Сергей Родник

О догматизме, расширении сознания и пр.

(по мотивам диалогов с В.М.)

 

Мы говорили о догматизме и о том, как расширять сознание. Наши точки зрения иногда сталкивались, хотя в целом я был согласен. Например, на мой вопрос о том, не уйдёт ли почва из под ног, если постоянно создавать новые круги взаимодействия, ответ был очень точным: «Фундамент не в буквах и книгах, а внутри…». И здесь я полностью согласен - основа только внутри и пошатнуться она может изнутри, а не из-за внешних перемен. В разговоре я высказал свою точку зрения о Рериховском Движении и о необходимости преодоления узости восприятия, догматизма и нетерпимости, потому что эти явления чужды Учению, но очень часто проявляются именно людьми, изучающими Живую Этику. Часто можно увидеть попытки присвоения Учения[1]. Хуже всего то, что, заостряя внимания только на текстах, многие не способны видеть вокруг себя уже зарождающуюся реальность, о которой говорится в Учении. Для многих идея Общины мифична по отношению к реальности и относится на далёкие сроки, тогда как очаги общинной жизни уже существуют и показывают своим примером, что это возможно здесь и сейчас. Значит, природа догматизма имеет связь только с природой личности, воспринимающей истину. Истина широка и необъятна, а узкое сознание пытается уменьшить её до своих размеров.

Ещё один важный вопрос: как расширять сознание другим? Мне кажется, здесь надо, прежде всего, в совершенстве освоить язык общения с другими. Для полноценного общения с иностранцем необходимо знание его языка. Точно так же и, может быть, даже в большей мере это применимо к общению в среде изучающих какое-либо Учение. Примеры есть в истории: и Будда, и Христос изучали и знали в совершенстве все предшествующие Учения своих народов для того, чтобы вывести их на новый виток познания. Поэтому прежде, чем брать на себя ответственность расширять чьё-либо сознание, надо самому иметь расширенное сознание и уметь донести свою точку зрения в привычных собеседнику понятиях. И опять же всё сводится к канону «Господом Твоим». Кроме того, не надо забывать об известном оккультном правиле, которое выражено Махатмами так: «Как ливень не может оплодотворить скалу, так и учение не имеет следствий на невосприимчивый ум. Как вода развивает жар в негашёной извести, так учение вызывают к ярому действию каждую не подозреваемую потенциальность в человеке»[2].

И это правило, и канон «Господом твоим» говорят об одном и том же: никакое насильственное расширение сознания невозможно! Самое лучшее, на мой взгляд, это - вовлечение в действие. В этом процессе каждый сам выбирает себе роль: быть участником действия, бесплодным наблюдателем или противником того, что происходит. Действие, как естественный закон всё распределяет по своим местам без вмешательства воли отдельных личностей. В действии творит коллективная воля. Она как течение реки, разбрасывающее отбившиеся от плота брёвна.

Я заметил ещё одну закономерность духовного развития: оно скачкообразно и перед каждым новым скачком почва из под ног как бы уходит. Почва - это привычное, устаканившееся мышление, которое приспособилось под определённый ритм. Ритм меняется, но сознание по инерции держится за старый ритм, отстаивает и защищает его. Если внимательно присмотреться в этом можно заметить борьбу низшего и Высшего Начал человека. Недаром человек уже по своему строению разделён на две половины, одна из которых тянет вниз, а другая - вверх. Возьмём для примера правое и левое полушария мозга: правое - это проблески высшего сознания, интуиция. Левое полушарие более приземлённое, ему ближе консерватизм, расчётливость. Обобщая, можно сказать, что правое полушарие всегда старается внушить, что всё возможно, в то время как левое утверждает о невозможности. Так и борется человек, преодолевая отливы и приливы сознания. Поэтому, используя прилив надо удержаться на нём и оторваться от берега как можно дальше, иначе отлив выбросит на берег…, и тогда, пропустив свой ритм прилива, человек погружается в затяжное пребывание на берегу прошлого. Ум погружается в обыденность, и мечты о дальних плаваниях и неизведанных странах кажутся несерьёзными и не стоящими внимания.

Вот так и с Учением, одни воспринимают его на берегу, а другие в бушующих волнах, наполняя им каждый миг.

Январь 2000 г.

 

Согласованность устремления к высшему и повседневных дел

Как согласовать эти два противоположных направления? Для этого надо чётко разграничить свои мысли и дела на те, что относятся к вечным и те, что являются необходимым условием повседневной жизни, это - работа, семья, труд по жизнеобеспечению.

Повседневная жизнь может дать очень много в направлении вечного, например, воспитать такие качества, как терпение и терпимость можно только в таких условиях, которые менее всего этому благоприятствуют. Каждый раз, когда приходится сдерживаться, вспоминая, что испытание терпением - это высшее испытание, или о том, что яд раздражения чрезвычайно опасен и выжигает стенки нервных сосудов, можно порадоваться, что сдержался сознательно, зная, что это усилие воли продвигает на пути к Высшему. Но эта работа невозможна без устремления к Высшему и без питания сознания мыслями о Высшем, мыслями из Учения. Только эти мысли, заполняя ум, дают силы не поддаваться влиянию очевидности и не позволяют заполнить ум мелкими бытовыми проблемами.

Мышление относится к внутреннему миру человека и каждый вправе выбирать то или иное направление, те или иные мысли. Можно делать самую скучную работу, но при этом размышлять о Высшем. Для этого нужна отстранённость от того, что делаешь. В сознании это возможно, т.е. можно одновременно размышлять и наблюдать за тем, что ты делаешь, не привязывая к этому свою мысль. Мысль свободна и никакая земная работа не может её ограничить и привязать к себе, если конечно эта работа не посвящена Высшему. Вот так и можно согласовывать Землю и Небо, не отрываясь от земли умом, мыслями устремляться вверх. В уме можно вместить оба полюса, но при этом главенство нужно отдать всему Высшему, устремляющему в Вечность. И так каждый день отделять одно от другого, не исключая ничего. Тогда высшие духовные устремления всегда найдут применение в любых повседневных делах, будь это работа, семейные дела, общение с близкими или знакомыми.

* * *

Путь духовного самосовершенствования - это постоянное освобождение от привычек и привязанностей, ментальных и физических, т.е. от всего того, что сковывает нашу истинную Сущность в свободе её проявления. Радостно чувствовать, когда обновлённое сознание скидывает с себя оковы.

08.10.1999

 

О будущем

Мы имеем в своем распоряжении инструмент, который создает будущее, это - мысль. Например, художники или композиторы сначала создают свои произведения в мыслях, а потом воплощают их в материи физического мира.

Не знать (или не представлять) будущее, всё равно, что не знать о чём наши мысли и куда они направлены. Каждый может понаблюдать за своими мыслями, а потом увидеть их воплощёнными в событиях своей жизни. Ведь мы сами сознательно или бессознательно творим своё будущее.

Можно ли заглянуть в будущее? Опыт прозрения великих философов, учёных, религиозных деятелей показывает, что можно. Именно, заглянув в будущее, окрылённые грядущим работали посланцы Великого Братства Учителей.

Опыты Парацельса намного опередили уровень знаний его современников. Загадочный граф Сен-Жермен поражал всех точными предсказания будущих событий. Например, он неоднократно указывал Наполеону о недопустимости нападения на Россию и предсказывал крах французских войск. Позже, уже наша соотечественница Е.П.Блаватская обнародовала Знания, которые хранились много тысячелетий, ожидая свой черёд. Из старинных манускриптов мы узнали историю зарождения человечества, этапы его развития вплоть до нашего времени, и то, что ждёт людей в будущем. В лице “Тайной Доктрины” современная наука столкнулась со знаниями, которые ей неведомы на данном этапе - значит, они пришли из будущего. Что касается наследия семьи Рерихов, то можно с уверенностью сказать, что эти люди видели и знали Будущее, предвещая события, которые нас ожидают. Более того, в Учении Живой Этики представлена модель будущего человеческого общества - Община. Предсказано и направление дальнейшего сотрудничества землян - Дальние Миры. Но ведь ещё Христос говорил: “Много обителей у Отца Моего… Земля прекрасный сад, отдохнув в нём, устремимся дальше…”.

Поэтому, касаясь вопроса о Знании в целом и знаниях в частности, надо чётко разделять эти понятия. Знание - вневременно, хотя бы потому, что Источник всех знаний Бог, или Иерархия Учителей (кому как удобнее воспринимать). Мы - люди, имеем возможность прикоснуться к этим знаниям через свой личный опыт или через источники, оставленные Учителями. Но это будет только часть того Единого Знания, которое не имеет границ, поэтому Живая Этика вводит термин Беспредельность и по отношению к Знанию. Жаждущий знания, никогда не будет удовлетворён, потому что резервуар знаний беспределен.

В вопросе о будущем есть кажущееся противоречие: настоящее часто совсем не соответствует представлениям прошлого. Почему так происходит? Наверно, потому, что представляя только свой кусочек будущего, мы не видим общей картины, единого целого, которое соткано из многих таких же кусочков - образов. Но, тем не менее, среди таких кусочков встречаются и достаточно крупные, монолитные пласты - это согласованные мысли сотрудников будущего. Они уже имеют ориентиры и работают мыслью в направлении, заданном Учителями. Именно такие монолитные пласты и притягивают к себе разрозненные образы для того, чтобы будущее стало общим, единым. Но при этом действует Закон, над которым не властен никто - это Закон свободной воли и потому каждый волен выбирать то будущее, которое он пожелает. Поэтому картина будущего часто искажается из-за несогласованности образов, а в итоге получается совсем не то, о чём мечтали, к чему стремились. Но за это ответственны только мы сами, ведь будущее перед нами. Надо только почувствовать его и протянуть свою мысль далеко за пределы очевидности.

Будущее человечества уже создано мощной Мыслью Учителей, нам надо только увидеть направление этой Мысли и внести свою лепту сознательным сотрудничеством. Каждая чистая, неэгоистичная мысль притянет из пространства мысли о светлом будущем, о Новой Эпохе, которая предсказана ещё в древних источниках. Если мы будем считать будущее неведомым и невыразимым, то мы не будем знать, к чему стремиться, что воплощать. Ведь энтузиазм просыпается только когда видишь цель и идёшь к ней, а не плаваешь в грёзах романтических ожиданий. И пусть будущее будет не таким, каким мы его ожидали, пусть оно превзойдёт предел наших мечтаний - на то оно и Будущее, чтобы удивлять и радовать своей новизной!

24.12.1999

 

Ваши комментарии к этой публикации

________

[1] Чего стоят высказывания типа: «в Учении этого нет», «это не соответствует Учению» и т.д.

[2] «Письма Махатм Синнету».

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

43 дата публикации: 01.09.2010