Петриченков М.В.,
г. Новосибирск

Духовная культура и устойчивое развитие человеческой цивилизации

 

Доклад на конференции о духовной культуре, сентябрь 1999 г., Вильнюс.

На пороге XXI века человеческая цивилизация сталкивается с множеством проблем, угрожающих её существованию. Поэтому одна из самых “больных” - это проблема выбора дальнейшего пути развития всего мирового сообщества в целом. Сейчас приходит понимание того, что дальнейший путь развития цивилизации возможен только при чёткой координации действий всех стран мирового сообщества.

Чем же плох тот путь, по которому шли многие страны до сих пор? В настоящее время на Земле сложилась цивилизация, которую принято называть техногенной. Для неё характерно постоянное совершенствование техники и технологий на основе роста научного знания, а сложившаяся в её рамках идеология развития подразумевает бесконтрольное использование природных ресурсов, что оказывает сильное экологическое давление на биосферу в целом. В так называемых развитых странах реализовано общество потребления, для которого характерна погоня за сверхприбылями путём искусственного наращивания потребления товаров и продуктов. В итоге получается, что в этих странах на человека приходится в десятки раз больше потребляемых ресурсов, чем в менее развитых государствах. Для примера можно сопоставить потребление ресурсов в США и в Индии. По алюминию это соотношение составляет - 33.7, по меди - 44.8, по никелю - 31.2, по углю - 12.4, по нефти - 42.7, по природному газу - 183.9. Соответственно, если малоразвитые государства пойдут по пути развития богатых стран, то природа Земли просто не выдержит такого давления и земная цивилизация может погибнуть не от ядерной, а от экологической катастрофы.

Проблемы взаимоотношений человека и природы рассматривались в таком известном философском течении второй половины XIX - начала XX вв. как русский космизм. Идеи космизма можно найти у таких философов как Вл.Соловьёв, Н.Фёдоров, П.Флоренский, Н.Лосский, Циолковский, Чижевский и др. Можно привести основные положения космизма:

- Человек - часть природы;

- Человека и природу надо рассматривать как части Единого Целого;

- Ответственность разума, то есть человека перед природой.

Именно в этом движении зародилось понимание о неизбежности возникновения противоречий между технократической цивилизацией и Природой. При этом как способ снять эти противоречия предлагается внести нравственный аспект во взаимоотношения человека и природы, то есть то, чего нет в технократической цивилизации. По пути синтеза этих двух взглядов на развитие цивилизации пошёл известным советский учёный первой половины XX века В.И.Вернадский. Ведь очевидно, что не следует отказываться от достижений науки и техники и уходить полностью в природу. Уже в начале XX в. стало ясно, что человек стал геологической силой, т.е. стал оказывать существенное влияние на процессы в биосфере планеты. Такая стадия развития цивилизации была названа ноосферной и является, по мнению В.И.Вернадского, закономерным результатом длительного эволюционного процесса, в результате которого появился носитель разума - человек.

“И дана человеку власть над всякою плотью” - говорится в Евангелии (или Г.А.Й. 21.10.60); и сейчас наступает момент, когда развитие человечества должно идти осознанно и управляемо, иначе гибель грозит и планете, и человечеству, так как оно неотделимо от биосферы. Кроме экологических опасностей, человечеству грозят и другие, не менее страшные. “Нужно понять, - говорится в книге Мир Огненный, - что человечество вступает в период постоянных войн. Очень разновидны такие войны, но един принцип их - вражда везде и во всём. Никто не помыслит, какой опустошительный костёр создаётся, когда множество людей укрепляет губительный круг около всей планеты. Это тот самый змей, который хуже льдов и снегов ... Кощей не дремлет, но забава силится отвлечь глаза от пожара” (МО1, 318) “Война оружием, война торговая, война безработицы, война знания, война религий - разновидны войны, и уже не имеют значения границы земные! Планетная жизнь разделилась по границам бесчисленным” (МО1, 319) Но природа не может терпеть бесконечно. “Не забудем судьбы Атлантиды, Вавилона и всех скопищ, лежащих в развалинах. Только часть этих кладбищ упомнило человечество, но космические законы действовали не раз” (МО1, 324) И сейчас человечество переживает момент смены эпох, когда на смену тёмной эпохе приходит Сатья-Юга – эпоха Света. В этот переходный момент особенно важно понять и утвердить требования Новой Эпохи. Большинство внешних проблем человечества на самом деле внутренние и коренятся глубоко в сознании каждого человека. Соответственно, внешними мерами ничего и не добиться! Речь идёт, прежде всего, о необходимости изменения мировоззрения людей, о возрастающей роли духовной культуры в жизни человеческой цивилизации. В 20-е годы XX столетия человечеству было дано Учение Живой Этики - Агни Йоги, которое является синтезом мудрости, накопленной человечеством в сферах науки, искусства, философии. Это Учение дано на рубеже эпох на ближайшие 2000 лет, для того чтобы мы не только выжили, но и продолжили эволюцию на планете Земля. В Агни Йоге приводятся реальные причины сложившейся ситуации и меры по выходу из духовного кризиса охватившего Землю. Решив проблемы духовного плана, решим и все остальные. Основная проблема состоит в том, что нет понимания истинного места человека во Вселенной. Дело в том, что состояние планеты и коллективное сознание людей очень сильно взаимосвязаны. “Нужно понять, что болезнь планеты в значительной степени зависит от человеческого неуравновесия” (МО1, 323) “В каждой части света образовались песочные океаны. Также и сознание людей размельчилось крупинками злобы. Каждая из пустынь была некогда цветущим лугом. Не природа, но сами люди истребили цветы”. (МО1, 321) Мысль человека материальна, и пришло время осознать её мощь. В противном случае, неосознанная и неправильно применённая, эта сила способна уничтожить человеческую цивилизацию. Ведь всё в мире держится на незыблемых Основах, среди которых есть и материальность мысли. “Не признавая Основы, как могут люди понять, что климатические расстройства, болезни, стихийные бедствия вызываются именно этой причиной” - говорится в “Гранях Агни Йоги” за 1971 год, - Безответственность и отрицание бессмертия и перевоплощения создали новую страшную угрозу уничтожения лесов, животного мира и отравления коры Земли всевозможными ядовитыми газами и веществами ... Не хотят думать о том, что конец Кали-Юги может действительно стать концом планеты”. (Гр, 12.291) Для того, чтобы не допустить этого, “все лучшие люди планеты, в ком пробудились сознание и понимание страшной угрозы, нависшей над человечеством, должны объединиться, чтобы дать отпор силам тьмы, которые под новыми формами стремятся к тому же, то есть убить жизнь на планете и её омертвить ... Объединёнными усилиями многого можно достичь”. (Гр, 10.617)

Именно о сотрудничестве шла речь на конференции “по проблемам окружающей среды и устойчивого развития”, прошедшей в 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро. Термин “устойчивое развитие” подразумевает такую модель, когда “удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения достигается без лишения такой возможности будущих поколений” На Конференции шёл поиск такого пути развития всех стран, который бы не вёл Землю к гибели и обеспечивал баланс между экологией и экономическим развитием.

Новая модель предполагает изменение существующей идеологии развития, которая заключается в безудержной погоне за прибылью и возрастанием потребления. Устойчивое развитие требует приоритета духовных ценностей над материальными. Эта мысль прозвучала и в послании представителей всех религий мира к Конференции. В нём, в частности, говорится: “Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда. С высокомерием и самонадеянностью человечество игнорирует законы Создателя, которые воплощены в божественном природном порядке: обязанность каждого человека сегодня состоит в выборе между силами тьмы и справедливости. Мы должны поэтому изменить наши намерения и ценности и проявить уважение к высшим законам Божественной природы”.

Основная сложность состоит в том, чтобы объединить усилия всех стран мирового сообщества. Необходимо найти баланс между общецивилизационными интересами и интересами отдельных стран. Причём придётся преодолеть сопротивление финансовых кругов, заинтересованных часто только в получении сиюминутной выгоды. Это хорошо иллюстрирует известное изречение: “А после нас хоть потоп”. Но ситуация может стать такой, что на определённом этапе планету поразит экологическая катастрофа и тогда уже не спасут никакие деньги.

Конечно, меры необходимо принимать серьёзные и срочные, но они должны быть хорошо продуманы, чтобы избежать конфронтации между странами и внутри них, хотя острых ситуаций не избежать. Соответственно, возрастают требования к науке, роль которой в концепции устойчивого развития очень велика. Можно привести только два из многих требований к науке:

- среди приоритетов науки должны адекватное место занимать работы, ориентированные на решение глобальных проблем человечества;

- глобальность и сложность общецивилизационных проблем требуют расширения мультидисциплинарности подходов к их решению.

Такой широкий подход требует привлечения не только представителей точных наук, но и гуманитарных, а также самого широкого участия общественности в лице общественных организаций и объединений, деятелей культуры и искусства.

Мы знаем, какое важное место отводится в Учении Живой Этики науке. Елена Ивановна пишет: “Истинно Мир будущий, Мир Высший грядет в доспехе лучей лабораторных”. (П2, 15.4.36., 18.6.36) Но всё опять же зависит от уровня коллективного сознания человечества. Ведь многие открытия, которые значительно помогли бы нам, слишком долго ждут своего часа ибо, если дать их сейчас, то они немедленно будут использованы для создания ещё более мощного оружия массового уничтожения. Всем известен пример атомной энергии и создания на её основе ядерного оружия. А ведь среди открытий, которые ждут своего часа, и новые экологически чистые источники энергии, которые позволят отказаться от углеводородного топлива, создающего парниковый эффект и загрязняющего окружающую среду. Значит, первая забота будет о сознании человечества, а преобразить его можно только утверждением духовной культуры в жизни каждого дня.

Конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро показала, что человечество начинает приближаться к  пониманию роли духовной культуры, к пониманию того, что старый путь развития ведёт в бездну и что необходимо строить жизнь на Основах, единых во всех духовных Учениях. Без духовной культуры ни о каком устойчивом развитии человеческой цивилизации не может идти речь.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

40 дата публикации: 01.12.2009