Саратов
Стихотворное Евангелие
(от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна)
IV
Он шёл, народом окружённый,
Благословенья раздавал,
Но вот явился прокажённый
И, поклонясь, Ему сказал:
“Учитель, счисть с меня заразу,
Тебе бы это удалось”.
Иисус сказал одну лишь фразу:
“Хочу, очистись!” - и сбылось.
В Капернауме Римский воин
Уже спешит к Нему с мольбой:
“Учитель, пусть я недостоин,
Чтоб Ты в мой дом ступил ногой,
Но мой слуга жестоко страждет.
Болезнь Ты можешь победить
Лишь словом. Он его и жаждет,
И нет нужды к нему ходить”.
Иисус сказал: “Такую веру
Не часто встретишь средь людей.
Сию заимствуйте манеру,
Ведь он, заметьте, не Еврей.
И говорю вам: в Божье Царство
Придут подобные ему,
А Иудеев за коварство
Во внешнюю извергнут тьму”.
А сотнику сказал: “Добро вам
По вере вашей Бог воздаст”.
И стал слуга его здоровым
В тот самый день, в тот самый час.
И в тот же вечер бесноватых
Он исцелил, и всех больных.
Нечистых духов, виноватых
В их хворях, Он изгнал из них.
Сказал один, Иисусом званный:
“Позволь отца похоронить.
Потом я буду неустанно
Повсюду за тобой ходить”.
Иисус ответил: “Медны трубы
Тебя зовут, внемли же им!
Пусть мертвецов хоронят трупы,
Живые - служат пусть живым!
Войдя же в лодку в тот же вечер,
Он на корме её заснул.
И тут внезапно шквальный ветер
На море яростно подул,
И буря, мачту выгибая,
Водою, лодку залила.
Вскричали люди, погибая:
“Господь, яви Свои дела!
И, встав, смирил Он ветр и волны
Одним лишь словом, и сказал:
“Зачем вы были страхом полны?
Ведь Я пример вам указал,
Какому следовать должны вы:
Тот сотник, будь он здесь средь вас,
Сказал бы вам, что все вы живы
Останетесь в сей грозный час”.
Они же меж собой дивились:
Непостижимо то уму,
Что волны страшные смирились
И подчинилися Ему”.
Когда же, пересекши море,
Сошёл на берег Он, Ему
Шёл человек навстречу вскоре,
Весьма опасный, потому
Что был нечистым околдован
И бесов легион в нём жил.
Он цепи рвал, бывая скован,
И обитал среди могил.
И легион чертей взмолился:
“Иисус; напрасно нас не мучь!
Уж Ты бы лучше согласился
Швырнуть нас в море с этих круч.
Другой нам милости не надо,
Ведь мы не Божии Сыны”.
И бесы те, в свиное стадо
Войдя, низверглись с крутизны.
А было стадо то – большое,
Числом в две тысячи голов.
И одержимый, чьей душою
Владели бесы, стал здоров.
Затем в Свой град Он прибыл снова
И стал для немощных врачом.
И принесли к Нему больного,
Разбитого параличом.
Взревело человечье стадо,
Когда с поднятием руки
Иисус сказал больному: “Чадо!
Твои прощаются грехи”.
Вскричали книжники: “Прощает
Грехи лишь только Бог один!”
Иисус в ответ им возвещает:
“Отныне властен в том и Сын!” -
И говорит больному: “Встань же,
Возьми постель и в дом иди!
Беды, с которой жил ты раньше,
Уже не будет впереди”.
И подчинилася природа,
Недуг тяжелый вмиг исчез.
И все сказали: “ Мы от рода
Таких не видели чудес!”
Придя же к мытарю Матфею,
В его Он доме возлежал.
Про то узнали фарисеи,
Меж ними ропот пробежал.
Иисус сказал им: “Не здоровым
Целитель нужен, а больным.
Не место здесь словам суровым,
Коль Бог являет милость к ним”.
Тут Иаир священник входит
И в ноги падает к Нему,
И молвит: “Дочь моя отходит.
Не дай исполниться тому!”
Когда ж пришли к нему, то видят,
Что все рыдают и вопят:
“К нам избавитель уж не прийдет,
Она скончалась! - говорят.
И безутешен стал родитель,
И сам заплакал тут навзрыд.
Но говорит ему Учитель:
Не бойся, верь: она лишь спит .
Тогда Его подняли на смех,
Забыв про жалобный свой вой,
Но Он велел тотчас изгнать всех
И вывел к ним её живой.
И Он ходил среди селений,
Везде Евангелью уча.
И всяк, искавший исцелений,
Немедля помощь получал.
И, видя толпы человечьи,
Лишённые поводыря,
Что были как стада овечьи,
Он сокрушался, говоря:
“Сколь ни старайся, всё ж ничтожен
Твой вклад в гигантский этот труд.
Как много тут работы, Боже,
Как мало делателей тут!
V
Законоведа Никодима
Приняв, Он стал ему твердить:
“Сначала плоть людей родила,
Теперь же должно возродить
Святым вас Духом, и нетленье
Дано вам будет, ибо плоть
Обречена на разрушенье,
А дух бессмертен, как Господь.
Дух Божий, где захочет, веет,
И всяк, кто должен стать святым,
И удивиться не успеет,
Как обладаем будет Им.”
Тут Никодим спросил: “Как может
Всё это с человеком быть?”
Иисус сказал: “Сомненья гложут
Тебя, не в сипах ты вместить
Простого знания земного,
Сочтя его за чудеса.
Как средь невежества такого
Мне речь вести про небеса?
Никто из вас не небе не был,
Хоть всяк на небо и пенял,
А Я для вас спустился с неба.
Чтоб вы поверили в Меня.
Мне будет в раны сталь продета,
И вознесусь Я от земли,
Затем, чтоб вы чрез веру эту
Дар жизни вечной обрели.
На муку в мире сем убогом
Я рай небесный поменял.
К вам для того Я послан Богом,
Чтоб вы спаслись через Меня.
Христианин судим не будет
Ввиду отсутствия вины,
А атеистов Бог осудит,
Они уже осуждены,
За то, что по теченью плыли
И покорялись власти зла,
И больше света возлюбили
Тьму, что скрывает их дела”.
Прибыв в Самарию однажды
И отослав учеников,
Он Самарянке рёк: “Я жажду.
Дай сделать несколько глотков”.
Она достала из колодца
Воды, а дух огнём горит:
Как правоверным Он зовётся,
А с басурманкой говорит?
Иисус сказал: “Когда б ты знала
Кто ныне просит: дай Мне пить,
То ты б живой воды взалкала,
Чтоб всю нужду в воде забыть”.
Она ответила: “Израиль
Здесь воду пил и счастлив был”.
Иисус сказал: “И так изранил
Свой дух и угасил свой пыл.
И всякий, пьющий вашу воду,
Возжаждет снова, оттого,
Что извратили вы природу
Закона Божьего всего.
Господь есть дух, и поклоняться
Ему мы в духе и должны,
Не за химерами гоняться,
А быть лишь истине верны”.
Сказала женщина: “Я знаю,
Что нам Христос доставит весть”.
Иисус сказал: Вот весть благая:
Мессия этот Я и есть .
Апостолы, придя, дивились.
Увидев с женщиной Его,
И перед Ним остановились,
Но не сказали ничего.
Тогда, призвав их, говорит Он:
“Дерзайте, дети, пробил час!
Вещать на кровлях о сокрытом
Я ныне посылаю вас.
Благую Весть провозглашайте
О воздаянии в раю,
Врачуйте, мёртвых воскрешайте,
Вам власть над бесами даю.
Пусть мир охватится пожаром,
Моё учение приняв.
Дарите людям то, что даром
Вы получили от Меня.
Как овцы средь волков идите,
Уча холопа и царя,
И мудрость змеев превзойдите,
Над миром птицами паря.
Не бойтесь тех, кто убивает
Одно лишь тело, а Того
Страшитесь, Кто повелевает
Душою, более всего”.
В то время Иоанн Креститель
Уж был в темницу заключён,
Поскольку Ирод, злой правитель,
Им был прилюдно обличён
За то, что жил с Иродиадой,
Женою брата своего.
Пророк грозил царю расплатой,
Закон не дозволял того.
Когда же вскоре день рожденья
Царь отмечал очередной,
Себе велел он наслажденье
Доставить пляской огневой.
И угодила Саломея
Женолюбивому царю,
И он изрёк, на ложе млея:
“Тебе полцарства я дарю!”
Тогда, спрося Иродиаду,
Свою бессовестную мать,
Девица выбрала в награду
Себе главу пророка дать.
И Иоанна обезглавил
В темницу посланный гонец.
Себя же Ирод обесславил,
И страшен был его конец.
Иисус же говорил к народу,
Когда остался одинок:
“Средь грешного людского рода
Не восставал такой пророк,
Как Иоанн. Скажу вам честно:
В миру он был весьма велик,
Но меньший В Царствии Небесном
Затмит его священный лик.
И входят в Царство то поныне
Все те, кто трудятся всерьёз,
С тех пор, как Иоанн в пустыне
Глас вопиющего вознёс.
Но говорили Иоанну:
Не пьёт, не ест, выходит, бес,
А Мне сказали: сыту, пьяну
Не след Посланцу быть небес.
Тебя же славлю, Правый Отче,
Что так разумно сотворил,
Что мудрецам закрыл Ты очи,
А юным мудрость отворил.
Вам говорю, ко Мне придите,
Все утомлённые душой,
Моё учение примите,
И Я доставлю вам покой.
Навек запомните основу
Всего ученья Моего:
Вам к Богу нет пути иного,
Как через Сына одного”.
VI
Ученики тогда вернулись
И весть Иисусу принесли,
Сколь многие душой проснулись
И к вере истинной пришли.
Иисус спросил: А кем считает
Меня Израильский народ?
Кто за пророка почитает,
А кто Крестителем зовёт , -
Они Иисусу отвечали.
“А ваше мненье каково?
Вы сами - кем Меня признали
И посчитали за кого?” -
Спросил Иисус и Пётр ответил:
“Ты Божий Сын и Ты - Христос”.
Иисус сказал: “Блажен и светел
Ты, Симон, ибо произнёс
Не от себя ты это слово,
А Бог открыл тебе его,
Чтоб ты отрёкся от былого
Служенья ради своего.
И ныне пред учениками
Скажу тебе лишь одному:
В Моей ты Церкви - первый камень,
Опора зданию всему”.
И было, что к Нему немого
Слепца однажды привели.
Когда же речь и зренье снова
Тому вернул Он, то смогли
Ему сие в вину поставить,
Не уловив Его в словах.
Привыкло фарисейство править
Единолично во церквах
И так то дело извернуло,
Христа желая превозмочь,
Что, дескать, силой Вельзевула
Он бесов изгоняет прочь.
Иисус же, видя их лукавство,
Сказал им. “Разве устоит
То царство, где самоуправство
И беззаконие царит?
И если бес погонит беса,
То что же будет с сатаной?
Какая мрачная завеса
Над их опустится страной!
Вам говорю кто не со Мною:
Вы расточаете себя.
И будет вашей то виною,
Вы в ней раскаетесь, скорбя.
Кто добр - не делает иного,
В нём злое пламя не горит,
От злого - слова ждите злого,
Он доброго не говорит.
Но помни, всякий говорящий,
И знай, крамольная молва:
Наступит час, и пред Судящим
За все ответите слова!”
“Яви нам чудо, и сомнений
Не будет!” - молвят хитрецы.
Но Он ответил им: Знамений
Прелюбодеи и лжецы
Всегда желают. Ожидает
Лишь огорченье таковых.
Кто о знамениях мечтает,
Тот не заслуживает их”.
В тот самый день, у моря сидя,
Иисус до времени молчал.
Народ же при себе увидя,
Его Он притчей поучал:
“Вот, вышел некий земледелец
Зерном засеять свой надел,
Но в силу всяческих безделиц
Посев тот вскоре поредел.
Какое пало при дороге
Зерно, то птицы унесли,
Остаток - вытоптали ноги,
И зёрна эти не взошли.
А то зерно, что в камни пало,
Укорениться не смогло,
Иное - в тернии пропало
И тоже всходов не дало.
И только то зерно сторично
Вознаградит жнеца за труд,
Которое в земле отличной
Легло. Богатый соберут
Там Урожай. Имея уши,
Извольте вникнуть в речь Мою!
Я вам спасаю ваши души,
Чтоб оказались вы в раю.
Чтоб пробудить бездумно спящих,
Я смысл раскрою притчи сей:
Тот сеятель есть Говорящий
Благое Слово средь людей.
Зерно, что пало при дороге,
Суть те, кто разумом скудны.
У них любую мысль о Боге
Крадут усилья сатаны.
Зерно, которое упало
На камни, это те из вас,
Кто верят иногда и мало
И отрекутся в трудный час.
Другие - Слово принимают,
Но тем сгубляется их плод,
Что мир богатством называет,
А притча тернием зовёт.
И только тех благословенно
Для Бога имя, кто поймёт
И примет Слово совершенно,
И плод стократный принесёт.
Но знайте, что лукавый тоже
Посеял в мире семена,
Те, что на плевелы похожи.
А участь плевелов одна:
Жнецы их с корнем вырывают,
Чтоб бросить в огненную печь,
И в муках там они сгорают,
Где плач, тоска и злая речь.
А праведники воссияют,
Как звёзды, в Царствии Творца.
Меня кто слышит, да дерзает
Подобного достичь конца.
Ничто на свете не сравнится
С Небесным Царством. Верьте Мне,
Что малая его крупица
Дороже всех златых монет
И самых редкостных жемчужин,
И человек, тот клад найдя,
Поймёт, что мир ему не нужен,
С восторгом к небу восходя”.
Когда же вечер опустился,
То говорят ученики:
“Учитель, лучше бы простился
С народом Ты, ведь далеки
Отсюда сёла их, и нечем
Нам накормить их. Пусть идут,
Им дома ужин обеспечен,
А здесь его не подадут”.
Иисус сказал им: “Вы дадите
Им есть. отсюда не сходя”.
Они ответили: “Учитель,
Ты, видно, молвил то, шутя.
На эти тысячи народа
Здесь пять хлебов и рыбы две”.
Но Он сказал им: “Вся природа
Подвластна Богу. На траве
Пусть люди лягут”. Взяв же пищу,
Сказал, пред тем, как им отдать:
“Кто правды Божьей в мире ищет
Вовек не будет голодать”.
И вдоволь всем еды досталось
Из рук Его учеников,
И после трапезы осталось
Двенадцать коробов кусков.
Ученикам велел пуститься
На лодке в море Он, а Сам
Взошёл на гору помолиться
И долго оставался там.
Меж тем на море шторм поднялся.
В тревоге путники, и вот
Над морем призрак показался,
Идущий к ним по верху вод.
Они вскричали от испуга,
Смятенья больше не тая,
Но глас Учителя и Друга
Сказал: Не бойтесь, это Я”.
Тут Пётр решил Его проверить,
В себе все страхи истребя,
И крикнул: Дай тогда измерить
Шагами воду до Тебя!
Иисус ответил: “Коль решился,
Теперь же можешь приступать”.
И Пётр пошёл, но усомнился
И тут же начал утопать.
Иисус сказал, поднявши вскоре
Его простёртою рукой:
“Когда б ты верил, это горе
Не приключилось бы с тобой.
Вам говорю: имея веру,
Возможно гору своротить,
В минуту вылечить холеру,
Не то, что по морю ходить”.
В тот миг и волны перестали
Вздыматься, стих и ветра вой.
И Сыном Божиим признали
Тогда Апостолы Его.
VII
Быв фарисеем приглашённым,
Возлёг Он в доме у него
И, плач услышав приглушённый;
Узрел виновницу того.
Ему слезами обливала
Младая женщина ступни
И волосами отирала;
Когда же высохли они,
Тогда она сосуд достала,
С которым шла Его встречать,
И драгоценным миром стала
Иисусу ноги умащать.
Тут фарисея мысль тревожит:
“Какой, скажите, Он пророк,
Когда Он грешницу не может
Прогнать, сидящую у ног?”
Иисус решил здесь притчу вставить:
“С вас не взыщу я впредь долгов”, -
Сказал один заимодавец,
Двоих имея должников.
Долг одного был больше долга
Другого ровно в десять раз.
Скажи, подумавши недолго,
Кто из прощённых в этот час
Сильней хозяина возлюбит?”
“Какому больше прощено“.
“Вот потому свой сук тот рубит,
Кто о грехах своих давно
Не вспоминает и уверен
Надменно в святости своей.
Грех таковых как раз - безмерен.
И говорит девице сей:
“Раз возлюбить ты так сумела,
Дела твои не столь плохи.
Иди, Мария, к людям смело,
Тебе прощаются грехи”.
Здесь фарисеи стали злиться:
“Да кто Он, чтоб грехи прощать?”
Иисус им дал угомониться,
Чтоб притчу новую начать:
“У старика два сына было,
Был младший - с детства сорванец,
Его свобода всё манила.
Однажды он оказал: “Отец!
Изволь мне выдать часть наследства,
Тобой обещанную мне.
Я поживу на эти средства
В заморской сказочной стране”.
Отец не отказал герою,
И тот покинул отчий дом,
Жил на чужбине и, не скрою,
Весьма распутничал при том.
Когда же отчее наследство
Он без остатка промотал,
То вспомнил розовое детство:
Великий голод там настал.
И он нанялся свинопасом
И о свиных мечтал кормах,
И молвил: “У отца запасов
Довольно. У него в рабах
Я впредь питаться буду хлебом,
Когда скажу ему при всех:
“Отец! Я согрешил пред небом.
Прости и ты мой тяжкий грех!”
И отрок с горькими слезами
Пришёл на родину свою.
“Отец! Я, грешник, перед вами
В немом отчаяньи стою.
Меня уж сыном не зовите...”
Но тот вскричал: “Молчи, молчи!”,
Велел работникам: “Бегите,
На стол несите калачи,
Задайте пир, чтоб мир качнулся,
Чтоб месяц путь свой изменил!
Мой сын живым ко мне вернулся!
А я его похоронил…”
Тут старший сын, пришедши с поля
И видя сытный тот обед,
Сказал отцу: “Твоей я воле
Служу покорно столько лет,
И ты друзьям моим козлёнка
Не заколол, а этот мот,
Едва вернулся, уж телёнка
Себе оттяпал без хлопот!”
Отец сказал: “Со мной всегда ты,
И всем владеем мы вдвоём,
Но в жизни есть такие даты,
Когда мы Богу песнь поём
За то, что нас не оставляет
Он без благих Своих чудес
И даже трупы оживляет.
Твой брат был мёртв, и вот - воскрес”.
Но фарисеи не унялись
И говорят: Зачем, Святой,
Твои друзья не постеснялись
Рук не умыть перед едой?
Иисус сказал: “Предлог вам нужен,
Чтоб обстановку обострить.
Скоблите чашу вы снаружи,
Но нечиста она внутри.
Что примет человек устами,
Попавши в чрево, после вон
Извергнется. Поймите сами,
Не осквернится этим он.
И только тем сквернятся люди,
Что исторгается из уст.
В убийстве, в краже, в ссоре, в блуде
К устам исход бывает чувств.
А вам, вожди, одно лишь слово
Скажу, чтоб речь закончить тут:
Когда слепой ведёт слепого,
То оба в яму упадут”.
Поздней, оставшись со Своими
Учениками, Он сказал:
“Придёт пора, в Ерусалиме
Мне наплюют они в глаза
И, к древу пригвоздив, повесят.
Но скорби не продлится срок,
И в третий день средь вас Воскреснет
Убитый подлостью Пророк.
И чтобы в сердце вам злодейство
Не заползло в земные дни,
Друзья, страшитесь фарисейства,
Вовек не будьте, как они.
Пускай подлец всем миром правит,
В нём обитая, как в раю,
Какой он выкуп предоставит
За душу чёрную свою,
Когда конец его настанет,
И приведут его на суд,
И перед Господом предстанет
Всё, им содеянное тут?
Сказал я это, чтоб испугом
Вы не сломились. Я умру,
Но все получат по заслугам
За совершённое в миру.
И здесь такие есть меж вами,
Кто, не пройдя сквозь смертный миг,
Земными разглядят глазами
Мой царственный небесный лик.
Ваши комментарии к этой статье
№8 дата публикации: 14.01.2002