В.И.Деревянко

Этюды о человеке и его жизни

Живя, не задумываясь...

1. Как живут люди и о чем думают?

Кажется, что люди, обладая разумом, всегда думают, что делают, однако, проблематичность происходящего в жизни вызывает большие сомнения в этом. И дело не только в том, что люди различны по развитию и способностям, обстоятельствам рождения, воспитания и жизни, их объединяет общая биологическая основа и определяемые ею потребности. С раннего возраста людьми движут желания тела и стремление иметь больше и быть лучше и выше других при недостаточной разумности действий, которая повышается с возрастом и неравномерно у всех людей. Важным фактором, определяющим мышление и поведение людей, являются господствующие жизненные ценности, которые как бы вбирают в себя преобладающие желания и устремления людей, находящихся на определённой ступени развития. Физиологическая основа человека, имеющая очень много общего с животными, предопределяет приоритет потребностей тела, выражающих их желаний и самоценность удовольствий. Последние, придуманные природой как стимул и награда за активность и целеустремлённость, могут выступать как нечто самодостаточное, подменяющее цели и смысл действий. Если для животного это естественно, то для человека, живущего своими желаниями и не задумывающегося об их необходимости, это - примитивизация поведения. Более того, не думая о последствиях, человек нередко наносит вред себе и другим. И такова логика действий многих людей, которая их объединяет. От противного - разделяет, но не разобщает людей способность оценивать свои желания по их необходимости и пользе, что есть проявление разумности.

Благодаря разуму, человек способен сознавать свои действия и стремиться к их совершенствованию. Однако, и так складывается веками, большинство людей думает об удовольствиях и успехе, а отнюдь не о том, как быть лучше? Наверное, это происходит потому, что желания и удовольствия сопровождаются острыми ощущениями и чувствами, которые затмевают разум. В понимании многих: лучше жить - это иметь больше удовольствий, потому вокруг всё больше разных развлечений и люди в массе живут удовольствиями, а не стремятся к совершенству. Лишь единицы, сумевшие проявить свои способности, а затем и реализовать их, поднимаются над примитивными удовольствиями, но не освобождаются от них. Живя удовольствиями тела, у человека выключается разум - он дремлет или вообще спит, и тогда, по выражению Ф.Гойи, люди становятся чудовищами, - ну, если не чудовищами, то просто животными... Где уж им думать о лучшей жизни?

 

2. Жить, не задумываясь, проще, тогда и многого не жди.

Человеку – любому - естественно стремиться к приятному и избегать неприятного. Впрочем, здесь всё непросто, скажем, ваш покорный слуга, как и многие другие, рано начал курить - кашлял, терпел, было противно, но курил, ибо на меня смотрели сверстники и я не мог показать слабость... То же и с матерщиной, но было то полвека назад и мы делали это скрытно и между собой, то ли современные дети - чуть ли не с первого класса матерятся, будто на родном языке говорят, и курят все, кому не лень, не стесняясь взрослых, которые уже и не реагируют на них... Подростки рано начинают употреблять алкоголь и тянуться к противоположному полу для секса, а в голове - отнюдь не планы на будущее и мысли о реализации своих способностей... Я - не ханжа, но, как водится, по-стариковски недоволен нынешней порослью. Нельзя не видеть, как мало среди них здоровых, как помолодел алкоголизм и как деградирует молодёжь в культурном и нравственном отношении, живя не задумываясь, а ведь жизнь - одна...

Пути и судьбы, как и сами люди, разные. И повинны в этом не только время и недостатки воспитания, сами люди - молодёжь, разумеется, не все, но многие, живут потребительски, не задумываясь всерьёз о будущем. Будучи нацелены на удовольствия, они порой пренебрегают необходимым, кто-то, и их немало, пытается действовать не по правилам и попадает в места не столь отдалённые... Приказывает долго жить институт семьи, возможно, это веление времени, но оно не на пользу стране. Пути и судьбы жителей России теперь очень непросты: люди и государство действуют вразнобой, не думая и реально мало помогая друг другу...

Попадая в этот мир, человек в меру своих сил адаптируется в жизни, которая несправедлива и трудна и её непросто изменить, а вот свою жизнь человек изменить может. Почему же не все это делают? Одни потому, что не думают об этом, другие потому, что не умеют этого делать, ведь этому никто не учит... А чему учат людей? Учат - больше знать, а не лучше жить. Почему? Ну, наверное, потому, что такими видят свои задачи общество и современная педагогика?.. Или так можно делать, если жить, не задумываясь о своём будущем, - в противном случае надо учить детей лучшей самореализации, ведь это для пользы всех. Впрочем, так бывает тогда, когда для государства человек мало что значит, как и школа для людей, со всеми вытекающими из этого последствиями. Что же получается? А то самое, когда люди живут сиюминутным, не задумываясь...

 

3. Думать и действовать природосообразно!

Почему человек должен думать и о чём? Начнём с простого, - если не думать, можно делать не то, идти не туда, терять время и здоровье, наконец, не реализовать своё предназначение. Что это такое? А то, над чем стоит задумываться каждому человеку и чему его следует учить с детства - делать то, что предопределено твоей природой и реализовать себя наилучшим образом! Но многие думают иначе: бери от жизни всё - живём один только раз!.. Да, живём один раз, но почему бери, а не давай? И кому от этого будет лучше? Почему надо брать от жизни всё, подразумевая удовольствия, а не наилучшим образом реализовать себя?.. Здесь наступает момент истины, которую должен осознать каждый человек, - чтобы жить лучше, надо улучшать себя! Стремиться не к богатству и власти, а к совершенствованию себя и своей жизни в социуме и природе! Для этого надо думать о себе и своей сущности и о том, как лучше её реализовать. И тогда становится ясно, чтобы реализовать себя и своё предназначение, надо делать не то, что хочется, а то, что необходимо, иначе говоря, думать и делать необходимое!

Когда новорождённый тянется к груди матери, он делает необходимое инстинктивно без участия разума, которого у него ещё нет. По мере развития ребёнок начинает сознавать свои потребности-желания и оценивать их необходимость и пользу. Впрочем, это очень непросто, ибо предполагает знание своих жизненно важных потребностей и достаточную степень развития разума, который собственно и осуществляет оценку желаний по их необходимости и пользе. В последней фразе заключён большой смысл, раскрывающий самую суть человека - его способности, благодаря разуму, находить для себя более необходимое и полезное, сообразное сущности, чтобы лучше и дольше жить! То есть человек не рождается с готовым знанием этого, а должен его постичь своим разумом через жизненную необходимость!

Люди и их жизнь несовершенны и всё так и останется, если продолжать жить своими желаниями и удовольствиями, не задумываясь об их необходимости и пользе. Но несовершенство и недомыслие - не данность, а производные развития и разумности людей, которые можно и нужно преодолевать. Способный это понять разумен! Самое любопытное в этих кажущихся абстрактными рассуждениях то, что они сообразуются с сущностью человека, который способен её познавать и реализовать в жизненной необходимости. Осуществляя её со всё большей пользой для достижения высшей пользы, человек реализует своё предназначение - развитие и совершенствование для улучшения всего вида!

16.03.2010

 

Жизнь одна и как её прожить?

Введение

Человеку естественно думать и действовать для собственного блага, как индивиду. Вместе с тем, как социальное существо, он должен считаться с другими и действовать для общего блага. Ну, и, как представителю вида, каждому человеку было бы естественно думать и действовать для его улучшения. Если индивидуально, для себя человек действует в порядке удовлетворения своих потребностей однозначно-инстинктивно, как и животное, то и для общего блага он старается иногда только по принуждению? ибо это требует дополнительных усилий. Ну, а чтобы действовать для всего вида, человек должен быть достаточно разумен, чтобы это сознавать и осуществлять вместе с другими людьми. И такова его сущность! Хотя иногда говорят о нескольких жизнях, чего никто не доказал, жизнь у человека одна и он проживает её в меру своих возможностей и разумности как степени познания и реализации своей сущности. Чем менее разумен или, что одно и то же, более животен человек, тем важнее для него собственные потребности или желание от жизни брать, а не давать... По мере развития и повышения разумности человек способен сознавать жизненную необходимость и пользу для себя, как части социума и вида, в исполнении социальных и видовых обязанностей в гармонии с индивидуальными ибо это предопределяется его сущностью и в этом состоит его высшая польза!

 

1. Альтернатива жизни человека

Кажется, таким естественным для человека жить в своё удовольствие и брать от жизни всё, ибо для чего ещё стоит жить?.. И немалое число людей так и делает, более того, современная жизнь стоит на этом и таковы её ценности - обогащаться /брать всё больше/ и подниматься над другими. А как же героизм воинов во имя победы над врагом или самоотречение верующих, даже детей, - вспомним Веру, Надежду, Любовь - 12, 10 и 9 лет от роду и их мать Софью или подвиг Христа во имя спасения людей? А многие ли задумываются над этим? Наверное, лишь те, и их, увы, немного, кто способен хотя бы иногда думать... Что же прочие? А они действуют в меру понимания себя и своего положения в мире людей и природы, иначе говоря, в меру своих разумности и нравственности. То есть, чем более человек сознаёт себя частью общества и природы - активной и зависимой, тем более он считается с ними и действует для блага всех, ибо это и в его интересах. Высоконравственные люди - единицы становятся героями или святыми, другие, и имя им легион, живут по законам джунглей и подвиг Христа для них, если не пустой звук, то сказка, придуманная для нравственного воздействия на людей, которая для новых поколений становится всё менее интересной. Самое печальное состоит в том, что это продолжается уже не одно тысячелетие, давая основание некоторым говорить, что такова природа-сущность человека. Однако, есть и серьёзные основания полагать, что так будет не всегда и всё изменится к лучшему, когда люди станут эффективнее использовать свой разум.

Человеком от рождения движут потребности, которые проявляются через желания и удовольствия от их удовлетворения. По мере развития он в той или иной степени осознает свои потребности и рационализирует их по необходимости и пользе. Поскольку современный человек не в состоянии удовлетворить все свои потребности сам, он вступает во взаимодействия с другими людьми, которые осуществляются по некоторым правилам, отражающим меру совершенства людей и стратифицирующих их по разным имущественным и социальным слоям. Некоторая часть людей, не признавая общепринятых норм и правил, удовлетворяет свои потребности преступным путём - силой или хитростью, отнимая либо присваивая имущество других. Происходящее таково потому, что таким люди себе его представляют и так соотносятся их индивидуальные и социальные интересы, сконцентрированные в господствующих жизненных ценностях. Впрочем, позитивная динамика социализации и демократизации жизни передовых стран, говорит о том, что они - ценности - постепенно изменяются сообразно развитию людей, которое не имеет пока научной основы и протекает спонтанно, медленно и неравномерно.

Отмеченная выше взаимосвязь между развитием, разумностью и жизненными ценностями людей имеет объективный характер и доказательно определена человековедением в контексте их сущности и выражающей её жизненной необходимости. Впрочем, в силу различий представлений людей об их сущности и смысле существования, как и невысокого среднего уровня развития, торжествует животное эго, подавляющее духовные интересы, - акцентированы удовольствия и недооцениваются развитие и совершенствование. Как следствие происходящего, - все стремятся побольше взять, нередко за счёт других, а не дать... При такой жизненной ориентации неудивительны несправедливость отношений людей и большое число проблем их существования. Представляющееся естественным и необходимым глубокое изучение человека и его сущности во взаимодействии с миром людей и природы, которое могло бы приоткрыть пути и способы решения проблем, заслоняется насущными сиюминутными потребностями и пока неактуально для большинства, как и обучение детей самопознанию и природосообразному поведению по критериям необходимости и пользы.

 

2. Разумный компромисс или как жить, чтобы всем было лучше?

Чтобы ни происходило вокруг и чтобы людей ни волновало, они хотят и стремятся лучше жить, - другое дело, что понимается это всеми по-разному, впрочем, есть нечто важное для всех - быть материально обеспеченными. Однако, в жизни это удаётся не всем по разным причинам и, прежде всего, потому, что каждый использует любую возможность больше взять! Почему так происходит, выше было определено - люди живут по законам джунглей - неразумно и это изменится, когда они станут сознавать не только себя и своё эго, но себя, как органическую составную часть социума и природы...

Возможно ли повлиять на это и изменить кардинально, революционно? История говорит, что нет, потому что уровень развития и разумности людей в массе, имеющий некоторую среднюю величину, невозможно повысить быстро. Понимание этого очень важно, чтобы избегать насилия и действовать природосообразно. Последнее и является ключевым в улучшении жизни - людям необходимо становиться разумнее и действовать сообразнее своей сущности, чему их необходимо и возможно учить. И самое сложное в этом - захотеть развиваться и совершенствоваться!.. Парадоксальность утверждения подчёркивает факт неоптимальности действий людей при том, что логика развития и совершенствования пронизывает современную жизнь, особенно в научно-технической сфере. Последняя прогрессирует столь высокими темпами, что людям стоило бы задуматься об этом и хотя бы отчасти действовать также индивидуально... Разумеется, речь идёт не о киловаттах мощности или миллионах операций в секунду, функциональности и экономичности, как в технике, и даже не о превышении 25% физического и 10% интеллектуального потенциала человека, что безусловно важно для всех, а об изменении жизненной ориентации на развитие и совершенствование!

Однако, почему-то это не слишком увлекает людей... Может быть, существуют какие-то неблагоприятные обстоятельства в их жизни, препятствующие осознанию и осуществлению жизненной необходимости развития и совершенствования? По-видимому, и это - неравные материальные и социальные возможности, жизненная ценностная ориентация и инерция, недостаточные знания людей о своей сущности и выражающей её жизненной необходимости и пользе. Последние, кстати, являются теми важнейшими критериями, сознавая и ориентируясь на которые, люди могут и будут развиваться и совершенствоваться, действуя всё более природосообразно или разумно. То есть логика развития и совершенствования естественна и близка каждому человеку и его можно и нужно воспитывать и обучать в таком ключе с раннего детства, - и этому учит человековедение!

Когда мы слышим, что жизнь одна и надо брать от жизни всё, к этому следует относиться критически потому, что единственность и неповторимость жизни человека - отнюдь не повод для проявления и, тем более, культивирования животного эгоизма... Ведь есть и другие суждения на этот счёт, например, жизнь даётся человеку один раз и прожить её надо так, чтобы потом не жалеть о несделанном, несбывшемся, о том, чего не вернуть. И подразумеваются отнюдь не удовольствия тела, поскольку они не исчерпывают всех радостей жизни, более того, известно, что удовольствия сокращают человеку жизнь, скажем, алкоголь и наркотики... Речь идёт о радости жизни, в которой есть место и удовольствию, от работающих, развивающихся и совершенствующихся мышц и мыслей-интеллекта в решении всё более сложных и общезначимых задач, определяемых сущностью человека, стремящегося к развитию и совершенствованию для достижения высшей пользы - улучшения всего человеческого вида!

Таким образом, мы, кажется, приблизились к пониманию того, как надо жить и что лучше - брать или давать, - остаётся вполне осознать это взрослым и начать учить этому детей!

21.04.2010

 

Сила инстинктов и могущество разума человека

Введение

Продолжая и развивая тематику нашего 2-го цикла "Преимущество разума", в данной статье рассматривается вопрос о том, насколько сложным и продолжительным был процесс преодоления трудностей существования у наших животных предков, приведших к формированию многообразных инстинктов и столь совершенного инструмента самоуправления человека как разум. В статье даётся системный анализ процесса формирования инстинктов человека и оцениваются возможности управления ими и замены ненужных для данного человека на необходимые и полезные. Эта задача возникла в человековедении в процессе определения сущности человека и в контексте задачи повышения его разумности и эффективности развития. В статье рассматриваются самые общие, логические аспекты данного вопроса, предполагая дополнение их физиологическими и психологическими, выходящими за рамки человековедения. Лейтмотивом статьи является вера, если не в преимущество разума над инстинктами, то в его необходимость для осознания и рационализации действий людей для их лучшего развития и совершенствования, без которых невозможно объективное понимание и улучшение их жизни.

 

1. Животное происхождение человека и природа его инстинктов

Человек прошёл большой путь эволюционного развития, который сделал его таким, каков он есть - млекопитающим с разумом и инстинктами, потребностями и желаниями, чувствами и рефлексами, стереотипами мышления и поведения. Благодаря разуму, человек занял высшую ступень среди всего живого на Земле, сохранив при этом многое из того, что свойственно тем, кто занимает более низкие ступени развития. Некоторые его свойства и органы, а их насчитывается около сотни, атавистичны и рудиментарны, другие полезны в одних и могут быть вредны в других обстоятельствах, третьи необходимы для самосохранения и продолжения рода, эффективного развития и самореализации, четвёртые, и это - разум человека, наделяют его способностью к самосознанию и совершенствованию для улучшения всего его вида. Сказанное выше делает природу человека сложной и одновременно наделённой большим потенциалом, однако, в действительности немалое число людей действует довольно примитивно по отношению к себе и несправедливо по отношению к другим и природе, а их реальный потенциал, особенно интеллектуальный, оставляет желать лучшего. Последнее даёт основание говорить о том, что далеко не все люди имеют право занимать высшую ступень на эволюционной лестнице и человечеству предстоит ещё большой путь развития и совершенствования. По выражению И.М.Сеченова "все акты бессознательной и сознательной деятельности по способу происхождения суть рефлексы", а И.П.Павлов выделил среди них условные и безусловные. Сложные безусловные рефлексы /пищевой, оборонительный, половой и др./, представляющие собой совокупность врождённых реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения, называются инстинктами. Рефлексы и инстинкты свойственны не только человеку и млекопитающим, но и насекомым, проявляясь у муравьёв или пчёл в довольно сложных социальных формах. Инстинкты передаются по наследству, обеспечивая возможность выживания особи в определённых условиях, однако, при изменении последних возможны непредсказуемые, негативные последствия. Инстинкты формируются естественным отбором долго и постепенно, - некоторые из них сформировались очень давно, ещё в обезьяньем состоянии человека, и проявляются соответственно, вспомним животный страх, при котором отнимаются ноги и немеет язык. В отличие от животных и, тем более, насекомых, люди способны контролировать свои инстинкты, что не означает того, что они могут ими вполне управлять. Будучи имманентными его сущности, инстинкты делают человека неоднозначным, усложняя, но не делая невозможным понимание его природы и предназначения. Инстинкты проявляются на разных уровнях, воздействуя через эмоции, как говорится, "не утруждаясь мотивировкой", - они просто включаются, когда наступает некоторая ситуация. Нелогичная и необъяснимая с позиций разума, имеющая древнюю предысторию, инстинктивная мотивация поведения в современных условиях не всегда адекватна, входя в противоречие с новыми задачами человека. Увы, но рассудок обычного человека не в состоянии знать, что у него находится в глубине подсознания, и не может изменить инстинкты, разве, что в каких-то случаях он может не подчиниться им, но это требует его высокой рефлексии. На среднем уровне подсознания /традиции, привычки/ человек уже может в той или иной степени вмешиваться и модифицировать эти программы. Реальная картина поведения людей усложняется не только существованием в них как бы двух "Я" и переплетением инстинктивных и рассудочных мотивов, но иногда и наличием нескольких врождённых программ для одного и того же случая, возникших в разное время и даже противоречащих друг другу. Последнее, кажется, делает настолько неоднозначной мотивацию поведения человека, что и сказать о нём и его сущности что-то определённое делается сложно, если забыть о существовании разума и возможности рационального воспитания и развития, которые будут способствовать, если не преодолению, так называемых "низменных" инстинктов, то их торможению и нормализации действий человека.

 

2. Возникновение разума и его назначение

Существует довольно распространённое мнение, что жизнь человека на 95%, то есть практически полностью, управляется инстинктами, которые определяют его потребности, чему иллюстрацией служит пирамида А.Маслоу. В данном случае уместен вопрос, - если все действия человека подчинены инстинктам, для чего ему разум? Чтобы им следовать? Но они и без его участия реализуются однозначно. Чтобы помогать им? Вряд ли, ибо выполнение адекватных ситуации инстинктивных действий происходит автоматически - быстро и точно, а под управлением разума, если он не обучен или не эффективен, эти действия могут быть не столь однозначны... Впрочем, обстоятельства жизни могут быть неадекватны логике инстинкта и тогда возможны непредсказуемые результаты... Чтобы понизить их негативный эффект, необходимо соотносить логику инстинктивной программы с конкретными условиями и с помощью разума корректировать её. Для лучшего понимания того, о чём речь, следует обратиться к кибернетике и компьютеру, алгоритмам и программам: исполняемым - инстинкт и управляющим - разум. Если на голом /без ОС/ компьютере запустить некоторую программу, она исполнится и остановится, а чтобы компьютер работал дальше, необходима программа - диспетчер, которая проконтролирует завершение данной программы и запустит следующую... В случае, нескольких программ учитываются их функции и приоритеты и предпочтение отдаётся той, у которой он выше. Возвращаясь к инстинктам, которые срабатывают сами по себе в некоторых условиях, следует заметить, что без диспетчера или некоей логической надстройки, они действуют автоматически, бездумно, как Лангедокский сфекс или пчела-каменщица у М.Метерлинка в его "Жизни термитов". Резюмируя, отметим быстроту и точность исполнения инстинктов в оптимальных для них условиях и их тупой автоматизм, когда условия неоптимальны...

Как формируется разум и его взаимодействие с инстинктами? Некоторые считают, что разум возник для наилучшего исполнения инстинктов, обеспечивающих его выживание, продолжение рода и улучшение вида. Однако, на фоне научно-технической революции и всё большей информатизации жизни, "разум, как инструмент эволюции, как бы повернулся против неё и играет против людей, ибо эволюция", наверное, подразумевает естественный отбор, который отнюдь не является синонимом эволюции, "отпала, как ненужные костыли, и теперь человечество развивает само себя"... Действительно, благодаря развитому разуму люди способны подниматься над естественным отбором и творить свою рациональную эволюцию, но для этого им надо научиться сознавать и управлять своими потребностями, инстинктами и действиями сообразно жизненным обстоятельствам и необходимости! Именно в этом и состоит общее назначение разума, более того, благодаря появлению и решению этой задачи, которая сообразуется с природой человека, разум возник и развивается, а вместе с ним развивается и совершенствуется человек! Жизнь показывает, что процесс взаимодействия разума и инстинктов сложен и неоднозначен по двум причинам: 1 - в силу автономности инстинктов и их мощного действия через чувства, 2 - вследствие слабости разума у некоторых людей. И, тем не менее, без разума нет человека и его позитивного развития и совершенствования.

Можно ли говорить о преимуществе разума перед инстинктами? Кажется, сказанное выше об инстинктах не позволяет однозначно говорить о преимуществе разума, но, что бы ни говорили адепты человека "инстинктивного", оно есть, уже хотя бы потому, что помогает человеку не только адаптироваться к непривычным и порой весьма сложным жизненным обстоятельствам, но ещё и развиваться и совершенствоваться, благодаря чему он не только выживает, но стоит на самом верху иерархической лестницы жизни на Земле. Если кому-то претит слово "преимущество" разума, будем говорить о его необходимости и отметим существование разума даже у самых низших существ, впрочем, в разной степени. Вот эти-то различия степени разумности существ в сравнении и дают возможность лучше увидеть задачи и оценить значение разума в соотношении с инстинктами, которые можно сравнить со стереотипами мышления и поведения человека или унифицированными программами, облегчающими или автоматизирующими некоторые действия в нормальной жизни, что очень удобно. Ну, а если вспомнить, что человек сформировался, да и теперь в немалой степени существует в борьбе за существование, то готовыми программами поведения здесь уже не обойтись - нужны гибкие оперативные и верные стратегические решения, которые находятся за пределами инстинктов в ведении разума!

 

3. Нужно ли и как управлять инстинктами?

Предназначенные для обеспечения наилучшего выживания человека-млекопитающего, - важнейшей из задач существования, инстинкты реализуют своё предназначение, но не перекрывают всех его задач. Более того, они эффективны в определённых условиях жизни и при их изменении/ухудшении не могут сами приспособиться к ним. Будучи существом социальным, человек для получения жизненных ресурсов вступает в отношения с другими людьми и инстинкты не всегда способствуют их оптимальности. Кажется, что в решении задачи продолжения рода роль инстинктов несомненна и велика, но у людей отношения полов строятся отнюдь не только на силе и случае, как в животном мире, а постепенно приобретают рациональную основу, поднимаясь над естественным отбором и способствуя решению третьей и важнейшей жизненной задачи человека - совершенствованию для улучшения вида. Реалии жизни - неблагоприятные условия и несправедливые отношения между людьми, построенные в основном на инстинктивной силовой основе, наводят на мысль о необходимости усиления разума человека для контроля инстинктов, их торможения и преодоления негативных. То есть можно говорить о большом значении инстинктов в жизни людей и необходимости развития разума в их массе для рационализации действий. И это не чьи-то прихоть или измышление, а жизненная необходимость развития и совершенствования человека для улучшения его жизни.

На вопрос: надо ли преодолевать инстинкты, следует ответить - надо, но только те из них, которые не адекватны современным задачам человека. При этом надо считаться с тем, что поскольку их формирование происходило очень долго, также нескоро, хотя и скорее, они могут быть преодолены. Это непросто и подразумевает обращение к сущности человека и её глубокое изучение, во-первых, формирование критериев оптимальности действий человека - во-вторых, и обучение людей в рациональном ключе, в-третьих. Чтобы конкретизировать этот вопрос, необходимо опереться на позитивный базис накопленных научных данных о человеке - биологии и физиологии, психологии и социологии, философии, с её различными, иногда противоположными представлениями о сущности человека. Весьма полезны для решения этой задачи религия с её заповедями и нравственными установлениями и, разумеется, человековедение, давшее системное определение сущности человека и сформировавшее алгоритмы осуществления жизненной необходимости и достижения большей/высшей пользы человека. Кажущееся невозможным для некоторых людей преодоление негативных инстинктов, которые находятся в подсознании и неподвластны разуму, станет возможным, если с самого рождения из поколения в поколение воспитывать людей в русле жизненной необходимости и природосообразности и их разум окрепнет настолько, чтобы сознавать и противостоять тому, что не жизненно необходимо и менее полезно с точки зрения их сущности и предназначения.

Возможна ли замена одних инстинктов на другие? На этот вопрос возможен положительный ответ и этот процесс, заметим, очень небыстрый, напоминает накопление опыта, развитие и совершенствование некоторых сложных навыков или действий людей, скажем, в спорте или искусстве, которые отрабатываются до автоматизма, чтобы в заданных ситуациях действовать быстро и чётко, иначе говоря, инстинктивно. Разумеется, сказать это намного легче, чем осуществить, но люди, впрочем, пока немногие, делают это, давая пример для подражания другим и показывая большие потенциальные возможности человека. К сожалению, домашнее и общественное воспитание и образование в большинстве своём не нацеливают детей и молодёжь на непрерывное совершенствование для достижения высоких результатов в самореализации и эффективном самовыражении, необходимом для этого, как и не научают здоровому образу жизни и поддержанию высокой работоспособности, не говоря о рационализации взаимодействия с людьми и природой. Более того, в жизни не только не актуален вопрос замены негативных или низменных инстинктов на положительные, - она стоит в значительной степени на удовольствиях от потребления и острых ощущений и культивировании животных инстинктов... Последнее, кажется, ставит под сомнение все наши рассуждения, но они приобретут реальную основу, если люди вспомнят о разуме и его великих возможностях, заложенных природой, которые они могут использовать для своей пользы!

 

4. О развитии разума и совершенствовании человека

Обмен веществ и жизненные ритмы, рефлексы и инстинкты, знания и опыт, чувства и разум, многое другое делают человека неповторимым явлением природы со своей сущностью и имманентными ей задачами существования. При этом человек не перестаёт быть органической составной и активной частью природы, способной к самосознанию и познанию и изменению мира и себя. Миллионы животного и тысячи лет примитивного с тенденцией к позитивизации человеческого существования сделали человека таким, какой он есть, с животными инстинктами и человеческим духом, который в массе своей люди не "поднимают" на такую высоту, с которой их насущные потребности и заботы видятся мелкими и недостойными их высокого положения на лестнице жизни. Всё дело в их разуме и степени природосообразности поведения, способности к преодолению инстинктивного животного начала, которое довлеет над людьми. Некоторые рассматривают это, как данность, из которой следует, что такова природа человека и он никогда не станет лучше, а его жизнь - справедливее... Другие, и их немало, твердят о сверхестественном происхождении человека и его зависимости от высших сил, третьи заявляют об отсутствии у человека какой-либо сущности, четвёртые говорят о его внеземном происхождении, - вместе взятое это запутывает людей и мешает им жить лучше. А ведь инстинкты и потребности людей вполне конкретны, они определяют действия людей и разум помогает им быть рациональнее или сообразнее их сущности. Её познание и осуществление в жизненной необходимости для достижения высшей или общезначимой для всех людей пользы - важнейшая задача и предназначение человека и его разума. Человек находится в движении и развитии, как путник на неизведанном пути, и его разум должен активно помогать ему в выборе жизненных целей и ориентиров. В отличие от животных, действия которых подчинены инстинкту, человек способен отличать желаемое от необходимого и более полезное от менее полезного. И это даёт ему возможность быть более рациональным в действиях и выбирать лучший путь. Для этого надо познавать мир и себя, делать то, что более необходимо и полезно для тебя. У разумного человека не должно быть ситуаций, когда он не знает, что ему делать дальше, ибо это означает, что он перестал мыслить... В отличие от животных он способен сознавать и познавать себя, но эта способность потенциальна, то есть может быть реализована лучше или хуже. Реально человек пока далёк от своих идеалов и живёт в мире доступных его разуму примитивных ценностей и представлений о необходимости и пользе.

Недостаток знаний о сущности человека, естественно, должен быть восполнен и людей с детства надо учить самопознанию и природосообразному поведению. Обучая детей в таком ключе, можно достичь нескольких важных для всех людей целей: более эффективных развития, самореализации и самовыражения, формирования нравственного отношения к людям и природе, оптимальной самоорганизации и рационализации жизненных ресурсов и энергии, совершенствования человеческих качеств, как основы улучшения жизни людей. Если человек с детства будет развиваться природосообразно, в нём будет главенствовать разумное духовное начало, которое постепенно сумеет справиться с негативом инстинктов и рационализировать их! Человековедение доказывает, что развитие и совершенствование человека и его разума для улучшения вида - важнейшая задача его существования! К сожалению, современный учебно-воспитательный процесс находится в русле жизненных ценностей и адекватен жизни людей со всеми её особенностями и недостатками. Его несовершенство проявляется в выборе предметов и накопительстве знаний, в отношении учащихся к занятиям и учителям и учителей к учащимся и занятиям. Что же самое существенное, за неразумностью и недомыслием в подготовке человека к жизни просматривается недооценка значения и единственности этой жизни и человека в ней, идущая ещё из животной и первобытной жизни...

Почему? А для этого нужен разум, то самое, что отличает человека от животных и способствует развитию и совершенствованию... Или забудем о разуме как ненужном рудименте и отдадимся на волю инстинктов? Тогда не будем роптать о несправедливости и жестокости современной жизни, стихийности рыночных регуляторов экономики и несовершенстве социальных отношений и будем продолжать жить по законам джунглей? Это - свободный выбор человека и его разума... И каким бы ни был этот выбор, в интересах каждого, познавая себя и оставаясь самим собой, делать то, что жизненно необходимо, улучшая и гармонизируя тело и дух, взаимодействие с людьми и природой, стремясь жить всё лучше и дольше с радостью!

11.07.2010

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/

 

Ваши комментарии к этой публикации

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

43 дата публикации: 01.09.2010