Александр Шпренгер,
ЛАБОРАТОРИЯ МЕЧТЫ
Форум Народной Школы

Методология свободного развития1

Самое эффективное оружие - это образ жизни.

 

Жизнь - это всегда многоуровневая деятельность в пространстве трудноучитываемых многофакторных зависимостей и функций известных и неизвестных нам /15/. Поэтому важно уловить, выявить и развить свободную рефлексию души, которая призвана почуять самые глубокие основания и корни (1) и реализовать самые существенные возможности этого момента жизни (2).

Каждое существо стремится к свободе (3), но невозможно быть свободным, порабощая других, так как система порабощений будет требовать постоянного вынужденного наращивания. Можно просто жить по своим желаниям, но всегда ли это будет соответствовать моей сущности (4)? И какие последствия породит такое несоответствие?

Если рассмотреть человеческое существо в целом, то явное сознание всё-таки является лишь его частью. А внутренний микрокосм так же неизмерим, как и окружающий нас макрокосм. Движение и развитие сложных систем всегда происходит по циклам /1,2,4,5/. В точке завершения цикла (5), когда проявится полнота, несоответствия выявляются и становятся видимыми.

 

Каждый цикл имеет свой резерв пространства и времени. Вначале, когда пространство ещё не заполнено, происходит рост дерева событий и возможностей. Затем, при насыщении, произойдёт попытка усилить достижения с помощью перегруппировки и концентрации сил. Это рождение новой формы активности, которая аналогична фазе цветения выросшего растения.

Каждое яркое проявление силы в пространстве, мужское или женское, нуждается в поддержке дополнительного принципа и рано или поздно найдёт своё взаимодействие и ритм. Ускорение ритма и насыщение энергии взаимодействия приведёт к созданию структурной полноты подобной макрокосму, которая создаёт резонанс между макро и микрокосмом и приведёт к кульминации одухотворения и новому синтезу при возможном на данный момент сотрудничестве всех созвучных элементов.

Новый синтез всегда содержит более, чем просто сумму привходящих элементов и трудно предсказать, где и когда найдёт свои созвучия зародившееся зерно. Поэтому будет лучше, если следующий цикл начнётся как бы с белого листа, непредвзято. Зерно должно засохнуть и все старые ритмы должны умереть, прежде чем оно окажется посеянным в новую почву.

На этом исчерпываются все ресурсы и возможности текущего цикла /5/.

 

К началу нового цикла мы приходим обогащёнными, способными зачерпнуть больше и глубже, более точно видящими направление и перспективы. Мы учимся улыбаться своим ошибкам. Всё это возможно при условии закрепления накоплений (6).

Наилучшее закрепление происходит в творчестве. Наилучшее время для творческого полёта - после синтеза, который происходит в точке завершения цикла. Раскрытие творческих каналов (6) всегда порождает новое сочетание элементов сознания и даёт новые энергии и способности, которые должны обрести как бы своё физическое тело в каком-либо новом произведении. Это своего рода опорный резонирующий кристалл и, в то же время, новая сидхи (6) (здесь в смысле - необычная способность).

В то же время такое умение найти точные выражения живой новизны освобождает всю энергию, сознание и волю, которые были напряжены и активно участвовали в этом поиске. Буквально происходит освобождение сил для дальнейшего пути (7). Важность такого творческого выражения насущных движений, чувствований и вопросов просто невозможно выразить. И тот, кому удаётся точно откристаллизовать смыслы, фактически уже делает следующий шаг, вступает в следующий цикл, начинает новый круг опыта (7).

Так, своевременно выражая и закрепляя все назревшие явления в сознании, можно ускорять эволюционный процесс (8) /1,2,4,5,6/.

Особого внимания заслуживает явление синтеза и последующая энергетическая волна, которая настоятельно требует какого-либо творческого выражения. Мощность этого всплеска часто бывает достаточна для быстрого решения ряда попутных проблем (9). Особенно легко это происходит, если соединить размышления с каким-либо творческим процессом /1/.

Любое конкретное дело имеет свою необходимую логику развития /1,2,3,4,5,6/, но не так легко предсказать повороты в развитии человеческого сознания или те пробелы, которые ему нужно будет восполнить (10) для продолжения своего пути.

Как же представить себе самый эффективный путь (11)?

Самый большой стимул - моя мечта. Зная закономерности цикла и смысл каждой фазы /6/, можно довести мечту до полноты. Получится динамика жизни, в которой можно попытаться жить уже сейчас, только пока - в малом масштабе. Никто не запретит выращивать это растение в пределах уже имеющегося собственного пространства жизни и его ресурсов. Оно зацветёт, когда в цикле жизни будет достигнуто качество. Тогда, и только тогда, начнётся законная развёртка во внешнем пространстве - как бы завоевание рынка. Новая ступень качества - новый виток и так далее.

Никто не мешает потом дополнять и развивать эту мечту в любом направлении. Когда динамика освоена и стала просто частью жизни, могут выявляться и рождаться новые динамики и направления деятельности в любых сферах. Нежелательно только бросать дело на половине пути, когда ещё не закреплены результаты /5,6,8,13/.

Можно не только построить полноту мечты, но и воплотить лестницу от неба мечты, до конкретных шагов реализации /1/. Каждая новая ступенька - это опять же жизненная динамика или цикл деятельности построенный, на трудности реализации уже имеющейся динамики.

С чего начинать, с духа или с материи?

Конечно, максимальная высота и эффективность и качество возможны, если в основание процесса положить более подвижный элемент. Трудности реализации легко покажут, где искать необходимые дополнения. Тогда выполнение своего предназначения (12) будет максимальным /1/.

 

Во всех этих построениях важно помнить, что главным инструментом и основанием для выбора не может быть какая-то формальная логика, так как человеческая сущность, душа и сознание - это область в значительной степени непознанная. Именно, развитие должно исходить из глубины сердца, из глубины сущности, пусть даже ещё не познанной нами, чтобы прохождение жизненных циклов приводило не к накоплению несоответствий и противоречий, но к восходящим ступеням освобождения /7,8,10/.

При этом высшей ступенью свободы будет не свобода от чего-то, но свобода для осуществления своего дела в жизни, для творческой самореализации, для выполнения своего предназначения на земле. Полнота свободы включает в себя принятие соизмеримой доли ответственности.

 

* * *

Лучшим инструментом творчества будет вопрошание к своей сущности (1) - что хочет сказать душа? Когда базовый процесс мечты (первая фаза движения) будет оформлен (2) и внутреннее движение достигнет насыщения (3), можно почувствовать следующую фазу развития процесса (4), следующую форму движения энергии (4).

Разум, умеющий находить точное выражение чувства (5), способен быстро сформировать полноту (6) любого процесса, которая всегда состоит из четырёх фаз /5/. Мы часто как бы боимся слишком ёмких, слишком глубоких и слишком высоких понятий, но, поистине, то, что вверху подобно тому, что внизу. К тому же в воображении каждого среднего человека обычно есть модели всех существующих процессов. Нужно лишь найти способ выражения сути (6) соизмеримый с конкретной задачей, с конкретным моментом жизни.

Родившийся образ мечты (6) вызывает в сознании ощутимую вибрацию и чувство целостности. Это характерно для момента синтеза. Полёт творчества (7) может начаться. Он разворачивается самыми неожиданными образами. Нужные жизненные дополнения найдены (8). Рождается ритм (9) и вся динамика жизни обретает новое вдохновение, опору и качество (10). Рождённые образы начинают жить собственной жизнью в сознании и проявляется странный феномен - со временем они растут (11), пока не заполнят собой вселенную существования /12/.

Конечно, и динамика мечты и динамика, проявленная творческим процессом, будут проситься в реализацию (12). Соотнесение с жизнью приведёт к выявлению мотивов и смыслов каждого действия.

Когда все стимулы будут вполне проявлены и к четырём фазам движения добавятся ещё три промежуточные, семеричный цикл получит свой завершающий синтез, произойдёт некоторая корректировка самих ступеней и энергетика нового процесса запустится на полную катушку. Конечно, и этот новый всплеск потребует своего творческого выражения.

 

Синтезы, которые всегда порождают энергетическую волну и возможность необычной творческой реализации, бывают разных видов и степеней:

1. Синтез прямого постижения                          1 элемент:

- Подобие йоговского самадхи - познание через прямое отождествление с объектом внимания, человеком, понятием, процессом. Синтез происходит через прямое целостное восприятие, без понимания привходящих элементов или, по крайней мере, без их подробного разбора и осмысления. Полнота элементов здесь обеспечивается целостностью структуры сознания.

2. Синтез оплодотворения                                 2 элемента:

- Синтез мужского и женского; синтез противоположностей; синтез двух понятий рождающих третье новое качество /11/; синтез двух идей, рождающий новую идею; синтез музыканта и его инструмента; синтез ведомого и ведущего; любое объединение, всегда порождающее индивидуализацию коллективностей через выявление лидера основной деятельности.

3. Синтез выражения сути                                 3 элемента:

 - Синтез трёх аспектов проявления сущности  удовлетворительно выражает суть явления /11/.

Разум - чувства - воля человека; качество - количество - мера; творец - хранитель - разрушитель; разумное - доброе - вечное; состав - структура - свойства вещества; стратегия - тактика - задача; дух - материя - энергия или дух - материя - сознание; прошлое - настоящее - будущее; сила - политика - сбалансированность внутренних процессов государства и т.д.

4. Синтез образа или синтез познавания          4 элемента:

- Соединение четырёх форм движения энергии, четырёх фаз насущного действия в целостный образ какого-либо процесса выражает его смысл /5/.

Например, формула победы лётчика Покрышкина: высота - скорость - манёвр - удар.

Это понимание процесса при целостном взгляде как бы со стороны.

5. Синтез движения энергии эволюционного цикла      7 элементов:

- При непосредственном вхождении в действие «изнутри» или же при непосредственном моделировании любого процесса деятельности в игре происходит проявление мотивов, смыслов и стимулов каждого движения психики. К четырём формам движения энергии (см.пункт 4) добавляются три промежуточные фазы. Полнота цикла при этом всегда составляет семь элементов, смысл и местоположение которых всегда выявляется в одной и той же логической последовательности для любого процесса или же для осмысления любого понятия /1,2,4,6,10/.

6. Синтез освоения и вмещения жизненного пространства      9 элементов:

- Девятая волна - самая сильная. Максимум проявленности в материи. Известная девятеричная мандала древней китайской системы фэншуй, как оказалось, имеет ту же логическую структуру семеричного цикла с добавлением двух элементов:

- Результат применения в жизни семеричной динамики (8 ступень);

- Цель (9 ступень).

Смысл самой этой мандалы в целом - организация личного пространства для счастливой жизни:

1. Путеводная звезда («Учителя» - в оригинале);

2. Здоровье и равновесие;

3. Мудрость;

4. Последовательность и ритм шагов («карьера» - в оригинале);

5. Любовь и мечта;

6. Семья, окружение, атмосфера;

7. Дети, творчество, будущее;

8. Слава;

9. Богатство.

Интересно, что человек ассоциирует это пространство не только с пространством своего жилища (согласно системе фэншуй), но и с элементами тела. Видимо, возможность такого синтеза является выражением завершённой психомоторики.

7. Синтез вмещения пути или синтез трансмутации    12 элементов:

- Дополнение этой цепочки до двенадцати (по аналогии с годовым циклом) даёт по смыслу новую добавочную динамику (четыре основных элемента: 9 - цель, 10 - совершенствование инструментов и качества, 11 - смысл этого пути, 12 - воплощение) для вмещения этого пути (пути семеричного эволюционного цикла) в целом. При практическом прохождении даже в игровой ситуации это даёт в итоге удивительное чувство целостности, гармоничности и покоя.

Приведённая последовательность синтезов также представляет собой гармоничную семеричную полноту. Более коротко её можно выразить четырьмя активными фазами (см. пункт 4):

По сути (см. чётные фазы этой последовательности):

Не имеет смысла говорить, который из этих синтезов выше или ниже. Целостная динамика, выписанная выше, показывает, что каждый из них занимает своё неотъемлемое место в процессе СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

Пока мы не можем объяснить, почему именно семь или 12 и т.д. Мы можем лишь показать это на основе практики.

Последовательные сопоставления, которые выстраиваются в гармоничные динамики подобные описанному выше сопоставлению синтезов, дают ощущение глубины, гармонии и неслучайных связей, которые содержатся в основных понятиях нашего языка, обычаях и древних символических системах разных народов, а также в их попытках философского и религиозного осмысления реальности /1/.

 

Естественно, что единственным возможным путём сопоставления, соотнесения и синтеза всех этих разрозненных отголосков единого целого является научный путь, который, как нам представляется, должен включать в себя и набор методологических приёмов общения /3,5,6,7,8,10,11/. Эти приёмы позволяют пробудить глубокий творческий потенциал человека и коллектива в целом, а также постепенно выявляют глубокие сущностные связи различных явлений внутренней и внешней жизни через использование естественно сформировавшейся структуры и динамики функционирования человеческого сознания.

Использование такого подхода постепенно привело к созданию обобщающей целостной методологии, позволяющей разрабатывать почти с нуля любые направления деятельности, проекты или идеи /1,3,4,6,8,9,12,13,14,15/:

Как видим, четыре больших цикла образовали новую целостность. После каждого завершённого цикла жизненные процессы могут выявить какие-то пробелы, неувязки, насущные проблемы. При этом снова можно начать движение в любом назревшем направлении - как в сторону детализации, так и в сторону обобщения и понимания более широкой системы движения, а также делать любые новые разработки, используя энергию и накопления завершённого цикла.

Что эффективнее, вариться в динамике, которая порождена какими-то неувязками и проблемами или сознательно и быстро преодолеть их через построение полноты по уже известным закономерностям и жить уже сейчас в динамике самого сильного и глубокого стимула?

Значительное обогащение, улучшение и углубление результатов достигается через организацию коллективного мышления /7,8,9,10,/. Конечно, ускорение этих процессов даже при самой совершенной организации не беспредельно. Опасно также пытаться прекратить уже вызванные к жизни процессы. В любом случае нужна мягкая и плавная коррекция и трансформация.

Естественный процесс прохождения семеричного эволюционного цикла происходит в течение месяца /1,2/. При организации коллективного целенаправленного мышления можно построить полноту структуры за три - четыре часа, но естественное брожение и ассимиляция энергии наблюдается в течении четырёх дней соответственно четырём фазам процесса /5/. При индивидуальном размышлении все процессы происходят мягче и менее выражено, а потому бывает трудно судить о завершённости и качестве усвоения.
Наложение различных процессов друг на друга может вызывать значительные психические перегрузки, Поэтому, ставить вопрос о дальнейшем ускорении мы считаем неуместным, за исключением применения самого метода естественного, последовательного и постепенного развития и выращивания нравственного самосознания. Такое постепенное продвижение, по всей видимости, рано или поздно приведёт к достижению тех степеней просветления, о которых в той или иной форме упоминают древние источники. Вероятно, тогда и будут достигнуты ещё какие-то скачки в качестве и скорости мышления. А пока наша методология создания образов и творческого мышления сама по себе требует развития в практическом применении.

В частности, нами была создана методика занятий по развитию творческих способностей путём соединения в гармоничную последовательность всех видов муз /1/. В настоящее время мы проводим её обкатку на практике.

Мы с большой осторожностью относимся к новоявленным методам «прямых проходов», «минуя спираль эволюции» и «проскоков» в «иные измерения» и т.п., поскольку результатом этих технологических приёмов всегда является раскрытие доступа человека к каким-то новым энергиям, а это неизбежно порождает в практическом проживании тот же самый знакомый нам эволюционный цикл освоения. Под силу ли он будет самим авторам?

 

* * *

Истинная свобода - это не только свобода выбора между двумя «котами в мешке», каждый из которых ещё не известно к чему приведёт в дальнейшем. Свобода - это не безалаберность и не анархия, которая любит ловить рыбку в мутной воде... Недисциплинированный человек неизбежно попадает во множество мелких рабств.

Но тот, кто многократно испытал свою сущность, кто через циклы труда постоянно уточняет своё знание, утончает своё восприятие и тренирует своё сознание, и накапливает в этом процессе то, что действительно хочет накапливать, кто радуется, постоянно достигая лучшего качества, тот, действительно, восходит к своей сущности, к истинной свободе и красоте.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

Список литературы:

  1. Шпренгер А.Б. Логика эволюционного цикла /Проблемы самопознания личности, средства и способы их разрешения. Сборник статей международной научно-практической конференции, Караганда, 08-09.11.2008 г./ Центрально-Казахстанский Университет «МГТИ–Лингва», ОО Центр гендерных исследований «НИССА», Карагандинский методологический игротехнический центр, - Караганда, 2008г. (http://grani.agni-age.net/articles8/3543.htm)
  2. Шпренгер А.Б. Сознательная эволюция /Проблемы самопознания личности, средства и способы их разрешения. Сборник статей Республиканской научно-практической конференции, Караганда, 02-03 июля 2005 г./ Ассоциация консультирующих психологов и психотерапевтов Казахстана, Психолого-педагогический центр «Личность», Центр гендерных исследований «НИССА», - Караганда, 2005г. ( http://grani.agni-age.net/articles5/as08.htm)
  3. Шпренгер А.Б. Пример проведения мастер-класса «КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ» на конференции 2005 года / Проблемы самопознания личности и инновационные подходы к их разрешению. Сборник статей Международной научно-практической конференции, Караганда, 01-02 июля 2006 г./ Карагандинский институт актуального образования «Болашак», Карагандинский государственный технический университет, Международная академия психологических наук, Центр гендерных исследований «НИССА», - Караганда, 2006г. http://grani.agni-age.net/articles5/as10.htm
  4. Шпренгер А.Б. Математическая философия/ Проблемы самопознания личности и инновационные подходы к их разрешению. Сборник статей Ежегодной международной научно-практической конференции, Караганда, 26-27 мая 2007 г./ Центр гендерных исследований «НИССА», Транснациональная компания «Алтын Ғасыр», Карагандинский институт актуального образования «Болашак», - Караганда, 2007г. http://grani.agni-age.net/articles7/karaganda.htm
  5. Шпренгер А.Б. Выращивание сознания / интернет-журнал "Грани эпохи" №13, 01.03.2003г. http://ethics.narod.ru/articles3/as_growing.htm
  6. Шпренгер А.Б. Великолепная семёрка / интернет-журнал "Грани эпохи", №13, 1.03.2003г. http://ethics.narod.ru/articles3/as_seven.htm
  7. Шпренгер А.Б. Единение - прямой шаг к цели / интернет-журнал "Грани эпохи", №11, 9.09.2002г., http://grani.agni-age.net/articles2/shprenger.htm
  8. Шпренгер А.Б., Магнит поиска (ч. 1 и 2) / интернет-журнал "Грани эпохи", №22, 01.06.2005г. http://grani.agni-age.net/articles5/as03.htm, Магнит поиска (ч. 3) http://grani.agni-age.net/articles5/as05.htm
  9. Шпренгер А.Б. Форум Народной Школы / интернет-журнал "Грани эпохи", №12, 1.12.2002г. http://ethics.narod.ru/articles3/as_forum.htm
  10. Шпренгер А.Б. "Наш метод", интернет-журнал "Грани эпохи", №18,1.06.2004г., http://grani.agni-age.net/articles4/as4.htm
  11. Шпренгер А.Б. "Магнит единения", интернет-журнал "Грани эпохи", № 11, 3.10.2002г., http://grani.agni-age.net/articles2/shprenger2.htm
  12. Шпренгер А.Б. "По мотивам форумов", интернет-журнал "Грани эпохи", №20, 26.12.2004г., http://grani.agni-age.net/articles4/as7.htm
  13. Шпренгер А.Б. "О Звенигороде" 1 и 2, интернет-журнал "Грани эпохи", № 14, 1.06.2003г., http://ethics.narod.ru/articles3/as_zvenigorod.htm
  14. Шпренгер А.Б. "О Звенигороде" 3, интернет-журнал "Грани эпохи", № 16, 7.12.2003г., http://grani.agni-age.net/articles4/as.htm
  15. Шпренгер А.Б. "Формирование будущего", интернет-журнал "Грани эпохи", №13, 1.03.2003г., http://ethics.narod.ru/articles3/as_future.htm

1 Цифрами в круглых скобках отмечены логические ступени /4,6/; Цифры в слэшах - ссылки на литературу.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

40 дата публикации: 01.12.2009