми. В-третьих, в природе - как источнику жизненных ресурсов и энергии и пространству жизни. Из этого следует, что в сущности человека есть индивидуальная, социальная и природная составляющие и задача разума найти их, если не гармонию, то невредное, а ещё лучше необходимое и полезное для себя соотношение. А знаем ли мы, что необходимо для жизни человека? Знаем: ему жизненно необходимы - обмен веществ и движение, ритмичность и цикличность жизненных процессов, единение тела и духа в осознании и осуществлении необходимого и полезного для них, самосохранение и единение с людьми для достижения общих целей, развитие, самоорганизация и рационализация жизненных ресурсов и энергии, самовыражение и продолжение рода, наконец, самосовершенствование и улучшению вида! Последнее составляет высшую пользу человека, а вместе с ней и идеальное выражение его сущности и жизненной необходимости, которые он способен сознавать и осуществлять с помощью своего разума. Вот мы и обозначили сущность человека, преодолев неопределённость и многозначность суждений о ней. Теперь надо попытаться её определить!..

Легко сказать - определить, а есть ли у человека сущность? Даже не смотря на то, что выше мы обозначили её, существует немало людей, говорящих о том, что у человека нет сущности или что человеческая природа не даёт нам никакого намёка на то, какими должны быть жизненные ценности /П.Эрлих/. Самое любопытное и одновременно сомнительное в разнообразных и противоположных представлениях о сущности человека является отрыв духа-разума от тела и её толкование как суммы поведения и свойств генетических, а не энвироментальных-приобретённых /Ф.Фукуяма/ при том, что, как известно, разум "включается" у человека в первые два месяца жизни, а его духовное начало, во многом определяющее его сущность и ценности, как производную развития, формируется многие годы до наступления так называемой зрелости. Последнее позволяет узреть в сущности человека очевидное - приобретаемые или формируемые элементы, связанные с его духовностью или развитием разума. Или вот это: "человеческая природа как некая данность безусловно существует, но мы не в состоянии представить её конкретную расшифровку, ибо человек находится в авантюре собственного преображения" /П.Гуревич/. Лихо закручено, не правда ли, а ведь это было сказано на всемирном Дне философии? Ладно, остановимся и, раз сущность как некая данность всё же существует, попытаемся определить её, но после рассуждений о необходимости и пользе её определения.

 

3. Об определении сущности человека

Заметим, что многие цитируемые нами мысли значительно менее разумны и более авантюрны, чем человек, который тем менее авантюрен, чем более разумен. К сожалению, общая мера разумности людей ещё не слишком велика, чему свидетельством отмеченное выше многообразие суждений о сущности человека и отсутствие в них целевой функции или даже не стремления, а желания определить её, пусть не в конкретной, а в самой общей расшифровке, мотивируя это невозможностью соединения духа и тела или недостаточностью данных для её выражения. Из этого следует весьма любопытный вывод: люди или не хотят /потому, что для них ценно другое/, чтобы сущность человека была определена, или хотят определить её строго детерминированно как сложную математическую функцию или технический агрегат? А может быть, этому мешает многомерность и многогранность человеческой природы, которая, как текучая среда, ускользает из рук, как только пытаешься узреть её в целом. Ещё можно предположить, что объективное восприятие человека затрудняется тем, что по Геделю мы смотрим на систему природы изнутри, будучи её неотъемлемой частью?..

Какая-то патово-тупиковая, неразумная ситуация, не правда ли, как и вопрос: а может быть, и не нужно определять сущность человека? Последнее - нонсенс и предполагает, что мы всем довольны: неравенством и несправедливостью, войнами и терроризмом, преступностью и наркоманией, бесконечными социальными, экологическими и индивидуальными проблемами с работой и здоровьем, которые существуют не сами по себе, а как результат действий людей... Что же люди - такие монстры и их ждёт конец света? Но это ужасно и необходимо что-то делать... И люди делали и делают, но то ли и так ли? Кстати, заметим, что за исторический период жизнь людей изменилась, стала лучше - менее жестокой и более справедливой, что говорит о том, что люди стали немного лучше. Вместе с тем, как свидетельствует письменная история человечества, природа человека в основных его чертах остаётся неизменной и для её определения не нужно точности законов естествознания, а порой достаточно средних величин и статистических данных. Более того, гуманитарное знание в отличие от естествознания в основном индуктивно и для формирования верных выводов о человеке необязательно их формализовать - главное, чтобы они были непротиворечивы и системно увязаны. Ещё заметим, что знания о человеке должны быть не столько интересны и занимательны, сколько необходимы и полезны людям! Для чего? Для того, чтобы становиться лучше самим и улучшать жизнь! А чтобы становиться лучше, надо знать, какие мы и что можно, нужно и как изменить? И это - задача разума! Итак, если у человека есть сущность, а это только у немногих вызывает сомнение, то её можно определить, но не на основе имеющихся различных и противоположных представлений о ней, а опираясь на приведённые выше /раздел 2/ рассуждения и понятия. Наиболее релевантные и важные из них - жизненная необходимость, как содержательное, и высшая польза, как смысловое, проявления сущности человека. Не разделяя, а объединяя его тело и дух для анализа действий человека как результирующей их системного взаимодействия с точки зрения необходимости и пользы, можно приблизиться к пониманию того, что стоит за ними и предопределяет именно такой результат, а не какой-либо другой. Пытаясь выделить важнейшие процессы, элементы и свойства жизни человека, естественно упомянуть обмен веществ /тело/ и информации /дух/ с окружающим миром, производство, распределение и потребление жизненных ресурсов и энергии для самовоспроизводства и самосохранения, развитие, движение и самореализацию, продолжение рода и связывающую, организующую их и управляющую ими в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости и достижения всё большей пользы - разумность! Обобщая, можно выделить несколько крупных составляющих сущности человека, после чего можно будет и определить её! Первое, человек - органическая активная часть природы, способная к самосознанию и самоорганизации, адаптации в изменяющихся условиях жизни и рационализации жизненных ресурсов и энергии благодаря разуму и его способности оценивать действия по необходимости и пользе. Второе, человек - двойственное существо, составляющие которого (тело и дух) относительно самостоятельны и едины в осуществлении жизненной необходимости в формировании и реализации целей непрерывного развития и совершенствования для достижения высшей пользы. Третье, человек - общественное существо, жизненные цели которого достигаются среди людей на основе объединения усилий. Наконец, четвёртое, - будучи органической частью социума и природы, человек не должен противопоставлять себя окружающему миру и вредить себе и другим, ибо его высшая польза состоит в развитии и совершенствовании для улучшения всего вида в гармонии с природой.

Человековедение не только даёт определение сущности человека, но и обосновывает её реализацию в системе природосообразного поведения, на основе которой возможен переход от педагогики знаний к педагогике развития и совершенствования - наиболее реальному средству улучшения человека и его жизни на пути его рациональной эволюции!

12.11.10

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

44 дата публикации: 01.12.2010