А.Н.АННЕНКО,
председатель
Клуба творческой интеллигенции Хакасии

 

ЭХ, ПРАВОСЛАВНЫЕ!

(Заметки по поводу статьи «Каким богам мы поклоняемся» главного редактора журнала «Политический класс», декана Высшей школы телевидения МГУ, ведущего телепрограммы «Что делать?» Виталия Товиевича ТРЕТЬЯКОВА -
«Известия», 18 февраля 2010 года)

 

«Атеист ли я? Одному Богу известно»
Станислав Ежи Лец

 

«Сыктывкарская и Воркутинская епархия признала Коми республиканское Рериховское общество оккультным нехристианским религиозным движением. Об этом "Красному знамени Севера" сообщил секретарь епархии игумен Филипп.

- На основе анализа не только самого учения Рерихов, но и их художественного творчества наш центр пришёл к выводу: общество оккультное и не имеет ничего общего с христианством, - заявил игумен Филипп.»

Из сообщений СМИ

 

В конце прошлого года в Клубе творческой интеллигенции Хакасии мы проводили презентацию книги православного священника отца Антония «Сны Великого Поста. Саша и Наташа». В миру, то есть в нашей повседневной действительности, Антон Владимирович Сибаров, пишущий под псевдонимом «Тэофор», известен, как талантливый поэт, прозаик, публицист. Его книга «Мысли по поводу... и без. НЕРОН», посвящённая сложным проблемам современности, не осталась без внимания и в самых верхних, как принято говорить, «эшелонах власти».

Отец Антоний хорошо знает и с уважением относится к творческому наследию Н.К.Рериха. В книге «НЕРОН» он приводит свой список лучших представителей России. Наряду с именами Владимира Мономаха, Петра Чаадаева, Владимира Соловьёва, Фёдора Достоевского, в него включён «как это ни покажется неприемлемым для ортодоксов - Рерих». Следом - Александр Мень и Антоний Блум, «монах Андроник в миру известный как Алексей Фёдорович Лосев», Сергей Сергеевич Аверинцев.

В новой книге речь идёт о бытовании православия в наше время. Не о том, как православие живёт в храмах, в церковных буднях и праздниках, а делается попытка христианского осмысления современной «обычной» жизни. Для темы заметок важен один из «снов» автора, под заголовком «С улыбкой». В нём описывается, как идёт по Абакану человек - «маленький, толстенький, с большой бородой, в обыкновенных простых чёрных штанах и в светлой в синий цветочек, рубашечке с короткими рукавами». Радуется лету, солнцу, жизни... И вдруг «спящий» понимает - да это же идёт «наш епископ, без свиты, без машины... и удивляется диву дивному: как красив и совсем не ужасен мир сей, мир вне ограды Церковной».

Епископ любуется на молодых мам с детьми, едет в автобусе (где, оказывается, надо платить деньги), покупает мороженое, выбирает обувь в магазине «Мегалюкс». Одним словом, заключает автор, «человек открыл для себя реальность бытия мира», ощутил радость свободы.

Но - в авторском «сне Великого Поста». Нельзя не согласиться, что такое может произойти с современным церковным иерархом только во сне...

 

I

Нынешняя церковь (как социальный институт, и далее я буду иметь в виду Русскую православную церковь - РПЦ - как социальное учреждение), пользуясь современным выражением, «заточена» в России под интересы богатых, и, следовательно, власти.

В этом нет ничего нового. Учение Христа было учением равенства, учением для всех, и, в первую очередь, для бедных. Как только появились христианские УЧРЕЖДЕНИЯ, так сразу началось встраивание в систему власти. Не секрет, что христианство становилось господствующей религией с помощью государства (яркие примеры - решение императора Константина в IV веке, крещение Руси). И обслуживало соответствующие интересы. В России, например, с помощью церкви давились все проявления общественной инициативы, то, что мы теперь называем стремлением к гражданскому обществу. Зачатки такого общества, впервые проявившиеся у нас в деятельности масонских лож, были объявлены «сатанинскими».

Церкви всё равно, кто находится у власти, лишь бы быть гегемоном в духовной области, собирая при этом обильную материальную жатву. Не случайно после многовекового воспевания божественности царской власти, сразу после Февральской революции православная церковь изменила собственной соборной клятве Великого московского Собора 1613 года. Уже 6 марта 1917 года православная церковь отказалась воспевать в молитвах русского царя Николая II и приветствовала «Благоверное временное правительство». Участь помазанника Божьего, посредством которого, как совсем недавно твердили с амвонов, осуществляется власть Бога на земле, была предрешена. «Кругом измена, трусость и обман» - вот слова последнего русского царя, которые легли приговором на церковных иерархов.

Церковь воспела бы и большевиков после прихода тех к власти, но они первоначально не нуждались в христианских институтах, давно скомпрометировавших себя, особенно в последние годы существования царской власти. Коммунисты стремились выстроить свои идеологические учреждения. И провозгласили отделение церкви от государства. Ну, а когда покусились на церковные богатства - удостоились проклятий. Большей частью от тех священников, которые оказались за рубежом. Однако, как только Сталин решил использовать во время войны возможности церкви, то быстро появился соответствующий орган - Патриархия, вместе с её куратором - государственным Советом по делам религии.

Кстати, недавний скандал в церковной жизни, связанный с появлением в одном из приходов иконы с изображением Сталина, возник на пустом месте. По справедливости, в каждой церкви, или хотя бы в каждом кабинете крупного священнослужителя, должно быть изображение, в виде иконы ли, в виде ли светского портрета, Иосифа Виссарионовича. Именно он в 1943 году дал возможность существованию церковной номенклатуры в современной жизни и она, повторяю - по справедливости, никогда не должна забывать в молитвах своего настоящего земного отца и благодетеля, остановившего её естественное скольжение в небытие.

Ярким примером положения Патриархии в советское время является тот факт, что, как ни прискорбно, недавно почивший уважаемый Алексий II являлся агентом КГБ под именем «Дроздов», как и многие другие священники. Тайна исповеди не была тайной для «компетентных органов». Чиновник из Обнинска вспоминает: «В 1970-е я был комсомольским секретарем и два раза исключил учёных из комсомола за то, что они крестили детей. Жуть какая-то, мне до сих пор стыдно. Но, кстати, попы сами доносили на родителей...»

А в обычной жизни православие существовало в форме, ярко описанной В.М.Шукшиным в рассказе «Верую».

« - Молись! - Поп встал. - Повторяй за мной...

- Пошёл ты!

Поп легко одной рукой поднял за шкирку Максима, поставил рядом с собой.

- Повторяй за мной: верую!

- Верую! - сказал Максим.

- Громче! Торжественно: ве-рую! Вместе: ве-ру-ю-у!

- Ве-ру-ю-у! - заблажили вместе.

Дальше поп одной привычной скороговоркой зачастил:

- В авиацию, в химизацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость - ибо это объективно-о! Вместе! За мной!..

Вместе заорали...

...Когда Илюха Лапшин продрал глаза, он увидел: громадина-поп бросал с маху вприсядку могучее тело своё и орал, нахлопывая себя по бокам и по груди:

- Эх, верую, верую!
Ту-ды, ту-ды, ту-ды - раз!
Верую, верую!
М-па, м-па, м-па - два!..
Верую, верую!..

А вокруг попа, подбоченясь, мелко семенил Максим и бабьим голосом громко вторил:

- У-тя, у-тя, у-тя - три!
Верую, верую!
Е-тя, е-тя - все четыре!

- За мной! - восклицал поп.
- Верую! Верую!»

 

II

Свежий импульс росту и влиянию церковной номенклатуры связан с утверждением нового энергичного лидера - Патриарха Кирилла. Исполнился год со дня занятия им престола. РПЦ теперь позиционирует себя как неофициальная государственная церковь, ведя сугубо политический диалог с папой Римским и Вселенским патриархом, отмечает публицист Андрей Челноков в «Аргументах неделi». Представители Госдумы оценивают визиты Кирилла на Украину, в Азербайджан и Казахстан как «очень важные исторические события».

В целом, в интересах России, можно приветствовать такой подход. К сожалению, однозначно приветствовать усиливающееся влияние церкви в общественной жизни страны не представляется возможным. Прежде всего, решительное проникновение в сферы воспитания молодого поколения - школу и армию. Эти сферы берутся совершенно бестактно, прямым посредством «административного ресурса». Причём, как во взаимоотношениях со светской властью, так и с населением.

Патриарх Кирилл начал «новый курс». «Отчёт о деятельности священника перед своим благочинным, благочинного перед архиереем, годовой отчёт архиерея перед Патриархом должен давать ответы на простые вопросы: сколько времени в неделю приход уделяет работе с молодыми, сколько - работе с пожилыми и одинокими? - сказал Патриарх, выступая с докладом на архиерейском совещании: - Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий...».

Остановимся на признании Предстоятеля РПЦ чуть подробнее. В последнее время принято повторять о религиозном возрождении, о возвращении к православной духовности, или как выразился Кирилл, о «втором крещении Руси». Называют цифры подсчётов, где 60 и даже 80 процентов населения именуют себя православными. Однако, кто подсчитал число верующих, то есть членов православных общин? Как сообщается официально, на начало 2010 года в стране действуют 30 142 православных прихода, общее число духовенства в них – 32 266 человек. Это число можно увеличить за счёт паствы, например по 10 прихожан на каждого священнослужителя - получится чуть больше 300 тысяч человек. В отношении ко всему населению России процент будет астрономически далёк от называемых цифр.

Фото Игоря Бобкова

«Духовное возрождение России уже двадцать лет идёт путём строительства железобетонных коробок за счёт государства или «чужого дяди», а не создания религиозных общин», - пишет в журнале «Лехаим» публицист «Известий» Борис Клин. Поскольку государство у нас светское, то выделение денег идёт, как правило, под вывеской «реставрации памятников истории и культуры». В случае же «новоделов», за счёт «социальной ответственности бизнеса». «Жертвования на строительство храма» в отношении предпринимателей превратились фактически в ещё один налог, или, по крайней мере, услугу властям, сильно облегчающую дальнейшие взаимоотношения. Хотя, на самом деле, социальная ответственность бизнеса должна бы заключаться в реальной оплате за труд, в гарантиях социальных выплат тем, кто работает. А они бы решали - жертвовать на храм или обучать своих детей.

Характерная особенность. В последнее время участились случаи массового протеста против роста тарифов на электроэнергию, отопление, жилищно-коммунальные услуги. Должны бы они расти и для владельцев просторных религиозных помещений. Однако, мне не встречалось упоминаний, что среди протестующих были представители РПЦ. Хотя помещения для отправления религиозного культа подключены к общим сетям пользования, и они должны быть солидарны с теми, для кого цены становятся неподъёмными.

Как сообщают СМИ, предложенный Президентом законопроект о поддержке некоммерческих организаций дополнен поправками единороссов о праве религиозных организаций на государственную помощь. Кроме того, по прямой просьбе РПЦ к Президенту, эти организации смогут получать статус социально ориентированных. Религиозные организации обладают и сейчас налоговыми льготами: они не платят налог на имущество и землю, частично освобождены от уплаты НДС и налога на прибыль, налогами не облагаются пожертвования. Включение религиозных организаций в число социально ориентированных объясняется желанием упростить им доступ к бюджетным деньгам.

Может ли духовное возрождение происходить за счёт государства и предпринимателей? Нет, отвечаю я. Духовность вообще не относится к функциям государственной машины, а тем более, бизнеса. Она проявляет себя только через деятельность и творчество отдельного человека. Или объединения духовно близких людей. Причём, не обязательно на религиозной основе.

 

III

Если государство действительно заинтересовано в религиозном возрождении, то может помочь верующим. Для этого, справедливо предлагает публицист «Известий», достаточно внести поправки в государственный «Закон о свободе совести и религиозных объединениях». И на законодательном уровне предусмотреть в нём: обязательное индивидуальное членство, обязательную же уплату членских взносов, и запрет на любые виды сторонних пожертвований как от органов власти, так и от любых юридических лиц, а лишь от членов своей общины.

Только православные, например, смогут уже по внутренним церковным законам принимать причастие, то есть совершать оккультное магическое действие - с помощью хлеба и вина вкушать «тело и кровь Христа». Это будет справедливо с точки зрения православного канона. Тогда мы не будем наблюдать таких странных эпизодов в православном храме, когда множество людей скопом (мужчины и женщины в спортивных олимпийских штанах) получают благословение от высшего представителя церкви (результат этого благословения интересен). Тогда мы узнаем, действительно ли в стране 80 процентов православных. Поправки дадут возможность также узнать действительно ли в стране 20 миллионов мусульман и 1,5 миллиона евреев.

Вот тогда сами члены религиозной общины смогут решать: готовы ли строить и содержать многокупольный храм в своём городе? Или им будет достаточно так и собираться в переоборудованном для них детсаде? Готовы ли они принять от государственных музеев здания и бесценные музейные экспонаты? Смогут ли они обеспечить соответствующую охрану? Готовы ли они содержать своих священнослужителей? Тем более, что они их не выбирали из своей среды, их им назначили. И готовы ли сами священнослужители добираться до церкви не на лимузине, а на автобусе, как герой сна из рассказа Тэофора.

Новый тип священника есть в книгах протодьякона Андрея Кураева:

«...Появился такой тип священника, у которого даже нет экономического интереса к людям. Потому что у него есть парочка богатых спонсоров, и этого ему хватает и на ремонт храма, и на строительство дачи. Так что ему даже с точки зрения экономики неинтересно, чтобы у него больше прихожан было. У него и так всё хорошо. Один российский архиерей лет пять назад приказал во всех храмах своей епархии пробить выход из алтаря прямо на улицу, чтобы он мог сразу после службы сесть в «Волгу» и, избегая  общения с паствой, уехать».

Однако, игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Ново-Иерусалимского монастыря, предлагает «для  поддержки РПЦ МП ввести графу "вероисповедание" в паспорта и собирать налог в пользу Церкви с граждан».

 

IV

Есть и ещё один очень примечательный момент. На каком людском ресурсе происходит, или должно произойти, религиозное возрождение? Начиная от верхушки РПЦ и до прихожанки сельского храма, все ныне православные верующие - бывшие пионеры, комсомольцы, а некоторые и члены КПСС, бывшей советской страны, где атеизм был государственной политикой. Весь этот людской ресурс только в начале 90-х годов впервые получил право свободы совести. Впервые смог заявить о своем вероисповедании, не боясь последствий. Поэтому протодьякон Андрей Кураев совершенно справедливо сокрушается, когда старушки в церкви строжатся и фыркают на молоденьких девушек. Все старушки-прихожанки - бывшие пионерки-комсомолки и повторяют приёмы своего пионерско-комсомольского прошлого. В действительности, просто оберегают свой нынешний «духовный роман». Андрей Вячеславович же печалится, что тем самым они сокращают число потенциальной паствы. «У нас на приходах в основном господствует психология бабушек, - пишет он в книге «Советы молодым». - Их переживание Православия оказывается единственным, нормативным, навязанным, а потому - калечащим молодых людей»

Как-то не верится, что так много людей быстро восприняли своей духовную сферу, представления о которой они были совершенно лишены в годы своего человеческого становления. Живое переживание православия, которое встаёт, например, со страниц «Лета Господня» Ивана Шмелёва, не реставрируешь. Все сейчас - от правой руки Патриарха, 43-летнего митрополита Илариона, композитора, богословского литератора, до самого ревностного прихожанина - восприняли христианство только по книгам. В советский период «прервалась связь времён» православия. Ныне - полный «новодел». Определение - «новое религиозное движение», прежде всего, относится к современному православию.

Вот тут и надо бы оставить людей наедине перед проблемой, но и возможностью собственного выбора. Увы. В утверждении «неоправославия» власть принимает самое непосредственное участие. Естественно, для укрепления собственных позиций. Хотя пока под различного рода прикрытиями. Но уже началась «артподготовка» к масштабному наступлению на свободу выбора вероисповедания. Так, например, со стороны фактически правящей партии «Единая Россия» сделаны первые шаги к идеологической «модернизации» страны. Как известно, в Конституции РФ записано: никакая идеология не может быть признана государственной, что закрепляет светский характер государства. «Московскому комсомольцу» удалось раздобыть официальный партийный документ под заголовком «Нравственная основа модернизации», который недавно обсуждался на проведенной «Единой Россией» полузакрытой дискуссии. Один из первых тезисов - «Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут себя чувствовать комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии».

Так прямо и сказано - «политической мифологии»!

И уже первая часть этого документа озаглавлена - «Православие как нравственная основа модернизации». «В России, в основе ценностного фундамента общества, - говорится в партийном документе, - лежит этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу». Но эти ценности существуют и, например, в этических воззрениях Н.К.Рериха.

Последствия дискуссии не замедлят сказаться, хотя бы по причине жёсткой партийной дисциплины. Трудно сомневаться, что эта инструкция («гражданская религия современного общества») не будет принята к действию. Одним словом, идеологи «Единой России» намерены отменить светское государство. Какая же это «модернизация», когда налицо «реставрация» времён XIX века?! Предлагается, чтобы теперь прихожане вместе со священниками пели «Верую»:

- В модернизацию-у, милиции гуманизацию-у, инвестиции, электронное правительство, в нано-технологизацию-у и низкую инфляцию-у! Вместе!..

 

V

В истории России уже был период, когда Негласный комитет (образован 2 апреля 1848 года), возглавляемый радетелем за православие князем Д.П.Бутурлиным (1790-1849), поручил философию читать попам. После назначения министром народного просвещения князя П.А.Ширинского-Шихматова (1790-1853) философия была совсем исключена из программ русских университетов, а чтение курсов логики и психологии было поручено докторам богословских наук. Возможно, этот опыт будет востребован. Как сообщают СМИ, 18 февраля на совещании у Патриарха Кирилла обсуждалось признание богословия официальной научной специальностью в РФ. С попытками возразить против требований Патриарха о признании богословия научной дисциплиной выступили..., но это никак не повлияло на результаты совещания. Директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ сообщил, что богословие может стать полноценной научной специальностью уже в апреле.

Общественное существование в таких условиях иных (с точки зрения православной номенклатуры) этических систем будет преследоваться и сводиться к нулю. Один из первых шагов в этом направлении сделан церковью ещё в 1994 году принятием «Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Это «Определение» ярко показало, прежде всего, сектантский характер самой РПЦ - одного из ответвлений в одной из известных мировых религий. Если кто-то прочитал, например, книги Н.К.Рериха, к нам не ходите! Но, прежде всего, «Определение» направлено против организационных структур граждан, стремящихся к самостоятельному мышлению. Одна большая влиятельная «секта» высказалась против возможного роста меньших, менее влиятельных «сект».
Как в советское время никакие партийные постановления, так и никакие церковные «определения» в наши дни, не могут помешать ни мне, ни любому другому человеку, исповедовать тот «Символ веры», который созвучен душе. Однако, хотелось бы, чтобы всё-таки соблюдался хотя бы минимум приличия по отношению к общественным проявлениям личной духовной жизни граждан.

Любая идеология стремится к полному доминированию. Мы это знаем на примере собственной недавней истории. Можно соглашаться или нет, но в словах востоковеда В.А.Якобсона, доктора исторических наук, есть эмоциональное отражение реального опыта: «Понятие «историческая миссия» (применительно к любому народу) вызывает у меня  величайшее омерзение. Это, наряду с расизмом, - одно из самых гнусных измышлений XIX века. Убеждён, что любой народ, имеющий несчастье обзавестись исторической миссией (она же национальная идея), делает первый шаг по пути, ведущему к строительству гулагов и освенцимов для тех народов и частных лиц, которые, по мнению идеологов данного народа, мешают или не помогают выполнению этой самой исторической миссии. 150 лет назад это могло ещё выглядеть как безобидное кабинетное умствование. Но нам, видевшим воочию попытки осуществления миссий, не подобает играть в эти игры…».

Национальная идея может быть только одна: если в стране есть всё для хорошей жизни, все граждане этой страны должны жить хорошо. Нам сам Бог велел: «Россия, вперёд!»

А мы стоим на пороге новой опасной игры в тотально-показное православное «единомыслие», и механизмы воплощения, не исключено, станут запускаться людьми, не имеющими ни в голове, ни в душе вообще никаких этических принципов. И самое главное - православные верующие, это не граждане, выбирающие, положим, Президента. Это - паства, не выбирающая себя пастырей, она должна слушать, верить им, выполнять и ещё молиться за выполнение того, что ей велено считать хорошим. Тут никаких дискуссий, которые допустимы даже в «Единой России». Так не надо ли вначале определиться с числом православных христиан в нашей стране? Прежде чем продолжать казённое «второе крещение Руси». Григорий Померанц однажды заметил: «Какое может быть духовное возрождение, если сама церковь распространяет дух ненависти? Если инаковерующих рисуют слугами сатаны?»

Нравоучения полезны, но учителя должны показать пример праведной жизни на свои средства.

 

VI

Сказанное не относится к подлинной христианской этике и к лицам, избравшим религиозное служение. У меня немало знакомых в этой среде, и все они в высшей степени достойные люди. Мой друг, с которым мы вместе сдавали в университете «Научный коммунизм» и «Научный атеизм», ныне - батюшка в сельском приходе. И я рад за его прихожан, потому что у него нет за плечами богословского института, но есть главное для избравшего религиозное служение - доброе сердце. И себя я ощущаю принадлежащим к русской православной культуре. Не к немецкой же, протестантской. Но существует разной степени противоречие между личными этическими установками и действиями, вызванными принадлежностью к общественной структуре.

В 1997 году Андрей Вячеславович Кураев, после нашего совместного участия в видеозаписи телепередачи, написал мне на своей книге: «Алексею Николаевичу с пожеланием не остаться на всю жизнь в теософском сатанизме. д. Андрей. 24. XII. 1997. Абакан». Кстати, передача не вышла, так как отец Андрей не смог убедительно противостоять оппонентам. Прошло достаточно времени, чтобы вновь ответить: будущее принадлежит духовному всеединству человечества, отражённому в Ведах, Библии и в других священных и философских текстах, в том числе, в теософии, в наследии Рерихов. Узко-церковное православие, как бы ни «пудрилось», стареет, и никакие государственные «вливания» не помогут. Можно, конечно, несомненно незаурядному человеку, затвориться в «келье православия», называя все остальные проявления человеческой мысли «сатанизмом», но рано или поздно встанет вопрос: на что потрачена земная жизнь? На отстаивание под религиозной оболочкой интересов одной из обыкновенных бюрократических организаций? Андрей Вячеславович Кураев напоминает мне православного пескаря, который выпрыгивает на поверхность православного пруда, и выкрикнув: «Все за мной!», ныряет обратно. Если пескарю простительно, то высокообразованному человеку хорошо известно о существовании других прудов, рек, озёр, морей, океанов, которые в масштабе Земли переполнены той же самой Водой.

Все великие проповедники – и Моисей, и Будда, и Иисус, и Мухаммед – в разных странах и на разных языках учили людей одному и тому же: милосердию и добру.

 

VII

Тем не менее, например, уважаемый Виталий Товиевич Третьяков в «Известиях» рассудочно перебирает: каким богам поклоняться? Выбирает, как князь Владимир в 988 году. И предлагает держаться все-таки  «за  прошлое... в нашем случае - за православие». Но при этом «постоянно размышлять о будущем» Как это умели, на взгляд Виталия Товиевича, Ленин и Сталин. Вспоминается недавнее замечание одного профессора университета: «Что вы мне говорите? Вся интеллигенция давно в православие перешла". Замечательно это - «перешла»! Чей стан опустел, когда «вся интеллигенция» сподобилась благодати? Вот и зримое свидетельство уже наступившего «торжества православия» в информационной политике - Третьякову дали сказать об этом в популярной авторитетной газете, а штатный сотрудник той же газеты Клин опубликовал своё мнение в журнале для еврейских общин. Его мнение не вписывается в нынешнюю «генеральную линию».

Речь идёт о существующем социальном институте - РПЦ. Само существование организации, которой будут приданы функции идеологического обоснования государственного принуждения, не может быть встречено с восторгом. Очень грустно, что эти функции стремится взять на себя религиозная организация. Да может быть, Патриарха и не спросили. Так решили на высшем государственном уровне (и, следовательно, в «Единой России»). Остаётся взять под козырёк, точнее, в данном случае - благословить.

Христианство - учение равенства людей, какие бы социальные роли они ни играли в этой жизни. Если очень хочется, то РПЦ надо было бы просто включить в состав государственных институтов, в качестве, например, министерства пропаганды. Это было бы честно, поскольку нынешняя церковь стоит на стороне тех, кто имеет богатство и власть. Но, понимаю, затруднительно, хотя де-факто нынешняя православная идеология в действии имеет лишь косвенное отношение к подлинному Учению Христа, повитому древнейшими дарами Востока и Запада.

...В отличие от экспертов в Коми, православный священник Антоний Сибаров на встрече в нашем Клубе, посвящённой 135-летию со дня рождения Н.К.Рериха, сказал:

- Рерих - это великий человек. Если отвлечься от сиюминутных измерений, то он до сих пор наш современник. Мы его открыли для себя сравнительно недавно. К сожалению, среди будней порой забываем о существовании высокого и светлого. Рерихи, в числе других подвижников духа, напоминают нам об этом. Вспоминаю, что я открывал его для себя со школьных лет. Рерих шёл путём, на котором отсутствовал фетиш богатства, культа материального, а шла именно работа над собой, работа в «точке сердца». Для меня это потрясающе. Это - огромная личность, смотревшая вперёд. Несомненно, его вели. Думаю, это ощущение знакомо творческим людям.

Виталия Третьякова волнует проблема поклонения,  Николай Рерих ставил проблему  подражания богам в  земной жизни...

Позволят ли нам быть свободными в публичных суждениях, в своих книгах, если РПЦ станет «министерством пропаганды»? Думаю, пережили мы тотальное существование коммунистической идеологии, «воспитание» партии, вытерпим и казённое распространение церковного православия. По телику будем слушать: Христос терпел, и вам велел. Дело понятное, власть сама себе устраивает воронку иллюзий. А у нас своя жизнь, на душу тумблер не поставишь...

 

г.Абакан
23 февраля 2010 года

*Статья направлена также в газеты «Известия», «Литературная газета», «Собеседник».

 

Фото Игоря Бобкова.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

41 дата публикации: 01.03.2010