Любовь Калинина

«Обретение Учителя»
Учение Живой Этики о самоходах

Публикуется по материалам сайта «Адамант»:

 

Учитель!.. Каким трепетом и жаждой обретения зазвучит Сердце ищущего Свет при этом имени. Ни с чем не сравнимая радость и сокровенность Высокого Общения притягивает как магнит Сердце ищущее. Но отдаём ли мы себе отчёт о трудности Пути обретения Учителя? Этот Путь не лёгкая прогулка, а Путь, насыщенный до предела борьбой, борьбой со злом, пустившем корни в нас, со своим негативом, со своей личностью. И нельзя умалить ни один недостаток, ибо он, в час суждённый, может стать той глыбой, которая преградит Путь. Для Высокого Общения - нужно чистое Сердце! Ничто нечистое не получит Общения! И к этой чистоте Сердца нужно идти изо дня в день, падая и поднимаясь, принимая уроки жизни текущей, ибо и она наш повседневный учитель. Как невероятно трудно даётся, пусть даже маленькая, победа над собой, над самостью своей, гордыней, раздражением... Кажется, что всё ополчается против тебя, стараясь, чтобы ты сорвался, отчаялся. Но если ты устоял, то ты уже одержал победу над собой, над обстоятельствами, и эта победа приближает тебя к учителю.

Загляни в Сердце своё! Спрашивай себя почаще - готов ли я обрести Учителя? Что я могу дать Учителю, кроме своих несовершенств? Да, именно так! Ведь Учитель и ученик - это опоры одного моста, это два сообщающихся сосуда, и в твой сосуд Учитель изливает всю свою любовь, заботу, сострадание, давая Знание по вместимости твоей. Ведь ученик становится частью Сердца Его, и сможем ли мы оберечь любящее Сердце от наших несовершенств - гнева, раздражительности, сомнения? Ведь всё это так больно бьёт своими низшими энергиями по Сердцу любящему! Скажут - Учитель может защититься! Нет! Учитель не поставит барьер между собой и учеником, ибо тогда прервётся связь сокровенная, и оборвётся серебряная нить. Учитель жертвует собой, принимая тяготу невероятную, ведя ученика своего. Вот почему Учитель никогда не имеет много учеников, ибо груз, принимаемый, прямо пропорционален количеству их, замедляя Путь. Ведь и Учитель поднимается всё выше в Восхождении своём, ибо нет предела совершенству духовному.

Загляни в Сердце своё! Готов ли ты любить беззаветно, преданно, бережно? Если да - то в добрый Путь! Но будем скромнее в наших желаниях обретения Учителя. Немногих ведёт Учитель земной, горний Учитель - ведёт единицы! Оглянемся, вглядимся пристально, может быть, он рядом с нами - наш земной Учитель, человек, который в момент нужный дал нам мудрый совет. Нужно идти вперёд, в Космосе всё развивается по гармоничным и справедливым законам. Ничто не обретается просто и сразу! Всё Высокое достигается огромным трудом и в жесточайшей борьбе с собой, с личностью своей! Такое искреннее устремление не останется незамеченным, ведь Иерархия Света видит каждого светляка, и сообразно накоплениям и достижениям нашим мы обретаем Учителя.

Скажут - есть же и самоходы. Да, есть! Но это не означает, что их незримо не касается рука Учителя. Самоходы - это люди, имеющие многовековые накопления на Пути духовном. И рука Учителя незримо сообщает им дополнительный импульс для дальнейшего восхождения, ибо огонь их горит постоянно, а не подобен тлеющему угольку, задуть который способно любое, самое незначительное, дуновение жизни. Учителя работают с внутренним человеком, но и внешний человек должен устремиться к Высшему, а не почивать в благости и лени на прежних накоплениях.

Дайте к чему приложить - и приложено будет!

 

Учение Живой Этики о самоходах

(МО, I, 622). «Нельзя ни в чём насиловать волю людей. Учение света претворяется в жизни, когда дух совершенно добровольно познаёт необходимость восхождения. Потому не утруждайте никого наставлениями. Люди усовершенствуются и придут сами. Можно из истории человечества видеть, как дух людей находит путь к Свету. Светильник духа находит путь по своим особенностям. Многие не примут всё предложенное, чтобы самому изыскивать тайный подход к Истине. Нужно с полною заботливостью отнестись к таким самоходам; не все любят хоровое начало. Наблюдательность подскажет, какая мера уместна. Но нужно спокойно принимать людские особенности. Даже песчинки отличаются друг от друга. Но кому же уважать индивидуальность, как не служителям Света! Так не надо утверждать ничего насильно. Сказано: кто сегодня не ищет Света, не значит, что не восплачет о нём завтра.»

(ГАЙ. 27 июля) «Скорость буксира уменьшается прямо пропорционально количеству буксируемых барж и их нагрузке. Потому среди последователей Предпочитаем самоходов, когда даже лёгкое касание усиливает их двигатель – огни. Потому утверждается самодеятельность и уявление лучей самоисходящих. Одиночество духа будет иногда лучшим условием для утверждения самоисходящих лучей. Мудро ведёт Учитель, и не сетования нужны, но понимание сложности Руководительства. С одной стороны нельзя затрагивать Карму, с другой, надо всё же вести, не нарушая свободной воли ведомого. Луч Учителя уявляется в границах между свободною волей и тем, чего не позволяет закон (Карма). Но когда свободная воля ученика яро устремлена к слиянию с волей Владыки, чтобы объединиться сознанием с Ним, эти границы раздвигаются в соответствии со степенью устремления и передачи воли ученика Воле Учителя Света. И тогда формула «Да будет Воля Твоя, Владыко» становится силою, освобождающей дух от цепей Кармы, и условием, позволяющим Учителю уявлять Волю Свою в слитой с Ним воле ученика. Когда импульс к слиянию воль и сознаний исходит добровольно и без всякого насилия со стороны из сердца идущего за Владыкой, тогда можно сказать, что утверждается возможность зарождения и уявления Лучей самоисходящих. Вот почему плавание в собственном хотя бы челне предпочитается чужим кораблям. Пассажир на чужом корабле обычно явление временное. И богатство, и груз корабля ничего не прибавляют к тому багажу, с которым он сел на корабль. И часто чужое принимается за своё в окружении этом. Так часто при контакте с Высшим Сознанием загорается ярко сознание прикоснувшегося с тем, чтобы снова погаснуть, когда прекратится контакт. Чужие накопления принимаются за свои, давая в итоге явление разбитого корыта. Отсюда же и сугубая участь зазванного и звонаря. Сколько их, прикоснувшихся, загоревшихся ярко, погасших и мимо прошедших! Прохожими Мы их Назовём. Ибо надо, чтобы не пройти мимо, своё принести, то есть то, что накоплено в прошлом. Принесший не отойдёт и не потухнет, несмотря ни на что. Потому число учеников у Духов Великих всегда было очень ограничено. Так же и вы озаботьтесь, чтобы не обременять себя грузом ненужным. Много желающих предложить себя в ученики, и нужно иметь дар распознавания, чтобы среди приходящих усмотреть карбункул сердца. И всё же надо давать. Мудро надо раздавать света частицы. Немудрое даяние обычно родит предательство. Впрочем, где свет, там и тьма, и предательствует она посильно, пользуясь каждой возможностью причинить зло.»

(ГАЙ. 10 августа) «Итак, решающим условием приближения к свету являются собственные накопления, принесённые дерзающим к Свету из прошлого. Конечно, носитель Света может зажечь почти каждого подошедшего, но это явление будет временным. Требуется большое чувство распознавания, чтобы среди подходящих отличать самоходов от тех, которых придётся тащить за собою, тратя бесцельно и непомерно на них силы свои. Потому Принимаем лишь постучавшихся. Именно зазванные лягут грузом тяжёлым на плечи зазвавшего их. Опыт в этом отношении хотя и горек, но очень полезен. Этим же объясняется и малое число учеников у Великих Учителей. Когда прохожий соприкасается с носителем Света, кажется ему, зажёгшемуся незаконно от чужого огня, что это огонь его собственный. И нельзя винить его, неопытного путника жизни, что чужие огни принимает он за свои, ибо и тепло ему от них, и светло, и радостно. Но всё это лишь до первых испытаний. Когда праздник встречи окончен, и наступают будни, и надо идти собственными огнями, которых нет, наступает реакция. Вот было всё – и вдруг ничего не осталось; потухли надежды, и стало темно, нет около Носителя Света. Надо идти самому, а идти нечем, так как свой Агни ещё не возжегся, а накопленного ранее не имеется. Отсюда столь большое количество не нашедших, разочарованных и отошедших. Самое трудное испытание для этих людей – одиночество. Его не выдерживают духи без накоплений. Бабочки, мошки, летящие на Свет, они обжигают свои слабые крылья, коснувшись его. Но если накопления из прошлого есть, то восхождения духа не может остановить ничто, и если состоялась встреча с носителем Света, то ярко и мощно вспыхивают собственные огни от касания Света, с тем, чтобы никогда не угаснуть. Пралайи сознания неизбежны, но это не отход, а лишь собирание силы внутри и конденсация огней для нового мощного подъёма. Так и Разделяем подходящих на самоходов и не могущих идти своими ногами. Первым Наша Забота и внимание постоянное, вторым – свет на время, согласно требованиям целесообразности и момента. Нужны и вторые, но нет среди них утвердившихся в Свете: хороши, пока горят. Потухая, часто начинают противодействовать и переходить в ряды противников Света. Это они сначала кричали «Осанна», а после «распни Его».»

(ГАЙ, 20 ноября) «Ощущение того, что победа над собою возможна, а за нею ещё ряд целый побед, несмотря на долгие годы казавшейся бесплодной борьбы, очень показательно и заслуживает внимания. Силы духа растут, и то, что невозможно и недостижимо было вчера, стало возможно сегодня. Потенциал духа неисчерпаем, и надо почерпать от него. И то, на что иначе потребовались бы годы, можно достичь в один раз могучим напряжением огненной воли. Объяснение в том, что растущая воля становится сильнее той, которая была вложена ранее в утвердившуюся привычку или слабость, и при борьбе с ними она преодолевает их благодаря своему росту. Мгновенное озарение преображает всего человека. Степени озарения бывают различны – от мгновенного до длительного. И на разных этапах его становятся возможными и новые достижения воли. ПУТЬ – В КАЖДОДНЕВНОСТИ. КАЖДОДНЕВНОСТЬ – КОВЁР ДОСТИЖЕНИЙ. ХОТЯТ МИРОВЫХ ПОДВИГОВ, НО ПОДВИГ ВОСХОЖДЕНИЯ ДУХА, СОВЕРШАЕМЫЙ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ДНЯ, МНОГО ТРУДНЕЕ, ПОТОМУ ПРИВЕТСТВУЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ ЖИЗНИ ОБЫЧНОЙ, УТВЕРДИВШЕГО В НЕЙ НЕОБЫЧНОСТЬ. ТАКЖЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ ЗА РУЧКУ ВЕЛИ, КАК МЛАДЕНЦЕВ. НО ДУХ ЗАКАЛЁННЫЙ ИДЁТ В ЖИЗНИ САМ. ПРИКРОВЕННА НАША ЗАБОТА О ТАКИХ САМОХОДАХ. ВСЁ ВОССТАЁТ ПРОТИВ НИХ, ИБО СЛИШКОМ УЖ НЕОБЫЧЕН НЕЗРИМЫЙ ИХ ПОДВИГ И ЧУДО САМОИСХОДЯЩИХ ЛУЧЕЙ. Как охранить несомое пламя от угашения? Цепью беспрерывных побед над собою. Каждая из них умножает огни и увеличивает Сокровище Камня. Надо, надо понять всем своим существом, для чего нужны эти победы, чтобы путь победителя стал утверждённым. Астрал неуёмный можно рассматривать в себе как отдельное начало, или оболочку, которую можно изменять и составляющие элементы которой заменять другими, более совершенными. Вообще же, она не нужна, так как в процессе эволюции выполнила свою роль в деле развития ментала. Воля же – огненное начало в человеке, которое будет сопутствовать ему всегда, постоянно возрастая в своей мощи. Воля может расти в добре или зле, в свете и в тьме, и может она деградировать. Безвольные существа не нужны для эволюции. Безволие есть преступление против жизни и не прощаемый грех. Сила злой воли ещё может обратиться на добро, то есть к Свету. Но безволие – никуда. Безволие ничтожно и в добре и зле. Безволию нет места в жизни. Вот почему путь победный, путь утверждения воли Приветствуем яро.

(Ночь 1 ч.) Многое можно простить там, где явлено ярое, огненное устремление к Свету. Ведь устремление это и есть движение к Свету. Оно возможно лишь при наличии горящего в сердце огня. Огонь! Огонь! Сойди на горящее сердце моё, чтобы усилить его многократно. Вабили сокола из поднебесья. Так же и огонь может снизойти на зовущее его сердце. Огонь пространственный призывается из пространства. По молитве верховного Иерофанта спускался небесный огонь на жертвенник древнего храма и зажигал светильники. Так же и светильники духа возжигаются небесным огнём. ЖЕЛАЙТЕ ОГНЯ, ХОТИТЕ ОГНЯ, И СОЙДЁТ ОН НА ВАС, ЖАЖДУЩИХ КРЕЩЕНИЯ ОГНЕННОГО. Его нет в вас, ибо он нисходит извне. Его нет вокруг вас на земле, ибо он с неба, то есть из пространства. Пламя магнитно. Устремление являет собою сущность магнита духа в действии. Устремление яро магнитно. Энергии его, приведённые в действие, насыщаются пространственно в силу закона притяжения. Притяжение и насыщение идёт по созвучию. Каков зов, таков и отклик. Не милость неба, но заслуженное следствие. Не случайность, но действие непреложного закона. Потому Говорю: только устремитесь – и зальёт вас сияние беспредельности. Но огонь надо пронести не угашая, ибо пламя магнитно и во время угасания бездействует. Приток тонких энергий прекращается, и пространство молчит. Угашение пламени духа равносильно духовному самоубийству. Непрерываемая связь с Иерархией Света исключает возможность угашения огня. Любовь к Иерархии есть сердца горящий огонь. Огонь удержите любовью.»

(ГАЙ.21 декабря) «Действия, совместно ведущие, будут, конечно, действиями сверхличного порядка, посвящёнными Общему Благу и совершаемыми ради него. Это и будут действия иерархические. Когда вся жизнь, все мысли и чувства отданы Иерархии Света и служению Ей, то в них Наша Рука помощи протягивается преданному ученику. Тогда и всё личное обращается на служение и заменяется сверхличным. Всё существо человека на всех планах проявления и активности насыщается тогда единым стремлением служить делу Иерархии. Так достигается полноценность устремления, полнопреданность и полная отдача сердца Владыке. И становится возможной тогда и передача сознания Иерарху, а за нею и полное слияние сознаний. Доступ открыт, но устремиться и дойти надо самому, своей силой, своим огнём и своими ногами. От сердца человека, идущего к Владыке, исходят энергии, продвигающие его к цели. В этом случае чужая энергия никогда не заменит свою, ибо эффект будет временен и закончится распластанным падением. Вот почему так вредны зазывания и уговоры. Горение идёт за чужой счёт, и когда масло в светильнике иссякло и поступлений нет, огонь угасает, и незаконно коснувшийся света отступает во тьму. И огни самоисходящие, и самодеятельность, и умение стоять на своих ногах, и плавание в собственном челне – всё это явления одного и того же порядка. Можно светом своим зажечь даже толпу, но знаете, чем завершаются крики «Осанна». Пусть это будет постоянным напоминанием о том, что, заботливо встречая постучавшихся, никогда не следует никого зазывать. Жизненный опыт показал, что даже длительное духовное даяние, но не поддерживаемое собственным огнём сердца, всё же бесплодно. Следует учитывать и другое условие, а именно: достигнув своего потолка, даже после стремительного подъёма, дух останавливается, так как новые накопления требуют времени для их ассимиляции. Размеры прежних накоплений обуславливают продвижение. Несравнимы поэтому духи, ибо никто, кроме Учителя, не знает, что приносит пришедший с собою. Самоходы особенно ценятся Нами – к ним прилагается название избранных или сужденных учеников. Неготовое сознание может остановиться тем или иным препятствием, но суждённого ученика не остановит ничто и никто. Конечно, Наша Забота о них, Нам суждённых. Что же касается тех, неготовых, то и им можно сильно помочь, если говорить по сознанию. Этим путём можно зажечь внутренние огни, которые дадут им силу двинуться своими ногами. Поэтому беседы обо всём продвигающем безусловно полезны. Светить можно словом, светить можно мыслью, и действием каждым, и каждым движением своим. Каждое движение светоносца светоносно по существу, какого бы плана оно ни касалось и как бы ни выражалось оно. Аура света насыщает своими эманациями всю окружающую её сферу и оставляет искорки света на проходимом ею пути. Истинно, Носитель Света является благословением для всего, что Его окружает. Служение Его постоянно и непрерываемо случайностями внешних условий. Но зато и напряжение велико, ибо общее состояние человечества настолько ещё далеко от светоносности, что различие в вибрациях аур весьма велико и требует часто непомерного расходования психической энергии. Потому подвиг несения Света так тяжек. Но солнце не может не светить – такова его природа. И Света Носитель не может уже не светить и не рассеивать мрак своим светом. Мир держится Ими, миру несущими Свет. Матерь Огненной Йоги почтим, Светлого Гуру почтим, давших свет свой планете и людям.

(12 ч. ночи) Если Учитель хочет приоткрыть какой-либо центр, а ученик уявляет боязнь, или равнодушие, или нежелание, то он своим отношением сводит на нет всю работу Учителя. Полное, открытое желание всем сердцем идти навстречу Учителю, и только оно, даст результат.»

(ГАЙ,3, 573), (М. А. Й.) «Не переутомимся в делании, иначе как сохранить бодрость мыслей и чувств и ярое горение сердца. Многих хватает на короткое время, многих надо снова и снова вдохновлять и насыщать энергией сердца, но среди этих многих есть очень немногие, которые идут сами, лишь изредка получая касания Братства. Этих самоходов Владыки ценят особо высоко. Эта степень устойчивости и силы огня сердца встречается весьма редко. Велики накопления прошлого у таких самоходов. Связаны тесно с Твердыней они, хотя и не всегда знают об этом. Конечно, они давнишние сотрудники Братства, утвердившие близость свою в далёких веках. Имена их обычно отмечаются человечеством: чаще всего признание наступает после их смерти, после преследований и гонений. Не нужно думать, что люди сейчас стали другими и что новое будет принято без борьбы и противодействий. Природа человеческая очень упорна в выявлении своих качеств. Старое преодолевается новым, а преодоление требует приложения сил.»

(ГАЙ,5, 607), (М. А. Й.). «Когда чувствуете невыносимое пространственное нагнетение, знайте, что разделяете с нами и Тем, Кто Позвал, тягость Его ноши земной и помогаете Ему и нам в их разрядке. Потому так и тяжело, что разредителей мало и немногие сильные сознания вынуждены брать на свои плечи то, что при нормальных условиях должно было бы быть разложено на многих. Но в этом служение Свету. И не печалиться, но радоваться надо, что помогаете облегчить непомерную ношу Того, Кто Позвал вас на подвиг. Но если всё же идёте, несмотря ни на что, то, ручаюсь, дойдёте. Маленьких детей водят за руку, взрослые сами идут. Конечно, самоходы не останутся без Руководства, но много легче вести идущего самостоятельно. Понятливость и готовность освобождают Руководителя от излишней траты энергии.»

(ГАЙ,6, 342) «Вопрос о светимости важен, ибо в Тонком Мире источником освещения служит аура человека. «Засвечусь ли?» – спрашивает себя перешедший. Кто-то творит вокруг себя потёмки, а кто-то Свет. Действует всё тот же накопленный Агни. Можно сказать, что земное пребывание и даётся для того, чтобы утвердить в себе свет самоисходящий. Самодеятельность сознания указывает уже на наличие нужных накоплений. Изложение чужих мыслей или даже Учения – это одно, но мысли Учения, усвоенные и ассимилированные, и выражающиеся в творчестве новых самоисходящих мыслей, будут знаком зарождения самоисходящих лучей. Понимание различия между творчеством репродуктивным и самостоятельным поможет увидеть то, чем отличается сознание, творящее самоисходящий свет, от сознаний, заимствующих его от Носителей Света и питающихся чужими огнями. Приходим к тому же – к необходимости возжжения Агни, без которого свет невозможен. Говорю: «Устремитесь», ибо не Могу устремиться за вас. Импульс должен идти изнутри человека, хотящего Света. Никто за него не в состоянии породить нужную степень энергии, в которой можно было бы приложить энергии Наши. Принесите хоть что-то. Не принесший кувшинов не имеет, во что принять Свет. Самоисходящие импульсы духа этим особенно ценны. Когда встречаете их, казалось бы, внешне и устремлённых, но не имеющих того, к чему можно было бы приложить энергии вашего Агни, понимаете Нашу печаль и слова: «И Хотел Он Возложить руки, и пусто было кругом». Дать неготовому сознанию – значит, нанести вред и ему. И себе, и пространству. Потому так ценны самоходы, и потому так широко даётся им Наша Помощь. Явление самоисходящих лучей столь необычно, что даже коснувшиеся Учения не могут относиться к носителям их безразлично, не говоря уж о посторонних. В этом тягость, одна из тягостей, или трудностей, несения Света, ибо реакции на Свет бывают очень болезненны от наносимых ударов. Ибо во многом знании многие печали, и обычно несущему Свет он даёт мало счастья земного.»

(ГАЙ, 7, 343) «Во все времена и у всех народов ключи от Царствия Божия, то есть от познания Тайн природы и человека, находились в руках немногих Теперь Учение Живой Этики даёт их всем желающим вступить на путь познавания. Не нужны посредники. Даётся возможность прямого, непосредственного Общения с Высшими. И не нужно жрецов. Только необходимы последовательность иерархической цепи и ближайшее связующее с ней звено. Самоходы признаются и ценятся. Можно самому подойти, самому через книги Живой Этики. Но, видимое или невидимое звено связующее всё же устанавливается и при этом. Ведь к кому-то и как-то всё же надо подойти. Если им окажется Сам Учитель Света, то и Он Является всего лишь звеном в Беспредельности Иерархии. Так, Учение Живой Этики обуславливает свободу подхода к Высшему Миру. Всё прежнее можно оставить. И хорошо тому, кто не связан ничем, никакими культами или ограничениями мышления. Суеверия, фанатизм и сектантство к познанию Сокровенного не приведут. Сознание, свободное от предрассудков, предубеждений и не связанное религиозным догматизмом, будет преуспевать. Многое приходится отбрасывать на этом пути за ненадобностью. Внутренняя свобода нелегко достижима. Освобождение от всего, мешающего независимо мыслить, становится задачею избравшего путь Учения Жизни.»

* * *

Без испытаний – нет Пути! Взращивается Дух в испытаниях, проходя вновь и вновь, дабы изжить ненужное и очиститься. Свободным быть должен, тогда и полёт высок, и видится многое, и многое даётся. Ведь если от земли не оторваться, то что увидишь? Пригорки соседние? Чем выше, тем труднее! Всё по силам обретённым, нет непосильных испытаний, главное, понимать это и проходить в равновесии и единении с Учителем своим, ибо объединением энергий пройдёте самое сложное. В одиночку Дух растущий не справится. Скажут, есть самоходы – да, есть, но ведь и они Учителем ведомы негласно, дабы до поры определённой выявить полностью потенциал Духа, и обрести Учителя явно, либо нет. Каждый светлячок под взглядом внимательным и любящим. Только так идём – Любовью и состраданием, зоркостью Духа и Сердца.

 

Владыка

Из письма № 68 Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 21 июля 34 г. (Е.Рерих. Письма. Т.2. 1934г.):

«...Вы пишете, что Вам ясно, что «не ученик ждёт Учителя, но Учитель ждёт ученика», но я внесу поправку в это слишком категорическое утверждение. Для каждого творческого действия, для каждого проявления необходимы взаимность и соответствие. Потому, если нет ожидания, не может быть и ответа. Там, где нет ожидания, там нет устремления. Отсутствие ожидания есть пассивность, нам же заповедана зоркая напряжённость.

Также великий Завет – «когда ученик готов, является и Учитель» – мало кем понят. Немного тех, кто задумываются, что в действительности есть эта готовность? Не должна ли эта готовность заключать в себе определённые качества? Вся беда в том, что люди не хотят понять, что в основе этой готовности и всех достижений лежит следование Высшему Идеалу и, как следствие, огненная трансмутация наших чувств, всего нашего характера. Людям гораздо легче отказаться от всяких излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все Великие Учителя заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один высокий раджа- или агни-йог не нуждается ни в каких механических приёмах, ни в каких физических упражнениях.

И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог или ученик, мысль его неотступно держится около его Идеала, всё совершается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своём любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов. Также и молитва, произносимая учеником, есть именно это непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным. По этому поводу вспоминается мне рассказ, как однажды великий мудрец Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, истинной молитвой перед Наивысшим?

Вот когда такое предстояние налицо, когда наблюдаемый дух настолько твёрдо установился на избранном им Образе, что не может быть никакого уклонения, тогда и явлена готовность, и Учитель появляется, и наблюдаемый дух становится принятым учеником. Но, конечно, как я уже писала Вам, могут быть отдельные сообщения и даже даваться чудесные книжечки с основами Учения через каналы чистых психиков, но истинное ученичество есть нечто совсем другое. Почти никто не осознает, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель принятием ученика. Потому Великие Учителя, стоящие на дозоре Мира, направляющие все мировые процессы и ведущие гигантские Космические Битвы, могут приближать лишь тех, в ком они уже не сомневаются, кто прошли через многие огненные испытания и доказали свою готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти, отсюда такое ничтожное число принятых учеников. Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую связь и принимает его в своё сознание, то есть с этого момента Учитель знает всё, что происходит с учеником, знает каждую его хотя бы мимолетную мысль и чувство и направляет его. Для ученика же с момента принятия начинается совершенно новая жизнь. Пробуждаются все спящие его энергии, наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая батарея незримых, но мощных лучей, которые по мере роста устремления и расширения сознания ученика и утончения его организма становятся всё более и более ощутимыми, и все они направлены к единой цели, именно к трансмутации внутреннего человека и к утончению и разъединению его трёх тел для самостоятельной деятельности на соответствующих планах. Велико напряжение ученика, и, конечно, физические силы его временно слабеют, и он должен придерживаться известного образа жизни, не выходя из жизни. Конечно, все эти лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всём нужна взаимность, соответствие или согласованность. Потому без ожидания нет получения.

Может быть, Вы скажете, что я не совсем поняла Вашу мысль, что «не ученик ждёт Учителя, но Учитель ждёт ученика», это будет неверно. Сердцем я поняла её, но среднему сознанию, кому Вам придётся, может быть, говорить об ученичестве и Учителе, необходимо твёрдо указывать, что без устремления и при остановках и уклонах пути ничего не может быть достигнуто. О губительности половинчатости и полумерах достаточно сказано. Учитель ждёт лишь того, кто идёт твёрдо, неуклонно в своём всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдёт последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. Много толпящихся у основания и идущих по пути, но, конечно, Учителя не ждут их, ибо вершина высока и многие устрашатся крутого подъёма и уклонятся, не дойдя и до половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить на себя внимание Учителя. Ибо именно было бы непроизводительной тратой времени наблюдать за прыжками неустановившихся путников духа.

Также суждёнными учениками мы называем тех, кто были уже учениками во многих предыдущих жизнях, и в этом настоящем своём воплощении такой ученик уже с самого рождения находится под высшим наблюдением Учителя, и условия рождения его определяются Учителем, и от ранних лет он уже знает Учителя, потому такие духи не могут уже отклониться и события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам. Приведу Вам страничку из Учения: «Истинно, нужно принять символ Вершины, как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от Вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление Вершины остро, и каждая лишняя привязанность к Миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о Вершине Восхождения. Трудно достичь Вершины, если дух не понимает основ Иерархии».»

 

Из письма № 40 Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому 26 мая 34 г. (Е.Рерих. Письма. Т.2. 1934г.):

«...12. Имейте в виду, когда в Учении говорится об Иерархии и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто именно указывается земной духовный руководитель. Помните, как сказано: «Имейте каждый Учителя на Земле». Именно земного учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил. Между прочим, этот закон иерархический особенно трудно воспринимался и воспринимается нашими современниками. Но Великие Учителя особенно настаивают на нём. И Они твёрдо, неуклонно устанавливают Иерархию среди своих учеников. Никто не может перешагнуть через поставленного Старшим Самим Владыкой. Во времена Блаватской мало кто признавал её авторитет в вопросах Учения. И даже те, кто принимали вначале, как только начинали получать благодаря её посредству хотя бы изредка указания от Самого Владыки, сейчас же начинали пренебрегать советами и указаниями, идущими от неё. Это и было камнем преткновения для многих, в этом заключалась вся драма Теософского Общества. Ибо, как я уже сказала, Великие Учителя непоколебимы в своих Иерархических постановлениях. И результат таких пренебрежений сказался в массе огорчений и заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Учения и в большой задержке в духовном развитии так провинившихся. Указания от Самого Владыки, Океан Учения и всё касающееся до сроков и будущего сосредоточено в одних руках.»

 

Из письма № 75 Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому от 11 августа 34 г. (Е.Рерих. Письма. Т.2. 1934г.):

«...Теперь о Вашем недоумении относительно ученичества. Вы пишете: «В связи с Вашим пояснением, что в словах Учения: «Имейте каждый Учителя на Земле» под Учителем не нужно понимать обязательно Небожителя, но земного учителя, для меня неясно наше положение. Мы все надеемся, конечно, достигнуть когда-нибудь высокого положения быть принятыми учениками общего всем нам Учителя, но до принятия нас в ученики нужно ли нам иметь земного Учителя? Иногда я полагаю, что да, но иногда думаю, что нет...»

Мне казалось, что я достаточно ясно изложила это в добавлении к моему письму от 26 мая. (И именно это добавление было особенно одобрено Владыкой.) Ибо ничто так мало не понимается, как Цепь Иерархии. Так, Вы пишете, что Вам «неясно наше (то есть, должно быть, всех членов Общества) положение». Но неужели Вы даже на минуту могли думать, что такие члены, как г-н Алексеев, с такой лёгкостью принявший нового учителя из Астрального Мира, или г-жа Биссек, несчастная жертва самоутверждённого учителя хатха-йоги, могут или могли когда-нибудь рассматриваться как кандидаты в ученики? Увы, многие думают, что достаточно почитать книги Учения и выразить желание стать учеником Высшего Учителя, чтобы быть уже готовыми к такому принятию. Мало кто задумывается над тем, что сделали они в своей жизни, чтобы заслужить, чтобы быть достойными такой величайшей привилегии? Именно величайшей, и нужно понимать, в чём она заключается. Будем понимать, что много подготовительных ступеней ученичества, ведущих к желанной цели, и все они должны быть пройдены, ни одна не может быть обойдена. Ведь все ныне принятые ученики много веков и тысячелетий самоотверженно трудились на Общее Благо. И все они принимали сердцем великий закон Иерархии.

Вы пишете, что каждый надеется стать принятым учеником, это очень хорошо, но надежду эту нужно трансмутировать в огненное устремление, в пламенную любовь к Учителю и самоотверженному подвигу на Общее Благо. Когда такое устремление утвердится, то приложение Учения на самом себе и в жизни каждого дня станет радостью, и тогда достижение Цели несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всею искренностью: действительно ли имеется такое огненное устремление и самоотвержение и не сокрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание достижения больших знаний, прежде всего, для своего личного возвеличивания? Если малейшие признаки такого желания налицо, оно явится самым большим препятствием на пути духовного продвижения. Для принятия в ученики, прежде всего, нужно понимание и принятие и несение Подвига в жизни. Именно над этим понятием несения подвига, как непременным условием, следует очень задуматься. Именно, большинство даже не задаются мыслью, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым в ученики, и какие качества закрывают перед ним эту возможность. Глубоко продуманное уяснение этих качеств чрезвычайно важно. Ведь многие в наивности своей убеждены, что Великие Учителя мучительно ищут себе учеников и готовы принять каждого выразившего желание. Нет, Великие Учителя не ищут учеников, ибо основное Правило гласит, что именно ученик должен искать и найти. Но Великие Учителя действительно ищут каждую возможность пролить Помощь на Общее Благо через разные каналы. Потому мы иногда встречаем прекрасные книжечки, написанные автоматическим путём через психиков, и часто эти психики после написания книжечки иногда больше не слышат об Авторе, давшем им эту жемчужину, даже не знают настоящего Имени Его, так же как не проходят они определённой дисциплины, которой подлежат принятые ученики. Главным непреложным признаком близости к Учителю будет получение непрестанно даваемого Океана Учения, при полном знании Источника, получение Указов, знание будущего и сроков и, конечно, самый характер и образ жизни ученика.

Вам, пишущему о карме, следует в связи с вопросом ученичества всесторонне задуматься над законами кармы. Не может человек, отягощённый кармой, стать признанным учеником. Лишь те, карма которых на изжитии, могут быть приняты в ближайшие ученики. Ведь мало кто отдаёт себе отчёт или даже может понять, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель принятием ученика! Потому Великие Учителя, стоящие на Дозоре Мира, направляющие мировые процессы для удержания равновесия и ведущие величайшие Космические Битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются; кто прошли и очистились через многие огненные испытания и в этой жизни снова доказали свою самоотверженность и готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти. Отсюда то ничтожное число принятых учеников.

Вы спросите: но в чем же состоит тягота Учителя? Скажу – она ужасна, и весь размер этого напряжения, не зная оккультных законов, невозможно даже представить себе! Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в Своё Сознание, то есть с этого момента Учитель знает в любую минуту, что происходит с учеником, знает каждую его хотя бы мимолетную мысль и чувствование и направляет его соответственно. Потому можно понять, как тяжелы, как нестерпимы должны быть для высокого Сознания Учителя дисгармонические вибрации сознания ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной оккультной связи с Учителем. Каждая дисгармоническая вибрация обрывает ток связи и при повторности может совершенно прекратить её. Но каждое обрывание нити оккультно обоюдно очень болезненно и несёт свои последствия. Но это только часть тяготы, о другой сейчас говорить не приходится. Вот почему принятие в ученики производится с величайшей бережностью и есть величайшая привилегия. И для ученика с момента принятия начинается совершенно новая и тоже нелёгкая, в силу страшного напряжения внутреннего и внешнего, жизнь. Пробуждаются не только все спящие энергии его (они пробуждаются и на подготовительном пути), но наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая батарея незримых, но мощных лучей, которые по мере роста устремления и расширения сознания ученика и утончения всего организма его становятся всё более и более ощутимыми, и все они направлены к единой цели, именно к трансмутации внутреннего человека и к утончению и разъединению его трёх тел для самостоятельной деятельности на соответствующих планах. Велико напряжение ученика, и, конечно, физические силы его временно слабеют и он должен придерживаться известного режима, не выходя из жизни. Конечно, все эти лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всём нужна взаимность, соответствие или согласованность.

Эту согласованность Великие Учителя находят, прежде всего, в так называемых суждённых учениках. Так мы называем тех, кто были учениками или же были связаны нитями преданности и любви в своих предыдущих жизнях с Высокими Духами. Такой ученик в этом настоящем своём воплощении уже с самого рождения находится под высшим наблюдением Учителя, и самые условия рождения его определяются Учителем, и нужные способности его выявляются в соответствии с назначенной ему миссией. Такой ученик несёт полную чашу и от ранних лет уже знает Учителя, знает Облик Его, потому такие духи не могут уже отклониться, и события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам. Потому благословим нашу карму, если она в прошлых жизнях наших связала нас нитями преданности и любви хотя бы с Одним из Высоких Духов или с ближайшими учениками Их, ибо такая карма есть кратчайший путь к намеченной Цели. Вот почему так священна Иерархическая Цепь.

В утешение и для придачи бодрости скажу, что хотя долог путь подготовительного ученичества и много препятствий приходится одолевать и много испытаний лежат на пути, но каждое одоление несёт свою радость, и приближение, и своё откровение. Также следует иметь в виду, что испытания эти не есть нечто удуманное или подстроенное, но на самом деле испытание ученика заключается в том внутреннем отношении его и находчивости, которые будут проявлены им при всех встречаемых затруднениях и обстоятельствах жизни. В теософской литературе обычно упоминается семь лет, как период испытания. Но этот период может быть уменьшен или продлён до бесконечности. Всё зависит от кармы ученика и от его внутреннего развития.

Также очень часто лица, имеющие психические явления, считают себя особо продвинувшимися на пути. Нет большего заблуждения. Ибо психизм и истинное духовное развитие идут обратно пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития. Именно все похваляющиеся психическими проявлениями должны быть очень осторожны, ибо, как сказано в Учении: «Психизм не есть духовное развитие. И ученик Света, служитель Иерархии не имеет психизма, его духовное развитие совершается на высших планах, недоступных психизму, и он идёт, водимый побуждениями чувствознания. Слабые духовно психисты являются нередко лакомым блюдом для сатанистов».

Теперь Вы спрашиваете: до принятия в ближайшие ученики нужно ли иметь земного Учителя? Отвечу: но ведь и Вы учреждаете особые группы и устанавливаете руководителей. Почему поступаете Вы так? Не для лучшего ли усвоения Учения и, следовательно, дальнейшего продвижения? И как назовёте Вы этих руководителей? Не будут ли они именно такими земными Учителями? И не были ли в своё время Сами Великие Владыки именно земными Учителями? И не также ли люди восставали тогда против признания Их? Теперь же все Они возведены в Божественных Аватаров теми же самыми противниками.

Не приходила ли Вам мысль, почему среди Великой Общины, среди членов её, мы встречаем, за редчайшими исключениями, только восточников по национальности, как в предыдущих своих жизнях, так и в настоящих воплощениях? Нет ли объяснения этому в самом характере восточных национальностей, заключающем в себе особые для этого качества? Именно так. И первые из этих качеств, тысячелетиями внедряемых в сознание Востока, были именно качества преданности к своему Гуру. Связь ученика с его Гуру считалась и считается посейчас на Востоке самой священной, превыше всех связей кровных. И оккультно оно так и есть, ибо Гуру создаёт сознание настоящего человека, носителя кармы, и, тем самым, берёт на себя ответственность и как бы часть кармы ученика. Потому как избрание учеников, так и выбор Учителя должны быть произведены с большей вдумчивостью и осторожностью.

Но тех, кто далеки от священного понимания ученичества, не следует насиловать, пусть идут своим путём. Ведь кратчайший путь, путь сердца, мало кому доступен, вернее, мало кем избирается, ибо требует великого качества преданности, этого редчайшего благородства, которое в наш век, отмеченный всякого рода суррогатами, заменён преданностью Золотому Тельцу!»

 

Подборка: «Учение Живой Этики о самоходах» Любови Калининой и Леонида Шуршилина.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

40 дата публикации: 01.12.2009