Владимир Деревянко

Человековедение

Цикл 2: "Преимущество разума"
О свободе и жизненной необходимости человека

Введение

Каждый человек стремится к свободе и это естественно, ибо такова его сущность. Но что есть свобода и какова сущность человека? Эти вопросы составляют предмет статьи, в которой обосновывается, что свобода - это развитие человека, сообразное сущности и жизненной необходимости, которая состоит в познании и рациональной реализации его сущности. Анализируются вопросы: имеет ли смысл полная или абсолютная свобода человека и не лучше ли стремиться к тому, что предопределено твоей сущностью и эффективнее реализовать её, исходя из того, что свобода - это сообразное сущности разумное поведение? В статье развивается представление человековедения о свободе как стремлении человека к достижению гармонии разума и тела, желаний и необходимости в социуме и природе.

 

1. Суждения о свободе человека

Что есть свобода человека? Прежде всего, заметим, что нет понятия - свобода человека, но есть свобода личности или воли, совести или самовыражения. Существующие представления о свободе отражают разнообразие подходов к её определению на протяжении веков и, чтобы "не растекаться мыслью по древу", поищем смысловую или сущностную опору для рассуждений. В контексте человековедения заслуживают внимания высказывание Б.Спинозы о свободной необходимости и его мысль о том, что свобода человека противостоит не необходимости, а принуждению и насилию, и представление Л.Фейербаха о свободе как осознанной необходимости. Впрочем, даже не ограничиваясь такой направленностью суждений, можно утверждать, что многообразие воззрений на свободу не делает их настолько разными, чтобы не найти в них общего. Оно есть и состоит в том, что определения свободы связаны с ограничением волеизъявления или действий человека.

Что их ограничивает? В первую очередь - зависимость от средств и условий существования. Под средствами, прежде всего, подразумеваются жизненные ресурсы, а под условиями - состояние среды существования человека и характер его взаимодействий с обществом и природой. Очень важен ещё один фактор свободы человека - уровень его развития и разумности. Нетрудно видеть, что отмеченные зависимости человека взаимосвязаны и соотносятся с тем, как он реализуется индивидуально, в социуме и природе. Пытаясь снизить ту или иную зависимость, человек неизбежно будет сталкиваться и с другими, поскольку они предопределяются его сущностью. Действуя сообразно сущности, он будет способствовать её наилучшей реализации, как бы высвобождая путь для своего развития. Обращаясь к сущности и развитию человека, естественно подумать о его физиопсихической основе, выражающих её процессах и самом существенном в них с точки зрения свободы? Не должно вызывать сомнения, что таковы - внутренние взаимодействия духа-разума и тела и внешние взаимодействия человека с людьми и природой. Принципиальное положение человековедения - науки о познании и реализации сущности человека о том, что степень рациональности важнейших процессов есть мера его свободы, позволяет найти общий знаменатель в определениях свободы человека и не только лучше её понимать, но и реализовать.

Но что представляет собой сущность человека и как она связана с его свободой? Прежде всего, отметим, что у человека физиологически много общего с животными, поведение которых в значительной степени определяется инстинктами и отчасти управляется разумом, роль которого от низших к высшим возрастает, но существенно уступает по своим возможностям разуму человека. Благодаря разуму, человек способен сознавать себя в окружающем мире, менее зависеть от средств и условий существования и быть свободнее! Более того, познавая и совершенствуя себя и снижая зависимость от ресурсов и условий существования, человек своим разумом способен подняться над естественным отбором и рационально эволюционировать! Как это лучше понимать? Сознавать себя, означает - познавать свою сущность и определяемые ею задачи существования. Совершенствовать себя, - вести себя всё более организованно, сообразно сущности. Снижать зависимость от ресурсов, - производить их в достатке и рациональнее использовать. Впрочем, это логика совершенного разума, - современная жизнь показывает, что самосознание людей, как и представления об их сущности, увы, различны и неоднозначны, совершенствуют себя единицы, а производство и использование ресурсов производно их разумности, которая в массе пока, очевидно, недостаточна.

 

2. Сущность и свобода человека

Итак, чем сообразнее сущности действия человека, тем они рациональнее и свободнее. Но как лучше понимать сущность человека и какова роль разума? В немалой степени этому может способствовать отмеченная выше общность сущности человека с другими млекопитающими в выживании и самосохранении, обмене веществ и продолжении рода, циклах и ритмах жизни. Но есть и принципиальные отличия человека от животных в его способности к самосознанию и рационализации жизни в социуме и природе. Однако, будучи производным развития и разумности, эта способность имеет свои меру и уровни - от примитивного до совершенного. Чем более разумен человек и совершенно его самосознание, тем менее он замыкается на себе, как животное, и тем более органично и системно сознаёт себя и действует в социально-природном континууме.

А как разум организует жизнь человека и его взаимодействие с миром людей и природы? Посредством осознания и осуществления его жизненной необходимости. Чем лучше человек сознаёт и осуществляет жизненную необходимость, важнейшими составляющими которой являются обеспечение себя ресурсами и оптимизация условий жизни в социуме и природе, тем более он свободен. Представление о жизненной необходимости, слагаемое из элементарных жизненных отправлений и разумного выбора между желаниями и необходимостью человека, постепенно формируется в его сознании по мере развития и определяет ценностное поле его жизни. У этого поля имеются высшие и низшие точки - идеалы и примитивы. Если примитивы имеют телесно-животную основу, которая проявляется как бы сама собой через желания и тем в большей степени, чем менее психически развит человек, то идеалы, очевидно, имеют развиваемую духовную основу. Впрочем, и примитивы могут иметь свои идеалы, которыми успешно манипулируют реклама и массовая культура, спекулируя на примитивных желаниях и страстях людей и формируя адекватное им смысловое наполнение их действий. Что из этого выходит, достаточно взглянуть вокруг: снаружи - красиво, а внутри - противоречия и проблемы. Есть и ещё одно обстоятельство, - вещей и продуктов становится всё больше и параллельно растёт зависимость от них, что делает людей менее свободными. Приходит мысль о нерациональности устремлений людей и необходимости их переориентации. Но в каком направлении? Ответ на этот вопрос очень прост по сути - в направлении, адекватном сущности человека и выражающей её жизненной необходимости. А разве она - не в потреблении, накоплении и стремлении к власти - тому, что определяет господствующие жизненные ценности? По-видимому, - нет, если в жизни людей так много проблем и опасностей. Что же из этого следует? А то, что надо думать о своих сущности и жизненной необходимости и выбирать более сообразные им формы и средства существования. Способность сознавать себя и свои необходимость и пользу и оптимизировать свои действия в социуме и природе сообразно сущности и жизненной необходимости доступно только человеку, способствует его развитию и делает более свободным.

Опираясь на происходящее, естественно предположить, что сделать это будет очень непросто и людям потребуется немало времени для развития до такого уровня, когда это станет возможным. И важнейшим условием этого является последовательные самопознание человека и осуществление того, что определяет жизненную необходимость и смысл жизни или его высшую пользу. Человековедение доказывает: ключ к достижению свободы человека - познание и эффективная реализация его сущности. Познавая и реализуя свою сущность в жизненной необходимости, человек будет приближаться к осознанию и достижению высшей пользы. И от того, как и насколько разумно он это делает, зависит мера его свободы!

 

3. Разум и жизненная необходимость человека

Оперируя понятием разума, естественно определиться с тем, что есть разум и жизненная необходимость человека? В самом общем виде разум - это потенциальная и развиваемая способность человека к самосознанию и осознанию жизненной необходимости и средство управления его действиями по её осуществлению. Поскольку человек социален, его жизненная необходимость имеет социальную и видовую составляющие, которые осознаются по мере развития человека и социума. Увы, пока у людей нет их адекватного понимания - есть господствующее представление о жизненной необходимости, как стремлении к потреблению, обогащению и превосходству над другими, которые сродни законам животной жизни с её эгоизмом и своекорыстием, торжеством желаний и силы. И это объективно, отражая положение человека на оси развития, - такими многие люди представляют свои сущность и жизненную необходимость и такой видят свою выгоду-пользу...

Будучи относительно понятной по своему звучанию, жизненная необходимость складывается из двух основных взаимодополняющих элементов: самопознания и реализации сущности человека. Последняя представляет собой цельную систему его самовоспроизводства и самореализации, которые осуществляются индивидуально и в социуме. Чтобы уточнить определение жизненной необходимости, рассмотрим её на основе самосохранения - одной из важнейших, но не единственной задачи существования человека. Последняя в той или иной степени решается каждым живым существом и состоит в его самобеспечении жизненными ресурсами и энергией. В природе и нередко у людей это происходит в жестоких формах борьбы за выживание и далеко не все и всегда имеют необходимые для жизни ресурсы.

Благодаря разуму и орудиям труда, люди способны решать задачу самосохранения значительно меньшими усилиями и более оптимально, чем животные, как в части производства, так и потребления ресурсов. Однако, выживание, потребление и накопление ресурсов не исчерпывают задачи самосохранения человека, - для её рационального решения необходимо не только потребить, но и оптимально использовать жизненные ресурсы для самовоспроизводства и самореализации. Говоря о самовоспроизводстве, следует иметь в виду, что в организме человека на основе метаболизма происходит непрерывное обновление, скажем, кожа человека за время жизни сменяется около 1000 раз, лейкоциты обновляются каждые 2-4 дня, а эритроциты - каждые 3-4 месяца. Стоит заметить, что рациональное самовоспроизводство - основа хорошего здоровья человека!

Но есть принципиальное отличие цивилизованных людей от животных, - для своего самосохранения они должны делать нечто более сложное, чем добыча и потребление пищи, - им необходимо самореализоваться в некоторой социально значимой деятельности. При этом эффективная самореализация предполагает длительное обучение и накопление знаний и опыта... То есть человек может и должен не только потреблять ресурсы, но и ещё их оптимально распределять и использовать. В данном случае следует говорить о необходимости преобразования части внешней энергии самосохранения во внутреннюю энергию его самореализации и развития, без которых он не сможет иметь достаточных ресурсов для самовоспроизводства.

Имея разум и познавая свои сущность и жизненную необходимость, человек потенциально способен знать, сколько и каких ресурсов ему необходимо, чтобы рационализировать жизнь во внешнем - социоприродном и внутреннем - индивидуальном её контурах. Логика осуществления жизненной необходимости человека - это самопознание и самоорганизация, обеспечение достаточности и балансирование внешней энергии самовоспроизводства и внутренней энергии самореализации человека в социуме и природе для наилучшего решения задач его существования.

Полноценное осуществление жизненной необходимости - весьма сложный и многообразный процесс, для организации и рационализации которого его надо всесторонне и системно изучать и практически закреплять в конкретных жизненных схемах и механизмах. И это задача человековедения - дать людям необходимые знания и средства по изучению и осуществлению жизненной необходимости, и задача каждого человека - с раннего возраста изучать и осуществлять её. Надо ли говорить, что степень осуществления жизненной необходимости есть мера разумности и свободы человека, а в её контексте вопрос о возможности абсолютной свободы человека теряет смысл, ибо противоречит его сущности и высшей пользе!

 

4. Свобода человека - это свободный поток его развития

Стремление к свободе как наилучшему познанию и реализации его сущности естественно связывает человека с людьми и природой. Нетрудно видеть, что пока жизненные ресурсы производятся и используются людьми нерационально, а характер их взаимодействий между собой и природой оставляет желать лучшего, не говоря о том, что у многих людей - весьма смутные представления о себе и смысле происходящего и далеко не оптимистичные представления о будущем. И это - свободный мир?.. Увы. Но, что мешает людям быть свободнее? Может быть, несоответствие устремлений людей их сущности и жизненной необходимости, которая ещё не вполне осознана? Наверное, ведь это непросто и недостаточно мотивировано, - потому и трудноосуществимо. Исторический опыт показывает - для того, чтобы что-то изменить к лучшему в жизни человека, недостаточно понять и определить процесс изменения, надо ещё, чтобы он созрел, сложились необходимые условия и имелись достаточные средства. Логика разумной жизни состоит в том, чтобы оптимально реализовать жизненную необходимость и стремиться к осознанию и достижению всё большей пользы своих действий. И задача разума человека - осознать единственность и неповторимость своей жизни, её органичность в социуме и природе, преодпределяемые его сущностью. Если человек сумеет это сделать, а в этом - его жизненная необходимость, он встанет на путь достижения высшей пользы и начнёт новый этап своей истории - истории человека разумного свободного.

Таким образом, освобождение человека следует понимать как всё более сообразное сущности - разумное поведение и развитие в гармонии с социумом и природой. И важнейшие условия этого - познание и осуществление жизненной необходимости. Как свободна в полёте птица, так и человеку естественно сознавать себя свободным в непрерывном потоке жизни и реализовать себя оптимально. Увы, слишком много в жизни путей - в никуда или не туда и только единственный путь ведёт к цели, которая называется - высшая польза. Животное не может знать своей пользы, это доступно только человеку, - впрочем, пока ещё у многих людей разум настроен на потребление и достижение превосходства над другими, лишь немного усовершенствовав модель поведения животных. Тем не менее, усилиями лучших умов люди познают мир и самих себя и количество знаний постепенно переходит в новое качество жизни, подвигая к пониманию важности преодоления насилия и свободного развития всех без исключения людей.

Самое существенное в этом процессе - осознание себя неотъемлемой составной частью единого организма человечества и желание участвовать в жизни и её совершенствовании на равных со всеми людьми, эффективно реализуя себя в свободном потоке развития! Сознавая это, естественно и разумно стремиться к тому, чтобы наилучшим образом решать задачи существования и осуществлять жизненную необходимость для своей и общей пользы. Удовлетворение и радость жизни от полноценного развития и равного с другими людьми участия в общечеловеческом процессе достижения высшей пользы - это ли не лучшее, что может быть в жизни? Не своекорыстие и разобщение, а стремление к общезначимым целям, развитие и совершенствование, радость самовыражения и единения с людьми и природой. И это способен осознать и подвинуть человека от примитивизма животного существования к свободному потоку развития и совершенствования его разум!

10.04.07-14.02.10

 

Цикл статей 7/5: "От желаний к необходимости"
Частная собственность и общее благо
или что придет на смену капитализма?

 

Введение

Кажется, что частная собственность и общее благо противоречивы и несовместны, однако, между ними, вообще говоря, нет непреодолимой границы, если исходить из того, что общество состоит из частных лиц, взаимодействующих между собой, а общее благо производно частному. Практика развитых стран доказывает возможность достижения общего блага на основе частной собственности без социальных катаклизмов и позволяет говорить о том, что противоречия существуют между частной и общественной собственностью, а не между частной собственностью и общим благом. Из этого рассуждения следует, что представление об общем благе критично не к форме собственности, а к социальности человека и его способности сознавать необходимость и полезность более разумной и справедливой социальной организации, которую он поддерживает с помощью налогов и законопослушной деятельности. Последнее позволяет связывать представление об общем благе и его достижение с развитием людей и их социального сознания. Социализация экономики и демократизация общества отражают процессы изменения соотношения частного и общего в сознании людей в сторону общего, не умаляя при этом значения частного и давая основания для оптимистичного видения их будущего, в котором будет возрастать роль и место социального и значение общего блага.

 

1. Что есть частная собственность и общее благо?

Представляется естественным человеку желать и иметь частную собственность, чтобы обеспечивать своё самосохранение и продолжать род, если не принимать во внимание существование других людей - целого общества, своей зависимости от него и не связывать свою жизнь с общим благом. Но тогда также естественно говорить об отсутствии общности между людьми и различиях их желаний и интересов или о разобщении, что очевидно противоречит их сущности, в социальности которой вряд ли кто-то серьёзно сомневается... Другое дело - как она - социальность человека понимается и реализуется? В преобладающем понимании частная собственность есть нечто самоценное и противопоставляемое общественной собственности с точки зрения её качества и большей мотивированности частника в достижении конечного результата, что безусловно имеет серьёзные основания. То есть в первом приближении частная собственность и общее благо на основе общественной собственности как бы противоречивы.

Тем не менее, между частной собственностью и общим благом, вообще говоря, нет непреодолимой границы, если исходить из того, что общество состоит из частных лиц, взаимодействующих между собой, а общее благо производно частному. Практика развитых капиталистических стран, да и социалистического Китая тоже, доказывает возможность достижения общего блага на основе частной собственности без социальных катаклизмов. То есть правильнее говорить о противоречиях между частной и общественной собственностью, а не между частной собственностью и общим благом. Другое дело, что у понятия "общее благо" есть уровни, адекватные развитию человека и социума, а частная собственность - отнюдь не абсолютная и единственно возможная форма хозяйствования на все времена. Последнее очень важно и сопрягается с сущностью и разумностью человека, которые имеют позитивную динамику развития и совершенствования в социуме и природе.

Однако, как в представлениях людей о сущности человека до сих пор нет единого и объективного основания, так и в определении общего блага существуют разные подходы, связанные, прежде всего, с формами собственности. Если человек по природе своей эгоист-индивидуалист, то общество есть совокупность частников и общее благо по некоторым компромиссным соглашениям достигается на основе частной собственности. Если человек социален, а это ещё менее вызывает сомнения, ибо он во многом зависим от других, то общее благо и в этом случае формируется-складывается из усилий отдельных людей, какой бы ни была форма собственности... Получается, что общее благо достижимо на некотором уровне развития людей независимо от формы собственности за счёт индивидуальных усилий людей и организационных социальных мер, реализуемых государством.

Из этого рассуждения следует, что представление об общем благе критично не к форме собственности, а к социальности человека и его способности сознавать необходимость и полезность более разумной и справедливой социальной организации, которую он поддерживает с помощью налогов и законопослушной деятельности. Последнее позволяет связывать представление об общем благе и его достижение с развитием людей и их социального сознания, предопределяемого их сущностью. Не менее важным для проявления социальности людей является высокий уровень развития производительных сил и демократизации общества.

Должно быть без больших усилий понятно, что общее благо - не какая-то абстрактная, а вполне конкретная категория, которая производна частному благу людей, и что без частной собственности и индивидуального благополучия общее благо недостижимо или, иначе говоря, общее и частное блага тесно связаны и взаимодействуют между собой. На начальном этапе формирования общего блага весьма существенны частная собственность и индивидуальный успех, а по мере повышения уровня общего благосостояния роль частного снижается и повышается роль общего - социального, проявляемого в оптимальных организации экономики и взаимодействии субъектов собственности.

В силу того, что общее благо складывается на основе сознательных усилий и самоограничения членов общества для блага всех, важное значение имеет собственно осознание необходимости и полезности этих вещей и их культивирование на всех этапах становления и самореализации людей. Само собой, это должно найти отражение в нравственных и юридических установлениях, в социальной организации и государственной политике.

 

2. Можно ли совместить частную собственность и общее благо?

Реалии современной жизни показывают возможность достижения общего блага, целесообразность частной собственности и их достаточно мирное сосуществование, впрочем, не везде и всегда. В достижении общего блага находит своё выражение логика рационального поведения человека, который для своего блага должен считаться с интересами других, во-первых, потому, что зависим от других и не всё может сделать сам, во-вторых, он по природе своей - часть общности, без которой не сможет ни вполне самореализоваться, ни продолжить род. В-третьих, по мере развития человек сознаёт, что общее благо - гарантия благосостояния и стабильности его жизни, которую надо поддерживать в порядке осуществления жизненной необходимости и, наконец, человек разумный способен сознавать не только бóльшую, но высшую пользу своих действий для блага и улучшения всего человеческого вида, которое составляет смысл жизни человека на земле.

Впрочем, это сильное забегание вперёд и прежде людям надо понять, а это непросто, что частное и общее присущи каждому, дополняя друг друга и составляя его жизненную необходимость. Последнее связывает человека с его сущностью, имеющей индивидуальную и социальную составляющие, которые ему надо сознавать и оптимально реализовать для его собственного и общего блага. Увы, это теоретический посыл или высшая логика, которая должна постигаться и реализоваться каждым человеком, но в силу различий в развитии людей и отсутствия системы воспитания и образования в природосообразном ключе, этого не происходит и между людьми возникают противоречия и противостояние. Это не означает, что человек таков вообще и будет таким всегда, а лишь говорит, что он таков сейчас, на данном этапе его развития.

Непонимание относительности свойств сущности человека его развития, чему примером изменение интересов человека по мере взросления, усложняет адекватное восприятие сущностно-смысловых вопросов его жизни и даёт основание некоторым говорить о неоднозначности и неопределённости его сущности, изначально противопоставляя частное и общее её начала. Думая о том, почему столь противоречивы частное и общее, вследствие чего возникали восстания и революции, повлекшие множество жертв, и сравнивая их с более толерантным и относительно стабильным нынешним существованием людей, хотя бы в развитых странах, имеет смысл говорить об изменениях, происшедших в людях и их жизни, извлекших уроки истории и нашедших средства для смягчения и постепенного преодоления противоречий между частным и общим.

Однако, такое происходит не везде и условия для противостояния частного и общего сохраняются там, где велико имущественное и социальное расслоение людей и недостаточно разума и воли для его преодоления в более справедливой социальной организации. Рассуждая о том, насколько противоречивы частное и общее, следует исходить из того, что это комплементарные свойства человека, которые тем более противоречивы, чем более человек эгоистичен и чем менее видит себя в социуме, чтобы сознавать необходимость и пользу взаимодействия с другими людьми. Полезно сравнение человека с животными, которые в массе своей "частники", но и среди них встречаются стайные коллективные существа с довольно сложной организацией жизни.

Противоречия между частным и общим у человека зиждятся в его разуме, способном, но не всегда сознающем необходимость и пользу совместных, общих действий с другими людьми для блага всех и себя, в том числе. Жизнь показывает, что совмещение частной собственности и общего блага возможно в определённых условиях и обстоятельствах, подразумевающих, прежде всего, высокие уровни развития производительных сил и демократизации общества, характерные для более высокого развития людей и социума вообще. Надо заметить, что представления об общем благе относительны и в наших рассуждениях подразумевается не общее благоденствие, а сравнительно большее число обеспеченных и меньшее - нищих и обездоленных, более развитая социальная сфера и стабильная без катаклизмов жизнь.

Для достижения идеального общего блага, например, такого, каким его понимали утописты, а теперь коммунисты, многое должно быть в людях и их жизни по-другому. И прежде всего, - в понимании и осуществлении жизненной необходимости, подразумевающей исполнение человеком многих обязанностей, которые теперь реализуются далеко не всеми и не вполне, надо ли говорить, что свои права мы помним и реализуем лучше, чем обязанности?.. А без этого какое может быть общее благо? Такое, каким мы в состоянии его обеспечить и не растащить... Основой достижения общего блага является развитие в человеке и полноценная реализация социального начала, которое, как и разум, не берётся ниоткуда, а формируется долго, последовательно и постепенно, если этого хотят и добиваются.

 

3. О капитализме и социализме

Что такое капитализм и насколько он сообразуется с благом человека? Человековедение определяет капитализм как тип общества с преобладающими корыстно-хозяйственными устремлениями людей и адекватными им социально-экономическими отношениями, которые строятся на основе вложения и формирования капитала, как создаваемых человеком ресурсов, используемых для производства товаров и услуг и приносящих доход. Капитализм является определённым этапом развития человечества с имманентными ему атрибутами экономического и социального характера, но, прежде всего, и это взгляд человековедения, он производен развитию человека. Коль скоро его сущность социальна, то она, как и индивидуальная составляющая, реализуется на некотором уровне с преобладающими мотивами поведения и его отношений с другими людьми и природой. Человек - существо разумное и потому его индивидуальные и социальные действия следует увязывать с той или иной степенью проявления разумности.

Капитализм был подготовлен всем ходом исторического развития человека и является отражением процессов, происходящих в его организме, сознании и во взаимодействиях с людьми и природой. Обращаясь к пути, пройденному человеком, можно видеть, как менялись содержание и формы этих процессов, как развивались и становились разумнее люди и возрастали их возможности и свобода. Можно по-разному расставлять исторические акценты и трактовать события, но чем больше человек знает и может, чем больше он испытывает потрясений, тем лучше и отчётливее сознает неслучайность происходящего на Земле, за которой проступает его, ещё далеко не познанная, социальная сущность. И капиталистическая действительность и её реалии - проявления сущности человека и его социума, познавая которую, только и возможно объективно и глубоко понимать реальную жизнь, чтобы затем пытаться её улучшать...

А что есть социализм и насколько он противоречит капитализму? Термин "социализм" появился во 2-й половине XIX века, однако, представления об обществе социальной справедливости возникли в глубокой древности, развиваются во многих религиях и разновидностях утопического социализма и имеют различные интерпретации. Так называемой теории научного социализма-коммунизма Маркса-Энгельса с пролетарской революцией, диктатурой и общественной собственностью вместо загнивающего капитализма, дискредитировавшей себя в СССР и других странах, противостоит социал-демократическое течение на основе идей Э.Бернштейна о демократическом социализме, складывающимся в длительном процессе реформирования капитализма в контексте достижения политической, экономической и социальной демократии и свободы, справедливости и равенства. Если марксистский социализм очевидно противоречит и неразумно противопоставляется капитализму, то демократический социализм вырастает из него постепенно без больших социальных катаклизмов и жертв. Последний созвучен человековедению, а его реальность и жизнеспособность подтверждает практика развитых стран Европы и Америки.

Как оценивать капитализм и социализм в контексте частного и общего? Размышляя о будущем и опираясь на историю, можно осудить жестокий и авторитарный социализм Маркса и критически смотреть на капитализм, - но при этом нельзя не видеть того, что капитализм сильнее экономически и противопоставляет человека окружающему миру людей и природы, а социализм - слабее экономически, но сближает людей и направлен на достижение общих, а значит, и каждого, интересов людей. В отсутствие объективного и конструктивного анализа того и другого идёт эмпирический процесс нахождения некоего компромисса между ними, чему подтверждением опыт социализации капитализма стран Европы и особенно Скандинавии и капитализации социализма Китая. Налицо торжество идей и достижений демократического социализма, который сопрягается с развитием и разумностью человека.

Человековедение выработало систему стратификации развития человека и социума, важнейшими критериями которой являются жизненные цели и понимание жизненной необходимости, уровни самоорганизации человека и использования жизненных ресурсов, формы организации социума и его взаимодействия с природой. На их основе были выделены уровни-этапы развития человека и социума: примитивный, корыстно-хозяйственный, организационный и совершенный. Связывая капитализм с корыстно-хозяйственным уровнем-этапом развития и рассматривая его в позитивной динамике, человековедение утверждает, что он тогда начнёт видоизменяться, когда повысится уровень развития и разумности человека и его корыстные устремления изменятся в направлении более полезных и организованных, оптимальных для человека, социума и природы. То есть капитализм изживёт себя сам, если люди осознают его нецелесообразность и будет постепенно вытеснен демократическим социализмом. При этом изменятся сами люди и их жизненные ценности, а отношения к себе, социуму и природе станут более организованными и совершенными.

 

4. Что за капитализмом или варианты будущего?

Идеален ли капитализм? Отнюдь, - у него есть сильные и слабые стороны. Сильные состоят, прежде всего, в том, что капитализм организует действия людей в соответствии с их доминирующими интересами, способствует развитию производительных сил и повышению уровня их жизни. Слабость же его - в том, что это происходит на непропорциональной усилиям людей имущественной основе с высоким уровнем противоречий и разобщения. Ценностная мотивация при капитализме побуждает людей иметь больше денег и всё более накапливать их и капитал является не только самоцелью, но сверхцелью, которая затмевает для человека всё остальное: и слабость его здоровья, и ненормальность его взаимодействия с окружающим миром, и иссякающий оптимизм и даже возможность мирового катаклизма. И это не может не вызывать скрытого или явного недовольства людей и не формировать энергии противодействия и реформирования капитализма, которая особенно, хотя и неявно, возрастает во время периодических кризисов.

А насколько реален социализм и каковы его перспективы? Если исходить из реалий, и это наиболее ярко проявляется во время мирового кризиса финансово-экономичекой системы 2008/10-го годов, то для всех становится более очевидной необходимость, если не социализации капитала, то его большего социального контроля, с одной стороны и его большей социальной ответственности и контроля стихийных, что означает невполне разумных, рыночных регуляторов - с другой. Жизненная практика развитых капстран, скажем Европейских - Норвегии, Дании, позволяет не только говорить о перспективности социализма, но и констатировать большие успехи, достигнутые в этих и ряде других стран, в демократизации и социализации жизни. Значение частного остается, но снижается, а достижение общезначимых целей из абстрактных категорий в этих странах переходит в разряд реальных, формируя высшую логику государственной внутренней политики.

Необходимо отметить, что ожидать каких-то более масштабных социально-демократических мероприятий-преобразований пока не приходится, поскольку они производны развитию и совершенствованию людей, которые имеют свои неспешные логику и ритмы, отражающие неодинаковые изменения людей в массе. Как уже отмечалось, это происходит на основе постепенного осмысления и разрешения возникающих противоречий, не имеющей пока системного научного отображения и вне связи с представлениями о сущности человека и её развитии в социуме и природе, во времени и в пространстве. Человековедение могло бы внести значительно большую ясность и определённость в изучение и понимание этих процессов и перевести их на более строгую научную основу.

Каковы предпосылки и варианты будущего? Социализация экономики и демократизация общества отражают процессы изменения соотношения частного и общего в сознании людей в сторону общего, не умаляя при этом и значения частного. Пока бытие определяет сознание людей, а не наоборот, - и это печально и знаменательно. Печально потому, что люди недостаточно разумны, чтобы организовать свою жизнь более оптимально, - знаменательно потому, что это является отражением их развития и возможностей, которые объективны и их необходимо познавать, чтобы затем последовательно совершенствовать. Практика развитых стран иллюстрирует позитивные тенденции развития, давая основания для оптимистичного видения их будущего, в котором будет возрастать роль и место общего-социального.

Вместе с тем, наличие большого числа развивающихся стран, не говоря о племенах, находящихся на первобытном уровне, с различными религиозными и идеологическими установками делает палитру современности, которая постепенно перейдёт в будущее, весьма разнообразной и неоднозначной. Общие среда и ресурсы Земли, состояние которых тем хуже, чем ниже уровень развития населяющих её народов, вынудит более развитые помогать менее развитым без экспансии своих экономических или политических интересов ради общего будущего.

Развитие человечества будет ускоряться и в немалой степени благодаря усилиям наук, в частности, человековедения. Желания и действия людей будут рационализироваться в контексте осуществления жизненной необходимости и постепенно от обогащения и достижения более высокого положения в социуме - этой древнейшей и недостойной человека разумного стратегии поведения, идущей от его животных предков, люди перейдут к более полезному и общезначимому для всех - развитию и совершенствованию для достижения высшей пользы в улучшении всего человеческого вида. И такова сущность человека разумного и в общем благе состоит смысл его появления и жизни на Земле!

 

03.08.09

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте по адресу: http://ocheloveke.narod.ru/

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

41 дата публикации: 01.03.2010