Дмитрий Ляляев,

Саратов

Стихотворное Евангелие

(от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна)

на первую | далее

IV

Он шёл, народом окружённый,

Благословенья раздавал,

Но вот явился прокажённый

И, поклонясь, Ему сказал:

“Учитель, счисть с меня заразу,

Тебе бы это удалось”.

Иисус сказал одну лишь фразу:

“Хочу, очистись!” - и сбылось.

В Капернауме Римский воин

Уже спешит к Нему с мольбой:

“Учитель, пусть я недостоин,

Чтоб Ты в мой дом ступил ногой,

Но мой слуга жестоко страждет.

Болезнь Ты можешь победить

Лишь словом. Он его и жаждет,

И нет нужды к нему ходить”.

Иисус сказал: “Такую веру

Не часто встретишь средь людей.

Сию заимствуйте манеру,

Ведь он, заметьте, не Еврей.

И говорю вам: в Божье Царство

Придут подобные ему,

А Иудеев за коварство

Во внешнюю извергнут тьму”.

А сотнику сказал: “Добро вам

По вере вашей Бог воздаст”.

И стал слуга его здоровым

В тот самый день, в тот самый час.

И в тот же вечер бесноватых

Он исцелил, и всех больных.

Нечистых духов, виноватых

В их хворях, Он изгнал из них.

Сказал один, Иисусом званный:

“Позволь отца похоронить.

Потом я буду неустанно

Повсюду за тобой ходить”.

Иисус ответил: “Медны трубы

Тебя зовут, внемли же им!

Пусть мертвецов хоронят трупы,

Живые - служат пусть живым!

Войдя же в лодку в тот же вечер,

Он на корме её заснул.

И тут внезапно шквальный ветер

На море яростно подул,

И буря, мачту выгибая,

Водою, лодку залила.

Вскричали люди, погибая:

“Господь, яви Свои дела!

И, встав, смирил Он ветр и волны

Одним лишь словом, и сказал:

“Зачем вы были страхом полны?

Ведь Я пример вам указал,

Какому следовать должны вы:

Тот сотник, будь он здесь средь вас,

Сказал бы вам, что все вы живы

Останетесь в сей грозный час”.

Они же меж собой дивились:

Непостижимо то уму,

Что волны страшные смирились

И подчинилися Ему”.

Когда же, пересекши море,

Сошёл на берег Он, Ему

Шёл человек навстречу вскоре,

Весьма опасный, потому

Что был нечистым околдован

И бесов легион в нём жил.

Он цепи рвал, бывая скован,

И обитал среди могил.

И легион чертей взмолился:

“Иисус; напрасно нас не мучь!

Уж Ты бы лучше согласился

Швырнуть нас в море с этих круч.

Другой нам милости не надо,

Ведь мы не Божии Сыны”.

И бесы те, в свиное стадо

Войдя, низверглись с крутизны.

А было стадо то – большое,

Числом в две тысячи голов.

И одержимый, чьей душою

Владели бесы, стал здоров.

Затем в Свой град Он прибыл снова

И стал для немощных врачом.

И принесли к Нему больного,

Разбитого параличом.

Взревело человечье стадо,

Когда с поднятием руки

Иисус сказал больному: “Чадо!

Твои прощаются грехи”.

Вскричали книжники: “Прощает

Грехи лишь только Бог один!”

Иисус в ответ им возвещает:

“Отныне властен в том и Сын!” -

И говорит больному: “Встань же,

Возьми постель и в дом иди!

Беды, с которой жил ты раньше,

Уже не будет впереди”.

И подчинилася природа,

Недуг тяжелый вмиг исчез.

И все сказали: “ Мы от рода

Таких не видели чудес!”

Придя же к мытарю Матфею,

В его Он доме возлежал.

Про то узнали фарисеи,

Меж ними ропот пробежал.

Иисус сказал им: “Не здоровым

Целитель нужен, а больным.

Не место здесь словам суровым,

Коль Бог являет милость к ним”.

Тут Иаир священник входит

И в ноги падает к Нему,

И молвит: “Дочь моя отходит.

Не дай исполниться тому!”

Когда ж пришли к нему, то видят,

Что все рыдают и вопят:

“К нам избавитель уж не прийдет,

Она скончалась! - говорят.

И безутешен стал родитель,

И сам заплакал тут навзрыд.

Но говорит ему Учитель:

Не бойся, верь: она лишь спит .

Тогда Его подняли на смех,

Забыв про жалобный свой вой,

Но Он велел тотчас изгнать всех

И вывел к ним её живой.

И Он ходил среди селений,

Везде Евангелью уча.

И всяк, искавший исцелений,

Немедля помощь получал.

И, видя толпы человечьи,

Лишённые поводыря,

Что были как стада овечьи,

Он сокрушался, говоря:

“Сколь ни старайся, всё ж ничтожен

Твой вклад в гигантский этот труд.

Как много тут работы, Боже,

Как мало делателей тут!

V

Законоведа Никодима

Приняв, Он стал ему твердить:

“Сначала плоть людей родила,

Теперь же должно возродить

Святым вас Духом, и нетленье

Дано вам будет, ибо плоть

Обречена на разрушенье,

А дух бессмертен, как Господь.

Дух Божий, где захочет, веет,

И всяк, кто должен стать святым,

И удивиться не успеет,

Как обладаем будет Им.”

Тут Никодим спросил: “Как может

Всё это с человеком быть?”

Иисус сказал: “Сомненья гложут

Тебя, не в сипах ты вместить

Простого знания земного,

Сочтя его за чудеса.

Как средь невежества такого

Мне речь вести про небеса?

Никто из вас не небе не был,

Хоть всяк на небо и пенял,

А Я для вас спустился с неба.

Чтоб вы поверили в Меня.

Мне будет в раны сталь продета,

И вознесусь Я от земли,

Затем, чтоб вы чрез веру эту

Дар жизни вечной обрели.

На муку в мире сем убогом

Я рай небесный поменял.

К вам для того Я послан Богом,

Чтоб вы спаслись через Меня.

Христианин судим не будет

Ввиду отсутствия вины,

А атеистов Бог осудит,

Они уже осуждены,

За то, что по теченью плыли

И покорялись власти зла,

И больше света возлюбили

Тьму, что скрывает их дела”.

Прибыв в Самарию однажды

И отослав учеников,

Он Самарянке рёк: “Я жажду.

Дай сделать несколько глотков”.

Она достала из колодца

Воды, а дух огнём горит:

Как правоверным Он зовётся,

А с басурманкой говорит?

Иисус сказал: “Когда б ты знала

Кто ныне просит: дай Мне пить,

То ты б живой воды взалкала,

Чтоб всю нужду в воде забыть”.

Она ответила: “Израиль

Здесь воду пил и счастлив был”.

Иисус сказал: “И так изранил

Свой дух и угасил свой пыл.

И всякий, пьющий вашу воду,

Возжаждет снова, оттого,

Что извратили вы природу

Закона Божьего всего.

Господь есть дух, и поклоняться

Ему мы в духе и должны,

Не за химерами гоняться,

А быть лишь истине верны”.

Сказала женщина: “Я знаю,

Что нам Христос доставит весть”.

Иисус сказал: Вот весть благая:

Мессия этот Я и есть .

Апостолы, придя, дивились.

Увидев с женщиной Его,

И перед Ним остановились,

Но не сказали ничего.

Тогда, призвав их, говорит Он:

“Дерзайте, дети, пробил час!

Вещать на кровлях о сокрытом

Я ныне посылаю вас.

Благую Весть провозглашайте

О воздаянии в раю,

Врачуйте, мёртвых воскрешайте,

Вам власть над бесами даю.

Пусть мир охватится пожаром,

Моё учение приняв.

Дарите людям то, что даром

Вы получили от Меня.

Как овцы средь волков идите,

Уча холопа и царя,

И мудрость змеев превзойдите,

Над миром птицами паря.

Не бойтесь тех, кто убивает

Одно лишь тело, а Того

Страшитесь, Кто повелевает

Душою, более всего”.

В то время Иоанн Креститель

Уж был в темницу заключён,

Поскольку Ирод, злой правитель,

Им был прилюдно обличён

За то, что жил с Иродиадой,

Женою брата своего.

Пророк грозил царю расплатой,

Закон не дозволял того.

Когда же вскоре день рожденья

Царь отмечал очередной,

Себе велел он наслажденье

Доставить пляской огневой.

И угодила Саломея

Женолюбивому царю,

И он изрёк, на ложе млея:

“Тебе полцарства я дарю!”

Тогда, спрося Иродиаду,

Свою бессовестную мать,

Девица выбрала в награду

Себе главу пророка дать.

И Иоанна обезглавил

В темницу посланный гонец.

Себя же Ирод обесславил,

И страшен был его конец.

Иисус же говорил к народу,

Когда остался одинок:

“Средь грешного людского рода

Не восставал такой пророк,

Как Иоанн. Скажу вам честно:

В миру он был весьма велик,

Но меньший В Царствии Небесном

Затмит его священный лик.

И входят в Царство то поныне

Все те, кто трудятся всерьёз,

С тех пор, как Иоанн в пустыне

Глас вопиющего вознёс.

Но говорили Иоанну:

Не пьёт, не ест, выходит, бес,

А Мне сказали: сыту, пьяну

Не след Посланцу быть небес.

Тебя же славлю, Правый Отче,

Что так разумно сотворил,

Что мудрецам закрыл Ты очи,

А юным мудрость отворил.

Вам говорю, ко Мне придите,

Все утомлённые душой,

Моё учение примите,

И Я доставлю вам покой.

Навек запомните основу

Всего ученья Моего:

Вам к Богу нет пути иного,

Как через Сына одного”.

VI

Ученики тогда вернулись

И весть Иисусу принесли,

Сколь многие душой проснулись

И к вере истинной пришли.

Иисус спросил: А кем считает

Меня Израильский народ?

Кто за пророка почитает,

А кто Крестителем зовёт , -

Они Иисусу отвечали.

“А ваше мненье каково?

Вы сами - кем Меня признали

И посчитали за кого?” -

Спросил Иисус и Пётр ответил:

“Ты Божий Сын и Ты - Христос”.

Иисус сказал: “Блажен и светел

Ты, Симон, ибо произнёс

Не от себя ты это слово,

А Бог открыл тебе его,

Чтоб ты отрёкся от былого

Служенья ради своего.

И ныне пред учениками

Скажу тебе лишь одному:

В Моей ты Церкви - первый камень,

Опора зданию всему”.

И было, что к Нему немого

Слепца однажды привели.

Когда же речь и зренье снова

Тому вернул Он, то смогли

Ему сие в вину поставить,

Не уловив Его в словах.

Привыкло фарисейство править

Единолично во церквах

И так то дело извернуло,

Христа желая превозмочь,

Что, дескать, силой Вельзевула

Он бесов изгоняет прочь.

Иисус же, видя их лукавство,

Сказал им. “Разве устоит

То царство, где самоуправство

И беззаконие царит?

И если бес погонит беса,

То что же будет с сатаной?

Какая мрачная завеса

Над их опустится страной!

Вам говорю кто не со Мною:

Вы расточаете себя.

И будет вашей то виною,

Вы в ней раскаетесь, скорбя.

Кто добр - не делает иного,

В нём злое пламя не горит,

От злого - слова ждите злого,

Он доброго не говорит.

Но помни, всякий говорящий,

И знай, крамольная молва:

Наступит час, и пред Судящим

За все ответите слова!”

“Яви нам чудо, и сомнений

Не будет!” - молвят хитрецы.

Но Он ответил им: Знамений

Прелюбодеи и лжецы

Всегда желают. Ожидает

Лишь огорченье таковых.

Кто о знамениях мечтает,

Тот не заслуживает их”.

В тот самый день, у моря сидя,

Иисус до времени молчал.

Народ же при себе увидя,

Его Он притчей поучал:

“Вот, вышел некий земледелец

Зерном засеять свой надел,

Но в силу всяческих безделиц

Посев тот вскоре поредел.

Какое пало при дороге

Зерно, то птицы унесли,

Остаток - вытоптали ноги,

И зёрна эти не взошли.

А то зерно, что в камни пало,

Укорениться не смогло,

Иное - в тернии пропало

И тоже всходов не дало.

И только то зерно сторично

Вознаградит жнеца за труд,

Которое в земле отличной

Легло. Богатый соберут

Там Урожай. Имея уши,

Извольте вникнуть в речь Мою!

Я вам спасаю ваши души,

Чтоб оказались вы в раю.

Чтоб пробудить бездумно спящих,

Я смысл раскрою притчи сей:

Тот сеятель есть Говорящий

Благое Слово средь людей.

Зерно, что пало при дороге,

Суть те, кто разумом скудны.

У них любую мысль о Боге

Крадут усилья сатаны.

Зерно, которое упало

На камни, это те из вас,

Кто верят иногда и мало

И отрекутся в трудный час.

Другие - Слово принимают,

Но тем сгубляется их плод,

Что мир богатством называет,

А притча тернием зовёт.

И только тех благословенно

Для Бога имя, кто поймёт

И примет Слово совершенно,

И плод стократный принесёт.

Но знайте, что лукавый тоже

Посеял в мире семена,

Те, что на плевелы похожи.

А участь плевелов одна:

Жнецы их с корнем вырывают,

Чтоб бросить в огненную печь,

И в муках там они сгорают,

Где плач, тоска и злая речь.

А праведники воссияют,

Как звёзды, в Царствии Творца.

Меня кто слышит, да дерзает

Подобного достичь конца.

Ничто на свете не сравнится

С Небесным Царством. Верьте Мне,

Что малая его крупица

Дороже всех златых монет

И самых редкостных жемчужин,

И человек, тот клад найдя,

Поймёт, что мир ему не нужен,

С восторгом к небу восходя”.

Когда же вечер опустился,

То говорят ученики:

“Учитель, лучше бы простился

С народом Ты, ведь далеки

Отсюда сёла их, и нечем

Нам накормить их. Пусть идут,

Им дома ужин обеспечен,

А здесь его не подадут”.

Иисус сказал им: “Вы дадите

Им есть. отсюда не сходя”.

Они ответили: “Учитель,

Ты, видно, молвил то, шутя.

На эти тысячи народа

Здесь пять хлебов и рыбы две”.

Но Он сказал им: “Вся природа

Подвластна Богу. На траве

Пусть люди лягут”. Взяв же пищу,

Сказал, пред тем, как им отдать:

“Кто правды Божьей в мире ищет

Вовек не будет голодать”.

И вдоволь всем еды досталось

Из рук Его учеников,

И после трапезы осталось

Двенадцать коробов кусков.

Ученикам велел пуститься

На лодке в море Он, а Сам

Взошёл на гору помолиться

И долго оставался там.

Меж тем на море шторм поднялся.

В тревоге путники, и вот

Над морем призрак показался,

Идущий к ним по верху вод.

Они вскричали от испуга,

Смятенья больше не тая,

Но глас Учителя и Друга

Сказал: Не бойтесь, это Я”.

Тут Пётр решил Его проверить,

В себе все страхи истребя,

И крикнул: Дай тогда измерить

Шагами воду до Тебя!

Иисус ответил: “Коль решился,

Теперь же можешь приступать”.

И Пётр пошёл, но усомнился

И тут же начал утопать.

Иисус сказал, поднявши вскоре

Его простёртою рукой:

“Когда б ты верил, это горе

Не приключилось бы с тобой.

Вам говорю: имея веру,

Возможно гору своротить,

В минуту вылечить холеру,

Не то, что по морю ходить”.

В тот миг и волны перестали

Вздыматься, стих и ветра вой.

И Сыном Божиим признали

Тогда Апостолы Его.

VII

Быв фарисеем приглашённым,

Возлёг Он в доме у него

И, плач услышав приглушённый;

Узрел виновницу того.

Ему слезами обливала

Младая женщина ступни

И волосами отирала;

Когда же высохли они,

Тогда она сосуд достала,

С которым шла Его встречать,

И драгоценным миром стала

Иисусу ноги умащать.

Тут фарисея мысль тревожит:

“Какой, скажите, Он пророк,

Когда Он грешницу не может

Прогнать, сидящую у ног?”

Иисус решил здесь притчу вставить:

“С вас не взыщу я впредь долгов”, -

Сказал один заимодавец,

Двоих имея должников.

Долг одного был больше долга

Другого ровно в десять раз.

Скажи, подумавши недолго,

Кто из прощённых в этот час

Сильней хозяина возлюбит?”

“Какому больше прощено“.

“Вот потому свой сук тот рубит,

Кто о грехах своих давно

Не вспоминает и уверен

Надменно в святости своей.

Грех таковых как раз - безмерен.

И говорит девице сей:

“Раз возлюбить ты так сумела,

Дела твои не столь плохи.

Иди, Мария, к людям смело,

Тебе прощаются грехи”.

Здесь фарисеи стали злиться:

“Да кто Он, чтоб грехи прощать?”

Иисус им дал угомониться,

Чтоб притчу новую начать:

“У старика два сына было,

Был младший - с детства сорванец,

Его свобода всё манила.

Однажды он оказал: “Отец!

Изволь мне выдать часть наследства,

Тобой обещанную мне.

Я поживу на эти средства

В заморской сказочной стране”.

Отец не отказал герою,

И тот покинул отчий дом,

Жил на чужбине и, не скрою,

Весьма распутничал при том.

Когда же отчее наследство

Он без остатка промотал,

То вспомнил розовое детство:

Великий голод там настал.

И он нанялся свинопасом

И о свиных мечтал кормах,

И молвил: “У отца запасов

Довольно. У него в рабах

Я впредь питаться буду хлебом,

Когда скажу ему при всех:

“Отец! Я согрешил пред небом.

Прости и ты мой тяжкий грех!”

И отрок с горькими слезами

Пришёл на родину свою.

“Отец! Я, грешник, перед вами

В немом отчаяньи стою.

Меня уж сыном не зовите...”

Но тот вскричал: “Молчи, молчи!”,

Велел работникам: “Бегите,

На стол несите калачи,

Задайте пир, чтоб мир качнулся,

Чтоб месяц путь свой изменил!

Мой сын живым ко мне вернулся!

А я его похоронил…”

Тут старший сын, пришедши с поля

И видя сытный тот обед,

Сказал отцу: “Твоей я воле

Служу покорно столько лет,

И ты друзьям моим козлёнка

Не заколол, а этот мот,

Едва вернулся, уж телёнка

Себе оттяпал без хлопот!”

Отец сказал: “Со мной всегда ты,

И всем владеем мы вдвоём,

Но в жизни есть такие даты,

Когда мы Богу песнь поём

За то, что нас не оставляет

Он без благих Своих чудес

И даже трупы оживляет.

Твой брат был мёртв, и вот - воскрес”.

Но фарисеи не унялись

И говорят: Зачем, Святой,

Твои друзья не постеснялись

Рук не умыть перед едой?

Иисус сказал: “Предлог вам нужен,

Чтоб обстановку обострить.

Скоблите чашу вы снаружи,

Но нечиста она внутри.

Что примет человек устами,

Попавши в чрево, после вон

Извергнется. Поймите сами,

Не осквернится этим он.

И только тем сквернятся люди,

Что исторгается из уст.

В убийстве, в краже, в ссоре, в блуде

К устам исход бывает чувств.

А вам, вожди, одно лишь слово

Скажу, чтоб речь закончить тут:

Когда слепой ведёт слепого,

То оба в яму упадут”.

Поздней, оставшись со Своими

Учениками, Он сказал:

“Придёт пора, в Ерусалиме

Мне наплюют они в глаза

И, к древу пригвоздив, повесят.

Но скорби не продлится срок,

И в третий день средь вас Воскреснет

Убитый подлостью Пророк.

И чтобы в сердце вам злодейство

Не заползло в земные дни,

Друзья, страшитесь фарисейства,

Вовек не будьте, как они.

Пускай подлец всем миром правит,

В нём обитая, как в раю,

Какой он выкуп предоставит

За душу чёрную свою,

Когда конец его настанет,

И приведут его на суд,

И перед Господом предстанет

Всё, им содеянное тут?

Сказал я это, чтоб испугом

Вы не сломились. Я умру,

Но все получат по заслугам

За совершённое в миру.

И здесь такие есть меж вами,

Кто, не пройдя сквозь смертный миг,

Земными разглядят глазами

Мой царственный небесный лик.

на первую | далее

 

Ваши комментарии к этой статье

 

8 дата публикации: 14.01.2002