В.Шадрин,
г.Орша

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА.
НЕУЧТЁННЫЙ КАПИТАЛ.

 

Ректор одного из экономических вузов задал вопрос психологу: а есть ли философия для бухгалтера?

Почувствовал ли он насущную необходимость в такой философии или это была насмешка над философией, не знаю, но это послужило толчком к написанию материала, затрагивающего эту проблему.

Деятельность бухгалтерии состоит не только из прямо прописанных задач, но существуют и те нюансы, что роднят эту профессию с любой другой, те нюансы, на которые никто не обращает внимания, но которые есть неотъемлемая часть любой профессии, которые и создают структуру неэффективной экономической модели, её связующие нити.

Это мотивы и психологическая атмосфера в обществе, нравственный климат.

Определённое качество человека может породить аналогичное качество общественных отношений, экономических отношений. Экономика без философии, педагогики и психологии - не может быть полнокровной, всё учитывающей науки.

Из явных задач бухгалтерии можно выявить две - учёт и контроль, и если учёт оправдан в налаживании производства, то вот с функцией контроля не всё так просто, из всех видах контроля, существуют те, которые построены на недоверии друг к другу.

С точки зрения эффективности производства, эффективности общей модели экономики - это дополнительная статья расхода. Ведь бремя в лице контролирующих органов: налоговой службы, таможни, охраны, милиции - ложится на плечи реального сектора экономики.

Что ещё не подсчитано в экономических моделях, по которым мы живём, что не учитывается и поэтому отражается на результатах общественных отношений, экономических отношений?

Сегодня в экономике - совершенно не учитываются принципы макроэффективности, нарушение которых и порождает кризисы.

Макроэффективность – сегодня имеет совсем другие критерии, чем микроэффективность. Разница в мотивах. Пока малое не проитожится в гармоничное целое, пока человек будет жить только в своём огороде, пока ему будет неважно пространство вокруг, как организована свалка мусора, парниковость от своих «теплиц» и т.д., и т.п., - до тех пор макроэффективности, а значит, стабильной макроэкономики ему не создать.

Новые же формы производственных отношений, которые вытекают из принципов эффективной экономики, требуют нравственной квалификации, если быть точнее, – требуют вполне определённых мотивов, определяющих весь психологический климат в обществе, а не только производственные отношения. И вообще, - было большой ошибкой разделить общественные и производственные отношения, ведь в жизни - границы этого разделения весьма условны.

Многие и многие материалы на экономические темы, освещая мировой кризис, указывают его причины, в описаниях этих причин много правильного, но мало основного - связи мировоззрения человека, его жизненных устремлений, мотивов с нынешним положением дел. Конечно, есть силы влияния в мире, которые тактически влияют на характер развития экономик, даже на протекание кризиса. Вот ссылка на одну из таких статей, анонимного автора: http://www.segodnia.ru/print.php?s=0&n=7526

В чём безусловный вред подобных публикаций? Они не дают осознать ВЛИЯНИЕ каждого человека на результаты общественных отношений.

Экономике Аристотель противопоставляет ХРЕМАТИСТИКУ (от "хрема" - имущество, владение - наука о том, как нажить состояние, обогатиться любыми способами).

Идея, – не получающая подпитки для реализации на физическом плане, рано или поздно умрёт. Люди, сохраняя старую идею в своём сердце, - готовят себе новые формы экономических мыльных пузырей. Более активные будут пользоваться всеобщим невежеством и готовностью служить понятно какому господину.

Не только бухгалтера – не ЭКОНОМИСТЫ. Но справедлив вопрос - наука ли хремастика, которую до сих пор преподают в ВУЗах?

 

Принципы эффективной экономической модели

Экономика должна быть самодостаточна, устойчива и развиваться интенсивным путём.

Устойчивость в идеале определяется не развитием производства, не высокотехнологичностью, а способностью народа воссоздать общественные и производственные отношения, создать их на «пустом» месте без истерик и социальных потрясений. (Например, после всемирного потопа и вавилонского столпотворения.) Способностью себя прокормить, одеть и построить жилище в самое короткое время , не тратя силы на неэффективные сектора экономики. Так моделированием, подобно описанной ситуации, поверяется устойчивость экономики.

 

Границы самодостаточности и интенсивности:

1. Возобновляемость природных ресурсов. Если значительная часть экономики построена на исчерпаемости природных ресурсов – неспособности природы восполнить эти ресурсы, то это приведёт в конечном итоге к тому, что в этой модели экономики нарушатся связи, т.е. наступит кризис по этой причине и вся структура экономики вынуждена будет кардинально перестраиваться. В условиях всеобщего «братства» - нетрудно представить картину перестройки.

Всегда можно определить меру. Чем больше может позволить себе общество развитие экономики по пути невозобновляемости ископаемых ресурсов и при этом не потерять способности к восстановлению без социальной напряжённости - тем правильней общественные отношения, тем нравственней общество.

Возобновляемость же природы, её способность к регенерации - это не зона экспериментов. Тут баланс, гармония должна быть полной. Конечно, безвозмездная выемка полезных ископаемых тоже может нарушить баланс вещей в природе, наука здесь должна сказать своё слово. Оборот вторичного сырья должен быть полным.

2. Экстенсивный путь – это путь экономики, которая развивается не за счёт баланса внутри системы, а за счёт дисбаланса, как внутреннего, так и внешнего, за счёт того, что существуют другие системы (государства), которые менее развиты, с неудовлетворённым спросом. Экстенсивный путь –это путь, условием которого является всё возрастающий спрос, что невозможно в принципе. Когда наступает кризис потребления и кризис перепроизводства, - начинается очередная перестройка системы экономических отношений.

3. Самодостаточность - это качество макроэффективности. Полный цикл жизнеобеспечения. Многие рассматривают самодостаточность слишком узко - как независимость от источников сырья. Не рассматривая влияние неэффективности внешних и внутренней экономик.

Все транзитные страны - могут стать самодостаточными, если образуют единую самодостаточную систему. Принципы товарооборота самодостаточной системы с несамодостаточной – товарообмен не должен нарушать внутренней устойчивости, не должны создаваться секторы экономики, которые могут быть выбиты из баланса. Может создаваться дисбаланс, но в тех долях, разрушение которых может покрыться социальными гарантиями.

4. Макроинтенсивность - это качество системного баланса, а не развития производственной системы и системы производства. Развитие производственной системы и системы производства (внутренняя интенсивность) - это возможность увеличить количество денежной массы в обороте, расширить экономическую деятельность. Баланс - это составляющая гармонии между элементами системы. Не говоря о принципах гармонии и принципах согласования элементов, - нельзя говорить о Науке Экономика.

 

Принципы подсчета количества денег

Деньги - это эквивалент товарного обмена, посредник в товарном обмене. С чем мы связываем количество денег? Очень часто их сравнивают с золотом, золото – с валютным запасом. Чем обусловлена связь количества денег в обороте с золотом - только жадностью людей и убеждённостью, что жадность всегда породит спрос. Жадность же - это качество, с которым Экономику не построишь…

Количество денег - очень важный момент. Все помнят споры об эмиссионном центре между Беларусью и Россией.

Важно не кто будет осуществлять эмиссию денег, а на каких принципах.

Деньги не могут быть рычагом интриг и ложных политических и экономических спекуляций. Как только мы наделяем деньги этими целями - они неизбежно приведут к накоплению базы для кризисов. Ещё раз – деньги - это посредник в товарных отношениях. В этом их основная природа. Наделять их другими функциями надо осторожно и обоснованно.

Кто-то думает, что в Библии ничего не сказано про экономику, и поэтому - она не имеет связи с наукой о ЭКОНОМИКЕ. Когда люди поймут ЭКОНОМИКУ как часть гармоничного целого, - они увидят, что держаться она может только на чистых мотивах, что, служа хремастике, - ЭКОНОМИКЕ будешь не радеть.

«Бухгалтер»! В общении с людьми - веди себя так, чтобы в коллективе никто не мог сказать, что вот опять главбух и директор пошли проворачивать свои чёрные делишки - вымывать деньги из оборота предприятия. Веди себя так, чтобы люди чувствовали родственность душ, а не противостояние.

Во всех ли условиях можно стремиться к человечности, стремиться к гармонии? Если не искать этих составляющих, не определяться с ними, если не воспитывать эту тягу в людях - мы не сможем создать МАКРОЭКОНОМИКУ. Мы создадим очередную хремастику.

Мещанство не может породить совершенные формы. И не надо обманывать себя, что некая форма способна породить без внутреннего содержания, без нравственной квалификации - совершенное содержание.

Каждый «бухгалтер» - должен знать стратегический маневр. Его сегодня не знает ни хремастика, выдающая себя за науку о ЭКОНОМИКЕ, ни другие отрасли светской науки.

В начале явной части кризиса доктора экономических наук наперебой утверждали, что кризис пришёл к нам с Запада.

Если какая-либо технология реального производства была позаимствована в других странах, в других научных школах, то ответственность за последствия от её реализации ложится и на плечи тех, кто внедрял её у себя на родине. Эта очевидная вещь, сегодня если и не замалчивается, то и не осознаётся в достаточной степени. Но это, конечно, не говорит о несопричастности других членов общества к результатам общественных отношений. Просто наука, взвалив на себя бремя Знания и его поиска, бремя Просвещённости, – начинает от него открещиваться.

Когда в конце каждой книге об ЭКОНОМИКЕ будет написано: «Не собирайте себе сокровищ на Земле…», - только тогда мы увидим, как бухгалтерию земную построить по законам Небесной бухгалтерии. Где каждый, независимо от своей профессии, будет знать без внешних циркуляров - как себя вести, чтобы ей не противоречить.

Я попытался показать ту часть ЭКОНОМИКИ, которая не учитывается сегодня при принятии решений, не претендуя на полное  изложение составных частей такой экономики, но указывая на необходимость самого широкого и комплексного подхода, на необходимость учёта и корректировки психологических мотивов. На необходимость ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Марксизмом – эта сторона обойдена в главном. Ленин по горячим следам корректировал влияние этого определяющего фактора, но установку на то, что бытие определяет сознание – не поменял. Поэтому – не поменялась и установка, что форма (уничтожение частной собственности на системе производства) - способна решить экономические проблемы общества. Но мы все прекрасно видели и видим, как все те же мотивы людей приспосабливают под себя любую форму, предлагавшуюся различными идеологиями.

Насколько ЭКОНОМИКА зависит от других составляющих, преобладающих в нашей жизни, можно почувствовать, совершив научную командировку на строительство олимпиады, поехав туда как простой подсобный рабочий без рекомендаций, протеже и прочее… Или с кровно заработанными деньгами, единственным и небольшим источником существования семьи высадиться с большой сумкой, «а- ля» челнок на столичном вокзале, попавшись на проверку милиции…

Воспитание СОЗНАТЕЛЬНОГО ГРАЖДАНИНА «бухгалтера» - решает всё.

Надо задуматься, а что сильнее, мотив Бога, создавший и создающий все формы Мироздания, в своём взаимодействии – решающие Его задачи, предустановленной гармонией, как программой развития, которая имеет в своём арсенале способы, способные её, гармонию, признать, или наши мотивы, наши потуги - признать свои мотивы.

«Бухгалтер» - будь совершенен.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

41 дата публикации: 01.03.2010